Pull to refresh
VK
Building the Internet

Накануне дня рождения первой женщины-программиста: моя история

Reading time 6 min
Views 45K

На картинке: Ада Лавлейс, которая не только первая женщина-программист, но и вообще первый программист в истории. Родилась 10 декабря 1815 года.

Вы бы знали, сколько раз мне приходилось слышать фразы вроде «Ты ж девочка, зачем тебе это?» или «У женщин мозг к программированию не приспособлен». Столько раз мне говорили: «Мы тут будем делом заниматься, а ты — украшение команды». Ещё хуже, если «нужна, чтобы доску протереть». В то же самое время были бессонные ночи, месяцы без отрыва от компьютера, тонны сохранённых видео, закладок, курсов, статей, а главное — постоянное сражение с собой и окружающими ради Цели. И вот итог: мне 22 года, я менее года назад окончила университет, но уже успела поработать в главном офисе 2ГИС в Новосибирске, а потом получить работу в Mail.Ru Group. Меня зовут Дарья Пушкарская, и здесь я расскажу о цепи событий, которая привела меня к такому результату.

Нет какого-то конкретного дня, в который было принято решение — «Я буду программистом». Всё происходило почти само собой. Настолько, что даже можно повторить банальную фразу: это не я выбрала профессию, а она меня. А что? Звучит красиво.

Я родилась в Казахстане в городе Усть-Каменогорске. Ещё в школе мне не составляло труда попадать сначала на городские, а потом и международные олимпиады по программированию. Вопрос выбора университета и специальности, таким образом, тоже не был особо мучительным — берём то, что даётся легче всего, чтобы поступить наверняка. Путь наименьшего сопротивления, ага. Знала бы я, чем он обернётся позже.

А обернулось всё тотальным разочарованием в вузовском образовании. Даже самые интересные предметы и темы там давали скомканно и скучно. Конечно, были люди, которых всё устраивало. Я вообще часто встречаю людей, которых «всё устраивает и так». Но лично у меня желание всерьёз участвовать в таком образовательном процессе пропало довольно быстро.

Впрочем, у университета всё же был один большой плюс — это время найти себя и попробовать силы на самых разных фронтах. Серьёзно об этом говорить сложно, но кем я только не подрабатывала: барменом, официанткой, кальянщицей, организатором мероприятий и студенческих вечеринок. Я участвовала в конкурсах красоты, была промомоделью на экспо-выставках (или, например, промоконсультантом для продукции компании Lenovo) и даже работала помощником руководителя модельного агентства. И везде меня преследовала одна и та же мысль: так быть не должно. То есть это нормально — подрабатывать, когда ты студент. Но я встречала ребят, которым 25—30—35 лет, и они делали то же самое.

Однажды я примерила этот вариант развития событий на себя и ужаснулась. Потом успокоилась и решила остановиться и посмотреть на собственную жизнь со стороны. В этот момент я поняла, что за плечами уже три курса, и я не хочу после университета продолжать «подрабатывать». Я поставила себе цель — окончить университет, будучи востребованным специалистом, а в качестве диплома принести реально крутой проект, сделанный от начала до конца самостоятельно.

С этого момента, кажется, я больше не расставалась с компьютером. На накопленные сбережения сняла квартиру и съехала из общежития, окончательно замкнувшись в себе. Я даже завела собаку, чтобы хоть что-то заставляло меня регулярно выходить из дома и дышать свежим воздухом. При этом, несмотря ни на что, я чувствовала себя счастливой.

Выбор направления для того самого «крутого проекта» пал на веб-технологии из-за их востребованности на рынке и моей тяги к анимациям, динамикам и визуальной составляющей. И тут начался дайвинг — к глубинам темы. Были сотни закреплённых вкладок, сохранённые демки, скачанные и рассортированные по папочкам видео. Все примеры, которые я делала по видео, тоже сохранялись в файлы и сортировались по папкам. Я подписалась на множество групп «ВКонтакте» и каналов YouTube. Оторвать меня от компьютера было невозможно.

Так я просидела три месяца. Это было моё первое лето в жизни, когда я не загорела и не загорала в принципе. Впрочем, никаких сожалений. Единственное, что меня реально волновало, — обучение шло слишком медленно. Я начала переживать о том, что у меня ничего не получится.

Тогда я потратила добрую часть своих сбережений на курсы. Всего 20 тысяч рублей, но для меня это было целых 20 тысяч рублей на онлайн-курс при условии, что раньше я даже вещи в интернете не покупала. Самое интересное, что программу обучения я выбрала явно не по своему уровню, но дала себе слово, что закончу её лучшей. Это было сумасшествие — множество новых технологий, знаний, опять закреплённые вкладки и поиск дополнительной информации. Так можно назвать целый этап в жизни — «время закреплённых вкладок». Это время, когда вы чем-то действительно вдохновлены.

С завершением каникул снова начался университет, где, чтобы сдать «на три», тоже нужно было потрудиться. В сочетании с дополнительными курсами получался цейтнот. Вебинары начинались в 20.00 по Москве. В Новосибирске было уже 11 вечера, а шли занятия по 3—4 часа. Тогда в мою жизнь пришёл ОН — полифазный сон. С того времени я с этим парнем на ты.

Небольшим шоком, кстати, стало первое же задание на курсе — познакомиться со своими одногруппниками. В моём образе жизни, где были только я и код, меня всё устраивало. Ничего не могло нарушить моего покоя. Однако опыт оказался полезным. Нас разбили на команды из самых успевающих учеников, и мы вместе работали над общим проектом. Мой первый проект в команде. Более того, я была тимлидом. Если вкратце описать суть работы, то мы делали водяные марки. У меня этот проект, кстати, сохранился на GitHub, он теперь стал для меня чем-то вроде альбома с фотографиями, над которым можно поностальгировать и вспомнить, как было весело с некоторыми людьми.

Так или иначе, дело было сделано. И это ещё мягко сказано. Я только выбирала для себя новый курс, как получила подарок на Новый год. Разработчик Tars Артём Малко, к которому я обращалась с вопросами об использовании его сборщика, заметил проект с водяными знаками. Он прислал мне ссылку на мой же репозиторий и прямо так и спросил: «Какое отношение ты имеешь к этому проекту?» Я чуть оправдываться не начала! Когда же все точки над i были расставлены, Артём предложил мне попробовать силы в его компании, и уже после Нового года и ряда собеседований я работала в 2ГИС.

Здесь я получила отличного руководителя — Тимофея Чаптыкова, разработчика Makeup. И вообще я попала в сильную команду из очень крутых ребят и тимлида Романа Сальникова (вот один из его докладов: «Управление состоянием в Redux»). Счастью не было предела! На работу разрешали приходить к одиннадцати, но я была там с девяти утра. Уходила под ночь просто потому, что мне было интересно! Технологии, которые использовались в команде, вообще сводили с ума — React, webpack, redux, mongodb. В общем, полный набор хипстера.

При этом всем, что я узнавала, я стремилась делиться с другими начинающими разработчиками. Свободное от работы время (читай — ночи) я использовала на преподавание в онлайн-школе веб-разработки. Мне не терпелось рассказать о только что приобретённых знаниях другим. Нравилось помогать им расти и развиваться. И нравится до сих пор!

С такой подпиткой, конечно же, я сделала свой «крутой проект» к окончанию университета. Каково же было моё разочарование, когда на защите дипломной работы вообще никто не понял ни слова. Для приёмной комиссии мой сайт визуально не отличался от сайта на конструкторе. Впрочем, к этому моменту никто ничего от университета уже и не ждал.

Я продолжила работать с огромным удовольствием, но вскоре получила ещё одну подножку. У меня появились близкие друзья, я привязалась к людям, а они начали покидать компанию… Один за другим. Важные для меня люди, классные специалисты улетали в другие страны или уходили к конкурентам. Меня это сильно расстроило: ладно — один, ну два, но не стройными же рядами?

И тогда я решила, что тоже хочу сменить локацию на Москву. К тому времени я уже пыталась своими силами организовывать тусовки разработчиков в Новосибирске, но у меня ничего не получалось. В столице же таких мероприятий всегда было море, так что я договорилась с 2ГИС о переводе в московский офис.

До самого переезда я должна была слетать на конференцию в Mail.Ru Group на Moscow Loftblog Meetup, чтобы выступить там с докладом «Сколько времени нужно на изучение новой технологии?». И представляете, прямо перед отлётом мне сообщили, что тот самый, нужный мне офис закрывают! Но не менять же своё решение из-за этого? После конференции я прошла собеседование в Mail.Ru Group и, не успев выйти из самолёта в Новосибирске, получила звонок с предложением о работе.

Теперь я в отличной команде разработчиков медиапроектов. Совсем недавно был закрыт испытательный срок, и у меня наконец появились свои тапочки. Параллельно, хотя я уже не работаю в онлайн-школе, продолжаю делиться опытом и знаниями с начинающими разработчиками.



Согласитесь, всё это похоже на набор множества случайностей? Но их бы не было, не приложи я максимум своих сил для того, чтобы повысить их вероятность. Да, я слышала много неприятных слов. Да, временами было тяжело. Возможно, кто-то даже посчитает меня выскочкой. Но давайте я повторю кое-что из самого начала этого рассказа — «мне 22 года, я менее года назад окончила университет». Для меня всё только начинается! Уверена, что и для многих из вас также. Поэтому, если у вас будут трудности, вопросы или сомнения, пишите мне. Простите за громкие слова, но случайностей не бывает. Есть только цели, которых мы добиваемся.
Tags:
Hubs:
+65
Comments 743
Comments Comments 743

Articles

Information

Website
vk.com
Registered
Founded
Employees
5,001–10,000 employees
Location
Россия
Representative
Миша Берггрен