11 марта 2012 в 15:16

Data Mining в футболе: давайте оцифруем матч и всех посчитаем!


Тренер следит за вами. Тренер помнит. Тренер не забывает и не прощает.

Если вы видели фильм «Человек, который изменил всё», то уже почти всё знаете. Игроков нужно оценивать по массе показателей, причём интуиция работает далеко не всегда. С помощью аналитики можно в разы увеличить эффективность тренировок, найти новых игроков, которые помогут команде и просто повысить уровень игры. Аналитика рулит.

Футбол в реальности сначала чем-то напоминает RPG без правил, где нужно разбираться. После введения аналитики — это такая же RPG, к сотням показателей которой есть инструкция. Тренер получает возможность «вырастить» настоящего манчкина-читера.

На поле в течение 90 минут находится 22 футболиста и мяч. Тренер может уследить только за частью игроков — плюс его восприятие очень сильно подвержено эмоциям. Проводились исследования, сколько эпизодов запоминается: даже самые опытные тренеры вспоминали только около 35% ситуаций, причём всегда около мяча. Всё остальное — «мёртвая зона». Нельзя охватить все поле и понять, где кто стоял — и правильно или неправильно делал. Для этого нужен постматчевый анализ.

Поначалу Стив Макларен – известный у нас как главный тренер сборной Англии в 2006 году (тогда сборная России победила англичан в Лужниках) — начал использовать видеоповторы как способ анализа игры. Компания Prozone поначалу занималась именно систематизацией видеоданных, отбирая и подписывая наиболее характерные моменты. Так шло с 1999 года по примерно 2005, когда появилось распознавание видео.

Интервью


За 12 лет компания завоевала английский рынок и пришла во многие страны, в том числе — в Россию. У отечественного представителя Prozone мы взяли специальное интервью для Хабра в преддверии сугубо технической лекции о специальном софте, которая пройдёт 14 марта в Digital October (вот событие на Хабре).

— Кто уже использует эту систему?

Очень многие. После недавнего слияния компании Prozone с компанией AMISCO, клиентская база увеличилась вдвое. Это почти все клубы Англии, в том числе, Арсенал, Манчестер Юнайтед, Ман Сити, Ливерпуль, а также такие мировые гранды, как Реал Мадрид, Интер Милан, Бавария Мюнхен, Лион. В России первыми стали ЦСКА и Динамо, далее Спартак и Крылья Советов. Плюс Динамо Киев, известный своим научно-исследовательским центром, с лета 2011 года.

— Как это работает?

Есть разные виды анализа. Самый простой — берётся одна камера, которая снимает матч с одной точки (например, с крыши стадиона). Видеоданные с неё прогоняются через аналитические сервисы, после чего вы получаете точные данные для анализа. Если нужно построить «анимационный симулятор» матча и получить фитнесс-данные футболистов, используется уже специальное оборудование, состоящее из комплекса камер: это гарантирует повышенную точность распознавания игроков на поле и их перемещений.

— Почему важен постматчевый анализ?

Тренер и его штаб хотят всё знать для повышения эффективности игры. Стандартные методы не давали высокой точности. Очень важно предоставлять именно точные данные — иначе они становятся не нужными. Важно не только снимать массив данных, но и точно переводить его на язык главного тренера. В начале 2000-х эту задачу решал больше видеомонтаж, теперь это Data Mining с помощью аналитика команды.

— Что я получаю после матча?

Начинаем с электронного отчёта, который может быть распечатан на бумаге моментально после игры. Это порядка 1500 событий на поле, описывающих технико-тактические действия игроков.

Есть интерактивная платформа для просмотра матчей — она анализирует технико-тактическая действия команды. Тут оценивается существенно больше: до 2300 событий за игру, и анализ можно получить через 12 часов после окончания матча.

Выглядит это так: у штаба стоит спецсофт, который заливает на локальную машину примерно 2-мегабайтный подготовленный анализ матча с сервера. Дальше в интерфейсе можно выбирать детализацию по нужным действиям и сравнивать различные численные показатели. Захотели посмотреть Иванова за весь матч — посмотрели только его в динамике и числах. Хочется узнать в каком квадрате поля команда отбирала больше мячей? Не вопрос.



Есть статистика по своим игрокам и футболистам оппонента, обзор матча (для сравнения своих и чужих защитников или двух своих нападающих, например), автоматические отметки точек для видеомонтажа и анализ (интерактивные карты футбольного поля: видны направления тактико-технических действий, где они совершались и какими футболистами). Можно сравнить команды по точности передач и другим показателям. Например, можно отсортировать передачи по критериям удачности, направления, длины паса, дошла ли до цели, типа (головой, навес) и множеству других вариантов. Доступно более 40-50 фильтров на секцию, и всё это будет показано на лекции.



— Что, собственно, с Data Mining?

Гордость компании — это система глубокого анализа матча, которая требует специальных камер для распознавания. Самое простое — в любой момент можно посмотреть «анимационную» картинку с детальными численными данными и расположение самих объектов в динамике, что для послематчевого теоретического занятия — бесценная вещь.

Посложнее — например, секция фитнеса, она показывает какую беговую работу сделал футболист. Особенность в том, что таких «упражнений» шесть видов, и многим тренерам важна работа на высокой скорости (более 5,5 метров в секунду), что отсортировать руками и свести почти нереально. Ещё можно посмотреть, когда и кто уставал: эти данные уходят фитнесс-тренеру, что просто бесценно для оценки физического состояния и плана тренировок.

Самое главное — тренер может моделировать тренировочный процесс и выявить неочевидные «бутылочные горлышки» действий команды, чтобы усовершенствовать разные критичные моменты.

— Можно ли узнать, стоит ли игрок своих денег?

Да, для скаутинга есть отдельный продукт. В сезон обрабатывается около 10 тысяч игр. Клуб, купивший лицензию, может посмотреть данные по любому футболисту за всё время: это статистика и аналитика. Можно сравнить уровень этого футболиста и уровень среднего игрока на российском чемпионате. Например, если полузащитник делает в среднем 4 навеса в штрафную, можно сразу оценить, подходит ли новый игрок под этот критерий.

Ещё один онлайн-продукт «Тренд» позволяет оценивать тренд развития на основе всех матчей вашей команды и оценивает динамику развития игроков. Prozone даёт сырые объективные данные, но не делает экспертные прогнозы стоимости игроков. Прогнозы — задача менеджера.



— Что за железо требуется для распознавания?

Для технико-тактического анализа без «фитнесса и анимации», нужна обычная камера — достаточно получить картинку, которая следит за мячом. Футболисты распознаются специальным софтом. Важно получить техническую картинку, без повтора и рекламы, разумеется (на обычной записи по ряду причин примерно 2% действий теряются).


Пример картинки камеры

Можно распознавать старые матчи на основе видеозаписей: например, футбольный клуб «Эвертон» выпустил в продажу коробку, где был полностью разобран культовый матч против «Баварии»: там видео и детальный тактико-технический анализ.

Интересно, что Prozone — сертифицированная система, которая даёт 100% точные данные. В мире футбола такая гарантия означает примерно нечто столь же невозможное как «софт 100% без багов» в IT. Для достижения такой точности нужно специальное оборудование на стадионе. В основном — это ip-камеры, которые следят за движением. Ставится 8 камер по периметру, на крыше по специальной схеме. Подключается сервер для сбора данных и канал для доставки в продашн-центр.


Группировка камер в статическом комплексе

Есть лайт-версия (с погрешностью 5-7 процентов) — 4 переносные камеры на штативах. Удобно там, где надо быстро развернуться и есть операторы, например, на выезде. Крылья Советов возят на каждую выездную игру такие штуки.

Статические комплекты из 8 камер размещены на Лужниках и Арене Химки в Москве и на стадионе Лобановского в Киеве.

— Насколько просто научиться работать с сервисом?

Обычно от 1 до 5 дней, через пару недель система воспринимается «как родная». В идеале в каждом клубе есть аналитик, который умеет превращать вопросы тренера в запросы к системе и отслеживать то, что потенциально нужно тренеру, и это направление уже развивается в РФ. В Европе такое уже давно используется: ведь тренер не может сутками сидеть за монитором. У нас обычно аналитик является и видеооператором команды.

— Есть специальные образовательные программы?

Да. Есть как отдельные тренинги, так и глобальные образовательные программы для аналитиков и тренеров команд.

— В чём сложности внедрения?

Во-первых, немного консервативное отношение. Сейчас, конечно, на рынке нет ни одного тренера, который бы сказал, что система не нравится. Все признают, что данные полезны и нужны, но, тем не менее, есть некоторое сопротивление, в частности, связанное с тем, что на отечественном рынке отрасль аналитики не развита в сравнении с Европой.

— Можно ли будет обойтись без подобных инструментов через 10-15 лет?

Вряд ли. В Англии, например, уже сейчас почти все так или иначе используют анализ. Это важно для успешности клуба.

— Какие следующие шаги в развитии вы видите?

Попробуем 3D-моделирование за счёт захвата данных с нескольких камер. Уже начали тесты анализа хоккейных матчей NHL.

— Что из вашей модели нельзя повторить?

Очень сложно повторить высокую точность данных: у нас есть ряд ключевых патентов и очень большая практика. Большие вложения потребуются, чтобы догнать по оборудованию и софту: мы на поколение впереди всех других аналитических компаний. Мало кто сможет поддерживать постоянный контакт с тренерским составом — мы в курсе их потребностей и задач, получаем очень качественную обратную связь.

— Где можно узнать больше технических деталей?

На лекции в Digital October 14 марта.

Теперь о самой лекции


Лекцию проведёт Блейк Вустер, доверительный советник FIFA, UEFA, Chelsea FC и Real Madrid, бизнес-лидер Prozone. Он будет рассказывать о технической стороне и конкретном эффекте от использования системы. На лекцию приглашены в качестве экспертов Игорь Мещанчук, спортивный директор Российской футбольной премьер лиги, Илья Рустамов, директор по маркетингу Чемпионат.com и Александр Иванский, руководитель проекта InStat Football (по сути — отечественного конкурента Prozone). Ожидается также практикующий тренер, имеющий возможность пояснить ситуацию со своей стороны.

Да, на лекцию можно прийти, она бесплатная. Вот событие на Хабре, а вот регистрация. В комментариях к этому топику ещё можно оставлять каверзные вопросы Блейку и экспертам.
Автор: @lesnikova
Digital October
рейтинг 52,84
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (30)

  • +25
    В шоке.
    Не знал что такое существует.
    Спасибо большое за инфу. Просто потрясающе, если честно.
  • +2
    На ТВ прямо во время трансляций тоже рисуют линии оффсайда, траектории передвижения игроков и меча и т.д. Понятно, что там системы попроще, но принцип, думаю, схожий и обработка происходит практически в реальном времени.
    • +6
      Мяча, конечно же.
      • 0
        а жаль…
  • +1
    Хотел бы я такую штуку иметь прямо во время просмотра матча. Вот где IPTV-то пригодилось бы!
  • 0
    А нельзя навесить датчики на игроков и мяч?
    • +2
      ну на своих наверное еще можно, а на соперников? да и мяч должен быть сертифицирован фифа.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Не все хотят применять технологии везде и всюду, особенно в видах спорта
      Вот, например что по этому поводу говорит Гугл
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      видеоповторы для судей в футболе так и не узаконили же
    • 0
      ФИФА запретила навешивать на игроков какие-либо приборы кроме измерителя пульса, и то только на тренировках!
  • +2
    Вот всё-таки не понимаю людей, которые принципиально натягивают скины на контролы. Ну зачем? Нет, это не самый вырвиглазный интерфейс конечно, но выглядит как-то… Несерьёзно.
    • 0
      клубы за это платят солидные деньги, всё должно выглядеть как в фильмах про ЦРУ
  • –1
    Так и хочется процитировать Копатыча из Смешариков: «Главное — НАСТРОЙ!!!» :)

    Удивительно, какие возможности дают высокие технологии. С другой стороны, разве внешние факторы не влияют на результат? Понятно, что команда — это некая система, процессы внутри которой можно моделировать и анализировать, но в то же время моделирование может пойти прахом из-за проблем с погодой/покрытием стадиона/настроениями болельщиков и игроков. Или эти факторы не стоит принимать во внимание?
  • +1
    >Плюс Динамо Киев, известный своим научно-исследовательским центром, с лета 2011 года.

    В.Лобановский еще в 1985 году организовал научную группу для анализа игровой деятельности футболистов.
  • +2
    Система то хороша, но польза от неё не так велика как описывают менеджеры компании. В статье описывается сам продукт, было бы хорошо описание конкретной помощи, а не просто списка внедрений. Ведь внедрение != успешное использование.
  • +8
    В тему ТТД — в книгу рекордов Гинесса занесен вратарь молодежного клуба ГЕТЕБОРГ, который в матче первенства ШВЕЦИИ ни разу не прикоснулся к мячу. В двух случаях, когда судья назначал свободный удар от ворот ГЕТЕБОРГА — за мячом бегал полевой игрок, который затем и выполнял удар.

    Цитирую по памяти, в мелочах могу ошибиться. Интересно, эта система на ноль в этом случае ничего не разделит?

  • –4
    Думаю, лимон
  • 0
    Скажите, а для других видов спорта такие системы существуют?
    Очень интересует, к примеру, теннис и бокс.
    • 0
      В теннисе и так по ходу игры дается огромное количество всевозможной графики. Одни виртуальные повторы при определении точки касания земли мячом чего стоят.
      • 0
        Точка касания тут не при чем. Речь о скорости игрока, его приемах, реакции на определенные удары противника и пр.
        • 0
          Во время показа матчей по ТВ дают подробную статистику.
          И по выходам к сетке, и по проценту попадания, и по невынужденным ошибкам.
          Иногда даже показывают, подачи в какую часть корта приводили к успеху.
          • –1
            А могут они показать какие удары, под каким углом и с какой скоростью такой-то теннисист с вероятностью Х не берет в течение всей своей карьеры? То-то и оно, что нет. Вы статью-то читали? Зачем-то оппонируете мне совсем не по теме.
            • 0
              Уточню, я говорю про статистику по ходу матча.
              Собрать статистику по всем матчам — невелика проблема.
              Я говорю только о том, что видел. Какая информация собирается реально, и какая, что главное, нужна спортсменам и тренерам — не мне судить.
              Есть факт — статистика, причём достаточно подробная, ведётся.
  • +2
    То есть описанное в фильме Moneyball — это суровая реальность совсем не для одного вида спорта?

    Хе.

    Даже не знаю, что сказать. Официальная победа математики над спортом? Х)
  • 0
    Напомнило серию игр Championship Manager (которая потом стала Football Manager):
    • 0
      Угу, я программесркий путь начал с калькуляторов данных с CM, делал для себя под 2001-2002, а нынче руки не доходят :( и просто играю для фана, без глубокой экспертизы.
  • 0
    Напомнило haxball.com/
  • 0
    А насколько это актуально для российского футбола?

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное