Pull to refresh
VK
Building the Internet

Пешеходный роутинг — новый вызов для OpenStreetMap

Reading time5 min
Views25K


Вокруг пешеходной навигации и сообщества открытых карт сложилась интересная ситуация. Пешеходные картографические данные OSM уже уникальны. Ни один поставщик в мире сейчас не способен предоставить такого количества тротуаров, переходов и троп, которое есть у OpenStreetMap. Но вместе с тем до удобного промышленного использования этих данных ещё очень далеко. В результате OSM и его сообществу снова придется пройти испытание на прочность.

Проблемы пешеходного роутинга


Он рядом с автомобильным


Главная проблема пешеходного роутинга в том, что он не один. На картах OSM уже есть автомобильные дороги, которые стараниями сообщества соединены в неплохой граф. Но пешеходам нельзя ходить по большинству автомобильных дорог. В идеале нужно закрыть все автомобильные дороги для пешеходов и рисовать отдельную дорожную сеть с отдельными тегами для пешеходов. Но сейчас этот «идеал» недостижим. Пешеходные дорожки обрисованы несвязными островами в различных частях карты.

В результате у сообщества и производителей навигационного софта возникает такая дилемма: чтобы пешеходные маршруты вообще строились, приходится использовать дороги из автомобильного графа. Но однозначно понять, существует ли тротуар у данной автомобильной дороги и отмечен ли он на карте, без специальных тегов невозможно. Поэтому алгоритм может построить маршрут по проезжей части, рядом с нарисованным тротуаром. Чтобы этого избежать производителям навигационного софта приходится придумывать различные эвристики, которые усложняют и без того сложные и затратные алгоритмы маршрутизации.

Картографы-новички, видя на карте автомобильную дорогу, не задумываются о том, что у неё надо отметить пешеходную доступность, отдельно нарисовать тротуары или соединить дорогу с уже имеющимися тротуарами. В результате, пешеходный граф развивается гораздо медленнее, чем дорожный. В отличие от многих других маршрутных данных, пешеходные данные не выделили в отдельный слой. Они существуют вместе с основными данными карты.

Он больше требует от картографов


Раз уже мы заговорили о картографах, можно отметить, что граф требует большего от самих картографов. Обычный перекрёсток двух дорог с тротуарами превращается в большую развязку.



Каждый подземный переход превращается в набор минимум из двух лестниц, тоннеля и двух соединительных дорог. Появляется куча тегов, которые не отображаются ни в редакторах, ни на стандартных стилях OSM. Зебры, sidewalk, лестницы. Например, лестницы имеют направление (вверх — подъём), но оно не рисуется на карте, и многие лестницы отмечены некорректно. Согласитесь, для пешехода есть разница — подниматься или спускаться. Если учитывать нужды «нестандартных» пешеходов (людей с самокатами, детскими и инвалидными колясками), то для них требуется ещё больше данных, например, о наличии аппарелей и пандусов. Хотя теги для всего этого есть, их мало кто знает даже из опытных участников, а тех, кто расставляет, ещё меньше.

Площади


Вообще, пешеходы не ходят по чётко заданным линиям. У них встречаются разные площади, где можно ходить как вздумается. Хотя все всё равно ходят по кратчайшим маршрутам, площадь рисуется на карте отдельно. И кратчайшие пешеходные тропы под ней часто забывают указать. А роутинг по площадям не умеют делать ни MAPS.ME, ни любое другое приложение или движок. Мало того, в сообществе активно обсуждается тема перевода автомобильных дорог в площади асфальта с отдельно нарисованной разметкой. Так что проблема площадей может ещё аукнется нам и в дорожном графе.

Он хуже мапится по снимкам


В довершение ко всему вышеперечисленному пешеходные дороги практически невозможно рисовать по космоснимкам. Все самостоятельные тропы и дороги, проложенные не вдоль автомобильных дорог, загораживаются кронами деревьев и не видны. Также, как не видны и некоторые заборы, стоящие между домами. Не говоря уж о лесных тропинках.

Разрушительность мелких правок


А ещё картирование на живом графе напоминает обезвреживание бомбы. Без специальных навыков. Все правки моментально уходят в общую базу. Как мы ни стараемся улучшить наши алгоритмы маршрутизации, они очень восприимчивы к качеству графа, по которому строится маршрут. А я уже говорил, что вместе с тротуарами каждый перекрёсток представляет собой сложную развязку, и накосячить с ней очень просто. Например, забыть добавить пересекающимся линиям общие точки. Вот и получается, что во время каждого обновления данных ждёшь, где сломалось на этот раз.

Неторопливость сообщества в ведении изменений


Ну, и добивает всё общая неповоротливость большого картографического сообщества. Новые теги придумываются тяжело. Proposals, официальные предложения новых систем обозначений, не дописываются до конца. Инициативы редко выходят за пределы региональных сообществ. Чтобы описать масштаб проблемы для непосвящённых приведу лишь один пример: в OSM по-прежнему нет механизма для обозначения любых площадных объектов. Всё площадное на карте, включая сами континенты, это замкнутые линии и домыслы рисующих программ.

Варианты решения для OpenStreetMap


Вообще, если присмотреться, можно понять, что все перечисленные проблемы по отдельности не новы. Сообщество в том или ином виде с ними уже встречалось и как-то их решало. Поэтому я опишу некоторые решения, которые, возможно, разрулят ситуацию.

Запустить как есть и дождаться активистов, которые поправят


Главный механизм OSM — время. Энтузиасты будут пользоваться первыми навигаторами, собирать грабли и править карту. Чем выше будет становиться качество данных, тем больше будет людей, согласных пользоваться продуктом. Так, шаг за шагом, сначала районы, потом большие города выйдут на уровень качественных пешеходных графов. На этой неделе MAPS.ME официально начал поддерживать пешеходные маршруты. Вы можете оценить все преимущества пешеходного роутинга, просто скачав приложение на телефон.

Облегчать первый вход новичкам. ID и визарды


Огромную работу делает mapbox, развивая подсказки во время картирования. Как бы ни был мощен JOSM, но когда за карту принимается новичок, лучше предоставить ему лёгкий способ узнать, какие ещё теги можно заполнить. И здесь как нельзя лучше пришлись разного рода подсказки и визарды. В идеале нужно свести к минимуму поиск названии тегов в wiki OpenStreetMap. В качестве бонуса это облегчит проблему опечаток в тегах.

Мобильные приложения для картографирования


Продолжая упрощаться, приложения для картографирования должны стать более мобильными. Пусть новички смогут делать лёгкие правки прямо со своих мобильных телефонов. Оставим процесс сбора данных на обходной лист и перенос их в программу опытным участникам сообщества. Особенно это важно для информации, которую нельзя увидеть со спутника. Например, информации о магазинах.

Валидаторы


Проблема поломки данных тоже не нова для OpenStreetMap. Дорожный граф регулярно ломают, и справиться с этим помогают валидаторы. Посмотрите на такие проекты, как KeepRight и Peirce QA. Пока для пешеходного графа мало таких инструментов, но сама технология хорошо себя зарекомендовала и может быть использована здесь. Кроме того, такие сайты являются элементами геймификации при внесении масштабных изменений или поддержки качества карт. Однако далеко не все участники сообщества открытых карт знают об этих сайтах.

Выводы


Как видите, ни одно из перечисленных решений не способно стать серебряной пулей для OSM. Нужно немало сил, чтобы суметь взять всё лучшее от каждого решения и продвинуть карту на качественно новый уровень. Однако и цель стоит грандиозная. Для любой картографической компании пешеходный граф мира нерентабелен. Это именно та возможность, которая может укрепить триумф открытых данных над проприетарными.
Tags:
Hubs:
+58
Comments47

Articles

Information

Website
vk.com
Registered
Founded
Employees
5,001–10,000 employees
Location
Россия
Representative
Миша Берггрен