Wi-Fi или iBeacon? Или хорошо, когда возможности технологии совпадают с желаемым результатом

    Сегодня многие владельцы торговых площадок, выставочных центров и других заведений, принимающих у себя клиентов, задумываются — как сделать опыт посещения площадки инновационным, удобным и повысить лояльность клиентов, например, предложив навигацию по помещению? Как взаимодействовать с посетителями через их мобильные устройства? Как собирать аналитику, чтобы лучше понимать свою аудиторию, ее интересы и потребности?

    Для этих целей предлагаются решения на основе технологий Wi-Fi и радиомаячков (iBeacon). Вместе с мобильным приложением или без него такие решения должны обеспечивать три основных сервиса – навигацию в помещении, информирование при приближении (proximity messaging) и аналитику по присутствующим устройствам. Фантазия позволит нам расширить количество сервисов для разных отраслей – аудиогид для музеев, поиск опаздывающего к выходу пассажира для аэропортов и т.д.

    Предлагаю разобраться в особенностях обеих технологий, их преимуществах и ограничениях, и сделать выводы о том, какие результаты возможны, а какие нет.

    Первый кластер решений использует сеть Wi-Fi

    Используется возможность «слышать» на точке доступа Wi-Fi фреймы Probe request, периодически отправляемые смартфоном. Probe request содержит уникальный идентификатор устройства, поэтому сеть Wi-Fi может накопить услышанные MАС адреса на внешнем сервере, что позволит сделать аналитику по присутствию посетителей (точнее их мобильных устройств). Узнать из такой аналитики можно довольно много: оценить количество посетителей, их распределение по времени и среднее время пребывания, выделить лояльную аудиторию и новых посетителей, оценить долю подключившихся к гостевой сети Wi-Fi устройств, сравнить эти параметры между несколькими площадками и отслеживать изменения поведения посетителей.

    Применение: отслеживание службой маркетинга реакции на проводимые мероприятия, выявление наиболее эффективных площадок, а также оценка используемости помещений (оптимизация занимаемых площадей) и экономия электроэнергии благодаря адаптации мощности кондиционирования и вентиляции в соответствии с количеством присутствующих посетителей.



    Если к такому решению добавить геопозиционирование в сетях Wi-Fi — расчёт координаты местонахождения устройства — то дополнительно сможем получить отслеживание передвижения посетителей, выделить наиболее популярные маршруты и зоны. Кроме того, факт появления устройства в определенной зоне (или факт выхода его оттуда) можно использовать как триггер для отправки сообщения на устройство. При наличии загруженного приложения данной площадки общение может идти через пуш сообщения, а при его отсутствии – посредством sms, если ранее посетитель подключался к гостевой сети Wi-Fi и дал на это разрешение.

    Подробнее я рассматривала эти решения здесь.

    Разберемся в нюансах.

    Технология Wi-Fi использует фреймы Probe requests, отправляемые устройствами в поисках имеющихся сетей Wi-Fi. Они отправляются когда Wi-Fi на устройстве включён. Важным нюансом является то, что разные устройства отправляют эти фреймы по-разному, в зависимости от алгоритма, определенного производителем смартфона для данной версии ПО.

    Сейчас на практике мы видим Probe request в среднем 1-2 раза в минуту. Однако, заботясь об анонимности пользователя, производители смартфонов часто отправляют фальшивые идентификаторы устройств в неподключенном режиме, что не позволяет собрать аналитику об этих устройствах. Все, что можно сделать с фальшивками – проигнорировать их. До IOS 9 iPhone среди фальшивых адресов периодически отправлял настоящий, после 9 версии реальный МАС уже не отправляется. Android реализует ту же стратегию. Т.о. если посетитель не подключился к Wi-Fi, собрать статистику о нем в большинстве случаев не получится.

    Получая пробу 1 раз в минуту, Вы имеете гранулярность обновления координаты 1 раз в минуту. Для навигации в больших помещений – таких как большие торговые залы, аэропорты, музеи, лечебные учреждения — этого может быть достаточно, если под навигацией подразумевать отображение текущей позиции клиента и отрисовку маршрута до цели. Для того, чтобы “вести” клиента по проложенному пути, отображая его продвижение в реальном времени, гранулярность должна быть выше. Производители мобильных приложений успользуют дополнительный контекст для определения того, куда продвигается клиент – показания акселерометра, компаса.

    Ситуация улучшается если клиентское устройство подключено к Wi-Fi – появляется возможность собирать данные не только по пробам, но и по трафику данных (если Вы используете решение Cisco). Задержка в получении данных о присутствии/ местоположении смартфона в таком варианте присутствует, но сокращается на практике до 15-20 секунд.

    Второй кластер решений использует радиомаячки или iBeacon

    iBeacon использует технологию Bluetooth, а точнее Bluetooth Low Energy (BLE) – распространенный стандарт, имеющийся практически на каждом мобильном устройстве. iBeacon посылает в эфир следующую информацию: UUID – идентификатор групп маячков, Major и Minor – параметры для группировки маячков с одинаковым UUID.

    Маячки обладают небольшой стоимостью и устанавливаются в местах, рядом с которыми приложение на смартфоне посетителя должно «проснуться» и сделать, например, отправку сообщения в приложение в привязке к месту нахождения маячка или отобразить где находится устройство на карте, т.е. навигацию в помещении. Типовой сценарий — покупатель заходит в магазин и получает в приложение приветствие с информацией о специальных предложениях.

    В отличие от интеллектуальной Wi-Fi сети, маячок является устройством довольно примитивным. Интеллект перекладывается на клиентское устройство — посетитель должен заранее загрузить приложение площадки, включить Bluetooth и иметь подключение к сети передачи данных по Wi-Fi или 3G/4G. Приложение, сканируя эфир, обнаружит маячок и отправит данные об этом событии на сервер мобильных приложений, сервер же инициирует действие.

    На фото система навигации, построенная на радиомаячках, обнаруживает меня в большом выставочном центре Cisco. Точность позиционирования вполне позволяла коллегам меня найти.



    Радиомаяки недорогие, но трудоемкие в эксплуатации: замена батареек примерно раз в 2 года или замена самого маячка, конфигурация, отслеживание несанкционированных перемещений — недорогие биконы часто имеют некачественный клей и со временем отваливаются от стены, их также могут украсть — все это нюансы ежедневной эксплуатации такого решения. Если для определения местоположения используется “fingerprinting” или местоположение на базе того, как устройство «слышит» маячки, то важно помнить, что настройка такой сети очень трудоемка и при любом изменении радиосреды или переразвесе маяков калибровку придется повторить.

    В теории использование маяков обещает весьма несущественную задержку в определении местоположения, порядка 2 секунд, однако на практике результат бывает много хуже. Были проекты, в которых удивленный клиент наблюдал задержку порядка минуты.

    Такая большая задержка – результат суммы факторов и эта сумма всегда будет присутствовать. Мобильное приложение будет осуществлять сканирование не постоянно, а с определенной периодичностью, причем в спящем режиме с выключенным дисплеем может делать это реже. Маячок отправляет сигналы с периодичностью, часто производители предусматривают снижение частоты отправки сигналов или его мощности при снижении уровня заряда батареи. Радиосреда может быть загружена, в связи с чем сигналы маячка будут теряться. При использовании радиомаячков для расчета координаты устройства неточность заложена самой природой радиосигнала. Радиосигнал угасает нелинейно, поэтому хорошую точность мы получаем лишь при приближении к объекту. Чем дальше мы от него — тем сложнее определить насколько далеко, т.к. дельта изменения силы сигнала (RSSI) становится сравнимой с погрешностью измерения силы синала.


    Дешевизна маячков и желание общаться в офлайне с клиентами привело к волне интереса к этой технологии. Прошлой осенью компания Cisco анонсировала новинку в области радиомаячков — Beacon Point. Впервые он появился на рынке Северной Америки, однако сейчас стал доступен в Европе и скоро появится в России.

    Beacon Point – это уникальная инновационная разработка, сочетающая преимущества малой задержки, свойственной радиомаячкам, низкие расходы на эксплуатацию такой сети и удобство использования облачного управления.

    Вместо россыпи маячков Cisco предлагает устройство для установки в помещении, способное эмулировать виртуальные маячки. Beacon point имеет 16-элементный антенный массив и может эмулировать до 8 маячков BLE. Beacon Point имеет примерно ту же зону покрытия, что и обычная точка доступа Wi-Fi, устанавливается на потолке, запитывается стандартным PoE, подключается через интернет к Beacon Center, который обеспечивает управление, расчет координаты и связь с мобильным приложением.

    Beacon Point отправляет в пространство до 8 лучей в те точки, где должны бы стоять физические биконы. Информация о том, как устройство «слышит» сформированный бим или виртуальный бикон отправляется сервером мобильного приложения в облако, в котором происходит расчет координаты с помощью искусственного самообучаемого интеллекта.

    Это отличный подход от традиционного, где координата вычисляется приложением на устройстве. Когда облако получает информацию о том, что клиент «слышит» бикон, оно отправляет информацию в SDK о том, как устройство «слышит» бикон. На сегодня реализован SDK для устройств iOS и Android.

    Виртуальный бикон конфигурируется аналогично физическому, для него определяются UUID, Major и Minor. Однако сам бикон не нужен. Beacon Center позволяет создать виртуальные биконы, включить их или выключить в выбранных местах одним кликом мыши. Фактически установив на потолке Beacon point клиент получает неограниченное количество вариантов установки и конфигурации маячков с минимальными затратами на изменения сети.

    Такой виртуальный подход имеет целый ряд важных преимуществ:
    • Существенное сокращение сложности развертывания и эксплуатации сети радиомаячков: отсутствие батареек в устройствах и необходимости их замены, отсутствие несанкционированного перемещения маячков, их падения и воровства, отсутствие вариаций в силе сигнала маячка по мере разрядки батарейки.
    • Простота изменения конфигурации, все конфигурации производятся онлайн в Beacon Center кликами мыши.
    • Хороший расчет координаты благодаря использованию искусственного интеллекта, который самообучается под разные устройства и операционные системы.

    С такой системой можно реализовывать не просто навигацию от текущего местоположения клиента, но и обеспечить постоянное «ведение» клиента по маршруту, т.к. обновления координаты происходят на уровне не хуже 2 раз в секунду, что считается достаточным для такого сервиса.

    Заключение

    Wi-Fi
    Сеть Wi-Fi чаще всего уже есть на площадке для посетителей и для внутреннего пользования. Использование имеющейся инфраструктуры вместо наложенной очевидно более экономично.
    Из недостатков стоит отметить заметную задержку в срабатывании, а также необходимость подключения гостей к Wi-Fi для взаимодействия с ними.

    Сеть Wi-Fi является хорошим средством сбора информацию о присутствующих, т.к. может коррелировать события присутствия устройств на большой площадке и выдавать качественную аналитику при условии, что большинство посетителей подключаются к Wi-Fi. Мобильное приложение не требуется (умная сеть – «неумное» устройство).

    При использовании возможностей геопозиционирования аналитика обогащается тепловыми картами присутствия с проигрыванием ее в динамике, определяются наиболее популярные маршруты и зоны, рассчитывается время нахождения/ожидания.

    iBeacon

    Быстрота срабатывания BLE позволяет делать на этих решениях эффективную навигацию в помещении с полноценным ведением клиента по площадке. Второй оптимальный сценарий для этой технологии – отправка сообщений при приближении к определенным зонам помещения – товаров в магазине, стойке регистрации в аэропорту и т.п.

    Первый недостаток состоит в том, что большинство людей в целях экономии заряда батареи выключают Bluetooth и общение не происходит («неумный» бикон — умное устройство). Обойти это ограничение можно с помощью сети Wi-Fi, которая, услышав знакомый MAC адрес смартфона, известит о новом госте сервер мобильного приложения или отправит, например, sms сообщение на телефон гостя с предложением включить Bluetooth. Конечно, если человек на такую коммуникацию давал разрешение.

    Второй недостаток — кошмар обслуживания сети из сотен физических биконов. Конечно, если Вы не пользуетесь Cisco Beacon Point.

    И еще один немаловажный элемент

    В истории с навигацией в помещении важнейшим элементом является мобильное приложение, алгоритм которого балансирует между возможностями и недостатками технологий, используя любой контекст для уточнения координаты. Часто имеет смысл комбинация технологий (Wi-Fi и маячки), и там, где одна технология дает неточность, вторая может ее скорректировать.

    Уже сейчас приложения борются за место в памяти смартфона. Память регулярно заполняется и неиспользуемые приложения удаляются. Здесь интересным развитием видится использование приложений агрегаторов — тех, используя которые можно посещать различные площадки и получать сходный уровень услуг — навигацию и сообщения, например кошельки карт лояльности и т.п.

    Ниже некоторые материалы, которые заинтересовали меня при подготовке этой статьи:
    Cisco Beacon Point web page
    Cisco Beacon Point White Paper
    На крючке: как привлечь клиента в нужное время и в нужном месте
    iBeacon. Мифы и реальность
    Хотели бы Вы пользоваться сервисом навигации со своего мобильного устройства при посещении торговых центров, аэропортов и т.п.?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Метки:
    Cisco 82,20
    Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий
    Поделиться публикацией
    Комментарии 3
    • 0
      По моему опыту «обычный пользователь» из софта ставит несколько игрушек, Вконтакте, мессенджер и на этом его интерес к софту пропадает.

      Как-то сомневаюсь, что ради какой-то технологии будут телодвижения пользователя по установке ПО. Т.к. возникнет вопрос «зачем мне это надо?»

      Действительно имеет шанс некий агрегатор, но при условии агрессивной политики стимулирования покупателей — акции, скидки покупателю пришедшему по маячку.
      • 0

        Владельцы площадок стимулируют посетителей закачивать приложение какими-то полезными функциями: карта лояльности в приложении, набор баллов за покупки, платеж из приложения, навигация по помещению, онлайн предложения, аудиогид. Но, конечно, ставить приложение будет не каждый. Есть вариант взаимодействия с посетителем через браузер — у этого подхода тоже есть свои минусы, но плюс — отсутствие ПО, которое надо закачивать.

        • 0
          Если ПО будет пытаться получить разрешения, которые явно не соответствуют его функциям, то многие откажутся.

          А браузер еще самый «спокойный» вариант, не вызывающий беспокойство, что приложение может залезть в контакты, например.

      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

      Самое читаемое