Pull to refresh
75.27
DataLine
Экосистема ИТ-сервисов

Когда деревья были большими: как маленький дата-центр ураган пережил

Reading time 8 min
Views 22K


Лето 2017 года выдалось богатым на ураганы. А вот у нас тоже был случай. Ровно 7 лет назад наш первый дата-центр на Боровой пережил ураган, который похоронил чиллеры под слоем 10 тонн железа, прилетевшего с соседней крыши. Душещипательные фотографии искореженных чиллеров разошлись по интернету уже давно, а история про восстановление ЦОДа, оставшегося без холода, никогда не публиковалась. Решил поднять архивы и восполнить пробел.


В 2010 году DataLine был начинающим оператором дата-центров. На площадке OST успели запустить только три зала на 360 стоек, на севере Москвы (NORD) был один корпус с одним залом на 147 стоек.



Вот как изменились масштабы нашей инфраструктуры с 2010 года.


Хотя мы сами проектировали и строили, тогда у нас не было выделенной службы эксплуатации. Не было, как сейчас, отдельных специалистов по ДГУ, кондиционерам, электриков – отдавали все по максимуму подрядчикам. Объемы инфраструктуры были небольшие, как, впрочем, и наш опыт. За инженерку тогда отвечали директор по производству, главный энергетик и я, технический директор. На подхвате были еще дежурные инженеры (трое в смене), но они занимались клиентскими запросами и мониторингом.



Один из первых залов дата-центра OST-1 в конце 2009 года.



Так выглядят новые залы в OST сегодня.


Три зала на Боровой были заполнены только наполовину. Клиентов было немного, для пересчета хватило бы пальцев одной руки.


На площадке работала чиллерная схема на этиленгликоле с тремя чиллерами Emicon в схеме резервирования 2+1. Надо сказать, эти чиллеры так и не вышли на заявленную производителем мощность, но, поскольку нагрузка была небольшая, одного чиллера почти хватало на все три зала.


День первый


20 июля стояла жара за тридцать. В такую погоду чиллерам было плохо, поэтому, когда ближе к концу рабочего дня пошел дождь, я обрадовался, надеясь, что чиллерам полегчает. Вместе с дождем поднялся сильный ветер, и вот я из окна своего кабинета вижу, как мимо пролетают листы металла. Вышел на улицу, а на другой стороне дороги валяются куски крыши. Удивительно, но ни одна из машин сотрудников, запаркованных рядом с ЦОД, сильно не пострадала.



Кровельное железо свисало с проводов, как белье.


Тут я подумал, что надо бы проверить чиллеры, потому что металл летел с их стороны. Вместе с коллегами залезли на крышу и увидели жуткую картину: все три чиллера завалены железными балками и листами.






По записи системы видеонаблюдения видно, что все железо прилетело за один мощный порыв ветра. Вот что мы потом увидели c записи одной из камер:



На видео часы отстают. Когда все произошло, было уже 18.18.


Масштабы бедствия оказались внушительными. У одного чиллера прилетевшее железо пробило теплообменник фрикулинга (внешний контур чиллера), у второго повреждены вентиляторы, у третьего, помимо всего перечисленного, вращающиеся искореженные вентиляторы успели задеть и порубить фреоновые трубки внутри чиллера. К тому моменту, как мы оказались на крыше, два чиллера из трех уже остановились.



Поврежденная рама и теплообменник фрикулинга первого чиллера. Теплообменник представляет собой “бутерброд”: снаружи рубашка фрикулинга, внутри, с зазором сантиметров пять, такой же на вид теплообменник фреонового конденсатора.



Искореженные вентиляторы одного из чиллеров.


Из пробитых теплообменников фрикулинга хлестал гликоль. Давление в системе холодоснабжения резко упало. Насосы остановились по защите от сухого хода, вырубился последний рабочий чиллер, и вся система холодоснабжения встала (времени было 18:32, две минуты как закончился рабочий день). Несколько секунд мы пребывали в ступоре и не знали, что делать. Потом позвонили подрядчику по холодоснабжению и вызвали аварийную бригаду. По телефону подрядчик посоветовал перекрыть внешний контур, объяснил, где находятся нужные вентили и краны системы подпитки. Мы перекрыли вентили, питающие внешние теплообменники, гликоль перестал течь.


В холодных коридорах машинных залов становилось жарко. Осознав, что быстро восстановить холодоснабжение мы не сможем, в 19:10 начали звонить клиентам уже не просто с оповещением об аварии, а с просьбой отключить вычислительное оборудование, чтобы избежать его выхода из строя. Иного варианта мы не видели. Некоторые клиенты отказались выключаться и взяли риски на себя. Некоторые привезли на площадку переносные кондиционеры для своих стоек.


В 18:51 начали дозаправлять гликолевые контуры водопроводной водой и постепенно довели давление в системе до рабочего.
В 19.45 приехала аварийная бригада.
В 19.53 насосы запустились, но заработал только один чиллер из трех. У другого были повреждены вентиляторы, а у третьего – еще и фреоновый контур.


Пока мы проделывали все эти упражнения, температура гликоля успела вырасти с рабочих значений (7–12° С) до 20 градусов. Один живой чиллер работал с перегрузкой, и периодически один из двух его контуров останавливался по ошибке. После этого нужно было вручную сбросить ошибку на пульте, и через пять минут (защитный интервал) компрессор запускался. Или не запускался. Тогда помогало полное обесточивание чиллера с перезагрузкой.


Все, кто был в этот момент в офисе, участвовали в освобождении чиллеров от “летающего” металлолома и помогали подъехавшей аварийной бригаде собрать из двух убитых чиллеров еще один рабочий.



Директор по капитальному строительству тогда сорвал спину, скидывая стальные балки с чиллеров.


С чиллера с пробитыми фреоновыми трубками сняли вентиляторы. Не обошлось без пауэрлифтинга – каждый вентилятор весит под 30 кг. К 23:00 худо-бедно собрали и запустили второй чиллер, и температура в залах начала медленно опускаться.


К тому времени стемнело, но самое интересное только начиналось. Чиллеры стало вышибать по защите из-за перегрева компрессоров: температура гликоля по-прежнему была высокой несмотря на отключение большей части клиентов.


Начальник производства съездил и купил керхеры, шланги и налобные фонари, чтобы можно было работать ночью. Мы поливали компрессоры чиллеров холодной водой, но это не очень помогало, так как компрессор – это кусок железа весом больше тонны и быстро его не охладить. Теперь, когда чиллер останавливался по ошибке, вместо пяти минут приходилось ждать несколько десятков минут, пока компрессор остынет и ошибка Compressor Overload пропадет.



Сообщение об ошибке, которое нам по очереди показывали то один, то другой чиллер.


Глубокой ночью случилось то, чего мы боялись: по аварии одновременно остановились оба чиллера и завести их вместе больше не удавалось. Из четырех юнитов первого и второго чиллеров работало один-два, остальные по очереди пребывали в коматозном состоянии по случаю перегрузки. Температура в залах остановилась на уровне около 30 градусов. Все двери в машинные залы были открыты. Это позволяло хоть как-то избавиться от накопившегося тепла.


Мы вместе с подрядчиками пошли изучать схемы чиллеров. После долгих и тяжких раздумий они предложили под нашу ответственность сделать то, чего делать нельзя: обойти защиту, поставив перемычки, т.е. накоротко замкнуть реле тепловой защиты. Это был прямой путь к тому, чтобы окончательно убить компрессоры, но других вариантов не было. В три часа ночи чиллеры завелись и больше не останавливались. Температура в холодных коридорах начала приходить в соответствие с SLA.



Изменение температуры в холодных коридорах с начала аварии и до ее устранения.
1 — время первой остановки всех чиллеров; 2 — время запуска первого чиллера; 3 — время запуска второго чиллера; 4 — повторная остановка чиллеров; 5 — запуск чиллеров с отключенной тепловой защитой.


С начала этого безобразия у нас впервые появилась возможность перевести дыхание и в чуть более спокойном режиме подумать, что делать дальше. По прогнозам завтра снова обещали жаркий день, а у нас два чиллера, работающих на честном слове.


День второй


Утро следующего дня застало нас за монтажом самодельной системы орошения: на крышу подвели трубы с водой и прокололи в садовом шланге дырки.


Гидрометцентр не обманул: снова пекло под 30° С. Из этой собранной на коленке системы и керхеров мы практически без остановки поливали чиллеры, которые продолжали работать с отключенной тепловой защитой.



А вот исторический кадр: чиллеры спасает дежурный сетевой инженер Григорий Атрепьев, ныне руководитель отдела комплексных проектов.


Температуру гликоля удалось вернуть в норму. В общей сложности в таком режиме проработали дня три, после чего восстановили тепловую защиту компрессоров. В течение пары дней запаяли пробитые фреоновые трубки третьего чиллера, вакуумировали и заправили фреоном. Пока ждали поставки вентиляторов взамен разбитых, работала только половина третьего чиллера.



Замена вентиляторов на третьем чиллере. Чиллер Emicon RAH1252F с опцией фрикулинга (свободного охлаждения) состоит из двух модулей, в каждом из которых стоит 8 осевых вентиляторов и компрессор Bitzer.









Заправка фреоном.



Вид на задний двор на следующий день. Еще долго вывозили металлолом.


Что было дальше


Чиллеры. Повреждения были серьезными, и мы потратили еще какое-то время на ремонт. Компрессоры после пережитого издевательства прослужили около года, после чего начали выходить из строя: для двух чиллеров сказалась работа без защиты, в третьем чиллере мы, похоже, поторопились с заправкой фреонового контура (недостаточно хорошо вакуумировали, оставив следы влаги). Пробы масла, взятые из еще живых фреоновых контуров, показывали высокий уровень кислотности, предвещавший скорый конец обмотки электродвигателя. В течение второго года после аварии мы заменили почти все компрессоры пострадавших машин. Пробовали починить один из компрессоров, отдав его в перемотку, но после ремонта он протянул считанные месяцы и снова сгорел, так что мы сочли за благо в дальнейшем покупать новые.


Вода, которой мы дозаправили гликолевый контур, не повлияла на морозоустойчивость системы. Замеры показали, что концентрация этиленгликоля осталась на достаточном уровне.


Поскольку чиллеры так и не выдавали заявленной холодильной мощности (а ИТ-нагрузка росла по мере заполнения ЦОДа), приходилось и дальше поливать их в жару. Теплообменники не пережили водных процедур: с годами они обросли известковыми отложениями, а в зазор между теплообменником фрикулинга и фреоновым конденсатором набилась всякая грязь, удалить которую конструкция не позволяла. Через несколько лет мы планово заменили два из трех чиллеров (про это тоже будет увлекательная история, на этот раз без жертв), а на оставшемся срезали теплообменники фрикулинга. Сейчас на площадке OST работает 4 чиллера: два Stulz, Hiref (добавился, когда дата-центр подрос) и один старый Emicon.



Чиллеры на площадке OST в 2017 году.


Клиенты. Несмотря на этот кошмар эксплуататора, клиенты отнеслись с нашей беде с пониманием и даже никто от нас не съехал.


Запомнилось, что для получения страховки на чиллеры и для отчета перед пострадавшими клиентами долго добывали у Гидрометцентра справку о локальному урагане.


Оргвыводы


К таким форс-мажорам сложно подготовиться заранее, но важно из любой аварии сделать правильные выводы. Наши, добытые потом и кровью, были такими:


  1. В Москве тоже бывают ураганы. Это сейчас что ни день, то штормовое предупреждение, а тогда это было в новинку. После той аварии при выборе площадки или готового здания под ЦОД особенно тщательно смотрим, нет ли в опасной близости условных сараев и прочих хлипких строений. Конечно, крышу, которая прилетела на наши чиллеры, соседи перекрывали уже под нашим чутким контролем.


  2. Мы стали сами закупать ЗИП (вентиляторы, компрессоры, запас фреона и пр.) и хранить его у себя. Восстановление прошло бы быстрее, если бы у нас на площадке были хотя бы запасные вентиляторы. В тот раз поставку нужного количества пришлось ждать несколько недель.


  3. Волей-неволей разобрались в устройстве чиллеров, они перестали быть для нас “черными ящиками”. Это нам пригодилось впоследствии, потому что замечательные холодильные машины не перестали ломаться.


  4. Провели на крышу воду. Для новых дата-центров делаем это по умолчанию. Вода пригодится для промывки чиллеров или внешних блоков от грязи, скопившейся за осень-зиму, поможет отбиться от тополиного пуха летом и облегчит жизнь системе холодоснабжения в условиях аномальной жары.


  5. Прокачали мониторинг и стали измерять все, что можно: давление в нескольких точках, состояние насосов, температуру прямого и обратного гликоля, электропотребление чиллеров и т.д. В той ситуации оповещения помогли бы нам обнаружить проблему раньше и начать действовать быстрее.


  6. Настроили удаленное управление чиллерами из центра мониторинга.


  7. Синхронизировали часы на всех системах, чтобы при разборах аварий иметь понятную картину развития событий.


  8. Стали очень внимательно, даже скептично смотреть на цифры, которые заявляют производители оборудования. Мощность чиллера – не просто число, она сложным образом зависит от температуры уличного воздуха и холодоносителя и, как водится, она ниже всего в жару, когда более всего нужна.



Еще мы с особым тщанием занялись проработкой всех ключевых процессов, задокументировали и сопроводили схемами все, до чего смогли дотянуться, и ввели регулярные боевые учения. И если завтра случится какой-нибудь армагеддон, наши ЦОДы будут спасать не 3,5 человека в жанре импровизации, а большая и опытная служба эксплуатации с четкими, отработанными инструкциями. Это позволяет нам не только управлять постоянно растущей сетью из семи дата-центров, но и успешно проходить аудиты и сертификации самых уважаемых и строгих организаций вроде Uptime institute.


А какие стихийные бедствия пришлось пережить вашей серверной/дата-центру и какие полезные выводы вы для себя сделали?

Tags:
Hubs:
+68
Comments 38
Comments Comments 38

Articles

Information

Website
dtln.ru
Registered
Founded
Employees
201–500 employees
Location
Россия