Лекториум
Компания
30,60
рейтинг
17 декабря 2012 в 02:56

Разное → Тренды в образовательной среде (памятка для вуза)

Добрый день!



Ниже небольшая заметка, адресованная тем, кто так или иначе влияет на академическое образование в нашей стране. Потому как после трёх лет упорной работы по развитию пресловутого «образования 2.0» я вынужден сделать вывод, что слишком мало руководителей нашей высшей школы понимают общую стратегию мировой академической среды.

Я постарался собрать в этот пост основную выжимку, чтобы любой мог дать ссылку на него и сказать «вот, посмотри куда всё движется». И может быть это добежит до ректората какого-нибудь хорошего вуза.

Итак, сначала немного пафоса.

За последние несколько лет рынок образовательных услуг в мире начал ощутимо меняться. Самые серьезные игроки стали запускать амбициозные образовательные проекты, которые построены на совершенно иных принципах. Нам необходимо изучить их опыт, что быть готовым к новым реалиям. Для понимания общей картины сначала небольшое историческое отступление:

История OCW

MIT OpenCourseWare (MIT OCW) — проект Массачусетского технологического института, цель которого — публикация в открытом доступе материалов всей своей образовательной программы. От конспектов лекций и видеозаписей до домашних заданий и слайдов.

Этот проект — один из первых в мире, который подал пример многим другим университетам.
Начиная со старта в 2002 году по 2009 год MIT по разному пытался монетизировать этот проект. Последовательно перепробовали все варианты: от дистанционного образования и рекламы до продажи очных спецкурсов. Но это не дало результатов. И тогда организаторы OCW решили объявить проект некоммерческим и привлекли инвестиции фондов.

Через несколько лет выяснилось, что, кроме повышения авторитета MIT, проект приносит прямую пользу, привлекая лучших студентов. Около 35 % поступивших в MIT студентов, говорят, что на их выбор повлиял OCW. Кроме того, OCW повышает качество преподавания внутри самого учебного заведения, так как профессора подходят более ответственно к подготовке материалов, которые будут опубликованы для широкой аудитории.

Неожиданным оказался состав аудитории. Изначально предполагалось, что ресурсом будут пользоваться студенты MIT, выпускники MIT или преподаватели других вузов. Но результат исследования в 2009 году показал: более половины аудитории — люди занимающиеся самообразованием.

В 2005 году был создан OCW Concorcium для обмена опытом и контентом с другими вузами, партнёрами MIT.

Цифры OCW:
10-15 тыс. $ стоимость подготовки одного курса (10-15 лекций)
5-6 часов тратит преподаватель на подготовку одного курса, всё остальное делает специальная команда
80% образовательной программы опубликовано (2000 курсов)
Общий бюджет более 150 млн. $ (за более чем 10 лет)

Агрегаторы:
Различные сервисы стали аккумулировать лекции, созданные по аналогичным OCW программам. Примеры: Youtube.com/edu, Academic Earth.
Ссылки:
OCW MIT ocw.mit.edu
OCW Concorcium www.ocwconsortium.org

Дистанционное образование, новые игроки

По всей видимости, период первоначального накопления контента и отработка технологий уже закончен. В 2011-2012 было запущено несколько крупных проектов, которые с одной стороны используют как базу технологии и контент, накопленный во время запуска OCW (и подобных инициатив), а с другой представляют собой полноценное дистанционное образование.
По сути сейчас идёт захват образовательного рынка в той части, где очное присутствие и обратная связь не приоритетны или легко формализуются. К примеру сomputer science, где результатом домашнего задания будет правильный код.

Кроме того, вокруг каждого курса есть форум, вики, самоорганизуются группы студентов в FB, Skype и т.д., энтузиасты создают субтитры. А это значит — создание собственной возобновляемой аудитории. Которую просто так не купишь.

Что будет дальше? После того как рынок будет захвачен — начнётся коммерциализация, а очное образование только поднимется в цене. Слабые игроки начнут вытесняться, если они не смогут сменить ориентацию или профиль. А главное, они начнут терять перспективных студентов.
Я уверен, что это вопрос 5-10 лет.

Особенности запущенных проектов:
1. На все курсы надо записываться заранее. Нельзя подключиться к курсу, который уже читается.
2. Весь материал курсов поделён на небольшие, лёгкие для усвоения, законченные фрагменты.
К примеру, видеолекция — не более 15 минут.
3. Курсы перемежаются тестами и заданиями, которые необходимо сдать в определённый срок.
4. В финале предлагается экзамен. Успешная сдача его даёт электронный сертификат, который на данный момент не имеет юридической силы, но тем не менее весьма ценен.
5. На данном этапе все курсы бесплатны.

Ссылки:
Coursera (Stanford University+13 университетов) www.coursera.org
Edx (MIT совместно с Berkley и Harvard) www.edx.org
Udacity (Stanford University) www.udacity.com

Монетизация:
Детали монетизации не раскрываются, но во всей видимости — это сдача очных экзаменов. Учитывая, что один курс слушает огромное количество студентов, то стоимость экзамена может быть весьма небольшой, около 5$. При этом в некоторых интервью озвучивается сумма в 150$ за бакалавриат.

Статистика и цифры:
1. На популярные курсы записывается более 50 000 человек. По ссылке разнообразная статистика по курсу Gamification (63 000 слушателей)
wharton.qualtrics.com/CP/Report.php?RP=RP_bdNmp41YUtu8naZ
2. 15-20 тыс. долларов стоит подготовка одного курса.

А что в России?

На данный момент в России существует всего несколько учебных заведений, которые целенаправленно генерируют образовательный контент (к примеру, Сибирский Федеральный Университет). При этом нет ни одного, который на деле присоединился бы к ocw consorcium, то есть стремился опубликовать всю свою образовательную программу. При этом такие монстры как СПбГУ и МГУ занимают выжидательную позицию, вообще не запуская дистанционное образование.

Кроме того есть несколько ресурсов, которые либо пытаются агрегировать опубликованный в сети контент (Univertv.ru), либо создать свой интернет университет (Intuit.ru). Но для качественной агрегации требуется очень кропотливая классификация контента, его постобработка.
А для создания своего интернет-университета — требуется полностью переработать лекционный материал. И то, и другое — очень трудозатратно и дорого. По факту, вузы пока не заинтересованы в таких проектах, а бизнес готов финансировать только ту часть направления, где есть прямая реклама собственных продуктов. К примеру курсы Microsoft по настройке серверов.

Все проекты, которые пытались работать со студентами и энтузиастами, которые сами генерируют и классифицируют контент (Skillopedia.ru) — показали свою несостоятельность. Единственный проект, который успешно развивается именно в академическом направлении, в том числе из-за того, что изначально работал только с вузами — это Лекториум.

Не сочтите за пиар. Я рад бы написать ещё о ком-нибудь, но больше никого не знаю. Если я не прав — поправьте.

Лекториум

Наш проект Лекториум (www.lektorium.tv) с 2009 года развивает идеи OCW в России и достиг неплохих результатов.
Как правило, инициаторами партнёрства выступает не администрация вуза, а конкретные профессора энтузиасты, которые пробивают бюрократические барьеры. И хотя они привлекают финансовые средства и иногда оборудование, из-за отсутствия понятной стратегии вуза в этом вопросе, мы вынуждены довольствоваться хроникальными записями лекций. Дополнительные материалы практически отсутствуют, лекционный материал отдельно не подготавливается. А также, что удивительно, получившийся в результате контент практически никак не используется для продвижения бренда вуза.

Что именно мы делаем:
1.Консультируем и помогаем организовать весь процесс публикации
2. Предоставляем хостинг и платформу для публикации
3. Осуществляем видеосъёмку и монтаж на возмездной и безвозмездной (в случае, если у нас есть мощности) основе. В частности за последний год мы записали более 1000 академических лекций в СПб. В основном по Computer Science.
4. Готовим контент к публикации
5. Консультируем по юридическим вопросам.

Уникальный опыт:
1. Мы создали контента больше чем любой вуз в России
2. Мы умеем работать очень эффективно, так как изначально проект финансировался на собственные средства
3. Наш ресурс хорошо известен в сфере математики и computer science, так как изначально мы задавали высокую планку уровня нашего контента.
4. У нас большая и главное, постоянная аудитория: 116 000 посещений за последний месяц.

Резюме:

Я считаю, что крупным российским вузам нужно срочно навёрстывать упущенное и начать генерировать образовательный контент. И лучше всего использовать концепцию OCW. Иначе мы потеряем перспективных студентов, которые предпочтут западное образование.
Кроме того, наиболее амбициозные вузы должны запустить собственные проекты наподобие Coursera и отработать технологии массового дистанционного образования, эра которого наступит через несколько лет. В первую очередь следует сосредоточиться на прикладных курсах. К примеру Computer Science
Напомню, что наша потенциальная аудитория — 400 млн. русскоговорящего населения.
Проект Лекториум готов помочь на любой стадии этих начинаний.

Резюме 2 (собственно, памятка)

1. Создавайте открытую медиатеку при вузе. Если контент хороший, то это продвигает бренд вуза и привлекает лучших студентов. В любом случае это повышает качество преподавания.
2. Запускать проекты по дистанционному образованию можно только после создания медиатеки, так как необходимо сначала отработать технологии и преодолеть сопротивление преподавательского коллектива.
3. Создать контент для дистанционного образования из контента медиатеки практически невозможно.
4. Находите амбициозных самородков в преподавательской среде и перерабатывайте с ними образовательную программу, затачивая её сразу под дистанционную подачу.
5. Делитесь контентом. Защитить его практически невозможно, поэтому необходимо его самостоятельно размещать на самых разных площадках.
6. Вы не можете заработать на медиатеке. Никак. Вы не можете продавать доступ. Вы не может продавать рекламу.Вы не можете продавать лекции на DVD.

Примерные цифры:
Пилотный запуск OCW (8-10 курсов) от 2 млн. рублей/год
Пилотный запуск дистанционного образования от 10 млн. рублей/год.

UPD 1.

Кроме того, в течении 2 недель я планирую опубликовать следующие заметки:

1. Об особенностях видеосъемки лекций
2. Необходимое оборудование для записи лекций
3. Как мы опять записали 1000 лекций и договорились с несколькими новыми вузами.
Автор: @yasha_somov
Лекториум
рейтинг 30,60
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (59)

  • –11
    Интеллектуальная элита может учиться сама. А как сделать ваш / подобный / любой другой образовательный проект интересным остальным 99%? Тем, кто не заканчивает 239 школы, а пиво пьёт в подъезде?
    • +8
      Во-первых, не все должны быть элитой. Дворники и кладовщики тоже нужны. Во-вторых, если будут доступные курсы по интересным предметам, ими можно будет пользоваться и школьникам. Но нужна реклама того же Лекториума в школах, через учителей в том числе. Чтобы талантливым и интересующимся чем-то ученикам даже из слабых школ можно было посоветовать интересные университетские курсы. А в идеале, видеокурсы можно и для школьной программы создать, привлекая лучших педагогов из гимназий. Сейчас такие лекции концентрируются на программах университетов, но с учетом низкого качества нашего школьного образования возможно хорошие школьные программы будут даже более востребованы.
      • +8
        Обратите внимание на наших друзей в Москве interneturok.ru/

        Они поставили задачу записать несколько тысяч уроков по основным школьным предметам. На мой взгляд, основной минус — все уроки записаны в студии. Учителя теряются, мнуться.

        Но тем не менее, это титанический труд. Причём насколько, мне известно, он финансируется частным образом, меценатом.

        И да, о их работе мало знают в школах.
        • +1
          Ого, как круто, не знал о таком. Вы и в статью добавьте про них, очень полезным делом занимаются.

          Потыкал пару уроков — да, можно многое улучшать конечно. Но это придет. Главное начать. А там и домашние задания можно добавить, и экзамены, и Михаила Пореченкова с Иваном Ургантом вместо самых унылых учителей :)

          Те курсы MIT, которые я видел, писались в студенческих аудиториях во время занятий. Преподаватели конечно более свободно себя чувствуют, шутят, на вопросы отвечают. Но там условия другие, в большинство наших классов камеры не поставишь, и свет вряд ли выставишь как надо, да еще чтобы и учеников не очень сильно от процесса отвлекать.
          • 0
            Они занимаются только школой, а я писал про высшую школу, академическую среду. Их же проект univertv.ru я в заметке упомянул.

            Про то как записываются лекции для дистанционного образования и для медиатек я напишу в отдельном посте.
            • 0
              Ну ладно, как знаете.

              Потыкал курсы у вас на Лекториуме — заметил, что вы просто снимаете проекционный экран на камеру, а не монтируете слайды напрямую, как обычно делается в зарубежных курсах. Плохо видно иногда, что там написано. Почему так? Сложно монтировать дополнительно?
              • +1
                Это значительно повышает трудозатраты. Значительно. Поскольку немалая часть съёмок не оплачивается, а снимается на добровольных началах, то мы пожертвовали качеством для количества.

                Кроме того, дидактическая ценность материала при вставке титров увеличивается ненамного.

                В коммерческих заказах, если это позволяет бюджет, либо вставляются титры, либо используется хороший проектор. Подробнее о съёмке я расскажу в следующей заметке.
                • +1
                  Спасибо, понятно.
                • +2
                  Кстати, подумайте о том. чтобы выкладывать не только видео, но и конспекты лекций и презентации. В России до сих пор (!) есть регионы, где безлимитный Интернет — экзотика, а один мегабайт трафика стоит 2 рубля. Просмотр видео там — очень дорогое удовольствие.
                  • 0
                    Университет в кармане. Есть приложение для Windows Phone 7, а ещё есть Аргус-М Автор — преподаватель и делал всё это сначала для своих студентов.
                  • 0
                    Вы абсолютно правы, конспекты очень нужны.

                    Отмечу, что концепция OCW подразумевает весь спектр контента. От видео и аудио записей, до конспектов, ссылочного аппарата, списков литературы, расшифровок и пр.

                    Запись лекций — самая простая и доступная часть. Всё остальное — дорого, сложно и требует стратегического подхода. Мы делаем то, на что хватает сил.
    • 0
      Честно говоря, я не знаю. Я не компетентен в этом вопросе. Я занимаюсь другим.

      Стараюсь подавать личный пример и умножать возможности. Если есть образовательный контент, то шанс привлечь аудиторию появляется. Если нет, то шансов меньше.

      И ещё. Дети, которые приходят в 239 — не интеллектуальная элита. Они обычные дети, в которых родители и учителя увидели сильные стороны и нагрузили по полной. Я уверен, что потенциал у каждого человека огромный. Основная задача его распознать и направить в нужное направление.

      Если мы говорим про детей, то это кружки. В 239, к примеру их больше сотни. Они бесплатны и свободны для всех. Записывайся и ходи, пробуй самые разные направления.

      Если мы говорим про школьников — тут сложнее. Необходима профориентация. Но она практически не работает. Нет профориентационных лекций, нет встреч с выпускниками/специалистами. Вузы почти никак не финансируют это направление. Есть только тупые тесты.
    • 0
      Про кружки 239 можно подробно почитать вот тут, кстати.
      239.ru/odod

      Там по ссылке ещё и небольшой ролик, который сделали ребята из моего кружка.
  • +9
    Вот читаешь всё про образование: курсы, лекции, образование 2.0, новые методы обучения, новые возможности публикаций…
    А у нас ректор МГУ даже процент посчитать не может…
    Даже не представляю когда же у нас начнут лучше учить…

    • +3
      У нас очень неоднородная образовательная среда. Есть вот такие ректоры, а есть и прекрасные специалисты. Вот кстати умница Антон Конушин из МГУ опубликовал три курса по компьютерному зрению. Но не в медиатеке МГУ, потому как её нет, а у нас.
      www.lektorium.tv/course/?id=22847

      И мне очень жаль, что он не смог продолжить эту свою работу. Наверняка из-за отсутствия финансирования.
      • 0
        Насколько мне известно, Антон Конушин сейчас читает соответствующий курс лекций в Школе анализа данных Яндекса. Возможно, видеолекции по этому курсу появятся в открытом доступе. Пока что есть курсы по другим предметам.
        • 0
          Отличная новость.
  • 0
    Как интересная идея для монетизации MOOC, выдвигаемая, например, Coursera, упоминались placement services. Вы о них сознательно не упомянули?

    Кроме того, если заглянуть на страницу http://www.class-central.com/, видно, что список курс-провайдеров тройкой edx/coursera/udacity не ограничивается. Остальные, на ваш взгляд, мелкие игроки или просто поздно взявшиеся за дело?
    (кстати, добавьте ссылку в пост, лишним не будет)
    • 0
      Да. Есть ещё несколько моделей монетизации, которые возможно будут работать. Но всех их надо пробовать, проводить исследования. И это не вопрос пары лет. Это лет 10. А вот то, что на мой взгляд может заработать в самом ближайшем будущем — это оплата экзаменов. Очных и дистанционных.

      Действительно я выделил самых крупных игроков. Каждый продвинутый вуз на планете так или иначе начал двигаться в описываемом направлении, поэтому подобных медиатек и проектов с дистанционным образованием — море. Как и агрегаторов, которые сами контент не производят, но пытаются почить на лаврах.
  • +1
    Расскажите, почему не работает продажа доступа к контенту (по вашему опыту или чужому)
    • 0
      До Лекториума я 4 года продавал mp3 через мировую сеть интернет магазинов. Изучил рынок, посмотрел основные механизмы. Они такие же как и на образовательном рынке.

      Если кратко, то пользователь будет платить за неинтерактивный контент только если он богат, доволен и всё суперудобно. Пока такое время не настало. Чтобы не говорили отдельные люди — цифры продаж электронного контента ужасают. Даже фидель.ру закрылся. Сейчас работают те, у кого отличная денежная подпитка.

      При этом производство и дистрибуция образовательного контента обходится значительно дороже.
      Цифры я приводил в посте.

      Так вот. Продавать сейчас можно только интерактив. Либо новости (которые важны именно в эти 10 минут), либо очное общение с лектором. либо тесты.

      Ну либо вы продаёте доступ юрлицам, которые платят за возможность использовать конетнт в образовании. Но понятно, что всё сразу окажется на торрентах.

      Основная особенность цифрового контента — его незащищенность.Вы никак не сможет его хранить только в одном месте интернета. Если он интересный — он разлетиться по максимуму. Поэтому неинтерактивный контент надо использовать как средство продвижения, пиара, просвещения.

      И когда какой-нибудь модный бложик опубликует несколько ваших лекций и получит всеинтернетовское признание как образовательная площадка — вы ничего не сможете с этим сделать.
  • 0
    Посмотрел сайт Вашего проекта — начинание очень хорошее. Скажите, пожалуйста, а планируете ли Вы размещение материалов для преподавателей (например, конспектов и дополнительных материалов к лекциями) для обсуждения и совместной работы? Преподаватели из отдаленных уголков России и бывшего СССР, куда новая литература доходит с опозданием, были бы очень рады такой возможности.
    • 0
      Ответил Вам выше.
  • +1
    Яков, Вы бы не могли поделиться своим взглядом на различные способы создания и выкладывания контента.

    Вариант с видеолекциями, который исползуете Вы, достаточно синхронный. Если лекция идет 1,5 часа, то сложно потратить на нее меньше времени. А скорость усвоения у всех разная, глубина знаний излагаемого материала тоже. А есть же еще повторение, а не первичное изучение. Конечно, со всем этим можно бороться удобством перемоток, планов лекции и т.п.

    С другой стороны можно создавать лекционно практические занятия: текст + графика + небольшие аудио-видео вставки + интерактивные упражнения, вопросы на закрепление и т.п. Работаешь в том темпе, в котором удобно, удобнее для диагональной работы, форм деятельности больше.
    • +1
      Артём, я ближе к конце недели подготовлю пост о том как нужно создавать и готовить контент к публикации. Там будет много ответов на ваш вопрос.
  • 0
    «образование 2.0» — нам бы 1.0 освоить до конца…

    Минск, БГУ, брал курсовую с одногруппником в главном корпусе, одногруппник предложил тему «передача потокового видео на планшетные устройства», так как у нас есть свое внутреннее «TV» и он им занимался в прошлом году. Человек, за это ответственный, разразился долгой тирадой на тему «мобильные устройства — зло, они портят глаза, молодое поколение хилое из-за этого», при этом сам в очках и явно не из-за планшетов =) Благо нашелся человек уровнем выше, который сказал, что это будущее и это нужно.

    Сам очень люблю udacity, благодаря курсам по питону + своей любви к linux сейчас очень неплохо работаю. В университете мало курсов по своей подготовленности дотягивают до западных аналогов, и еще меньше ориентированы на будущее, которое наступает стремительными темпами…
    • 0
      Предлагаемая стратегия никоим образом не вредит «старой школе». Она как раз помогает руководителям вузов выявить лучших.

      Я уже писал выше. Наше образование крайне неоднородно. Тут и отличные специалисты, и полные профаны.

      Но вообще, создание медиатеки — лучший способ, что называется, «показать товар лицом».
  • +5
    Ребята, образование 2.0? где?
    Вы предлагаете такие же тупорылые унылые лекции со старыми маразматиками, какие можно увидеть в любом быдло ВУЗе. Да и тема у вас модная и стильная.

    Даешь хардкор:
    1. Только хардкорные темы (термодинамика, сопромат, теормех, гидро-айродинамика, материаловедение, детали машин и т.д. никаких красноглазиков, только нормальные пацаны с машфака)
    2. Никаких старых маразматиков в кадре. Только 3D модель, только белый фон, только объект и его состояние. Нам нужна основа, а не мужик с мелом у доски.
    3. Только быстрый темп. Даешь 180 слов в минуту! Зачем тянуть кота за ...? Дали сценарий, пусть читает на скорость, эту муть и так смотреть не интересно.

    Вот таких учебные курсы нужны и их нет. В плане — вообще нет. Красноглазики не могут в термодинамику. Это не модно, не стильно, не молодежно. Зато тысячи технарей в вузах СНГ скажут вам спасибо.

    Раньше «Леннаучфильм», где были ровные пацаны, которые могли угорать по холодильным машинам, насосам и компрессорам, а сейчас их нет.
    Пример тогда:
    video.yandex.ru/users/gamer-nn/view/89/#hq
    www.youtube.com/watch?v=j6ogo6ocqXM
    Сейчас:
    vk.com/search?video&c%5Bsort%5D=2&z=video576633_140941171
    Как надо:
    www.youtube.com/watch?v=nJOMKmvQf8Q
    • 0
      Вы слишком бегло прочитали статью. Речь не о видеолекциях, а об общем подходе.

      Как правильно создавать образовательный контент и почему выбирается именно такие форматы я напишу чуть позже, в следующем посте. Примеры по ссылке — лишь один из вариантов.

      Если хотите хардкора прямо сейчас — вам в лабораторию им. Чебышёва.
      www.lektorium.tv/subject/?id=2884
  • 0
    А из какой видеолекции фото в статье? :)
    • +1
      Одна из лекций Вавилова, курс Domino Tilings

      www.lektorium.tv/course/?id=22900

      Планируется, что основная часть материала будет понятна САМЫМ МАЛЕНЬКИМ,
      начиная с 1-го или 2-го курса, но должна быть новой и интересной и для взрослых,
      включая аспирантов.

      Спецкурс будет посвящен комбинаторной задаче покрытия областей в
      кристаллографических решетках — ну, например, шахматной доски любой формы и
      любого размера — костяшками домино или другими подобными фигурами.
      Будет рассказан полный ответ на задачу о существовании такого покрытия, и для
      нескольких важнейших примеров доказаны формулы о количестве таких покрытий.
      Несмотря на элементарность самих задач, их решение послужит поводом увидеть в
      действии огромное количество разделов алгебры (начиная с линейной алгебры,
      комбинаторной теории групп, базисов Гребнера,...) и топологии.

      В действительности, эта тема теснейшим образом связана с важнейшими моделями
      статистической физики и имеет нетривиальные взаимодействия со многими другими
      разделами математики, в частности с теорией вероятности или теорией сложности
      вычислений, о чем также будет упомянуто.

      Про многомерные и неэвклидовы обобщения известно довольно мало, так что простор
      для самостоятельной исследовательской работы и компьютерных экспериментов здесь
      огромен.
  • +5
    Неоднозначная статья. Хотя бы потому, что попытка освоить существующие нематериальные активы и перенести в онлайн парадигму классического университета может быть рассмотрена как некий вопль отчаяния, но не тренд. Но поскольку игроки на этой поляне собрались крупные, то это выглядит как тренд, особенно в условиях резкого подорожания высшего образования за последние 50 лет, которое стало таким же объектом инвестиций, как и недвижимость с положительной инфляцией. Спасибо автору за подборку, хотя она далеко не полная — есть масса обзоров на эту тему, а если кто-то хочет получить более фундаментальную картину — имеем смысл скачать бесплатные отраслевые обзоры здесь: home.bersin.com/ — у меня есть несколько старых — впрочем, там освещаются скорее не проекты, а решения от вендоров в этой области.

    Что касается трендов, то думаю сейчас начинает проявляться тренд, который будет все больше доминировать. Чтобы понять его — давайте попытаемся ответить на вопрос — в какой среде, точке, институции проходит реальное образование человека? Варианты ответов 10-летней давности — в школе, ВУЗе, на работе, в семье, в сообществе друзей. Интересно как выглядели эти соотношения 10-20 лет назад, 2000 лет назад и сейчас. Я дам качественную картинку с точки зрения здравого смысла, а не результат исследования, но думаю правильную по сути.

    2000 и более лет назад системного образования почти не было (почти), поэтому 90-95% образования люди получали в семье с самом широком смысле, что очень тесно пересекалось с трудовой деятельностью. Образование происходило в рамках семьи и общины.
    За последние 2000 лет и особенно 1000 и 200 лет образование институционализировалось и стали доминировать школа и ВУЗ (для элит, так как высшее образование для не элит стало доступно сравнительно недавно — 100 лет назад). Школа и ВУЗ отъели у семьи существенную часть образовательного процесса.
    За последние 50-70 лет мир усложнился и технологизировался, высшая школа не поспевает за требованиями промышленности и бизнеса, поэтому образование начало развиваться внутри корпораций, отъев существенную часть от школы.
    Однако за последние 20 лет скорость изменений и частота смены работы и видов деятельности так выросла, что это потребовало резко сократить длительность курса, повысить интерактивность — начался расцвет краткосрочных курсов и программ менторинга: www.slideshare.net/AlexKrol/ss-15607121
    Наконец, появились социальные сети и все люди резко стали связаными в течении последних 10 лет, включая связь через мобильные платформу. Началось возрождение эры peer-2-peer образования, когда все больше реальных знаний люди получают не в ВУЗах, не на корпоративных семинарах, а в процессе общения внутри профессионального сообщества. Да, это знание часто не так систематизировано и не представлено в фреймворках как у профессиональных преподов, но оно 100% кастомизировано и интерактивно. И число этих спонтанных транзакций растет в геометрической прогрессии. У людей нет спроса на курсы, лекции, семинры — у них есть спрос на знания и навыки, а лекции, курсы и семинары БЫЛИ долго доминирущим форматом, однако времена меняются. Сейчас у людей больше выбора — от старых форматов до нового, пирингового, который еще не обрел своих инструментов, но движение к этому есть: prezi.com/qldhms3qbuoy/presentation/

    Я думаю, что в течении ближайших 5-7 лет peer-2-peer станет доминирующим трендом, безусловно оставив нишу старым форматам. Маленький пример из жизни. Моя дочь учиться на архитектора и прошлым летом мы договорились с друзьями, что они организуют ей небольшую стажировку в нескольких архитектурных бюро Израиля. Когда она пошла на собеседование в первую компанию, то там ее не спросили из какой она страны, какой ВУЗ оканчивает, на каком курсе, как она знает язык. Это их вообще не интересовало. Они спросили — владеет ли она определенным инструментом. Она не владела. Во втором бюро тоже никого не интересовал бэкграунд, ее спросили что она умеет — она назвала и ее взяли. И я могу привести много подобных примеров, когда бизнес мало волнует кто вы, где вы учились — интересно что вы конкретно можете и Вам дают реальный кейс. Я не утверждаю, что это универсальный подход и существуем сотни методик селекции, но в мире иформационной открытости и прозрачности диплом университета теряет свое значение как средство хеджирования образовательных рисков. Меня будет интересовать — у кого конкретно человек учился, какие конкретно делал проекты, с кем. И это не инновация — это работающая реальность в отрасли, которая максимально насыщена инновациями — в кинематографе, конкретно в Голливуде, где говорят — важно кто тебя знает и может поручиться за тебя. Пока не было интернета, социальных сетей, агрегаторов персональных данных — роль поручителей брал на себя УНИВЕРСИТЕТ и именно его бренд составляет до 70% в себестоимости образовательных услуг.

    Как только этот тренд наберет силу, ландшафт образовательных проектов, я имею в виду дистанционных начнет меняться. Вот пример концепта: www.slideshare.net/AlexKrol/ss-15666853
    • 0
      Так собственно в этом и фишка MOOC! Преподы курс выложили, а дальше самое интересное начинается в социалках в сообществах «однокурсников». Что, собственно, и позволило всему этому начать взлетать в конце 2011, в отличие от первых экспериментов с OCW и т. п.

      Ключевая фишка тут — локализовать тот или иной курс во времени, чтобы студенты по возможности проходили его вместе, как в реальном учебном заведении. А дальше, кода базовый контент курса разойдется в открытый доступ, новых участников можно привлекать обновлением контента, онлайн-сертификацией (привязанной ко времени), также в одном курсе выделять контент для новичков и обладающих некоторым опытом, чтобы последним было интересно участвовать в сообществе и делиться знаниями.
  • 0
    Благое начинание.
    Кстати, проект финансируется на меценатские средства?
    Вы озвучили высокие требования к нашим ВУЗам, сославшись на зарубежных коллег. Однако, Ваш сайт, если быть откровенным, ни в коей мере пока до них не дотягивает и сам. Длинные лекции, отсутствие тестов, отсутствие коммьюнити. Вы собираетесь развивать Ваш ресурс в соответствие с заявленной планкой? Это было бы здорово.
    • 0
      Конечно собираемся. Но если есть выбор — редизайн или съёмка пары серъёзных курсов, то пока мы выбираем последнее.
      Как правильно заметили ниже — необходимо лобби и деньги.

      Пока ресурсы ограничены.
      • 0
        Понял Вас. Я сам создал образовательный сайт в новом стиле. И сейчас работаем (преимущественное вдвоем) над еще более новой системой. Так что это реально даже малыми ресурсами.
  • 0
    К сожалению только видео лекции не помогут освоить новый матриал, нужны задачи, лабы. Аналогичные сервисы от наших университетов появятся не скоро, скорее эдэкс начнет переводить свои курсы на русский.
    • 0
      Практика показывает, что там, где мы начинаем помогать конкретным преподавателям с видеосъёмкой, через некоторое время самостоятельно начинают генерировать контент широкого спектра. Но конечно организовать всю эту работу должен вуз.

      Мы свою задачу видим в просветительской деятельности.

  • 0
    Студентов на обычные лекции палкой не загнать, а вы хотите OCW.
    • +2
      Либо студенты не те, либо не лекции не те.
  • +2
    Это не укладывается в предложенный формат, но тем не менее:
    neerc.ifmo.ru/wiki/index.php?title=%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
    Интересна именно проверяемая часть конспектов, потому что она заведомо хорошая.
    • 0
      Это очень интересно, буду изучать. Спасибо.
  • +6
    Здесь уже писали, может быть не очень приятно и вежливо, но зато очень верно. Собрать библиотеку видео — это, конечно, здорово. Но у видео-лекций и видео-уроков есть целый ряд очевидных недостатков, мешающих их широкому применению. Нужно обладать огромным запасом времени, чтобы просмотреть часовую или полуторачасовую лекцию, и еще большим запасом — чтобы просмотреть цикл лекций. Удобно ли искать в видео-лекции нужный момент? Нет. Можно ли адаптировать лекцию под себя? Нет. Узнать быстро из лекции только то, что нужно сейчас? Нет. Пока данные проблемы не будут решены (а их потихоньку с разных концов начали решать), банки видео-лекций (абстрактно в отрыве от каких-то мало мальски востребованных курсов) не будут никому нужны. Очень рекомендую подумать об этом в рамках своего проекта — будете ли вы куда-то двигаться в этом направлении, и если да, то куда и как.

    Что касается трендов и вузов. То как преподаватель вуза (и не одного) с многолетним стажем скажу. Вузу как организации никакие тренды и новые технологии НЕ нужны. НИ ОДИН проект у нас через административный канал не пройдет, только если у него не будет мощного лобби. Пример — Дневник.Ру, который ОЧЕНЬ мощно поддерживали на уровне администрации Санкт-Петербурга, и у них получилось. А еще хоть один электронный дневник собрал столько же школ «под себя»?

    Поэтому мой совет всем. ЗАБУДЬТЕ про образовательный проект «для вуза». Делайте его для конечного пользователя — студента, преподавателя, но главное — в отрыве от лишних административных трудностей.

    п.с.: чтобы не быть голословным, скажу, что сам делаю два образовательных проекта очень давно — свободную облачную платформу для ДО бесплатную для преподавателей, а также мобильный образовательный проект для студентов, поэтому немного понимаю, о чем говорю, но чтобы не ругали за рекламу — ссылки напишу, если кому-то будет интересно
    • 0
      Напишите прямо здесь. Я уверен будет многим интересно.
      • +1
        Так получилось, что ссылки здесь упоминались, поэтому тему и нашел. Просто хотелось дать к ним комментарий.

        Проект «Аргус-М» — www.argusm-edu.ru/ — это полноценная облачная платформа для дистанционного обучения, которая запущена как онлайн-сервис по организации тестирования и подготовке к сдаче тестоа. В тонкости вдаваться можно долго, скажу только, что для преподавателей сервис беслпатен — любой может зайти, создать тест и протестировать своих студентов (потом, естественно, посмотреть результаты, статистику, аналитику, выгрузить ведомость и т.п.).

        Проект вырос в вузовской среде, 3 года ежедневно обкатывался на студентах (с 2006 года). Были попытки его внедрить. Два самых популярных ответа: 1) «акт подпишем, а пользоваться не будем, т.к. не можем обидеть Х, который у нас занимается дистанционным образование» (при этом ничего не работает), 2) «нам нравится, но пользоваться не можем, т.к. уже куплено У, которым пользоваться неудобно, но деньги уже заплачены». После этого окончательно понял, что «через верх» ничего внедрять не имеет смысла. В этом плане вуз сильно и от школы отличается, часто есть свои «умельцы», которые что-то там годами пишут, и которых обидеть нельзя. Ну и вопрос финансирования — больной. Так что с 2010 года сервис исключительно для обычных людей. Студентам — учиться, преподавателям — упрощать себе жизнь.

        Но не без проблем и здесь. Никак не получается «выйти» на преподавателей, чтобы массово им донести информацию о существовании такого инструмента. Поэтому пока акцент больше на студентах, чем на преподавателях. Это, кстати, может быть общим «тонким местом» и других проектов, нацеленных на преподавателей. Сложно их найти в сети, или я что-то пока не понимаю.

        Второй проект — Университет в кармане (Мой Универ) — moyuniver.ru/ — растет на базе первого, это уже полноценный мобильный образовательный проект. Может кто-то подскажет, что-то аналогичное кто-то делает еще в России? Это мобильное приложение для тех, кто хочет учиться на отлично. Умный помощник студента, который должен его поддерживать от первого и до последнего дня в университете.

        Здесь все только начинается, вышло первое приложение для Windows Phone (самое интересное еще впереди) — www.windowsphone.com/ru-ru/store/app/%d0%bc%d0%be%d0%b9-%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d1%80/43d2dff2-7add-4b4c-9e57-25a7e783e567

        За 3 месяца приложение скачало больше 13000 человек на самой мало распространенной платформе. Я считаю, это знак. Знак востребованности таких решений, которых (если судить по маркетам) пока просто нет. И еще одно очень важное наблюдение. Аудитория здесь на порядок активнее, чем в вебе. Может я просто что-то более удачное сделал, но мне кажется, что все-таки мобильные приложения располагают к себе больше, чем просто веб-решения.

        Отсюда и вытекают мои наблюдения. Вуз как точка входа — я бы не советовал. Мой выбор — конечный пользователь (студент, школьник, преподаватель). Рост проекту и интерес со стороны пользователя обеспечивает интересный и качественный контент, которого должно быть много (и с каждым днем еще больше). И конечно, мобильные решения — я всецело за них. Аудитория активнее, или более дружественная, но в любом случае проект выигрывает от этого.

        Если вдруг удастся найти здесь таких же энтузиастов, как я, буду действительно рад.
  • +1
    Немного спецкурсов с ВМиК МГУ:
    * course.secsem.ru/lections — «Введение в информационную безопасность» / «Практические аспекты сетевой безопасности»
    * haskell.secsem.ru/2010/Lectures — «Теория функционального программирования. Язык Haskell»
    * www.youtube.com/playlist?list=PL387B38E91536055B — ПО GNU/Linux
  • +1
    Можно еще вспомнить про наш молодой проект hexlet.org
    • 0
      А на каком движке реализована сама образовательная часть. Судя по всему, это сторонняя какая-то платформа? И как преподаватель хочу задать вопрос — а чем вы мотивируете размещение курсов у вас? Разработка курса — дело трудоемкое, что я получу, разместив его у вас?
  • +1
    Из России есть ещё rosalind.info.
    • 0
      Николай, надеюсь с нового семестра мы начнём работать вместе.
  • +1
    Наши записи лекций с летней школы по вычислительной топологии: dcglab.uniyar.ac.ru/ru/conferences/school2012/video

    Интересны были бы Ваши комментарии.
    • 0
      Добрый день!

      Я ответил Вам в личку.
      • 0
        Тоже ответил. Надеюсь, удастся посотрудничать.
  • 0
    1. Есть цикл на канале Культура (Academia), где профессора, академики рассказывают о своих работах или о мегаоткрытиях (пример)

    2. Касательно химии. В МГУ пару лет назад был отснят курс лекций по химии и нанотехнологиям (тут и первое, и второе)

    3. У МГУ есть тот же масс-медиа портал (см.лекторий МГУ), куда даже наши лекции для СУНЦ МГУ попали (лекторий МГУ — НОЦ Нанотехнологии). Да, местами криво-косо, но как есть уже — старались как могли…

    4. У других естественно-научных факультетов есть что-то аналогичное, например, у физиков есть Дубинушка

    Единственное, несколько системность потеряна и классификации нет, а так МГУ всё-таки старается быть в тренде!;)
  • 0
    Томский университет систем управления ТУСУР запустил проект открытых курсов, там пока только один курс, но уже одна группа отучилась, ждем результатов. Сейчас ведется разработка второго курса и т.д.
    mooc.tusur.ru
    • 0
      А как-нибудь можно посмотреть «начинку» курса? А то доступ больно зашифрованный.
      • 0
        Напишите мне вконтакте контакты, я отправлю скриншоты, vk.com/yurazorin либо можете авторизоваться student логин и пароль совпадают, данный студент уже подписан на курс, и сможете посмотреть начинку
  • 0
    Вопрос.
    «На все курсы надо записываться заранее. Нельзя подключиться к курсу, который уже читается.» — это к Coursera тоже относится? Насколько я знаю, к курсу на Coursera можно присоединиться в любой момент. Даже после окончания курса. Время подключения влияет только на контрольные точки (по понятным причинам, особенно там, где проверка студентами).

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное