Компания
158,58
рейтинг
7 декабря 2012 в 12:38

Разное → Как понравиться инвестору (и не только). 10 ошибок при презентации проекта

Хочешь презентовать как Стив Джобс? Искусству презентаций можно обучиться довольно быстро. Но на первом выступлении сознание путается, и рассказчик повторяет все типичные ошибки. Я собрал самые очевидные из них. Это не советы из умных книжек, а недавний живой опыт таких же как ты. Как быстро сделать презентацию эффектной, и каких грубых ошибок стоит избегать с самого начала? С примерами.




Тайминг


Самая частая ошибка начинающего докладчика. Уложиться в отведенное время очень сложно. Вне зависимости от формата, будь то 7, 5, 3, 2 минуты — нужно очень активно тренироваться чтобы не выйти за рамки. На серьезных презентациях лимиты соблюдаются строго — у вас просто отнимут микрофон, не уложиться допустимо в пределах 30 секунд, если это 5 минут презентации, и 15 секунд, если 2 минуты. Кажется, что 7 минут это очень много, но даже в такое щедрое ограничение уложиться крайне непросто. Попробуйте с таймером. Если это ваш первый раз, вы промахнетесь минуты на 2. Чтобы не допускать этой ошибки, нужно много-много раз прогнать дома презентацию с секундомером. По честному проговаривая каждое слово. Пробуя перед окружающими. Реальная презентация занимает больше времени, чем тренировочная, поэтому нужно укладываться с запасом. Рассказать о проекте за 3-5 минут сложнее, чем кажется. А самое важное о проекте часто в конце.

Было: Добрый день. Меня зовут Алексей и сегодня я расскажу вам о проекте ЛыжиОнлайн, предназначенном для любителей экстремальных зимних видов спорта, которые хотят делиться мультимедиа контентом…… наша схема монетизации [извините, ваше время вышло]
Стало: Привет. Я Алексей, представляю ЛыжиОнлайн — сервис для сноубордистов…… наша схема монетизации — партнерства со спортивными брендами и контекстная реклама...

Простые тезисы


Не перегружайте презентацию. У людей (а особенно у инвесторов) поголовно ADD — синдром дефицита внимания. Никто не сможет (а главное, не захочет) фокусироваться на сложных конструкциях. Презентация должна состоять из простых тезисов. Примерно как вы читаете длинные тексты только в исключительных случаях, люди слушают внимательно только когда заранее знают что будет интересно. Вы еще не успели заинтересовать, поэтому будьте просты. Что, кто, зачем, почему. Вопрос — ответ, тезис — второй — третий. Презентация должна быть четкой и яcной.

Было: сервис обмена мультимедиа контентом для сообществ любителей экстремального спорта
Стало: твиттер для сноубордистов

Не читай со слайдов


Нет ничего печальнее, чем чтение со слайда. Написанное на слайде — и так на нем написано, они сами прочитают, вы на сцене не для того чтобы озвучивать текст. Слайд и рассказ должны дополнять друг друга, текст на слайде нужен чтобы вы на него посмотрели секунду, вспомнили о чем слайд, и рассказали его не глядя. А для слушателей слайд помогает зацепиться за контекст, если они отвлеклись, и только что снова сфокусировали внимание. Картинки, числа — да. Но текст — не для вас. При чтении со слайда вы не смотрите в аудиторию, сбиваетесь с линии рассказа, говорите монотонно без страсти, забываете что еще было в этом слайде.

Было: Наши преимущества перед конкурентами… эээ… отзывчивый пользовательский интерфейс… эээ… мощный функционал ленты новостей… эээ… наличие кота в логотипе… [забыл что хотел сказать, а слайд на 40 секунд расчитан]
Стало: Почему будут использовать именно нас?! Наши дизайнеры не спали ночами и сделали фантастически удобный интерфейс — обязательно попробуйте сами! Посмотрите какая сочная лента, вы можете перетаскивать фотографии из одного профиля в другой. Но все меркнет на фоне кота — это гарантия нашего успеха.



Расскажи историю


Это уже наверно из книжек, но очень важно. Вам нужно зацепить аудиторию. Нельзя просто перечислять сухие факты, это скучно. Расскажите историю. Как пришли к идее, или кому и как она уже помогла, что-нибудь из жизни проекта. История — это личное переживание, это вовлекает. Свяжите стороннюю историю с проектом. Связная история всегда интереснее отчета.

Было: Наш сервис позволяет обмениваться сообщениями с друзьями по социальной сети и окружающими, учитывая географические координаты текущего местоположения
Стало: Однажды я сломал ногу, и не кому было сказать где я нахожусь. Если бы у меня в телефоне были ЛыжиОнлайн, я бы написал «сломал ногу, помогите», и все лыжники в километре увидели бы мое сообщение и пришли на помощь

Не пересказывай и не исправляйся


Вряд ли вы сразу сможете импровизировать, все так или иначе заучивают текст презентации. Самое плохое при заучивании — пытаться пересказывать слово в слово. Тогда любая ошибка сбивает с линии и вы в панике пытаетесь вернуться к тексту, забыв что же нужно было сказать. Вплоть до того что вместо изначального варианта фразы вы говорите другой, и, заметив это, исправляетесь на «правильный». В боевой презентации правильный вариант — тот, который вы озвучили (если только это не фактическая ошибка). Сказали «для горнолыжников» вместо «сноубордистов» — так и продолжайте. Это не оговорка, а другой вариант фразы, не исправляйте его — это очень портит впечатление о презентации. Чтобы этого избежать — заучивайте только общую схему. О чем примерно слайд, о чем хочется в нем рассказать. Внутри слайда — импровизируйте по заданной теме. Пересказывать заученный текст почти всегда хуже и опаснее.

Было: твиттер для сноубордистов
Стало: фэйсбук для горнолыжников



Будь проще


В зале такие же люди, как и ты. Особенно инвесторы — они вообще отличные ребята. Продвинутые, молодые, обычные люди. Это не защита диссертации перед профессорами, они не хотят слышать сложные логические связки, литературные вводные конструкции, и погружение в детали. Рассказывай так, как будто ты рассказываешь друзьям.

Было: Три дня назад в базе данных отказала репликация и сервис был недоступен в течение трех часов, но пользовательские данные удалось спасти и 90% уже перенесено в новое хранилище
Стало: Вчера у нас кое-что навернулось, но мы быстренько все исправили

Люди не читают


Ваши слайды никто не читает. Картинки смотрят, а тексты никто не читает. Если они длиннее трех слов, а на слайде больше нескольких строк. Слайды презентации должны быть во много раз тезиснее, чем рассказ, иначе можно их выкинуть. Несколько очень коротких утверждений, большим шрифтом. Никаких литературных связок, считайте что у вас телеграмма, а каждое слово стоит по 1000 рублей. А каждый символ по 50 рублей. Каждая строчка — 5000. Ну вы поняли. Иначе нет шансов что кто-то вообще будет читать что у вас написано, люди ленивы.

Было: Интуитивный пользовательский интерфейс привлекает людей. В ленте новостей можно перетаскивать картинки между профилями. Кот на логотипе располагает к сервису
Стало: Понятный интерфейс. Перетаскивание картинок. Кот.

Расставляй акценты


Если рассказ монотонный, можно уснуть уже после второго слайда. Даже если соблюдать все другие пункты, без правильных интонаций и акцентов слушатель потеряет нить. Людям нужны паузы и акценты голосом на важной информации. Говорите громко, четко, и будьте особо выразительны там, где это важно.

Было: Однажды я сломал ногу, и не кому было сказать где я нахожусь. Если бы у меня в телефоне были ЛыжиОнлайн, я бы написал «сломал ногу, помогите», и лыжники на склоне бросились бы на помощь
Стало: Однажды я сломал ногу, и не кому было сказать где я нахожусь. Если бы у меня в телефоне были ЛыжиОнлайн (!), я бы НАПИСАЛ «сломал ногу», И ЛЫЖНИКИ на склоне БРОСИЛИСЬ бы НА ПОМОЩЬ



Рассказывай людям в зале


Вы знаете о чем и зачем ваш сервис, а они нет. Вы им живете уже давно, а они даже никогда не катались на лыжах. Самые базовые и неожиданные вещи могут быть непонятны. Приложение для помощи сноубордистам — это инструкция по склонам, или справочник по медицине при травмах, или кнопка вызова вертолета эвакуации, или оно помогает общаться с друзьями, или интернет-магазин… что такое помощь? Если основной досуг аудитории не лыжи, а покер, нужно очень четко с нуля объяснить все базовые основы проекта. За 3 минуты :). Рассказывайте больше о том, что интересно конкретной аудитории. Инвесторам не нужны ваши фичи, им нужна монетизация, размер рынка, стратегия продвижения, и планы развития. А еще четкое понимание почему этим кто-то будет пользоваться. Если рассказываете лыжникам — им наоборот нужны фичи, плевать на бизнес-модель, но точно так же важно понять почему они захотят этим пользоваться.

Было: Поможет научиться вставать на кант, покажет где кататься по пухляку
Стало: На борде очень сложно научиться кататься. Виртуальный тренер в приложении поможет новичкам быстро освоить борд. У более опытных лыжников есть проблема — найти место где покататься вне курорта, подальше от толпы. Приложение подскажет такие места.

Шути и будь узнаваем


Хорошие способы привлечь внимание — шутка, непосредственность, интерактивность, провокация. Все уже освоили слайды со смешными картинками и вопросы в зал, это уже скучно (но лучше так, чем без этого). Будьте на шаг впереди. Проявите самоиронию, сделайте за время презентации что-нибудь яркое, расскажите о том как можно не по назначению использовать ваш сервис. Не обязательно махать руками и говорить «developers, developers, developers». Достаточно рассказать как ваш сервис про лыжионлайн нашли по запросу лажа онлайн. И оденьте футболку по которой вас потом можно будет найти, если будут вопросы после презентации.

Было: ЛыжиОнлайн первое приложение по запросу «лыжи андроид».
Стало: ЛыжиОнлайн первое приложение по запросу лыжи. А однажды нас нашли по запросу лажа онлайн.

Будь собой


Бонус пункт. От волнения сложно быть самим собой, но если получится — это подкупает. Когда в рассказе не чувствуется формальность — это лучшее, что поможет расположить людей к себе. Будьте собой. Больше страсти! Всем будет интересно, если вам искренне интересно, и вы верите в то что делаете.


image
Автор: @Silf
Luxoft
рейтинг 158,58

Комментарии (46)

  • +3
    спасибо, в заметки.
  • +11
    А ведь у каждого своя «лажа»

    • +6
      Да, про токсикоз в 4 день задержки — улыбнуло… так же как и вообще заголовок «тест на беременность онлайн»…
    • +1
      Эмм… Тест на беременность онлайн? Это как же, на ПК испражниться?!
      • 0
        Хм… Что мешает вместо «подставки для кофе» сделать мочеприёмник с анализатором. Вот блин, представил себе процесс…
  • +2
    Давно известные, элементарные вещи. Но странно, что до сих пор часто их не придерживаются.
    • +2
      Все элементарно, когда разберешься ;)
      А с презентациями часто бывает, знаешь как надо, но выходит «как всегда». И так до тех пор пока опыт не наберется.
  • +4
    Если вы скажете: твиттер для сноубордистов или фэйсбук для горнолыжников, то денег вам с огромной долей вероятности не дадут. Зачем делать что-то, что уже сделано — есть фейсбук, есть лыжники. Что мешает лыжникам общаться в фейсбуке?
    • +2
      Вероятно Вы мало сталкивались с инвесторами. В большинстве форм подачи проекта на инвестиции обычно даже есть специальная рекомендация: «Для эффективного описания проекта одной строчкой, сравните свой проект с чем-то уже существующим. Самые лучшие однострочные питчи выглядят примерно так: Youtube для дизайнеров, Intragram для взаимодействия бизнеса с клиентами, итд». Это всегда лучший способ очень быстро понять общую суть проекта, только и всего.
      • +4
        Сравнение с чем-то существующим мгновенно ограничивает функционал вашего проекта в глазах инвестора функционалом сравниваемого продукта. Можно сказать коротко и без сравнивания продукта с чем-либо уже существующим, так вы не выглядите изобретателем того, что уже есть, но с блекджеком и женщинами.
        • 0
          Возможно, поэтому не нужно ограничиваться таким описанием, конечно же. Кстати, Вы будете смеяться, но у меня есть знакомые, которые позиционируют свой проект ровно также: твиттер для сёрферов. Разумеется там функциональность шире твиттера. Ребята вчера получили первые $100 тысяч ангельских инвестиций, и в скором будущем получат еще :).
  • 0
    Спасибо, интересная статья.
  • +3
    Спасибо! Статья отличная! Читал буквально на одном дыхании!)
    Сейчас как раз готовлюсь к презентации своего хостинг проекта, надеюсь что все прокатит.
    • +1
      Котика на логотипе не забудьте!
      • 0
        Да у меня Жираф будет)
        Post Scriptum
        Стартап giraffe-host.ru открываю
  • –3
    -
  • +5
    Спасибо за Было/Стало.
  • +13


    Действительно написали очень убедительно. Спасибо)
    • 0
      Проект вымышленный, если что =)
      • +3
        Я знаю) Я имел ввиду что убедили купить вымышленный проект и так рассказывали как будто он вот здесь уже и его можно потрогать руками)
      • 0
        Вы доскер или лыжник?
  • 0
    Доклад лучше всего написать заранее и выучить наизусть. Тогда не будет и проблемы «уложусь/не уложусь» :)
    • +2
      Это не всегда помогает, а сбившись один раз с «проторенного» пути бывает сложно вернуться, поэтому я стараюсь именно запомнить суть
    • +1
      Заучиване наизусть или чтение по бумажке выключает мозг. Один вопрос, который вы не продумывали и всё — бээ мээ. Так что лучше рассказывать из головы.
      • 0
        Я тоже так раньше думал. А потом, скажем, на докладе на конференции начинал забывать о чем-то сказать, потом приходилось вставлять это уже не по месту, экать, мэкать, не укладывался в отведенное время… Поэтому нужно, безусловно, ориентироваться в том, что говоришь, но сам доклад лучше всего заучить. В своем роде, это должно быть некоторое шоу.
        Все известные докладчики (вроде Чеппела) тоже во многом заучивают свои доклады.
    • +1
      заученный наизусть текст — это конечно хорошо. Но если ты не знаешь проект, никакой заученный текст тебе не поможет. Поэтому в первую очередь нужно знать о чем говоришь, уметь представить преимущества проекта.

      Еще забыли добавить пункт — нужно знать зачем тебе нужны деньги, и верить в свой проект. Иначе тебе не поверят и денег не дадут.

      Немаловажно также рассказать кто стоит за проектом. Ведь деньги (особенно, ангельские инвестиции) дают не за идею, которую можно легко скопировать, а людям которые этот проект делают.

      Если инвесторы западные — можете смело указывать не только свой позитивный бекграунд, но и негативный опыт. Там к этому хорошо относятся, более чем (если конечно ты перед этим не делал 100 проектов, и 100 из них провалил).
      • 0
        Безусловно нужно знать проект. Но знание проекта — не гарантия, что сам доклад пройдет без сучка и задоринки. Очень часто бывает наоборот — излишняя самоуверенность. Кажется, что мол, а я же все и так знаю, расскажу отлично! А на самом деле начинаешь запинаться, вспоминать что забыл что-то сказать, не укладываешься в отведенное время…
  • +4
    Очень интересно, все советы однозначно приму на вооружение.
    Но добавлю еще один: «шути и будь узнаваем», но не переигрывай, иначе за шутками может затеряться или забыться смысл выступления (про который никто потом и не вспомнит, в отличие от шуток).
    «Будь собой», но помни, зачем ты пришел выступать и что ты хочешь извлечь из этого выступления.
    • +2
      Меня вот крайне бесят всякие шутники. Следует отличать рекламные презентации от докладов. Люди не в цирк пришли, а информацию получить. Так что кратко, понятно и четко. Иначе никак, слушать никто не будет.
  • +9
    Как меня умиляет это соревнование в подаче своего начинания на время. Форд, наверное, чтобы уложиться в 2 минуты, говорил бы примерно следующее: «Привет, я Форд и я представляю мой проект — автомобиль. Это самодвижущая железная карета, которая работает от бензина. Наша целевая аудитория — богатые владельцы лошадей, которые ценят свое время».
  • +1
    А как можно попасть на такое выступление перед инвесторами? Есть тут одна идейка у меня…
    • 0
      Делаете отличный проект, а дальше, как один из вариантов, ходите по конференциям: startupsauna.com/ru, web-ready.ru/, etc, если проект хороший, вас заметят
  • +3
    Спасибо. Занес в избранное. Многое справедливо не только для презентаций инвесторам, но и для презентаций везде. Часто приходится в 100500 раз объяснять как правильно делать презентацию, теперь можно будет в части случаев отправлять сюда.

    Я бы, правда, кое-что еще добавил.
    — Оформление презентации должно соответствовать мероприятию. Если для защиты диссертации нужен очень строгий стиль(часто просто белый фон и черный текст с рисунками, фотографиями, формулами и графика без какой-либо анимации), то инвесторам надо покрасивее, но опять же не стоит скатываться в пеструю презентацию для детского сада.
    — Минимум анимации. Только там, где она нужна и помогает более полно донести информацию.
    — Проверяйте обязательно читабельность текста с проектора на задних рядах. Бывает, что подобранное сочетание цветов отлично смотрится на мониторе, но с проектора уже ничего не разобрать на первых рядах.
    — Если на слайде много информации, а разбиение ее на отдельные слайды будет не очень логичным, то не грузите людей сразу ей всей. Используйте эффекты анимации, чтобы элементы слайда появлялись по ходу вашего рассказа и поясняли то, что вы говорите в данный момент.
    — Управляйте презентацией всегда сами. Если презентация серьезная, а вы не уверены будет ли там пульт, то всегда возите с собой что-то типа Logitech Professional Presenter R800.
  • +1
    Спасибо за интересную и легко усваиваемую статью. Хотел бы побывать у Вас на презентации ;)
  • +1
    Инткрксная статья, но реально ли инвесторам не захочется слышать вообще никаких технических подробностей?

    PS спасибо что не забываете старый добрый фоллаут :)
    • 0
      Обычно, инвесторы далекие от технологий люди, к примеру, они могу понимать, что такое facebook, но слово социальный граф уже окажется не знакомым. Для технических подробностей обычно есть эксперты, оценивающие «крутость» проекта. Соответственно, для инвестора лишь интересна прибыльность проекта с точки зрения бизнеса и затраты на него, когда как эксперту можно рассказать и о технических состовляющих
  • –1
    По сути все эти советы годяться не только для представления проекта потенциальным инвесторам, но и, например, на защите дипломной работы (если у вас нормальный IT вуз). Возможно, кроме «простых тезисов». Ну, а в целом, подойдут для любой презентации :)
  • +1
    Про «не читайте со слайдов» знаю давно. На убедился в фиговости этого на личном опыте. Начальник попросил накидать презентацию о наших услугах. Ну я начала слепил поный текст, который нужно было говорить. Потом выжал из него суть и в двух словах описал то, о чём я должен говорить. Получилось минимум текста на слайде, только основные тезисы. В день презентации получилось так, что вышел не я, а мой начальник. От тупо прочитал то, то было на слайдах… выглядело ужасно. Впрочем, это потонуло в ужасности других презентаций. Речь шла об электронных гос услугах. И большинство докладчиков просто толком не понимало того, что презентует. Кстати, я бы вполне вышел на сцену и рассказал подробнее… но, как на зло, на штанах оторвался замок на ширинке и я молчал в тряпочку :) До сих пор жалею, что упустил такую презентацию.
    • +1
      К презентации надо готовиться, а не «накидайте мне что-нибудь, а я там прочитаю». Такая презентация убога вдвойне. С одной стороны рассказывает человек, который сам ни черта не знает(читает со слайда), с другой стороны на слайде один текст, который никто из слушателей читать не будет.

      А это очень хорошо, когда много бездарных презентаций. Очень легко оживить аудиторию своим докладом и произвести впечатление без особых усилий.

      Если кому-то сложно сделать грамотную презентацию сразу, то возьмите текст своего доклада. Его в любом случае готовить надо, хотя и не надо зубрить, ибо если что-то забыл, то сбился, запинка и т.п. Надо просто рассказывать. Далее. Текст доклада просто разбиваем логическими кусками на слайды. После чего текст начинаем переводить в фотографии, графики, рисунки… за каждым абзацем текста по сути скрывается графический материал. Его и надо показать. Текст же вы скажете сами. После смотрим на перегруженность презентации. Убираем лишнее, что-то выводим на слайд не сразу, а через некоторое время, что-то со слайда возможно будет исчезать во время рассказа. Но это уже тонкости вылизывания презентации.
      • +1
        Ну то, что я накидал, я хорошо знал. Почему я и жалею, что не смог озвучить презентацию, что таких тем хорошо знакомых для меня мало. К другим надо специально готовиться. А тут выпло: перезентация того с чем я работаю со времени выпуска из колледжа, это то, чем я пользуюсь каждый день, это то, что я пробовал в разных вариациях как раз на тему презнетации, это то, чему меня учили в ВУЗе, котором я учился на момент презентации. Это была ИДЕАЛЬНАЯ тема!
  • +1
    Отличная выжимка из iПрезентация, с собственными примерами.
  • +2
    Добавлю, что сперва стоит решить, нужны ли инвесторы. Инвестор — не меценат, который даст денег и забудет. Возможно, стоит занять у друзей, взять потребительский кредит в банке, продать что-нибудь ненужное и вложиться в свой проект, чем потом ваше детище у вас же отберут дяди инвесторы и будут стричь с него купоны.
  • +1
    Еще несколько слов «вдогонку».
    Любая аудитория, перед которой вы выступаете, является неоднородной: помимо «ключевых» людей, которые действительно решают важные для вас вопросы, присутствовать может множество всяких других.
    При подготовке презентации постарайтесь получить побольше информации о тех ключевых людях, которые ожидаются на мероприятии. Такая информация обычно даже распространяется организаторами с рекламными целями.
    Затем стоит выбрать нескольких (скажем, трех) ключевых слушателей, которые могут быть вам наиболее полезны, и нагуглить про них информацию со следующими целями:
    1. Попытаться понять ожидания ключевых слушателей. Например, если речь идет об инвесторах, можно найти информацию о предыдущих проектах, в которые они вкладывали средства, и скорректировать ваше выступление соответствующим образом.
    2. Найдите и запомните их фотографии; определите местонахождение выбранных слушателей в аудитории (наверняка, вы сможете это сделать до вашего выступления) и во время выступления старайтесь смотреть на выбранных слушателей. Во-первых, ключевой слушатель может оценить адресность выступления. Во-вторых, такой «контакт глазами» во время вашего выступления позволит слушателю запомнить вас, а вам будет проще продолжить контакт «в кулуарах», если мероприятие предполагает какое-либо неформальное продолжение (например, фуршет).
    В результате, проведя такую мини-разведку, вы готовите презентацию и выступаете не для всей аудитории, а как бы персонально работаете с наиболее важными из присутствующих, что может существенно усилить ваши позиции и дать ожидаемый эффект от мероприятия.
  • +1
    > Не читай со слайдов
    >… Написанное на слайде — и так на нем написано, они сами прочитают…
    >…
    >Люди не читают
    >Ваши слайды никто не читает. Картинки смотрят, а тексты никто не читает.

    Я один вижу тут противоречие? :-)
    • +1
      Второе утверждение идет неотрывно от «Если они длиннее трех слов, а на слайде больше нескольких строк»
  • 0
    По поводу запоминающейся футболки: тут главное не переборщить. Был опыт, когда один западный инвестор после презентации сказал мне что-то вроде «все круто, но я пол презы рассматривал твою футболку и больше ни фига не понял».

    А, ну еще момент: футболка, а не строгий деловой костюм. Хотя в России может пока еще и наоборот?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное