company_banner

BPM в компании: пусть решают процессы

    В вашей компании стоит CRM, ERP, BI, ECM, 1С, PM, BPM? Наверняка, хотя бы с одной из этих систем вы сталкивались как пользователь, администратор, менеджер или даже как разработчик. Особо «везучие» имели дело со всем «зоопарком» корпоративного ПО сразу. Кто работал, тот знает: проблем с этими системами немерено: от интеграции до построения новых модулей и адаптации под требования бизнеса. В лучшем случае выходит дорого и долго, в худшем — дорогостоящая система простаивает, не принося никакой пользы и тем более прибыли компании. И, кажется, нет выхода из этого порочного круга. Вот бы одну систему, да чтобы минимум программирования и максимум гибкости, и чтобы процессы в ней строить не по сложным нотациям, и чтобы работать в ней было просто приятно!  

    У нас для вас две новости: хорошая и так себе. Хорошая: BPM уже существует. Так себе: мало кто знает, что с этим делать.
    Источник

    Наша команда работает с BPM несколько лет, конкретно с Pega. За это время мы реализовали несколько крупных проектов, связанных с Pega BPM, в финансовом секторе и наработали уникальную экспертизу. Будучи погружёнными в технологию, мы видим, насколько Pega популярна в мире и, увы, пока почти неизвестна в России. В общем, кто, если не мы? В своём блоге на Хабре мы открываем серию статей, в которой расскажем о Pega со всех сторон и развеем некоторые мифы, которые уже успели появиться. Мы поставили себе цель писать о технологии «человеческим» языком. Эта статья — вводная, а дальше будем погружаться в детали.

    Зачем BPM бизнесу?


    BPM — это концепция управления бизнесом через бизнес-процессы. Мы расскажем, как это делаем на Pega.

    В любой компании есть процессы. Более того, всё происходящее является процессом: от закупки канцелярских товаров до управления строительством или организации полёта в космос. И чем рутиннее процесс, то есть чем чаще он повторяется, тем больше он нуждается в автоматизации. Автоматизация процессов влечёт за собой ряд позитивных изменений в компании:

    • снижается нагрузка на работников — высвобождаются трудовые ресурсы, которые можно перенаправить на решение более ценных и трудозатратных задач;
    • снижаются трудозатраты на внутрифирменные операции — не приходится делать работу внутри процесса несколько раз, переделывать документацию, вносить изменения на ходу;
    • повышается прозрачность процессов: во-первых, становится проще находить узкие места процессов и обнаруживать проблемы (например, ненужные шаги или нотификации); во-вторых в корневом бизнес-процессе прописаны правила, цепочки действий и ответственные; во время старта задачи создаётся экземпляр процесса и каждый участник точно знает, что и в какие сроки нужно сделать, и знает, что если он это не сделает, найти виновного в протоколе процесса — дело 30 секунд.

    Источник
    Частая ошибка компаний — использовать мощный  инструмент лишь частично или вообще не для того, для чего он предназначен, а потом жаловаться на низкую окупаемость. Работая с Pega, стоит доверить ей автоматизацию всех процессов — результат вы ощутите быстро.

    Эти три позитивных изменения обусловлены особенностями Pega как технологической платформы. По сути Pega — даже не BPM, а новая эволюционная ветвь — iBPM, интеллектуальная система управления бизнес-процессами. В России она не так известна, а между тем за рубежом Pega стоит на вооружении крупных банков и транспортных узлов и, кстати, не покидает лидерские позиции в рейтингах Forrester и квадрантах Gartner. BPM от Pegasystems — это ещё и базовая среда разработки и моделирования, в которой можно создавать приложения, ориентированные на бизнес-процессы. Так чем определяется интеллект этой BPM-системы?

    • Pega обеспечивает быстрое и лёгкое внесение изменений в бизнес-процессы и значительно снижает их себестоимость. Любой бизнес меняется: сокращается, растёт, меняет продукт или стратегию управления. И нет ничего хуже, когда сложная и неповоротливая автоматизация отстаёт от изменений, поскольку очередная доработка занимает много времени. С Pega реагировать на изменения можно мгновенно — достаточно пересмотреть процессы и перестроить их в визуальном редакторе. Таким образом, бизнес не привязан к системе и может внедрять улучшения на постоянной основе.
    • Как правило, бизнес-процессами в компаниях владеют руководители, менеджеры, аналитики, которые компетентны в вопросах управления и зачастую слабы в вопросах программирования и инженерии. Сам процесс внутреннего заказа доработки от менеджера к программисту протекает тяжело, начиная от создания ТЗ и заканчивая тестированием изменений.
    • Внедрение Pega никогда не выглядит как внедрение с нуля. Даже если в компании бизнес-процессы до конца не определены или откровенно хромают, можно внести в неё то, что есть, а затем менять и улучшать схемы по ходу работы. По сравнению с другими проектами у Pega просто молниеносная скорость внедрения.
    • Постоянный мониторинг бизнес-процессов помогает глубже смотреть на проблемы внутри компании, реагировать на них и менять почти на лету.
    • Наконец, стоит сказать о жемчужине внутри Pega BPM — о системе управления кейсами (case management). Система управления кейсами — это IT-система для координации всех «ручных» и автоматических действий при выполнении комплексных однотипных задач (кейсов). Например, в британском аэропорту Хитроу в кейс входят все действия служб с момента попадания самолета в зону ответственности диспетчеров и до момента, когда этот самолет покидает воздушное пространство аэропорта. В банках кейс, как правило, включает в себя все действия с момента обращения клиента (например, запрос на получение кредита, опротестование операции по карте) до полного решения данного вопроса (к примеру, выдача кредита). Case management нацелен на улучшение операционных показателей за счёт шаблонизации, унификации и непрерывной оптимизации бизнес-процессов.

    Первым ярким достижением Pega, доказавшим перспективность выбранного подхода к автоматизации банковских процессов, стал масштабный проект в ФРС США в начале 2000-х гг. В результате успешной реализации этого проекта Pega стала первой промышленной IT-системой, внедренной во всех 12 банках ФРС. Впервые по всей стране был стандартизирован один из ключевых бизнес-процессов ФРС, а количество операционных центров удалось сократить в три раза. Кроме того, заменив единственной IT-системой множество существовавших, ФРС сократила затраты на IT на миллионы долларов в год.

    Среди использующих Pega компаний — лондонский аэропорт Хитроу, MasterCard, City Bank, Morgan Chase и многие другие.

    Сегодня масштабные решения на базе платформы Pega успешно внедрены в десяти крупнейших глобальных банках, а также во многих лидирующих компаниях других отраслей, в том числе в лондонском аэропорте Хитроу. Благодаря этому системы управления кейсами стали широко известны и активно применяются в большинстве стран мира, в том числе и в России.

    По состоянию на 2017 год, решения Pega внедрены в Сбербанке, Альфа-Банке и компании МТС.

    Самое интересное внедрение платформы Pega BPM было сделано командой ЛАНИТ в Сбербанке. Были автоматизированы процессы в Операционном блоке, отвечающем за работу нескольких десятков тысяч отделений по всей стране. Удалось централизовать и упорядочить совершение клиентских операций. Большой проект был реализован в Правовом департаменте Центрального аппарата Сбербанка — работа департамента стала прозрачной, видна эффективность каждого отдельного сотрудника.

    Кстати, именно кейс Сбербанка демонстрирует скорость и гибкость Pega. Только представьте: первый процесс в такой гигантской структуре был запущен уже через 3,5 месяца, а далее довольно безболезненно проводилось масштабирование по всей структуре.

    Технологические преимущества


    Кроме бизнес-профитов, у Pega BPM есть и технологические преимущества, которые выгодно выделяют её из гомогенного ряда корпоративных систем. Более того, нередко при внедрении Pega руководители и технари, привыкшие к паттернам взаимодействия с 1С, SAP, Oracle и проч. технологий, ощущают новую систему, как революционную и прорывную. И это происходит именно за счёт технических особенностей.

    • Pega не ограничивается только BPM, но также включает документооборот, частичную функциональность  CRM,  операционное управление, управление проектами. Таким образом, на базе решений Pega можно реализовать сквозную автоматизацию. Система имеет гибкую и целостную архитектуру, внутри которой можно описать все процессы и организовать автоматизацию всей компании.
    • Процессы в Pega динамически адаптируются в соответствии с изменениями факторов: региона, типа клиента, особенностей бизнеса и т.д.
    • Pega предоставляет возможность настроить интерфейс рабочего стола один раз и пользоваться им с любого удобного гаджета. Есть мнение, что важность мобильных версий для корпоративных систем переоценена, поскольку пользователь обращается к ним с рабочего места. Это недалеко от правды. Но если вам на совещании, у клиента или в отпуске внезапно нужен доступ, то этот доступ должен быть полноценным. Pega прекрасно реализовала этот принцип — можно уверенно работать с мобильных устройств и подключаться к центральному хранилищу с бизнес-данными.
    • Pega — это инструмент для создания бизнес-процессов с менее сложным техническим синтаксисом, чем в других BPM-системах. При необходимости продвинутый, глубоко погружённый в существующие процессы пользователь может научиться создавать бизнес-приложения внутри инфраструктуры Pega BPM.

    Источник
    Pega по-настоящему многофункциональна, и вы удивитесь, насколько легко она адаптирует бизнес-процессы к любым требованиям: от потребностей банка до требований крупнейшего международного аэропорта Хитроу.

    Как видите, Pega BPM полезна и понятна бизнесу. За счёт отчётности, высоких норм безопасности, возможностей интеграции, прогностической и адаптивной аналитики она абсолютно комфортна для работы компании любого типа. В общем, если вы запутались в процессах или вообще не можете назвать процессами то, что происходит в компании, внедрение подобной системы может поправить дело.

    Зачем Pega сотрудникам компаний?


    Сотрудники абсолютно всех компаний — от микробизнеса до транснациональных холдингов — недолюбливают внедрение корпоративных систем. И это неудивительно: они опасаются лишней ненужной работы, дополнительного контроля, формализации отношений и даже сокращений. Между тем, сотрудникам стоит транслировать все выгоды, которые они получат от внедрения системы.

    1. Исчезает излишняя «плохая» бюрократия — все ненужные звенья, согласования, влияния исключаются благодаря прозрачности системы.
    2. Налаживается мониторинг — каждый сотрудник может следить за процессами в рамках своих компетенций, анализировать, предлагать улучшения и тем самым глубже включаться в работу, становиться ещё более необходимым сотрудником.
    3. Снижаются затраты на организацию процессов, увеличивается удовлетворенность клиентов, растёт выручка. А большая выручка — хороший шанс получить увеличенную премию.
    4. Все процессы абсолютно прозрачны: каждый участник может наблюдать за их ходом, видеть, у кого процесс находится. Перекладывание ответственности и человеческий фактор исчезают практически полностью. В такой ситуации улучшаются отношения внутри коллектива, растёт доверие.
    5. Наконец, система BPM в компании — это дополнительная мотивация, поскольку каждый сотрудник может непосредственно участвовать в управлении компанией, ощущать свою полезность. А мотивированный работник — ключ к успеху всей команды.

    Что касается контроля, то в Pega BPM он не больше, чем в других корпоративных информационных системах. Более того, контроль за ходом процесса делегируется всем его участникам.

    Есть ли у Pega будущее и стоит ли с ней работать?


    На самом деле, Pega сама по себе — будущее автоматизированных систем управления (АСУ) и корпоративных информационных систем (КИС).

    Разработка под Pega, действительно, отличается от того, к чему привыкли программисты в энтерпрайзе. Pega / PRPC имеет определённые сходства с языками ООП: классы, наследование, свойства, методы, условия, деревья и т. д. Некоторые вещи, разумеется, связаны с реляционными базами данных (внутренняя база данных PRPC и внешние Oracle / SQL Server и любые другие), дебагингом, сервис-ориентированными архитектурами (SOA) и Java SDK для расширения функциональности Pega / PRPC. Также в Pega можно проектировать пользовательские интерфейсы, работать с web-компонентами. Если уж совсем обобщить, то в Pega есть разработка на любой вкус: можно создавать конфигурации, работая мышью в визуальном редакторе, а можно разрабатывать и дорабатывать компоненты на Java и Javascript, используя HTML и CSS.

    Работа с Pega BPM — это перспективное направление для развития как в бизнес-аналитике, так и в разработке. При этом не стоит опасаться того, что после работы с конкретной системой вы окажетесь связанными с 2-3 компаниями на рынке — сегмент использования Pega BPM растёт и будет активно расти в будущем. Поэтому, если у вас есть опыт работы с Pega или относительно подходящий стек знаний, срочно присылайте резюме — ЛАНИТ Би Пи Эм ищет самых-самых.

    Работая в действительно нетривиальных и сложных проектах, разработчики могут использовать и прокачивать свои навыки:

    • Java SE, Java EE,
    • PHP,
    • Java, C++, C#,
    • PL/SQL,
    • навыки создания технических заданий,
    • управленческие навыки.

    Аналитики могут использовать свой опыт и глубинно освоить важнейшие навыки для работы в корпорациях самого высокого уровня:

    • работать с процессами на стороне клиента: исследовать их, анализировать, вырабатывать рекомендации,
    • собирать требования и разрабатывать технические задания,
    • управлять большим пулом документации,
    • тестировать ПО на уровне бизнеса (высокоуровневое функциональное тестирование ПО).

    Источник
    Главное, использовать навыки так, чтобы Pega максимально эффективно работала на заказчика. Если есть опыт работы с Pega, приходите — мы вас научим её готовить и будем вместе делать крутые бизнес-проекты.


    28-летний опыт ЛАНИТ показал, что во многих технологиях мы оказались первопроходцами и визионерами. Нередко мы создаём реальность раньше рынка. Уверены, так будет и с Pega: она уже готова прийти на смену тяжеловесным сложным ERP-системам в бизнесе разного уровня. А значит, самое время присоединиться к проектам Pega —  и как сотруднику, и как клиенту.

    Кстати, мы нашли продакт плейсмент Pega в советском кино.

    Вы сталкивались с Pega?
    Хотели бы вы работать с Pega?
    Что вы хотите узнать о Pega?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    ГК ЛАНИТ 242,88
    Ведущая многопрофильная группа ИТ-компаний в РФ
    Поделиться публикацией
    Комментарии 24
    • +1

      Было бы неплохо если бы была Developer Express версия для разработчиков. Если Pega не жадины конечно !

      • +2
        в принципе, для клиентов и партнеров есть бесплатные курсы, в рамках которых предоставляется виртуальная среда с Pega. Кроме того, партнеры и клиенты могут бесплатно скачать Pega Personal Edition.
        Но стать партнером, а уж тем более клиентом — не бесплатно
      • –2
        Как же все эти формошлёпки пафосно продают-то! Что ни год — то новые три буквы, CRM/ERP/BPM… Всегда куча булщита про новые пути для бизнеса. «We’re on a mission to change the way the world builds software.» — вот прям с таким накалом пафоса.

        И всегда за этим всем маркетинговым трешаком, решительно непонятно что там продать пытаются. Скажем, ни у кого демку на сайте потыкать нельзя. Максимум — видосики, где UI стыдливенько-ссыкливенько врезочками показывают, а 90% — всё тот же булщит.

        Хоть на Хабре рассказывали бы честно что за штука, без этого продажнического слога.
        • +3
          Будем, будем писать! Эта статья как раз для того, чтобы понять интерес к теме BPM и у кого он есть :)
          • 0
            В 90% случаев, когда потенциальный заказчик/партнер получает возможность «демку на сайте потыкать», ладее случается «что у вас за хрень, в которой разобраться нельзя»

            Поэтому консультанты или пре-сейлы заранее записывают «видосики» с типовыми бизнес-кейсами или основным функционалом ПО, и это относится не только к BPM и не только к продуктам Pega
            • 0
              >В 90% случаев, когда потенциальный заказчик/партнер получает возможность «демку на сайте потыкать», ладее случается «что у вас за хрень, в которой разобраться нельзя»

              Ну, я вроде про то же и говорю — там такой треш, что если дать посмотреть — не купят. Поэтому эти все CRM/ERP/BPM пытаются втюхать, не дав их потрогать :)

              Относится это ко всем CRM/ERP/BPM — коих миллион видов, и кои все являются продвинутыми аналогами MS Access: задали схему данных, получили UI для вбивания данных, репортинг, и какие-нибудь там базовые конфигурации. Ну и vendor lock-in в нагрузку — с тупыми API, и хорошо еще если без самодельных языков программирования.
              • +1
                не соглашусь, или же вам попадались тупые продаваны, не умеющие ничего объяснить…
                ни одна более-менее серьезная продажа ПО такого уровня не случается без нормального пилота на процессах или данных заказчика…
                сам 4 года проработал в SAP и знаю более-менее всю эту кухню как с плюсами так и ее минусами
          • +5
            Сотрудники абсолютно всех компаний — от микробизнеса до транснациональных холдингов — недолюбливают внедрение корпоративных систем.
            Вовсе не по указанным причинам. А потому, что очень часто такие корпоративные системы — это «крутой космический корабль» на котором можно передвигаться и летать, даже в космос

            image

            Но и из всего функционала пользователь будет только изредка заходить в эту кабину пилота, и только пользоваться туалетом (нажимать 2-3 кнопочки). И каждый раз испытывать дискомфорт из-за того, что «чтобы использовать туалет» нужно прогреть двигатели, включить зажигание, не забыть снять тормоз, включить тумблер «полёт разрешён», и только тогда включится вода в толчке.

            И если раньше внутреннему пользователю всего лишь нужно было отправить письмо в нужное подразделение, то теперь сделать -дцать кликов, и лишь там набрать письмо.

            Другими словами, корпоративные системы зачастую слишком перегружены ненужными кнопками, лишними интерфейсами, а об удобстве пользователя задумываются в последнюю очередь, ведь главное: «на этом можно летать даже в космос — нам точно стоит заменить этим наши колхозные тракторы!»
            • +6

              Если бы космический корабль!
              Когда клиенту нужно наладить доставку продуктов из пункта А в пункт Б, где хватило бы мотоцикла с коляской или для особо продвинутых — электромобиля на солнечных батареях, тебе продают железную дорогу, позиционируя как наилучшее и самое перспективное решение на рынке грузоперевозок. Комплект включает в себя: рельсы, шпалы, паровоз (1шт.), лицензию на использование, толстую инструкцию по монтажу, экспресс-курсы для клиента на роль путейцев, машинистов, кочегаров, вагоновожатых и станционных диспетчеров.


              Далее за отдельную плату провайдер продает вагоны, но как правило весь комплект имеющихся вагонов задвигается клиенту сразу и полностью: и пассажирские, и цистерны, и холодильники, и вагоны для перевозки автомобилей, и крупного рогатого скота, и австралийских кенгуру, и впридачу вагон-ресторан, вагон-туалет, вагон-интернет и вагон-казино с блекджеком и женщинами (просто раньше были юзкейсы, а вагоны остались). И вот все это добро зачастую колесит в одном составе.


              Весь монтаж и использование делается исключительно силами свежеобученных "специалистов" клиента под зорким присмотром провайдера, который следит за соблюдением концептуальности монтажа (best practices) и правильным использованием "средств разработки" — лопаты, лома и кувалды. Обязательная "поддержка" паровоза производится провайдером за периодическую плату, которая состоит в оперативном объяснении клиенту, в чем была его вина в случае взрыва котла или схода поезда с рельс: неправильная эксплуатация локомотива или некачественный монтаж путей.
              Любые претензии к провайдеру не принимаются во внимание. Низкая скорость доставки или паровоз не едет в горку — покупайте второй паровоз и используйте в сцепке! Поэтому большинство клиентов на особо сложных участках колеи использует своих лошадей для "подтаскивания" локомотива (а иногда и поездную бригаду), т.к. на второй паровоз денег запланировано не было. Доходит даже до случая, когда поезд с локомотивом на всем участке приводится в движение исключительно лошадьми, но это уже крайность.


              Требуется чуток изменить маршрут — нет проблем. Только стоит спроектировать, пригласить инженеров, геодезистов, проектировщиков, подготовить местность, дождаться свободного окна, вызвать путейцев, поставить стрелочные переводы и проложить новый путь. В компании с правильной методологией работы со всем этим не должно быть никаких проблем.


              Звучит шизофренично, но это краткое иносказательное описание моего более-чем-десятилетнего опыта работы с BPM.

              • +2
                Судя по минусу вашему комментарию, у кого то из «внедрятелей» жутко пригорело :-)
                Весь монтаж и использование делается исключительно силами свежеобученных «специалистов» клиента под зорким присмотром провайдера, который следит за соблюдением концептуальности монтажа (best practices) и правильным использованием «средств разработки» — лопаты, лома и кувалды
                К сожалению, «специалисты» могут быть не только у клиента, но и у поставщика. И почему среди средств разработки не указан мешок напильников разных видов (которые кстати тоже могут быть на отдельный прайс)?
                • +2
                  Если честно, из Вашего комментария понял про BPM больше, чем из статьи
              • +4
                Зачем BPM бизнесу? BPM — это концепция управления бизнесом через бизнес-процессы.

                Просто в такой форме бизнесу наглядно и доходчиво объясняют концепцию конечного автомата и срубают за это деньги.


                У нас для вас две новости: хорошая и так себе. Хорошая: BPM уже существует. Так себе: мало кто знает, что с этим делать.

                Это я все периодически слышу более чем 10 лет. Уж извините за упоминания, "работал" (хотя тут больше подходит глагол, обозначающий действие сексуального характера) со стеком IBM Websphere, с Oracle SOA Suite, немного ковырял JBoss SOA platform и небольшие BPM вроде Activiti и Bonita — все клянутся, что это вазелин для вашего бизнеса и без него никак. В итоге практически нигде эти решения не работают по-нормальному по ряду причин концептуального, технического и политического характера. А возни и расходов с ними на порядок больше.


                Среди использующих Pega компаний — лондонский аэропорт Хитроу, MasterCard, City Bank, Morgan Chase и многие другие.

                А это вообще ни разу не показатель качества платформы. Чем мажорней компания, тем больше люди, принимающие стратегические решения, оторваны от технической области.


                В банках кейс, как правило, включает в себя все действия с момента обращения клиента (например, запрос на получение кредита, опротестование операции по карте) до полного решения данного вопроса (к примеру, выдача кредита)

                Это то, что продают на презентации продукта. Первый пример процесса в tutorials ко всем BPM — это Loan Broker. И как правило на этом все заканчивается.


                Работая в действительно нетривиальных и сложных проектах, разработчики могут использовать и прокачивать свои навыки: Java SE, Java EE,

                Согласно моему плачевному опыту, основную часть работы все-равно приходится делать именно в "этих самых навыках": Java SE, Java EE, и пр. И в определенный момент сама БПМ начинает уже мешать, а потом сильно мешать. И в итоге принимается решение переписать весь модуль на Java без участия БПМ.


                На самом деле, Pega сама по себе — будущее автоматизированных систем управления (АСУ) и корпоративных информационных систем (КИС).

                Это будущее уже на горизонте лет этак 15, еще когда BPM скромно называли Workflow. Но все никак не наступит. Так что определенная ниша у подобных решений будет всегда, но далеко не в каждом доме. А связывать свое будущее с программированием мышью, клепанием бесконечных формочек и меппингу данных — удовольствие на любителя.

                • +3
                  Просто в такой форме бизнесу наглядно и доходчиво объясняют концепцию конечного автомата и срубают за это деньги.

                  BPM-движок — это в первую очередь не просто конечный автомат, а все-таки движок, который может «проигрывать» схему, нарисованную бизнес-аналитиком в BPMN. И это действительно полезно, когда использовать BPM правильно, а не как «волшебную таблетку» для своего бизнеса.

                  Согласно моему плачевному опыту, основную часть работы все-равно приходится делать именно в «этих самых навыках»: Java SE, Java EE, и пр. И в определенный момент сама БПМ начинает уже мешать, а потом сильно мешать. И в итоге принимается решение переписать весь модуль на Java без участия БПМ.

                  Что касается Pega, это уже давно не BPM-движок, это целая платформа для разработки приложений. Другое дело, что специфика все-равно имеется, например: «все есть процесс/кейс», отсутствие ORM, сложности с разработкой/доработкой интеграций, свой скриптовый язык, сложный деплой приложений и т. д. Но опять же, если правильно осознавать возможности, правильно проектировать свое приложение, то BPM может облегчить ряд задач, например: процесс изменений бизнес-сущностей (оно может быть реально сложным), SLA на обработку обращений клиента, и т. д. Проблема только в том, что никто не знает «как правильно?» и большинство проектов в BPM слишком политизированы — это значит, что стоимость проприетарной BPM-платформы настолько высока, что клиент ожидает от нее чудес — автоматизацию своих непонятных производственных процессов, без оглядки на возможности выбранной платформы. Чудес не будет, ни за 100 руб, ни за бесплатно. Все это лишь инструмент и основные проблемы в наших головах.
                  • 0
                    BPM-движок — это в первую очередь не просто конечный автомат, а все-таки движок, который может «проигрывать» схему, нарисованную бизнес-аналитиком в BPMN.

                    Вы знаете, возможноть написать схему силами аналитика — это такой распространенный миф. Любая реально интересная схема процесса должна интегрироваться с другими процессами и системами в компании — а это уже обычно не BPMN, и в этой интеграции платформа как правило быстро начинает мешать.


                    Более того, после завершения обвешивания схемы всякого рода не-BPM кодом, аналитик уже как правило ничего в ней не понимает :)

                    • +1

                      Я лично хочу верить, что где-то на западных проектах, все-таки это работает. Я не вижу в этом ничего нереального, это правда может работать, при должной степени погружения в проект автоматизации бизнес-экспертов и аналитиков. Понятное дело, что разработчики могут "допиливать" схему, но, в идеале, не bpmn-кода в ней быть не должно. Все это возникает, как я уже писал выше, потому что никто не умеет делать "правильно", а всем нужно "быстро", потому что коробка куплена за 100р в комплектации с обещаниями о быстрой разработке без кода. В реальности же, оказывается, что это лишь инструмент, который нужно уметь использовать для промышленных решений, появляется куча кода, логики, и т.д.

                      • +1

                        Ну вот смотрите… насчет "умеют ли как правильно". Я попробую показать на примере IBM BPM, которую знаю. Ее авторы попробовали уложить вообще всю логику в схемы, расширив BPMN на такие вещи, как обычный (по сути процедурный) код, который грубо говоря, не является процессом, и на UI. И еще дополнив систему обычным языком программирования, в качестве которого используется javascript.


                        Так вот, очень быстро выясняется, что многие вещи намного проще делать на javascript. Ну хотя бы потому, что эти решения намного лучше используются повторно. Некий "компонент", выполненный в виде кода, и он же в виде BPMN, это небо и земля с точки зрения а) понимания, как он устроен б) простоты повторного использования в другом месте в) внесения изменений. javascript тривиально проще, хотя и сделан "не по канонам".


                        Ну т.е., с одной стороны, "не bpmn-кода в ней быть не должно", и все может нарисовать аналитик в IDE, не написав ни строчки кода, а с другой — решения, выполненные именно в виде самого обычного кода являются намного более удобными с точки зрения затрат усилий на их создание и сопровождение.

                        • +2
                          Вы правы, к сожалению, на Pega BPM та же самая история. Чтобы сделать решение переиспользуемым и расширяемым, приходится «кодить» на схеме. Это плохо и все от того, что BPM используют, как решение всех проблем. Отчасти поэтому в Pega появился Case Management Designer, еще одна проекция отображения «workflow», которая пока тоже не используется.

                          А вот если представить на минуточку, что в компании есть CRM/ERP/<что-то еще>, который управляет клиентами компании, а так же ведет некие учетные данные и нужно автоматизировать процессы изменения сущностей, например «Обновление данных клиента». Это может быть простой процессик из пары шагов. «Стартует» процесс из данной нам системы и исполняется в БПМ. Такой процесс по силам аналитикам и не требует переиспользования. Ну а можно, конечно, перенести процесс продажи полностью в БПМ, отказавшись или частично отказавшись от изначальной системы — это будет долго, дорого, и «не правильно».

                          Я лишь хочу сказать, что каждый инструмент хорош для своих целей и задач. Но при этом я не отрицаю ваши утверждения, так как я ни разу не встречал на практике, чтобы аналитик рисовал схему в bpmn и она без доработок «исполнялась» в движке. Обычно «хотелки» пользователей шире предметной области BPM и пользователи не всегда мыслят процессами.
                    • 0
                      BPM-движок — это в первую очередь не просто конечный автомат, а все-таки движок, который может «проигрывать» схему, нарисованную бизнес-аналитиком в BPMN. И это действительно полезно, когда использовать BPM правильно, а не как «волшебную таблетку» для своего бизнеса.

                      Этот движок занимает 70кб джарник, их полно в инете. Плюс средства разработки — BPMN-редактор, где человек с ограниченными интеллектуальными возможностями, гордо называющий себя бизнес-аналитиком, сможет почувствовать себя разработчиком, расставляя на диаграмме ящики и стрелки при помощи мышки, концептуально называя все это бизнес-процессом. А дальше требуется нехилая бригада чертей, которые заставят все это хоть как-то шевелиться — заполнить каждый ящик реальной логикой, используя предоставляемую провайдером "платформу", которая по-сути есть фоллбэк в какой-нибудь фреймворк (Spring, JEE, JBI, SCA, etc) или язык программирования, но только с сильно ограниченными возможностями.


                      За работу чертей никто никогда не волнуется, поэтому их средства разработки — как правило неудобоваримое глючное говно. Все визуальные "ништяки", демонстрируемые на поверпоинтах в реале оказываются либо ненужными, либо неудобными, либо вообще противоречащие основным концептам программирования. Отдельным вопросом стоит интеграция средств разработки аналитика и программиста и и их колаборативной разработки. Все хотели, чтобы когда аналист что-то меняет, у разработчика автоматически апдейтится проект, и он видит изменения. Реально же почти всегда есть два проекта — красивая схемка и реальный процесс.


                      Однажды запустив процесс, начинается свистопляска с его поддержкой и версионированием. Причем, версии могут меняться как у самого процесса, так и у внешних сервисов и структур данных. До сих пор ни одна BPM так и не решила по-нормальному этот вопрос, потому что нормального решения просто нет. Нормальное решение — это при выкатывании новой версии апдейтнуть состояния всех запущенных процессов. Но поскольку у нас не простенькая state machine, а BPMN, выполняемая пропиетарным движком, то нифига не получится.

                      • 0
                        Слишком дерзко «глаголите», но в целом, все по-делу.
                        Тут вопросы больше не к инструменту(-ам), а вообще к концепции BPM, такое ощущение, что до сих пор BPM так и остался концепцией. Ни один движок не решает концептуальных вопросов по работе с данными, интеграциями, «удобной» разработкой. Следует рассматривать любую BPM-платформу только, как часть вашего продукта, а не центр, что, к сожалению, в реальности не так.
                  • 0
                    Самая дурацкая ситуация, когда по телефону спрашивают про PEGA BPM, а ты отвечаешь про MEGA BPM (и наоборот).
                    • 0
                      Кто-нибудь может посоветовать софт, желательно бесплатный, с помощью которого можно рисовать в BPMN, и, в идеале, преобразовать графическую форму в этакий чеклист, и\или формировать на его основе стандартные операционные процедуры?
                      Очень хочется попробовать в рамках мелкой компании, но все, что встречаешь — какие-то монстры, к которым без степени в Rocket science и платного напильника не пойдешь…
                      • +1
                        По-моему, camunda умеет. По крайней мере это заявлено в фичах (https://camunda.org/features/modeler/). И да, она бесплатная.
                        • +2

                          Camunda вообще красавица! Делаешь из Maven'овского архетипа проект. Там уже все разложено по папочкам. Открываешь в Camunda Modeler файлик src/main/resources/process.bpmn. Рисуешь процесс как тебе надо. На Start Event и/или User Task можешь добавить форму. Форму можешь сделать тут же в Modeler'е. Это будет Generated Form и ее описание будет храниться тут же в .bpmn файле. Если нужна понавороченней и с загрузкой файлов — то делаешь отдельно ручками (Embedded Form) и кладешь в директорию src/main/webapp/forms. Как "привязывать" формы в Modeler'е — это уже в документацию. Завершил работу в моделере, делаешь

                          $ mvn clean package
                          В директории target теперь появился .war файл, который теперь копируешь в папочку деплоя веб-приложений. В Tomcat, например, это webapps. Заходишь в Task List и видишь свой процесс и можешь его запускать.
                          Есть PHP SDK — сейчас как раз "скрещиваю" Camunda с SuiteCRM. Есть JS SDK c Angular 1.2 и без, чтобы встраивать Embedded Forms в свое веб-приложение.
                          Можешь делать Service Task и писать свои классы на Java. Можешь делать Script Task и писать на скриптовых языках.
                          Кроме Camunda ничего другого BPM'ного руками не трогал. Поэтому мнение субъективное. Но имхо Camunda очень хороша. От одного чтения документации уже хорошо на душе становится! :)

                          • 0
                            Не могу вас «апнуть» (кармы не хватает), но жму руку!

                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                        Самое читаемое