17 июля 2015 в 11:18

IaaS для стартапа: Сотрудничество с сетью постаматов PickPoint

Совсем недавно мы делились кейсом переноса ИТ-инфраструктуры проекта Hotels.ru в облако нашего IaaS-провайдера. Сегодня мы рассмотрим еще один пример сотрудничества с российским сервисом — речь идет о сервисе автоматизированной доставки PickPoint.



О компании и сотрудничестве


Российский eCommerce — очень молодая сфера, которая только набирает обороты. В этой ситуации есть свои плюсы и ряд негативных моментов, с которыми сталкивается покупатель.

Например, одной из проблем является своевременная и доступная по цене доставка заказов. Курьерские службы не всегда могут похвастаться точностью прибытия своих сотрудников и зачастую завышают цены, а самая обыкновенная почта — не всегда надежна и в большинстве случаев слишком медлительна, чтобы порадовать покупателя современного Интернет-магазина.

PickPoint предоставляет сервис, который решает данные проблемы с помощью сети постаматов — специальных терминалов с автоматизированными ячейками для хранения, из которых возможно забрать покупки самостоятельно в любое удобное время.

Развитие такой сети — тема для отдельного обсуждения, но одна из находок здесь — это размещение устройств в торговых центрах, где бывает основная масса людей, проживающих в той или иной части города. Такой подход позволяет без проблем забрать и онлайн-покупку во время обыкновенно похода за продуктами.

Компания PickPoint решила воспользоваться международным опытом и перенести наработки из других стран в Россию. Взгляд экспертов пал на сеть постаматов в Эстонии. Они показались команде простыми для использования и не требовали сложной инфраструктуры.

После начала работ по внедрению системы стало ясно, что одной локализацией дело не ограничится — в Европе все уже давно платят карточками, а в России покупатели предпочитают наличные.

Поэтому пришлось встраивать в постаматы блок приема банкнот и соответствующим образом модифицировать софт.

— команда PickPoint

Постамат построен на основе компьютера с Windows Embedded, маршрутизатором для соединения по VPN и контроллером для открытия нужной ячейки хранения. Для быстрой обработки платежей наличными и моментальной выдачи заказов крайне важна стабильность соединения.

В начале работы над проектом (2010 год) команда решила воспользоваться заемной инфраструктурой, разбираясь в особенностях ведения самого бизнеса. По мере роста сети постаматов от 115 до более чем 500 штук поддержание и обновление собственной ИТ-инфраструктуры стало слишком обременительным.

В итоге было принято решение об использовании нашей IaaS-инфраструктуры, которая помогла не только с точки зрения экономии, но и обеспечила стабильность работы и постоянную доступность системы.

В момент бурного роста в полной мере оценили плюсы облака — для нас это в первую очередь гибкое масштабирование. Даже когда нельзя предсказать прирост нагрузки и накупить про запас, вы всегда можете по мере необходимости «наращивать мышцы» виртуальных систем в пару кликов. […]

В последние годы мы серьезно поработали над доступностью систем. Серверов приложений с IIS стало два, и работают они в кластере с внешним балансировщиком. Сервер БД резервируется бэкапами и vSphere HA, а WAN-подключения теперь дублируются.

— Команда PickPoint

Решение проблем


Постоянная оптимизация привела нас к тому, что мы с PickPoint решили со временем пересмотреть расположение той ИТ-инфраструктуры, которую задействовала компания. Дело в том, что офис PickPoint находится в Москве, но на первоначальном этапе работ мощности были арендованы в Санкт-Петербурге.

Решение удалось найти очень быстро с помощью переноса виртуальной инфраструктуры в наше московское облако. Этот маневр удалось осуществить благодаря механизму резервных копий и vCloud Connector — подробнее о работе с этим инструментом мы говорили тут).

В дальнейшем команда перешла и к оптимизации БД — переводу на SQL-2014. В этой ситуации у PickPoint возник интерес к созданию резервной площадки (DRS).

Еще собираемся экспериментировать с тонкими клиентами и VDI на операторских местах. Сейчас у нас есть несколько сортировочных центров с работой 24\7, и простой одного рабочего места легко может вылиться в 2000 необработанных посылок за ночь.

Для минимизации подобных ЧП на площадках работают ночные инженеры, но такое решение спорно в плане затрат. Поэтому есть мысль перенести все рабочие места в облако, а «в полях» оставить только тонкие клиенты, в которых ломаться нечему (а если и сломается, то ремонт не сложнее, чем замена картриджа в принтере).

В качестве конкретного продукта рассматриваем CITRIX XenDesktop, экспериментируем и пробуем с этим работать. Безусловно, интересный вариант

— Команда PickPoint

Заключение


Сегодня PickPoint — это уже не стартап с чужим железом, которое невозможно масштабировать без постоянного контроля силами штатных специалистов и капитальных затрат. За 5 лет нашего сотрудничества команде проекта удалось взять все возможное из того, что может предложить виртуальная инфраструктура, и стать лидером рынка автоматизированных пунктов выдачи.
Автор: @it_man
ИТ-ГРАД
рейтинг 240,52
vmware iaas provider

Комментарии (10)

  • 0
    в Европе все уже давно платят карточками, а в России покупатели предпочитают наличные
    Ох, где же вы такую Европу нашли…
    Я был в Финляндии, Греции и Германии, и в этих странах карточки принимают в лучшем случае относительно крупные или сетевые магазины, более-менее крупные рестораны и отели. В обычных небольших магазинах/кафе принимают только наличные…

    Для меня это стало практически шоком – заплатить карточкой было реальной проблемой, приходилось бегать по банкоматам.
    • 0
      p.s. впрочем, возможно я не объективен. В Германии, где я был совсем недавно – всё именно так, как я и написал (как минимум, в одном городке под Франкфуртом). В Финляндии маловато опыта, чтоб обобщать. В Греции всё было получше (как минимум, год назад).
    • 0
      В Хельсинки, на каком-то временном и небольшом рыночке на Kauppatori, продавцы практически все были с POS-терминалами и принимали карточки.
      • 0
        Спасибо! Как я уже написал выше, мой первый комментарий необъективен и выражает, в основном, впечатление от Германии. :)
        Что, впрочем, не уменьшает недоумения – т.к. Германия-то как раз одна из «центральных» стран Европы…
    • 0
      habrahabr.ru/company/web_payment_ru/blog/258625

      Но я тоже в Европе ни разу не платил картой и не видел, чтобы кто-то платил картой, только нал. Зато мой любимый пример — Минск, уличный лоток-тент с пирожками и чаем, лежит POS-терминал, можно заплатить картой.
      В Москве кэш только на рынках использую.
  • 0
    интересно. очень похоже на то, что сделано в Казахстане
    inform.kz/rus/article/2698288
  • 0
    Не совсем понятно как этот сервис решает заявленную проблему с дороговизной курьеров или медлительностью почты. В крупных городах достаточно других пунктов выдачи, в мелких сервис не представлен.
    • 0
      Тут вообще речь об использовании облака, а не о бизнес-модели сервиса. Видимо втора тема вне рамок поста
  • 0
    > Курьерские службы надежны, но дороги, а дешевая почта — ненадежна и очень медлительна.

    Не только и не столько. Во-первых, личная причина, когда есть возмоность выбрать самовывоз (конечно не с адреса вроде «2554 Проектируемый проезд») я выберу самовывоз: это неудобство доставки как таковой. Казалось бы, курьеры и придуманы для удобства, но — нет.
    1. Курьеры везут обычно в рабочее время, и, как правило, в удобное *им* время. Это обычно когда нормальные люди на работе. Значит надо заказывать на работу.
    2. На работе не всегда и не у всех есть возможность принять заказ. И не все сидят в офисе целый день. И не все может хотеться принять на работу. Всякие бывают заказы.
    3. Вечная проблема курьеров — отсутствие сдачи. Большая редкость, когда курьер может принять оплату картой.
    4. Стоимость курьерской доставки. По сути это сегодня сумма равная оплате такси. Несколько жирновато, как мне кажется. Нет, правда.

    Сейчас я не хотел бы пятым пунктом добавлять про то, как выглядит и пахнет половина московских курьеров, и как они себя часто ведут. Во избежание. Может мне просто не везет.

    Так что попробовав постоматы, хотел бы пользоваться ими почаще. Увы, пока варианты с постаматами это скорее исключение среи интернет-магазинов.
    • 0
      Вот поэтому у юлмарта и ситилинка большое преимущество — много точек самовывоза, откуда можно самостоятельно в удобное время забрать товар. Без доплаты сверх цены за доставку.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Администрирование