Гарс Телеком
Компания
24,27
рейтинг
5 июня 2012 в 20:14

Разное → Bring Your Own Device – первые итоги корпоративных стратегий

Тема противостояния «корпоративных стандартов» и «личной эффективности» набирает обороты. Не зря PC World даже называет BYOD (Bring Your Own Device – не путать с Bring Your Own Drink) самым ужасающим акронимом для ИТ-специалистов – корпоративные стандарты, похоже, проигрывают битву политике «все свое ношу с собой».

Какие тезисы можно привести в защиту каждой политики:
Следование корпоративным стандартам Bring Your Own Device
  • Нет проблем с совместимостью используемых устройств, систем и приложений
  • Контроль и безопасность
  • Не требуется содержать дополнительный штат специалистов для обслуживания разных систем
  • В случае поломки или потери корпоративной техники компания с высокой вероятностью предоставит замену за свой счет
  • Удобство использования
  • Мгновенный удаленный доступ к корпоративным ресурсам всем «мобильным» сотрудникам, а не только тем, у кого есть корпоративное устройство для доступа в сеть
  • Сотрудники предпочитают пользоваться личными устройствами – компания экономит на приобретении техники
  • К личному имуществу более бережное отношение, чем к корпоративному


Если не можешь победить – возглавь, посчитали в некоторых компаниях, и решились на внедрение политики BYOD.

Для начала – немного статистики от Cisco – по заверениям компании, ее ежегодная экономия от BYOD составляет 300-1300 долларов США на одного сотрудника в зависимости от его должности

IBM
По словам CIO IBM Жанетт Хоран, внедрение BYOD в 2010 г., позволившее сотрудникам использовать в корпоративных целях любые устройства, денег не сэкономило, зато хлопот прибавилось. Пяти тысячам ее коллег пришлось разбираться с зоопарком приложений и ПО, которые оказались вне контроля ИТ-службы.

Сперва в компании составили гид по приложениям, которые можно использовать, а каких следует избегать. Чтобы уменьшить соблазн пользоваться небезопасными сервисами (например, файлообменниками), в IBM разработали и начали приучать сотрудников к собственным аналогам. В большинстве своем сотрудники с пониманием отнеслись к требованиям безопасности. А самым раздражающим из них стал восьмизначный буквенно-цифровой пароль для разблокировки устройств.

Сегодня порядка 120 000 пользователей заходят в сеть IBM с мобильных устройств. 80 000 из них самостоятельно их обслуживают и оплачивают связь, оставшиеся 40 000 используют корпоративные смартфоны. Самые популярные гаджеты – Google Android, Apple iPhone и iPad и Blackberry. Стоит также уточнить, что не все устройства и платформы по итогам были допущены для работы, так как не удовлетворяли требованиям безопасности. Компания также составила гид по популярным девайсам и их свойствам, чтобы помочь выбрать наиболее подходящие модели.

Среди компонентов программы BYOD — мобильное приложение Lotus Notes Traveler, позволяющее пользоваться корпоративной почтой и календарем. А также платформа Tivoli Endpoint Manager, для удаленного управления клиентским оборудованием (как следует из названия) и его мониторинга в режиме реального времени.

IBM может стереть информацию с телефона, если он потерян, а также если сотрудник увольняется. Поэтому, когда появилась возможность удалять лишь корпоративные данные (например, почту), не трогая личное – сотрудники чрезвычайно обрадовались.

SAP
По словам самой компании, SAP стала одной из первопроходцев в использовании планшетов в своем бизнесе – как разработчиками, так и менеджерами по продажам.

Сегодня SAP использует 40 000 мобильных устройств по всему миру, 18000 из которых – планшеты. Будь то корпоративное или личное устройство, используемое в работе сотрудников SAP – оно находится под полным контролем ИТ-службы компании. Доступ к корпоративной информации, включая почту и мобильные приложения, может быть заблокирован в любой момент. Для безопасного управления пользовательскими устройствами компания использует решение Afaria – с его помощью происходит резервное копирование, обновление, шифрование, дистанционное удаление данных, а также их оптимизация при передаче (что важно при небольшой пропускной способности канала).

VMware
6000 сотрудникам отвели 90 дней на миграцию с корпоративных устройств на собственные. Столь смелый и агрессивный на первый взгляд шаг на самом деле стал результатом компромисса. С одной стороны, на устарелость и/или ограниченность выбора корпоративной техники жаловались сами сотрудники. С другой, финансовый департамент был не доволен чрезмерными затратами VMware на ИТ. По словам CIO компании Марка Эгана, опция между корпоративными стандартами и личным оборудованием – ночной кошмар для ИТ-отдела. Поэтому политика Vmware приняла обязательный характер.

Сотрудники были поставлены перед выбором: оставить у себя корпоративное мобильное устройство, полностью взяв на себя его обслуживание, в т.ч. расходы на связь, либо приобрести гаджет, поддерживающий BlackBerry Enterprise Server или ActiveSync. В дальнейшем VMware компенсировала траты на мобильную связь в пределах 70 или 250 долл. в месяц, в зависимости от занимаемой должности. Сам Марк Эган заметил, что в результате всех этих изменений он сам стал тратить меньше на 30%.

Не удивительно, что переход был болезненный – первое время ушло на тушение «народного гнева» по поводу траты собственных ресурсов на то, что раньше было в зоне ответственности компании. К слову, ощутимую помощь оказала корпоративная социальная сеть. Сотрудники и «пар выпустили», и смогли помочь друг другу с тем же выбором тарифных планов. А ИТ-службе не пришлось снова и снова отвечать на типовые вопросы.

В следующем квартале VMware планирует приступить к миграции на личные ноутбуки. Здесь компания прибегнет к помощи собственных продуктов для виртуализации приложений, облачного хранения данных, а также корпоративный App Store.

MasterCard
В MasterCard программа BYOD стартовала чуть более года назад, и уже 2000 из 6700 сотрудников приняли в ней участие. Сегодня программа рассчитана на использование сотрудниками iPhone, iPad, а также устройств на базе Android. Все хранимые и передаваемые данные зашифрованы, а для входа в корпоративную сеть требуется каждый раз проходить авторизацию.
В случае утраты гаджета блокируется и удаляется с устройства только корпоративная информация – забота о персональных данных находится в зоне ответственности пользователя.

Intel
В середине 2011-го, спустя два года после начала программы BYOD, уже 58% сотрудников Intel (30 000 чел.) использовали персональные смартфоны в рабочих целях.


Внедрение BYOD в Intel прошло через несколько стадий:
  • обсуждение инициативы заинтересованными сторонами — HR, юридический отдел, инженеры;
  • открытая дискуссия среди сотрудников (охватила свыше 8 000 человек);
  • разработка мер безопасности — как наилучшим способом защитить корпоративные данные, затратив адекватное количество ресурсов;
  • выбор поддерживаемых платформ — компания сфокусировалась на 5ти популярных OS;
  • формализация политики в отношении BYOD и донесение ее до сотрудников;
  • создание в рамках обслуживающей инфраструктуры удобного в использовании веб-портала для заявок и консультаций сотрудников
  • собственно внедрение программы и последующее удержание «руки на пульсе» по мере обновлений и выхода новых операционных систем – весь софт проходит процедуру сертификации и получает вердикт о возможности его использования.

Процедура перехода на собственное устройство предполагает онлайновый запрос в ИТ-службу и получение подтверждение на возможность использования гаджета и принятие условий и ограничений, после чего сотруднику высылается инструкция по конфигурации устройства. Для определения того, какие корпоративные данные могут быть доступны с личного мобильного для того или иного сотрудника, компания создала алгоритм, учитывающий пять уровней доступа, средства безопасности, предусмотренные самим телефоном, и «профили недоброжелателей».

До внедрения программы 80% затрат Intel на содержание мобильного доступа уходили на оплату ежемесячных счетов за услуги связи. В рамках программы BYOD компания перенесла в зону ответственности сотрудников выбор как устройства, так и тарифного плана, что позволило оптимизировать затраты компании. Эволюционно Intel пришла к 3 схемам финансирования – в 55% случаев за все платит сотрудник, в 35% — компания, в 10% применяется гибридная схема — сотрудник покупает смартфон из своего кармана, а ежемесячные платежи совершает компания.

По отзывам сотрудников, Intel подсчитали, что возможность беспрерывного общения с коллегами и клиентами из дома, или находясь в дороге, в среднем экономит каждому сотруднику 47 минут в день, что в расчете на компанию составляет 1,7 миллиона часов в квартал. При этом в компании считают, что корпоративная безопасность даже улучшилась – благодаря контролю над тем, что встречалось и раньше, но не отслеживалось. В этом году в планах компании – разрешить использовать в рабочих целях и ноутбуки.

Citrix Systems
В 2008 году Citrix Systems запустила трехлетнюю программу BYOD, объявив о готовности компенсировать $2100 на приобретение сотрудниками удобных для них компьютеров. Доплачивать из своего кармана за модели подороже не возбранялось, чем многие и воспользовались, добавляя до половины суммы. По итогам первых 18ти месяцев с запуска кампании к ней присоединились 1400 человек.

Руководитель системных инженеров московского представительства компании Сергей Халяпин в недавнем интервью Открытым Системам добавил, что, даже если у сотрудника уже есть компьютер, то выделенные деньги могут быть потрачены на что угодно.

Решения строятся на базе собственных технологий и сервисов, включающих в себя, например, виртуальные десктопы XenDesktop и клиентские гипервизоры XenClient. Удаленный доступ к корпоративным ресурсам обеспечивается через приложение Citrix Receiver. Получив карт-бланш на работу с любыми устройствами и операционными системами, менеджеры по продажам также получили возможность демонстрировать функционал продуктов «не отходя от кассы».

Для обеспечения безопасности в компании применяются несколько простых правил:
  • использовать собственные аналоги файлообмеников – приобретенные компанией ShareFile и Podio.
  • хранить данные на сервере или использовать инструменты разделения файлов
  • подключаться к корпоративным ресурсам через Citrix Access Gateway или Citrix NetScale – после проверки учетных данных пользователь может быть ограничен в функционале.

Финансовой целью кампании должно было стать сокращение затрат на покупке и поддержке пользовательских устройств на 20%. Судя по информации в различных интервью – цель достигнута. Экономия компании составила порядка $500 на штуку в три года с учетом выплаченной стипендии.

Colt
В британской телеком-компании Colt BYOD-программа «Choice» была протестирована на 200 сотрудниках, после чего возможность отказаться от корпоративной техники в пользу личной стала доступна остальным. Поначалу предложением воспользовалось 10% из 5500 сотрудников, но уже сегодня опцию использования для рабочих целей любых устройств посредством виртуального десктопа распробовали уже 1800 человек.

Приобретение компьютеров в личное пользование Colt не дотирует, но в рамках программы миграции с корпоративных ноутбуков сотрудникам выплачивается 1000 евро на три года на поддержку и содержание личных компьютеров. Таким образом, компании удалось сэкономить на перераспределении бюджета между апдейтом операционной системы у корпоративных компьютеров и поддержкой виртуализации и программы «Choice».

Ну и наш скромный опыт
Концепция BYOD хоть не имеет формального статуса, но постепенно стала нормой и в Гарс Телеком.

Ноутбуки:
  • Если сотруднику нужен новый ноутбук, он пишет в ИТ-департамент свои требования и пожелания (по мощности, диагонали монитора, эстетические запросы и т. п.) В рамках определенного бюджета (зависит от статуса сотрудника), компания подбирает несколько моделей на выбор. Существует также схема софинансирования, в рамках которой часть затрат на ноутбук компенсируется компанией.
  • Постепенно часть сотрудников перешла на продукцию Apple, а ИТ-департаменту пришлось интегрировать устройства в корпоративную сеть

Телефоны:
  • Поскольку в нашей стране нет привязки телефона к оператору, компания легко берет на себя оплату корпоративной связи сотрудников в установленных пределах (от 1000 руб./мес), в зависимости от характера работы и должности сотрудника.
  • Корпоративными смартфонами на базе Windows Mobile (с функцией удаленного управления контентом) еще в 2006 г. начали обеспечивать всех технических специалистов, работающих на выездах.

Резюме
BYOD – очевидный тренд, закрывать глаза на который неразумно. Ключевой экономический эффект заключается все же не в самих мобильных устройствах, а в возможности сотрудников работать удаленно, вне зависимости от места и времени. А основной фактор успешного проекта – способность организации слушать и слышать собственных сотрудников.
Автор: @garstelecom
Гарс Телеком
рейтинг 24,27
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (26)

  • 0
    Cisco как раз в связи с этим в мае отказалась от своего Cius.
    • +3
      На самом деле, очень много где сотрудникам выдают корпоративные айфоны/айпады/андроиды. Именно корпоративные — залоченные по полной. Cius — решение ни к селу ни к городу. Стационарный телефон? У циски их и так много. Стационарный видеотелефон? Я что-то ни разу не слышал, чтобы такими кто-то пользовался, обычно применяют какое-либо софтовое решение (если забыть о специализированных конференцкомнатах). Дизайн у циуса умудрились на мой взгляд сделать даже хуже, чем у айпада. Стоимость малость неадекватная (хотя Cisco традиционно делает настолько астрономические накрутки, что и Apple по сравнению с ней натуральный филантроп). По программной части айпад явно выигрывает. Ну и зачем тогда нужен этот Cius? Он же на несколько лет запоздал.

      А по теме вот что скажу. BYOD в IT-компаниях — нормально. Люди там грамотные, сами о своих девайсах и компьютерах позаботятся. BYOD для массовых позиций в прочих компаниях просто невозможен. Если рабочая среда не унифицирована вплоть до фоновой картинки, то штат техподдержки придется увеличить на порядок и комплектовать куда более грамотными специалистами, способными не только работать строго по инструкции, но и своими силами решать нестандартные задачи. Окупится ли в таком случае введение BYOD? Нет конечно.
      • 0
        Да, вы правы. Закономерно и то, что апологетами BYOD выступают компании-разработчики решений, направленных на управление пользовательскими устройствами, совместную работу, удаленный доступ и тд.
  • +2
    Мне бы не особо понравилось, если бы при приёме на работу мне предложили из своего кармана купить ноутбук, на котором в последствии я бы работал. Опять же непонятен вопрос оплаты софта, типа MS Office.
    • +1
      С другой стороны, если при этом денег на него дадут…
    • +1
      Что может быть комфортнее, чем свой собственный ноутбук? А вопрос «оплаты софта» решается просто его неиспользованием.

      В эпоху гуглдоксов и прочего сааса тащить мастодонтов прошлого века… Нафига?
      • +4
        Комфортнее своего ноутбука корпоративный ноутбук (особенно если есть возможность выбора из нескольких моделей), вставленный в док и подключённый к двум 24" мониторам и полноценной клавиатуре с мышкой :) Надо куда то с ним пойти — сдёрнул с кредла и пошёл. Все макбуки в этом плане — говно, минимум 2 провода надо отцеплять, и с двумя внешними мониторами тоже так просто не получится задружить.

        Опять же, плюсы корпоративного железа: поломалось — просто пошёл в хэлпдеск и взял другой ноутбук. Если свой личный поломался, гарантийный ремонт может 45 дней занять по закону, что делать? Много всяких моментов, в общем, и чем крупнее компания — тем больше таких моментов. Судя по статье выше, почти все компании из перечисленных выше применяли практику только для мобилок.

        Во многих крупных компаниях, которые производят продукты для внешних заказчиков, стандартом де-факто является документация, выполненная в ворде. Причём даже используя всего 10% возможностей ворда по форматированию (стили, всякие автооглавления и автоподстановки и режим совместной работы) нормально работать с такой документацией в опенсорс редакторах невозможно. Гугл.докс вообще нервно курит в сторонке.

        И потом, тот же аутлук НАМНОГО удобнее в работе, чем мозиловский Thunderbird. Впрочем, лотус ещё хуже, и я очень сочувствую сотрудникам IBM :) И да, гугл.меил тоже так себе подходит для корпоративной переписки. Но далеко не во всех компаниях она активно практикуется, тут уже возможны варианты.

        Кстати, а офисную мебель ещё ни одна компания не предлагала сотрудникам приносить свою? :)
        • 0
          Ага, это хорошо, если дают возможность выбрать из нескольких моделей. А вот если дадут 3,5 килограммовый кирпич от леновы — вот его и будете сдёргивать лёгким движением руки с кредла и таскать по выездам ;)

          На новой работе выдали более аккуратную машинку от HP, но когда к нам приходят ребята из VMware или Cisco со своими маками, волей-неволей начинаешь из завидовать. И что-то мне подсказывает, что проблема пары проводов меня бы меньше всего волновала на фоне удобства использования какого-нибудь ультрабука дома и на работе.

          И, кстати, если BYOD совмещается с внедрением виртуализации РМ и приложений — совсем хорошо получается. Сдадите по гарантии свой бук, поддержке не проблема держать N буков на короткую подмену.

          PS: Насчёт мебели, на прошлом месте работы в отделе народ так и поступил: убрали свои стулья и купили кожаные кресла. Заходит кто-то новый в отдел (инженеры в интеграторе) — ощущение, что попал на слёт CEO.
          • 0
            Не завидуйте маководам :)

            А вообще вот сейчас вы назвали несколько вещей, на которые стоит обращать внимание при устройстве на работу.
    • 0
      Это хорошо еще если только ноутбук. А если полноценный десктоп нужен, даже еще с двумя мониторами? В общем, в топку такие инициативы — я не готов расстаться с половиной месячной зарплаты ради… а собственно, ради чего?
  • 0
    При увольнении, девайс у кого остаётся? Если сотрудник проработал 10 лет, и если 1 месяц.
    • 0
      Это собственный девайс сотрудника. Разумеется он у сотрудника (бывшего теперь уже) и остается.
    • 0
      Девайс, конечно, сотрудника. За то, что собственный девайс используется для работы, сотрудник получает компенсацию. Например, вам по работе нужен простенький ноут для почты и офиса, стоимостью 500 долларов, но вы хотите в игрушки играть. Не покупать же два? Работодатель дает вам 500 баксов, вы доплачиваете еще 400, покупаете ноут для игр за 900 долларов, например. И работодатель доволен, и вы счастливы. Недовольны только продавцы ноутбуков, т.к. на рынок пришло в сумме 900 долларов, а не 500+900 :)

      Тут интереснее вопрос о том, что делать, если сотрудник потерял или сломал этот девайс в первую неделю работы. Снова давать ему 500 баксов? Или вводить правило «не чаще раз в 2 года»? Или еще как-то.
      • 0
        Наверное каждый частный случай, будет рассматриваться отдельно — решения могут зависеть и от харакетра работы рассеянного сотрудника, и от должности, и от утерянного девайса. Скорее всего у компаний есть какой-то резерв простеньких моделей на складе — ведь процесс выбора и покупки небыстрый, да новичкам нужно рабочее место организовать (на первое время или на период испытательного срока, например).
        • +1
          Кстати, ещё один интересный «поворот» системы BYOD — передача железа в собственность сотрудника по истечении какого-то срока, например, 1 года. Т.е. я знаю, что если отработаю год, смогу уйти из компании со своим айфоном, а если соскочу раньше — то без него. Имеет смысл посидеть. А там, глядишь, уже и срок получения в собственность недавно выданного ноута подойдёт. Т.е. система та же, что с новогодними бонусами, очень помогает привязывать сотрудников к рабочему месту ;)
          • 0
            Да, интересная мысль, остается только выбрать адекватный срок, за который модель не успеет устареть, разочаровать или просто надоесть. А если вы будете знать, что в другой компании вас ждет тоже самое, выходит, что у вас будет мотивация поскорее сменить работу, чтобы получить в пользование устройство по-новее?)
            • 0
              Учитывая малую распространенность BYOD на данный момент, при смене работы есть все шансы получить в пользование не более новый девайс, а корпоративный кирпичеобразный трехлетний леново, если вообще что-то получить. А с BYOD собственный ноутбук сотрудника становится собственным же якорем :)
  • 0
    Добавлю еще пару моментов, которые могут быть для компании и сотрудников аргументами «против» BYOD.

    Это более актуально в Европе и Америке, но у нас с этим уже сталкиваются некоторые фирмы. Если сотрудник имеет дело с юридической информацией, которая может быть потенциально использована, как доказательство в суде, необходимо, чтобы «чистота» этой информации была безупречной, и сотрудника, а также фирму, нельзя было дискредитировать, указав на использование нелицензионного (более актуально в российской ситуации) или небезопасного ПО (или сервисов), которое использовалось для получения/хранения/обработки этой информации. Вопрос несанкционированного доступа также важен.

    Соответственно, даже если в обязанности сотрудника входит «всего лишь» работа с документами, в такой ситуации оказывается рискованно отдавать решение программных и аппаратных вопросов ему на откуп.
  • –2
    я против такого подхода. Работа должна быть работой. Нечего ей пересекаться с бытом.
    • 0
      Работа будет пересекаться с бытом вне зависимости от того, два у вас ноута или один. Просто с одним ноутом это пересечение вызывает меньше дискомфорта: например, можно везти в отпуск один ноутбук, а не оба.
      • +2
        лучше в отпуск вообще ноут не брать, а рабочий так тем более :)
  • +3
    Лучший отечественный перевод аббревиатуры BYOD, что мне встретился: НеССУ (Неси Своё Собственное Устройство)
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Та аббревиатура описывает (идеальное) отношение службы ИТ к приносимым пользователем устройствам, потому и понравилась. А ЖЕЛТУХА — неплохо, но жёлто :-)
      • 0
        ПСУР — Принеси Своё Устройство на Работу
  • 0
    на мой личный взгляд такая политика выгодна больше работодателю, чем простым работникам.
    Вот лично мне идея смешивать на одном компе личные и рабочие данные совсем не кажется хорошей. При поломке ноутбука я лишаюсь ВСЕГО — и рабочей жизни, и личной. Частично эту проблему решает виртуализация. У Ксена точно есть решения — например, при перезагрузке выбираешь один из двух профилей и в нём работаешь. Однако рабочий профиль съест место на моём драгоценном личном диске!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное