«Люди, вы где?» или как искать первых пользователей стартапа

    image Дано: свеженький, полностью функционирующий стартап. Задача: привлечь аудиторию и начать получать прибыль. Главный вопрос: что делать?
    Кто-то закупает медийную рекламу, развешивая свои баннеры на всех более-менее подходящих под тематику просторах сети. Кто-то начинает активно пиарится в СМИ среднего и крупного пошиба еще на этапе разработки. Есть еще социальные сети, в которые ломятся за толпами, но далеко не всегда там находят реальных пользователей.
    На примере моего стартапа DocDoc, я расскажу, как за 2 месяца после запуска бета-версии дойти до 1000 уникальных посещений в день, а еще через месяц — удвоить это число. Самыми простыми и очевидными способами.

    DocDoc — это бесплатный сервис по поиску и выбору врачей, а с недавнего времени и питерских. Не онлайн-консультация, а база подробных, тщательно проверенных анкет московских врачей, которые предоставляют клиники, с которыми мы работаем по схеме «оплата за дошедших пациентов». Подробно я писал об этом в апреле. Итак, чтобы получить первую тысячу пользователей нам понадобились seo-фишки.

    Свободный домен. Так ли это важно?


    Стандартная стартаперская тема: «Ах, как бы найти такое звучное, запоминаемое, интересное и при этом не забитое никем название».
    Как быстро и задорно прошел нейминг DocDoc, я уже рассказывал. Так вот, когда, определившись с названием стартапа, мы начали проверять соответствующий домен на незанятость… Оказалось, что он уже давно и плотно зарегистрирован неизвестными киберсквоттерами. Этот факт отнюдь не поверг нас в печаль. Текущие владельцы были быстро найдены, а домен после недолгой переписки и некоторого количества условных единиц — выкуплен.
    И по тому, как стабильно начали и продолжают расти позиции DocDoc в поисковых системах, смело рекомендуем вам — приглядывайтесь к доменам-старичкам внимательнее.

    Семантическое ядро: важен не трафик — важна конверсия


    Подбирая ключевые слова для контекстной рекламы и seo, мы активно юзали свой маркетинговый опыт в медицине. Существуют сотни трафиковых запросов, конверсия которых стремится к нулю — простой пример «акушер» и все его производные. По этому запросу люди ищут информацию (в первую очередь статьи и советы), но самого врача все еще предпочитают выбирать по старинке — по наводке друзей и знакомых. Практика показывает, что чем серьезнее вопрос — тем ниже уровень доверия к интернету.
    Конечно, эта тенденция в принципе характерна для сферы и наша основная задача —повысить уровень доверия к нашему ресурсу, но с первого шага бросаться в битву с предубеждениями было бы просто глупо. Москва не сразу строилась, The Beatles не с первого дня собирали стадионы, вот и мы решили не плыть против течения.
    Исходя из этих нехитрых установок, семантическое ядро на первом этапе формировалось исключительно из тех запросов, которые на практике реально всегда давали наибольшую конверсию клиникам. Например, целый пул «урологических» запросов. Там не тянут резину, а реально действуют и максимально быстро — то есть обращаются сразу. Итого у нас на руках оказалось около 10 сформированных списков по 100-150 запросов. С них и начали.

    Контекстная реклама: моментальный эффект


    Чтобы запустить сайт, необходимо было заполнить сайт первыми анкетами врачей. Чтобы договариваться с клиниками — определенная посещаемость. Как мы договаривались с первыми «партнерами» — тема для отдельного поста про настырность, сметающую все на своем пути харизму и активное использование имеющихся связей.
    Факт остается фактом: как только была собрана и проверена контент-менеджерами база первых анкет докторов, мы должны были начать получать посетителей. Поэтому мы тут же запустили контекстную кампанию на сотни объявлений. И эта кампания была успешной, за первый месяц работы к нам поступило 100 реальных обращений пациентов.

    Умное SEO: в одной повозке с юзабилити


    Фишки, которыми гордимся:
    • Никаких покупных ссылок — только реально качественное грамотное статейное продвижение, которое заказывали не по 30 рублей за килознак, а реально заморачивались над качеством публикаций. И продолжаем заморачиваться дальше — теперь статьи со ссылками пишут исключительно pr-менеджеры. Ибо репутация для стартапа реально важна.
    • От «a» до «z» продуманная seo-архитектура сайта — внутренняя перелинковка удобна посетителю и понятна поисковым роботам.
    image

    • Грамотные урлы для каждой страницы. Например, фильтр по метро дает страницу типа docdoc.ru/doctor/urolog/krasnopresnenskaya.
    • Дружественный контент для пользователей. Пример — справочник пациента. Это реально интересная информация, проверенная на достоверность нашим мед. экспертом. Эта информация поможет разобраться какой врач чем занимается, как он принимает пациентов, когда, при каких симптомах нужно обращаться к этому врачу, что входит в его прием и т.д. – это своего рода «памятка пациента».

    Ура! Они возвращаются


    Результат этой работы стал очевиден — росло количество пользователей, регулярно возвращающихся на сайт DocDoc. Это не только показатель качества сервиса, его необходимости для пользователей, но и приятная ответная реакция на постоянно ведущиеся работы по допиливанию юзабилити.

    Месяц Посещаемость (уникальных посетителей в сутки)
    Сентябрь 6 426
    Октябрь 8 067
    Ноябрь 7 412
    Декабрь 8 673


    Репутационная работа: PR и SMM


    Если честно, долгое время это были наши наиболее уязвимые направления, которым до определенного момента достойно не уделялось ни время, ни внимание. Сегодня мы взяли в команду пиарщика, и потихоньку движемся – начали регулярно рассылать и публиковать наши новости, активизировались в сетях. – Группы «В Контакте» и на Facebook ведутся и регулярно обновляются на позитивной волне. И если раньше это были только какие-то смешные «картиночки» по теме, анекдоты, советы, «познавательные» посты, сегодня мы решили более четко позиционировать наш ресурс в социальных сетях: регулярно проводим собственные опросы на околомедицинскую тематику, публикуем наши новости и аналитику + более скрупулезно выискиваем интересный медицинский контент. Для привлечения пользователей в группу организовали конкурс фотографий с неплохими призами. Со временем хотим добавить своей аналитики, работаем над этим.
    Мой вопрос к вам: – Можно ли с помощью групп в соцсетях повышать доверие к сервису и как это сделать? Если у вас есть мысли, советы и даже коммерческие предложения — мы будем только рады.
    DocDoc 26,49
    Компания
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Похожие публикации
    Комментарии 15
    • –1
      Только сегодня искал где флюорографию сделать — пользовался вашим сервисом.
      Удобно.
      Спасибо.
      • 0
        Отсутствует такая важная деталь как бюджеты, короче нагнать траф в том числе и целевой большой проблемы нет, вопрос сколько это вам всё стоит? И окупается ли? Или просто решили освоить бюджеты?
        • 0
          В настоящий момент целевой уникальный посетитель обходится нам в 1 рубль 62 копейки. С учетом последующих конверсий и текущего ценообразования, для нас это рентабельно.
        • +7
          >> Задача: привлечь аудиторию и начать получать прибыль. Главный вопрос: что делать?

          <сарказм>Написать статью на хабре.</сарказм>
          • +1
            Вы очень похожи на проект zocdoc.com, даже ваши герои на сайте нарисованы в одном стиле.
            Существует схожий сервис docdoc.com, поэтому не удивительно, что домен docdoc.ru был занят.
            Сервис бесспорно полезный, хотя и копирует западные проекты.
            Есть два вопроса, если на сайте указаны расценки приема, значит вы сотрудничаете с коммерческими клиниками, а как дела обстоят с государственными?
            На какие региональные города в этом году будет экспансия вашего сервиса?
            • 0
              Не уверен, что это принципиально, но docdoc.com не западный, а скорее азиатский проект. И был запущен позже docdoc.ru.
              С государственными клиниками мы также ведем сотрудничество, по услугам, оказываемым на коммерческой основе.
            • +1
              Это одна из тех статей, которая никакую Америку не открывает, и вроде пиарная от начала и до конца, но при этом сервис-то действительно хороший, поэтому до конца дочитал вполне — ждал интриги))

              «Интересные факты:
              Осенью 2012 года DocDoc получил 1 млн долларов от инвестиционного фонда Aurora Venture Capital»

              Много это или мало для подобного масштабного проекта?
              • +1
                Более чем достаточно для такого банального проекта, кстати вот и ответ на мой вопрос о бюджетах, который был проигнорирован автором. А на такие средства можно конечно и трафик целевой покупать, и нанять кого надо и статьи вам напишут да и домены у киберсквоттеров купить которых они кстати поддержали таким образом.
                Но главное тут это конечно не описанные в статье банальности, а количество влитого бабла которое сейчас успешно осваивается что само по себе и не плохо, просто с этим обычно проблемы редко возникают, не ясно о чем статья, и между тем это не история успеха, а рассказ про то как они красиво потратили, а точнее отчёт об этом, ну и по сути, для таких бюджетов мелковаты показатели, то… Ну и справедливости ради, не всегда указанные в пиар-компаниях миллионы соответствуют действительности, обычно эти показатели преувеличивают.
                • 0
                  По российским и мировым меркам, это довольно-таки прилично для первого раунда и текущей стадии развития проекта.
                • +2
                  Если пользовательский рейтинг имеет там существенный вес, то рейтинговую систему нужно выбрасывать — по крайней мере, в наших условиях пользователи в массе не в состоянии адекватно оценить профессиональные услуги, а потому их мнение либо не должно учитываться вообще, либо должна быть возможность его исключить из рейтинга вручную.

                  Среднестатистический пациент оценивает врача: а) по тому, на сколько ему было жалко денег на свое здоровье, б) по тому, на сколько неприятны для него лично были те вещи, которые ему сказал врач (например, о необходимости профилактики, которой пациент пренебрегает), в) по тому, на сколько действия врача соответствовали тому, что пациент уже успел вычитать на форумах у таких же безграмотных пациентов.
                  К качеству лечения эти оценки не имеют ни малейшего отношения.
                  • +1
                    Изначально, отзывы пользователей не имеют существенного веса на рейтинг, но по мере их увеличения (более 5-ти), роль возрастает. По поводу исключения из рейтинга (создание двух рейтингов), идея понравилась.
                  • 0
                    Но, с другой стороны, я могу сколько угодно рассуждать мол: «Вот, повезлооо, дали лям на ненужный проееект! Да у меня проекты в разы круууче!», но, черт побери, мне ни один инвестор/ангел/инкубатор ни на один мой проект даже $100К не предложил.
                    Интересно, за какую долю Аврора лям получила? Автор, отзовись, пожалуйста, — интересно.
                    • 0
                      Аврора получила миноритарный пакет. Важный момент: инвестор сам нашел нас, когда на DocDoc было уже больше тысячи врачей и несколько сотен пациентов в неделю. Эта стадия проекта позволяет делать достаточно точный прогноз по развитию, и как следствие, снижает риски инвестора в разы.
                    • 0
                      Диман, ты? :)
                      • 0
                        Предлагаю решение для всех. Буду рад комментариям.

                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                        Самое читаемое