Руководство по выживанию в Steam для мобильных разработчиков

    Друзья, суровым разработчикам в Steam эта статья, вероятно, покажется наивной и поверхностной, но поверьте: в России есть множество разработчиков, которые настолько ориентированы на мобильные рынки, что совершенно не представляют, как работает этот ресурс. Если это ваша ситуация и вы сейчас резко ощутили желание заработать на новом рынке, то этот материал будет вам полезен. Приятного чтения!



    Зуд в голове


    Представьте, что вы разработчик мобильных игр. Возможно, вы уже достигли значительных успехов на мобильных рынках, но в какой-то момент у вас возникло ощущение, что чего-то не хватает. В голове зародился определенный зуд, который побуждает выйти на новый уровень. Ваши игры приносят отличный доход, но душа все равно неспокойна: хочется чего-то большего, чего-то масштабнее и мощнее. Под влиянием этого чувства вы начинаете посматривать, как там обстоят дела у больших братьев на рынке десктопа. Невольно приходят мысли: может быть, стоит заявить о себе в Steam?

    Наш ответ: может быть, и стоит! Прежде всего подумайте: у вас точно есть проект, который можно будет успешно и без проблем портировать на десктоп? Речь идет не только об интерфейсе и управлении, но и о модели продаж, ведь большинство игр в Steam платные, а ваши самые популярные проекты, вероятнее всего, free-to-play. Если в голову ничего подобного не приходит, то советуем серьезно задуматься, надо ли оно вам. Разработка с нуля — это большие траты и риски.

    Если же проект нашелся или ваш зуд все равно никак не унять, то давайте разберем, что вас ждет на выбранном пути. Для начала рассмотрим Steam как незнакомую и весьма агрессивную среду, в которой вам будут не рады.

    Все по-новому. Немного о Steam


    Сразу заметим, что кроме Steam существует множество других систем дистрибуции, о которых рассказано вот в этом замечательном переводе от PatientZero. Если вы нацелены именно на эту платформу, то давайте будем честными, вы немного запоздали. По данным SteamSpy 38% всех игр Steam было выпущено в 2016 году. Это огромный рост количества продуктов. Сейчас Steam уже не так гостеприимен, как пять лет назад. Он куда менее активно привлекает аудиторию к вашей игре, и она может потеряться в потоке мусора, которого с каждым годом становится все больше и больше. Многие игроки рынка уходят на GOG и другие сервисы. Но, несмотря на это, Steam по-прежнему остается отличной площадкой с миллионной аудиторией, просто времена сейчас более сложные, чем, например, в 2010.



    По данным SteamSpy.com, 38% всех игр было выпущено в 2016 году

    Вот что мы имеем на данный момент (на 18 сентября, данные с SteamSpy):

    • Всего в базе 17 000 игр (для сравнения: в Google Play или Apple AppStore их больше чем полтора миллиона)
    • 47 миллионов активных пользователей за две недели




    Общая прибыль игр в Steam в 2015-2017 году. 2/3 всего дохода приносят платные игры, но free-to-play набирает обороты. Скорее всего, половина красного графика — это игры от Valve.

    Таким образом, нельзя сказать, что Steam – это уже уходящий поезд, но поторопиться не помешает.

    Что нужно знать о Steam Direct?





    Есть вы совсем не знакомы со Steam Direct и его историей, то советуем прочитать статью-перевод "Steam Greenlight и Steam Direct: что нужно знать инди-разработчикам". При переходе на Direct у вас отпадает необходимость особо возиться с аудиторией на стадии пререлиза. Это и хорошо, и плохо. Из хорошего: это обеспечит вам более простой выход на рынок, без помощи Greenlight. Из плохого: аудиторию нужно будет набирать с нуля, возможно, через соцсети, так как в момент выхода вашей игры в Steam внутри системы про неё никто не будет знать.

    Все, что вам нужно для публикации — это $100, ряд документов и ваш проект.

    Как начать свой путь?





    Ваш выход в Steam можно разделить на три этапа, по четыре шага в каждом. Рассмотрим процесс подробнее.

    Регистрация



    В самом начале вам нужно создать собственный аккаунт в Steam, после чего перейти на страницу SteamWorks, где нужно будет заполнить информацию о вашей компании, ввести все необходимые сведения и оплатить Product Submission Fee в размере $100. Тут есть много нюансов (например, нужно правильно подать всю информацию, чтобы избежать двойного налогообложения), про которые мы, вероятно, напишем отдельную статью.

    Публикация. Работа в Steamworks



    Что такое Steamworks? SteamWorks — это интерфейс, который обеспечивает пользователям инструменты для разработки и публикации. Он предоставляет ряд возможностей, как например: интеграция с клиентом Steam, интеграция с комьюнити, добавление и редактирование достижений для игр и многое другое. Название Steamworks относится ко всей системе работы с проектом, включая панель управления и API Steam. О технических аспектах интеграции рекомендуем почитать в интересных статьях от товарища Dinisoid. В данном материале мы остановимся только на «админке».

    Когда получите доступ к панели управления (она называется Game Admin в Steamworks), будьте готовы к тому, что вам понадобится много картинок. Речь идет не только о стандартных скриншотах и шапках, которые просят мобильные маркеты, но и принципиально новом визуальном контенте: картинках достижений, игровых карточках и т.п.

    Это все нужно обязательно, так как именно в дополнительном функционале от Steam (достижения, карточки и т.п.) кроется огромный потенциал для привлечения и удержания ваших игроков в игре. Ниже мы расскажем об этом чуть подробнее. Между прочим, существует отличный официальный канал Steamworks Development, который содержит обучающие видео для любого из этапов публикации вашего проекта.

    Поддержка игры

    Конечно, поддержка игры и работа с аудиторией — тема, достойная отдельной статьи. Главное, на что здесь хочется обратить внимание — не забывайте про сообщество! Steam – это отличный аккумулятор единомышленников, который формирует сильные социальные цепочки. Сервис сам выбирает, какие игры рекомендовать, в зависимости от того, насколько активно взаимодействует с ней сообщество. Поэтому применяйте все методы. Кроме стандартных страниц в соцсетях, обязательно используйте Центр сообщества, который по факту представляет собой Facebook для пользователей Steam. В Центре проходят все обсуждения, туда выкладывают скриншоты, туда пишут обзоры. Подробнее возможности этого инструмента мы рассмотрим чуть позже. Ну и конечно, не забывайте чаще обновлять игру. Даже мелкие фиксы напоминают игрокам, что вы про них не забыли и поддерживаете свой проект.



    Что Steam делает для вас? Механизмы продвижения


    Как мы уже говорили, Steam предлагает очень мощный механизм для продвижения продуктов. Да, игр сейчас стало очень много и пробиться (особенно для начинающего разработчика) весьма непросто, но тем не менее, Steam во многом вам помогает.

    Лучшая особенность Steam — персональные рекомендации. Большая часть платящей аудитории Steam — это социально активные игроки. У них много друзей, хорошо прокачаны профили, они постоянно покупают новые игры и пишут обзоры. Для таких пользователей у Steam есть механизм персональных рекомендаций и настраиваемая стартовая страница. Давайте более внимательно посмотрим, что это нам дает.

    Особенности стартовой страницы

    Список «Популярное и рекомендуемое» из 12 игр, который состоит из рекомендаций для конкретного игрока.



    При его формировании учитывается следующее:

    • рекомендации кураторов, на которых подписан игрок
    • рекомендации друзей
    • глобальные распродажи
    • игры с растущей популярностью

    Блок «Специальные предложения»


    В этот блок помещают:

    • Акции на выходных (распродажи, бесплатные выходные)
    • Предложение дня
    • Другие предложения с скидками

    Блок персональных рекомендаций, у социально активной аудитории



    Сюда входят:

    • Рекомендации от друзей
    • Ссылка на большой список рекомендаций, который строится на основе игрового опыта пользователя

    Рекомендации кураторов


    Относительно новая система рекомендаций, которая в данный момент активно совершенствуется. Кураторы Steam — это частные лица или организации, которые помогают другим найти интересные игры в каталоге Steam с помощью рекомендательного сервиса. Steam отслеживает ваши действия на платформе и выбирает тех кураторов, которые рекомендуют тайтлы, соответствующие вашим интересам.

    Блок «Недавние обновления»


    Тут все просто и аналогично Apple AppStore и Google Play. Нужно чаще обновлять игру, чтобы она регулярно появлялась в списках актуальных.

    Вывод игры «в свет»

    Когда кто-то играет в вашу игру, это видят все его друзья. Информация может доходить до них в разной форме, будь то скриншоты, сообщения о достижениях или обзор на игру. Если у пользователя много друзей, то ваша игра может выйти на виток популярности благодаря эффекту сарафанного радио. Например, так было с серией игр ZUP.

    Особенности работы и поддержки игры в Steam


    Как мы уже говорили, Steam – весьма уникальная платформа с интересными механизмами на уровне разработчик-игрок. Сейчас мы рассмотрим самые яркие элементы, которые обязательно нужно использовать.

    Первое — это ранний доступ для продуктов, которые все еще находятся в разработке. Очень многие критикуют данную возможность: у огромного числа проектов история кончается тем, что разработчики не выполняют обещанного и игра так и не выходит из стадии раннего доступа. Но для честного разработчика и аудитории, которая хочет его поддержать, это действительно стоящий механизм. Если вы правда хотите, чтобы сообщество принимало участие в процессе создания вашей игры, то его стоит использовать. Хороший пример работы с аудиторией в раннем доступе — это Amplitude Studio и их игры серии Endless Space. Компания позволила сообществу принимать участие в разработке игры при помощи сервиса Games2Gether — люди получили способность влиять на то, какие конкретно фичи будут введены в игру. Таким образом в период раннего доступа аккумулируется сообщество, которое впоследствии будет поддерживать игру.


    Идем дальше. Как игрок сможет найти вашу игру? Даже если у вас нет большого бюджета на рекламу, остается шанс, что аудитория увидит ваш тайтл благодаря системе персональных рекомендаций для игрока.

    Список рекомендаций всегда есть на главной странице, кроме того, во время распродаж Steam поощряет тех, кто просматривает эти списки до конца.


    Для работы с аудиторией используйте уже упомянутый Центр сообщества. Ведите там свой блог, отвечайте на вопросы и отзывы пользователей, выкладывайте патч-ноуты. Сообщество очень любит, когда разработчик учитывает мнение пользователей. Подобная работа может создать вам репутацию, которая поможет продавать разработки в дальнейшем, или же обеспечить успех дополнительному контенту для данной игры.


    Используйте систему тегов. В отличие от мобильных маркетов в Steam нет категорий, а теги могут добавлять сами пользователи. То есть к тем жанрам, которые вы выберете при публикации, будут впоследствии добавляться теги от пользователей. Последние также будут оказывать влияние на то, кому система будет рекомендовать игру. Благодаря этому ваш продукт получает возможность найти свою аудиторию, даже если принадлежит к совсем уж экспериментальным жанрам.

    Рекомендации по оформлению аккаунта разработчика


    Здесь мы хотели бы привести несколько советов, как лучше позиционировать себя мобильному разработчику, который решил перейти на рынок Steam.

    По нашим наблюдениям, в Steam аудитория очень не любит различные порты — с мобильных платформ, Facebook и т.п. Еще во времена Greeenlight это воспринималось как захламление рынка. Соответственно, игры не должны выглядеть как порт с мобильных девайсов. Если вы являетесь мобильным разработчиком, то дайте понять игрокам, что не занимаетесь халтурой.


    Хороший пример подхода к порту мобильной игры

    Еще пара моментов:

    1. Если вы не крупный издатель, то желательно иметь не слишком много игр на аккаунте — 5-10 вполне достаточно. Большое количество продуктов при отсутствии громкого имени в Steam зародит в людях подозрение, что ваши тайтлы не отличаются высоким качеством.
    2. У любой игры, даже небольшой, должен быть свой сайт проекта. Это может быть обычный лэндинг с ссылками, но он должен быть.

    Рекомендации по оформлению страницы игры


    Теперь нужно сказать пару слов по поводу оформления страницы вашего проекта.

    Верх страницы самый обычный, здесь расположен логотип вашей игры, скриншоты и краткое описание. Важно отметить, что в Steam нельзя использовать промо скрины, обработанные скриншоты и различные арты. Только реальные кадры из игры.


    Середина страницы содержит более подробное описание, ссылку на достижения игры, а также всю дополнительную информацию. Интересная особенность: в отличие от мобильных маркетов, в Steam можно вставлять в описания изображения и по-разному форматировать текст.



    Крайне агрессивная среда. Система рейтингов Steam


    Отличие системы отзывов от Apple AppStore и Google Play

    В мобильных сторах вы можете просто поставить 5 звездочек и уйти. В Steam действует более сложная система правил для желающих оставить отзыв, а вычисление общей оценки не сводится к расчету среднего арифметического.

    Итак, правила:

    • Отзыв обязательно должен содержать текст
    • Нужно наиграть минимум 5 минут в игре, чтобы получить возможность написать обзор
    • В системе не предусмотрено звезд и промежуточных оценок. Вы либо рекомендуете игру, либо нет
    • Итоговая оценка определяется путем весьма специфических расчетов (см. таблицу)


    Общая процентовка рейтинга игр в Steam (данные собственных подсчетов)

    Сообщество Steam – это весьма бурная среда, которую может сильно штормить. Новые отзывы нередко пишутся под влиянием прочитанных старых, создавая накопительный эффект; в других случаях негатив или позитив может прийти лавинообразно, как реакция на какое-то событие. Поэтому постарайтесь сильно не злить аудиторию и сразу выпускать хорошие продукты. Ошибок вам, скорее всего, не простят.

    Недавно систему отзывов довольно сильно пересмотрели, и теперь бесплатные промо-ключи игры не учитываются при расчете. Иными словами, раздать игру, чтобы получить хорошие отзывы, уже не получится.

    С другой стороны, как показывает статистика, чтобы сделать откровенно плохую игру, нужно еще постараться. Так что у вас есть все шансы попасть в зеленую зону.


    Ценообразование в Steam или не жадничайте ( но и не продешевите!)


    Как правильно выбрать цену в Steam? Конечно, если у вас есть штат маркетологов, они дадут ответ на этот вопрос. Ну а если таких бравых ребят нет, то вот несколько советов.

    Самое главное — учитывайте регион, где продаете игру. В Steam не зря введена гибкая система региональных цен. Самый явный пример — российские игроки, которые привыкли к проиндексированным ценам в рублях. Другой пример — страны СНГ, где часто этот индекс не учитывают, хотя вроде как надо бы.

    Для отслеживания разницы цен даже создали специальный сервис Steamprices, однако Valve активно борется с покупкой продуктов «не в своих» регионах, за это можно даже схватить бан. Поэтому заранее подумайте о ценовой политике и индексировании.


    Пример индексации цен. Обратите внимание на процент роста относительно российского рубля.

    Естественно, нужно адекватно оценивать свой продукт. Не стоит занижать свои заслуги и потраченный ресурс, но и ставить инди-игре ценник, как у ААА продута, бессмысленно. Как только цена начинает казаться завышенной, сообщество выдает резкую реакцию в виде негативных обзоров, что может очень сильно сказаться на будущем игры в Steam.


    Если посмотреть на список самых дорогих игр, можно увидеть, что они собирают мало положительных оценок.


    Однако если обратиться к списку самых дешевых игр, там мы тоже не найдем ничего хорошего: большинство проектов — мусор.

    Уже было несколько случаев, когда игроки «роняли» оценку игры после внезапного повышения цен. Недавно таким образом пострадала компания Paradox Interactive, которая повысила расценки на 10-30%. Игроки очень возмутились подобными изменениями и изменили рейтинг игр в худшую сторону. Досталось даже новым и хорошим проектам, таким как Tyranny.


    Последствия ценовых войн

    Конечно же, мы не поддерживаем подобное давление на издателя и считаем, что труд разработчиков должен быть достойно оценен. И все-таки учитывайте подобные факторы, определяясь с ценами в Steam.

    Для тех, кому этой информации мало, есть отличная статья-перевод от PatientZero "О ценообразовании для инди-игр", где более подробно описаны проблемы выстраивания ценовой политики в Steam, а также затрагиваются психологические аспекты ценообразования.

    Коротко о локализациях


    Игра у вас вроде и хорошая, но оценка почему-то все равно ползет вниз. Смотрите обзоры на русском — все рады, смотрите на английском — все довольны. Советуем глянуть и на китайскую локализацию, наверное, вы про нее забыли.

    Если вы публикуете свою игру во всем мире, помните про переводы, чтобы не получить гарантированный минус от обделенной аудитории.

    Страшное грядет… распродажи



    Достаточно известная картинка, которая показывает всю опасность распродаж

    Итак, вы выложили игру, начали создавать сообщество и тут внезапно… распродажа! Все бегают, кричат, главная страница Steam кардинально меняется, и вы понимаете, что нужно что-то делать. Но что?

    Распродажа Steam – это целый культ с своими правилами, ритуалами, обрядами и толпами сектантов. Каждая распродажа внимательно отслеживается сообществом и привлекает миллионы игроков, которые тратят огромное количество денег.

    Крупные распродажи приурочены к определенным праздникам, таким как Новой год или Хэллоуин. Самые масштабные — летняя и рождественская. Кроме того, существуют различные тематические акции, скидки от издателей и еще множество разных событий.

    Не забывайте про распродажи и готовьтесь к ним заранее. Всегда планируйте свою ценовую политику и принимайте во внимание цены конкурентов. Для привлечения игроков нет ничего лучше, чем сделать праздничный эвент или поучаствовать в глобальных событиях Steam!

    Заключение и ссылки на информацию


    Для тех, кто не пролистал в конец статью — спасибо, что дочитали до конца! Здесь мы попытались затронуть большую часть аспектов работы со Steam. Конечно же, в каждый пункт можно углубляться до бесконечности, но даже с такой базой вам будет проще ориентироваться в стихии данной системы.

    Если есть вопросы, пишите их в комментарии. Если есть масштабные вопросы, пишите их в Google, так как большинство аспектов уже разобрано по полочкам в статьях и видео-туториалах.

    От себя мы хотели бы поблагодарить такие сервисы, как SteamSpy, SteamPrices за то, что они есть и отлично делают свою работу. Кроме того, большое спасибо авторам статей и переводов на тему Steam, на которых мы ссылались в статье.

    Если данный материал вам показался чересчур длинным, то вот все необходимые ссылки для детального самостоятельного изучения:

    Steamworks – главная страница SteamWorks с помощью которой можно начать публиковать свою игру
    Steamworks Doc — огромный портал с документацией по интеграции сервисов Steam в вашу игру
    Steamworks Development — официальный канал на YouTube, в котором выложено множество видео-туториалов и примеров работы в SteamWorks
    Steamworks.NET – фреймворк для интеграции Steamworks API в Unity
    Steamworks Unreal – материал по интеграции Steamworks API в Unreal Engine 4


    Спасибо за внимание! Продолжаем играть и разрабатывать игры!
    Everyday Tools 219,91
    Утилиты на все случаи жизни
    Поделиться публикацией
    Комментарии 21
    • 0
      Несмотря на возможность выбирать только сетевые игры не увидел в Стиме хорошей космической стрелялки по сюжету сериала "Пространство" (есть нейтральные зоны, креонизация флота — оффлайн, численность флота ограничена, свежий кекс — собственноручное командование одним их кораблей, печеньки на выбор — облёт для медитации в космосе, добыча ресурсов, пиратство).
      • 0

        А такая игра существует вообще?

      • 0
        Спасибо за табличку и вообще познавательно!
        • +1
          Невольно приходят мысли: может быть, стоит заявить о себе в Steam?

          Пожалуйста, не надо. Уже так надоело просеивать тонны портов с мобилок в стиме.


          Мобильная игра принципиально не сравнится с игрой для десктопа. Просто из-за разницы в доступных ресурсах там будет намного более примитивный геймплей, графика, меньше длина сюжета (если он вообще будет). При этом игра будет почти наверняка больна привязанностью к тачскрину и системе монетизации мобильных игр. Эти две особенности — архитектурные, при нормальной адаптации придется переделывать весьма и весьма немало и на достаточно глубоком уровне.

          • +1
            Советую глянуть The Room, Leo’s Fortune, Badland. Эти игры изначально были мобильными, но отлично выглядят в Steam как раз из-за нормального подхода к портированию. Игры от Amanita Design наоборот портируются на мобильные платформы и не теряют своего качества. Тут все зависит от разработчика.
            • 0

              Я согласен что есть исключения. Иногда концепт игры нормально портируется в принципе, как например было с Kingdom Rush, иногда разработчики осиливают титаническую работу по портированию. Но такие разработчики и не нуждаются ни в данных статья, ни в моем комментарии. А вот когда ребята сделали игру на мобилку, подняли денег и решили "А не выкатить ли нам ее и на десктопы, мы же все уже сделали, нахаляву денег в стиме поднимем", вот тогда получается треш. И такого мусора в стиме уже итак слишком много.

              • 0
                После ввода Steam Direct этого должно стать меньше, так как заход стоит $100 и их еще окупить нужно.
            • 0
              Наиболее обидное в такой ситуации это то, что купив игру в стиме, на телефоне в неё потом не поиграешь уже… Снова надо в маркете покупать.
              • 0
                Если мы дойдем до такого уровня интеграции при котором одни и те же игры в разных сервисах будут иметь единый доступ, наступит светлое будущее. Пока что самое близкое к этому это GOG Connect.
            • 0
              Не упомянули про возврат игр пользователями. Не обладаете информацией по этому вопросу? Например, каким образом страдает издатель, если игрок возвращает игру?
              • 0
                Да. Как-то проглядели, хотя тема важная. Если быстро пройтись по открытым источникам, то ситуация с возвратами серьезная. Например Steam вернул игрокам почти $4,4 млн за игру Rust, или В мае техподдержка Steam ежедневно получала свыше 60 тыс. запросов о возврате средств.

                Конечно Valve молодцы, что сделали двух часовой таймер на выпадение коллекционных карточек, теперь игроки не использую систему возврата для заработка на карточках, но все равно система возврата оказывает огромное давление на разработчика и издателя. Раньше нельзя было наказать разработчика за баги в релизной версии, сейчас это обычная практика. Игрока наказывают разработчика с словами «Сначала доделайте, потом куплю, а пока что — возврат».

                Естественно хорошо что Steam бьет по не качественным игроделам и старается не превращать маркет в помойку, но в итоге игроки сейчас находятся в намного более привилегированном положении чем разработчики. Под раздачу попадают отличные команды, которые с душой и ответственностью делают свой продукт.
                • +1
                  но в итоге игроки сейчас находятся в намного более привилегированном положении чем разработчики.

                  Не совсем понимаю из вашего коментария что Вас не устраивает. На мой взгляд 2 часа на оценку игры это мало (если брать во внимание нормальную игру, для некоторых игр только 30 минут уходит на обучение управлением и пониманием что есть что). У подавляющего большинства программ есть триальный период и зачастую он длится не 2 часа, а дней 10 — 30, и игра в этом плане отличается не сильно от другой программы. Я как покупатель очень рад, что те «замечательные» веремена, когда разрабы наделав видосов рубили бабло на хреновой игре прошли. Потому что отдавая деньги за игру я хочу получить качественный контент, а не пародию на нечто.
                  • 0
                    В современное время у вас есть огромное количество источников информации. Сейчас можно до покупки игру изучить настолько хорошо, что можно потом по этой игре диссертацию защищать.

                    Я указал выше, что это хорошая система, но например некоторые инди игры за два часа можно пройти полностью и запросить возврат. При этом это могут быть отличные проекты, которые достойны покупки.
                    • 0
                      Самое печальное что если вы купили игру и не поиграли в течении кажется двух недель, то возврату она также не подлежит, даже если она была ни разу не запущена. Вот так уезжаешь в отпуск без машины, возвращаешься, видишь, что купленное не оправдывает ожиданий, а вернуть уже не можешь.
                      • 0

                        Есть простое решение — не покупать игры, играть в которые в ближайшее время не планируешь. Денег экономится масса. Еще, конечно, остаются игры для коолекции, но их то все равно возвращать не будешь.

                        • 0
                          Размеры скидок варьируются
                          • 0

                            Несомненно. Но игра купленная со скидкой, которую при этом ни разу не запустил — это впустую потраченные деньги какой бы большой скидка не была. Также как не понравившаяся игра купленная со скидкой, но срок возврата для которой истек. А распродажи в стиме настолько часты, что практически всегда можно найти что-то интересное если помониторить его хотя бы неделю.

                    • 0
                      Раньше нельзя было наказать разработчика за баги в релизной версии, сейчас это обычная практика.

                      Вы правда считаете что это плохо? Ну то есть баги в релизной версии — это норм, жрите что дают что ли? Если баг не большой или редкий, то и возвратов именно из-за него много не будет, с ним просто мало кто столкнется. А если у разработчика проблемы с возвратами из-за багов, то он это полностью заслужил. И никакое "вкладывание души в разработку" такого разработчика не оправдывает.

                  • +1
                    Кстати! В связи с атаками на игры, Steam ввел новую визуализацию системы оценок (несколько часов назад). Теперь игрок может видеть что игру атаковали по каким-то причинам не связанным с качеством игры, а например с общественными конфликтами вокруг разработчика.
                    image
                    • +1

                      Очень мельком прошлись по функционалу Steamworks, а ведь многие покупают игры в Steam в первую очередь из-за этих фич. А по каждой из тем можно написать длинные статьи, но перечислю навскидку:


                      • синхронизация сохранений и чего угодно (Steam Cloud)
                      • достижения и доски почета (изначально управляются с клиента, поэтому возможно читерство, но можно управлять со своего сервера)
                      • интеграция со списком друзей в Steam — приглашения в игру, отображение друзей, лобби, войсчат через Steam.
                      • поддержка OAuth, таким образом можно даже синхронизировать мобильную версию игры и десктопную! (только уже на своем сервере, а не Steam Cloud)
                      • Мастерская (Workshop)
                      • Асинхронная игра, а-ля push-уведомления в клиент, но подразумевается сессия с другим игроком (а-ля шахматы)
                      • +1
                        Согласен, но статья и так получилась весьма огромной. По steamworks (как и по другим темам, например «коллекционные карточки»), можно писать отдельный материал.

                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                      Самое читаемое