Компания
1 125,42
рейтинг
5 апреля 2013 в 10:17

Разработка → Технопарк Mail.Ru. Начало

Горячая дискуссия, которую вызвал этот пост на Хабре, навела на мысль, что пора взять себя в руки и написать про Технопарк. Что это за проект? Каковы его цели? Как они достигаются? Каковы первые результаты? И, в конце концов, почему зарплата >150 000 рублей после окончания университета представляется достижимой для примерно 30% студентов проекта? Итак…

Как все начиналось

18 ноября 2011 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялось выступление генерального директора и со-основателя Mail.Ru Group Дмитрия Гришина, который объявил о запуске проекта. Целью проекта было создание кадрового резерва для отрасли и повышение престижа профессии разработчика. Чуть позднее, 24 декабря, прошел первый отбор студентов, в котором приняли участие ведущие разработчики и тим-лиды Mail.Ru Group. С начала 2012 года формировалась группа сотрудников Технопарка, создавалась программа. Первые 40 студентов начали учиться в конце февраля.
Нашей «задачей максимум» было подготовить системного архитектора, «минимум» — хорошего web-разработчика. Что получилось, а что нет — читайте ниже.

Суть проекта

Технопарк — образовательный проект, реализующий практико-ориентированное бесплатное дополнительное обучение студентов старших курсов и аспирантов МГТУ силами сотрудников Mail.Ru Group. Ух, сложно-то как. Давайте рассмотрим ключевые смыслы этого определения.
Практико-ориентированное — результатом обучения по каждой дисциплине и всей двухлетней программе должны стать продукты (сервисы, сайты … etc), которые могут принести пользу. Которые можно «пощупать», в идеале – интегрировать их в существующие проекты или сделать на их базе коммерческий или социальный проект.
Бесплатное — во всех смыслах: мы не заключаем никаких юридически обязывающих договоров со студентами, не предлагаем платных услуг и, тем более, не взимаем плату за посещение занятий.
Дополнительное — наши студенты посещают занятия вне основного обучения по программе высшего профессионального образования. Учебный план Технопарка не связан с учебными планами бакалаврских и магистерских кафедр МГТУ. По завершении обучения студенты проекта получают сертификат Mail.Ru Group.
Студентов старших курсов и аспирантов — у нас учатся бауманцы, заявки на очередной этап отбора в Технопарк принимаются только от студентов старше третьего курса любого факультета и кафедры. В редчайших случаях мы принимаем студентов младших курсов — только если есть абсолютная уверенность в том, что это — будущая «звезда».
Силами сотрудников Mail.Ru Group — мы верим в то, что постоянно практикующий разработчик может заинтересовать студентов, дать им необходимые навыки для начала большого пути в профессии системного архитектора.

Программа проекта

Учебный план или программа Технопарка состоит из четырех семестров и составляет примерно 820 аудиторных академических часов. Каждая дисциплина — авторская, т.е. созданная непосредственно для программы Технопарка.
Так как набор на программу производится не только среди студентов факультета ИУ (самый айтишный факультет Университета), то первый семестр призван «выравнять» знания студентов. Такие дисциплины как алгоритмы и структуры данных, программирование на C++ сочетаются с обзорным курсом по web-технологиям. Завершив программу первого семестра и успешно сдав экзамены, студент Технопарка уже готов погрузиться в мир web-разработки.
Второй семестр — MySQL, Java и проектирование highload-систем. По замыслу, после второго семестра студент уже может идти на стажировку в крупные компании на позицию web-разработчика. По опыту первого года работы над проектом — так и получается: сейчас из 28 студентов первого набора 14 стажируются, а 7 уже работают как штатные сотрудники.
С третьего семестра, мы начинаем давать предметы, которые необходимы для «инициации» будущего системного архитектора: usability, тестирование, ИБ и системный анализ. Я не буду подробно описывать содержание каждой дисциплины, приглашаю посмотреть на нашем сайте. Скажу одно — мы старались спроектировать дисциплины исходя из опыта реализации наших проектов и по результатам бесед с «живыми» архитекторами.
А вот набор и содержание дисциплин четвертого семестра еще under construction. Вот прямо сейчас мы обсуждаем, в том числе со студентами, что лучше — сделать одну дисциплину и дипломный проект, или отказаться от идеи дипломного проекта и сделать, как обычно, 3-4 дисциплины (см. картинку ниже).


Организация проекта

Несколько ключевых моментов в организации проекта:
  1. Посещение занятий свободное. Мы не вынуждаем студентов посещать занятия, не «привязываем» явку к сдаче экзаменов или зачетов. Для их удобства мы публикуем видеозаписи занятий и презентаций на закрытой части портала проекта. А в этом году затеяли профессиональную видеосъемку наших лекций — смонтированный материал выложим в общий доступ для всех интересующихся.
  2. Экзамены и зачеты – да, тут все серьезно. Мы отчисляем. С грустью, но отчисляем. По результатам первой сессии — 50% отчислений.
  3. Практическая работа – это главная фишка проекта. Каждая дисциплина, начиная со второго семестра, проводится для реализации определенного проекта. Например, на курсе по Java студенты создают игровой сервер. Процесс создания каждого проекта управляется преподавателями и ассистентами. Для этого используются домашние задания, консультации и семинары.
  4. Групповая работа – начиная со второго семестра, студенты выполняют дисциплинарные проекты в команде из 3-4 человек. Причем оценку на экзамене получает вся группа, а не каждый ее участник.
  5. Студенты — полноправные со-авторы всего проекта. Они принимают участие в выборе и организации мероприятий (см. ниже), в формировании программы Технопарка.



Отбор

Отдельно хочу остановиться на этом этапе. На мой взгляд, качество отбора в большой степени определяет качество всего проекта. Сейчас мы реализуем отбор в четыре этапа:
  1. Онлайн-тестирование. Предназначено для быстрой оценки уровня знаний студентов. Сейчас у нас разработано примерно 1 000 тестовых заданий по двум направлениям: логические тесты и задания для оценки знаний в области программирования. Каждая группа тестов, в свою очередь, разделена на три секции или подгруппы, и каждая подгруппа имеет три уровня сложности. Оценивание результатов тестирования — балльное. Длительность прохождения тестов — 4 часа.
  2. Очное профессиональное собеседование. Наши преподаватели заинтересованы в том, чтобы к ним на занятия приходили наиболее подготовленные студенты. Следовательно, кому, как не им, проводить профессиональное собеседование. Я не буду раскрывать всех секретов, скажу лишь, что в ходе собеседования абитуриент читает и пишет программный код.
  3. Очное HR-собеседование. Мы считаем, что важнее пригласить к нам того, кто хочет, но не умеет, чем того, кто умеет, но не хочет. Поэтому важнейшей часть отбора, является HR-собеседование, задача которого — выявление мотивов абитуриента.
  4. Тимбилдинг. Уже не совсем отбор, скорее — способ запустить обучение нового потока в духе Технопарка. Опять же, так как студенты к нам приходят с разных кафедр и факультетов, им надо просто познакомиться друг с другом (на фото ниже студенты готовятся к решению одной из задач).



Мероприятия и активности

Важным элементом являются мероприятия, которые мы проводим в Технопарке. Их несколько видов:
  1. Мастер-классы. Сейчас мы проводим 6-7 мастер-классов в семестр, приглашая на них как специалистов Mail.Ru Group, так и сотрудников компаний-партнеров. Например, в этом семестре (зима-лето 2013) несколько мастер-классов проводит ABBYY.
  2. Конкурсы. Упомяну только два из них: конкурс статей и партнерские конкурсы. Конкурс статей мы проводим один раз в семестр, лучшую статью по его результатам выкладываем на Хабр (примеры здесь и здесь). Партнерские конкурсы мы также проводим раз в семестр; например, в прошлый раз совместно с Microsoft мы обучали студентов разработке под Windows Phone (на фото ниже награждение победителей).
  3. Посещение конференций и экскурсии. Мы регулярно (пять-шесть раз в семестр) дарим лучшим студентам билеты на отраслевые мероприятия. Помимо этого, мы устраиваем для студентов экскурсии в наш офис и дата-центры.



Результаты

Чего удалось достичь за эти полтора года? У нас еще не было ни одного выпуска, так что эти результаты — промежуточные.
Конкурс на программу составляет 5-7 человек на место, а всего в отборе уже приняли участие 797 абитуриентов. Было зачислено на обучение 180 человек, сейчас у нас учатся 116 студентов, из них треть проходят стажировку и работают в IT-компаниях. В проекте участвует 21 преподаватель и ассистент. За это время мы провели 200 занятий — это 800 академических часов. Наши видеолекции посмотрели более 2 500 раз, средняя длительность просмотра — 62 минуты.
Мы провели 18 мастер-классов и конкурсов, в которых приняли участие 2 102 студента. На внешние мероприятия мы за это время направили 76 человек. Наши экскурсии посетили более 400 человек.

P.S.
Не уверен, что желание получать после выпуска из университета зарплату в 150 000 рублей будет реализовано у примерно 30% студентов Технопарка. Но если хотя бы 10% будут получать такие деньги, работая по специальности, то это и будет лучшим результатом проекта.
Автор: @Dmitry21

Комментарии (44)

  • +3
    Хорошее начинание, практически ориентированных курсов сейчас в очень немногих институтах дают, жаль конечно, что это не национальная политика, а деятельность одной компании в одном вузе в целях себе подготовить хороший резерв.
    • +6
      Спасибо. Я надеюсь, что наш опыт будет замечен на федеральном уровне.
      • 0
        Классный проект! Даете как раз то, что я осваивал самостоятельно.

        А вот действительно классным развитием проекта было бы его МАСШТАБИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

        Плюсы:
        — гораздо больший поток учащихся
        — недостатки дистанционного набора с излишком нивелируются отсевом на первой сессии — можно записывать хоть всех желающих прошедших формальное тестирование
        — в итоге ко второму году получите более качественный набор учащихся

        Я уже не говорю про все плюсы для мотивированных людей из регионов.

        Эх, я бы за такое в свое время даже платил.
        • 0
          Спасибо большое.
          В мае мы создаем первый курс в формате SCORM, это будет Java. Есть предварительная договоренность с Интуит о дистрибьюции наших курсов. Не думаю, что мы сможем перевести все в дистант до конца года, но это вопрос конца 2014 года максимум.
      • 0
        Думается мне, что свою силиконовую долину как раз стоило бы начать организовывать не с подготовки сколковской площадки, а с построения доступной системы подготовки сепциалистов в рамках современных технологий обучения.

        Еще раз — респект! :)
  • +1
    Такое ощущение, что вы выращиваете домашних разработчиков, хомячков своего рода.
    Ну не укладывается в голове, что есть программист и для того, чтобы она начал писать, ему все нужно объяснить, рассказать, показать. Это, как изучать новые технологии на всевозможных конференциях.
    Это не претензия к Mail.ru (из можно понять, т.к сейчас большой дефицит кадров), а к этим ребятам.

    Проведу футбольную аналогию, хоть и не совсем уместную, но она мне почему-то вспомнилась:
    Есть такой вратарь Евгений Помазан. Когда ему было 16-19 лет кто-то посчитал, что этот парень звезда мирового футбола и даже создали специальный фонд развития этого футболиста. Был даже план, что он в 22 года уже будет в основе сборной России, ну и.т.п.
    В итоге, сейчас ему 24. Изредка играет в Анжи, до этого была лишь Кубань… Ну не знаю, будем надеяться, что он свое место найдет, но история показательна…

    Ребятам побольше самостоятельности, своих проектов и удачи :)
    • +4
      Мы стараемся дать студентам как можно больше практики. И здесь предельно вожно то, что ребята общаются с действующими разработчиками, практиками, и выполняют проекты в группах. В этом суть отличия от «классических» способов преподавания, в т.ч. и конференций.
    • +2
      Только начали делать более-менее правильно, так вылезают люди с претензиями, потрясающе…
      В текущем образовательном процессе как раз этой практики, работы с реальным проектом, и не хватает. Катастрофически. Тут я вижу попытку изменить положение вещей и дать, наконец, студентам реальный проект.

      «Самостоятельных проектов» у большинства нет и не предвидится, а тем у кого есть, не нужен технопарк, чтобы стать специалистами. Выход из этой ситуации только один — участие заинтересованных компаний. Они будут предоставлять своих специалистов для проведения актуальных лекций, семинаров и лабораторных, а взамен получать будущие обученные кадры, джуниоров и стажеров, работающих над их реальными проектами. А свои проекты у них потом появятся, с накоплением опыта.
      Это намного лучше, чем выпускать балласт, не способный работать по специальности и тех, кого надо еще год обучать, прежде чем подпустить к реальному коду.
      • +2
        Спасибо, все верно. Еще момент, который не нашел отражение в статье: помимо работы над проектами с туденческой среде крайне важно организовывать стажировку (практику) в «боевой» команде. Если поднятая тема покажется интересной Хабру — напишу отдельно про стажировки.
        • 0
          Жаль только, что у вас чисто софт, да еще и прикладной.
          Хотелось бы аналогичную поддержку для будущих системщиков и разработчиков электроники.
          • 0
            Мы запустим в сентябре несколько дополнительных курсов, т.н. факультативов в группах по 20 человек. Тоже бесплатно для студентов МГТУ. Один из них — Cisco CCNA Exploration.
            • 0
              Системщиков это не сисадминов)
              Я про разработку ОС, драйверов.
              • 0
                Пока не могу ничего обещать
          • +2
            Немного другого рода взаимодействие, но существует базовая кафедра Intel в ГУАП. В этом учебном году был первый набор. Выпускают магистров.
      • +1
        «Самостоятельных проектов» у большинства нет и не предвидится,
        Мне нечего сказать. Свои проекты появляются и у людей без опыта и они САМИ под него его набирают. И у них КПД в разы больше, чем у людей, которых ведут за ручку во всем.
        Вам нравятся ботаны-заучки? То-то же. не знаю, как у вас с этим дела обстоят, но у большинства здравомыслящих людей вызывает дискомфорт от общения с человеком, которые не может сделать шаг влево — шаг вправо, а идет по тому пути, которому его «обучили»
        • +1
          Вы слишком много написали для того, кому нечего сказать.
          Свои проекты появляются у людей без опыта. У тех же людей, которым технопарк и не нужен, чтобы стать специалистом, я об этом уже сказал.
          Большинство же — балласт, который не может кнопки на формочке разместить. Это не только их вина, но и системы образования. Такой подход как мейл.ру позволит хотя бы растрясти часть «балластных» и приобщить к нормальной работе, а дальше они уже сами.

          Потому что сейчас «ботаны-заучки» это не те, кто обучился кодить по строгим канонам от которых не отходит, а те, кто вызубрил наизусть пустые лекции и не написал вообще ни одной строчки кода.
          Поэтому пусть уж лучше они поработают над реальными проектами и получат адекватные знания, чем выпустятся откровенным балластом.

          У меня дискомфорт возникает от выпускников, которые шесть лет проучились на специальности, посвященной проектированию электровычислительной аппаратуры и на диплом принесли спаянный мастер-кит. И не знают как зовутся выводы транзисторов даже.
          • 0
            Согласен.
            Но, если сейчас такого некомпетентного человека можно узнать сразу, то после такой вот школы и не сразу определишь кто перед тобой… Хотя есть много задач, где такие нужны.
            • 0
              В 99% именно такие программисты и нужны. Те, у кого много идей, не долго программируют. Если эти идеи стоят хотя бы что-то, конечно. Так уж устроен наш мир, что как только дело взлетает, на программирование просто не остаётся времени. И вот уже ново испечённому CEO нужны программисты, которые будут писать код блять!
  • 0
    Для их удобства мы публикуем видеозаписи занятий и презентаций на закрытой части портала проекта.

    Добрый день. Извините, а есть ли какая-то возможность туда попасть, для того чтобы совершенствовать свои знания?
    • +2
      К сожалению, сейчас такой возможности нет. Сейчас мы проводим профессиональную видеосъемку четырех дисциплин: Java, СУБД, Web-технологии и Highload. Выложим на сайте проекта примерно в июле-августе для общего доступа. Это около 120 часов видео.

      Дальше планируем снимать по 4-5 дисциплин в семестр, таким образом, к концу 2014 года все курсы будут доступны для изучения.
      • 0
        На этом сайте вы будете выкладывать видео?
        • 0
          Да.
    • +1
      Я бы рекомендовал открыть доступ к видео для всех. Хотя бы к части видео.
      Сразу отметает претензии по поводу некачественных лекций и тому подобное (ведь люди смогут легко убедиться в том, что материал актуальный и подается грамотно) и дополнительно привлекает новых слушателей.
      • +1
        Откроем, в июле откроем (см. выше). Нам бы хотелось выкладывать в паблик качественный контент. И здесь важно, что курсам надо время на «обкатку».
        Те дисциплины, которые «устоялись», которые больше всего нравятся студентам, становятся претендентами на видеосъемку. По моему опыту авторскому курсу нужно от года до двух для того, чтобы стать по настоящему качественным продуктом.
  • 0
    Очень замечательная инициатива, для нашей страны это, можно сказать новшество. Современным прикладным математикам как раз и не хватает практики. Это очень помогает понять зачем весь этот «матан» нужен. Не какие-то абстрактные конструкции, а реальное практическое приложение знаний. Мне случалось слышать от выпускников математиков и программистов вопросы: «А зачем нужны конечные автоматы?», или совсем банальное и глупое: «А зачем оптимизировать сортировку если пузырьковая простая по коду и работает?». При наличии практики, а не решения задач из учебника, эти вопросы не возникли бы в принципе.
    • 0
      Спасибо. Я еще хочу заметить, что МГТУ — это инженерный вуз. И там достаточно мало чисто фундаментальных дисциплин. Бауманка тоже стремится готовить практиков.
    • 0
      Очень замечательная инициатива, для нашей страны это, можно сказать новшество.

      Не новшество:
      • 0
        Совершенно верно. Надо добавить, что ШАД есть не только в Москве. Кроме того есть масса примеров, когда компании открывают базовые кафедры при вузах. Масштабы, конечно, меньше чем в Технопарке, но таких примеров много. На РИФ будет секция «Образование», где коллеги из IBS, ABBYY, Лабаратории Касперского, РБК, Enter и собственно я от Mail.Ru Group будем рассказывать о таких кейсах.
  • +3
    вот блинвезёт же… а я уже относительно давно Бауманку закончил и не по IT специальности, хотя в результате работаю программистом на статически типизированных языках… Пришлось практически всё узнавать и учить самому, пробовать, сидеть ночами и пр. Огромное количество времени уходило на понимание с какого бока подойти, чтобы начать что-то реально непонятное (пока), на то, чтобы посмотреть существующие решения, понимание, как оказывалось потом, довольно простых вещей, только потому что рядом не было нужных людей… Пользуйтесь, бауманцы, пользуйтесь, пока есть возможность!
    • 0
      Студентам Технопарка тоже приходится сидеть ночами :) Мы лишь немного им помогаем, но основную работу делают они.
      Как-то во внутреннем чате мы с ребятами считали, сколько времени у них остается, если они учаться в МГТУ+Технопарке+стажировка. Получилось, что половина воскресенья :)
      • 0
        Да и не говорю, что они ничего не делают. Судя по тому подходу, что описан в статье там ох как надо напрягаьбся, стараться и много работать — и это действительно верный подход (лично я другого просто не знаю).

        Просто самому быть первопроходцем там, где уже натоптали реально требует гораздо больше времени и усилий. Очень здорово, когда рядом есть люди, которые не за тебя сделают всё, а направят, укажут направление дальнейшего развития или покажут какие-то основы, базис, на котором можно строить своё дальнейшее развитие, а не сначала ты раз по 5-10 постучишься в закрытые двери, кучу всего перепробуешь, чтобы потом всё же найти то самое верное направление…

        Я очень рад, что сегодня технологические гиганты не просто починают на лаврах и не только и делают, что проводят отсев при приёме на работу, но и берут дело в свои руки, пытаясь реально воспитывать специалистов на острие прогресса и практики.
  • +1
    Как жаль, что этого не было, когда я учился в Бауманке… А сейчас, работая, время можно выделить на самообразование только частично. Вот, кстати, очень нравится формат видеолекций-видеопрезентаций, как на tutsplus или pluralsight, да и других сайтах тоже, но очень здорово, когда материалы бесплатны и находятся в открытом доступе (по примеру ocw.mit.edu). Буду ждать с нетерпением материалов по highload.
    • 0
      Спасибо. Кстати, если есть идеи по составу и содержанию курсов — будем рады предложениям.
  • 0
    Эх, как злободневна эта тема… Вообще, ребята из mail — молодцы, они хоть чему-то полезному учат в отличии от подавляющей части бауманки, где студенты уже давно ни на что не надеются. Судя по отзывам, уровень преподавания тут кардинально отличается от общепринятого, начиная от квалификации кадрового состава и актуальности изучаемого материала и заканчивая самим отношением к студентам. А ещё, давно заметил такую особенность: чем меньше уделишь времени институту, тем больших успехов достигнешь в профессиональной деятельности при правильном походе.
    • 0
      Спасибо. Насчет бауманки хочу сказать, что все не так печально. На фоне московских вузов МГТУ явно хорош с точки зрения качества обучения. Я знаком с очень достойными заведующими кафедрами и преподавателями МГТУ, которые постоянно думают как сделать обучение более эффективным. Увы, есть структурные проблемы системы образования в целом. В этом смысле проблемы бауманки схожи с проблемами других вузов.
      • 0
        Да, качество обучения в МГТУ неплохое, другое дело что это не на всех специальностях. Сопромат или черчение всегда на уровне — это да. А там, где область быстро развивается, например ИБ, очень часто не хватает квалифицированных кадров и адекватной программы обучения. И получается, что у студентов отнимают драгоценное время на изучение устаревших технологий, а чаще всего, вообще никак не связанной со специальностью информацией. Конечно, во многих вузах и того хуже, но зачем на них ровняться?
  • –1
    «Из студента в системные архитекторы» — щито?
    • 0
      Мы не говорим о том, что студент после завершения Технопарка станет системным архитектором. Для этого нужен опыт работы в команде, на серьезных больших проектах. Мы даем знания, необходимые для развития по этому пути.
  • 0
    Омг, это кого же выпускают эти Университеты, что студентов приходится ТАК доучивать? Так еще и 50% отчислений? Я крайне удивлен.
  • 0
    Здорово, что у нас в стране есть социально-ответственный бизнес. Сколько студентов пошло к вам работать?
    • 0
      27 пришло на стажировку, из них 14 уже работают в штате.
  • 0
    Очень хотелось бы появление подобных инициатив не только в МГТУ, но и в других университетах (МАИ, МИФИ, ...) Такое ощущение, что кроме МГТУ везде одни дауны учатся, на которых время тратить противно… Это камень скорее в адрес Мейл.ру. Нетрудно было бы дать возможность студентам более чем одного ВУЗа пройти хотя бы отбор, а там уже: прошел — не прошел, но был бы шанс…

    Студент 3 курса МАИ
    • 0
      Насчет даунов — Вы неправы. И не надо кидать камни в Mail.Ru, мы ведь делаем хороший проект для студентов.

      По поводу возможности для обучения студентов других вузов:
      1. Очное обучение в Технопарке может быть будет возможно для московских студентов начиная с января 2014 года. Обращаю внимание — может быть.
      2. Дистанционное обучение мы запускаем в формате видеолекций примерно в июле, в формате полноценного дистанта — в августе-сентябре. В течение примерно года-полутра выложим все дисциплины в паблик. С этого семетра мы начали также видеосъемку мастер-классов, они уже доступны всем интересующимся.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка