Pull to refresh
0

Видеоэкскурсия в ЦОД Intel

Reading time 4 min
Views 14K


Сегодня мы хотим поговорить о современных серверных парках и центрах обработки данных компании Intel, которая, прежде чем выработать конкретную стратегию в данной области, прошла долгий путь. Исторически было так, что в тех местах, где компания покупала или строила здания, размещались и дата-центры для нужд находящихся там подразделений разработчиков. Опыт показал, что это не очень эффективно. При таком подходе количество дата-центров Intel в мире превысило 150 и, соответственно, они стали очень дорогой частью ресурсов корпорации. Поэтому был принят ряд решений, направленных на уменьшение общей стоимости владения дата-центрами. Одним из основных направлений стала их консолидация с целью уменьшения количества ЦОД'ов и серверных комнат, а также повышение утилизации вычислительных самих ресурсов. Очевидно, что несколько маленьких серверных комнат с загрузкой порядка 40% в обслуживании обходятся дороже, чем одна большая комната с загрузкой 60-70%.

И если в самом начале, глобальной целью являлось максимальное сокращение количества дата-центров, чуть ли не до 18-20 штук (со 150, как мы помним), то с течением времени стало понятно, что это физически неосуществимо и все равно какой-то объем оборудования должен находиться в удаленных местах, а не только на больших хабах. Потому что и WAN-каналы на сегодняшний момент не позволяют консолидировать все в такой высокой степени, и еще масса вещей препятствует или делает нецелесообразной такую концентрацию серверных ресурсов. Поэтому было решено вместо столь глобальной консолидации перейти к повышению утилизации дата-центров. Ведь главная цель — минимизировать капитальные вложений в ЦОД'ы, то есть не строить новые, а эффективно использовать уже имеющиеся. Строительство нового ЦОД'а — это колоссальные деньги, миллионы и миллионы долларов в зависимости от его размера.

Данный этап стратегии в отношении дата-центров проходил в Intel несколько лет назад, была реализована огромная программа мероприятий направленных на консолидацию, оказавшаяся в итоге весьма успешной.

Рассмотрим же основные моменты организациии дата-центров компании на примере российского ЦОД. Первый вопрос, наверняка возникающий у хабраюзера — что же уникального мы можем найти в данном месте?

Во-первых, разделение дата-центра на зоны с высокой и низкой плотностью вычислительных ресурсов. Так как размеры офиса не такие гигантские, все это объединено в одном помещении, где отдельно от стоек с оборудованием высокой плотности расположены стойки с оборудованием низкой плотности. Это, например, стойки с дисковыми массивами, выделяющие порядка 4 киловатт тепла (больше такие стойки просто не выделяют), или стойки с сетевым и коммуникационным оборудованием. Конечно, для них не имеет смысла строить охлаждение и питание точно так же, как для стоек с вычислительными серверами. Для оборудования с низкой плотностью подводится меньше электрической мощности на стойку, а если посмотреть на комнату сверху, то в той части, где собрано такое оборудование, размещен один ряд кондиционеров. Для оборудования с высокой плотностью кондиционеры располагаются в два ряда и обдувают стойки с обеих сторон.

Во-вторых, используемая здесь система свободного охлаждения Free-cooling. На самом деле, существует две технологии free cooling'а — прямое и непрямое охлаждение. В первом случае воздух с улицы гонится непосредственно на охлаждение серверов. При непрямом free cooling'е существуют чиллеры, охлаждающие воду в теплое время года, но при достаточно низкой температуре на улице внешний контур, обычно отводящий тепло от чиллеров, задействуется напрямую через теплообменник для охлаждения, а чиллер просто выключается. Для России эффективнее использовать систему непрямого охлаждения по ряду причин. О них и о системе free-cooling'а, в целом, будет рассказано подробнее в одном из следующих материалов, посвященных стратегии Intel в отношении центров обработки данных.

Третий момент — внедрение в качестве пилотного проекта системы рекуперации тепла, которая изначально представляла собой часть общей экологической программы Intel. Система состоит, условно говоря, из устройства, которое подключено к горячей трубе и вырабатывает горячую воду, используя разницу в температуре между горячей и холодной трубами. Как и при охлаждении воды для прецизионных кондиционеров, там так же установлена емкость, в которой аккумулируется горячая вода. Ее температура составляет порядка 60 градусов. Эта вода используется для нужд горячего водоснабжения здания (точнее, его офисных помещений). В первую очередь напрямую, т.е. подается в умывальники. Также в здании имеется, например, два кафетерия, где постоянно моется посуда, или, к примеру, есть душевая и т.д. В данное здание горячая вода от централизованного снабжения не подведена вообще, поэтому у там стоят электрические бойлеры. Их отключение, естественно, дает экономию. Вторая цель в реализации данного проекта — это подвод получаемой горячей воды к системе отопления.
Компания Intel является фактически первопроходцами в этом деле и главная задача — выяснить, сколько можно реально произвести тепла за счет рекуперации, как его лучше использовать, чтобы получить наибольшую экономию и т.д.

Сейчас еще рано говорить, насколько данная система способна понизить затраты на охлаждение ЦОД'а, и какую конкретно экономию возможно получить на обеспечении потребностей здания. Система была смонтирована в декабре 2010 и запущена в январе 2011 года. Система работает в пробном режиме и постепенно набирает обороты. Судить же о реальном уровне снижения затрат и возможных масштабах развертывания такой системы рекуперации еще рано — ее результаты будут замеряться в долгосрочной перспективе. Однако уже сегодня можно сказать, что Intel обладает абсолютно уникальным подходом в отношении организации своих дата-центров, с использованием инновационных методов и технологий.

Полную версию интервью с Леонидом Шишловым вы можете прочитать пройдя по ссылке в сообщество профессионалов Intel.
Tags:
Hubs:
+44
Comments 27
Comments Comments 27

Articles

Information

Website
www.intel.ru
Registered
Founded
Employees
5,001–10,000 employees
Location
США
Representative
Анастасия Казантаева