Компания
161,50
рейтинг
2 ноября 2012 в 11:08

Разное → Почему так много сертифицированных отказоустойчивых ЦОДов аварийно встают?



Есть два основных документа, которые чаще всего упоминаются при обсуждении стандартов центров обработки данных: это стандарт TIA 942 и классификация по уровням от Uptime Institute. Оба этих документа регламентируют уровни (Tier), что часто приводит к путанице: например, Tier III по TIA 942 и Tier III по Uptime Institute — это две большие разницы.

TIA vs Uptime


TIA 942 — Telecommunications Industry Association — Telecommunications Infrastructure Standard for Data Centers:
  • Этот стандарт разработан ассоциацией телекоммуникационной промышленности США и, в первую очередь, касается вопросов организации структурированных кабельных систем в ЦОД, и в меньшей степени вопросов отказоустойчивости и других инженерных подсистем.
  • Носит рекомендательный характер.
  • Есть пошаговые инструкции и рекомендуемые схемы (помощь инженеру). «Делай как тут написано и получишь хороший результат».
  • Соответствие стандарту заявляется владельцем объекта или исполнителем проекта (на уровне «Я делал как вы сказали, честное слово»).
  • Обычно, на соответствие стандарту проверяется только проектная документация.
  • Однажды реализованный объект не теряет уровень.


Uptime Institute — Tier Classifications Define Site Infrastructure Performance
  • Этот документ не стандарт, а скорее методология, разработанная специально для нормирования отказоустойчивости ЦОД. Например, телекоммуникационная инфраструктура практически не рассматривается.
  • Носит обязательный характер (если вы хотите получить сертификат, конечно).
  • Нет пошаговых инструкций (они быстро устаревают), но есть сформулированные основные принципы проектирования и подходы. «Делай по таким принципам и получишь отказоустойчивый объект».
  • Сертификация осуществляется только самим Uptime Institute.
  • Сертифицируется как проект, так и полученный результат (запущенная площадка).
  • Проверяется, что именно получилось в результате — без особого акцента на том, как был этот результат достигнут, то есть допускается гибкость в плане проектирования в конкретной ситуации (если это играет на результат).
  • Сначала сертифицируется проект (Tier Certification of Design Documents), потом готовая площадка (Tier Certification of Constructed Facility), а потом регулярно, с периодичностью, например, раз в год, три или пять уже сама эксплуатация (Operational Sustainability Certification) на предмет её соответствия стандарту. Последнее сделано для оценки эксплуатации, наблюдения за ресурсом оборудования и другими вещами, меняющимися в процессе.


При этом именно классификация уровней в TIA 942 предложена как раз Uptime Institute, и по сути своей они весьма схожи. При этом кардинально разнятся принципы оценки. Ещё раз: TIA говорит «Делай точно как написано, и всё будет ОК», Uptime Institute говорит «У тебя должно быть всё ОК любыми методами, в соответствии с заданными принципами, а потом мы проверим что оно работает».

Уровни I-IV


Принципиально, и для стандарта TIA 942, и для методологии Uptime Institute классификация по уровням одинакова. Грубо описать их можно так:
  • Tier I — без резервирования. Доступность 99.671%.
  • Tier II — резервирование критических узлов. Доступность 99.741%.
  • Tier III — резервирование критических узлов, путей получения электроэнергии и трасс доставки холодоносителя. При этом есть возможность вывода любого узла из эксплуатации для его обслуживания с сохранением полной функциональности объекта в целом. Доступность 99.982%
  • Tier IV — это самый отказоустойчивый уровень, где допускается одна авария (а не плановый вывод узла из эксплуатации) в один момент времени. Как пример аварии – критичная человеческая ошибка. По сути — это два Tier-вторых, которые построены в одном здании вокруг серверных стоек. Доступность 99.995%, что обеспечивает даунтайм всего 26 минут в год.


Как пример: если мы делаем систему с доставкой жидкого теплоносителя по трубам, в Tier III надо делать двойное кольцо, а в Tier II можно обойтись одним. При этом уровень резервирования чиллеров и фанкойлов может быть одинаковым. То же самое касается электропитания и других систем. На уровне IV ещё круче: например, ИБП и трассы питания должны быть не просто задублированы, но ещё и разнесены в разные помещения: если первый блок взорвётся (аварийный случай, а не плановая остановка), то второй не должен пострадать. Если прорывает трубопровод в каком-то месте, это никак не влияет на дублирующую электронику — есть физическое разделение систем.

Если говорить обывательским языком (очень грубо), то уровни выглядят так: первый работает и может отказать, второй в целом нормально работает и выдерживает часть самых распространённых отказов, третий выживает в любых некритичных условиях, четвёртый пригоден для работы в военных условиях.

При этом для США стоимость объекта колеблется так: 30К, 50К, 65К и 100К долларов за стойку (это очень приблизительные цифры, для оценки соотношения затрат между уровнями). В России, обычно ещё дороже. Таким образом, если выбирать между Tier II и Tier III, бюджет увеличивается не очень существенно, а вот аптайм – более чем. Но вопрос даже не в затратах, а том, насколько правильно всё спроектировано и защищено от эксплуатационных проблем на месте.



Зачем нужны эти стандарты?


Задумались о стандартах классификации дата-центров ещё в начале 90-х: тогда в Uptime Institute начали прописывать на бумаге основные принципы строительства отказоустойчивых объектов. Задачей Uptime Institute было изучение методологии строительства безотказных высокотехнологичных объектов и расследование каждой проблемы, которая повлекла за собой отказ в ЦОДе. На момент старта компания имела задокументированный опыт строительства ЦОДов и их «тёплых ламповых аналогов» ещё со времён 70-х, причём те вычислительные центры были очень масштабными и вполне себе отказоустойчивыми. По этим центрам также была статистика основных проблем: начиная от знаменитого мотылька и заканчивая разного рода мелким ремонтами.

В результате примерно в 95-м году была предложена классификация ЦОД по уровням, исходя из их отказоустойчивости. Эта классификация была предложена для того, чтобы заказчики могли выбирать ту инфраструктуру, которая соответствует их нуждам в соответствии с задачей. Грубо говоря, если заказчик строит колл-центр, то ему не обязательно думать про доступность в четыре девятки (99,99% аптайма), а вот если ЦОД, где крутятся системы, критичные для бизнеса банка, то да, тогда стоит. Именно эта классификация была учтена в первой редакции TIA 942.

В 96-м году появился первый документ описывающий требования к инженерной инфраструктуре вычислительных центров по методологии Uptime Institute. Основные четыре уровня были введены на основе статистики отказов и опыта организации. Уровень отказоустойчивости указывал возможный аптайм, причём без промежуточных этапов: то есть никаких II+ и III+ не было и нет — даже если недотянул из-за одного не задублированного вентиля на не очень важной резервной системе до тройки – всё равно присваивается двойка. Собственно, так присваивается уровень и сейчас, поэтому слова про Tier II+ — это личная фантазия владельца, и она не имеет отношения к самому стандарту.

Основные понятия, которыми оперируют документы — это резервирование, возможность обслуживания узлов без остановки функционирования объекта в целом плюс устойчивость к сбоям и авариям. При этом постулируется ряд весьма необычных для нашей реальности вещей: например, по стандарту Uptime считается, что на уровнях I и II сетевое питание от городской сети может быть основным источником получения электроэнергии, а для уровней III и IV – нет. Город на этом уровне стандарта внезапно перестаёт быть надёжным и рассматривается только как экономически эффективный дополнительный источник питания. При этом система ДГУ должна обеспечивать работу на полной мощности, без ограничений по длительности.

Цель создания TIA – помощь инженерам-проектировщикам, чтобы они не выдумывали что-то своё, а проектировали так, как предложено в стандарте, учитывающем опыт создания очень многих крупных объектов. Стандарт иллюстрирует и описывает лучшие техники и решения. Со своей стороны, Uptime фокусируется на принципах, при реализации которых можно добиться заданной отказоустойчивости.

Вот в чём разница: TIA очень детально показывает, как нужно организовывать структурированные кабельные системы, информационные связи и другую инженерку (что логично, поскольку в этих вещах подсказки из best practice довольно важны). При этом Uptime не делает акцента на СКС или электропитании например, а рассматривает влияние всех инженерных систем на отказоустойчивость оборудования в ЦОД в целом. Или ещё (опровергая одно из самых распространённых заблуждений): Uptime, на самом деле, никак не регламентирует выбор площадки, там есть только приложение в духе «мы заметили, что у Tier IV ЦОДов обычно вот такие площадки, у III вот такие и т.п.»

Практика


В нашей практике подготовки ЦОДов к сертификации по Uptime всплывало несколько «нежданчиков». Например, когда сертифицировали по Tier III собственный дата-центр – потребовалось довольно специфически организовать управление синхронизацией дизель-генераторов (детали есть вот здесь) — на деле в России мало кто об этом даже задумывался. Или вот ещё пример «из неожиданного»: при проектировании систем бесперебойного питания обычно смотрят на тип батареи, ёмкость, герметичность, обслуживаемость и так далее — то есть рассматриваются только основные параметры батарей. На самом деле при проектировании ЦОД следует принимать во внимание и более «тонкие» характеристики. Например у батарей еще и разные кривые разряда (грубо говоря, разная ёмкость при разной скорости разряда) — при частичной нагрузке всё хорошо, но при полной нагрузке система не сможет держать положенное время, ДГУ не успеет выйти на требуемый режим, и произойдет отказ.

А вот пример из практики одного из заказчиков: на бумаге никто не докапывается до состояния дизельного топлива. Грубо говоря, есть генераторы, есть резервные линии доставки топлива, а соляр он и есть соляр, главное, чтобы доливали вовремя. ЦОД может быть оценен как соответствующий требованиям TIA. Но на практике ДТ в нашей стране обладает парой волшебных свойств, и дизели вполне могут захлебнуться. Это несоответствие проверке на уровне эксплуатации. Грубо говоря, в TIA никогда не возникнет вопрос «а что если в баке вместо ДТ окажется вода?» и «когда вы в последний раз меняли топливо?». У Uptime Institute есть дебаг-команда, которая призвана проверять такие вещи на практике. Парни учли этот факт и теперь знают не только про то, что топливо может внезапно подвести (по методологии это так), но и учитывают, как конкретно.

Понятно, всё проверить нельзя. Например, всегда есть человеческий фактор, который создаёт крайне непредсказуемые ситуации. В среде инженеров ходит байка, что ещё в двухтысячных годах в Израиле один из ЦОДов крупной IT-компании остановился благодаря нашему соотечественнику в новый год. Он отмечал праздник, выпил прямо на смене, потом продолжил. После полуночи питание из города пропало, и врубились дизели (участие человека не требовалось, сработала автоматика). Но герою чем-то очень помешал шум, и он вручную аварийно повырубал все генераторы, чтобы продолжить отдых в комфортной обстановке. Официальных подтверждений истории нет, но я почему-то верю в неё хотя бы в качестве примера крайне дикой и нелогичной ситуации.

Автоматика


Ну и напоследок — в стандартах нет рекомендаций по организации автоматики, срабатывающей в аварийных ситуациях и рекомендаций по организации персонала типа аварийных служб. У себя мы применяем старый добрый «советский» подход, когда всё сделано предельно просто и надёжно, чуть ли не на реле: никаких сложных микроконтроллеров с собственной логикой и никакого «восстания машин». Мы выводим автоматику туда, где ситуация однозначна и нужна скорость, превышающая скорость человеческой реакции. При этом всё то, где требуется взвешенное решение, оставляем на ручное управление. Как частный пример – с города на дизель переключает автоматика. Перевод же с дизеля обратно на город (с отключением дизеля) делается строго руками на установке, а не щелчком в интерфейсе. Задача – чтобы важные действия не выполнялись на «автопилоте»: много аварий происходит именно из-за того, что люди сначала делают, а потом думают. Собственно, я считаю, что если в ЦОДе есть профессионал, который хорошо делает свою работу, это куда важнее и, главное, надёжнее самых умных инженерных решений.

Резюме


Итак, почему сертфицированный ЦОД может встать? Ответ — потому что при одинаковом названии уровней (например, Tier II) есть огромная разница между сертификацией проекта без проверки на месте и сертификацией работающей площадки с конкретной проверкой на месте. Если вы не до конца понимаете, как именно сертифицирован ЦОД (по TIA или Uptime), стоит проверить сертификацию вот здесь.

Да, посмотреть, geek porn с нашим ЦОДом повышенной ответственности в главной роли можно вот здесь. Даже если вы уже были в этом топике, то, возможно, отметите ещё пару мелочей после пояснения, что и почему сделано по методологии Uptime Institute.
Автор: @Yury_Ilin
КРОК
рейтинг 161,50

Комментарии (8)

  • +9
    А по свежее geek porn нет?! Это уже видели.
  • 0
    Вы планируете сертифицировать именно Ваш ДЦ? По сайту аптайм института, у вас сертифицирована только документация.
    • +1
      Мы уже в процессе сертификации площадки, в ноябре как раз приедут ребята из UpTime.
    • 0
      Сертифицировались. Вот тут есть детали.
  • 0
    Любой сертифицированный отказоустойчивый ЦОД может успешно лечь по причине человеческого фактора. В наших отечественных ДЦ не раз в этом убеждался. :)
  • 0
    «начиная от знаменитого мотылька»

    А напомните, пожалуйста?
    • +1
      Так это же история про баг!
      «Широко распространена легенда, что 9 сентября 1945 года учёные Гарвардского университета, тестировавшие вычислительную машину Mark II Aiken Relay Calculator, нашли мотылька, застрявшего между контактами электромеханического реле, и Грейс Хоппер произнесла этот термин» (с) wikipedia
      • 0
        ааа, баг. Да-да:)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное