Отчёт о курсе «Визуализация данных»

    25 и 26 января Лаборатория данных провела первый учебный курс «Визуализация данных». Мы чувствовали себя первопроходцами, аналогов нашей программы в России пока нет. Я расскажу, как мы построили учебный план, как организовали процесс и каких результатов достигли.



    Материала для двухдневного курса у нас было достаточно, пожалуй, даже слишком много. Мои работы и проекты лаборатории, крутые визуализации из интернета и книг Тафти, множество примеров галереи D3. Нужно было не просто «вывалить» на слушателей всю информацию, а помочь им извлечь важные и полезные знания из каждого примера.

    С тематическими образовательными программами я хорошо знакома: прошла курс «Data Science» на курсере, слушала лекции и преподавала на интенсиве по инфографике в Британке, даже побывала на однодневном курсе у Эдварда Тафти, но нигде подача информации не удовлетворила меня на 100%. В предыдущем посте я разбираю лекцию из «Data Science» и высказываю замечания к приведённому там примеру.

    Первым делом я сформулировала несколько простых идей, которые собиралась донести до слушателей. Главная задача визуализации — проявить структуру и особенности данных. Как это сделать? Изучить и прочувствовать данные. Стремиться к наглядности. Не бояться экспериментировать с форматами. Пополнять библиотеку визуализационных приёмов и свободно сочетать их между собой.

    Чтобы разрушить страх перед нестандартными форматами и вдохновить на эксперименты, я тщательно отобрала несколько примеров, включая злополучный автомобильный график из курсеровского курса, и подробно разобрала их в первом теоретическом блоке. Вот, кстати, преображённый автомобильный график:



    Заменив точки изображениями автомобилей, мы проявили сразу несколько измерений данных: модель и марка, цвет, сравнительные размер, тип кузова и т.п. В итоге каждое измерение отображено наглядно, чтобы сравнивать данные и делать выводы график не нужно расшифровывать, легенда не требуется.

    Желания экспериментировать и слушать данные недостаточно. Нужно научиться искать хорошие примеры и извлекать из них полезные приёмы, чтобы потом применять их в своих визуализациях. Этому был посвящён второй теоретический блок. Мы рассмотрели десятки примеров — диаграмм и графиков, таймлайнов и карт, и обсудили приёмы, которые на них встречаются.



    Я позаимствовала несколько приёмов из книги Джули Дирксен «Искусство обучать». Вместо того, чтобы выдавать готовые инструкции, я просила ребят самостоятельно формулировать выводы на основе увиденных примеров, после чего мы все вместе обсуждали и корректировали их идеи. Кроме того, я выстроила систему «белых пятен», которые слушатели заполняли на основе материала лекций. Вот фрагмент раздатки о принципах информационного дизайна:



    А это разворот, посвящённый картограммам, — на полях отведено место для перечисления запомнившихся приёмов.



    Первый день завершился практическим блоком, ребята получили задания и применили знания на практике. Совместный разбор результатов подвёл итоги первого дня и обратил внимание на ошибки: свои и чужие.



    На следующий день ребята осваивали D3.js под руководством Димы Тихвинского devgru. Почти 10 часов участники писали код на новом для себя языке.



    С заданиями справились все. В частности, напрограммировали разнообразных удавов:



    В практическом задании с картой мы использовали замечательную SVG-картограмму нашего хабра-товарища KoGor.

    Результаты публиковались в «Блоках» Майка Бостока, вот некоторые из них:

    bl.ocks.org/glassira/8632425 — удав Марии Осиповой из Банк развития регионов
    bl.ocks.org/roveo/8632288 — удав Михаила Акимова из Инновы
    bl.ocks.org/mokhova/8632539 — мимидав Кати Моховой из СКБ Контур
    bl.ocks.org/anonymous/8635290 — интерактивная карта аварий Дениса Петрова из Уральского горного университета
    bl.ocks.org/kutovova/8635261 — аналогичный пример Владимира Кутового из СКБ Контур
    bl.ocks.org/kclosu/8634593 — карта аварий и смертей Ксении Сукмановой из Управления делами президента

    Лучшей наградой по окончании курса для нас были добрые слова и благодарность участников.



    Всех заинтересованных хабровчан, которые дочитали пост до конца, мы приглашаем на наш апрельский курс, который пройдёт 12, 13 и 15 апреля. Мы переработали программу и разнообразили теоретические блоки практикой на d3, начиная с первого дня. Мы надеемся, что так усваивать материал будет проще. Кроме того, мы дополнили два интенсивных учебных дня самостоятельной работой и совместным разбором домашнего задания. Это отличная возможность по горячим следам применить новые знания на реальных рабочих задачах и обсудить результаты с преподавателями. Так теоретическая ценность курса будет дополнена практической пользой.

    Подробная программа и отзывы участников первого курса: brainwashing.pro/dataviz

    Лаборатория данных 58,31
    Создаём интерактивные визуализации на D3.js
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Похожие публикации
    Комментарии 10
    • +4
      Отличный курс и весьма перспективное направление, но когда вы планируете организовать онлайн обучение или хотя бы участие :) Думаю желающих посетить будет предостаточно.
      • +6
        Я вот тут сейчас пообещаю, что до конца этого года мы так или иначе сделаем онлайн. Спасибо за вашу настойчивость :-)
        • +1
          А мы запомним, что вы пообещали!)
          • 0
            можно как-то подписаться на выход онлайн версии?
            • 0
              Оставьте заявку на сайте brainwashing.pro/dataviz, в комментарии укажите «Подписка на онлайн-версию». Ну и следите за нашими новостями, я обязательно проанонсирую курс на хабре.
        • +1
          А обучения удалённо, так и не планируете вводить? У меня вот два человека сидят на Камчатке, кто хотел бы поизучать, но за меньшую стоимость и удалённо. Как-никак, это не Москва.
          • +1
            Ребят, я конечно не против того чтобы мои примеры использовались для обучения, для того и пишу статьи на хабр по визуализации. Но вы бы хоть для приличия уведомили меня, а то взяли втихую практически один в один мой пример и данные из статьи Интерактивная SVG картограмма с помощью D3.js, как будто так и нужно. Не хорошо как-то.
            • +1
              На курсе мы использовали много материалов из интернета, на каждый давали ссылку, рассказывая участникам, откуда растут ноги. Если я не ошибаюсь, ссылка на вашу хабрастатью тоже прозвучала.

              Честно говоря, нам не пришло в голову сообщить всем авторам, что мы использовали их материалы в курсе. Мы не думали, что это кому-то будет интересно. Но в статье на хабре, конечно, стоило упомянуть хабра-источники. Исправляюсь!

              • 0
                Ну если первоисточники в курсе вы озвучивали, это уже хорошо.
                Честно говоря, нам не пришло в голову сообщить всем авторам, что мы использовали их материалы в курсе. Мы не думали, что это кому-то будет интересно.

                Ну Тафти действительно вряд ли это было бы интересно. А мне интересно, тем более что у нас мало кто занимается визуализацией, и я стараюсь следить за всеми шевелениями у нас в этой области.

                Но дело не только в этом. Просто вы не устранили недостаток в моих данных, а я в комментариях к своей статье в ходе обсуждений указывал о нём, это я про нормировку. Конечно это не имеет значения для освоения технической стороны создания картограмм, но это важно с точки зрения представления данных. А ещё в примерах ваших учеников почему-то отсутствуют легенды. Это касается не только картограмм, но и стримграфов. Понятное дело, этот недостаток лишает их всякого смысла.

                Надеюсь, вы воспримите мою критику правильно, ведь цели у нас близкие, хоть подходы немного и отличаются.

                UPD: Devgru немного рассказал, как проходило обучение и с чем связана логическая незавершённость некоторых результатов учеников (весьма сжатые временные рамки). Спасибо, за оперативные ответы.
                • 0
                  Спасибо! Критика очень ценная, обязательно учтём в следующих проходах :-)

            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

            Самое читаемое