IaaS для стартапа: Сотрудничество с сетью постаматов PickPoint

    Совсем недавно мы делились кейсом переноса ИТ-инфраструктуры проекта Hotels.ru в облако нашего IaaS-провайдера. Сегодня мы рассмотрим еще один пример сотрудничества с российским сервисом — речь идет о сервисе автоматизированной доставки PickPoint.



    О компании и сотрудничестве


    Российский eCommerce — очень молодая сфера, которая только набирает обороты. В этой ситуации есть свои плюсы и ряд негативных моментов, с которыми сталкивается покупатель.

    Например, одной из проблем является своевременная и доступная по цене доставка заказов. Курьерские службы не всегда могут похвастаться точностью прибытия своих сотрудников и зачастую завышают цены, а самая обыкновенная почта — не всегда надежна и в большинстве случаев слишком медлительна, чтобы порадовать покупателя современного Интернет-магазина.

    PickPoint предоставляет сервис, который решает данные проблемы с помощью сети постаматов — специальных терминалов с автоматизированными ячейками для хранения, из которых возможно забрать покупки самостоятельно в любое удобное время.

    Развитие такой сети — тема для отдельного обсуждения, но одна из находок здесь — это размещение устройств в торговых центрах, где бывает основная масса людей, проживающих в той или иной части города. Такой подход позволяет без проблем забрать и онлайн-покупку во время обыкновенно похода за продуктами.

    Компания PickPoint решила воспользоваться международным опытом и перенести наработки из других стран в Россию. Взгляд экспертов пал на сеть постаматов в Эстонии. Они показались команде простыми для использования и не требовали сложной инфраструктуры.

    После начала работ по внедрению системы стало ясно, что одной локализацией дело не ограничится — в Европе все уже давно платят карточками, а в России покупатели предпочитают наличные.

    Поэтому пришлось встраивать в постаматы блок приема банкнот и соответствующим образом модифицировать софт.

    — команда PickPoint

    Постамат построен на основе компьютера с Windows Embedded, маршрутизатором для соединения по VPN и контроллером для открытия нужной ячейки хранения. Для быстрой обработки платежей наличными и моментальной выдачи заказов крайне важна стабильность соединения.

    В начале работы над проектом (2010 год) команда решила воспользоваться заемной инфраструктурой, разбираясь в особенностях ведения самого бизнеса. По мере роста сети постаматов от 115 до более чем 500 штук поддержание и обновление собственной ИТ-инфраструктуры стало слишком обременительным.

    В итоге было принято решение об использовании нашей IaaS-инфраструктуры, которая помогла не только с точки зрения экономии, но и обеспечила стабильность работы и постоянную доступность системы.

    В момент бурного роста в полной мере оценили плюсы облака — для нас это в первую очередь гибкое масштабирование. Даже когда нельзя предсказать прирост нагрузки и накупить про запас, вы всегда можете по мере необходимости «наращивать мышцы» виртуальных систем в пару кликов. […]

    В последние годы мы серьезно поработали над доступностью систем. Серверов приложений с IIS стало два, и работают они в кластере с внешним балансировщиком. Сервер БД резервируется бэкапами и vSphere HA, а WAN-подключения теперь дублируются.

    — Команда PickPoint

    Решение проблем


    Постоянная оптимизация привела нас к тому, что мы с PickPoint решили со временем пересмотреть расположение той ИТ-инфраструктуры, которую задействовала компания. Дело в том, что офис PickPoint находится в Москве, но на первоначальном этапе работ мощности были арендованы в Санкт-Петербурге.

    Решение удалось найти очень быстро с помощью переноса виртуальной инфраструктуры в наше московское облако. Этот маневр удалось осуществить благодаря механизму резервных копий и vCloud Connector — подробнее о работе с этим инструментом мы говорили тут).

    В дальнейшем команда перешла и к оптимизации БД — переводу на SQL-2014. В этой ситуации у PickPoint возник интерес к созданию резервной площадки (DRS).

    Еще собираемся экспериментировать с тонкими клиентами и VDI на операторских местах. Сейчас у нас есть несколько сортировочных центров с работой 24\7, и простой одного рабочего места легко может вылиться в 2000 необработанных посылок за ночь.

    Для минимизации подобных ЧП на площадках работают ночные инженеры, но такое решение спорно в плане затрат. Поэтому есть мысль перенести все рабочие места в облако, а «в полях» оставить только тонкие клиенты, в которых ломаться нечему (а если и сломается, то ремонт не сложнее, чем замена картриджа в принтере).

    В качестве конкретного продукта рассматриваем CITRIX XenDesktop, экспериментируем и пробуем с этим работать. Безусловно, интересный вариант

    — Команда PickPoint

    Заключение


    Сегодня PickPoint — это уже не стартап с чужим железом, которое невозможно масштабировать без постоянного контроля силами штатных специалистов и капитальных затрат. За 5 лет нашего сотрудничества команде проекта удалось взять все возможное из того, что может предложить виртуальная инфраструктура, и стать лидером рынка автоматизированных пунктов выдачи.
    ИТ-ГРАД 277,61
    vmware iaas provider
    Поделиться публикацией
    Комментарии 10
    • 0
      в Европе все уже давно платят карточками, а в России покупатели предпочитают наличные
      Ох, где же вы такую Европу нашли…
      Я был в Финляндии, Греции и Германии, и в этих странах карточки принимают в лучшем случае относительно крупные или сетевые магазины, более-менее крупные рестораны и отели. В обычных небольших магазинах/кафе принимают только наличные…

      Для меня это стало практически шоком – заплатить карточкой было реальной проблемой, приходилось бегать по банкоматам.
      • 0
        p.s. впрочем, возможно я не объективен. В Германии, где я был совсем недавно – всё именно так, как я и написал (как минимум, в одном городке под Франкфуртом). В Финляндии маловато опыта, чтоб обобщать. В Греции всё было получше (как минимум, год назад).
        • 0
          В Хельсинки, на каком-то временном и небольшом рыночке на Kauppatori, продавцы практически все были с POS-терминалами и принимали карточки.
          • 0
            Спасибо! Как я уже написал выше, мой первый комментарий необъективен и выражает, в основном, впечатление от Германии. :)
            Что, впрочем, не уменьшает недоумения – т.к. Германия-то как раз одна из «центральных» стран Европы…
          • 0
            habrahabr.ru/company/web_payment_ru/blog/258625

            Но я тоже в Европе ни разу не платил картой и не видел, чтобы кто-то платил картой, только нал. Зато мой любимый пример — Минск, уличный лоток-тент с пирожками и чаем, лежит POS-терминал, можно заплатить картой.
            В Москве кэш только на рынках использую.
          • 0
            интересно. очень похоже на то, что сделано в Казахстане
            inform.kz/rus/article/2698288
            • 0
              Не совсем понятно как этот сервис решает заявленную проблему с дороговизной курьеров или медлительностью почты. В крупных городах достаточно других пунктов выдачи, в мелких сервис не представлен.
              • 0
                Тут вообще речь об использовании облака, а не о бизнес-модели сервиса. Видимо втора тема вне рамок поста
              • 0
                > Курьерские службы надежны, но дороги, а дешевая почта — ненадежна и очень медлительна.

                Не только и не столько. Во-первых, личная причина, когда есть возмоность выбрать самовывоз (конечно не с адреса вроде «2554 Проектируемый проезд») я выберу самовывоз: это неудобство доставки как таковой. Казалось бы, курьеры и придуманы для удобства, но — нет.
                1. Курьеры везут обычно в рабочее время, и, как правило, в удобное *им* время. Это обычно когда нормальные люди на работе. Значит надо заказывать на работу.
                2. На работе не всегда и не у всех есть возможность принять заказ. И не все сидят в офисе целый день. И не все может хотеться принять на работу. Всякие бывают заказы.
                3. Вечная проблема курьеров — отсутствие сдачи. Большая редкость, когда курьер может принять оплату картой.
                4. Стоимость курьерской доставки. По сути это сегодня сумма равная оплате такси. Несколько жирновато, как мне кажется. Нет, правда.

                Сейчас я не хотел бы пятым пунктом добавлять про то, как выглядит и пахнет половина московских курьеров, и как они себя часто ведут. Во избежание. Может мне просто не везет.

                Так что попробовав постоматы, хотел бы пользоваться ими почаще. Увы, пока варианты с постаматами это скорее исключение среи интернет-магазинов.
                • 0
                  Вот поэтому у юлмарта и ситилинка большое преимущество — много точек самовывоза, откуда можно самостоятельно в удобное время забрать товар. Без доплаты сверх цены за доставку.

                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                Самое читаемое