Сервис дарения вещей и услуг
63,83
рейтинг
26 ноября 2012 в 14:08

Разное → Краудфандинг привлёк $1,5 млрд в 2011 году и может привлечь в два раза больше в 2012 г перевод

Мы запустили недавно краудфандинговую кампанию Дару-дара и продолжаем изучать теории и практики этого подхода к финансированию проектов. Мы решили перевести следующую статью о довольно интересном, на наш взгляд, отчёте о мировом краудфандинге.


Отчёт индустрии краудфандинга, опубликованный исследовательской группой massolution, показывает, что краудфандинговые платформы собрали почти $1,5 млрд в 2011 году, профинансировав более миллиона проектов. Они также пишут, что при текущих тенденциях этот растущий рынок в 2012 году удвоится.



Рынок был разделён на четыре типа краудфандинговых платформ:
  • долевые: взносчики получают долю в проектах, зарабатывают часть выручки;
  • займовые: взносчики получают доход со своих средств и ожидают возврата вложения;
  • бонусные: взносчики получают не-финансовую выгоду, а проекты часто используют кампании для предварительных продаж.
  • безвозмездные: взносчики не ожидают ничего взамен, у них филантропические мотивы.

К удивлению тех из нас, кто сосредоточен на бонусном краудфандинге, в таких проектах было собрано всего 11% от общей суммы, а 49% средств были собраны в проектах на безвозмездной основе. Это несмотря на тот факт, что 47% платформ работают на бонусной основе и всего 27% на безвозмездной.

При этом общая сумма сборов в бонусном краудфандинге растёт на 524% в год — с $1,6 млн с 2009 г. Что неудивительно, львиную долю денег собирает Северная Америка — $837,2 млн — это более половины суммы, собираемой по всему миру. Северная Америка также является самым быстрорастущим регионом.

Исследование massolution обнаружило, что на апрель 2012 года в мире были 452 краудфандинговые платформы. Ожидается, что их число вырастет к концу года до 536. Большинство платформ базируются в Северой Америке — 208, из которых 191 в США. В Европе — 139 платформ, из которых 44 в Великобритании.

При этом 95% всех средств, привлечённых в Европе, и 73% всех средств, привлечённых в Северной Америке, собраны на пяти ведущих платформах. Интересно бы немного углубиться в эти цифры, чтобы увидеть долю успешности проектов на этих пяти платформах и причины их доминирования — потому что они крупнее или потому что бóльшая часть проектов завершается успешно.

Интересно, что хотя рынок быстро расширяется в плане привлекаемых средств и количества платформ, соотношение выплачиваемых средств к обещанным средствам падает. В 2009 году было выплачено 89% обещанных средств, но к 2011 году эта цифра упала до 79%.

massolution полагает, что это из-за числа новых платформ. Но я бы также предположил, что есть эффект от увеличения числа неопытных фандрайзеров, которые не понимают, сколько труда необходимо для успеха кампании, не обладают сетью, нужной для охвата достаточного числа взносчиков, или чьи проекты просто непривлекательны. Эта проблема только усугубится по мере роста популярности краудфандинга и притока оппортунистов, надеющихся сделать быстрые деньги.

Это особенно касается проектов на бонусной основе, где выплачиваются лишь 50% обещанных средств в сравнении с 75% для долевых, 79% для безвозмездных и 88% для займовых проектов.

Размеры кампаний резко отличают долевой краудфандинг от других типов. Средняя долевая кампания стремится собрать $84 597 в сравнении с $5 587 в займовых, $4 076 в бонусных и $664 в безвозмездных кампаниях. Это может отчасти объяснить, почему безвозмездные кампании так успешны, собирая 49% всех средств: кампании меньше и у них больше шансов достичь цели. Долевые проекты собирают 18% от общей суммы, займовые — 22%, а бонусные — всего 11%.

Я бы хотел, чтобы отчёт содержал больше информации о практических деталях поведения фандрайзеров и взносчиков. Но massolution всё же затрагивает несколько интересных трендов.

massolution говорит, что сбор средств посредством краудфандинга занимает больше времени, чем можно представить. Бонусным проектам требуется в среднем десять недель для успешного завершения. Но эта цифра может вводить в заблуждение, т. к. Kickstarter сейчас рекомендует задавать короткий срок, потому что сложно поддерживать импульс дольше месяца. Было бы интересно увидеть в этой цифре соотношение проектов, где срок был установлен, и где нет, т. е. вызвана ли эта цифра тем, что люди сами задали такой срок, или тем, что проектам действительно требуется столько времени для завершения.

В противоположность распространённому мнению, говорит massolution, собрать первые 25% не сложнее, чем последние. В действительности, наоборот — немного больше времени требуется, чтобы собрать последние 25%. Также нет признаков того, что поступление средств ускоряется к концу проекта.

Что касается самих взносчиков, 90% финансируют лишь один или два проекта, и лишь 7% финансируют 3-5 проектов. Большинство взносчиков не очень активны и не показывают особой лояльности к какой-либо одной платформе. Средняя минимальная сумма взноса колеблется от $3 в бонучных проектах, $8 в безвозмездных проектах и до $60 в долевых или займовых проектах.

А вот фандрайзеры, которые запускают больше одного проекта, похоже, предпочитают те же платформы: 17% используют ту же платформу более двух раз, и 4% — более трёх раз.
Здорово, что выходят отчёты о краудфандинге, но massolution всё-таки оставили многие вопросы без ответов. Например, хотя они затрагивают то, какие области популярны на каких ресурсах, приведённые данные недостаточно детальны, чтобы быть полезными. Например, интересно, что лишь 9% бонусных и безвозмездных проектов составляют проекты в области фильмов, музыки и искусства, хотя они и освещаются больше других. Но каково разделение между этими типами проектов? Каков коэффициент успешности? Сколько обещается и собирается?

Можно надеяться, что это только начало. Нам нужно больше исследований, чтобы пролить свет на область, где пока нет серьёзной статистики. Надеюсь, что раз появился этот отчёт с анализом тенденций, мы скоро получим что-то более содержательное, что поможет взносчикам и создателям проектов принимать осведомлённые решения о краудфандинге.
Автор: @vfrolov Suw Charman-Anderson
Дарудар
рейтинг 63,83
Сервис дарения вещей и услуг

Комментарии (7)

  • 0
    я может чего-то не понял, но почему на первой диаграмме размеры безвозмездного и долевого секторов так отличаются, если у них у обоих по 49 процентов, и почему в сумме диаграмма дает 142 процента?
    • +2
      «Трудности перевода.» В категории долевых проектов привлечены 18% средств на самом деле. Спасибо, исправлю!
    • +2
      Ошибка! Ведь правильно должно быть 146%.
  • 0
    Очень интересные данные, спасибо! Меня больше всего тронула информация, что почти половина приходится на безвозмездный краудфандинг (как у Википедии), в то время как на бонусный (как у Кикстратера) — всего десятая доля. И при этом ожидания у организаторов краудфандинговых кампаний совсем противоположные!

    Еще я впервые слышу о долевом и займовом краудфандинге. Интересно, чем это отличается от обычного инвестирования?
    • +1
      Долевой краудфандинг сходен по сути с традиционным инвестированием, как и займовый краудфандинг сходен с традиционным кредитованием.

      Но благодаря доступности, которую создаёт Интернет, в деле может принять участие больше людей. Это, с одной стороны, даёт авторам проектов больше шансов найти своих кредиторов и инвесторов в этой более широкой аудитории. С другой стороны, возможность участия большого числа людей значительно уменьшает финансовый порог входа, поэтому даже домохозяйка может стать со-инвестором в интересном ей проекте. На поверхности это выглядит так.
  • 0
    Сделали бы краудфандинг на космические программы — полет к Луне, Марсу и т.д.
    Внес 5$ — просто помог, твое имя занесли в красивый CD, который полетит к Луне.
    Внес 500$ — участвуешь в лотерее с шансами 1 из 1000 — получить билет на корабль, который полетит на луну.
    Внес 500000$ — гарантированный билет на корабль.
    • 0
      Первым космическим туристом стал американский бизнесмен Денниса Тито, осуществивший 28 апреля 2001 года полет на борту космического корабля Союз. Официально эту дату можно считать началом развития эры космического туризма. За свой полет Тито заплатил $20 млн…

      Похоже за 500000$ идея невзлетит. Да и финансирование там должно исчисляться А) миллиардами, Б) не менее 5 лет развития проекта.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное