Как за 6 шагов узнать хороший дизайн

https://medium.muz.li/how-to-identify-good-design-in-6-steps-e35da387b7c9
  • Перевод
Устраняем субъективность мнений.
К самому первому моему посту на Medium оставили комментарий, на который мне захотелось дать развернутый ответ. Читательница отметила, что дизайн — штука субъективная, и спрашивала, пробовал ли кто-либо формализовать принципы хорошего дизайна. Тогда я подумал: «Почему бы не попробовать?»

С этого все и началось.

Вопрос состоит из двух частей, первая — утверждение, что дизайн субъективен. Лично я не согласен с таким подходом, но я понимаю, откуда у него растут ноги: люди склонны смешивать дизайн и искусство, и потому свойства одного зачастую переносят на свойства другого.

Искусство субъективно, это игра, в которой почти нет правил. Дизайн — дело другое, сам факт, что кто-то может составить для него список принципов уже говорит о том, что в этой игре есть определенные правила. А если есть правила, значит, можно судить, применяли их или нет, следовательно, дизайн не субъективен. Но, если честно, я не могу сказать, что дизайн на 100% объективен: всегда есть вещи, которые относятся к личным предпочтениям, определяемым вашими культурой и опытом.

Наличие небольшой субъективности не означает, что вы не сможете отличить хороший дизайн от плохого. Это значит лишь то, что вы можете счесть хороший дизайн уродливым, или напротив, вам может понравиться достаточно паршивый дизайн. Давайте посмотрим на пример.

image
Знаменитая соковыжималка Juicy Salif от Филиппа Штарка (Philippe Starck)

Думаю, почти каждый согласится, что это стильный дизайн, главный вопрос — хороший ли он?

image
Неа.

Почему? Потому что у него столько функциональных проблем, что я даже не буду их перечислять (просто зайдите на Амазон и почитайте отзывы, там много интересного и смешного, или прочтите это). Если вкратце, он не справляется с тем, для чего предназначен, не помогает выжимать сок.

Делаем вывод, что привлекательный внешний вид не равен хорошему дизайну. Чтобы помочь вам заглянуть глубже внешнего вида, я составил список из 6 принципов, которые можно использовать, чтобы отличить хороший дизайн от плохого. В принципах есть множество нюансов, на каждом я остановлюсь подробно.

Основываясь на упомянутой соковыжималке, вы уже догадываетесь, что станет первым…

1. Эффективен ли дизайн?


Дизайн создается для устранения существующей проблемы. Неудобный веб-сайт, продукт для конкретной аудитории или новый бизнес, которому требуется логотип — проблемой может стать что угодно.

Это первый пункт, по которому можно судить, хорош или плох дизайн. Если он не решает проблему, дальше идти не стоит — это плохой дизайн. Неважно, насколько хорошо он выглядит, ведь он не решает проблему, ради которой его создали.

По моим наблюдениям, именно этот пункт вызывает большую часть трений между дизайнером и клиентами или начальством. Дизайнеры начинают работать без достаточного понимания проблемы, стараются сделать что-то крутое, что будет выгодно смотреться в их портфолио. Они забывают, что дизайн создается не для решения их проблем, а для людей.

Чтобы дизайн был эффективным, важно понимать и чувствовать то же, что клиент или пользователь. Начиная работу, задавайте себе вопрос «Зачем?» до тех пор, пока не осознаете настоящую цель, для которой нужен ваш дизайн. Иногда клиент приходит к вам с одной просьбой, но, задав несколько вопросов, вы понимаете, что ему нужно совсем другое. Только после этого можно быть уверенным, что вы помогаете в решении настоящей проблемы.

Если ваш дизайн эффективен, можно переходить к следующему пункту.

2. Правильно ли дизайн отражает тон?


Чтобы оценить, подходит тон или нет, сначала нужно понять две вещи: бренд и аудиторию.

Бренд

Термин «бренд» обычно применяют к бизнесу, но этим он не ограничивается. Многие вещи имеют бренд, к примеру, бренд есть у каждого из нас. Ваш бренд — это то, как вас воспринимают окружающие. Это же применимо к компаниям и всему остальному.

Хороший дизайн позволяет компании управлять своим брендом, изменять общественное мнение до совпадения с идеальным образом компании.

Аудитория

Целевая аудитория компании может варьироваться от необъятно широких масс до очень малой ниши. Если вы знаете, к какому образу стремится компания и для кого создается дизайн, остается решить, что для них подойдет?

В целом, чем шире аудитория, тем понятнее и проще должен быть дизайн. Поэтому можно заметить, как многие компании по мере роста теряют свою “душевность”. Происходит это оттого, что некоторые дизайнерские приемы, работающие для малых ниш, не подходят для большой аудитории, ими жертвуют для привлечения большего числа людей. С другой стороны, когда ваша аудитория меньше и специфичней, такие фишки привлекают людей.

Это можно увидеть, сравнив Макдональдс с местной бургерной. Они продают один продукт, но по-разному.

image

ByronHamburgers

Местная бургерная использует современные решения в дизайне, привлекая людей, следящих за новинками, взгляните на забавные иллюстрации на сайте Байрон. На другой чаше весов Макдональдс, который общается с клиентами в более доступной форме, обращается к широкой публике, никого не выделяя и никого не отвергая.

image
McDonalds

Вкратце, чтобы понять, соответствует ли ваш дизайн этому пункту, надо знать подходящий тон и успешно ли дизайн его отражает (доносит). Если да, тогда вы на шаг ближе к хорошему дизайну.

3. Выдерживает ли дизайн проверку временем?


Хороший дизайн чувствителен ко времени. В идеале всем хочется вневременного дизайна, однако он не всегда уместен или необходим. Все зависит от цели дизайна и его жизненного цикла.

Например, если вы создаете веб-страницу для продукта, который заменят или обновят в течение 2 лет, имеет смысл задействовать модные веяния, чтобы выдвинуться вперед. Так ваш дизайн будет выглядеть современным, модным и актуальным. Но нужно предвидеть тренды и их развитие. Нет ничего хуже, чем поздно оседлать волну и оказаться в позиции догоняющего, а не создателя тренда, над вами только посмеются.

С другой точки зрения, если мы говорим о логотипе, выбираемом на годы и десятилетия, то, конечно, стоит избегать зыбких дизайнерских ходов, срок годности которых быстро закончится. Посмотрите на известный редизайн логотипа Старбакс, в нем видна тенденция к упрощению логотипа. Вывод: чем проще будет дизайн, тем дольше он продержится.

image
Итерации логотипа Старбакс за 1971, 1987, 1992, 2011 гг.

Итак, чтобы пройти этот пункт, вам нужно понять жизненный цикл дизайна и выбрать для него соответствующее решение.

Соответствует ли дизайн своему жизненному циклу? Если да, продолжим. Осталось всего 3 принципа.

4. Есть ли в вашем дизайне помехи?


Помехи — это то, что мешает человеку, читающему или использующему что-то. Чем больше помех в дизайне, тем сложнее клиенту решить свою проблему с помощью вашего дизайна. Обычно помехами становятся сложные тексты или неудобные веб-сайты.

image
Тот случай, когда текст слишком мал.

Вы удивитесь, узнав, как много раз дизайнеры жертвовали простотой чтения и удобством сайта ради его внешнего вида.

Важно тщательно вымерять объем информации, которую вы хотите представить. Избегайте перегрузки информацией, она лишь добавляет помехи в дизайн. Чтобы этого не произошло, вам нужно очень четко понимать, чего хочет ваш клиент или пользователь. Но чаще всего даже эту информацию нужно процедить и сделать более понятной.

«Богатство информации ведет к бедности внимания» — Marty Neumeier

Если дизайн хорош, он невидим. Люди легко находят то, что им нужно.

Если дизайн видно — он плохой.


Отлично, осталось всего 2 пункта.

5. Дизайн визуально привлекателен?


По этому принципу всегда много дискуссий и противоборствующий мнений. Возникают они из-за субъективного характера темы — из-за разности мнений сложно прийти к единогласному решению.

Несмотря на это, попробуем избавиться от доли субъективизма. Для этого нужно изучить принципы, которые делают дизайн визуально привлекательным. Их можно найти почти в каждом примере хорошего дизайна.

Помимо изучения теории, вы также должны обогащать свою визуальную культуру. Добиться этого можно, рассматривая дизайн, собираемый сообществом дизайнеров на сайтах и в книгах. Вы станете замечать паттерны, появляющиеся в хороших работах: сбалансированная композиция, прекрасная типографика, четкое выравнивание, восхитительные цветовые комбинации и многие другие вещи.

Этого хватит для привития вам хорошего вкуса. И все же этот пункт всегда будет немного субъективным, но так как он всего лишь один из 6, это не помешает вам отличить плохой дизайн от хорошего. Как я и говорил в начале, хороший дизайн не должен нравиться всем.

Следующий пункт будет завершающим.

6. 1+1=3?


Если дизайн прошел предыдущие 5 пунктов, перед вами уже очень хороший дизайн, а этот пункт поможет найти среди хорошего, выдающийся.

Чтобы понять, что ваш дизайн стоит больше, чем сумма всех его частей, нужно просто присмотреться. В сущности, такое происходит, когда из обычной комбинации хорошей типографики и цветов возникает гениальная идея, которая поднимает дизайн на совершенно другой уровень.

image
Логотип FedEx (1994)

Простым, но изящным примером служит логотип FedEх. Присмотритесь к нему. Видите, между Е и Х маленькая стрелка, спрятанная в негативном пространстве. Эта стрелка задумывалась как символ скорости и точности компании.

Вот что отличает хороших дизайнеров от великих. Хорошие опираются на технические навыки и строят дизайн на принципах (кстати, такому можно научить компьютер), но великие вносят в уравнение новые данные. Я считаю, что это и есть творчество.

Финальные мысли


В двух словах: хороший дизайн — это не только то, что видно глазом, не только внешний вид, это комбинация продуманных решений, сделанных с заботой о конечном пользователе или зрителе.
Метки:
Логомашина 257,66
Логотипы из Петербурга для всего мира
Поделиться публикацией
Похожие публикации
Комментарии 33
  • +10
    Про стрелку федекс, я ее не замечал совсем, пока не прочитал о ней в какой то статье о дизайне.
    • +2
      А я вот не знал, что изначально на логотипе Старбакса были сиськи. Теперь я окончательно перестал понимать смысл смены логотипа у компаний.
      • 0
        в угоду всяких «антисексистких» движений, сначала сиськи, потом раздвинутые хвосты (ну когда дошло до них что это) и только в 2011 смена действительно из-за дизайнерских соображений, мода на избавления от текста.
      • 0
        Большинство не замечало, но думаю это и не нужно, так как это работает на подсознательном уровне. Из аналогичного — логотип формулы 1 в негативном пространстве.
        • 0
          Я думаю, не ошибусь, если скажу, что подобные вещи работают только для самих дизайнеров. Обычной публике дизайн логотипа играет вторичную роль. Люди его запоминают, но сложный он или простой, не суть важно, лишь бы был отличный от других. Упрощение дизайна — это всего лишь модный тренд, а не способ повысить привлекательность/запоминаемость бренда. А в случае популярных брендов а-ля Старбакс, Кока-Кола, Лего, дизайн логотипа вообще несущественнен. Это те случаи, когда бренд популяризует логотип, а не наоборот.
      • 0
        Пункт 3: чем проще дизайн, тем дольше он продержится:
        Лого Лего 1934, 1946(ч/б варианты) продержались совсем немного

        И в общем, что скажете про изменение этого лого?
        Версии лого Лего
        image
        • 0
          Промышленный дизайн — это довольно точная наука…
          • 0
            Подсознательно отделяю «дизайн» и промышленный дизайн, т.к. примеры, которым хотят подражать все мои знакомые дизайнеры, — совершенно не продуманы. Редко кто приводит как пример хорошего дизайна те вещи, которыми пользуешься очень часто, не замечая их прекрасного дизайна.
            • –1
              самое крутое начинается, если кривому дизайнеру скажешь, что дизайна там просто нет: они тут же атакуют вопросами «а вы сами-то что надизайнили» и «а что конкретно вам не нравится»

              пожалуй, это самый верный способ определить хороший дизайн у хорошего дизайнера :)

              • +1

                А что, по-вашему, плохого в вопросе "А что конкретно вам не нравится"? Если вы на такой вопрос не сможете ответить конкретно, то это с большой долей вероятности будет говорить о том, что вы сами не понимаете, почему дизайн кажется вам плохим (следовательно, даете ему субъективную, а не объективную оценку). Однако развернутый ответ на вопрос поможет вам с дизайнером найти общий язык и добиться хорошего результата. Все же иногда дизайн продукта может оказаться плохим не из-за кривых рук дизайнера, а из-за того, что они с заказчиком не смогли понять друг друга. Возможно, что это вина дизайнера, а возможно, что и заказчика.

                • 0
                  хорошие дизайнеры таких вопросов не задают, они просто делают хороший дизайн, а все остальное — обычные отмазки бесталанных «дизайнеров»

                  если мне нужно развернуто говорить, как дизайнеру делать его работу, то зачем мне нужен этот дизайнер? я и сама все могу сделать

                  дизайн не может быть плохим, если он сделан талантливым человеком; он может не подойти конкретному заказчику или заказчик будет придираться к деталям, но талантливая работа всегда остается талантливой работой

                  • 0
                    если мне нужно развернуто говорить, как дизайнеру делать его работу, то зачем мне нужен этот дизайнер? я и сама все могу сделать

                    Если мне нужно развёрнуто говорить доктору, что у меня болит, то зачем мне нужен этот доктор?

                    Если дизайнер не задаёт вопросов, в результате скорее всего получится не то, что нужно заказчику. Дизайнер — не телепат, он не может залезть вам в голову и понять, что вам нужно. Если бы это так работало, хорошие дизайнеры продавали бы свой продукт исключительно на стоках.
                    • 0
                      вы же не говорите доктору, что именно он должен сделать, чтобы у вас не болело, вот и нет смысла говорить дизайнеру, что именно он делает не так, проще сменить дизайнера

                      и да, сегодня доктора принимают решение не на основе ваших рассказов, а на основе обширной диагностики

                      я нигде не говорила, что дизайнер не должен задавать вопросы, вы просто передергиваете

                      думаю, тут все ясно
                • 0
                  К сожалению в дизайне разбираются ВСЕ.
                  • –1
                    и это очень хорошо, потому что это минимизирует количество случайных людей в профессии, которые вместо того, чтобы найти себе работу по способностям, будут троллить клиентов вопросами про «что конкретно не нравится» и комментариями «К сожалению в дизайне разбираются ВСЕ.»

                    сегодня все люди намного осведомленнее во многих сферах человеческой деятельности, чем это было еще каких-то 20 лет назад, и это называется прогрессом

                    • 0
                      Возможно вам повезло и вам попадались исключительно осведомленные во многих сферах, но я, работая в видеорекламе, сталкивался почти исключительно с тотальной некомпетентностью не только заказчиков, но и руководства компании. 99% людей, считает, что разбирается в дизайне, хотя в этот момент может давать советы по монтажу, шрифтам, цветам, озвучке и т.д. Да, вы верно поняли, большинство не отличает визуальный дизайн от звукового, от монтажа и цветокоррекции.
                      • 0
                        сталкивался почти исключительно с тотальной некомпетентностью не только заказчиков, но и руководства компании. 99% людей, считает, что разбирается в дизайне

                        Вы тут делаете типичную ошибку многих дизайнеров. Дело в том, что эти некомпетентные заказчики и руководство компании — это статистическая выборка из ваших потребителей. И если ваша работа чем-то не угодила 99% людей, которые предлагают вам её переделать, значит, вы сделали работу, которая никому не нравится. Вы можете считать себя сколь угодно крутым дизайнером, но если вашу работу одобряет только 1% людей, она откровенно плохая, даже если вы там выдерживаете все каноны и правила.
                        Это вольный художник может наваять что угодно, может быть заваленным какашками критиков, но гордо отбиваться фразой: «Я творец, я так вижу». А если вы работаете дизайнером коммерческого контента, есть только один критерий качества вашей работы — довольные заказчики и пользователи. Ваше личное мнение тут не в счет.
                        • 0
                          А вы точно уверены, что вдалец бизнеса является потребителем собственных товаров или услуг?
                          А знаете ли вы какие в основном претензии? «Мне что-то не нравится, но не знаю что». «Мне нравится зеленый цвет, а у вас тут красным» (знак «стоп», например). «Меня по психологии учили, что движение должно быть вверх и вправо» (речь идет о изображении листания странтицы, которая при таком направлении имитирует листание книги задом наперед).
                          Корректные по делу замечания я встречал очень редко. И только один клиент (примерно за 10 лет работы), который четко показал желамый результат — приведя в пример чужой ролик, по которому надо было сделать максимально близко. Все остальные начинают с «сделайте правильно, вы же профессионалы», а заканчивает «что-то не то, надо все переделать».

                          К сожалению, настоящее говно получается именно когда клиент полностью доволен. Не знаю как сейчас, есть ощущение, что ситуация стала меняться, но я давно этим не занимаюсь (только эпизодически). Довольный заказчик и довольный пользователь — СОВЕРШЕННО разные вещи. Более того, именно в рекламе не всегда пользователь должен быть доволен, в рекламе главное, чтобы товар или услуга были замечены и продажи увеличились, а если это достигается путем получения массы гневных звонков на телеканал, то это проблема только телеканала. Заказчик при этом получил массу новых клиентов за несколько дней проката.
                          • 0
                            начинают с «сделайте правильно, вы же профессионалы», а заканчивает «что-то не то, надо все переделать»

                            Значит, вы не умеете общаться с заказчиками. Нужно понять, что хочет клиент если не до того, как приступили к работе, то хотя бы к середине.
                            • 0
                              Значит по другим пунктам претензий нет?
                        • 0
                          а они и не должны отличать: они прекрасно разбираются в бизнесе, который построили, и в клиентах, которые им регулярно приносят деньги, и в том, какая реклама понравится их клиентам, иначе бы они просто не смогли заработать тех денег, которые платят вам

                          есть замечательные образцы рекламы, которая нравится практически всем, причем ее регулярно вспоминают даже спустя долгие годы как пример талантливой работы, и я ни разу не видела, чтобы кто-то придирался в комментариях к шрифтам или цветокоррекции

                          с таким же успехом можно утверждать, что 99% процентов ваших работ просто никуда не годятся, а ваши недовольные клиенты пытаются хоть как-то спасти вашу репутацию и свои деньги — где гарантии, что это на самом деле не так?

                          • 0
                            Если они знают, какая реклама понравится их клиентам (были и такие случае, после многих лет проката разных роликов, многие стали понимать, что подходит, а что нет), то почему же подавляющее большинство не в состоянии даже минимальным образом это сформулировать? Почему же они так классно во всем разбираются, но объяснить не могут?

                            На самом деле, все намного хуже. Большая часть нашей провинциальной рекламы (у нас совсем небольшой город) делается по типу «смотрите, у нас есть X и Y. наш адрес, наш телефон». Это как бы не реклама, это объявление, которое может быть и формате видеоролика. И вот при таком простом, казалось бы, подходе, находится очень много придирок. Расскажу откуда они берутся, т.к. у меня подозрение, что вы ни разу не сдавали работу заказчику.

                            Директор либо менеджер по рекламе в этой конторе, берет видеоролик (с картинками немного проще), и тащит в контору. Показывает совету директоров, бухгалтеру, начальнику цеха, заместителю начальника цеха, девочкам из отдела кадров, а если фирма не слишком большая (до 10-15 человек), то вообще всем, вплоть до уборщицы. И требует от каждого высказать свое мнение. Тщательно выслушивает и запоминает. Это еще не все. Ролик берут домой и показывают жене, детям, бабушке и коту (при этом реклама может быть про пейнтбольный клуб или кирпичный завод, это вообще роли не играет). Тоже выслушивает их мнение. Большую часть, конечно, этот заказчик забывает, у него все перемешивается в голове, т.к. отзыв начальниках цеха, дворника и дочки очень редко совпадает. И вот, приходит к исполнителю, и начинает рассказывать, что там все неправильно: телка слишком откровенно моргнула, кирпич не того оттенка, инструмента на полке слишком мало и он «обрезается». И это все нужно обязательно исправить.

                            Справедливости ради надо сказать, что не все заказчики настолько неадекватные, что слушают бухгалтера и кошку. Но вот от жены почти никто отбиться не может (если покажет, конечно). Поэтому вся провинциальная реклама, даже при стараниях и скудных материальных возможностях выглядит намного хуже «столичной» и, тем более, иностранной, где жен к принятию решений допускают крайне редко.
                            • 0
                              Провинциальная реклама хуже, потому что в столице живут не люди, а инопланетяне какие-то, которые знают, как правильно разговаривать с дизайнером, всегда вежливы и знают, чего хотят, а вовсе не потому что в провинции ниже компетенция тех, кто собственно эту рекламу снимают? Очень сомнительное утверждение.
                              • 0
                                Если вы утверждаете, что компетенция ниже в провинции, то почему так происходит? Получается, что заказчики в столице не инопланетяне вовсе, инопланетяне исполнители?
                              • 0
                                извините, но это слишком длинно для комментария
                    • 0
                      Вот только все эти обновления дизайна рассчитаны на людей, которые видели предыдущий вариант. Как с новым логотипом старбакса человек который впервые его видит объяснит что там за заведение, около которого он стоит, например? Как у него соединится зеленая баба и название, если они по раздельности? Или как у него может ассоциироваться зеленая баба и кофе?
                      Или вот бытовой пример из UI. На кнопке пуск теперь ни названия, ни подсказки. С помощью какой интуитивности может возникнуть мысль ее нажать, чтобы искать приложения?
                      Значок дискеты для сохранения — выросло уже 2 поколения людей, которые дискеты не видели никогда в жизни.
                      Три точки, обозначающие дополнительное меню — с какой радости троеточие ассоциируется с дополнительным меню?
                      Профдеформация о всем проявляется. Человек со стороны вообще не поймет то, что ui, ux и прочие диазайнеры хотели сказать. Стрелку в федексе я тупо не замечал, пока сейчас не прочитал про нее.
                      • 0
                        Значок дискеты для сохранения — выросло уже 2 поколения людей, которые дискеты не видели никогда в жизни.
                        Три точки, обозначающие дополнительное меню — с какой радости троеточие ассоциируется с дополнительным меню?

                        Насчет дискет согласен, но вот "..." (многоточие) известный знак означающий что текст имеет продолжение, но по каким то причинам здесь не приведен. Так что, имхо, "..." интуитивно довольно понятный знак дополнения, продолжения…
                        • 0
                          эти заведения с зеленой бабой обычно благоухают ароматом кофе и содержат в себе какое-то количество людей со стаканчиками и ноутбуками

                          так что даже слепой, который никакой бабы не видит, легко догадается, куда попал

                          известный фрукт тоже никак не ассоциируется с лучшими компьютерами, но все знают, что этот фрукт обозначает, даже те, у кого этих компьютеров и телефонов никогда не будет

                          три точки для меню пришли из трех полосок для обозначения скрытого меню на мобильных версиях сайтов — особой проблемы нет, потому что люди в массе своей любопытны и обязательно во все потыкают, чтобы ознакомиться с интерфейсом, причем это требуется только один раз; во второй человек уже знает, что там находится

                          значок сохранения сейчас часто заменяется иконкой облака — так что за новые поколения можете быть спокойны

                          • 0
                            Три точки для меню появились ещё в 80-х, когда ни о каких «мобильных версиях сайтов» никто не слышал.
                            • 0
                              ну видимо поэтому про них никто и не помнит :)
                              • 0
                                Мы, похоже, говорим о разных трёх точках, причём я не знаю, о каких говорите вы.
                        • 0
                          Эффективность дизайна должен определять список задач, которые дизайн решает. Если дизайн это искусство оформления продукта, то список можно сделать более системным:
                          1. Удобен ли продукт в использовании? Подпункт — понятно ли назначение продукта по его внешнему виду?
                          2. Приятен ли продукт? Не только в использовании, не только визуально.
                          3. Имеет ли продукт изюминку, отличающую его от конкурентов?
                          4. Если продукт является частью линейки, то работает ли конкретная модель на поддержку бренда? Стиль здесь.
                          • 0
                            пробовал ли кто-либо формализовать принципы хорошего дизайна. Тогда я подумал: «Почему бы не попробовать?»

                            А как же Дитер Рамс?
                            Нет ничего хуже, чем поздно оседлать волну и оказаться в позиции догоняющего

                            А если задачи гоняться не стояло?

                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                            Самое читаемое