Каково это – работать в офисе заказчика?

    В сервисных компаниях есть проекты, над которыми IT-специалисты работают не в собственном офисе, а на территории заказчика. Это называется работать онсайт – на стороне клиента. Как правило, такого подхода требуют масштабные проекты, где важно, чтобы участники команды могли лично общаться между собой, а заказчик вел непрерывный диалог с бизнес-аналитиками, разработчиками и тестировщиками, чтобы избежать недопонимания.

    Сотрудники московского ЕРАМ с опытом работы на стороне клиента рассказали, каково это – оторваться от обжитого офиса и покорить новые высоты.



    Антон, инженер-разработчик:

    Я пришел в ЕРАМ в 2010 году, и первый же мой проект был в офисе клиента. С тех пор я постоянно работаю у заказчика и считаю, что полезен компании в первую очередь как онсайт-разработчик.

    Такая работа требует постоянной личной коммуникации с несколькими командами – теми, кто представляет заказчика, и с коллегами из ЕРАМ. Взаимодействовать с людьми бывает тяжелее, чем решать самые сложные технические задачи. Сначала работать онсайт комфортно только любителям живого общения, но со временем коммуникативные навыки развиваются у всех. Основываясь на своем опыте, могу сказать: всегда эффективнее потратить десять минут и обсудить проблему лично, чем написать два-три десятка писем.

    Первое время придется жить, что называется, по чужим порядкам. Человеку, пришедшему со стороны, процессы заказчика могут показаться сложными, запутанными и нелогичными. Бороться с этим можно и нужно, но не на первых порах.

    Поработав онсайт, вы увидите, чем обусловлены эти запутанные процессы, и убедитесь, что распутать их не так просто, как кажется со стороны. Возможно, вы поймете, как и что можно улучшить в процессах на стороне заказчика, не ломая их при этом целиком. На текущем проекте я, например, разработал утилиту для автоматизированного тестирования, которая ускоряет тестирование, позволяет держать регресс под контролем, и сейчас ею пользуются, она прижилась.

    Иван, лид команды тестировщиков:

    Основное преимущество работы у заказчика – постоянное взаимодействие с ним. Мы знаем, чего он хочет, а тот, в свою очередь, всегда знает, что и на каком этапе мы делаем. Когда IT-специалисты работают из своего офиса, вдали от заказчика, риск, что его поймут неправильно, возрастает. Можно работать удаленно, внедрять очередной релиз и вдруг обнаружить, что подходишь к реализации несколько иначе, чем заказчик. На онсайт-проектах шансы фатального недопонимания стремятся к нулю.

    Андрей, бизнес-аналитик:

    Работать на стороне клиента – это большая ответственность. Для заказчика мы, онсайт-работники, и есть ЕРАМ. По нам судят о компании в целом, нам задают любые вопросы. Я представитель ЕРАМ и оставить их без ответа не могу, даже если меня как бизнес-аналитика они не касаются. Но не стоит бояться, что на стороне заказчика сидят страшные люди и задают сложные вопросы – ничего экстремального в такой работе нет.

    В офисе заказчика обнаруживаются его скрытые ожидания – вещи настолько для него очевидные, что ему и в голову не приходит такое проговаривать. Скажем, в банке изменились политики безопасности, и теперь весь внутренний трафик нужно шифровать. Сидя в офисе ЕРАМ, команда может не узнать об этом вплоть до самого релиза. Чем это чревато, все мы понимаем. Для тех, кто работает онсайт, пропустить важные новости невозможно. У сотрудников ЕРАМ есть почта на домене клиента, куда приходит внутрикорпоративная рассылка; новости обсуждаются в офисе. Еще один плюс: заказчик видит нас, понимает, чем мы заняты, может в любой момент задать нам вопрос и получить на него ответ.

    Сложности в такой работе скорее бытовые. Иногда политика безопасности клиента не позволяет зайти с офисного компьютера на почту ЕРАМ, на Sharepoint, на наш GitHub. Может быть ограничен доступ в Интернет, и тогда приходится пользоваться Yota-модемами – их выдают нам в ЕРАМ. Мы не всегда можем лично участвовать во внутренних мероприятиях ЕРАМ, занятиях по английскому – только если подключаться онлайн. Но я всё равно не отрываюсь от компании и, например, провожу собеседования – это можно делать и удаленно.



    Наталья, бизнес-аналитик:

    Работа онсайт не всегда означает конкуренцию. Мне повезло провести пять лет в месте, где сотрудники разных компаний были одной сплоченной командой.

    Находясь в офисе заказчика, нужно заводить знакомства, привыкать к новым правилам; разбираться, кто и как может повлиять на твою работу и проект, и, как ни смешно, тестировать, что можно есть в новой столовой. Мой лайфхак – поскорее найти человека, который близок вам по духу, имеет отношение к проекту и знает, как устроены процессы в компании. Важно, чтобы его чувство юмора было похоже на ваше: шутки помогают наводить мосты и поддерживать хорошие отношения. Такой человек познакомит вас с коллегами, поделится информацией, предупредит о подводных камнях того или иного решения в проекте… И об опасных блюдах в местной столовой.

    В работе онсайт есть безусловные плюсы: понять потребности будущих пользователей легче, находясь рядом с ними. Часто разработку заказывает один, контролирует другой, а пользуется продуктом третий. Этот третий может быть для нас ключевой фигурой, и искать его чаще всего надо в офисе заказчика.

    Идти в офис клиента не стоит людям вспыльчивым и импульсивным. Даже высококлассный специалист, если он будет несдержан или груб, может навредить проекту, испортить отношения между заказчиком и подрядчиком. Рано или поздно такого человека заменят. Тому, кто придет ему на смену, придется работать с негативным опытом заказчика и заново завоевывать его доверие.

    Сергей, инженер-разработчик:

    Работа в офисе ЕРАМ похожа на эксперимент в лаборатории, где для исследований созданы все условия. У нас гибкий график, дресс-кода нет, здесь и кикер тебе, и настольный теннис. Компьютеры достаточно мощные, хорошая инфраструктура для разработки (сервера, сеть). Сидишь себе и разрабатываешь, никто тебя не дергает. Работа у заказчика сродни выходу из стерильной лаборатории в большой и куда более сложный мир. Тут нужно работать по процессам клиента, а иногда и активно участвовать в их улучшении, разбираться не только в своей специализации, решать разные проблемы. Там ты видишь, как живет бизнес клиента, как он развивается, с какими ограничениями приходится сталкиваться при реализации новых возможностей изо дня в день.

    Работа онсайт дает много возможностей для развития. Так, я пришел на проект разработчиком, умел управлять небольшой командой программистов, немного поглядывал в сторону тестирования и аналитики, планировал небольшие итерации в ограниченном интервале времени. В офисе клиента мне довелось многое повидать и многому научиться; я вижу, что очень вырос. Сейчас я помогаю выстраивать процессы, организую работу всех аналитиков, разработчиков и тестировщиков нашего семейства приложений, местами помогаю нашей команде поддержки, взаимодействую с бизнес-заказчиками из нашего и других подразделений и подрядчиками.

    Я часто имею дело с подрядчиками, с коллегами из других подразделений, линейными руководителями и топ-менеджерами. Знаете, что я из этого понял? Что все мы люди. Топ-менеджеры серьезные, нервные, требовательные, но тоже люди. Иногда они приходят к нам поговорить о проекте, узнать наше мнение. Подрядчики тоже люди, и им тоже иногда нужно идти навстречу, а не занимать позицию «Ты обещал – делай теперь как хочешь». Все могут ошибаться, у всех есть проблемы, и все мы можем понять друг друга – стоит только захотеть.
    • –2
    • 3,8k
    • 5
    EPAM 133,83
    Компания
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 5
    • +4
      Когда IT-специалисты работают из своего офиса, вдали от заказчика, риск, что его поймут неправильно, возрастает

      Это как?
      — Я просил магазин, а вы сделали сайт-визитку.
      Если заказчик умеет писать что он хочет, то риск сделать что-то не так стремиться к нулю… если умеет писать.
      очередной релиз и вдруг обнаружить, что подходишь к реализации несколько иначе чем заказчик

      о черт… Ну если заказчик «умеет подходить к реализациям» какого черта он приперся в компанию за помощью? он ведь сам специалист!
      — Вы специалист, вот Вам деньги, сделайте как нужно
      — Нужно вот так
      — Я не согласен.
      Тут нужно работать по процессам клиента, а иногда и активно участвовать в их улучшении, разбираться не только в своей специализации, решать разные проблемы

      Не знаю к чему тут приплели «онсайт» ( насколько я понял это от слова on side, то есть русский транслит должен писаться через «Д», или я не прав), но это полнейший аутстафф, где тебя используют как обычного работягу.

    • +2

      … это когда парень за соседним столом получает за ту же работу в 2 раза больше тебя просто потому, что он в штате, а ты — аутсорс.

      • 0
        Бывает и наоборот
      • +1
        По мне «онсайт» это когда компания уже завалила сроки по проекту, и теперь заказчик брызгая слюнями и топая ногами требует посадить команду к нему в офис, чтобы быть уверенным, что они таки будут делать работу по его проекту, а не отвлекаться на других заказчиков.
        В обычном режиме, это — аутстаффинг.

        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

        Самое читаемое