17 марта в 14:05

Glitch — новый подход к разработке приложений

На днях мы наткнулись на интересную статью на блог-платформе Medium, речь в которой идет о свежем проекте компании Fog Creek — Glitch (с английского «глюк», «сбой программы»). Бета-версия проекта стартовала в декабре 2016 года, правда, под другим названием, но об этом позже.

Glitch – это, как заявляют создатели, «дружелюбное сообщество, где вы можете создать приложение своей мечты».



Проект призван сделать процесс создания ботов и веб-разработку быстрее и проще. Сервис предлагает бесплатно ознакомиться с примерами работающих приложений, куски кода которых можно использовать для создания собственных продуктов, и дает возможность воспользоваться редактором кода для их модификации. Glitch поддерживает импорт и экспорт проектов из GitHub, в частности вы можете поместить прямо на страницу проекта GitHub особую кнопку, которая позволит новым пользователям запускать его на Glitch одним щелчком мыши.

Итак, проект представляется довольно интересным, однако подробной информации о нем вы пока найдете не так много. Дело в том, что Glitch стартовал под громким именем «Gomix». Да, да, разработчики не русские, им было невдомек, как это звучит на языке Пушкина. Но впоследствии, как говорят ребята в своем блоге, они услышали от некоторых членов сообщества, что старое название на русском языке звучит оскорбительно, и, учитывая глубокую приверженность руководства идее создания инклюзивного сервиса, решили, что такая ситуация их не устраивает. Пришлось думать над новым названием, которое, как они потом поняли, оказалось во много раз круче старого, так как ясно выражает основную мысль — что сообщество было создано для всех. Юридически название Glitch принадлежало создателям Slack. Но они не только не возражали против его эксплуатации новым сообществом, но и стали одной из первых компаний, использующих Glitch.

Цель проекта – создать для разработчиков, как профессионалов, так и для новичков, условия для удобного и легкого способа сотрудничества.



Почему люди решают взяться за разработку? Одна из самых частых причин — им приходит в голову гениальная идея приложения, но поручить её реализацию некому. И вот новоиспеченный разработчик принимается за дело: настраивает среду разработки, конфигурирует сервер, возится с базами данных — как правило, следуя какому-нибудь туториалу, который нашел в Сети. Находит список рекомендаций самых свежих инструментов, без которых никуда, и тратит те крохи времени, которые может посвятить сайд-проектам, на их освоение. Наконец, намертво застряв на какой-нибудь ерунде, решает, что вся эта прогерская премудрость ему не не под силу и что идея все равно того не стоит.

И вот так веб-разработка превращается для новичка в ядерную смесь из синдрома самозванца и мучений с излишне сложными технологиями. Да и профессионалы часто попадаются в ловушку настроек и конфигураций — до собственно создания приложений как-то руки не доходят. Несмотря на то, что существуют такие проекты как Hour of Code и CodeAcademy, обучиться разработке становится все труднее.

Поэтому такая инициатива, как Glitch, призванная сделать разработку доступной для широкого круга людей и свести к минимуму «подготовительные работы», представляется достаточно перспективной. Философия, стоящая за этим новым сервисом, проста: «Сделать приложение должно быть так же легко, как отредактировать запись в блоге или изменить формулу в электронной таблице».



По словам создателей, сервис дает пользователям следующие преимущества:

Не нужно начинать с нуля

Многие инструменты по-честному пытаются упростить процесс разработки, но начинается всё всегда одинаково — вы и пустое окно редактирования кода. Для начинающего это все равно что пытаться собрать гарнитур из Икеи не имея на руках инструкции. В Glitch же пользователь имеет возможность оттолкнуться от полноценного, рабочего приложения и на первых порах просто дополнять или адаптировать его код под свои цели. Тем, кто поопытнее, интереснее будет миксовать более мелкие компоненты — фреймворки или библиотеки.

Ресурс предлагает вниманию разработчиков директорию сообщества с примерами реальных приложений и ботов, которые уже работают с множеством популярных веб-сервисов и фреймворков. Данная коллекция регулярно пополняется, демонстрируя, как можно использовать Glitch.

Возможность сотрудничества

Работа над проектами происходит внутри сообщества — всегда есть у кого попросить помощи и поучиться. Встроенный редактор позволяет править код и устранять ошибки нескольким пользователям сразу, аналогично тому, как это происходит в Документах Google.

Как заверяют создатели проекта, Glitch – сообщество дружелюбное и приветливое, где никому не позволяется вести себя некорректно, поэтому для молодых разработчиков созданы все условия. Если в процессе работы возникли трудности, любой член сообщества Glitch, включая его создателей, может поучаствовать в решении проблемы.

Более опытные разработчики могут пригласить своих друзей и коллег для совместной работы над кодом в режиме реального времени. Кстати, если ваша идея по-настоящему интересна, члены команды разработчиков проекта готовы рассмотреть вариант сотрудничества с вами.

Это не просто «для практики»

Идея облегчить задачу для неопытных разработчиков, превращая процесс создания приложения в сборку конструктора из готовых элементов, в принципе не нова. И все бы хорошо, но подобным решениям обычно не хватает гибкости — сам набор доступных элементов уже накладывает ограничения, и подобный подход нельзя назвать программированием в полном смысле слова. Glitch идет по-другому пути, предлагая пользователям полноценную среду разработки и хостинг-инфраструктуру, соответствующую стандартам ведущих IT-компаний.

Таким образом, у разработчика остается свобода создавать тот продукт, который он задумал, без каких-либо ограничений со стороны сервиса. Разница по сравнению с самостоятельной разработкой с нуля в том, что Glitch берет на себя все хлопоты, связанные с деплоем и хостингом, плюс обновляет серверы и облачную инфраструктуру по мере необходимости.

Сервис работает практически на любом девайсе, так что редактировать код можно даже с планшетов и телефонов, а приложение будет автоматически обновляться, когда вносятся эти изменения.

К концу 2016 у Glitch (тогда еще Gomix) уже появилась небольшая, но активная база пользователей, а у этих пользователей — первые проекты, выполненные новыми методами. В декабрьской статье представитель команды предложил подборку самых интересных, на его взгляд, и удачных из них:

1. Stefan Bohacek предлагает шаблон для быстрого создания ботов на Twitter.



2. Darren Newton делится результатом своих экспериментов с CLJS и identicon-ами.



3. Ghaida Zahran дизайнер из компании Netflix сделал базовый проект для Material Design, который позволяет быстро создавать сайты и приложения.

4. Nick Farina сделал приложение, в котором в реальном времени выводится информация о доступных марках пива, для бара своего деверя.



5. Anil Dash, глава компании Fog Creek, разумеется, тоже протестировал сервис — результатом стала игра Mini Breakout, клон всем известной аркады из 70х. Приложение было написано на JavaScript с использованием Phaser, HTML-5 фреймворка для игр.

Автор: @EverydayTools
Everyday Tools
рейтинг 358,90
Похожие публикации

Комментарии (13)

  • 0

    Жаль, что единственный доступный интерпретатор — node.js. Я-бы не отказался от python/ruby/go/rust.

  • +1
    Ну как-то, на первый взгляд, не сильно отличается от JSfiddle или Codepen. Разве что хостинг дают. Но на примере Meteor — это затея не самая удачная.
    • 0

      А что не так с meteor?

      • 0
        Я думаю, kopch имел ввиду, что Meteor гораздо удачнее затея. Поэтому, сравнивая с ней, Glitch является НЕудачной.
      • 0
        Ну у них была подобная идея, можно было проекты размещать на их серверах, но не вывезли и прикрыли лавочку.
    • 0

      В JSFiddle и CodePen нет списка файлов, удобно только короткие примеры делать, это больше на plnkr.co похоже, можно более сложную структуру делать. Кстати JSFiddle мне не нравится тем, что нет автозавершения, как в CodePen и JS Bin.
      Вот именно в хостинге и есть преимущество по сравнению c CodePen, можно не только фронтенд реализовать с его помощью, но и бэкенд.

  • 0
    NodeJS — мимо кассы. Я думал какая-то новая парадигма. Тут как бы не совсем…
    • 0

      Вы хотели сказать новый язык?

      • +1
        Просто нового языка не достаточно. Нужны какие-то хитрые подходы, движение науки вперед. А последние языки, такие как Kotlin и Rust, весьма консервативны.
        • 0

          Какая наука? Что-то много вы хотите от онлайн-сервиса.

        • 0
          А теоретики уже отработали и придумали эти самые новые подходы? По существу, мы реализуем то, придумали за 20 лет умные дядьки аккурат после войны.
          Вот, к примеру, занятное видево:


          Другое дело, что там всё равно нет ничего концептуально нового. Количественные, не качественные изменения. И всё равно это всё утыкается в уже придуманные концепции и подходы. В икусстве вот тоже пока (пока ли?) непреодолимая стена пост-модернизма. Ждём накопления критического объёма данных и последующих потрясений, которые смогут дать толчок для качественного развития. А пока можно какой-нить Nim потыкать. Обычный, но сделанный, вроде как, «наконец-то правильно».
  • +1
    Спасибо но что-то реально со сменой названия они поторопились, пока и правда какой-то Gomix.
  • 0
    Удивительно, что они вообще пошли на смену названия, учитывая ориентацию их основателя

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка