ДИТ Москвы
Компания
39,11
рейтинг
27 февраля 2015 в 21:32

Разработка → Блог департамента информационных технологий города Москвы на «Хабрахабре»

Привет, Хабр! Вот, наконец, и мы как часть большого и не самого поворотливого механизма дошли до того, чтобы завести тут свой блог.

Вообще, мы довольно давно думали над этим и присматривались к вашим дискуссиям, но решающим событием стала публикация про «несанкционированный» доступ к тысячам московских камер, мы поняли, что лучше с этим не тянуть и включиться в диалог. Можно спорить о правомерности способа получения информации с камер, однако, как мы уже писали, открытие доступа к камерам было в наших планах.


Раз заговорив, уже трудно остановиться. Тем более, что из разгоревшейся дискуссии мы поняли, что жители «Хабрахабра» к жизни города неравнодушны, и что мы как ИТ-департамент можем и должны взаимодействовать с людьми, которые сами тесно связаны с ИТ и готовы помочь сделать наши сервисы лучше, по меньшей мере, чтобы за город не было стыдно, а в идеале – чтобы было чем гордиться и чем похвастаться перед друзьями-иностранцами.

Поэтому в самое ближайшее время мы запустим с «Хабрахабром» совместный спецпроект, на котором можно будет протестировать, а может – и попробовать поломать, доступ к 130 тыс. городских камер через наш новый сервис video.mos.ru (он еще не запущен). А пока можно оставить тут свою почту, чтобы получить приглашение в числе первых. Инвайтов совсем немного.

Чтобы сделать этот блог интересным, нам очень нужна от вас обратная связь — какие темы вам интересно с нами обсудить и о каких сервисах или технологиях вы хотите знать больше, постараемся всем оперативно отвечать и реагировать на конструктивную критику.

Спасибо за внимание, ждем в комментариях!
Автор: @DIT
ДИТ Москвы
рейтинг 39,11
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (100)

  • +28
    Ну, добро пожаловать!
  • +8
    С хода интересует такой вопрос — вы работает исключительно на Москву, или лучшие практики/проекты/решения и т.д. будут расползаться по городам и весям? т.е. работаете ли вы с оглядкой на внедрение в регионах?
    • +3
      Прямой цели подтягивать регионы, конечно, перед нами не стоит, в каждом из них есть свое ИТ-подразделение и мы не можем финансировать другие субъекты, но по факту некоторую тенденцию московские сервисы все-таки задают. Сервисы, похожие на жалобный портал «Наш город» или систему электронных референдумов «Активный гражданин» уже многие регионы либо внедрили, либо собираются внедрить. Портал открытых данных вот тоже у многих появился. Сервис поиска пациентов в больницах такой простой, что точно быстро везде появится, просто раньше это никому в голову не приходило. Есть и еще одна история, когда мы сотрудничаем с московскими подразделениями федералов (делали, например, SMS-подписку на информирование о делах, возбужденных ФССП, планшеты для оформления ДТП дали ГИБДД и т.д.), а те дальше распространяют опыт в других городах. Наш сервис проверки истории авто по VIN-номеру, например, это совместный пилот с ГИБДД, который дальше пойдет и в регионы. Мы и сами за регионами смотрим и другими мегаполисами и многое копируем.
      • +25
        А открытие исходников? Почему все должно разрабатываться заново десятки раз?
        Почему проекты, созданные на налоги не доступны всем желающим?
        • 0
          потому что камеры — это не разработанный, а купленный и внедренный проект
          • +1
            Не принципиально (разве что проект не куплен, а лицензирован и все права на код у изначальных разработчиков).
            Да и вопрос касается не одних только камер.
        • +18
          Чтобы террористы не могли проанализировать код и взломать сайт.
          Чтобы маленькие дети пачками не умирали от остановки сердца увидев качество кода.
          Чтобы мерзкие педофилы не дотрагивались до исходного кода своими ручками, жадно скачивающими хентай с лолями и без.
          • +11
            А если без шуток?

            Мне вот тоже интересно почему общественно значимые технологии, создаваемые на налоги фундаментально огорожены даже от коллег по цеху, не говоря уже о самих налогоплательщиках. Для примера эксклюзивное разрешение, выданное лично Яндексу, которое теперь позволяет компании использовать данные о транспорте, но только ей одной. Т.е. проблема то не только в исходниках, но и в самих данных, очень к многим вещам вообще не пробраться, что сильно тормозит развитие. Т.е. проблема в самом подходе, вот и хотелось бы узнать почему сделано именно так, а не иначе, при том желательно официальную позицию, а не личные измышления кого либо.
            • –1
              Может «конкуренция»? По тому что пара программистов, которых _достанет_ качество и/или не удовлетворит текущий функционал, смогут написать что-то лучше и популярней, а работа департамента останется не у дел. А деньги то уже потрачены не малые, отчитываться надо, рейтинги нулевые, отзывы ужасны и тд и тп.
        • +7
          раскрываемся постепенно, уже доступно API нашей мобильной платформы, на портале открытых данных много всего для сторонних разработчиков, есть вещи более чувствительные, такие как запись к врачу, например, но и ее отдаем (сейчас можно в городскую поликлинику записаться через стороннее мобильное приложение, на mail.ru и многими другими способами). Но помимо проблем с нашей ментальностью существует и куча ограничений в федеральном законодательстве.
          • +1
            Почитал. Все немного лучше чем я думал, но все же надеюсь, что это только самое начало процесса.
            Можно подробнее об ограничениях в законодательстве? Возможно ли протащить какие-то изменения на уровне регионов?
            Очень уж расстраивают различия в реализации абсолютно одинаковых вещей, то, что они каждый раз создаются заново.
          • 0
            Но помимо проблем с нашей ментальностью существует и куча ограничений в федеральном законодательстве.

            Если вы сильно в теме, пожалуйста, создайте петицию на РОИ с объяснением конкретики что и как надо поменять в законодательстве ибо это сильно мешает развитию, мы все с радостью за петицию проголосуем, благодарю!
  • +5
    Сразу после логина выбрасывает на 403.
    • +14
      Детектор пятой колонны.
    • 0
      Аналогично.
    • 0
      не торопитесь ) не запустили еще, вот тут инвайты раздаем
      • 0
        «наш новый сервис video.mos.ru. А пока все желающие могут оставить свою почту на стартовой странице»
        • +1
          спасибо, поправили в исходном тексте, чтобы было понятно, куда идти за инвайтом
  • +8
    На схеме изображена Яуза, МГТУ им. Баумана, Лефортовский парт, и расположение одной из камер указано прямо в пруду. Её картинку тоже можно будет посмотреть?
    • 0
      это художественная условность, поправим ) Хотя камера, в обзор которой попадает парк с прудом, есть
      • 0
        А… т. е. это не расположение камеры, а обозначение места, которое камеры обозревают. Благодарю, теперь всё стало очевидно, ждём исправления пикчи.
  • +4
    Я бы хотел узнать про открытые API: что есть, что планируется открыть, что открыть хочется, но не можется.
    • +2
      тема для отдельного большого разговора, есть, например API наших мобильных сервисов довольно востребованное сторонними разработчиками, есть портал открытых данных, есть API записи к врачу (его отдаем по запросу). В рамках сотрудничества с крупными интернет-холдингами давали доступ к ГИБДДшным базам через API «Автокода» (сейчас на auto.ru, например, все объявления по продаже авто проверяются по ней на угон). Планируем API "Электронного Атласа" открыть. Проблем, конечно, много — неактуальные данные, сопротивление коллег-чиновников, нормативные ограничения и т.д. Но направление задано на раскрытие, так как хочется и рынок госсервисов конкурентнее сделать и самим меньше тратиться на создание сервисов для конечных потребителей, которые компании умеют делать и упаковывать лучше нас. Хочется, но пока не можется, наверное, все что связано с правоохранительной тематикой — карта криминогенности, например.
  • +1
    Не думали ли вы создать Dashboard, показывающий жизнь города? График изменение среднего времени ожидания в «Моих документах» (по часам, по дням недели). Очереди в детские сады по районам. Пассажиропоток на городском транспорте… Если красиво всё это визуализовать, должен получиться прямо ритм города.
    • +3
      думаем над этим, для электронных сервисов даже эксперементировали в этом направлении, но как отдельный ресурс вряд ли целесообразно, если задача не просто поиграться с этими данными, а чтобы они действительно были полезны. Во внутренних системах используем анализ больших данных для принятия управленческих решений, например, ситуационный центр ЕМИАС (единая мед. информационно-аналитическая система) позволяет видеть ситуацию с доступностью медпомощи в разрезе каждого округа, района и поликлиники — где не хватает врачей каких специальностей, где хронически превышается норматив ожидания приема и т.д. Депздрав в итоге стал гораздо оперативнее на такие ситуации реагировать.
  • +1
    И ещё бытовой вопрос: почему за детский садик нельзя платить через интернет-банк, а нужно вручную заполнять кучу реквизитов на бумажке, а потом операционистке Сбербанка вводить их в компьютер?
    • +1
      Почему нельзя? Можно вполне себе. Пятый год плачу и ничего, претензий пока не было.
      • 0
        Хммм… может это мне такой садик попался? Нам объясняли на собрании, что платить нужно только через операциониста.
        • +6
          А вы их слушайте больше :))
        • +2
          Платить можно вообще через любой банк.
          Что платить надо только через сбер и только через операционистку — это наследие СССР :)
    • +2
      Общегородскую облачную бухгалтерию внедрили уже во всех учреждениях образования, т.е. выставлять счте в электронном виде они могут уже некоторое время все, пока не заставляли, но до конца 2015 в обязательном порядке только электронные платежи будут в образовании. Городская платежаня система позволяет платить картой, через онлайн-банк, электронными деньгами, Qiwi и т.д., партнеров уже много.
  • 0
    Почему у вас так много проблем в Личном кабинете по парковкам и как (кому?) можно сдать эти проблемы?
    • +1
      парковочное приложение сейчас в ведении Депаратмента транспорта, но через нас им можно передать, обязательно донесем до коллег, опишите, пожалуйста, проблему сюда или на dit@mos.ru с пометкой «Хабр»
      • 0
        У мея есть резидентское разрешение (активное) но его нет у меня в моём личном кабинете на сайте parkingcab.mos.ru звонки в поддержку все сливали, в МФЦ обращаться бесполезно. на почту вам отправить номер разрешения /или номер машины?
        • 0
          в личку пришлите, пожалуйста, ФИО, номер разрешения и номер машины, попробуем помочь через наш подвед Московский социальный регистр
          • 0
            Решил сам проблему, оказывается, что бы показывалось время действия надо что бы машина была добавлена в личный кабинет… Я думал, что оно автоматически должно было появиться.
  • –1
    доступ к 120 тыс. городских камер через наш новый сервис video.mos.ru.


    Насколько это этично? Одно дело, неизбежное зло, когда за тобой следит гос-во (в основном с добрыми и разумно обоснованными намерениями), но когда такая инфа становится доступна всем вообще?
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +3
        Я сижу у себя дома, мониторю твой подъезд. Вижу, что ты вышел. Пишу своему подельнику смс «можно обносить хату».
        • +4
          при всё при этом, я инструктирую его, видно ли его с камер
          • +1
            Потом поднимаются логи, вычисляют по IP и в отделении задают вопросы.

            Кстати, ходить на дело с мобилкой тоже хорошая привычка. Если вдруг решат расследовать, это поможет.
            • 0
              Можно не писать, а включить свет (поставить цветок) в окне. И какие поднимаются логи, и как они будут привязаны к событию преступления?
              • 0
                Если произойдёт чудо и кто-то решит расследовать преступление, то все полномочия запросить список телефонов в радиусе события и тех кто подключался к камерам есть. Чудеса редки, но возможны.

                Те кто хочет спрятаться и проявляет к этому стремление безусловно могут легко найти обходные пути, но тюрьмы полны чуваков которые шли к успеху напролом так что даже такие простые методы вполне могут давать статистически значимые результаты.

                А вообще бывает и паспорт на месте теряют.
            • 0
              И сразу как бы догадваются, что мы это дело с помощью камер провернули. Seems legit.
        • +8
          «Я сижу на лавочке, мониторю твой подъезд...»
          Предлагаю закрыть доступ к лавочкам, пускай на них «добрык и разумные» чиновники сидят.
      • 0
        ядерные боеголовки тоже на наши деньги устанавливаются. Разве логично иметь к ним доступ для всех?
        • +1
          Доступ к ядерным боеголовкам делегируется народом правительству и армии через легитимные процедуры избрания.
          • 0
            не припомню, чтобы про ядерное оружие у народа что-то спрашивали когда-либо :)
            • 0
              Не, ну можно конечно проводить референдум перед каждым пуском… =\\
              • –1
                Нельзя. Ведь для осознанного выбора необходимо обладать всей информацией. Тогда надо опубликовать все данные разведки, да и вообще всю гостайну. Хотя и эти данные должны быть всем доступны, тоже ведь на деньги налогоплательщиков добыли!
          • 0
            и к камерам доступ делегируется народом правительству и правоохранительным органам через легитимные процедуры избрания.
            Зачем каждому доступ? ну и генералов пока что не выбирают)))
    • 0
      У меня точно такой же вопрос, просто не хочу плодить еще один subthread. Я с помощью этого ведь смогу шантажировать коллег, например! Смотреть кто, с кем, куда, когда пришел, когда вышел. Да, я мог бы это делать и без камеры, но тут можно поставить это на поток.

      «Петя, а ты знал, что после того как ты провожал Катю, вместо того, чтобы ехать домой, к ней еще пришел Василий Петрович?», — кажется это успех в карьере и уважение коллег :-)
  • 0
    И кстати на video.mos.ru не предлагает оставить почту для инвайта — сразу доступ запрещен (при входе через mos.ru по СНИЛС)
    • 0
    • 0
      поправили в посте, чтобы все было понятно, video еще не запущен, инвайты раздаем на странице спецпроекта
  • 0
    МРКО — ваше детище?
    Ваши прогнозы по поводу жизнеспособности проекта? Считаете ли вы его конкурентноспособным?
    • +1
      «Детище» приемное, нам его передали на стабилизацию пару месяцев назад от другого ведомства, доводим до ума — оптимизируем архитектуру, увеличили мощность серверов и баз данных, из критической фазы его вывели, интегрировали с городской облачной бухгалтерией, системой «Контингент», нарекания конечно остаются, но 600 тыс. пользователей на нем сейчас уже работают более-менее полноценно.
      • 0
        уже работают более-менее полноценно.
        Вы приукрашиваете действительность.

        Мне, как московскому налогоплательщику, очень хотелось бы увидеть разработчиков системы в суде.
      • +1
        Что там оптимизировать, там надо все выкинуть в помойку и взять один из нормальных готовых продуктов, которые уже несколько лет работали в московских школах.
        Если оптимизировать убожество, оно останется убожеством, только «оптимизированным».
  • –1
    До чего же КДПВ неприятная. Напомнило:
    Скрытый текст
    image
  • +4
    Хотелось бы узнать:
    Как обеспечивается прием и обработка 120 тысяч видеопотоков? Какие трюки были применены? Как происходит передача? RTP/UDP, RTSP? Сколько всего трафика приходится системе съедать?

    Как гарантируется «качество» картинки? На некоторых картинках с камер были видны характерные «синие экраны». Как это детектируете, как это исправляете (через какое время)? Есть ли какие-то SLA по доступности/недоступности потока?
    • +6
      Уникальность системы в том, что она централизованная, прием и обработка трансляции со всех 145 тыс. камер (всего сейчас примерно столько, открываем в рамках сервиса 120 тыс.) происходит в ЦОДе, куда видеопотоки поступают по специально организованным каналам. Функционирующие в ЦОДе сервера с соответствующим программным обеспечением по протоколу RTSP принимают видеотрафик, в качестве протокола транспортного уровня в основном используем TCP. Поступающий трафик порядка 100 Гбит/c. Использование TCP обеспечивает целостность передаваемых данных. Дальнейшая ретрансляции видеоданных для последующего просмотра осуществляется по HTTP. Т.е. пользователи — сейчас это городские службы и правоохранители — смотрят камеры со своих рабочих мест. Главный мотиватор «качества» — экономический фактор, система построена по сервисной модели, оператор обязуется передавать картинку с заданными параметрами, если автоматизированная система фиксирует отклонение от этих параметров, оператор должен оперативно поправить или ему выставляются штрафные санкции. Контроль выполняется по ряду параметров – контроль доступности видеоисточника, контроль получения видеопотока, контроль соответствия видеопотока заданным параметрам (fps, bitrate). Через специализированные шины обмена данными информация от видеосерверов поступает в систему контроля услуги для последующего учета и передачи в службы эксплуатации.
      • +1
        TCP действительно обеспечивает доставку данных, однако гарантий, что весь видепоток дойдет до потребителя всё равно нет. :)
        Сколько серверов (и каких) надо иметь, чтобы писать 100 Гбит/c видео?

        А как происходит обратная связь с операторами? К примеру, какая-то из камер зависла и перестала передавать поток. Вы об этом факте сообщаете операторам (каким-то SNMP-трапом(?)), и они должны её починить в течение какого-то времени? Или наоборот, ДИТ занимается починкой/ресетом/заменой камер?
        • +3
          Может просто попросим написать статью с подробным описанием системы?
  • +6
    Интересно есть ли камеры на Большом московорецком мосту?
    • 0
      Не совсем там, но есть www.tvc.ru/news/show/id/62541
      • 0
        У меня телефон без камеры лучше снимал. Не понимаю, для чего вообще ставить камеры с таким качеством записи.
        • +1
          конкретно эта камера, показанная по ТВ, не наша, предложили бы эту тему пока не обсуждать, все нужные записи есть у правоохранителей, идет следствие
  • 0
    «Можно спорить о правомерности способа получения информации с камер, однако, как мы уже писали, открытие доступа к камерам было в наших планах.»

    Можно спорить о правомерности способа получения информации, однако, как мы (хабрапользователи) уже писали, очень хочется получить информацию об оплате на парковках, о платежах по расчетным счетам ГКУ АМПП, на что тратятся этим деньги. Не сочтите за труд, сделайте. ;)
    • +1
      Даже результаты проверки Прокуратурой платных парковок оказались совершенно секретными, так что очень сомневаюсь, что кто-либо что-либо сделает.
  • 0
    У меня есть недавний интересный кейс: один аккаунт я регистрировал сам, другой, с такой же почтой, задублировался при авторизации через Госуслуги, а выше описаны мои попытки перенести СНИЛС из одного аккаунта в другой. Самое примечательное в этой истории — качество работы технической поддержки. Прочитайте, посмотрите сколько времени вы потратили у меня и сколько оплачиваемого времени потратили ваши сотрудники. И все в пустую. В конечном счете проблема так и не была решена (мне сказали что СНИЛС перенести невозможно и нужно с этим смириться). Может быть не только новыми сервисами заниматься, но и уже работающие имеет смысл поддерживать и развивать?
  • 0
    А «Темоцентр» вам подчиняется или сам по себе?
    • 0
      это подвед Департамента образования, напрямую не подчиняется
  • +1
    Получил логин/пароль от video.mos.ru
    Не пускает меня туда, однако!

    Неверное имя пользователя и/или пароль. Проверьте раскладку клавиатуры, не нажата ли клавиша «Caps Lock» и попробуйте ввести логин и пароль еще раз.
    • 0
      Пускает уже.
    • 0
      А у меня «коды закончились».
      DIT что-то говорил про нагрузочное тестирование?
      • 0
        да, действительно инвайты быстро закончились, думаем над новой партией пока
        • –1
          держите нас в курсе (с)
    • 0
      Аналогично (только что проверил)
    • 0
      Ага, так же
      • 0
        Ах вот оно что, логин не «email», а только то, что до собаки
  • 0
    Получил 4 электронных письма вот с таким содержанием:

    Здравствуйте. Спасибо за проявленный интерес к тестированию сервиса video.mos.ru. Мы надеемся, что вместе сможем сделать наш сервис удобнее, а сам город — более открытым.

    Мы подготовили небольшую рекомендательную программу тестирования, которую вы можете найти по ссылке, нам важна обратная связь от вас. Там же вы сможете подтвердить свой email и получить доступ к тесту.

    — С уважением, команда ДИТ и Хабрахабра


    При вводе адреса почты, выдаёт: «Приглашения закончились»
    Это баг или фича?

    • 0
      обещали оповестить всех, кто оставит почту, о начале тестирования, все получили письмо одновременно, инвайтов было ограниченное число, они быстро разошлись
  • 0
    Получил приглашение на video.mos.ru, но заходя по ссылке из письма (http://special.habrahabr.ru/dit/) для генерации логина/пароля и вводе своего email, выдается сообщение об ошибке — «К сожалению на данный момент коды закончились.»
    • 0
      Видимо, вы не успели. Приглашений было 400, разлетелись за пару минут прям у меня на глазах.
      • +3
        Интересная практика — прислать приглашение, а потом сказать что не успели…
        • 0
          Видимо, боятся хабраэффекта)
          • 0
            Не уверен что «это» будет хабраэффектом, т.к. приглашения рассылались определенному, ограниченному кругу лиц, соответственно логично выпустить столько же кодов доступа (один к одному).
            • 0
              Действительно, странно, что приглашений оказалось больше, чем кодов доступа.
            • 0
              приглашения рассылались всем, кто оставил почту на странице спецпроекта, это несколько тысяч человек
        • 0
          Согласен. Очень странно это было организованно (особенно, учитывая текст письма, где ничего не сказано о том, что надо торопиться). Может, DIT (или leider?) все-таки исправит это недоразумение и всем, кто ранее регистрировался, коды разошлет?
          • 0
            писали, что инвайтов мало, всех, кто оставил почту, оповестили, что тестирование началось и у всех был шанс получить инвайт, думаем над дополнительной партией
        • 0
          на странице спецпроекта писали, что оповестим по почте, как начнем тестирование, всем написали, у всех был равный шанс получить инвайт
      • 0
        Нагрузочное тестирование силами 400 человек? Хм.
  • 0
    Жаль не успел получить приглашение на тестирование камер. Я уже в процессе установки своих в подъезде, наркоманы достали, а товарищи полицейские тупо не успевают приехать и поймать за мягкое место.
  • 0
    Офигенно, но периодически ложится. Напишите потом статью по разбору предложений — что планируется делать в первую очередь.
    • 0
      главное, не забудьте ваши предложения написать, разбор обязательно будет, для того и тестируем
  • 0
    Оставлял почту, пришло письмо:

    Благодарим за проявленный интерес к тестированию. Вам предоставлен доступ к тестированию.

    Перейдите на video.mos.ru и войдите с помощью вашего логина и пароля Московского портала Госуслуг.

    Нашей целью является улучшение сервиса и его тестирование среди профессионального комьюнити. Нам важно знать ваше мнение! После получения доступа и тестирования оставьте свою обратную связь на сайте special.habrahabr.ru/dit/

    Спасибо!

    — С уважением, команда ДИТ и Хабрахабра


    Что вводить-то? Восстановление аккаунта на почту не срабатывает.
    • 0
      Вводить ваш логин и пароль обычные от pgu.mos.ru (логином может быть телефон, СНИЛС, почта и т.д.)
      • 0
        Но у меня нет логина и пароля!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка