Pull to refresh
105.22
Productivity Inside
Для старательного нет ничего невозможного

Профессионализм с человеческим лицом

Reading time 7 min
Views 8.3K
Original author: Seth Godin
Минутка рефлексии от экс-вице президента по маркетингу компании Yahoo! Сета Година на тему профессиональных навыков, требований к сотрудникам и их обучению.

«Вы хороший работник? Или давайте начнем с вопроса попроще. Тай Кобб был хорошим бейсболистом?


В целом и общем, считается, что как человек он был не сахар. В команде его не жаловали. Тем не менее, это не помешало ему попасть в Зал Славы. А все потому, что в бейсболе все подсчитано — хиты, раны, пойманные мячи.

А у вас на работе? Скорее всего все не так просто.

Среди ваших сотрудников есть столпы компании, которые не боятся брать на себя ответственность, когда дело принимает серьезный оборот. Также, помимо прочих, есть «связующие звенья», люди с интересными идеями/свежим взглядом, те, кто никогда не отчаивается. Специалистов, которые работают у вас в организации, нельзя оценить по какой-то одной линейной шкале, потому что вы не играете в бейсбол. Вы управляете, изобретаете, руководите, обнадеживаете, поддерживаете, занимаетесь бюрократией и вообще делаете что придется по мелочи.

И все же…

И все же мы упорно продолжаем набирать и обучать людей так, как будто мы бейсбольная команда. Как будто имеют значение только те навыки, которые легко определяются.

Почему успешные, казалось бы, организации терпят крах? Почему иссякают инвестиции, замедляются инновации, уходят клиенты?

Никто не спорит, что некоторые узконаправленные навыки необходимы. Нанимать программистов, которые не умею программировать, продажников, которые не умеют продавать, и архитекторов, которые не умеют проектировать — это кратчайший путь к провалу. Подобные навыки (назовем их профессиональными) давно стали основным критерием при отборе кандидатов.

Но чем тогда объяснить тот факт, что схожие предприятия с приблизительно одинаковым уровнем профессиональной подготовки сотрудников приходят к разным результатам?

Неправильно определяя профессиональные навыки и уделяя им слишком много внимания, как якобы необходимым, мы обесцениваем те умения, которые по-настоящему важны. В учебниках и тестах, по которым учатся в школах бизнеса, речь идет исключительно о профессиональных навыках, обо всем том, что нужно усвоить для галочки.

К прочим же навыкам мы относимся без должного уважения, определяя их как «мягкие» навыки и тем самым переводя в разряд необязательных.

Между тем, как выясняется, различие между процветающими и компаниями и компаниями, которые едва держатся на плаву, состоит именно в этих неопределимых качествах, процессах и отношениях, которые привносят работающие в них люди.

Культура важнее стратегии — это правило работает всегда.

И все же…

Организации не жалеют времени на оценку профессиональных навыков, просто потому что. Потому что процесс отработан за последнее столетие. И самое главное — потому что в этом нет никакого риска. Ничего личного, просто бизнес.

Как измерять скорость печати, мы знаем. А вот измерить увлеченность или преданность намного труднее. Фидбэк по профессиональным качествам предоставляется в компаниях ежедневно, а все остальное затрагивается только в годовых отчетах, если вообще затрагивается.

Сотрудников сплошь и рядом нанимают и увольняют, руководствуясь результатами их профессиональной деятельности, но чтобы отделаться от пессимиста, задиры или лентяя (если у них хорошо получается что-то, что легко измерить), нужно чуть ли не особое распоряжение от Совета директоров.

Кража


Если кто-то из ваших сотрудников каждый день выносил бы с работы новенький ноутбук, вы бы его как минимум уволили, а то и заявили бы в полицию. С бухгалтером, ежемесячно присваивающим себе часть средств, вы поступили бы так же.

Но когда работник демотивирует всю команду, срывая проект, или не выполняет свою часть работы, или выживает с места будущих звезд компании — зачастую мы просто пожимаем плечами и говорим: ну, у него же опыт, и профессиональные навыки, и вообще все не так плохо.

А между тем, нас обкрадывают.



Чему можно научить?


По ходу дела мы убедились, что профессиональным навыкам можно обучать (мы ведь не рождаемся со знанием, как проектировать, или писать тексты, или даже заниматься графическим дизайном — значит, всему этому возможно научиться). Но мы не предъявляем к себе таких же требований, когда речь идет о том, чтобы принимать решения, проявлять активность, справляться со страхами, говорить с уверенностью, работать в команде, видеть истинное положение вещей, говорить начистоту, вдохновлять окружающих, делать больше, чем просят, быть неравнодушным и не бояться перемен.

Мы отказываемся вкладываться в развитие этих качеств из опасения, что они врожденные и научиться им нельзя. Называем их «мягкими» навыками, чтобы проще было переключиться на что-то более насущное.

Мы редко нанимаем тех, кто обладает такими навыками, так как внушили себе, что только профессиональные умения, которые легко измерить, могут претендовать на объективность. А увольняем или отправляем на повышение квалификации тех, кому не хватает каких-то личных качеств, неохотно — нас беспокоит мысль, что мы кого-то притесним, что нас обвинят в субъективности или пустой трате времени.

Это полный бред: ведь младенцы не обладают никакими «мягкими» навыками. Разумеется, им учатся. Учатся случайным образом, подражая другим, на опыте собственных стычек с учителями, родителями, начальниками и миром в целом. То, что их сложно измерить, не значит, что в этой области нельзя тренироваться, совершенствоваться, меняться. Еще как можно.

Давайте называть их истинными навыками, а не «мягкими».

Конечно, можно определять их как навыки межличностного общения, лидерские качества, харизму, усердие, вклад в общее дело. Но все эти определения, хоть и отражают суть, но вместе с тем отделяют качества, о которых идет речь, от профессиональных навыков. Тех самых навыков, которые решают, наймем ли мы человека на работу и достоин ли он своего диплома.

Так что давайте называть их истинными навыками, даже если это режет нам слух.

Они истинные, потому что работают, потому что именно в них мы больше всего нуждаемся на сегодняшний день. Потому что от профессиональных качеств нет никакого толку, если они не сопровождаются человеческими — всем тем, что нельзя вынести в список или компьютеризовать.

Само собой, истинные навыки не могут заменить профессиональные, но зато могут усилить все то, что дает «измеряемый» результат.

Представьте себе сотрудника со стандартным набором профессиональных навыков: продуктивностью, знаниями по специальности, опытом. И с резюме, которое подтверждает наличие всего этого.

Ничего особенного, верно? Это обязательный минимум.

А теперь добавьте к этому еще проницательность, харизму, настойчивость, способность ставить цели и вдохновлять и мотивацию. А также умение слушать и терпение.

Если такой человек присоединится к вашей команде, как это на ней скажется?

Фронт работ


В своей статье в Harvard Business Review Lou Solomon сообщает, что 69% менеджеров испытывают дискомфорт при общении с подчиненными. Удивляет здесь только одно — что цифра не выше.

Можем ли мы говорить, что строим организации вокруг людей, если принимаем как норму тот факт, что у двух третей наших менеджеров (скорее всего высококвалифицированных специалистов с хорошей ставкой, на которых зиждется успех нашего предприятия) такие сложности с выполнением одной из самых базовых обязанностей?

Graduate Management Admission Council (те самые ребята, которые отвечают за экзамен GMAT) недавно провели опрос, в ходе которого выяснилось, что специалисты со степенью магистра хорошо показывают себя в том, что касается аналитических способностей, количественного анализа и сбора информации, однако оказываются недостаточно компетентны в других критически важных областях — стратегическом мышлении, навыках устной и письменной речи, лидерских качествах, гибкости.

Неужели это взаимоисключающие навыки? Обязательно ли нам выбирать?

Энциклопедия истинных навыков


Одно то, что общепринятого списка истинных навыков не существует, показывает, как мало усилий организации прилагают, чтобы обнаруживать, оттачивать и развивать подобные умения в своей команде.


В данном черновом варианте мы выделили пять крупных категорий навыков и привели для каждой примеры. Это не исчерпывающий перечень, скорее начальная версия, чтобы сделать обсуждение более предметным и убедить менеджеров вкладывать больше ресурсов в эти области.

Категории могут включать:

Самоконтроль

Способны ли вы упорно работать над тем, что поставили в приоритет, не позволяя себе отвлекаться или поддаваться дурным привычкам? Самоконтроль помогает перебарывать себя здесь и сейчас ради долгосрочных целей.

Продуктивность

Хорошо ли вы владеете инструментами, которые используете в работе? Умеете ли сделать так, чтобы ваши мысли и ваша преданность приносили реальную пользу делу? Продуктивность необходима для задач, не связанных с вашей специализацией.

Мудрость

Научились ли вы чему-то, что не узнаешь из учебника или руководства? Есть только один способ повзрослеть — приобретая опыт.

Проницательность

Достаточно ли у вас опыта и практики, чтобы видеть мир в ясном свете? Проницательность — это умение замечать, не дожидаясь, пока другие вам покажут.

Способность влиять на людей

Развили ли вы в себе качества, необходимые, чтобы побуждать окружающих к действию? Харизма — это только один из примеров подобных навыков.

Самоконтроль


  • Восприимчивость к критике
  • Выносливость на длинных дистанциях
  • Гармоничность
  • Гибкость
  • Готовность и способность быстро начинать и заканчивать процесс
  • Добросовестность в выполнении обещаний
  • Дружелюбность
  • Желание двигаться вперед
  • Желание учиться и учить
  • Интерес к работе с клиентом
  • Искренность и твердый характер
  • Находчивость
  • Ориентация на работу в команде
  • Сообразительность перед лицом неожиданных препятствий
  • Склонность к риску
  • Способность подстраиваться под меняющиеся требования
  • Способность легко оправляться от неудач
  • Способность к сочувствию
  • Стремление расти над собой
  • Стойкость
  • Тяга к соревнованию
  • Увлеченность
  • Уверенность в себе
  • Умение понимать чужие эмоции
  • Умение смотреть на себя со стороны
  • Умение ставить интересы компании выше сиюминутной выгоды
  • Умение справляться со стрессом
  • Умение проводить трудные переговоры
  • Устойчивость к переменам и неопределенности
  • Хорошие манеры
  • Целеустремленность
  • Честность
  • Чувство юмора
  • Энтузиазм в работе
  • Этичное поведение, в том числе и без свидетелей

Продуктивность


  • Внимание к деталям
  • Владение «бережливыми» техниками
  • Инновационные техники решения проблем
  • Искусство управления
  • Мышление предпринимателя и присутствие духа
  • Навык ставить цели
  • Навыки поиска информации
  • Нестандартное мышление
  • Правильная организация совещаний
  • Планирование проектов
  • Решение проблем
  • Старательность
  • Умение действовать в критической ситуации
  • Умение делегировать полномочия для большей эффективности
  • Умение поддерживать оживленную дискуссию
  • Умение слушать
  • Умение управляться с техникой
  • Умение планировать время
  • Умение решать проблемы по мере возникновения
  • Эффективность в принятии решений

Мудрость


  • Взгляд художника и хороший вкус
  • Дипломатичность в сложных ситуациях
  • Знание других культур
  • Креативность в преодолении трудностей
  • Критическое мышление вместо пассивного принятия
  • Навыки общения
  • Понимание, как разрешать конфликтные ситуации
  • Способность обучать других людей
  • Уверенность в управлении людьми
  • Умение общаться с трудными людьми
  • Эмпатия к клиентам, коллегам и поставщикам

Проницательность


  • Дизайнерское мышление
  • Стратегическое мышление
  • Умение составлять карты
  • Умение оценивать людей и ситуации
  • Чувство стиля

Способность влиять на людей


  • Влиятельность
  • Навыки лидера
  • Навыки проведения презентаций
  • Навыки публичного выступления
  • Навыки тимбилдинга
  • Рефрейминг
  • Способность давать обратную связь без личной оценки
  • Способность вдохновлять других
  • Способность выказывать ясные и полезные критические замечания
  • Способность налаживать связи
  • Умение отстаивать то, что важно
  • Умение разрешать конфликты
  • Умение стоить межличностные отношения
  • Умение вести переговоры
  • Умение убеждать
  • Умение продавать
  • Умение рассказывать
  • Умение применять таланты
  • Умение писать воздействующие тексты
  • Харизма и способность влиять на людей
  • Язык жестов (как понимание, так и умение применять)
  • Ясность изложения и видения»
Tags:
Hubs:
+7
Comments 15
Comments Comments 15

Articles

Information

Website
productivityinside.com
Registered
Founded
Employees
101–200 employees
Location
Россия