company_banner

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике

    Тем, кто работает с информационными технологиями, приходится учиться непрерывно. Но взрослые не могут учиться по тем же принципам, что и школьники: наша способность воспринимать информацию меняется на протяжении жизни. Исследования в этой области привели к появлению новой образовательной концепции, а информационный бум, распространение мобильных интернет-устройств и развитие социальных сетей предопределили очередную смену образовательной парадигмы.

    В этой статье я расскажу, как эволюционировали образовательные концепции, на какие принципы обучения взрослых опираются современные учебные центры и что изменится в образовании в недалеком будущем.



    Образование считается одной из самых консервативных сфер деятельности человека. Однако и в теории обучения время от времени происходят большие перемены. Одно из таких изменений случилось в середине прошлого века: оформился отдельный раздел теории обучения – обучение взрослых, или «андрагогика».

    Хотя сам термин «андрагогика» был введен немецким историком-педагогом Александром Каппом на сто лет раньше, в XIX веке, теория обучения взрослой аудитории получила реальное развитие лишь в середине XX века.

    Необходимость «закачивать» во взрослые умы большое количество сложной информации технического характера в короткие сроки неизбежно привела к исследованию особенностей взрослого человека как субъекта процесса обучения. Один из первых примеров такой задачи – обучение солдат во время Второй мировой войны. Относительно недавний пример – обучение ИТ-специалистов.

    Все мы отлично знаем традиционный школьный и вузовский подход к обучению. Это обучение преимущественно контентно-ориентированное, а в центре образовательного процесса находится учитель. Он – непререкаемый авторитет.


    Источник

    Подход ориентирован на массовое обучение более-менее однородной по начальному уровню знаний и опыта группы учеников. Часто опыт у учеников отсутствует, а их разум – это «чистый, белый лист бумаги». В школьных классах обычно занимается не менее 20 учеников, а на лекциях в вузах число студентов может превышать и сотню. Программы в школах и университетах – многолетние и ориентированы прежде всего на получение фундаментальных знаний. И, что важнее, школа и вуз должны научить подрастающее поколение осознанно учиться и трудиться.
    В чем же отличие подхода к обучению в рамках андрагогики?

    • Самое главное – у взрослых слушателей имеется накопленный багаж, опыт. Этот опыт должен учитываться в процессе обучения. Если игнорировать уже имеющийся у учащихся опыт, обучение становится неэффективным и бессмысленным. При этом опыт у разных слушателей существенно различается. Часто преподавателям приходится «бороться» со сложившимися стереотипами.
    • Существенно меняется роль преподавателя. Это уже не непререкаемый авторитет, а «простой смертный». Преподаватель находится не над коллективом учащихся, а внутри. Он – проводник, организатор, его задача – вести свою группу в «светлое будущее». Слушатели же являются равноправными участниками своей группы и могут воздействовать на направление движения. Авторитарный, командный стиль ведения занятий недопустим.


    Источник

    Если говорить про обучение ИТ-специалистов, то каждый уважающий себя ИТ-вендор имеет программу обучения и сертификации (экзаменов) преподавателей, которая основана на принципах андрагогики, а учебные центры, ведущие такие программы обучения, обязаны иметь в штате подготовленных преподавателей.

    В наш учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» мы всегда с опаской берем на работу уже сложившихся учителей школ и преподавателей вузовов. Не каждому из них удается перебороть свои привычные взгляды на процесс обучения и перестроиться.


    Источник

    • Слушатели могут иметь сильно различающиеся мотивации обучения, и это необходимо учитывать. Без персонального подхода к каждому слушателю в такой ситуации не обойтись.
    • Обучение взрослых, как правило, краткосрочное и интенсивное. Растягивать программу нельзя, чтобы надолго не отрывать специалистов от своих рабочих обязанностей. В нашем учебном центре обычно продолжительность курсов – 5 дней, по 8 академических часов каждый.

    Поскольку обучение информационным технологиям носит прикладной характер, содержание курсов быстро устаревает. Сейчас обычный срок обновления технических ИТ-курсов составляет не более двух лет.

    • Чтобы обеспечить эффективность обучения, следующего принципам андрагогики, количество слушателей в группе должно быть небольшим, в районе 10 человек.

    Эти постулаты взяли на вооружение учебные центры в сфере информационных технологий. Сеть таких учреждений, преимущественно коммерческих, сложилась в России к началу этого века.
    Но постепенно ситуация в образовании снова начала качественно меняться. Обусловлено это рядом факторов.

    • Процедура публикации информации стала очень простой и доступной для всех желающих, а скорость распространения информации – почти мгновенной. Это произошло благодаря развитию интернета, поисковых систем и социальных сетей.
    • Стало повсеместным использование электронных гаджетов, подключенных к высокоскоростным мобильным сетям – прежде всего речь идет о смартфонах и планшетах. Этот фактор изменил не только подходы к разработке и распространению программного обеспечения, но также повысил доступность образовательного контента. Теперь по сути любой человек может получать доступ к образовательным материалам в любое время и из любого места Земли и даже космоса.


    Источник

    • Развитие компьютерной техники и магистральных сетей передачи данных теперь позволяет хранить и быстро передавать огромные массивы сложных данных. Образовательный контент из преимущественно текстово-графического стал по большей части мультимедийно-интерактивным.
    • Электронное обучение (elearning), а также простые инструментарии для подготовки электронных учебных материалов стали данностью, реальностью сегодняшнего дня.

    Таким образом, в начале этого века начала оформляться теория нового подхода к обучению, которая получила название «хьютагогика» (эвтагогика).

    Об электронном обучении elearning активно заговорили в 90-х годах прошлого века, что было связано с растущей доступностью персональных компьютеров и развитием Интернета. Тогда на Западе появились школы с дистанционным обучением для учеников из дальних поселений. Сегодня использование электронного обучения – обычная практика не только для школ и вузов, но и для бизнеса.

    Термин «хьютагогика» или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) в 2000 году. Этот термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих слов, которые апеллируют к самостоятельному поиску, открытиям и выводам.


    Источник

    Хьютагогика не противопоставляется андрагогике и не отменяет ее, а является ее продолжением, следующим шагом, на котором учащийся берет на себя роль лидера в образовательном процессе. Он не только самостоятельно ищет и отбирает информацию, но также и выбирает способы и методы обучения. А значит, учащийся должен представлять сущность таких вариантов и оценивать их эффективность.

    Хьютагогика – это творческий подход к самостоятельному обучению, который позволит учащемуся самому определять, что, когда и как он будет изучать.

    Роль преподавателя также изменяется. Лучше всего его миссию описать иностранным термином «фасилитатор» (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

    Для реализации принципов хьютагогики в образовательном процессе должны быть изучены, пересмотрены и скорректированы подходы к производству учебного контента. Очевидно, он должен быть максимально понятным, подаваться с использованием игровых компонент и, желательно, небольшими порциями в разных форматах.

    Сейчас эффективность самостоятельного обучения – одна из основных тем при обсуждении проблематики корпоративного обучения. Это обусловлено тем, что во всех крупных организациях (в том числе и в нашей группе компаний) уже внедрены системы электронного обучения, которые, как правило, предполагают самостоятельное обучение как основную форму образования.

    При этом все понимают, что невелика конвертация тех, кто начал учиться самостоятельно, и тех, кто завершил это обучение без дополнительных организационных и методологических усилий. Самостоятельное обучение должно «подпитываться» внешней энергией экспертов, тьюторов, мотиваторов, других слушателей. Форма подачи и доступность материала, продолжительность образовательной единицы – все имеет смысл и значение, иначе интерес к самостоятельному обучению теряется.  

    Ряд специалистов по обучению персонала отмечает общую низкую культуру самообучения в России. Используя на курсах «Сетевой Академии» элементы самообучения, мы также нередко отмечаем, что специалисты не готовы к восприятию проактивных форм самостоятельного обучения. Например, обучающиеся не могут критически воспринимать информацию и задавать вопросы преподавателю, а больше ориентированы на традиционный подход, когда учитель задает вопросы по изученному материалу. Слушателям бывает сложно самостоятельно контролировать качество усвоения материала. То есть взрослому, воспитанному традиционной системой образования и привыкшему к пассивному восприятию новой информации, бывает непросто перестроиться к новой системе.


    Источник

    Поэтому менять подходы к обучению лучше с самого детства, в школе или даже раньше. Очень важно научить людей учиться самостоятельно и осознанно, потому что правильно выстроенное самостоятельное обучение сможет конкурировать по эффективности с онлайн-обучением.

    Многие компании экспериментируют с методологией самообучения и мотивацией слушателей, интуитивно используя положения хьютагогики. На слуху такие подходы и практики обучения, как микробучение, sms-треннинги, мобильное обучение, смешанное обучение и т.д. Мы также проводим эксперименты и внедряем практики и инструменты, показавшие свою эффективность (например, т.н. «персональное обучение»). При этом «задним числом» понимаем, что в основном все внедряемые нами новшества относятся к подходу в духе хьютагогики.

    Например, мы изменяем роль преподавателя, делая его больше консультантом, направляющим самообучение слушателей, а не лектором, или даем большую свободу слушателям в выборе материала для изучения. Но всегда лучше понимать общие принципы построения обучения, чем использовать метод «научного тыка».

    В свое время изучение принципов андрагогики очень помогло нам в выстраивании массового обучения взрослых слушателей. Мне не известно, проводились ли в России осознанные попытки построения самонаправляемого обучения (если такие примеры есть, поделитесь, пожалуйста). В мире такие исследования проводились, например, обучение аспирантов менеджменту проектов в Университете Халла.

    Изменения в подходах к корпоративному обучению (да и, наверное, в образовании в целом) грядут, и они неизбежны и уже происходят. Бизнесу нужны специалисты, которые могут принимать самостоятельные решения и доводить их до результата. Умение направлять свое самостоятельное обучение, безусловно, коррелирует с таким бизнес-требованием.


    Источник

    Пока новая концепция обучения взрослых находится в стадии осмысления, генерации идей, совершения проб и ошибок. Мы ждем перемен и готовимся к ним. А вы замечаете, как в последние десятилетия меняются подходы к образованию?

    Внизу небольшой опрос на эту тему, и мы думаем, всем будет интересно узнать, как учатся читатели Хабра.
    Какую форму обучения для себя вы считаете наиболее удачной?
    Участвовали ли вы в программах корпоративного обучения сотрудников?
    Готовы ли вы тратить свои деньги на обучение?
    Какой итог от прохождения обучения наиболее важен для вас?
    Какой гаджет помогает вам в обучении?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    ГК ЛАНИТ 196,00
    Ведущая многопрофильная группа ИТ-компаний в РФ
    Поделиться публикацией
    Комментарии 13
    • +2
      Какой гаджет помогает вам в обучении?
      Компьютер: Бесспорно самый лучший источник информации в наше время.
      Планшет: Удобен для книг, просмотра презентаций, просмотра кода или интересных статей. Легче носить планшет чем книгу «Философия Java». Тем более в планшете можно и код набрать для примера.
      Телефон: Для аудио книг лучший гаджет.
      Не хватает еще магнитофона в машине. Брайан Трейси в своих книгах рекомендует превратить машину в личный институт.
      Сам использую все выше перечисленное в качестве самообучения.
      Для любого вида обучения главное мотивация обучаемого и постановка конкретной цели.
      Я например поставил цель изучить Java самостоятельно и использую для этого все средства.
      Вообще у меня есть теория, что институт учит нас учиться и основным знаниям для большой сферы деятельности. А после института человек выбирает направление и занимается самообучением на протяжении всей жизни. «Век живи — век учись!»
      • +1
        Для любого вида обучения главное мотивация обучаемого и постановка конкретной цели.

        Мотивация может лишь помочь сделать первый шаг, чтобы достичь цели, нужна самодисциплина, над которой тоже нужно работать.
        • +2
          Да, понятие мотивации может быть как внешним, так и внутренним. И здесь без самодисциплины не обойтись. Труд самообучения, увы, дается не всем.
      • +2
        Замечательно, что сейчас стало возможным так быстро находить необходимые источники знаний самостоятельно и бесплатно. Единственное, что лично для меня продолжает составлять трудность, — как при освоении новой темы определить, что именно и в каком порядке нужно изучать. При обучении у преподавателя — это его головная боль, а здесь ты сам берешь на себя ответственность за результативность и приложение усилий. Нужно самому проработать программу обучения. Но для целеустремленных людей — нет преград.
        • +2
          Я отметил, что в последние годы отрасль онлайн-обучения расширяется быстрыми темпами.
          И хотелось бы узнать в связи с этим про лучшие практики составления обучающей программы для самостоятельного обучения. Наверняка в этой области уже выработались шаблоны которые эффективны. Вот если посмотреть на coursera: ну темы по 5-10 минут, после каждой темы опрос, но это ведь не все. Или совсем не формат делает его успешным? Хотелось бы про это узнать побольше от тех, кто этим профессионально занимается. Что такого знают «режиссеры-постановщики» этих курсов о людях и о том, как те воспринимают информацию, чего не знают сами люди?
          • +2
            Самостоятельное обучение — вещь изначально непростая. А самостоятельное обучение взрослого человека – тем более: сензитивный период давно прошёл, да и обучение (в любой его форме), увы, уже не является ведущим видом деятельности. Плюс требования к качествам личности учащегося (именно учащего СЕБЯ) невероятно высоки: осознанность, добровольность, самостоятельность, позитивный настрой и, конечно, индивидуальность в выборе путей и способов самообразования (всё, что положено в основу хьютагогики). Здесь я даже не буду упоминать об особенностях психических процессов, которые не менее важны для успешного «самоучки». А мотивация? Как быть с ней? Ведь именно она является двигателем любой деятельности, в том числе учебной. Вот и начинают разработчики онлайн-программ обучения искать всякого рода приёмы, позволяющие повысить эффективность учебного процесса.

            Не претендуя на истину в последней инстанции, скажу, что некоторые ноу-хау выделить всё-таки можно. Например, обучаясь самостоятельно, человек лишён «живого» диалога с преподавателем и нередко становится пассивным слушателем, созерцателем того, что до него пытается донести «человек с экрана». А как бы хотелось организовать «сократическую беседу», чтобы человек в диалоге в преподавателем сам пришел к новым знаниям!

            При разработке курса нужно максимально сосредоточиться на том, чтобы сделать учащегося не объектом, а субъектом учебной деятельности: разрабатывая курс, думать не о создании аудиокниги, а о диалоге (пусть иногда и одностороннем) с учащимся. Так, теорию можно излагать в виде проблемной лекции, дополненной заданиями на самостоятельный поиск решений проблемных задач. А если нужно максимально приблизиться по форме к упомянутой ранее «сократической беседе», то можно на запись курса пригласить, например, ещё одного эксперта и уже с ним «разыграть» или воспроизвести процесс познания.

            Разумеется, очень важна личность, «вещающая с экрана»: богатая правильная и эмоциональная речь, интонирование, подвижная мимика и жестикуляция, внешний вид и многое другое — вот те качества, которые позволят приблизиться к созданию качественного курса для онлайн-обучения.

            Наконец, очень важны инструменты социализации, социального обучения: в процессе обучения человеку важно быть не только в роли ученика, но и в роли учителя, эксперта, способного не только решить возникшую перед ним проблемную задачу, но и объяснить найденное решение другим. Всё это, несомненно, повышает эффективность учебного процесса. Кстати, именно этот аспект самообучения прекрасно используется на Coursera. Но это лишь платформа, позволяющая реализовать ваши задумки. И она вторична. Первичны цели, которые вы ставите, разрабатывая учебный курс, и содержание, которое в него входит. Именно их симбиоз определит всю драматургию и режиссуру учебного курса.
            • 0
              А нет никаких «лучших практик» и «эффективных шаблонов», просто берешь — и без задней мысли обучаешься. Понимание же того, как обучаться придет очень быстро в процессе. «Режиссеры-постановщики», в свою очередь, нужны только тогда, когда человек не знает для чего ему обучаться, в противном случае это тупо развод на деньги. Ну и самое главное в самостоятельном обучении — мотивация: с одной стороны, учеба уже не является основной сферой деятельности как у школьников или студентов, с другой — то, что в 15 лет усваивалось за 2 часа, в 30 усваивается за 8.
              • +2
                Все-таки не нужно обесценивать труд многих поколений педагогов, если бы так вот просто «берешь и без задней мысли обучаешься», то все бы были прекрасно самообучены. Но ведь нет ведь. Да и знать нужно чему учиться. А вот с тем, что с возрастом способность к обучению угасает и ее нужно самодисциплиной возрождать, — полностью согласна.
            • +2
              Замечательная статья, за картинку в начале отдельное спасибо.
              • 0
                Любопытно, Вы читали как ученик или как преподаватель?
            • 0
              Хьютагогика – это творческий подход к самостоятельному обучению, который позволит учащемуся самому определять, что, когда и как он будет изучать.
              — по-моему, речь в статье о том, как «эффективно» снизить всякие затраты на обучение и назвать это модно-стильно-молодёжно.
              Если субъект что-то не знает, он точно не знает, что ему изучить для знания и как лучше это сделать. У него может быть ложное представление, что он якобы знает, как надо изучать то, о чём он пока не имеет представления.
              Весь текст статьи можно было сократить до простой максимы: «Вам надо — вы и учитесь»
              • +1
                В нашей статье мы говорим о взрослых людях. По статистике нашего учебного центра, средний взрослый слушатель, приходя на обучение, уже знает примерно 30% от материала того курса, на который он записался. Именно поэтому мы применяем подходы, которые получили название «Персональное обучение». Обычно слушателям нужно структурировать знания, получить навыки, пообщаться с коллегами или преподавателям по своим собственным вопросам. Так что, конечно, если слушатель уже в теме и ему нужно повысить квалификацию, можно это делать самостоятельно, в том числе правильно выбирая любые источники знаний. Они могут быть как для полного самообучения, так и для учебы в каком-то центре. Тут уж кто как решит сформировать свою образовательную траекторию. Поскольку мы все учимся всю жизнь, то в какие-то периоды решаем для себя — учиться с наставником или без, платно или бесплатно. Это и есть осознанный подход к самообучению, а как назвать статью — все предложения принимаются.

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

              Самое читаемое