Сервис, помогающий в продвижении сайтов в поиске
21,01
рейтинг
4 сентября 2014 в 10:23

Управление → Семейный бизнес в сфере IT. Мои три золотых правила

image

Предисловие


Помните мою предыдущую статью? В ней я рассказала о том, как мы с мужем основали собственный бизнес. Точнее, муж основал, а я чуть позже к нему присоединилась.

То, чем мы тогда занимались, очень сложно назвать бизнесом. Это скорее была работа в паре. Мы никогда не договаривались: ты делаешь это, а я это. Разделение обязанностей сложилось само собой.

Вы спросите: «Кто же в вашей команде главный?». Скажем так, мы оба прекрасно понимаем, кто главный. Но вслух это не обсуждаем, потому как один из нас может обидеться, а вторая слишком много о себе возомнит…

Конечно я шучу. Все решения принимаются вместе. Я не буду врать, что мы всегда мыслим одинаково и никогда не расходимся во мнении. Однако, мы научились слушать и понимать друг друга. Научились договариваться. Я думаю, это важно для любых бизнес-партнеров, независимо от того, являетесь вы семьей или нет.

Пора двигаться дальше


На самом деле, какая разница кто главный, если некем командовать? Мы застряли на стадии семейного фриланса, нужно было двигаться дальше. Пришло время расширять команду.

Тогда мы уже поняли, что нет смысла гоняться за двумя зайцами и приняли решение полностью отказаться от IT-аутсорсинга. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что это решение было правильным.

А потом мы совершили одну очень серьезную ошибку, о которой я и хочу вам рассказать. Осознание того, что мы все делали неправильно пришло где-то через год. Дабы больше не наступать на эти грабли, я сформулировала для себя первое золотое правило и теперь при принятии важных решений я всегда помню: «деньги не должны лежать без дела».

Из предыдущей статьи вы знаете, что я пришла в бизнес не одна. Я принесла с собой небольшой капитал.

Что нужно было делать?
Вложить деньги. То есть нанять дизайнера, программиста и менеджера. Отладить работу. А чуть позже взять специалиста по продвижению сайтов. Это бы ускорило процесс и фриланс перерос бы в бизнес гораздо быстрее.

Что мы делали?
Мы трусили. Ведь нанять сотрудников ― это очень и очень большая ответственность. А что если не будет клиентов, и сотрудникам нечем будет платить зарплату? Поэтому сначала нужно обеспечить поток клиентов. Мы решили рискнуть, но не сильно: первым делом наняли менеджера по продажам.

Принятое решение казалось логичным. Однако, мы не видели очевидной проблемы. Кто будет выполнять заказы, когда мы наладим поток клиентов? Раз нет команды, значит опять мы. То есть пахать придется еще больше. А это означает, что времени собирать команду и отлаживать работу у нас просто-напросто не будет.

Мы боялись, что не будет клиентов. На самом деле это даже забавно, ведь через какое-то время, клиентов стало слишком много и мы просто не в состоянии были брать новые заказы.

Еще клиент? Да сколько можно?!


image

В общем мы попали в ловушку, которую сами себе подготовили. Валера, наш менеджер, обзванивал потенциальных клиентов (да-да эти адские холодные звонки) и договаривался о встрече. На встречу чаще всего мы ездили с ним вдвоем, Саша в это время разрабатывал очередной сайт.

После встречи мы с мужем обсуждали полученную от клиента информацию и продумывали концепцию сайта. Затем я оформляла эту концепцию в виде презентации для клиента, и чаще всего на второй встрече мы заключали договор. Скажу честно, мы делали хорошие сайты. Очень ответственно подходили к работе, поэтому скоро появился второй, мощный канал привлечения клиентов ― сарафанное радио.

Тогда минимальная стоимость разработки сайта у нас составляла 25 000 руб. (конец 2011 года). За эти деньги клиент получал хороший корпоративный сайт с оплаченным доменом и хостингом на 1 год. Разработка дополнительных модулей оплачивалась отдельно. Например, каталог товаров или фильтр, или сортировка, или 3D-визуализация. Конечно, мы оговаривали стоимость на момент заключения договора и в процессе разработки она не менялась.

При этом мы страдали какой-то манией сделать круто. Каждый сайт имел свою фишку, часто даже не заметную клиентам. Например, для корпоративного сайта управляющей компании мы сделали адаптивную верстку. Тогда практически никто не делал такие сайты, и нам очень хотелось это реализовать. Я думаю, клиент до сих пор не знает, что его сайт адаптирован под мобильные устройства. А мы добавили новую фишку в свое портфолио и в дальнейшем продавали адаптивные сайты дороже.

Работа превратилась в какой-то бесконечный бег по замкнутому кругу. Мы работали-работали-работали. А знаете, что самое интересное? Мы практически не зарабатывали.

В месяц максимум было 3 новых клиента. Предоплата составляла 30%. Зарплата менеджера 15 тыс. руб. + 10% от суммы договора.

Вот и считайте: 3 клиента в среднем по 30 тыс. руб. С предоплатой 30% мы получаем 27 тыс. руб. Раз в месяц мы сдавали какой-то очередной сайт и получали постоплату. В общем, месячный доход не превышал 50 тыс. рублей. При этом мы оплачивали зарплату менеджеру (15 000 + 90 000х0,1 = 24 000), аренду, налоги. Так называемая прибыль составляла не более 20 тыс. рублей, а еще нужно было что-то есть самим и кормить кошку.

Однажды вечером мы посмотрели правде в глаза и приняли 4 важных решения.

  1. Повышаем цены в 2 раза и меняем схему оплаты. Теперь минимальная стоимость разработки сайта составит 50 000 рублей, при этом клиент вносит предоплату 50%.
  2. Меняем схему работы с менеджером. Оклад 15 тыс. + 10% с каждого договора, при этом проценты начисляются, если общая сумма договоров превысила 100 тыс. рублей.
    Т.е. теперь, найдя 3-х клиентов, менеджер получал 30 тыс. рублей, вместо 24. А если нашел всего одного ― 15 тыс., вместо 18-ти.
  3. Формируем команду: нанимаем программиста и дизайнера.
  4. Развиваем направление SEO.


Еще один усвоенный урок


image

После увеличения стоимости количество клиентов не изменилось. Изменилось их качество. Теперь нам не приходилось объяснять клиентам, зачем им нужен сайт. Мы объясняли, как заставить сайт приносить прибыль. Клиенты сразу осознавали, что сайт нужно продвигать и мы обычно заключали 2 договора: на разработку и продвижение.

Но это далеко не означает, что с такими клиентами было проще работать. Работать с людьми всегда сложно. На самом деле идеального клиента мы встретили только однажды. Но речь не о нем, а еще об одной ошибке, которую каждый предприниматель ну просто обязан совершить хотя бы раз.

Все же знают, что работать без предоплаты нельзя? И мы всегда это знали. Вообще, только полные идиоты работают без предоплаты…

Но что бы вы делали, если бы к вам обратился представитель крупной, российского масштаба компании. Скажем, Сбербанка. Он приглашает вас на встречу и объясняет, что через неделю приезжает высокое начальство и им нужно подготовить просто офигенную презентацию о развитии банковской сети в крае.

Вы быстренько прикидываете свои силы, оцениваете объем работ, делаете наценку за скорость и озвучиваете сумму в 70 тыс. рублей. Представители банка утвердительно кивают и завтра вы договариваетесь заключить договор.

В общем, одни плюсы. Во-первых, 70 000 за презентацию ― очень хорошо. Во, вторых, это же Сбербанк. Кому не хочется иметь такого клиента в портфолио?

На самом деле мне уже не хочется. После того случая. В общем принесли мы договор на вторую встречу, его отдали в бухгалтерию на подпись. А нас очень-очень просили начать работать уже сегодня, так как времени осталось совсем мало. А договор сегодня подпишут и уже завтра поступит предоплата.

Когда от клиента слышишь фразы «сделайте срочно» и «завтра оплатим», стоит задуматься. Кому нужно срочно: вам или ему? Если ему, то пусть он срочно и оплачивает.

По условиям «договора» презентация должна была включать небольшую анимацию. Всю ночь мы прорабатывали структуру презентации и делали эту анимацию. На следующий день сонные и замученные показали результат работ. Подписанный договор представитель Сбербанка «забыл захватить на встречу», но деньги по его словам «уже были перечислены, просто пока видимо не дошли». Мы получили замечания и корректировки по презентации и пошли работать.

Поспали пару часов и снова за дело. Ведь завтра нужно было показать результат и скорректировать дальнейшие действия. Следующую ночь поспать опять не удалось. А утром за час до назначенной встречи нам позвонил представитель Сбербанка и сказал, что они все-таки решили, что справятся с презентацией самостоятельно, но благодарят нас за помощь. На вопрос: «А деньги?» был получен ответ: «Так вы же ничего еще не сделали.».

На самом деле спасибо, что позвонили. Потому как во-первых, вместо того, чтобы ехать на встречу можно было завалиться спать. А во-вторых, если бы не позвонили, мы бы еще наверное ночи три работали, как идиоты, пока до нас бы не дошло, что никто нам за это не заплатит.

В общем, мы потратили всего две бессонные ночи, чтобы выучить еще выведенный Ильфом и Петровым закон: «Утром деньги ― вечером стулья».

Устали читать? Потерпите еще немного. Очень хочется закончить на позитивной ноте.

Третье золотое правило


Помните свою первую работу на полный график? Это ощущение невероятной загрузки? Какое-то подсознательное ожидание каникул и разочарование, потому что времена каникул закончились с выпуском из университета. А еще это чувство растерянности, ведь в универе было столько свободного времени. А сейчас не успеваешь ничего.

Так вот, уволившись с работы и став предпринимателем, я испытала это чувство снова. Поняла, что раньше у меня была просто куча свободного времени. Это учитывая то, что на предыдущем месте работы я редко уходила раньше 8-ми вечера (работая с 9-ти утра).

Теперь работа занимала просто все свободное время. Мы c мужем работали днем, ночью, на выходных. Иногда засыпали прямо в офисе, так как не было сил добираться домой.

Родители и близкие переживали и просили так над собой не издеваться. Друзья устали слышать от нас «давай в другой раз, работы куча» и перестали звонить. А мы уже не могли остановиться. Нас затянуло по полной.

Как-то раз я общалась с клиенткой и она поведала мне, что они с мужем 2 года работали как заведенные, не давая себе возможности передохнуть. А потом у мужа случился инсульт. Инсульт в 30 лет! И тогда я поняла к чему мы идем, и что я совсем не хочу повторять историю своих клиентов.

Помню-помню, что обещала позитив. Итак, дело шло к концу 2012 года. После того разговора с клиенткой мы с мужем приняли решение устроить себе отпуск, уехали путешествовать на 10 дней и полностью отключились от работы. Вернулись свежие и отдохнувшие. Во время новогодних каникул пересмотрели структуру бизнеса и наши новые идеи позволили в следующем году переехать в новый офис, увеличить прибыль в 5 раз и заработать свой первый миллион.

Это стало еще одним моим золотым правилом. Независимо от загруженности, мы сами отдыхаем минимум 2 раза в год и заставляем отдыхать коллег.
image

Что дальше?


Следующую статью я планирую опубликовать через 2 недели и в ней расскажу:

  • как все рухнуло, но мы уже знали что делать;
  • какие изменения в структуре бизнеса позволили увеличить прибыль в 5 раз;
  • почему от некоторых заказов выгодно отказываться.


To be continued…

P.S. читайте продолжение:
Семейный бизнес в сфере IT. Время зарабатывать деньги
Семейный бизнес в сфере IT. Как мы запускали свой первый сервис
Семейный бизнес в сфере IT. Первые полгода жизни нашего стартапа
Семейный бизнес в IT. Как мы собирали команду
Автор: @it-witch
Энергослон
рейтинг 21,01
Сервис, помогающий в продвижении сайтов в поиске
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (65)

  • +7
    Успехов вам! И спасибо за статью, действительно интересно читать, буду ждать продолжения.)
  • +28
    Устали читать?

    Вообще ни разу.
    А вот ждать 2 недели устанем…
    • +3
      Держитесь! :) Если честно, сложновато было написать вторую статью через неделю. Видимо нужно больше практики…
  • +4
    Хорошо пишете:) Успехов!
  • 0
    Шикарно! С нетерпением жду продолжения!
    • 0
      Отлично! Даже как-то неудобно просить недоспать и написать следующую часть быстрее :)
  • +4
    У нас с женой тоже была своя веб-студия. Однажды, после очередной серии необоснованных требований и претензий от клиента, не разбирающегося в теме, но уже готового обращаться в суд, мы сели и сформулировали очевидное: мы могли бы существенно увеличить эффективность их бизнеса с помощью интернет-технологий, но не можем им объяснить, что нужно для этого предпринять. И никто не может.
    Так зачем долбиться в стенку, если мы уже знаем, как развивать такие проекты? И был создан свой проект, а потом еще один. Раскручен и оптимизирован. С клиентами не общаемся, на поддержание проектов уходит пара часов в день, остальное — на развитие перспективных стартапов. Деньги тоже с этих проектов берутся.
    Что характерно, столь весомый показатель успеха клиентами (теперь уже бывшими) был проигнорирован — они все равно нам не стали доверять в том, что касается стратегии.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +7
    Вам уже пора блог на хабре открывать
  • –1
    Просто офигительно!
  • +4
    Менеджера из Сбербанка можно понять — у них там деньги отправляются в ту же секунду, как подпишет 8 человек и начальник отдела, который сейчас в отпуске.
    • +3
      Дело-то даже не в несвоевременной оплате, а в отсутствии оплаты как таковой. Если ты напрягаешь человека работой, то будь готов оплачивать его труд. Даже если «сами справимся» и «уже и не нужно».
      • +2
        Это была ирония, знакомая всем, кто работал с госскомпаниями и большими организациями. Я его не оправдываю.
      • +3
        Лично я уже к этому привык.
        Разок работал с компанией, которая осваивает деньги Роснано. Был очень интересный проект испытательного стенда. За месяц я нарисовал функциональную схему — одобрили. Потом месяц подбирал список необходимого оборудования, высчитал его стоимость и стоимость работ, всё одобрили. Дальше ещё месяц мы занимались разработкой договора с точностью до запятой. В конце концов всё было сделано и договор отправили на подписание.
        Закончилось всё в канун Нового Года — клиент вдруг перестал выходить на связь. После того как удалось до него дозвониться и спросить в чём дело он ответил вопросом на вопрос — а чего так дорого то? И это с учётом того, что полная стоимость проекта была согласованна полтора месяца назад и с тех пор не изменялась.
        Я так понял ребята задаром получили отлично проработанный план работ по стенду на следующий год, который они приложили к документации и направили в Роснано для получения очередного многомиллионного гранта.
        Теперь я стараюсь брать небольшие деньги уже за этап формирования ТЗ, по крайней мере с незнакомыми клиентами. Хотя следует заметить, что с кинувшим меня клиентом я до этого сделал большой и успешный проект, так что и постоянным к сожалению доверять не стоит.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Почему между it-аутсорсингом и сайтами выбор пал на второе?
    • 0
      Во-первых, web изначально был интереснее.
      Во-вторых, мы пробовали развивать it-аутсорсинг. Но найти клиентов на сопровождение оказалось гораздо сложнее. Часто бывало так, что предлагаешь клиенту аутсорсинг, а он спрашивает: «А вы сайты случайно не делаете?».
      В-третьих, разработка сайтов оказалась более прибыльным делом.
      • +1
        А может не с тем соусом предлагали? Аутсорс ИТ — достаточно дорогая штука, если под ним не подразумевать лишь офисные принтеры с вайфаем.
        • 0
          тсс.
        • 0
          Думаю, вы правы. Но сложно развивать то, к чему нет интереса.
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • 0
            Готовите буклет специально для таких, и пешком его заносите коммерческому, если нет технического.
  • +4
    Круто. Но цены даже на 2011-й год, конечно, фрилансерские.
  • +1
    Глядя на 2ю и 3ю статью, с трудом верится, что автор тот же, что и у статьи "Плюсы и минусы работы в сфере IT, если ты девушка". Там было скучно и «ни о чем». Тут — качественно и интересно. Поразительно. Спасибо.
    • +1
      Спасибо. Просто мне показалось, что с темой о женской доле в IT больше шансов выйти из песочницы. А потом в комментариях подкинули идею писать именно про бизнес.
      С другой стороны без 0-й статьи (про себя я их нумерую: 0-я, 1-я, 2-я) картина была бы не полной.
    • +2
      Как так «ни о чем», интересная статья получилась и +140 рейтинга это доказывают.
  • 0
    Заинтриговали, буду ждать.
  • –1
    Как раз сижу и думаю, где мне найти команду в Китае. Без команды будешь вертеться как белка в колесе…
    • +3
      Дык это… неужели 1.5 млрд китайцев не хватает? )
      • +1
        Собрать команду в первый раз изначально не просто. В чужой стране еще сложней…
    • +2
      Развесьте объявления на столбах…
  • 0
    Очень интересно было читать, жду продолжения
  • +1
    Уже неделю, как захожу на хабр и радуюсь как ребёнок, когда вижу очередную вашу статью. Как в детстве радовался новой серии любимого сериала.
    • +1
      А я радуюсь каждому новому комментарию :) Спасибо за поддержку!
  • 0
    Очень интересно, пишите ещё =) Мы не читать устали, а ждать следующей части)
  • 0
    Очень интересно, спасибо Вам! Отлично пишите и очень открыто. С нетерпением жду следующую статью.
  • +9
    Помните свою первую работу на полный график? Это ощущение невероятной загрузки? Какое-то подсознательное ожидание каникул и разочарование, потому что времена каникул закончились с выпуском из университета. А еще это чувство растерянности, ведь в универе было столько свободного времени. А сейчас не успеваешь ничего.

    У меня вот как-то с окончанием университета связаны совершенно другие впечатления. Когда впервые после 5,5 лет совмещения работы и учебы (а я честно верил, что знания и красный диплом обеспечат дорогу в счастливую жизнь) приходишь вечером домой и понимаешь, что тебе уже не надо ничего учить, не надо делать научную работу и писать диплом, и вообще вечером ты можешь заниматься чем угодно (и завтра тебе за это ничего не будет), то наступает опустошение. А отпуск? Последние 3 года учебы я брал отпуск только для того, чтобы успешно закрыть сессию, а тут есть целые 4 недели в году, когда тебе ничего не надо делать. Да что отпуск — 2 дня выходных каждую неделю, в которые надо придумывать чем себя занять! В итоге меня хватило в таком ритме ровно на год и я поступил на второе высшее, уволился с работы и открыл свою собственную компанию, в которой можно работать по выходным и даже в отпуске :)
    • 0
      А вы, товарищ, трудоголик.

      По моему отсутствие каких либо интересов и хобби кроме работы — это синдром.
  • 0
    Нестандартный стиль для портала, но имхо неплохо.
  • 0
    Спасибо за очередную статью. Очень радует, что не стесняетесь описывать провалы, это (во всяком случае на данном этапе для меня) значительно важней, чем читать очередной шарообразный success story в вакууме.
  • 0
    Молодцы! Чувствую к вам подходит понимание что Бизнес и «работа в собственной компании» — две большие разницы.
  • 0
    Можно поинтересоваться, иллюстрации ваши, авторские?
    • +1
      Нет, иллюстрации готовит Маша, дизайнер-иллюстратор в нашей компании. Спасибо ей за это огромное :) Я в комментариях к предыдущей статье давала ссылку на ее профиль в фб.
      • 0
        Иллюстрации просто потрясные. Каждый раз когда вижу подобное, жалею, что не рисую…
  • 0
    Надо было вторую котейку под столом рисовать.
  • +4
    «Все же знают, что работать без предоплаты нельзя? И мы всегда это знали. Вообще, только полные идиоты работают без предоплаты…»
    я такую татуировку себе сделаю, пожалуй. идя на уступки многим клиентам, я не беру предоплаты. часто, им надо срочно, а «заплатят они завтра», потому что сроки горят и т.д… как себя заставить отказываться от таких клиентов?
    • 0
      как себя заставить отказываться от таких клиентов?

      Начать отказываться.
    • 0
      Мне в свое время очень помогла фраза: «сожалею, но мы ничем не можем вам помочь..»
    • 0
      Всегда при озвучивании цены, говорите что-то вроде: «Если вы внесете предоплату на этой неделе, то к работе сможем приступить с 15-го числа.» Не завтра, не сразу после оплаты. Тогда клиент понимает, что он у вас не единственный. У вас есть свой график выполнения проектов.

      Вежливо объясняйте клиенту, что вы планирете работу компании исходя из графика поступления оплаты. И если он заплатит через неделю, то не факт, что специалисты будут свободны. Мы даже в договор включаем пункт, что если клиент не заплатил в течение 15 дней с момента заключения договора, договор считается расторгнутым по инициативе клиента. Потому как были случаи, когда клиент «проявлялся» через полгода, а у нас уже и цены были другие, и специалисты заняты под завязку.

      Если после этого клиент потеряется, значит вы уберегли себя от работы бесплатно. Уверяю вас, огорчения после этого вы не испытаете.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Рисунки клевые
  • 0
    Отличная статья! Спасибо!
  • 0
    Прекрасно! И читается очень легко. Спасибо! Продолжайте писать статьи в бизнес-тематике!
  • –1
    Интересное у вас понимание бизнеса — пахать самим за мало денег. Это и в офисе можно делать.
    Я-то думал бизнес это когда налажен механизм, когда деньги сами зарабатываются.

    Ну и да, в чем смысл самим писать код и делать дизайн, если это легко аутсорсится?

    Самому-то лучше делать то, что больше никто не может делать и что приносит максимальную отдачу — организовывать бизнес-процессы, например.
    • –1
      Я-то думал бизнес это когда налажен механизм, когда деньги сами зарабатываются.

      Деньги сами зарабатываются??? Да вы сказочник!

      Самому-то лучше делать то, что больше никто не может делать и что приносит максимальную отдачу — организовывать бизнес-процессы, например.


      В теории — да. Я же в статье пишу о своем собственном опыте организации этих бизнес-процессов с нуля. Если бы все было так просто, то и писать не о чем было бы.
      Извините, конечно, но я вас минусую.
    • 0
      То-то я смотрю, вокруг чето дофуя организаторов бизнес-процессов нарисовалось. Только выхлопу с вас — как с кур пуха.
  • 0
    Вот и считайте: 3 клиента в среднем по 30 тыс. руб. С предоплатой 30% мы получаем 27 тыс. руб. Раз в месяц мы сдавали какой-то очередной сайт и получали постоплату.

    А куда девались 2 других клиента? :)
    • 0
      Сдавались позже. В среднем получалось в месяц закрыть 1 проект.
      • +2
        Т.е. у вас в месяц накапливалось в среднем 2 проекта. За год 24 подвисших проекта?
        • +2
          Мне нравится ваша дотошность :) 3 клиента в месяц — это максимум, бывало, что брали одного или вообще не было новых. Конечно, подвисшие проекты были, в следующей статье я как раз пишу о проблемах со сроками.
  • 0
    Читаю Ваши ооочень интересные статьи и не могу понять — почему такие цены маленькие на разработку сайта?
    Обидно за вас, что так сбербанк по-скотски поступил :( Если работаешь с гос. конторами — лучше брать 100% предоплату. Был опыт, взяли 50% предоплаты, а когда сдали проект еще год выбивали 2-ю часть. С коммерчискими организациями такого не наблюдал.
    • 0
      Спасибо з ваш интерес. По ценам, конечно, вопрос сложный. Начинающей студии со скромным портфолио достаточно сложно продавать себя наравне с более опытными конкурентами. Тем более, вы должны понимать, что это Краснодар и цены у нас гораздо ниже московских. В 2013 году средняя стоимость сайта по Краснодару была около 65 тыс., наша средняя цена к тому времени была в районе 80-ти.

      А насчет предоплаты с коммерческими тоже нужно быть начеку. По крайней мере, когда клиент заплатил 100% предоплату тебе не нужно за ним бегать, умоляя уделить время на согласование дизайна, так как нужно закрывать проект и получать постоплату.
  • 0
    Спасибо, очень интересно! Тоже раньше занимался созданием сайтов, пытался, чтобы каждый сайт был хоть маленьким, но произведением искусства, но потом решил, что лучше заниматься и вкладывать душу в один большой и сложный проект. Но это кому как, кому-то это может показаться отсутствием творчества…
    • 0
      Я думаю, каждый должен стремиться заниматься тем, что ему приносит маральное и материальное удовлетворение. В любом случае будь это один большой проект или несколько маленьких сайтов — нельзя сводить работу к рутине. Нужно как-то бросать себе вызов и к каждому проекту подходить с душой :)
      • 0
        О, это конечно! Просто когда проектов очень много — оказывается довольно сложно все это поддерживать, все накапливается как снежный ком, и везде, даже на отдыхе приходится постоянно думать, как исправить какую-либо проблему, которая для каждого ресурса индивидуальна. Крупные проекты так же требуют постоянной поддержки, но все-таки там нет стольких нюансов. Особенно когда этот проект полностью твой. Но это уже идеальный вариант конечно)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Управление