Стартап шаг за шагом: будущее онлайн-образования



    Всем привет!

    Мы — молодая команда, пытающаяся предсказать, что будет следующим шагом в онлайн-образовании, и более того — пытаемся этот самый шаг сделать.

    Совсем недавно мы сами читали самые разные истории о стартапах, а теперь у нас есть свой собственный. Мы в самом начале пути, у нас не так уж много опыта, но уже есть чем поделиться с теми, кто неравнодушен к стартапам, онлайн-образованию, обучающим приложениям и играм.

    В серии статей мы пройдем по шагам от идеи до реализации на нашем собственном примере. С чего начать, как найти единомышленников, где найти деньги, как построить бизнес-модель и т. д. Все это с точки зрения начинающих стартаперов. Также расскажем об ошибках и трудностях и дадим советы, исходя не из теории, а из полученного опыта.

    Более того, мы призываем всех попробовать себя в онлайн-бизнесе — хотя бы просто потому что это очень интересно. Если есть желание и возможность — просто сделайте это. Кто знает, возможно, ваш стартап ждет большой успех.



    С чего начать

    Для нас толчком к старту и стартапу стал бесплатный онлайн-курс от Стэнфордского университета (находящегося, кстати, в сердце Кремниевой Долины). Курс регулярно повторяется, поэтому вот первый совет для тех, кто хочет стать стартапером — запишитесь на ближайший курс Technology Entrepreneurship на NovoEd.

    Кстати, видео курса доступны на YouTube:



    Ценность курса в том, что упор идет на практику. Помимо обучающих видео, на каждую неделю вы получаете конкретное задание — найти общие черты у успешных проектов, создать свою собственную команду или вступить в чужую, найти ментора, сгенерировать идею и построить для нее бизнес-модель, сделать первый прототип и маркетинговое исследование.

    Когда мы записывались на курс, надеялись на получение знаний, но не подозревали, что результатом станет создание реального продукта.

    Если отнестись всерьез, то в конце курса вы получите как минимум отличный толчок, а как максимум — первый прототип, который можно превратить в нечто реальное. И еще кое-что еще более ценное — команду. Не так просто найти людей, которые видят в какой-то идее большие перспективы, вдохновляются и увлеченно работают, веря в успех. Возможность найти таких людей — еще одна ценность этого курса.

    Идея



    Прежде чем пытаться изобрести что-то свое, стоит посмотреть на успешные проекты. Простая, но эффективная модель — найти проекты, доказавшие успешность своей модели в нескольких странах (а не только в одной), и реализовать такой проект на вашем локальном рынке. Это называется copycat.[1] Вроде бы копирование, но вы всегда можете добавить что-то свое, особенно если это что-то будет более эффективно именно на вашем рынке.

    Если же вы хотите придумать нечто новое, все равно стоит начать с изучения уже состоявшихся проектов.

    Найдите общие черты успешных стартапов и используйте их.

    Что использовали мы? Хорошая идея — пробовать сочетания популярных трендов. Берем глобальные направления — социальные сети, мобильные приложения, обмен сообщениями, онлайн-образование, геолокация, геймификация. А также сферы, вызывающие большой интерес,- здоровый образ жизни, игры, путешествия, музыка, кино, фотографии, новости, еда, финансы и т. д. — и пробуем строить интересные сочетания. Можно использовать Google Trends.



    Например, сложив новости и технологии, можно получить идею — агрегатор интересных новостей и статей об интернете, технологиях и гаджетах. Вообще-то уже есть такой — The Tech Block — отталкиваемся от него, как от примера. Как насчет аналогичного агрегатора новостей, но по другой теме — например, о кино или здоровье?

    Мобильное приложение + кино = приложение, рекомендующее фильмы по ключевым словам. Например, вводим «2000-е годы, боевик, автомобили» — получаем фильм «Форсаж». Или «1990-е годы, триллер, маньяк» — получаем фильм «Семь». Аналогично можно делать рекомендательные сервисы и по другим темам. Например, можно то же самое сделать с книгами. Или вводите продукты, которые у вас есть в холодильнике, а приложение выдает рецепты блюд, которые можно из них приготовить. И так далее.

    Как насчет чего-то поглобальнее? Социальная сеть + еда = социальная сеть для гурманов. Идея не самая новая, но что если взять не еду в целом, а только что-то определенное? Социальная сеть для любителей пиццы, для любителей вина, для любителей сигар. И так далее. Ищем то, что еще не реализовано.

    Вот такой простой прием. Можно пробовать и по 3-4 направления вместе. Какое сочетание сработало для нас? Мы решили порассуждать об онлайн-образовании.



    Сейчас можно наблюдать большой рост онлайн-курсов, многие стали их использовать в качестве источника знаний. MOOCs (Massive Open Online Courses) стали прорывом, но что будет после них, каков следующий шаг?

    Оказалось, онлайн-курсы не настолько эффективны, как хотелось бы. И это еще мягко сказано. Менее 10% обучающихся заканчивают курс, и только около 5% показывают удовлетворительные результаты.[2] В чем же дело и как можно улучшить ситуацию?

    Одна из главных проблем обучающих курсов — они скучны.

    Если вы пробовали проходить хотя бы несколько курсов, вы понимаете, о чем речь. Многие из них — обычные лекции, очень похожие на те, которые были у вас в университете. Тоска. Каждый раз приходится себя заставлять, чтобы смотреть обучающие видео и проходить стандартные тесты. Неудивительно, что с каждой неделей количество участников курса сокращается.



    Многие авторы курсов понимают эту проблему — ролики становятся более интересными — но в большинстве случаев это по-прежнему пассивное обучение: пользователь просто сидит и смотрит видео. Что можно сделать? Простое решение — вовлечь пользователя, сделать обучение интерактивным.[3]

    Простой пример. Как нелюбимая многими химия может стать увлекательной и интересной. А всего-то и нужно сделать акцент на визуализации и интерактиве.



    Меньше текста, больше развлекающих элементов — и не самый интересный контент превращается в симпатичное приложение:



    Другой пример — интерактивные книги. «Алиса в Стране чудес» и так была интересной книгой, а стала еще интереснее. Но что мешает то же самое сделать с учебниками?



    Что добавить к интерактиву, чтобы стало еще интереснее? Что будет интересно людям и не даст заскучать? Конечно, игра. Геймификацией сейчас занимаются очень многие, и мы не стали исключением. Игровая составляющая не просто повышает интерес, она увеличивает эффективность обучения.[4]

    Обучение в игровой форме используется уже давно, но интересных и в то же время полезных обучающих игр — мало, большинство же имеющихся — довольно стандартные и нудные.

    Если сделать игру слишком обучающей, то она будет скучной. Если же сделать ее слишком развлекательной, то она не будет полезной.

    К тому же, в плане развлечения обучающая игра никогда не сравнится с обычными играми. Секрет успеха заключается в нахождении золотой середины — нужно, чтобы было приятное с полезным, да еще и в нужной пропорции.

    Что добавить к интерактиву и играм, чтобы стало еще интереснее? Социальность. Ведь вместе веселее. Можно учиться и играть вместе с друзьями, помогая друг другу или соревноваться друг с другом.

    Таким образом, рассуждая о том, как улучшить онлайн-образование, мы пришли к нашей идее. Наш стартап Learzing = онлайн-образование + геймификация + социальность = образовательная платформа с обучающими приложениями и играми, с социальной составляющей.



    Придумать идею — первый и важный шаг, но кто будет ее реализовывать? В следующих статьях поговорим о команде и бизнес-модели.

    Ссылки

    [1] Copycat Business Model Generates Genuine Global Success for Start-Up Incubator
    [2] Udacity's Sebastian Thrun, Godfather Of Free Online Education, Changes Course
    [3] The Problem with Learning Apps
    [4] Do Serious Games Work? Results from Three Studies

    Все статьи серии

    1. Стартап шаг за шагом: будущее онлайн-образования
    2. Стартап шаг за шагом: команда и менторы
    3. Стартап шаг за шагом: первая бизнес-модель
    4. Как мы делали образовательную платформу: первый дизайн, landing page и логотип
    5. Как мы делали образовательную платформу: первое приложение
    6. Делаем HTML5-квест: применяем паттерн MVC в Construct 2
    7. Делаем HTML5-квест: создаём персонажа и базовую анимацию
    Learzing 17,86
    Просвещая, развлекай!
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 31
    • +2
      А можно пару ссылок на конкретные продукты, в котором можно играть и обучаться? Проникся вашей идеей.
      • +1
        Lumosity — игры для развития мозга.
        Tynker — обучение детей программированию.
      • +8
        Это мое личное мнение, но мне почему-то всегда казалось, что геймификация процесса обучения — это шаг в другую сторону от того, что действительно надо.

        Просто в процессе обучения есть 2 важных момента:
        1) Человек должен четко понимать зачем ему это нужно, иначе все будет скучным для него. Это как с натуральными языками — если человеку не нужен язык, его сложно будет выучить. А если очень нужен — процесс будет простым, быстрым и легким, все запомнится само собой, натурально.
        2) В обучении важнее всего не запомнить факты, а понять каким образом это делается, ответить на вопрос «как?» и понять основы.

        Мне кажется, смешивая игру и обучение, человек больше будет сконцентрирован на игре, нежели на обучении. Картинки запомнятся лучше, конечно, но не факт что запомнится то, что нужно и при этом придет понимание.
        • 0
          Полностью согласен.
          Обучение в стиле игры может быть полезно детям, которые просто не могут сконцентрироваться на серьезных вещах долго, но даже их нельзя слишком сильно приучать к этому. Хотя, возможно, жизнь меняется
          Лучше всего не учиться и играть, а учиться и думать, каждый раз искать, где можно использовать тот или иной факт, в общем практика. Тогда и скучно не будет, и пользы больше.
          • 0
            По поводу первого пункта: хороший пример — английский язык. Если человеку он необходим, например, для работы, то он его выучит в любом случае. Большинству же хотелось бы знать английский, но обычно это некритично — можно учить, а можно и не учить. Проще говоря — лень. В этом случае геймификация позволяет повысить мотивацию, вовлекает в обучение, делает его интереснее.

            Обучающие игры, в определенном смысле, дискредитировали сами себя, так как хороших очень мало. А мало их из-за того, что сделать одновременно и обучающую, и интересную игру очень сложно. Для этого нужно найти баланс, совместить полезное с приятным в нужной пропорции. Мы надеемся, что у нас это получится.
            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
              • +1
                Если не ошибаюсь, было такое исследование, когда спрашивали подростков об их уровне владения компьютерными технологиями. Вроде бы логично — столько игр, столько приложений, компьютеры с детства.

                Результат должен был быть таким: подростки владеют технологиями лучше.
                В итоге получилось, что подростки просто запоминают куда кликнуть или тапнуть, но каким образом это работает — они не знают и если что-то переставить — они теряются :)

                Так же приложения для обучение детей программированию: без основ, дети просто запоминают что куда написать, а почему это так работает — они не знают.

                Геймификация в процессе обучения дает чаще всего поверхностный эффект, а необходим именно опыт с пониманием процесса. Можно сказать сознательное обучение.

                И тут получается небольшая расбалансировка: такие приложения ничего не дают людям, кто обучается поверхностно, кроме WOW-эффекта и модной тенденции, а тем, кто изучает тему сознательно они не представляют особого интереса.

                Но WOW-эффект всегда присутствует, поэтому это так популярно сейчас.

                Надеюсь вы нащупаете нужный баланс :)
                • 0
                  У нас в школе была игрофикация, помнится, интересная. В конце урока учитель давал дополнительную интересную / заковыристую задачку и первые 3-5 справившихся получали "+". Несколько плюсов давали дополнительную оценку в журнал. Работало на ура и способствовало углублению знаний, но задевало далеко не всех учеников. Те же, кто участвовал в этой гонке, очень активно расширяли свои знания и за то же время выполняли больше заданий.

                  Баланс очень важен, действительно. И цель. При массовом обучении мы все равно с помощью разных методов можем увеличить уровень понимания материала, в сравнении с обычным процессом. Даже если средний бал увеличится на 5-10% — это уже здорово, верно? :-)
            • 0
              Вы проделали большой путь, чтобы прийти к идее
              > Learzing = онлайн-образование + геймификация + социальность = образовательная платформа с обучающими приложениями и играми, с социальной составляющей.

              Ловите ссылку на мою статью пятилетней выдержки, в которой найдете более расширенный вариант идеи.
              • 0
                >> онлайн-образование + геймификация
                Существующая система оценок в школе это и есть геймификация, механика начисления баллов ;))

                Я учавствовал в программе UNESCO по созданию обучающих игр. Мы сделали целый CD игр на флэш'е
                Вы его видели? ;))
                Увы, интереса к таким играм нет. Достаточно посмотреть на популярность ключевых слов.
                • 0
                  Много чего смотрел. К сожалению, не систематизирую просмотренные материалы. Можете дать ссылку на обзор этого проекта и приложения диска?
                  • 0
                    Существующая система оценок в школе это и есть геймификация, механика начисления баллов ;))

                    Не совсем. Если бы на эти баллы можно было что-нибудь купить хотя бы в той же столовой — то да. А так баллы не несут никакой практической ценности. Это для взрослого понятна ценность оценки своих знаний. А детям ЧСВ не нужно так тешить как взрослым. У них есть сиюминутные потребности, капризы, интересы. А оценки, которые помогут себя побаловать помогут найти компромисс между дисциплиной и капризами.
                    • 0
                      Все с точностью до наоборот.
                      Гамификация не подразумевает практической ценности. Например есть игры только за очки для leader board'a. Чтобы сравнить себя с остальными игроками.
                      Практическая ценность — это уже реальная жизнь. Никто не будет давать реальные плюшки за виртуальные достижения или за личный прогресс.
                      Это сейчас пытаются сделать с помощью заработка биткоинов в играх, но идея провальная, imho.

                      Хотя, еще есть концепция Quantidyed self.
                      Если процесс нельзя измерять, то его нельзя и оптимизировать.
                      Например шагомеры в смартфонах — яркое воплощение этой концепции. Это как с весом, если нет весов, то похудеть сложно.

                      А оценки помогают оптимизировать процесс обучения.

                      Правда практическую ценность им придают родители, когда мороженку за хорошие оценки дают ;))
                      + Оценки в школе влияют на поступление в ВУЗ

                • +4


                  Логотип отличный, сразу видно, что нацелились на монетизацию по британской системе. Только какой-то незавершенный изгиб сверху и перекладины не хватает.
                  • 0
                    Есть большой риск, что вы будете обо всём и ни о чём. Хорошо бы понять фокусировку: мы будем готовить лучших в мире химиков самым эффективным способом.
                    Конечно, с точки зрения бизнеса — проект может получиться и прибыльным.
                    Но с точки зрения полезности образованию — возникают сомнения.
                    • 0
                      Риск есть, конечно, это же стартап :) Про фокус будет в следующих статьях.
                    • +2
                      Основной смысл статьи — как придумать «продукт», используя существующие продукты тем или иным способом — комбинируя, как аналогии, улучшая и т.п.

                      И ни слова о проблеме. Хотя любой жизнеспособный продукт — это решение конкретной, и ощутимой проблемы.

                      С проблемы надо начинать. А для этого лучше плясать не от желания «хочу сделать стартап», а от желания решить конкретную большую проблему. А чтобы такую проблему видеть, нужно либо сфокусироваться на своей профессиональной области (если есть) или жизненных нуждах, либо честно и глубоко начать разбираться в новой области.

                      А если делать продукты просто вслед модным трендам, то мало шансов и в принципе что-то работающее создать, и тем более — стать лидерами. Потому что, как правило, вы открываете для себя истины и грабли, которые давно известны тем, кто начал заниматься этим раньше и собственно превратил в тренд.
                      • 0
                        Антон, лови «плюс» :)
                      • 0
                        Вы правы, но слишком категоричны. То, что образование зачастую скучно — проблема, и еще какая. Успешные продукты какими только путями не создаются. Copycat, например, неслучайно является успешной моделью. Есть также продукты, которые сами создают спрос. То есть идти от проблемы — это только один из путей.

                        Так как мы начинающие стартаперы, то сначала придумали идею, а потом узнали, что такое lean startup :) Но в итоге сложилось удачно — получилось пойти с двух сторон — и от проблемы, и от идеи. Об этом расскажем дальше.
                        • +1
                          Copycat: почему вы утверждаете, что они являются успешной моделью? Есть какие-то цифры за и против этого?

                          Copycat'ы часто неуспешны как раз потому, что пытаются копировать только видимую часть — продукт, хотя это — лишь небольшая часть всей бизнес-модели, к тому же — производная от других частей: проблемы, рынка, каналов, среды, конкурентной обстановки и т.п.; копикат успешен, только если на локальном рынке воспроизводятся все ключевые условия (очень редко), либо его удается адаптировать под местный рынок, на ходу выясняя все остальные составляющие (чаще); но еще чаще — неуспешен.

                          Утверждение «образование — скучно» — слишком общее и потому неверное. Образований — куча, и самые разные люди пытаются их получать, с разными целями и мотивацией. Кому-то — скучно, кому-то — нет. В школе мне было скучно только потому, что я проходил весь материал урока за 10-15 минут, остальное время нужно было себя чем-то занять, и не все препода одобряли чтение книжки. А сам материал казался прекрасным почти по всем предметам, только неглубоким. А после этого в спецшколе я, наоборот долго не мог научиться думать с нужной скоростью, и не успевал усваивать материал. Но было еще интереснее) А вот предметы, которые мне не нравились и не были, по моему мнению, мне нужны, никакой геймификацией бы улучшить не удалось.

                          Геймификация — отличный пример того, что нужно браться за то, в чем разбираешься. Или сначала разбираться, потом браться. Геймификация работает за счет внешней мотивации, поэтому в итоге точно не работает там, где нужна мотивация внутренняя, например, в обучении. Да и вообще мало где работает в долгосрочной перспективе, и постепенно лишь делает все хуже. Но, блин, куча народа берется ее применять, слабо представляя внутреннюю природу. Особенно технари, которые привыкли все сводить к механистичному, алгоритмизируемому подходу. Советую для понимания почитать для начала «Drive» by Daniel Pink — прикладная книга про мотивацию с нужной опорой на науку — про геймификацию там вроде и слова нет, но в итоге вы сами многое поймете.

                          • 0
                            В статье статьи — первая ссылка — о copycat-инкубаторе — Copycat Business Model Generates Genuine Global Success for Start-Up Incubator

                            Since starting in 2007, Rocket has backed about 75 start-ups in more than 50 countries that now generate more than $3 billion in annual revenue and employ about 25,000 people.

                            По поводу образования — тут вы, скорее, исключение. Конечно, все разные. Образование, как и многое другое, постепенно уходит в онлайн. Сейчас это в большинстве своем онлайн-курсы. Что последует за ними? Мы хотим заглянуть на один шаг вперед. Интерактив, геймификация, социальная составляющая — все это делает образование интереснее. Но как именно и в каком виде их внедрять — это уже нужно нащупывать путем проб и ошибок, что не только трудно, но и интересно.

                            Насчет геймификации — мы и беремся, и разбираемся, параллельно стараемся. Спасибо за книгу.
                        • +1
                          Очень хочется посмотреть, что у вас получится. Пока впечатление довольно двоякое. Не то чтобы идея совсем плоха, но немного попахивает дилетантством. Вполне возможно, что статья не смогла передать всей глубины.

                          P.S. Ни в коем случае не пытаюсь вас обидеть. У самого стартап :)
                          • +1
                            Ну лучше всего и получается у дилетантов, которые все равно быстро и агрессивно вникают в тему, просто менее зашоренно и не стремясь сохранять статус-кво) Просто вникать реально надо сильно, особенно в такие многослойные материи, как психология, ну и в любую выбранную проблемную область в целом.
                            • +1
                              Есть такое. Просто меня немного смутил выбор ниши. Показалось, что он был беглым и поверхностым. Как бы ребята быстро не остыли. В целом же только удачи им, так как путь будет долгим и непростым :)
                              • 0
                                С этим согласен абсолютно. Чтобы выбрать, уже нужно глубоко изучать.
                            • 0
                              Нам самим очень хочется :) Это только первая статья, с каждым шагом будет интереснее. Вы нас отчасти вдохновили своим забегом длиною в год.
                              • 0
                                О, круто! Тогда желаю вам еще бОльших успехов :)
                            • 0
                              На самом деле я считаю, что ваша формула «онлайн-образование + геймификация + социальность» — это путь к успеху. У самого были мысли по этому поводу.

                              Если посмотреть на Клавогонки, то там в каком-то смысле как раз эти составляющие и реализованы. И, благодаря им, можно быстро и существенно увеличить скорость печати, не прибегая к скучным программам-тренажерам.
                              • 0
                                Самому очень нравятся Клавогонки, но проекту уже 6 лет, а он до сих пор нормально не монетизируется. Сначала премиум-аккаунты, а недавно и дозаправки, показали, что львиная доля пользователей не готова регулярно платить за использование подобных проектов.

                                Не думаю, что ребята мечтают о такой же участи Learzing'a :)
                                • 0
                                  Может я побуду кэпом и занудой сейчас, но по-моему самый быстрый способ научится печатать — понять зачем нужна быстрая печать и просто печатать :)

                                  У меня есть знакомая девушка, она очень не любит общатся через онлайн-общение, так она до сих пор печатает очееень медленно.

                                  Я пытался использовать и клавогонки, и тренажеры, но самый быстрый способ оказался самым простым: когда нужно было перепечатать 300 килобайт текста под диктовку, уже через некоторое время я достаточно быстро печатал на русском без ошибок :)

                                  В итоге выработал свое построение пальцев на клавиатуре, баланс между комфортом моих рук и необходимой скоростью печати. Насколько помню, еще ни разу руки не уставали, потому что это лично мой опыт под мои руки.

                                  Вряд ли кому-то надо писать настолько быстро, чтобы каждый день тренироватся в этом и ускорять.

                                  Чуть теории и тонна сознательной практики творят чудеса.

                                  К теме: поэтому тут важно желание и вот всем онлайн-курсам нужно работать именно с тем, чтобы помогать людям понять зачем им это нужно, нужно ли вообще и помогать находить желание. Ну и конечно делать увлекательные курсы :)
                                • 0
                                  Как раз обдумываю идею создания русского codeschool.com. Даже что-то вроде Hack Reactor.

                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                  Самое читаемое