Филин Лаки
162,94
рейтинг
7 июня 2013 в 18:04

Разработка → Обзор мобильного приложения Pronto для платформы Android

Дорогие друзья, мы начинаем серию публикаций обзоров мобильных приложений для Android, направленных на повышение качества и распространение практических рекомендаций по улучшению дизайна, архитектуры и эргономичности интерфейса. Обзоры подготовлены совместно с компанией UsabilityLab. Первый обзор из серии вы найдете ниже.

О приложении


Приложение Pronto предназначено для заказа доставки пиццы и других блюд итальянской кухни из сети ресторанов «Пронто». В настоящее время приложение работает только в Москве и городах Московской области.

image

Если верить отзывам в Google Play, пользователи не очень удовлетворены работой приложения. Например, пользователь Yury Balikhin пишет:
«Проверяли бы перед запуском приложения в маркете. Когда сильно хочется кушать, очень сложно сохранять спокойствие, пытаясь побороть программу».
Средняя оценка приложения – 1.6 из 5. Сегодня мы попытаемся разобраться, что именно так не понравилось пользователям и можно ли как-то улучшить ситуацию.

Коротко о главном


Главная проблема приложения Pronto заключается в том, что сделать заказ с его помощью невозможно. По крайней мере, у экспертов, проводивших оценку, сделать это не получилось. И дело здесь не в том, что навигация и логика работы приложения не совсем удобны для пользователя, и даже не в технических недоработках. Просто при попытке отправить сформированный заказ из корзины возникает сообщение «Ошибка отправки заказа» без пояснения, в чем заключается ошибка и без инструкций по ее устранению. Однако обо всем по порядку.

Информация для разработчиков
Проблема
Критичность
Рекомендация
Невозможно сделать заказ Если появление сообщения вызвано технической неисправностью – устранить неисправность. В противном случае доработать сообщение так, чтобы пользователь мог понять, в чем именно заключается ошибка и смог бы ее устранить.

Запуск приложения


При запуске приложения пользователь видит симпатично оформленный splash-screen с надписью «Загрузка сведений о ресторанах». Через 10, 20, 30 секунд на экране ничего не меняется – видна та же надпись и бесконечно крутящийся индикатор загрузки. Спустя какое-то время появляются сомнения в работоспособности приложения.

image

Некоторые пользователи, оставившие отзывы в Google Play, так и не смогли дождаться окончания загрузки. Например, пользователь приложения пишет:
«Так и не дождалась загрузки меню».
Оценка приложения пользователем – 1 из 5.
При повторных запусках приложения проблема сохраняется.

Информация для разработчиков
Проблема
Критичность
Рекомендация
Запуск приложения занимает слишком много времени. Индикатор загрузки не дает представления о том, долго ли осталось ждать окончания загрузки. Ускорить загрузку данных о ресторанах. По возможности хранить данные о ресторанах в локальном хранилище.
Заменить существующий способ индикации на Progress Bar. Над Progress Bar выводить информацию о загружаемых данных и процент выполнения операции.

Экран меню


Первый экран, который видит пользователь после того, как приложение наконец откроется – это экран меню с пунктами «Пицца», «Суши-бар», «Горячее» и т.п. Меню оформлено в виде крутящегося барабана, что противоречит одному из принципов проектирования для Android: «При создании интерфейса пользователя не подражайте стилям других платформ». Однако эта проблема не очень критична, поскольку не затрудняет работу с приложением.

image

Пользователей может отпугнуть другая действительно значимая проблема: без авторизации навигация по меню практически невозможна. При попытке перейти в любой пункт меню появляется окно с предложением авторизации, при этом пользователь насильно переводится на экран с формой ввода адреса. Чтобы уйти с него, необходимо нажать на кнопку «Пропустить», расположенную в правом верхнем углу экрана. Из-за нетипичного расположения (обычно кнопка «Пропустить» располагается в нижней части экрана) ее сложно найти, поэтому пользователь чувствует себя загнанным в тупик. После нажатия на кнопку «Пропустить» пользователь попадает в желаемый раздел меню, но при попытке перейти в любой другой раздел (например, из «Пиццы» в «Горячее») история повторяется.

Такое навязчивое требование авторизации может не понравится тем пользователям, которые установили приложение, просто чтобы ознакомиться с ассортиментом пиццерии и принять решение, стоит ли там что-нибудь заказывать.
Введенный однажды адрес не сохраняется, поэтому при повторном запуске приложения пользователю придется либо еще раз вводить адрес, либо входить в личный кабинет (через раздел «Личное»), если он там зарегистрирован.

Информация для разработчиков
Проблема
Критичность
Рекомендация
Навигация по меню для неавторизованных пользователей фактически невозможна из-за постоянных принудительных переводов на экран с формой для ввода адреса. Просить пользователя ввести адрес только в процессе оформления заказа, или когда он самостоятельно зашел в раздел регистрации. При первом приглашении к авторизации дать возможность отказаться от повторных приглашений.
Приложение не запоминает введенный пользователем адрес – при следующем запуске адрес приходится вводить повторно. Сохранять введенные пользователем данные даже после закрытия приложения (адреса, логины, пароли, содержимое корзины и т.п.).
Оформление меню не соответствует паттернам Android. Привести отображение списка категорий меню в соответствие с руководством по стилю для платформы Android.

Выбор блюда


Из меню пользователь попадает на экран со списком блюд. Для каждого блюда есть маленькая фотография и название, указана цена. Иконки расположены по три в ряд. Из-за такой организации информации на экране, а также из-за отсутствия алфавитной или любой другой сортировки найти нужное блюдо очень сложно, даже если его название известно. Если же пользователь не знает названия, а просто хочет что-нибудь себе выбрать, то по маленькой фотографии на иконке и по названию он не сможет понять, что это за блюдо (например, что входит в состав пиццы «Прошютто и фунги»?).

В любом случае, чтобы сделать заказ, необходимо перейти на следующий экран, где находится большая фотография блюда, кнопка «заказать» и указана цена. Цена написана очень мелким шрифтом и имеет гораздо меньший зрительный приоритет, чем элемент для выбора количества блюд. Это не соответствует логике пользователя: цена важнее, чем количество. Кстати, элемент ввода количества экземпляров товара не соответствует руководству по стилю для платформы Android.

image

Описания блюда на экране нет – чтобы его увидеть, пользователю придется сделать еще один шаг и нажать на кнопку «i» на фотографии. На открывшемся экране можно будет увидеть краткое описание, написанное малоконтрастным светло-серым шрифтом на белом фоне. Таким образом, чтобы сделать выбор из нескольких блюд, пользователь будет вынужден сделать много лишних действий: выбрать блюдо, перейти на экран с его фотографией, перейти на экран с его описанием, вернуться обратно к списку блюд, и повторить все сначала. Даже если не учитывать описанные выше проблемы с требованием обязательной авторизации, такая длинная цепочка шагов может вызвать значительное раздражение у пользователя.

Информация для разработчиков
Проблема
Критичность
Рекомендация
На экране со списком блюд отсутствуют их описания, цена и возможность сделать заказ, не переходя на следующий экран. Изменить экран со списком блюд. Расположить фотографии блюд в столбец, рядом с каждой фотографией писать цену, краткое описание. Добавить возможность положить блюдо в корзину, не переходя на экран с его большой фотографией.
На экране конкретного блюда отсутствует его описание – оно скрыто за кнопкой «i», которую пользователи могут не заметить. Описание конкретного блюда выполнено малоконтрастным серым шрифтом на белом фоне, что затрудняет его прочтение. Отображать всю информацию о товаре на одном экране товара.
Цена конкретного блюда написана мелким шрифтом и плохо заметна для пользователей. Сделать отображение цены визуально более заметным по сравнению с остальными параметрами заказываемого товара.
Элемент ввода количества экземпляров товара не соответствует руководству по стилю для платформы Android. Привести отображение выбора количества экземпляров товара в соответствие с руководством по стилю для платформы Android.

Корзина


Наконец пользователь добирается до корзины. В корзине можно изменить количество выбранных единиц товара и приступить к оформлению заказа. Единственная проблема на этом экране, не очень существенная, заключается в том, что из корзины невозможно перейти к описанию товара. Это может причинить неудобства тем пользователям, которые привыкли использовать корзину как инструмент сравнения. Перед оформлением заказа они заново просматривают параметры выбранных блюд и выбирают какое-нибудь одно из ряда однотипных. В данном приложении у них такой возможности не будет.

image

По нажатию на кнопку «Отправить» пользователь увидит форму для ввода имени и адреса. Форма сделана достаточно неаккуратно: подписи к строкам наползают на разделители и не выровнены по левому краю. К тому же, принцип ввода данных здесь не соответствует руководству по стилю для платформы Android.

Ну и в конце концов пользователь сталкивается с тем, о чем мы говорили в начале — отправить заказ невозможно, потому что после ввода всех данных и нажатия на кнопку «Отправить» приложение выводит окно с сообщением об ошибке.

Информация для разработчиков
Проблема
Критичность
Рекомендация
Невозможно сделать заказ Если появление сообщения вызвано технической неисправностью – устранить неисправность. В противном случае доработать сообщение так, чтобы пользователь мог понять, в чем именно заключается ошибка и смог бы ее устранить. Привести отображение диалогового окна с ошибкой в соответствие с руководством по стилю для платформы Android.
Из корзины невозможно перейти к описанию конкретного блюда. Добавить возможность перейти из корзины к подробному описанию отложенных товаров.
Подписи к строкам наползают на разделители и не выровнены по левому краю. Исправить погрешности в оформлении списков.
Оформление полей для ввода данных не соответствует руководству по стилю для платформы Android. Привести оформление полей для ввода данных в соответствие с руководством по стилю.

Экран «Рестораны»


В приложении есть очень полезная функция. Пользователь может просмотреть, где находится ресторан, одним из двух способов: в списке ресторанов и на карте города. Однако переход к карте осуществляется только после просмотра выбранного ресторана, нельзя посмотреть все рестораны на карте. Такое решение может быть неудобно для пользователей. Можно, например, представить себе ситуацию, когда пользователь собирается на прогулку в конкретный район города и планирует, где там можно будет перекусить – тогда ему будет удобнее посмотреть расположение всех ресторанов на карте, а не пользоваться списком.

image

На карте города выбранный ресторан выделен крупной меткой «Pronto», поэтому не заметить его невозможно. Над картой есть три кнопки: «Где я?», «Я убедился» и «Посмотрю потом». Назначение последних двух кнопок совершенно неочевидно. При нажатии на них приложение выдает сообщение об ошибке и перестает корректно работать: со всех экранов исчезает текст и изображение.
Заботясь об удобстве пользователя, разработчики добавили функцию просмотра ближайших к нему ресторанов – для этого в списке ресторанов надо нажать кнопку «Ближайшие». Но в реализации этой функции также есть ряд проблем: во-первых, список достаточно долго грузится. Во-вторых, когда поблизости от пользователя ресторанов нет, в списке появляются пустые строки, что выглядит не очень красиво. К тому же, такое отображение списка не соответствует руководству по стилю для платформы Android.

Информация для разработчиков
Проблема
Критичность
Рекомендация
Невозможно посмотреть расположение всех ресторанов на карте. Сделать возможным просматривать и выбирать рестораны на карте.
Назначение кнопок «Я убедился» и «Посмотрю потом» неизвестно. Нажатие на них приводит к некорректной работе приложения. Убедиться, что действия, стоящие за данными кнопками, востребованы и переименовать кнопки согласно их ценности для пользователя.
Устранить технические неполадки.
Отображение списка ресторанов не соответствует руководству по стилю для платформы Android. Привести отображение списка в соответствии с руководством по стилю для платформы Android.

Работа на планшетных устройствах


Приложение для планшета представляет собой сильно растянутую на большом экране версию приложения для смартфона. Из-за этого все погрешности в оформлении становятся еще более заметными и производят достаточно неприятное впечателение. Это отсутствие выравнивания, наползание надписей на разделители между строками; картинки в верхней части экрана и кнопка «личное» в нижнем меню сильно растянуты. Если на экране мало информации, то в его нижней части остается много неструктурированного пустого пространства, что выглядит также не очень хорошо. Ландшафтная ориентация не поддерживается.

image

Немного о хорошем


На самом деле, в приложении есть и хорошие задумки.
  1. Блюда можно добавлять в «Избранное», которые часто заказывают одно и то же. Правда, для того, чтобы получить такую возможность, надо сначала пройти процесс регистрации, указав свое имя, телефон, email и пароль в разделе «Личное». К тому же, с этим разделом связана большая техническая проблема: если авторизованный пользователь пытается туда зайти, то приложение выдает сообщение об ошибке и прекращает корректную работу.
  2. На этапе ввода личных данных, если пользователю лень самостоятельно указывать адрес, приложение может попытаться определить адрес за него, используя службы геолокации – не очень точно, но существование самой такой возможности достаточно приятно.
  3. У пользователя есть возможность просмотреть список ресторанов и даже найти ближайший к себе.
  4. Можно узнать об акциях ресторана – для этого достаточно нажать на баннер в верхней части экрана.

Тем не менее, на данный момент эти хорошие задумки теряются на фоне различных проблем приложения.

Информация для разработчиков
Проблема
Критичность
Рекомендация
Если авторизованный пользователь пытается перейти в раздел «Избранное», приложение прекращает работу. Устранить технические проблемы с разделом «Избранное».

Подведем итог


Из-за многочисленных технических проблем, погрешностей в оформлении и не всегда удобной реализации функционала, приложение производит впечатление «сырого» и не до конца продуманного. Однако большую часть описанных здесь проблем можно решить в следующем же обновлении. Достаточно убрать навязчивое требование авторизации и устранить технические проблемы, особенно с отсутствием возможности сделать заказ, чтобы удовлетворить большую часть пользователей. А если улучшить дизайн приложения и привести его в соответствие с требованиями руководства по стилю для платформы Android, то оно станет не хуже, а возможно даже и лучше некоторых приложений конкурентов.

Резюме для разработчиков: что делать в первую очередь
Рекомендация
Критичность
Устранить технические проблемы с отправкой заказа из корзины.
Ускорить загрузку данных о ресторанах. По возможности хранить данные о ресторанах в локальном хранилище.
Заменить существующий способ индикации загрузки на Progress Bar. Над Progress Bar выводить информацию о загружаемых данных и процент выполнения операции
Устранить навязчивые требования авторизации. При первом приглашении к авторизации дать пользователю возможность отказаться от повторных приглашений.
Предлагать авторизацию в процессе оформления заказа, или когда пользователь самостоятельно зашел в раздел регистрации.
Сохранять введенные пользователем данные даже после закрытия приложения (адреса, логины, пароли, содержимое корзины и т.п.)
Изменить экран со списком блюд. Расположить фотографии блюд в столбец, рядом с каждой фотографией писать цену, краткое описание. Добавить возможность положить блюдо в корзину, не переходя на экран с его большой фотографией.
Отображать всю информацию о товаре на одном экране товара.
Сделать отображение цены визуально более заметным по сравнению с остальными параметрами заказываемого товара.
Добавить возможность перейти из корзины к подробному описанию отложенных товаров.
Решить технические проблемы с разделом «Избранное».
Сделать возможным просматривать и выбирать рестораны на карте.
Убедиться, что действия, стоящие за кнопками «Я убедился» и «Посмотрю потом» (на карте), востребованы и переименовать кнопки согласно их ценности для пользователя.
Устранить технические неполадки, возникающие после нажатия на эти кнопки.
Исправить погрешности в оформлении: отсутствие выравнивания на экране раздела меню, наползание подписей к строкам на разделители (корзина), пустые списки (список ресторанов) и т.п.
Привести отображение меню, списков, форм авторизации, элементов для выбора количества кземпляров товара и т.п. в соответствие с руководством по стилю для платформы Android:
developer.android.com/design/building-blocks/lists.html
developer.android.com/design/building-blocks/dialogs.html
developer.android.com/design/building-blocks/text-fields.html
и т.д.
Developers Relations Team, Google Россия
Автор: @Developers_Relations
Google
рейтинг 162,94
Филин Лаки

Комментарии (20)

  • 0
    повышение качества и распространение практических рекомендаций по улучшению дизайна

    то есть нижний таббар и дублирование кнопки бэк сверху (аля ios) вы считаете нормой и рекомендациями?
    • 0
      извиняюсь, дочитал пост до конца, понял суть поста )
  • +7
    Хм, с цветом что-то не то явно.
    • +1
      Yep.
      Раньше 255, 0, 255 использовали в качестве маски для имитации прозрачности, так как его все равно никому не придет в голову использовать.
  • +17
    Диагноз: порт с айфона. Удалить исходники и написать заново.
  • 0
    Странный подход, почему было не взять за основу Design In Action Романа Нурика?
  • +6
    А причем тут Google?
  • –1
    Странно как то выбор упал именно на коммерческое приложение. Извините, но похоже на рекламу.
    • 0
      Что рекламировать-то? Приложение которое не выполняет своих функций и имеет рейтинг 1.5 из 5? Реклама приложения такого качества только ухудшит его показатели.
    • 0
      Разбор какого приложения вам хотелось бы прочитать?
      • 0
        Любого популярного и не коммерческого.
        • 0
          Например? Буду благодарна за ссылку на такое приложение в Google Play.
          • 0
            Например Evernote
            Много спорных нюансов в интерфейсе.
  • 0
    Кажется немного странным, почему выбрано одно из приложений, которое по сути вообще не работает. В итоге предлагаются улучшения, которые, как бы, очевидны. По моему мнению, обзоры нормально работающих приложений, недостатки которых очевидны гораздо меньше, принесли бы больше пользы
    • 0
      Ситуации, когда приложения внедряют с «багами», возникают достаточно часто. Разница лишь в количестве пользователей, которые успели «обжечься» о технические недоработки.

      «Очевидные улучшения» — это то, с чем приходится чаще всего работать. Ценность аудита пользовательских качеств приложения в данном случае высока. В оценке юзабилити есть четкая методология и ориентированность на пользовательский опыт.

      Скажите, какое приложение вы хотели бы, чтобы мы разобрали в одном из следующих обзоров?
      • 0
        Я не имела ввиду что-то конкретное, скорее группу приложений, набирающих среднее количество звездочек и выше среднего — чего-то им не хватает? Ну и разбор приложения с высокой оценкой, такого как Evernote, предложенного выше, будет интересен тем, что покажет оптимальное (для данной разработки) соотношение следования гайдлайну/собственным решениям => что поможет освежить взгляд других разработчиков на их интерфейсы.
  • 0
    Может быть немного не в тему, но всё же у меня появился один только вопрос. Говорится, что «элемент ввода количества экземпляров товара не соответствует руководству по стилю для платформы Android.» А какой стиль должен быть у этого элемента по гайдлайнам? Если имеется ввиду Picker, то у него есть минусы — показывать диалог каждый раз, когда пользователь хочет изменить количество, то это не хорошо. А встраивать пикер прям на экран выглядит тоже плохой затеей.
    • 0
      В обзоре идет речь о том, что элемент для ввода количества блюд занимает неоправданно много места по сравнению с ценой, и кроме этого сделан не по гайдлайнам для Android 4. Тот факт, что элемент сделан не по гайдлайнам для пользователя не критичен. Критично, что его приоритет на экране выше, чем важная для пользователя информация о цене блюда.
      • 0
        Вот мне как раз интересно, как он должен быть сделан по гайдлайнам для Android 4. Просто сколько ни искал — не получается найти. А самому тоже нужно сделать выбиралку количества элементов, но всё что придумываю не очень нравится.
  • 0
    Отличный обзор, хотелось бы только попросить автора быть чуть более внимательным, иногда встречаются мелкие неточности, а так с интересом прочитал и этот и следующий.
    Спасибо!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка