AliExpress головного мозга

    Только AliExpress мог взять День холостяка, студенческий праздник с оттенком грусти, и превратить его за несколько лет в Международный день шоппинга. Вот уже несколько лет 11.11 легко и непринуждённо конкурирует с «Чёрной пятницей», захватывая весь мир. Разумеется, лидер ритейла такой силы и такого потенциала не мог обойти вниманием современные технологии. В последнее время AliExpress не просто увлекся модными гаджетами и приложениями, но и начал на них много зарабатывать. Очень много. Недавно наша компания Fibrum создала платформу, послужившую основой для виртуального магазина AliExpress. В этой статье я расскажу об особенностях этой платформы VR-магазинов. Кстати, для нашей платформы очки не нннада. Ну почти.



    Первые эксперименты с другой реальностью


    Многие знают, что 11 ноября китайцы, увлеченные магией цифр, отмечают День холостяка, так как эта дата собирает вместе четыре единицы (11.11). В последние годы в День холостяка проходит всё больше распродаж в интернет-магазинах, и 11 ноября становится китайской «Черной пятницей». Поэтому наш совместный с AliExpress проект и был приурочен ко дню онлайн-шоппинга в Поднебесной.

    Сам AliExpress уже тестировал VR-магазины в 2016 году. Коммерческий успех этого эксперимента в прошлогоднюю «Черную пятницу» был феноменальным – VR-магазины посетили 8 млн человек. Неудивительно, что AliExpress решил продолжить в том же духе, только теперь уже в России.


    Вот так выглядят VR-магазины AliExpress для пользователей из Австралии, Америки и Японии.

    Первый проект Alibaba немного отличался от российского тем, что был реализован c применением технологии дополненной, а не виртуальной реальности. О проекте можно посмотреть репортаж CNN.

    3 ноября 2017 года мы осуществили пробный запуск виртуального магазина AliExpress в нашей стране. А 7 ноября магазин Tmall в виртуальной реальности заработал в полную силу: в 11 российских городах была размещена реклама с QR-кодами, по которым можно было перейти в магазин с VR-товарами AliExpress.

    Почему AliExpress выбрал Fibrum


    В 2015 году наша компания стала победителем совместного конкурса стартапов «Сколково» и AliExpress, и мы получили право разместить VR-шлемы Fibrum Pro на китайской торговой площадке. Так началось наше сотрудничество с AliExpress. Оно было успешным, и это стало решающим при выборе подрядчика для создания виртуальных магазинов в России.

    Кстати, в 2016 году состоялась личная встреча основателя Alibaba Джека Ма с CEO Fibrum Ильёй Флаксом во время Всемирного интернет-форума в Китае. Мы подарили свой VR-шлем Джеку Ма. Хотя беседа была не очень долгой, за это время Илья и Джек успели поговорить о наших продуктах.


    Как выглядит VR-магазин


    По скану QR-кода или по прямой ссылке покупатель заходит в магазин, выбирает один из трех отделов (виртуальные комнаты «Техника», «Детям» и «Мода») и оказывается среди виртуальной продукции.

    Пользователь перемещается по виртуальному магазину, направляя взгляд в нужную сторону и активируя кнопку с пиктограммой ног.



    Чтобы выбрать товар, пользователь задерживает на нем взгляд, что вызывает загрузку ретайкла (указателя в центре взгляда), после чего открывается сцена с close-up — детальным просмотром товара и его характеристик с возможностью покрутить его по оси Х, а также добавить в корзину.
    Фактически, пользователю не нужен шлем виртуальной реальности (доступ возможен с обычного браузера), но для более полного погружения в VR я бы посоветовал всё же надеть шлем – так интереснее. Главное, чтобы шлем был совместим с вашим телефоном.


    Покупатели – геймеры


    Чтобы увлечь покупателя, мы использовали механику игры и придумали разные «фишки».
    За каждое действие (даже за входы и выходы из комнат) пользователю начисляются геймификационные баллы.

    Если поймать кота, который «гуляет» по Tmall, можно «заработать» купон на $2-4. Носиться по комнатам за животным не придется. В нашем магазине нет звукового сопровождения, и только кот выдаёт свое присутствие очередным «мяу». Когда пользователь слышит «кота», он должен «словить» его взглядом, чтобы получить скидку.


    За наведение смартфона на стеклянный куб, который есть в каждой комнате, пользователь получал приглашение на оффлайн-мероприятие Tmall, которое прошло в Москве у торгового центра «Атриум». Набирая баллы, пользователь приобретает особый статус, которым можно поделиться в социальных сетях.

    В комнатах также поставили «Тинькофф сундук»: открыв его, покупатель может получить бонус на приобретение товаров.

    Техническая реализация


    Коллеги из AliExpress настаивали, чтобы мы все сделали в браузере, так как это намного удобнее традиционной модели с созданием отдельного приложения, использовать которое можно только со шлемом виртуальной реальности. Web-VR более доступен, и это стало решающим фактором. Тогда это казалось почти невозможным. Тем более, за месяц, который нам дали на всё про всё.
    Мы рискнули, хотя и понимали, что подобных решений никто не делал и по ходу будет много проблем.

    По итогам консультации со специалистами AliExpress мы написали техническое задание, в рамках которого начали разработку. От AliExpress мы получали фотографии товаров и на их основании делали 3D-модели. В целом процесс 3D-моделирования был довольно стандартным, за исключением необходимости преобразовывать полученные файлы в специальный формат, который используется в фреймворке. Например, вот так выглядит модель комнаты с расположенными в ней предметами.


    На стороне клиента также был создан дизайн холла и комнат, всплывающих окон с игровыми достижениями и некоторые другие графические элементы. Техническая же реализация проекта была полностью на нашей стороне.

    Над платформой работали восемь специалистов: три дизайнера, два разработчика, тестировщик, менеджер по продукту и арт-директор. Менеджер по продукту курировал вопросы взаимодействия с AliExpress. Арт-директор отвечал за визуальную составляющую.

    В итоге у нашей команды получилось очень сложное технологическое решение с несколькими комнатами, геймификацией, с VR-режимом в браузере с любого телефона.  

    Платформа для VR-магазина AliExpress разработана с нуля при использовании HTML-фреймворка A-Frame для создания сайтов виртуальной реальности (технология также известна как Web-VR). Основная технология отрисовки — WebGL.

    Поскольку виртуальная реальность в проекте для AliExpress реализована в виде веб-приложения, работающего в браузере, ресурсы для него распределяются иначе. А раз нет необходимости создавать тяжёлые графические элементы, производительность у него выше, чем у классических VR-решений.

    Для отслеживания движений человека в нашем решении для AliExpress используются только внутренние датчики телефона: акселерометр и гироскоп. Мы также учли существование телефонов без гироскопа и обошли это ограничение, реализовав управление движениями пальцев по экрану. Систем трекинга положения человека в пространстве этот проект не подразумевает.

    Я не раз слышал жалобы пользователей, попробовавших VR, на задержки при повороте головой и нечеткое изображение. К магазину AliExpress все это не имеет отношения, поскольку он разрабатывался на основе Web-VR и не является приложением, которое устанавливается напрямую из магазина. Недостаточное расстояние между объектами (тоже частая жалоба VR-пользователей) в этом проекте опять же не является большой проблемой: мы выявили подобное на стадии тестирования, слегка переставили объекты на полках, и стало комфортно.

    Слабые места проекта и главные наши «грабли» – это  неполная поддержка Web-VR браузерами современных смартфонов. Web-VR все еще активно развивается, дорабатывается, и некоторые особенности могут быть реализованы при помощи полифилов. Соответственно, стопроцентная работоспособность функционала не может быть гарантирована и должна тщательно тестироваться.

    Итоги и перспективы


    В AliExpress говорят, что в случае успеха нашего решения они рассмотрят возможность запуска полноценных виртуальных магазинов в других странах, так как открытие и содержание магазинов нового формата стоит в разы дешевле обычных точек продаж, а разместить их можно без привязки к торговым центрам или  магазинам.

    Fibrum же получил очень ценный опыт разработки Web-VR проектов, который впоследствии можно масштабировать на другие проекты. Мы надеемся, что пример AliExpress вдохновит российские компании более активно использовать виртуальную реальность в качестве канала продаж.
    А пока мы работаем над другим проектом — запуском нового приложения, в котором можно выбрать эмоцию и испытать её, отправившись в приключения в виртуальной реальности. О нем мы, конечно, тоже расскажем читателям Хабра. Но в следующий раз.
    ГК ЛАНИТ 337,96
    Ведущая многопрофильная группа ИТ-компаний в РФ
    Поделиться публикацией
    Комментарии 29
    • +9
      А за разбитый товар платить надо? :)
      • –1
        Нет не надо — это еще одно преимущество VR шопинга)
        • +8
          это еще одно преимущество VR шопинга

          В этом и был смысл шутки :)
          lenta.ru/news/2016/06/15/wasted
          • +2
            В США он бы озолотился, подав на них в суд за ушибы и ожоги, нанесенные ему при падении незакрепленного должным образом на полках товара.
            ЗЫ: Несколько раз ронял и разбивал в магазинах товар, никаких последствий.
            В ИКЕЕ обрушил целый ящик с фужерами. :)
            Разве что в Венеции попросили выйти из стекольной лавки, но их там сотни, так что без проблем. :)
            • 0
              За собственно ушибы и ожоги он не получил бы ни цента — эти деньги забрала бы компания его медстраховки. Именно поэтому у подобных исков здоровенная сумма морального ущерба.
              • 0
                Моральный ущерб полностью его, а это не как в РФ 10 000руб.
              • 0
                есть же требования по ширине прохода, а то этим любят пренебрегать в магазинах «у дома» а потом пытаются вменить умышленную порчу товара (как правило это сбитая сумками\тележками стеклотара)
                • 0
                  Как они умысел собираются доказывать?
              • 0

                «И звать меня — Катастрофа»? :)
                Даже за ящик фужеров в Икее не попросили ничего?

                • 0
                  Да.
                  Таких к сложной технике подпускать нельзя — поломают или сопрут.
                  habrahabr.ru/post/343722

                  Попросили бы, должны бы остались.
                  Опыт бодания с различными гарантийками весьма богатый.

                  ЗЫ: Может, жалеют очкарика со стеклами на -10…
        • +2
          Красиво жить не запретишь.
          Но зачем? :)
          Может я уже старый, но мне вполне хватает сайта али. Описания товаров там более-менее нормально. Отзывы тоже почитать можно. Если не доверяешь местным отзывам, почти на все гаджеты можно найти обсуждения на наших форумах.

          А это — красивая игрушка.
          • 0
            Да, вот тут очень прикольно про стрельбу глазами :)
            Молодежь, наверное, не видела
            youtu.be/6S0PIstEhTo
            • +2
              Из красивых игрушек со временем строятся новые технологии взаимодействия с пользователем. Поначалу людям были удобны кнопочные мобильники, и многие считали тачскрин всего лишь игрушкой, а теперь эта технология интегрирована в огромное количество технологических решений в куче отраслей.
              • 0
                Но не все красивые игрушки дорастают до новых технологий.
                Не обижайтесь, сделано красиво. Но для покупок надевать шлем я точно не буду :)
                • –1
                  В порно-ВР все уже занято, остались только маленькие китайские магазинчики. :)
                  • +3
                    Это верно, не все, да и обид никаких быть не может) Для нас этот проект — отличная возможность поработать с крутыми профессионалами над интересным и нетривиальным проектом.
                    • 0
                      Да, это плюс, согласен
                  • 0

                    Врачи (и не врачи) давно подтвердили, что интерфейс а-ля «Особое мнение» отрицательно влияет на кости рук, они быстро устают. Это тоже — игрушка, воплощаемая сейчас с Hololens. Технологию допилят, но, руки-то все равно будут болеть. Не каждая технология переходит из «забавная фигня» в ранг ежедневно используемых.


                    И, кстати, кнопки-то никуда не делись :) Некоторым и сейчас удобны кнопочные телефоны. А там, где нужна экстремальная надежность, тачскринов вообще нет.

                    • 0
                      У тачскрина обратной связи не то что 0, -1.
                      На обычной клавиатуре пупырышек на пятерке и ощутимый щелчок при срабатывании.

                      На серьезной технике, типа спорткаров, вообще одни тумблеры да манеттино — настройки выполняются вслепую абс без проблем.
                  • 0
                    В 90х, на заре развития Интернета была такая технология: VRML.
                    Видимо, воскресить хотят.
                    • +1
                      Не самая плохая была технология, однако некромантия — это не наш метод!
                      • 0
                        Я вообще не понимаю этой шумихи с VR. Неужели никто не помнит шлемов виртуальной реальности которые подключались по проводу к ПК и можно было бегать в кваку вращая головой.
                        • 0
                          У меня такого не было. Ни у кого не было, и у тебя не было, ты просто хвастаешься ;)
                          • 0
                            Там фича в том что кроме как в играх негде было применить а сейчас можно из любого смартфона сделать, но сама технология не то чтобы инновация я считаю.
                            • 0
                              Если вспомнить стереоскоп, изобретенный в 1849 году, то тут мягко говоря даже немного опоздали с такими инновациями:)
                    • 0
                      Не нашел ссылку, где можно попробовать это чудо. Или этого нет пока в доступе?
                      • +1
                        Посмотреть можно здесь: tmall-vr.com
                        • 0
                          спасибо!
                          А раз нет необходимости создавать тяжёлые графические элементы, производительность у него выше, чем у классических VR-решений.

                          сори, но у меня тормозит. телефон, конечно, не фонтан(LG q6), но и графика не топ.

                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                      Самое читаемое