«Умные города» и Большие Данные

    Во всём мире наблюдается рост городского населения. По оценкам учёных, к 2050 году оно будет составлять 70% населения планеты. С укрупнением мегаполисов возникают многочисленные проблемы, связанные с высокой плотностью населения, городским трафиком, эффективным использованием ресурсов. Во многих странах реализуются амбициозные проекты по развитию современной городской инфраструктуры на базе использования современных технологий – эта концепция получила название Smart City. «Умный город» должен характеризоваться высокоэффективными экономикой и управлением, высоким уровнем жизни, мобильностью, бережным отношением к окружающей среде для долгосрочного устойчивого развития.



    Для «умного города» важно иметь эффективный управленческий и аналитический инструментарий, чтобы максимально просчитывать возможные негативные тенденции. Для решения проблем современных городов разрабатываются и тестируются ИТ-системы нового поколения, в которых используется аналитика Больших Данных, комплексное компьютерное моделирование, применяются результаты новейших научных исследований в области социологии и поведения людей.

    С помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно визуализировать данные и решать различные проблемы устойчивого развития и рациональной организации городской среды в масштабе всей экосистемы города и его окрестностей.

    Количество проектов Smart City в мире, предлагаемых или уже реализуемых, превысило 400. Однако лишь в немногих четко определено использование ИКТ и их роль. Большая часть проектов сфокусирована на энергетику и управление трафиком. Только 27 из них посвящены разработке ИКТ. И эта диспропорция стала одной из причин того, почему проекты Smart City сталкиваются с серьезными проблемами. Между тем ИКТ могут сыграть решающую роль в сближении разных подходов, стать своего рода «кровеносной системой», связывающей различные инфраструктурные уровни и обеспечивая обмен информацией между ними.

    В проектах Smart City должны учитываться самые разные аспекты – от поведения людей до управления ресурсами и инфраструктурой. По существу это сеть связанных друг с другом механизмов, и ИКТ позволяют визуализировать их взаимодействие, управлять данными потоками, охватывающими не только городские структуры разного уровня, но и окрестные населенные пункты и даже другие города. С точки зрения ИКТ важны общая оптимизация в различных сферах, сбалансированность материальных (материальные ресурсы, продукты питания, отходы и т.д.) и нематериальных потоков (энергия, информация и др.).



    В созданной с помощью ИКТ модели важно учесть самые разнообразные аспекты, такие как транспортные и пассажиропотоки, потребление энергии, в различных областях – строительстве, управлении дорожным движением, энергетике, промышленности. ИКТ, в частности, облачные технологии, играют важную роль в оптимизации этих связей между городами и поселениями на разных уровнях. Информационные технологии открывают возможности мониторинга, визуализации данных, анализа потоков, их оптимизации и управления ими.

    Платформа для сервисов «умного города»


    Для их реализации описанной концепции и анализа огромных объемов данных, генерируемых в результате человеческой деятельности и перемещения различных объектов, Fujitsu разработала базовую инфраструктуру SPATIOWL. Она использует данные, собираемые из большого числа источников, накапливает, обрабатывает их и дает рекомендации по возможным действиям. Это позволяет разрабатывать на ее основе уникальные предложения, например, решать задачи городского планирования и предоставлять жителям новые услуги, такие как информирование о дорожном трафике в реальном времени, управлять дорожным движением.

    Данные в этом случае поступают с датчиков, установленных на транспортных средствах, на дорогах. SPATIOWL также получает данные от местных жителей и даже из социальных сетей. Поскольку информация постоянно обновляется, система строит динамически меняющуюся виртуальную модель реального мира.


    Fujitsu SPATIOWL может найти применение во многих областях.

    Реальный и виртуальный миры связаны потоками данных, передаваемыми между мобильными или стационарными устройствами и системой SPATIOWL, которая выделяет из этих данных информацию и логически организует её. На основе получаемых из реального мира данных средства аналитики генерируют отчеты, строят тенденции и прогнозы, дают рекомендации. Все эти результаты передаются пользователям или системам управления реального мира. Таким образом, SPATIOWL помогает решать конкретные проблемы для построения интеллектуального общества и создания новых сервисов.

    Система SPATIOWL изначально разработана для работы с Большими Данными. Физически она находится в облаке – в центре обработки данных. Между реальным миром и ИТ-системами в облаке действительно передаются огромные объемы данных, но суть лучше всего поясняют примеры. Один из них – служба информирования о скользкой дороге. Многие современные автомобили имеют АБС и системы электронной стабилизации, выдающие миллионы результатов измерений. Эти данные поступают в мощную аналитическую платформу на базе Hadoop. Анализ таких данных помогает дать советы по вождению на скользкой дороге, выявить особенно опасные участки. Все водители с подключенными к системе SPATIOWL устройствами при приближении к таким участкам будут получать предупреждение.

    Как уже отмечалось, SPATIOWL может собирать данные из самых разных источников. Например, это могут быть автомобили и общественный транспорт. Местоположение объектов известно в системе координат SPATIOWL. Если маршруты автомобилей планируются с помощью системы, то известны и они. Если по информации из социальных сетей SPATIOWL узнаёт, например, что на какой-то улице организуется флэш-моб, то в прогнозе учитывается этот фактор. Кроме того, система собирает статистику по трафику и также использует её для прогнозирования дорожных пробок. Система может посоветовать водителю вместо автомобиля воспользоваться городским транспортом – трамваем или метро.


    На основе накопленных данных и текущей информации о трафике система SPATIOWL способна прогнозировать ситуацию и принимать решения. Она может выявить потенциальные условия возникновения пробок и заранее предупредить водителей, предотвратив появление заторов.

    По существу, SPATIOWL представляет собой инфраструктуру Больших Данных, охватывающую как внутрикорпоративные и клиентские решения, так и облачные сервисы. Она включает в себя аналитические и инфраструктурные продукты, а также разнообразные усовершенствования стандартных инструментальных средств, таких как Hadoop.

    Поскольку создание «с нуля» системы, собирающей и обрабатывающей огромные объемы данных в реальном времени, требует значительных инвестиций и ресурсов, компании, создающие собственные решения и сервисы для «умного города», могут воспользоваться уже имеющимися облачными сервисами и необходимыми результатами аналитики. Это быстрый и относительно недорогой способ получения ценных для бизнеса результатов анализа данных. Эксперты Fujitsu могут помочь заказчикам в реализации проектов Больших Данных – от консалтинга до интеграции.

    Транспортным и логистическим компаниям система SPATIOWL поможет в выборе оптимальных маршрутов, индивидуальные водители могут с её помощью получать сведения о трафике, а городские власти – использовать получаемую информацию для управления движением. Однако применение SPATIOWL не ограничивается управлением трафиком. Её можно задействовать в качестве платформы для реализации различных услуг в вертикальных отраслях – в сельском хозяйстве, ЖКХ, энергетике, здравоохранении. Ведь потенциал SPATIOWL и Больших Данных огромен.

    Наши предыдущие публикации:

    » Серверы для бизнеса: энергоэффективность имеет значение
    » Fujitsu ETERNUS CD10000: Ceph без забот
    » Новинки серверного парка Fujitsu
    • +15
    • 14,1k
    • 3
    Fujitsu 49,48
    Японская компания-лидер ICT-рынка
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 3
    • 0
      «Однако лишь в немногих четко определено использование ИКТ и их роль. Большая часть проектов сфокусирована на энергетику и управление трафиком. Только 27 из них посвящены разработке ИКТ.»

      имхо это очень сомнительный пассаж. Одна из наиболее частых претензий к концепту smart cities, как раз наоборот в том, что он продвигается IT компаниями как очередной маркетинговый прием для продажи своих IT-решений, при которых вовсе не обязательно реализуются базовые принципы smart cities

      если вы посмотрите на те же проекты по энергетике или транспорту, то вы обнаружите, что в подалвяющем большинству, ИКТ играет важную и решающую роль (иначе это вряд ли бы были smart cities)
      • 0
        Были ли внедрения данной системы? Где можно об этом прочесть?
        • 0
          В России пока что не было примеров внедрения данной системы. Прочитать о ней подробнее можно, к примеру, в нашем блоге I-CIO.

        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

        Самое читаемое