Pull to refresh

Блог ИТ-парка. Как устроен государственный дата-центр?

Reading time 4 min
Views 6.2K


Сегодня мы начинаем рассказывать о жизни государственного Технопарка, который занимается развитием ИТ-технологий в Татарстане и в России в целом.


Это первая статья на Хабре о Технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-парк», под крылом которого находятся Бизнес-инкубатор, Дата-центр, офисы для ИТ-компаний, гостиница, Центр интеллектуальной собственности, ИТ-академия, два кафе, кофейня, два конференц-зала, коворкинг, — и это только малая часть Технопарка. Вы узнаете, как мы живем, как работаем, анонсы наших мероприятий, обзоры наших резидентов; кроме того, вы сможете пообщаться с другими стартаперами.

Про здание


У Технопарка две площадки: одна находится в Казани, другая – в Набережных Челнах. Общая площадь ни много ни мало 53 000 м2.
Здесь мы создаем целую экосистему, которая открывает широкий доступ к возможностям: от развитой инфраструктуры до содействия в продвижении ИТ-продуктов в России и за рубежом. И для любой ИТ-компании, в первую очередь, мы берем на себя защиту данных.
В ИТ-парке Набережных Челнов инфраструктура отличается лишь отсутствием дата-центра.

Дата-центр


Сегодня начнем с ЦОДа, в дальнейшем будем рассказывать о других подразделениях. Хотелось бы для начала, конечно, написать о дата-центре не с технической стороны, а с человеческой. Расскажем, прежде всего, о нашем коллективе и отделах. Начнем с тех, кто находится на передовой по работе с клиентами — технической поддержки. Эта наша группа терминаторов, которые постоянно носятся по дата-центру, решают все вопросы с ИТ в Технопарке и параллельно занимаются поддержкой клиентов ЦОДа. И может показаться, что они работают круглосуточно, — так оно и есть. Клиенты, звонящие в поддержку, в первую очередь общаются с ними.

Инженерная служба работает с энергоснабжением ЦОДа Технопарка. Кроме этого они еще следят за климатом, охлаждением ЦОДа.


Инженеры работают

Технический отдел. Вы наверняка подумаете, что это отдел, занимающийся исключительно гаджетами (peeble, mi band, xiaomi yi, motorola x, nexus, вертолеты, лазеры, теплый ламповый звук), но на самом деле там сидят наши ИТ-гуру: инженеры по виртуализации, сетевики, линуксоиды, вмвареводы, серверисты ИТ-безопасности. Еще сюда эскалируются тикеты с саппорта. Наш IT crowd.

Коммерческий и проектный отделы находят для компании новые проекты: коммерческий отдел договаривается, проектный разрабатывает, а технический отдел внедряет. В закупке железа им помогают закупщики, а финансовый отдел считает и подтверждает цены. У бухгалтерии задачи понятны – документооборот. Недалеко от них — отдел по работе с персоналом. За безопасностью объекта следят серьезные ребята – Служба Безопасности.

Инфраструктура дата-центра


"
Фальшпол между стойками

Дата-центр состоит из двух машинных залов, двух провайдерских помещений, различных коммуникаций ЦОД, помещений для элементов систем энергоснабжения, охлаждения, вентиляции, коммуникаций, пожаротушения. Суммарно в двух машинных залах мы имеем 311 стойко-мест. В двух провайдерских помещениях на момент написания статьи размещают свое железо и узлы связи 26 провайдеров. Клиентам легко можно выбрать подходящего провайдера, подключиться к каналам связи и к точкам обмена трафика.

Кратко расскажем и про принцип работы дата-центра. Система охлаждения ЦОДа устроена так: в машинных залах стоят прецизионные кондиционеры Emerson-Liebert Hiross HPM L-14C, M77UC, которые резервированы по схеме N+1. Прецизионные кондиционеры охлаждают воздух, фильтруют, регулируют влажность и подают охлажденный воздух под фальшпол, далее охлажденный воздух идет на стойки. На крыше стоят чиллеры Emerson-Liebert CBS073. Схема реализации простая, распространенная и надежная.


На фото — один из прецизионных кондиционеров

Энергоснабжение дата-центра идет из двух подводов с разных сторон здания: из ближайшей ТЭЦ и Заинской ГРЭС. На подхвате два аккумуляторные станции с источниками бесперебойного питания Emerson Highpulse, два дизель-генератора Cummins, ну и различная автоматика. Запаса топлива в хранилище хватит на работу в течение двух суток. Обслуживание, проверка проводятся по регламенту: дизели регулярно заводят, тестируют.

К каждой стойке мы подводим две энерголинии, и нагрузка распределяется поровну, а внутри стоек стоят блоки распределения (PDU) с мониторингом, которые позволяют наблюдать за ними в режиме реального времени.


Одно из помещений ИБП


Резервные дизельгенераторы

В качестве огнетушащих веществ используются газы, и автоматика настроена таким образом, что тушение происходит в автоматическом режиме, и позволяет тушить отдельными помещениями.


Фотография из помещения с баллонами системы пожаротушения

Безопасность



Основной ресепшн Технопарка. Первый контур вооруженной охраны

К ЦОДам предъявляются специфические требования безопасности, уровней реализации много: два контура вооруженной охраны, территория, помещения, машинные залы, ряды, – все находится под видеонаблюдением. Для доступа в ЦОД требуются пропуски, а для попадания в машинный зал еще и подтверждение с отпечатком пальцев. Попасть в ЦОД можно в любой день и в любое время суток.
Кроме физической охраны, есть еще различные средства ИТ-безопасности, но это уже совсем другая история.

Сертификаты, которые мы имеем: лицензия ФСТЭК на деятельность по защите конфиденциальной информации, лицензия ФСБ по работе с криптографией, – все это нужно для работы с персональными данными, а соответствие требованиям PCI-DSS позволяет нам размещать инфраструктуру банков и финансовых учреждений.

Услуги




Основной услугой в дата-центрах обычно является colocation (размещение вашего сервера на нашем техническом узле), частично мы попадаем под это, ведь у нас есть и соответствие TIERIII, отказоустойчивая инфраструктура, грамотный персонал, много каналов связи, но нам больше всего, конечно, нравятся облачные технологии. Облачные технологии и виртуализация — это то, на что мы делаем основной упор. Для этого у нас имеется кластер виртуализации под управлением vmware vsphere 5.5 с использованием надежного железа: блейд серверы IBM Pureflex, ядро сети Cisco 6509, системы хранения IBM Storewize v7000. Кроме размещения и виртуализации у нас есть и другие услуги: каналы связи и телекоммуникации, подключения и кроссировки, аренда софта и железа, интеграция.

Если у вас есть вопросы по работе Технопарка и Дата-центра, пишите в комментариях, а если хотите пообщаться поближе, то вот контактная почта: info.dc@tatar.ru

В следующих постах будем рассказывать о других подразделениях нашего Технопарка. Ждем ваших комментариев и вопросов.
Tags:
Hubs:
-2
Comments 7
Comments Comments 7

Articles

Information

Website
itpark-kazan.ru
Registered
Founded
Employees
201–500 employees
Location
Россия