Компания
1 208,40
рейтинг
27 августа 2015 в 15:16

Разработка → «Пришел поесть, а остался учиться в Технопарке». Истории студентов наших образовательных проектов

Перед 1 сентября я решил рассказать о наших образовательных проектах — Технопарке и Техносфере — с новой точки зрения. О продукте проще и, наверное, правильнее всего судить по отзывам пользователей. Для этой статьи я собрал мнения наших выпускников — «пользователей» Техносферы и Технопарка — и предлагаю их вам «as is». Это ответы на 10 вопросов о наших проектах, которые, как мне кажется, лучше расскажут о них, чем я сам.

Ниже — истории о том, как студент пришел в университет поесть пельменей, а остался учиться в Технопарке; о том, что заставляет вставать рано утром в субботу, когда университетских занятий нет; о том, как в Технопарке и Техносфере начинается карьера и как в «большой айтишной каше» найти свою команду.



1. Почему ты решил поступить в проект?


Константин С.: «В Технопарк поступал, потому что основная специальность была довольно узкая, и хотелось иметь запасной план на карьеру. Место, где мне бы не пришлось начинать все с нуля. Спустя полтора месяца учебы я понял, что получил больше, чем хотел. Но тогда еще не понял насколько».

Михаил К.: «Я просматривал ленту новостей во ВКонтакте и увидел, что один из моих друзей вступил в группу Техносферы. Прочел, что скоро будет отбор на учебный проект в виде офлайн-тестирования. Меня всегда привлекали мероприятия, где можно посоревноваться и показать свои знания, поэтому я пошел на отбор. Поступать я изначально не собирался. Так как я успешно прошел тестирование, то решил не упускать возможность».

Динар С., ziontab: «Я узнал о создании Технопарка из презентации Дмитрия Гришина, которая проходила в ноябре 2011 года в МГТУ. Мне показалась интересной сама идея — большая IT-компания приходит в вуз и участвует в подготовке студентов. Тогда я не знал, что будет представлять собой проект, насколько трудно будет поступить, что он мне даст в итоге. Но я верил, что это отличная возможность, и я не должен ее упускать».

Илья П., jphoenix: «Я просто приехал в универ покушать пельменей (к тому времени я там появлялся раз в неделю) и случайно увидел рекламу первого набора, который закончился несколько дней назад. Про Технопарк было совсем ничего не известно. Привлекали логотип Mail.Ru Group и обещание научить веб-разработке. Написал на почту, прошел конкурс, меня взяли».

2. Как проходил отбор?


image

Максим Ф.: «В мой год отбор происходил только по результатам письменной части, которая состояла из тестов и трех задач. От устной части решили отказаться. Сейчас, насколько я знаю, этапов отбора стало больше. Это и онлайн-тест, и письменный, и устное собеседование. Но это даже интереснее. Ведь собеседование — это своеобразный аудит знаний. И когда пробелы обнаружены, их проще устранять».

Надежда Г.: «Онлайн-тестирование — довольно спокойный этап. Можно сосредоточиться на вопросах из теста. А вот на очном этапе, как и при любом собеседовании, было волнение и желание понравиться. Собеседование проводил Павел, и, пожалуй, самое запомнившееся — его вопрос “В чем, по твоему мнению, секрет успеха?”. Он задавал этот вопрос, наверное, раз пять в разных вариациях. А я упрямо отвечала, что секрет успеха в команде. Я и сейчас так думаю. Можно многого достичь в одиночку, но если есть общая цель, дела идут гораздо лучше. Если команда не выстроена, очень много времени приходится тратить не на продуктивную деятельность, а на организационную. Кстати, одна из первых проблем, с которой приходится столкнуться студенту Технопарка — налаживание коммуникаций в команде: один не успел, второй понадеялся на первого, а третий еще только понял, что к чему. Если очень быстро с этим не разобраться, можно безнадежно отстать от учебного плана и завалить всю сессию».

Максим Г.: «Большой зал, много людей, синий конверт с листочками А4. Вопросы — то ли 5, то ли 10 штук. Вопросы были интересны тем, что в ответ на каждый можно было пофантазировать. Придумать свой алгоритм шифрования, поразмышлять на тему рандомных чисел и т. д. Ну, фантазировать — это вам не код писать. Может чудом, может нет, но я был приглашен на первое занятие».

3. Первые впечатления от учебы?


Максим Ф.: «Первые впечатления были самыми положительными. Мне понравилось отношение преподавателей и их увлеченность общим процессом. Еще бы: не каждый человек согласится приезжать в субботу в университет читать лекцию к первой паре после рабочей недели. Но это очень сильно подкупало. Знаете, самая большая вещь, от которой я устал в университете, — это когда курс не нужен ни преподавателю, ни студентам. Он просто есть в учебном плане, а зачем — никто не может объяснить. И отношение там соответствующее. В Техносфере этого не было. Зато было очень много фана и энтузиазма. Все преподаватели при этом были действующими разработчиками, поэтому актуальность их знаний только добавляла интереса учебному процессу».

Константин С.: «Было сложно и интересно. Преподаватели были мотивированы, программы пластичны и перестраивались в зависимости от результатов, время реакции организаторов на наши запросы было минимальным, жизнь на внутреннем портале кипела, а общение оказалось весьма демократичным. Недостатки были, куда же без них. К третьему набору программы курсов были еще не обкатаны. Чувствовалось, что общего подхода преподаватели не выработали и действовали по собственному разумению в достаточно широких рамках правил. Но все это было почти незаметно на фоне неподдельного энтузиазма студентов. Забавный факт: основная масса тех, кто жег, дошли до конца. А из тех, кто просто шарил, дошли не все…»

Елена А., maerville: «Наверное, самое яркое (и в какой-то мере показательное) впечатление — это первая лекция Дмитрия, на которую пришли все 60 человек, весь поток. Тогда еще вслух прозвучало нечто вроде “интересно, сколько нас останется в конце”. Что ж, до конца дошло 18».

Алексей М.: «Начались реальные проекты и задачи. Во время обучения ко мне пришло осознание, что Технопарк — хорошая возможность накопить ценное портфолио: знания и некоторые проекты, код которых ты сможешь показать при устройстве на работу».

4. Что было самым сложным во время учебы?


Михаил К.: «Очень хотелось спать. Это вообще вечная проблема для студента. Еще было сложно приходить на занятия по субботам. Если ты уже пришел в университет, то проще остаться на пару часов и дождаться вечерних занятий. А вставать рано утром в субботу, когда занятий нет — это challenge похлеще домашних заданий. Материал излагался хорошо, поэтому не осталось впечатления суперсложности от занятий. Впрочем, некоторые лекции были зубодробительными, особенно по базам данных. Вообще, первый семестр оказался сложнее второго. Отсеялось много людей (из сорока человек осталось около девяти), и к оставшимся на второй семестр преподаватели относились трепетно».

Евгений Ш., e-sha: «Было сложно без мало-мальской базы. Базового владения UNIX, базовой теории алгоритмов, базы по программированию, устройству ОС и прочего. Ребята с профильных факультетов, думаю, знали это лучше меня. Самым сложным курсом для меня оказался highload (проектирование высоконагруженных систем)».

Алексей М.: «Самым интересным для меня оказалась работа в команде. Еще один большой плюс Технопарка — связи. Я познакомился с очень интересными людьми. Их отличительной особенностью является желание двигаться вперед. А когда ты попадаешь в эту атмосферу, ты и сам становишься таким (если еще таким не стал)».

Динар С., ziontab: «Не могу сказать, что по части учебного материала возникали сложности. Когда изучаешь то что тебе интересно, ты быстрее это усваиваешь. Возникали сложности с тем, как же все это успевать. Бывало, что занятия в Технопарке и по основной специальности накладывались. Тут выручали видеолекции, которые записывали сами студенты (это был первый набор, профессиональная видеосъемка еще не велась)».

5. Что было самым интересным во время учебы?


Илья П., jphoenix: «Интересно было пилить курсовые проекты. Хотелось, чтобы после сдачи это пригодилось в жизни. Например, так родился secureshare.pw: был курсовым проектом по ИБ, а теперь — удобный сервис, которым я и коллеги пользуемся практически каждый день».

Динар С., ziontab: «Во-первых, как ни странно, это сама учеба. Очень круто получать материал из первых рук, от людей, которые каждый день работают с тем, о чем рассказывают. А во-вторых, это общение со студентами со всего вуза. Обычно, когда ты учишься, ты знаешь людей в пределах своей кафедры, возможно, факультета. Я же познакомился со многими людьми с разным специальностей и поварился с ними в большой айтишной каше под названием Технопарк».

Максим Ф.: «Самым интересным был учебный процесс. Мне очень нравился подход преподавателей. Еще мне очень нравилось, когда курс предполагал некоторый главный проект, который необходимо было защищать в конце. Финальный проект при этом требовал применения знаний, полученных в ходе курса. Приятно делать что-то большее, чем домашка на один вечер, с некоторой идеей и законченностью. Нравилось, что при выборе заданий была возможность проявить инициативу и выбрать то, что тебе ближе или интереснее. При этом такие курсы предполагали объединение в команды, приходилось заводить совместные репозитории, разделять ответственности и договариваться. Тоже полезно и увлекательно».

Константин С.: «Мне очень нравилось ощущение той скорости, с которой я погружался в мир промышленного программирования. Прогресс в знаниях был очень быстрый и заметный. Понравилось разбираться с чем-то новым, встраивать это в свой проект, смотреть, как это начинало работать. Это было самое крутое».

6. Что запомнилось кроме обучения?


image

Алексей Ш.: «Отношение к студентам, атмосфера сотрудничества. Все вопросы решались открыто и вместе. И каждый голос и пожелание были услышаны».

Илья П., jphoenix: «Кроме обучения, конечно, общение и новые знакомства: с некоторыми из одногруппников мы стали близкими друзьями и коллегами, и по сей день вместе работаем и отдыхаем. Поездка в Сочи так вообще была праздником дружбы: что может лучше подружить людей, чем путешествие и восхождение на гору?».

Максим П., uwriter: «Кроме обучения запомнилась срочная разработка приложения для поиска фотографий из ВКонтакте сразу после курса по Android. Даже что-то получилось, правда, расширенные фильтры в итоге не выкатили. Ну, и общая страница выпускников, на которую хотелось попасть с того момента, как ее открыли. Прям так и видел: показываю кому-нибудь алюминиевый диплом, человек удивляется, смотрит, что за Технопарк, заходит на страницу выпускников, а там моя страница и подтверждение того, что я действительно прошел два этих года!».

Константин С.: «Концентрация юмора. И преподаватели, и студенты — все жгли почти непрерывно. Работать в другой атмосфере я теперь не умею».

7. Как совмещалась работа и учеба?


image

Максим Ф.: «Честно говоря, мне не очень удавалось совмещать работу и учебу. В зависимости от текущих приоритетов (например, рабочий дедлайн или учебный), приходилось больше фокусироваться на чем-то одном. Еще ведь оставалась и университетская учеба. Думаю, что совмещать вполне возможно, но для этого требуется много дисциплины и умения фокусироваться. Без этого может быть тяжело и чем-то придется жертвовать. Но попробовать определенно стоит. Это огромный плюс дедлайнов: они заставляют фокусироваться и производить реорганизацию внутренних процессов, больше следить за своим временем, думать о качестве уже потраченного. Это полезно».

Алексей Ш., Infected: «Непросто, спал мало. Работал программистом, учился в Бауманке и в Технопарке».

Антон К.: «Непросто. Но совмещать все же удавалось, благо на стажировке особых требований к графику работы не предъявлялось».

Елена А., maerville: «Скажу сразу, было нелегко. Большую часть времени занимала учеба непосредственно в Бауманке (моя кафедра считается одной из самых трудных, с насыщенным лабораторными занятиями и курсовыми, учебным планом), особенно потому, что я стремилась получить красный диплом. Затем второй по объему времени была работа. Опять же, было нелегко, потому что я работаю не совсем по профилю Технопарка (скорее, это профиль Техносферы), и на первых порах пришлось резко погрузиться и много чего нового узнать и доучить. Учеба в Технопарке у меня стояла третьим приоритетом, вылилось это в то, что на лекции я практически не ходила, а предпочитала учиться по видеозаписям. Ну и, соответственно, часто ходила на пересдачи. Сразу скажу, что такой подход неправилен, и я всем читающим абитуриентам и студентам Технопарка с высоты пройденного опыта рекомендую никогда так не делать. Ибо чревато».

8. Повлияла ли учеба в проекте на твою карьеру и как?


Михаил К.: «Я думаю, что повлияла в лучшую сторону, но в долгосрочной перспективе. Я узнал о том, что профессиональные контакты — это важно и полезно. О том, что нужно поддерживать свой имидж и имидж компании. О том, что обучение сотрудников и вовлечение их в учебные проекты в качестве преподавателей — это круто. О том, как происходит работа в большой компании. О том, какие задачи встают перед работниками, и почему знания из университета бывают важны. Да и вообще, что любые знания пригождаются. О том, что существуют ресурсы, которые нужно распределять во время разработки продукта. О важности планирования. О целесообразности. Мне кажется, я смог увидеть картину разработки ПО в целом. Не факт, что я все понял правильно. Например, про базы данных я мало что запомнил. Но повторение — мать учения, и когда я снова увижу похожий материал, я смогу освоить его быстрее. Это дает мне конкурентное преимущество».

Динар С., ziontab: «Учеба в Технопарке дала отличный старт моей карьере. После первого семестра обучения я попал на стажировку в Mail.Ru Group, в команду Дмитрия, одного из самых крутых преподавателей в Технопарке. И вот уже три года я успешно работаю в этой классной команде. Не уверен, что без Технопарка и без опыта работы я бы смог сразу пойти работать в крупную IT-компанию».

Максим П., uwriter: «Без преувеличения скажу, что обучение в Технопарке кардинально повлияло на мою карьеру. Если бы я сюда не пошел, то к концу четвертого курса у меня бы не было:
  • опыта двух лет работы в Mail.Ru Group (все знают про проблему курицы и яйца у выпускников вузов — без опыта не берут на работу, а чтобы получить опыт, надо, чтобы тебя взяли на работу);
  • понимания, как работают проекты в целом;
  • знания, как управляют разработкой в огромной и успешной компании;
  • команды крутых ребят, с которыми можно взяться за разработку какого-нибудь крутого проекта на заказ. Где еще на четвертом курсе университета можно найти таких как Гриша, о котором в Технопарке ходят легенды как о самом многофункциональном из его выпускников человеке (каждая функциональность, разумеется, на максимальном уровне компетенции). Или как Серега, который не только жмет от груди больше, чем три моих веса (sic!), но и способен сделать за сутки то, что обычные люди делают за два-три дня. Или как еще четверых не менее крутых ребят. Главное отличие таких ребят от “среднего по рынку” — обладание не только знанием в своей узкой области, но и глубоким пониманием остальных частей веб-сервисов».


Алексей М.: «Благодаря Технопарку началась моя карьера в программировании. В Mail.Ru Group я занимался тестированием, а сейчас в Яндексе занимаюсь разработкой. Без Технопарка (уточню: под этим словом я понимаю коллектив прекрасных преподавателей и студентов, которые учат и учатся) ничего этого бы не было, ну или случилось бы гораздо позже. Технопарк помог мне найти свое дело, и я планирую оставаться в отрасли и развиваться дальше».

9. Как ты видишь свое профессиональное будущее, что дальше?


Евгений Ш., e-sha: «Сейчас я участвую в проекте по анализу данных, занимаюсь инфраструктурой big data, работаю с самими данными (Sberbank Digital Ventures). Планирую развиваться в этом направлении, углубиться в Data Mining. Для этого, кстати, смотрю лекции Техносферы».

Елена А., maerville: «Когда я проходила собеседования на работу в Поиск Mail.Ru, многие люди говорили мне, что это — самая интересная работа, и сложно потом найти что-то похожее по интересности. Теперь, проработав в отделе ранжирования два года, я могу лишь подтвердить эти слова. В настоящий момент я студентка магистерской программы «Науки о данных» в НИУ ВШЭ. Собираюсь развиваться в направлении анализа данных. Ближайшую пятилетку точно продолжу работать в Поиске. А что дальше — там посмотрим».

Евгений Н.: «В дальнейшем я планирую развиваться в новой компании (Avito), применять полученные знания и получать новые. Техносфера приучила к тому, чтобы никогда не стоять на месте, не тратить свободное время впустую и развиваться. Надеюсь не потерять этот настрой».

Илья П., jphoenix: «Сейчас я во ВКонтакте, работаю над рекламной системой, и пока планирую развиваться “вширь”: очень многое еще предстоит узнать и стать еще лучше. А там посмотрим. Всегда мечтал не ходить каждый день в офис, работать в любое время суток из любой точки мира. Постепенно эта мечта сбывается. Хочется запилить свой стартап и фактически работать на себя. Со временем все мечты сбудутся».

10. Что можешь пожелать будущим студентам проекта?


image

Алексей Ш.: «Если будущий студент проекта стоит перед выбором — пойти в Технопарк или найти первую работу параллельно с обучением в университете, то я бы посоветовал при возможности отложить работу хотя бы на первый год обучения в проекте. Так получится глубже погрузиться в каждый предмет и быть продуктивнее, не загоняя себя в цейтнот. Также хочу пожелать им никогда не идти вслед за каким-либо авторитетом. Авторитетом красного диплома, если он отнимает время на занятие тем, к чему есть страсть. Авторитетом какой-то определенной профессии, если она не доставляет радости и удовольствия. Уходите от шаблонов, навязанных извне, и всегда ищите свой путь!».

Михаил К.: «Будущим студентам я в первую очередь желаю подумать: а нужно ли вам это? Учиться тяжело, это занимает много времени. Но результат того стоит. Мне повезло иметь хорошую прогерскую подготовку, чтобы не стушеваться перед домашними заданиями. Очень много людей ушло, не закончив обучения. Мне обидно это видеть, поскольку люди из Mail.Ru Group вкладывают много усилий в проект.
Пожалуйста, взвесьте все «за» и «против», прежде чем поступать в Техносферу».

Динар С., ziontab: «Приведу некоторые цифры: среди моих одногруппников в Технопарк в первом наборе поступало восемь человек. Прошли в Технопарк семеро. Пятеро были стажерами в Mail.Ru Group. А закончить Технопарк удалось лишь трем. У меня есть принцип: если вы за что-то беретесь нужно доводить это до конца, иначе вы потратите зря свое и чужое время. Я вам желаю трезво оценивать свои силы и время. И если вы решитесь поступить в Технопарк и закончить его, я гарантирую, что это станет одним из самых ярких событий в вашей жизни, каким оно стало в моей».

Итак, это была информация о наших проектах «из первых рук». Напоминаем, что до 11 сентября включительно у вас есть возможность подать заявки на отбор в Технопарк (для студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана), Техносферу (ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова,) и Технотрек (для студентов МФТИ). Ждем вас и удачи!
Автор: @Dmitry21

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка