company_banner
  • От песка до процессора

    • Tutorial
    Сложно в это поверить, но современный процессор является самым сложным готовым продуктом на Земле – а ведь, казалось бы, чего сложного в этом куске железа?

    image

    Как и обещал – подробный рассказ о том, как делают процессоры… начиная с песка. Все, что вы хотели знать, но боялись спросить )

    Читать дальше →
  • Так вот она какая!

         Если до начала конкурса Miss SYS Rus ответ на вопрос «Девушки-айтишницы – миф или реальность?» не давал покоя бОльшей части зарегистрированных хабраперцев, то после его окончания не осталось никаких сомнений – IT-девушки есть! Они одинаково легко орудуют паяльниками и перфораторами, пишут GreaseMonkey-скрипты; у них такие же мониторы, клавиатуры и гаджеты, вскрытые корпуса и толстые вязанки пачкордов на фоне. Среди них есть красивые, очень красивые и «о боже мой, заберите меня к себе!»

      image

         Самая необычная «перепись» в истории Хабра завершилась. Страсти вокруг конкурса не утихали ни днем, ни ночью, ни в будни, ни в выходные. Сначала DDoS из фотографий девушек в серверных комнатах, затем смерч информационной борьбы: тысячи голосов и комментариев… даже удивительно, как мы за всем этим уследили! Да много чего было – всего так и не расскажешь.

      А хотите посмотреть, что из всего этого получилось? Добро пожаловать под кат!
      Читать дальше →
    • История развития форматов видеосжатия

        Далёкий 1988й год был полон удивительных событий. В этом году увидел свет 4й альбом группы Metallica «...And justice for all», а СССР запустил в свой первый и единственный полёт многоразовый космический корабль «Буран». В этом же году началась история видеосжатия – появился самый первый стандарт видео-кодека.
        Самые известные стандарты видеосжатия появились благодаря двум конторам: VCEG и MPEG. Нельзя назвать их конкурентами: некоторые стандарты были выпущены комитетами поодиночке, некоторые стали плодом их запретной любви коллективной работы в составе объединённых групп. По иронии судьбы именно эти «совместные» форматы и получили наибольшее распространение.

        1988 год – H.261


        352x288 - предел мечтаний в 1988 годуИтак, 1988 год. H.261 стал первым полноценным форматом видеосжатия, получившим широкое распространение. Это был «классический» стандарт, работающий в цветовом пространстве YCbCr, базирующийся на дискретном косинусном преобразовании блоков и сжатии Хаффмана. Поднимите руку те, кто слышал о нём? А ведь именно в этом стандарте впервые появились такие понятия, как макро-блок, целопиксельный вектор движения и де-блокинг (или пост-процессинг). А еще именно тогда, 23 года назад, появилась концепция опорных кадров. H.261 предусматривал кадры 2х типов: I(ntra) – полностью независмый кадр, и P(redicted) – кадр, зависимый от предыдущего. Максимальное разрешение CIF (пример приведён слева), поддерживаемое H.261, сейчас не впечатлит даже любителей смотреть видео на телефоне. И тем не менее, для своего времени это был очень прогрессивный, весьма «продвинутый» стандарт. Все последующие стандарты видеосжатия базируются на идеях, берущих свое начало в H.261, и де-факто являются результатом его эволюционного развития.

        Читать дальше →
      • Почему не растет частота?

          Clocking PCМногие, наверное, помнят, какими темпами увеличивалась тактовая частота микропроцессора в 90-х и начале 2000-х годов. Десятки мегагерц стремительно переросли в сотни, сотни мегагерц почти мгновенно сменились цельным гигагерцем, затем гигагерцем с долями, двумя гигагерцами и т.д.
          Но последние несколько лет частота уже не растет так быстро. От десятка гигагерц мы сейчас почти так же далеки, как и 5 лет назад. Так куда же исчез прежний темп? Что препятствует, как и раньше, «задирать» частоту вверх?

          Текст ниже ориентирован на людей, не знакомых или слабо знакомых с архитектурой микропроцессора. Для подкованных читателей рекомендуются соответствующие посты yurav

          Читать дальше →
        • Прошлое роста производительности: конец гонки частот, многоядерность и почему прогресс увяз на одном месте


            КДПВ: одна из попыток Intel создать демотиватор :)

            Почти 10 лет назад Intel сообщил о закрытии проектов Tejas и Jayhawk – продолжателей архитектуры NetBurst (Pentium 4) в направлении увеличения тактовой частоты. Это событие фактически ознаменовало переход в эпоху многоядерных процессоров. Давайте попробуем разобраться чем это было обусловлено, и какие принесло результаты.
            Читать дальше →
          • Конкурс «Интернет-математика: Яндекс.Карты» — опыт нашего участия и описание победившего алгоритма

              Прошло уже больше года после завершения конкурса "Интернет-математика: Яндекс.Карты", но нас до сих пор спрашивают об алгоритме, который принёс нам победу в этом конкурсе. Узнав о том, что недавно Яндекс объявил о старте очередной "Интернет-математики", мы решили поделиться опытом нашего прошлогоднего участия и описать наш подход. Разработанный алгоритм смог с точностью 99.44% правильно определить лишние изображения в сериях панорамных снимков, например, как здесь:



              В этой статье мы описываем основные идеи алгоритма и приводим его детали для интересующихся, рассказываем об извлечённых уроках и о том, как это всё вообще было.

              Исходный код нашего решения доступен на github (C++ с использованием OpenCV).
              Читать дальше →
            • Трудности производства процессоров

                   Недавно в московском Политехническом музее стенд вычислительной техники серьезно обновился — компания Intel разместила там свой стенд, который получил название "От песка до процессора". Отныне этот стенд станет неотъемлемой частью школьных экскурсий, но даже взрослым я советую не откладывать посещение заведения на срок более пяти лет – к 2016 году компания Intel планирует серьёзно «проапгрейдить» музей, чтобы он смог войти в десятку лучших музеев науки в мире!

                image

                   К этому событию был приурочен одноименный цикл лекций из трех частей. Две лекции уже прошло — их содержание вы сможете найти под катом. Ну а если вас все это заинтересует, то еще успеете посетить третюю лекцию, информация о которой находится в конце поста.
                Читать дальше →
              • Другая сторона 22nm: неизвестные герои Кремниевой долины


                  Каждые несколько лет Intel анонсирует переход на новый технологический процесс. Если сюда добавить новости от других полупроводниковых компаний, то и года не проходит, чтобы та или иная из них не заявила о новом прорыве. Имена этих компаний хорошо известны и у всех на слуху. Но в их тени (совершенно незаслуженно) затерялась одна компания, труд которой незримо стоит едва ли не за каждым из технологических достижений в полупроводниковых технологиях. «Страна должна знать своих героев»…
                  Читать дальше →
                • Bitcoin: основные принципы майнинга


                    (источник)

                    Про Bitcoin (BTC) на Хабре писали много (в последнее время даже чересчур много). Как он работает, об интересе к нему со стороны правительства и спецслужб. Биткойн не раз пытались похоронить и затем откопать назад. Даже проводили экскурсии на страусиную ферму. Но как-то, глядя на это, не складывалось целостной картины.

                    Я постараюсь отчасти восполнить этот пробел и изложить в нескольких постах основные принципы и историю того, как добывались и добываются биткойны. Преимущественно внимание будет уделяться технологической стороне вопроса, а не громким скандалам в мире медиа и политики. Также, я постараюсь избежать повторения того, о чем уже писалось не раз.
                    В этот раз речь пойдет об общих принципах майнинга.
                    Читать дальше →
                  Самое читаемое