Компания
771,94
рейтинг
1 августа 2014 в 10:59

Дизайн → Обзор бортовой системы в Tesla



Недавно мы писали о знаменитом электромобиле Tesla Model S. Этот пост вызвал живейший интерес на Хабре, мы получили очень много вопросов об устройстве и поведении автомобиля на дороге. И идя на встречу вашим пожеланиям, решили поподробнее рассказать о системе управления и бортовом оборудовании Теслы.



Напомним основные характеристики автомобиля (Tesla Model S в версии Р85):
  • тип кузова: пятидверный хэтчбек (5 мест);
  • снаряженная масса: 2108 кг;
  • двигатель: трехфазный асинхронный электродвигатель;
  • мощность: 416 л.с. при 5000—8600 об/мин;
  • крутящий момент: 600 Нм при 0—5100 об/мин;
  • батарея: литий-ионная, расположена в полу салона;
  • напряжение: 366 В;
  • емкость: 85 кВт*ч;
  • тип привода: задний;
  • трансмиссия: одноступенчатый редуктор;
  • передняя подвеска: пневматическая на двойных поперечных рычагах;
  • задняя подвеска: пневматическая, многорычажная;
  • тормоза: дисковые вентилируемые (по кругу);
  • базовая размерность шин: 245/45 R19;
  • максимальная скорость: 210 км/ч (ограничено электроникой);
  • разгон до 100 км/ч: 4,4 с;
  • средний расход электричества: 23,8 кВт*ч на 100 км;
  • максимальный запас хода: 502 км.

Как вы помните, салон автомобиля почти полностью лишён механических органов управления — кнопок и рычагов. Центральное место на торпеде занимает огромный 17-дюймовый сенсорный дисплей с разрешением 1920х1080, который позволяет управлять всеми системами автомобиля.



Под графической оболочкой внезапно скрывается Ubuntu, сам бортовой компьютер построен на базе NVIDIA Tegra 3. Компании Tesla удалось создать весьма эргономичный и логичный интерфейс управления всевозможными подсистемами, не потеряв в визуальной привлекательности.



Вместо механической приборной панели используется дисплей меньшего размера, с разрешением 1280х480. На него выводится вся необходимая для водителя информация: скорость движения, расход энергии, запас хода, пройденная дистанция, температура за бортом. Во время зарядки аккумулятора на приборном дисплее отображается напряжение и сила тока. При нажатии одной из кнопок на руле, справа на дисплее возникает меню из нескольких часто востребованных функций:
  • климатические установки для водительского места;
  • скорость вентилятора обдува;
  • яркость водительского экрана;
  • управление люком (степень его открытия измеряется в процентах);
  • переключение медиа-источника.













Все остальные настройки осуществляются с основного дисплея. Главное меню поделено на следующие закладки-категории:
  • медиа-плеер;
  • карты и навигация;
  • расход энергии;
  • веб-браузер;
  • камера заднего вида;
  • телефон.



Мы уже упоминали, что изображение можно поделить на две части и вывести в них различную информацию. Например, приложение для навигации и управление медиа-плеером. Причём на месте медиа-плеера может отображаться и видео, так что пассажиры не заскучают в поездке. Впрочем, как и водитель в пробках. В самой нижней части дисплея отображается небольшая панель управления, из которой можно попасть в меню с техническими настройками автомобиля, управлять параметрами кондиционирования и регулировать громкость звука.

Давайте подробнее рассмотрим содержимое всех вышеуказанных закладок главного меню.



Медиа-плеер

Медиа-плеер весьма всеяден, есть встроенная поддержка интернет-радио TuneIn. Аудиофилы имеют возможность настроить позиционирование звука в салоне, побаловаться эффектом Dolby Surround и трёхполосным эквалайзером.







Карты и навигация

Навигационное приложение можно развернуть и на весь экран. Tesla пошла по пути наименьшего сопротивления и не стала изобретать велосипед: картографическая система лицензирована у Google. Благодаря этому решению навигатор может отображать информацию о пробках. К сожалению, встроенный модуль мобильного интернета не работает в России, но можно подключить автомобиль к вашему смартфону с помощью Wi-Fi. Нужно отметить, что система работает достаточно быстро, тормоза случаются редко.



Расход энергии

Для электромобилей наличие заправочной/зарядной инфраструктуры до сих пор является проблемой. Встроенный навигатор запоминает месторасположение каждой зарядной станции, на которых побывал автомобиль. К сожалению, это справедливо только для официальных станций, и, если верить навигатору, ближайшая находится аж в Норвегии.





Для самостоятельной зарядки Теслы обычно проводится отдельная линия на 32 А с заземлением. С её помощью можно зарядить автомобиль за несколько часов.





Во время зарядки можно вывести на основной дисплей информацию с амперметра, а также расчёт запаса хода. Как и в случае с автомобилями с ДВС, имеет смысл опираться лишь на усреднённые данные.





Веб-браузер

Подключив мобильный интернет, водитель и пассажиры Теслы могут не пользоваться для сёрфинга своими ноутбуками, планшетами и смартфонами.







Камера заднего вида




К сожалению, реализация этой функции оставляет желать лучшего. На изображение с камеры не накладывается разметка движения автомобиля. О круговом обзоре и говорить не приходится.

Телефон

Здесь всё просто, это обычное подключение телефона к встроенной системе hands free.

Другие функции и настройки

Через дисплей можно получить доступ к настройкам рулевого управления, подвески, освещения, люка, подогрева сидений и стекла.





















Имеется любопытная функция запоминания до трёх радио-кодов брелоков для открывания шлагбаумов и ворот. Достаточно прописать их в радио-модуле автомобиля, и он сам будет открывать препятствия, выбирая нужный код на основании географического местоположения.



Владельцы Теслы могут управлять некоторыми функциями своих автомобилей через мобильное приложение. Например, можно заранее включить обогрев салона в зимнее время, просмотреть текущее состояние процесса зарядки аккумулятора. Правда, нам ничего не известно об уровне безопасности такого канала связи с автомобилем.

Заключение

В целом, большинство функций, представленных в Тесле, давно реализовано во многих других автомобилях премиального класса. От конкурентов в этом отношении Тесла отличается прекрасной эргономичностью управления, высокой производительностью бортового компьютера и широкими функциями сетевого управления. Например, производитель регулярно выпускает обновления ПО, которые автоматически устанавливаются на автомобиль при подключении к интернету. Так что лучший на сегодняшний день электромобиль вполне можно сравнить с гаджетом на колёсах. Очень быстрым гаджетом.
Автор: @Hitechmailru

Комментарии (60)

  • +5
    Достаточно прописать их в радио-модуле автомобиля, и он сам будет открывать препятствия, выбирая нужный код на основании географического местоположения.

    Там какой радиус работы радио-модуля? А то по соседней улице в пробке тащишься, а у тебя гараж уже открыт и зимнюю резину вынесли ))
    • +7
      автоматический выбор, а не применение этого кода для открывания…
    • +3
      Такого произойти не может, так как система работает иначе. Допустим, если вы подъезжаете к дому, то распознается соответствующая точка привязки, и на дисплее всплывает кнопка с объектом интереса (например, «открыть ворота гаража»). По нажатию передается сохраненный радио-код, дублирующий родной брелок от ворот. Без ведома владельца ничего не происходит, даже если вы находитесь вблизи дома или другого сохраненного объекта.
      Радиус работы радио-модуля мы не тестировали.
  • +2
    Такой же зарядный столбик стоит на парковке аэропорта Минеральные воды.
    Так что прогресс уже достиг регионов!
    • +2
      Для тех, кто Теслы привозит самолетами? ;)
      Ибо доехать из городов, расположенных далее 300 км затруднительно.
      Почему 300? Потому что, если запас хода 500, то планировать поездку с минимальным остатком энергии — это очень смело.
    • 0
      Интересно, а есть ли уже что-то подобное в Петербурге?

      Недавно писал в суппорт Shell по поводу установки зарядных стоек для электромобилей. Они ответили, что в их планах этого нет и в помине.
      • 0
        Мне вот кажется что все эти бензинопроизводящие люди просто сидят и не беспокоятся по поводу того, что у них есть реальные конкуренты.

        Тут есть два варианта:
        1) Самый хороший — они просто не понимают, что им скоро будет кирдык, ибо потребление начнёт сокращаться. В этом случае они просто загнутся позже. Либо они понимают это и нашли альтернативные методы травления народа на этой планете.

        2) Похуже вариант — кто-то уже выдумал план как ликвидировать Теслы и тому подобное. Поэтому они и не рыпаются. Как вариант — кто-то выдумал _плохой_ план ликвидации.

        Как бы то ни было, я смотрю по сторонам и вижу Теслы всё чаще и чаще. Мне это начинает нравится…
        • +1
          Есть еще третий вариант — никому кирдык не настанет, будет просто чуть больше выбора у покупателей, поскольку ничего сверхъестественного в ТТХ авто от Теслы нет
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • 0
              Так ведь есть помимо плюсов еще и существенные минусы. Например, дальность хода, которая будет снижаться по мере старения аккумуляторов и понижения температуры. Встать в поле без заряда это вообще сразу здравствуй эвакуатор.
              Или время заряда. Мне бака на неделю хватает, заполнить могу за 5 минут. Здесь как с айфоном получится — пару дней поездил, на ночь на зарядку поставил, ездить не можешь. Замена аккумулятора на заправке частично решает эту проблему, но это не всегда удобно, особенно если едешь далеко.
              По цене тоже спорный вопрос — стоит ли ожидать теслу за 10-20-30тыс. $ и если таковые появятся не будет ли это за счет снижения дальности хода?
              Вредные выбросы уходят из города и переходят в электростанции и заводы по производству и утилизации аккумуляторов
    • 0
      Wow! Когда поставили? В прошлом году ещё не было вроде как.
      • +2
        Летал в прошлый четверг на Эльбрус. Увидели подививились.
  • +3
    Спасибо, очень интересно!
    Сохранение профилей водетелей — это круто
  • +1
    Интересно, в мск возожно выделить розетку на 32 ампера в жилом доме?)
    • 0
      Хоть на 320. Только предварительно обговаривается с обслуживающей сетевой компанией.
      Но если это квартира — как будете добираться до розетки? :)
      • +26
        Китайский пилот в форточку, как же еще!
    • +1
      Это всего 7 киловатт. 3 электрочайника.
    • +1
      Электрические плиты и варочные поверхности подключаются к розеткам, которые рассчитаны на 32А (иногда на 40А). Проблем быть не должно.
  • +26
    Тоесть крутилок и кнопок нет, не понятно — как работать с дисплеем вслепую. Это печально, так как придется отвлекаться от дороги, что бы, например, выключить или уменьшить попогрей.
    • 0
      На руле есть кнопки и крутилки.
      При нажатии одной из кнопок на руле, справа на дисплее возникает меню из нескольких часто востребованных функций:
      климатические установки для водительского места;
      • +2
        Вы пишете:
        > Справа на дисплее

        Смотреть на дисплей = отвлекаться от дороги в любом случае.

        У меня, например, смартфон с картой весит не по центру лобового стекла, а слева от панели, рядом с левой стойкой, что бы бросая на него взгляд, я как можно меньше переводил взор.
        Правда, я еще вывожу дублирующую карту/скорость с цифрах на панель, между спидометром и тахометром.
        Так как езжу я преимущественно по крайней левой полосе, то встречка и автомобили впереди меня волнуют гораздо больше, чем то, что творится справа, где встречки нет.
        • 0
          На приборную панель водители все равно часто смотрят. Но соглашусь, тоже отвлечение от дороги.
          • 0
            Приборная панель в области обзора. Или по крайней мере не нужно поворачивать голову, если вдруг приперло поиграть в гляделки со спидометром.
            У самого был выбор ставить «крутой» фуллтач с большим экраном или с крутилками и меньшим тач-экраном. При всей привлекательности первого выбрал второй и ни разу не жалею. Во время движения достаточно протянуть руку.
    • +1
      На руле же есть.
    • +2
      А если ещё и учесть отсутствие звуков дороги, то можно будет уснуть от сенсорной депривации.
      • 0
        Не беда. В Tesla есть планы по внедрению управления автомобилем роботом.
        • 0
          На батарейках?
          • +10
            Не уточняли. Возможно это будет робот на дизеле или пружинный завод.
    • +9
      Сири выключи попогрей
      • +30
        Обнаружено 5 роликов Саши Грей. Воспроизвожу видео.
  • +4
    Локализация софта ожидается? Выбор языков, в первую очередь/
    Хотя бы клавиатура русская есть, чтобы в навигаторе не вбивать «Sadovaja Cehrnogrjazskaya»?
    • +2
      Планы компании Tesla в отношении российского рынка нам неизвестны. На импортных машинах нет поддержки русскоязычного интерфейса или клавиатуры. В то же время, программные обновления для бортовой системы выходят достаточно часто, и не исключено, что поддержка когда-нибудь появится — особенно, в случае официального запуска в России.
  • 0
    Автомобиль мечты! Еще бы автопилот туда — и все, можно спокойно заниматься программированием (или другими любимыми делами) не только дома и на работе, а еще и в дороге.
    • +8
      Существует и противоположное мнение :)
      • +9
        Хочешь гонять — велкам на трэк.
        А на ДОП будь добр передать управление компьютеру.
        ДОП не аттракцион, чтобы скучающих водителей развлекать.
        • +7
          В точку. Водить в городе — скукотища и вообще чужая работа. А если кому хочется повыделываться/повыпендриваться, то общественные дороги — не лучшее место для этого. Хотя по первой несомненно прет и у некоторых даже этот период затягивается на 5-10 лет. А у некоторых и еще хуже.
          Сравнение кол-во аварий в российских и европейских городах идет явно не пользу первых, а разрыв намекает на явную неадекватность.
          Еще можно почитать комменты иностранцев на этом канале — www.youtube.com/user/Thecrashses86 И лучше не показывать знакомым — они после этого думают что в России по дорогам одни психи ездят. Хотя наверно доля истины в этом есть — злобных ну просто навалом, каждый второй готов к эскалации конфликта вместе его избежания.
          • 0
            Очень люблю водить. Не выделываюсь, не выпендриваюсь, последние 10 лет не попадал в дтп по своей вине. Просто люблю водить — по городу ездить в том числе. Если вам это не нравится — ну, бывает и по-другому.
            • +2
              Как ни странно тоже люблю водить, но… обычно в поездках по Европе. Там хотя бы фан понятен, а в городе? Каждый день? Какой в этом кайф?
              Бывает и совсем по другому — у меня друзья — солодая пара, две машины, не любит водить никто. Ни в городе, ни тем более на много часов. Еще и сняли квартиру в том же квартале где работа, наверно ездят раз в неделю в магазин. Разумные люди! :)
            • 0
              Я тоже люблю водить.
              На двух членов моей семьи приходится три единицы техники(два мотоцикла и машина). И если бы финансы позволяли — была бы еще одна машина.
              Но это не отменяет того факта, что безопасность на ДОП важнее моих или ваших хотелок.
              ДОП — это не инструмент получения удовольствия или развлекаловка. ДОП — это способ добраться из одной точки в другую. И наша задача сделать это максимально быстро и безопасно. И если ради этого надо пожертвовать удовольствием от вождения, чтож се ля ви.
      • 0
        В точку.
    • 0
      удалено
    • +2
      Вы меня пугаете. Уделять внимание нужно окружающем миру, хотя бы пока сидишь в машине. Иначе, можно превратиться в нечто неодушевленное. Брррр.
      • 0
        Одно дело уделять внимание, спокойно посматривая в окно и размышляя о красоте открывающихся видов… а другое — сжимать баранку и на пределе плохого зрения пытаться оценить что происходит вокруг на трассе, как-бы в кого не врезаться, какие там знаки висят и где свернуть:)
        • +1
          Если для Вас вождение — это то, что вы сейчас перечислили, то действительно не стОит. Существует общественный транспорт или такси.
  • +2
    Автор, как вы оцениваете удобство управления при помощи сенсорного экрана и кнопок на руле? Особенно на ходу на неровной дороге.
    Какой в экранах применяется тип матрицы и тип покрытия (матовое/глянцевое), хорошо ли она читаема под прямыми солнечными лучами, не бликует ли?

    Имеется любопытная функция запоминания до трёх радио-кодов брелоков для открывания шлагбаумов и ворот.

    Следует упомянуть, что эта функция присутствует на бесчисленном множестве автомобилей с начала девяностых годов прошлого века, но тогда, разумеется, не было привязки к GPS-координатам.
    • 0
      Следует упомянуть, что эта функция присутствует на бесчисленном множестве автомобилей с начала девяностых годов прошлого века
      Любопытно. ниразу не то что не владел, даже не слышал про такое. Может вы говорите про машины для рынка США?
    • 0
      Кнопки на руле — очевидно, самый удобный вариант. Центральный сенсорный дисплей отвлекает чуть больше, но это во многом дело привычки. Регулировать что-то на ходу на неровной дороге — сама по себе плохая идея, и дело даже не в эргономике.
      В экранах применяются IPS-матрицы, отделка полу-глянцевая (гладкая, но не зеркальная поверхность). Под прямыми солнечными лучами они, как и все экраны, бликуют. Ожидать идеальных условий освещенности в машине, сами понимаете, не приходится. Если не вдаваться в подробности, то зона, где экраны «слепнут», довольно узкая — так что в реальной жизни не все так плохо, как может показаться.
      • 0
        Спасибо, примерно так я и представлял. Насколько хорошо читаема индикация «панели приборов» по сравнению с традиционными физическими стрелками и шкалами в светлое время суток, но без засветки?
        Регулировать что-то на ходу на неровной дороге — сама по себе плохая идея, и дело даже не в эргономике.
        К сожалению, много где ровная дорога просто отсутствует, особенно достаточно ровная для легковой машины.
  • 0
    Очень интересная машинка! Много плюсов, но на старости лет я буду скучать по рычащим грязным моторам!
    Следующее поколение будет выбирать между iCar и Galaxy Car… чей планшет с огромной батарейкой на катках круче)
  • +11
    всё это было ещё в 80х, даже с голосовым управлением
    image
  • +1
    Всё таки довольно эргономически спорно, кмк, вместо ручки/кнопки того же ручника запихать эту функцию куда-то в подменюшки…
  • +3
    У меня нет автомобиля, но складывается впечатление, что люди, которые стараются покупать все более мощные тачки с ДВС, просто стремятся достичь того эффекта, который давно дает электропривод — когда время между нажатием на педаль и передачей мощности на колеса равно нулю.
    Сам иногда езжу на электровелике, и даже на нем это чувствуется. А на автомобилях, даже на мощных, всегда есть лаг в доли секунды.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      Раздолбайство водителя никак не зависит от начинки машины.
    • +1
      При движении свыше 5км/ч фильмы и тв не показывает.
    • 0
      Автопилот бы я в нее поставил… впрочем я об этом уже писал выше:) А отслеживание зрачков и прочее это все как-то несерьезно… не могу найти аналогии, но вроде как если вам надо с компьютера на компьютер перенести файл, вы открываете его в hex-редакторе, записываете байты в тетрадочку (!), идете на соседний компьютер и там вбиваете из тетрадочки с клавиатуры:)
      Давайте разработаем сложнейшую систему, распознавание направления взгляда, но рулит все равно пусть человек. При том что компьютер способен делать это в тысячи раз эффективнее и он никогда не отвлечется, не заснет и т.д.
  • 0
    Когда же уже Тесла начнет комплектоваться генератором и канистрочкой бензина? на тот случай: Упс, чучуть не доехал…
    • 0
      ну и заряжать его до второго пришествия?
  • 0
    звездолет какой-то просто

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Дизайн