История навигаторов

    Когда-то люди ориентировались по звездам. Сейчас все гораздо проще — достаточно достать из кармана телефон, вбить в яндекс.карты нужный адрес и они проложат маршрут. Или включить навигатор в авто. Или посмотреть на «умные часы» — способов много. Но знали ли вы, как выглядели первые навигаторы? В посте — краткая история навигаторов: от механического наручного устройства до проекторов в шлеме.

    Первые шаги


    Первый навигатор появился в 1920 году. В комплекте к устройству Plus Fours Routefinder, похожему на часы, шли карты. Крутить их нужно было вручную.

    image

    Нужно было добавить это устройство в Историю умных часов. Ведь пройдет всего 90 лет, и функцию навигатора будут выполнять часы вроде Pebble.

    image

    Навигатор следующего поколения, Iter-Auto, появился в 1930-м. Основные его отличия от Plus Fours Routefinder состояли в автоматическом прокручивании карты — при этом скорость, с которой механизм это делал, зависела от скорости автомобиля. Но стоило свернуть с дороги — как водителю приходилось доставать карты, искать нужную, устанавливать её в навигатор и искать своё текущее местоположение.

    image

    Реклама Iter-Auto.

    image

    General Motors в 1966 году выпустила «Driver Aid Information and Routing». Система была призвана ассистировать водителя и брать на себя часть функций водителя, чтобы он мог сосредоточиться, собственно, на вождении. Среди полезных функций — возможность позвонить по радиотелефону в аварийную или справочную службы. Пресс-релиз от 1 февраля 1967 года. В качестве носителей информации использовались перфорированные карты: по ним навигатор ориентировался и сообщал об ограничении скорости, направлении и других важных факторах.

    image

    В космос!


    В 1957 году в Советском Союзе отправили в космос первый искусственный спутник Земли. Американские учёные при этом наблюдали сигнал, исходящий от спутника и обнаружили, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при отдалении. Поэтому, зная свои координаты, можно выяснить положение и скорость спутника, и, зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты. Технология глобальной спутниковой навигации: какие бывают системы, параметры и функции.

    image

    В 1974 году идея спутниковой навигации была реализована, и в США запустили первый из 24 GPS-спутников, необходимых для покрытия всей Земли. Последний из них запустили в 1994 году. На данный момент этих спутников 32. Как видны спутники из одной точки:

    image

    Этот спутник не запустили, он в музее в Сан-Диего.

    image

    Официально систему ГЛОНАСС начали разрабатывать в СССР в 1976 году, но только в 1984 запустили первые два спутника. На фото — спутник ГЛОНАСС второго поколения. Для полного покрытия Земли также требуется 24 спутника.

    image

    Для военных и гражданских


    Первый GPS-приёмник, разработанный для вооруженных сил США, был двухместным и с колёсами. Весил около 122 килограммов. В 1983 году было принято решение о создании гражданской системы GPS — после того, как сбили пролетающий над СССР самолёт компании Korean Airline.

    image

    В 1985 в США уже появляется первый массовый навигатор — The Etak Navigator. Изображение на дисплее — приятного зелёного цвета. Музыку и фильмы на нем, конечно, смотреть было нельзя, но со своей работой он справлялся. Карты для него хранились на кассетах.

    image

    image

    image

    В 1991 году The Etak Navigator засветился в фильме «Сплошные неприятности» (Nothing But Trouble). В кадре — собственно, он и нога Деми Мур.

    image

    Как ГЛОНАСС, так и GPS изначально разрабатывались для военных целей. На фото — часть приборной панели вертолёта Black Hawk с GPS навигатором, начало 1990-х.

    image

    Январь или февраль 1991 года, операция «Буря в пустыне». GPS-навигатор, установленный в Хаммере.

    image

    Первый приёмник, рассчитанный на работу и с ГЛОНАСС, и с GPS одновременно, был выпущен в 1995 году компанией Ashtech. Он не был предназначен для массового рынка.

    image

    А спустя пять лет на рынке появляется первый смартфон с GPS — это Benefon ESC. Он был доступен массовому потребителю.

    image

    image

    Первый смартфон, оборудованный ГЛОНАСС приёмником, поступил в продажу в 2011 году — МТС 945.

    image

    Сегодня


    На данный момент роль навигатора могут выполнять не только специальные гаджеты, но смартфоны и разнообразные носимые устройства — часы и очки. Например, Google Glass позволяют водителю не отвлекаться от дороги.

    image

    Возвращаясь к часам — приложение для Pebble позволяет отображать подсказки о том, куда дальше ехать, прямо на наручных часах. Это один из 10 вариантов применения этого гаджета. Работают они совместно с запущенным на смартфоне приложением.

    image image

    Штатными навигаторами часто оснащают автомобили прямо на заводе — даже российские производители авто это делают.

    image

    Но гораздо интереснее, конечно, устройства, приобретаемые дополнительно. Например, навигатор Garmin HUD оснащен проектором — водитель видит направление следующего поворота в виде стрелки на лобовом стекле автомобиля. Устройство синхронизируется со смартфоном на iOS или Android и использует запущенное на нем программное обеспечение. И получает пробки с него через Bluetooth.

    image

    Мотоциклисты тоже пользуются навигаторами, что сопряжено с рядом неудобств: во время вождения в шлеме не очень удобно наклонять голову к навигатору — это раз, приходится останавливаться, чтобы вбить адрес — это два. Поэтому среди носимых устройств с навигацией можно отметить мотоциклетный шлем NUVIZ — он нужен для того, чтобы повысить безопасность. Проект уже получил достаточную сумму на Kickstarter.

    image

    image

    Программное обеспечение девайса позволит даже объехать непогоду, что для двухколесного транспорта является ощутимым бонусом.

    image

    В России подобный проект разрабатывается уже пять лет — это LiveMap для байкеров, мотоциклетный шлем с GPS навигатором. Сейчас можно сделать предзаказ на сайте — за 1500 долларов, а когда он появится в продаже — цена составит уже 2000.



    Это интересно:
    Подключенный Volvo на MWC 2014
    История умных часов
    История персональных компьютеров в рекламе. Часть 3: 1990-е
    Box Overview 55,72
    Компания
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 28
    • 0
      Первый GPS-приёмник, разработанный для вооруженных сил США, был двухместным и с колёсами. Весил около 122 килограммов.

      Еще бы для сравнения увидеть данные и фотографию современных приемников.
      Работал с модулем, включающий в себя антенну и имеющий размеры 16х16х2,1 мм, вес 1 грамм, но наверняка есть уже и меньше.
      • +8
        американские военные узнали, что частота сигнала зависит от приближенности спутника

        Ага. А число π(пи) в военное время может достигать 4-х.
      • +2
        >А спустя пять лет на рынке появляется первый смартфон с GPS — это Benefon ESC. Он был доступен массовому потребителю

        Неверно. До ESC была модель Benefon Track с откидной GPS-антенной и без графического отображения местоположения. Координаты в этой модели показывались в виде текста, что было не очень удобно. Но и стоил Track порядка 450$, что было заметно дешевле ESC (около 900$)
        • 0
          Benefon Track появился в том же 2000 году. Но можно ли его назвать смартфоном?

          Benefon Track
          image
          • 0
            ESC!, насколько я могу судить, тоже смартфоном никак назвать нельзя )
            • 0
              ESC! не был смартфоном. Само это понятие появилось совсем недавно.
              • 0
                Устройства на Windows mobile начали появлятся в начале 2000, хоть они и назывались поначалу «коммуникаторами».
          • +2
            Вообще говоря, Etak использовал инерциальную систему счисления, а никак не GPS.
            • +1
              навигатор Garmin HUD оснащен проектором — водитель видит карту на лобовом стекле автомобиля

              Вообще-то никакой карты он не видит. Только направление следующего поворота в виде стрелки.
              • +1
                А есть ли (разрабатывается ли?) или хотя бы теоретически возможно (при сегодняшних технологиях) создание прозрачной плёнки\стекла с возможностью отображения на нём информации? Хотя бы ч\б.

                Если конкретнее, можно ли сделать HUD-дисплей для авто не на основе проектора, а чтобы всё лобовое стекло было экраном? Или пока что это фантастика? Вроде бы, есть прозрачные OLED-дисплеи…
                • +1
                  На CES 2012 компания Samsung показала вот такое окно — Samsung Smart Window, прозрачный 46 дюймовый дисплей с разрешением 1366х767. Окно расходует лишь десятую часть энергии, потребляемой обычным ЖК-дисплеем подобного размера, частично подпитывается от солнечной энергии. О дальнейшей истории проекта мне неизвестно. www.3dnews.ru/623028

                  image
                  • +1
                    Спасибо!
                    • +1
                      «Подпитывается от солнечной энергии» в данном случае, судя по всему, означает, что солнечный свет работает вместо подсветки, не более. Потому и потребление в десять раз меньше, т.к. энергия расходуется только на изменение поляризации, а на подсветку — нет.
                      Что с этим делать вечером — непонятно, потому это просто концепт.
                  • +1
                    Мой первый навигатор был Garmin 100 AVD. Первым впечатлением было, когда году в 93-м измеряли с отцом расстояние от дачи до ближайшей деревни. Затем в поход на байдарке с ним ходили, а поскольку навигатор довольно много потреблял энергии, помню, сделали блок-вампирчик из 12 батареек типа D (или 373). И ещё штук 20 запасных брали.
                    • +8
                      Кстати, подобные «навигаторы» с бумажными рулонами, называемые roadbook, до сих пор применяют гонщики на соревнованиях вроде Дакара:
                      image
                      • 0
                        Интересно. А с чем это связано? У них там свои карты, которые проще на рулоне распечатать, чем в навигатор загрузить?
                        • +1
                          «С навигатором каждый дурак сможет», т.е. спортивный интерес
                          • +1
                            Дело в том, что как таковая карта им вообще не нужна — маршрут известен заранее, гонщик ориентируется по одометру, перекресткам и прочим ориентирам, которые внесены в roadbook. И эта штуковина не откажет даже если накроется вся электроника. Электронные версии таких приспособлений тоже существуют.
                        • +6
                          а американские военные узнали, что частота сигнала зависит от приближенности спутника. Поэтому, зная свои координаты, можно выяснить положение и скорость спутника, и, зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты.
                          Лолшто??? Т.е. до 1957 об эффекте Допплера ничего не знали, соответственно американские ВВС не использовали радары? Какой кошмар, в СССР в 1940 появился первый Пеленгатор-1, если мне не изменяет память.

                          Зная положение спутника (одного?) ты никак не определишь не то что скорость, но и направление движения, да и координату (по одному) вообще. Скорость, естественно, определяется по серии замеров как расстояние / время между замерами.

                          В общем, на месте автора перевода я бы просто повыдирал картинки, а текст написал бы сам. На хабре можно писать поматановее, чем в Cosmopolitan, фу, аж тошнит от такого стиля изложения!
                          • +2
                            Поправка ко второму тезису:
                            По одному спутнику тоже можно определить свои координаты. В спутниковых навигационных системах первого поколения (Transit, Циклон, Цикада) использовался доплеровский метод определения местоположения. Наблюдался спутник в течение некоторого времени, строился график доплеровского сдвига. Точка смены знака второй производной — когда скорость по линии визирования обращается в ноль. Второй источник информации — угол наклона кривой. Отсюда рассчитывали координаты. Точность — порядка сотни метров. Но нужно долго наблюдать спутник.
                          • +2
                            Немного устарело в статье про Pebble. Более перспективное приложение Pebble Nav Me . Занимает слот в часах, настройки в приложении компаньоне, но забирает маршрут прям с карт гугл при запущенной навигации. На часах должно выглядеть вот так:

                            А по факту не отображает иконку поворота и метры до поворота. Только сам маневр и время прибытия. Хотя может это только у меня…
                            • 0
                              Весь день переписывался с разработчиком, после испробованных на мне 2х исправленных версий, третья нормально заработала с русским. Текст скроллится, за 500м, 150м и 50м (вроде) перед маневром вибрирует. При прерывании каким-либо уведомлением заново запускается. При достижении пункта назначения сам закрывается. На такое 3$ не жалко. Обещает настройку величины шрифта, подсветку в темное время (хотя это я просил давно, может уже и есть).
                            • +4
                              Очень резкий перескок (прямо таки через несколько лет) от первых массовых военных моделей к смартфонам.

                              В 1991 году был выпущен здоровенный Sony Pyxis с текстовым дисплеем.
                              image
                              Следующий Pyxis был уже в двухтысячных:
                              image
                              Еще раньше, в 1989 — Magellan TrailBlazer.
                              image
                              В те же первые годы девяностых Trimble сделали линейку карманных навигаторов с текстовым дисплеем FlightMate (для малой авиации, с базой аэродромов) и Geoexplorer (для пешего туризма).
                              image
                              В 94м был TrailBlazer XL, сильно напоминавший своего военного собрата DAGR.
                              image
                              • +1
                                А еще был советский топопривязчик ТП-12М. Сигнал снимался с колес и рулевого БТРа.

                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                Самое читаемое