Pull to refresh
0
Инфопульс Украина
Creating Value, Delivering Excellence

Интервью с координатором проекта Code Club по обучению детей 9-11 лет основам программирования

Reading time 9 min
Views 11K
Добрый день, Иван
Здравствуйте

Расскажите, пожалуйста, что такое проект Code Club, с чего он начинался, кто его придумал?
Code Club — это британская инициатива по обучению детей 9-11 лет основам программирования. Она возникла около трех лет назад и с тех пор бурно развивается — в начале в самой Великобритании, а спустя некоторое время и по всему миру. В Великобритании сейчас уже более 2000 локаций, там это всё поддерживается на государственном уровне: есть база волонтёров, есть база локаций — всё очень серьёзно организовано. После перехода рубежа в 1000 локаций проект начал выходить на международный уровень. Примерно с лета 2013 года заработал сайт codeclubworld.org — занимаются им те же британцы, но задача у них уже более глобальная: координировать обучение детей программированию по всему миру, дать возможность каждому ребёнку получить знания об основах информатики.

Тогда же, летом 2013-го года было объявлено о старте осенью проекта Code Club в Украине. Были названы первые города, в которых планировалось открытие первых локаций и были контактные данные координатора. Так всё начиналось.

Что входит в программу обучения?
Первые семестры проекта Code Club рассказывают о разработке программ с помощью визуального программирования. Мы учим детей работе в среде Scratch — это разработка MIT, которая создавалась именно под возраст 9-11 лет. В следующих семестрах Code Club изучается HTML, CSS и Python.


Вы участвовали в проекте с самого начала?
Как только я увидел статью о старте Code Club с контактами координатора — я сразу позвонил. Дело в том, что в моём городе у меня на тот момент была такая импровизированная компьютерная школа. На летних каникулах я в своей родной школе сделал компьютерные курсы для деток. Когда я узнал о старте Code Club — я загорелся идеей сразу же начать использовать их материалы в своём кружке. Некоторый опыт работы со Scratch у меня к тому времени уже был — во время работы в компьютерной академии ШАГ в Донецке я предлагал внести Scratch в программу, но это предложение никто там не воспринял всерьёз.

Я связался с координатором Code Club и попросил учебную программу. Мне ответили, что старт намечен на октябрь, об этом будет объявлено на конференции. Тем ни менее я начал подготовительную работу раньше — поиск и отбор наиболее заинтересованных и способных детей, которым было бы интересно заниматься в подобном проекте, работа над некоторыми организационными моментами.

Терпения дождаться официального старта проекта мне так и не хватило — первое занятие по программе Code Club я провёл за неделю до конференции, где всё это было представлено. Фактически я был первым волонтёром Code Club в Украине, а первое занятие прошло в моём родном городе Димитрове (Донецкая область). К сожалению занятия в этой локации продлились лишь до зимы — в январе было очень холодно, а школа, в которой мы занимались по выходным, в эти дни не отапливались. У меня осталось несколько фотографий, где дети занимаются за компьютерами прямо в верхней одежде, но дальше мы решили не рисковать здоровьем детей и отменили занятия. Планировалось возобновить их летом, но по известным обстоятельством движение между Донецком и городом Димитров к этому времени было уже невозможным и продолжить обучение той группы не удалось.

Тогда я пришел в Донецке в школу по соседству, познакомился с директором, его мне рекомендовали как очень прогрессивного, поддерживающего любые инициативы — и это оказалось правдой. Школа имеет статус лицея информационных технологий, у них было оборудование и когда я пришел с инициативой открытия кружка Code Club — мне сразу сказали «да», выделили время в компьютерном классе, дали возможность рассказать детям об этом курсе. Я делал «промо-занятия» на уроках информатики, заинтересовавшиеся дети потом могли записаться на внеклассные занятия. Из примерно 150 детей, которым я рассказал о курсе, записались на занятия около 45.

Скажите, а что именно и как вы рассказываете детям об этом курсе, чем пытаетесь их заинтересовать?
Я придерживаюсь принципа «Лучшая теория — это практика». Конечно, я делаю вступительное слово. Я начиная с того, что спрашиваю детей, играют ли они в компьютерные игры. Неудивительно, что среди детей 9-11 лет я в 99% случаев получаю ответ «да». Компьютер, приставка, телефон, планшет — так или иначе хоть раз в жизни на чём-то из этого играли все. Дальше я задаю второй вопрос: «А вы задумывались как создаются те игры, в которые вы играете?». Это может показаться удивительным, но даже в столь юном возрасте дети часто говорят, что задумывались о том, что у игры «внутри», как она работает. Ну и дальше я задаю третий вопрос: «А хотите научиться создавать свои игры?». И когда дети отвечают «да», я говорю — «а давайте попробуем». И вот первый урок программы Code Club — это создание простой, но всё-же вполне настоящей игры «Кошки-мышки». Мы запускаем Scratch, там есть сцена, есть персонажи и мы этим объектам назначаем скрипты поведения, взаимодействия. В этом же уроке мы создаём счётчик, на простых примерах объясняется, что такое событие, обработчик события, какие действия в нём могут произойти и т.д. Это и есть первый урок.

Очень многим детям это нравится — они делают что-то своими руками, тут же видят результат, он действительно работает, в него можно поиграть. У многих детей сразу появляются идеи по доработке игры, они спрашивают, можно ли нарисовать своих персонажей, я им объясняю, что, конечно же, можно и на одном из следующих уроков мы это сделаем.

Кто разрабатывает учебную программу Code Club?
Саму учебную программу разрабатывали британцы, в ней 24 урока по Scratch, объединённые в несколько семестров. Мы перевели все материалы на украинский, существует украинская локализация Scratch и сегодня мы можем преподавать в Украине полностью законченный курс Code Club по Scratch.

Также у нас уже имеются переведённые материалы по следующим курсам (HTML и CSS). Дальше по структуре курса идёт изучение Python, но до его преподавания ещё ни в одной украинской локации Code Club не дошли, так что это ещё в планах.

А детям в 9 лет для изучения подобного курса хватает знаний математики, геометрии?
Всё, конечно, очень индивидуально. Дети совершенно разные. Плюс многое зависит от преподавателя. Я имею около 10 лет опыта преподавания детям информатики и могу даже шестилетнему ребёнку объяснить, к примеру, что такое гироскоп и как написать программу для роботу, заставляющую его развернуться на 180 градусов и остановиться. Ребёнок в 6 лет ещё не знает что такое «180 градусов», но это можно наглядно показать — и он поймёт. Иногда попадаются дети, которые не всё понимают сразу, немного не дотягивают, и здесь роль преподавателя становится особо важна. Нет детей, которые «не достойны» обучения. Есть учителя, которые могут найти подход к ребёнку, и те, которым это не удаётся. Да, детям бывает сложно, но вся суть проекта в том, чтобы помочь им преодолеть эту сложность.

Каков процент детей, успешно закончивших начатое обучение?
Это трудно точно оценить. Во-первых, наши курсы полностью бесплатны и иногда это работает против нас. Бесплатное не воспринимается как что-то ценное. Ребёнок может прийти на 2-3 занятия, а потом родители отправляют его на лето к бабушке в деревню, не считая, что они что-то теряют (они ведь за обучение ничего не платили). В то же время уже по ходу учёбы могут приходить новые дети — я стараюсь уделить им чуть больше времени, чтобы наверстать пропущенные уроки. В целом, я бы сказал что более 50% детей успешно заканчивают обучение.

Насколько проекту помогает (или мешает) государство?
Мы стараемся контактировать напрямую с конкретными учебными заведениями — школами, лицеями. Некоторые из них достаточно прогрессивны и принимают нас с распростёртыми объятиями — это очень радует. Но всё же очень многие осторожничают — просят от нас утверждённой министерством образования программы. Директора школ игнорируют все преимущества программы, всячески пытаясь избежать ответственности.

Хорошо показало себя взаимодействие с библиотеками — они более заинтересованы в трафике детей, родителей, привлечении внимания к себе и менее требовательны к наличию каких-то официальных бумаг. В библиотеках нам практически всегда были рады. Ещё одно направление — это коммерческие центры обучения и IT-компании. Они обладают помещениями, компьютерами и специалистами с нужными знаниями и иногда готовы ради «плюсика в карму» обучать детей. Важный момент мотивации — возможность обучения детей сотрудников таких компаний, именно это является движущей силой создания ряда клубов Code Club. Одной из первых компаний, внедрившей это у себя, стала компания Инфопульс, прошлой весной стартовали несколько групп в Житомирском филиале этой компании, в этом году мы начинаем сотрудничество с главным офисом Инфопульса (данное интервью — его часть), планируем дальнейшие мероприятия.

Всё, о чём мы говорили, касается обучения детей 9-11 лет. Что Вы можете сказать об обучении детей более младшего и более старшего возрастов?
Для детей 5-7 лет был создан Scratch JR, деньги на него собирались на Кикстартере, а разрабатывали его те же люди из MIT, которые создали оригинальный Scratch. Там адаптированный интерфейс, несколько урезанные и переработанные возможности, приложения для мобильных устройств. Для него тоже есть уроки, примеры — можно брать и учить детей. В Украине пока этим никто не занимался, но у меня есть планы попробовать в Киеве, посмотрим, что получится. Возможно, стоит это делать не в формате уроков, а в виде одной из форм семейного досуга. Родители могли бы приходить с детьми, брать с собой планшеты и пробовать что-то делать вместе. При этом там же находился бы наш волонтёр, способный помочь советом в случае затруднений.

Что касается детей более старшего возраста — им может быть уже не так интересно идти по нашей программе, а отдельной программы у нас пока нет. Но само по себе визуальное программирование не привязывается к каком-то конкретному возрасту. Мы можем рассказывать детям о тех же концепциях программирования (условия, циклы, переменные, функции), но уже не на примере кота, бегающего за мышью, а на примере, скажем, боя трансформеров или игры про Железного Человека. Детям будет интересно и при этом они тоже чему-то научатся.

Ещё одна вещь, о которой я хотел бы упомянуть — это проект code.org. 2 года назад в Украине впервые прошла «Година коду» («Час кода»). Это тоже волонтёрский проект, дающий возможность за 1 час показать детям, что можно сделать с помощью кода. Особенностью проекта являются вдохновляющие видео от Цукерберга, Гейтса, людей из Microsoft и Google с объяснением того, что программирование — это интересно, увлекательно, престижно. Вышел очень мотивирующий ролик «Чему не учат в большинстве школ»



Что интересно, мы считаем, что у нас слабая программа обучению информатики, но вот в США — программированию вообще никак не учат в 9 школах из 10. Так что пропаганда обучения программированию нужна как там, так и здесь.

У проекта code.org есть обучающие материалы и в какой-то момент был объявлен набор волонтёров для их перевода на разные языки. Я принял участие в переводе на русский и украинский. Было сложно, волонтёров было не так много и я в одиночку перевёл около половины всех материалов. Поскольку переводить приходилось без контекста, иногда после склейки получались странные результаты. Когда я со своими группами проходил обучение по данным материалам — вскрылось много багов, пришлось дорабатывать, исправлять. Сейчас там уже очень много хорошо сделанных уроков.

Визуальное программирование достаточно сильно отличается от обычного, «промышленного». Не испытывает ли ребёнок, изучивший Scratch, шок, увидев настоящие программы на «взрослом» языке программирования?
Скажем так, ребёнок, изучивший Scratch, лучше подготовлен к изучению настоящих языков программирования, чем тот ребёнок, который не знает об этом всём вообще ничего. При изучении Scratch мы объясняем детям общие понятия: «Вот это цикл, он отвечает за повторение некоторых действий. В Scratch блок цикла выглядит вот так, вы можете перетянуть его сюда и использовать следующим образом. В других языках программирования для обозначения цикла есть специальные слова, которые мы пока изучать не будем.» Таким образом, узнав о слове for в каком-нибудь языке программирования, ребёнок уже может связать его с понятием цикла из своего опыта в Scratch. То же самое с условиями, переменными, событиями и т.д. Если дети улавливают суть понятий в Scratch — они смогут найти аналогии и в других языках.

Чем конкретно сейчас Вы, как координатор проекта, занимаетесь?
Мы набираем волонтёров, ищем локации, приглашаем детей. С сентября стартует новая волна обучения — планируется начать примерно в 150 клубах по всей Украине. Сейчас мы усилили работу в социальных сетях, ориентируемся больше на родителей, чем на детей (в 9 лет дети могут вообще и не знать ничего о программировании).

Допустим я, как типичный читатель Хабра, имею отношения к IT, могу изучить Scratch и имею желание поучаствовать в проекте. Что мне делать?
Заходите к нам на сайт и заполните анкету волонтёра. Даже если Вы не можете самостоятельно освоить Scratch, но хотите принять участие в качестве волонтера, заполните нашу анкету. Она же, кстати, и анкета ученика и анкета с предложением локации для запуска клуба в вашем городе. Также вы можете вступить в нашу группу на фейсбуке.

Дальше я занимаюсь сбором этих пазлов — если в одном городе находятся и волонтёр, и локация, и ученики — я просто свожу их друг с другом. Если есть две компоненты из трёх, скажем, ученики и волонтёр, я стараюсь найти третью компоненту (в данном случае — локацию). Тут уже работает сбор публичной информации, звонки, личные знакомства, те же социальные сети. Я сейчас собираю базу библиотек, коворкингов, ИТ-компаний ну и вообще любых мест, где можно проводить занятия. Надеюсь, это даст возможность очень быстро стартовать новые локации.

Спасибо за интервью, Иван!

А теперь мы поговорим с Марией Таран — волонтёром, которая в прошлом году в Житомирском офисе Инфопульса вела занятия Code Club для детей сотрудников компании.

Добрый день, Мария!
Добрый день

Скажи пожалуйста, почему ты решила этим заняться?
Ответ очевиден: потому что у нас в городе нет (не было) ничего в этом направлении — никаких курсов для детей по программированию, компьютерной грамотности, дизайну, робототехнике. А детям это ну очень нужно в наше время. И должно быть на таком уровне, чтобы заинтересовать, удержать интерес и развить его в нужном направлении. Как по мне, курсы по MS Office для 10-12-летних ребят — это издевательство, которое предлагают стандартные учреждения типа «Юного Техника». Ну и у меня есть дополнительный стимул интересоваться и работать в этом направлении — у меня сыну 12 :)

Откуда ты узнала о Code Club? Как всё начиналось?
Долго ломала голову, как составить учебный план. Я не педагог, и сомнения меня переполняли: а смогу ли я правильно подобрать темы, примеры, задания? На помощь пришла моя коллега Женя Маскаева, которая уже слышала о Code Club. Дальше — дело техники. Зарегистрировалась на сайте Code Club, связалась с координатором, получила план и материалы для проведения занятия. Примечательно еще и то, что координатор Code Club постоянно интересовалась состоянием дел на наших курсах.

Большие молодцы — руководство Инфопульса, которые выделили время, помещение и технику для занятий с детьми. Скорее всего, инфопульсовским детям просто очень повезло, что их родителям не все равно чем занимаются их дети, что учат, как развиваются, кем станут в будущем.

Как проходили занятия?
Проходили занятия 1 раз в неделю в учебном помещении Инфопульса. Определилось 3 группы разных возрастов — от 5 до 14 лет. За полгода — с февраля по май мы успели пройти с ними первую часть Scratch. Надеюсь, дети получили столько же позитивных эмоций и знаний от этих занятий, как и я :)

Я очень рада, что Инфопульс возобновляет занятия в сотрудничестве с Code Club. Рада за детей и за их сознательных родителей!
Tags:
Hubs:
+13
Comments 5
Comments Comments 5

Articles

Information

Website
www.infopulse.com
Registered
Founded
1992
Employees
1,001–5,000 employees
Location
Украина