company_banner
20 июня в 18:26

Лекции Технотрека. Администрирование Linux


Представляем вашему вниманию очередную порцию лекций Технотрека. В рамках курса будут рассмотрены основы системного администрирования интернет-сервисов, обеспечения их отказоустойчивости, производительности и безопасности, а также особенности устройства ОС Linux, наиболее широко применяемой в подобных проектах. В качестве примера будут использоваться дистрибутивы семейства RHEL 7 (CentOS 7), веб-сервер nginx, СУБД MySQL, системы резервного копирования bacula, системы мониторинга Zabbix, системы виртуализации oVirt, балансировщика нагрузки на базе ipvs+keepalived. Курс ведёт Сергей Клочков, системный администратор в компании Variti.


Список лекций:


  1. Основы.
  2. Пользовательское окружение Linux.
  3. Linux и сеть (основы).
  4. Управление пользовательским окружением.
  5. Веб-сервисы.
  6. Хранение данных.
  7. Сервисы инфраструктуры.
  8. Резервное копирование.
  9. Резервное копирование (часть 2).
  10. Инфраструктура электронной почты.
  11. Распределение ресурсов системы.

Лекция 1. Основы



В начале лекции вы узнаете об истории появления и развития Linux. Затем проводится экскурс по экосистеме Linux, рассказывается о некоторых различиях между дистрибутивами. Далее обсуждается иерархия файловой системы, рассматривается основной рабочий инструмент в этой ОС — командная строка. Подробно рассказывается о Bash-скриптах, о двух основных сущностях в системе — пользователях и группах. Затем обсуждаются регулирование прав доступа к файлам и директориям, рассматриваются привилегии пользователей и в завершение лекции затрагивается тема удалённого доступа.


Лекция 2. Пользовательское окружение Linux



Сначала подробно рассказывается об этапах загрузки системы и ОС, обсуждается ядро Linux. Объясняется, что собой представляет «процесс», как он использует оперативную память. Вы узнаете, что такое дескрипторы и для чего они нужны, как процессор потребляет ресурсы. Затем рассматриваются системные вызовы, сигналы, лимиты процессов, переменные окружения. Обсуждается вопрос размножения процессов и подробно анализируется работа процесса. В завершение вы узнаете о подсистеме perf и логах.


Лекция 3. Linux и сеть (основы)



Вы узнаете, что такое сетевой стек и модель OSI. Вспомните, что такое Ethernet и как с ним работает Linux. Дальше будут освежены ваши знания об использовании IPv4, особенностях IPv4-пакетов и сетей. Затем рассматривается ICMP, мультикаст в IPv4. Далее переходим к IPv6, обсуждаются заголовки IPv6-пакетов, UDP, TCP-соединения. Затрагивается тема TCP congestion control. Потом рассказывается о NAT, протоколах уровня приложения, DNS, NTP, HTTP и URL. Разбираются коды HTTP-ответа (успешные ответы и ошибки).


Лекция 4. Управление пользовательским окружением



Вы узнаете о том, что такое менеджер пакетов RPM и как его использовать. Далее рассматривается классический init, системный менеджер systemd. Разбирается пример init-файла. Обсуждаются основные типы Unit’ов, рассказывается про системный логгер и ротацию логов. В заключение вы узнаете об основах конфигурации сетевых интерфейсов.


Лекция 5. Веб-сервисы



Сначала рассматривается типовая архитектура веб-сервиса. Рассказывается о том, что такое фронтенд, что такое сервер приложений. Разбирается вопрос хранения данных веб-приложениями. Подробно разбирается работа и использование протокола HTTP. Обсуждаются виды HTTP-запросов. Затрагивается тема создания шифрованных туннелей с помощью SSL. Затем рассматриваются примеры установки СУБД MySQL с созданием БД и пользователя. Разбирается работа с PHP-FPM, конфигурирование nginx, установка и настройка wiki-движка.


Лекция 6. Хранение данных



Перечисляются основные проблемы хранения данных, рассматриваются достоинства и недостатки разных устройств хранения, их интерфейсы. Затем вы узнаете, как определять состояние жёсткого диска, какова его производительность, что такое RAID, какие бывают RAID-массивы и как их создавать. Сравниваются разные типы RAID, а также программные и аппаратные массивы. Обсуждаются LVM-снепшоты, рассматриваются разные файловые системы. Затрагивается вопрос удалённого хранения данных и использование протокола ISCSI.


Лекция 7. Сервисы инфраструктуры



Рассматривается DNS-сервер bind, NTP-сервер. Обсуждается централизованная аутентификация на основе LDAP. Разбирается DHCP, задача установки ОС по сети с помощью kickstart, а в завершение рассматривается система управления конфигурацией Salt.


Лекция 8. Резервное копирование



Начало лекции посвящено продолжению рассказа о системе управления конфигурацией Salt. Рассказывается, как её установить, как осуществляется управление конфигурацией Linux, разбирается её пример. Вы узнаете, что такое «зёрна» и зачем они нужны. Далее переходим к теме резервного копирования: какие данные нужно копировать, каковы основные трудности, какие бывают виды резервных копий. Обсуждается задача резервного копирования ОС. Рассказывается об использовании системы резервного копирования bacula.


Лекция 9. Резервное копирование (часть 2)



В начале лекции рассказывается о резервном копировании БД. Обсуждаются различные стратегии резервного копирования — mysqldump, mylvmbackup. Вы узнаете, для чего нужен мониторинг и как его выполнять, какие есть средства мониторинга. Рассматриваются разные виды проверок. Обсуждаются шаблоны проверок. В заключение рассказывается об элементах данных, о выполнении веб-мониторинга.


Лекция 10. Инфраструктура электронной почты



Вы узнаете, что такое электронная почта, познакомитесь с основными понятиями. Затем рассматривается процесс доставки и выдачи почты. Обсуждается использование протоколов SMTP, POP3 и IMAP. Разбирается применение SMTP-сервера postfix, IMAP-сервера Dovecot. Рассказывается о том, как ходят письма по сети и что такое MX-записи. Наконец, обсуждается защита от спама, разбираются SPF-записи, DKIM и Spamassassin.


Лекция 11. Распределение ресурсов системы



Лекция посвящена продвинутым вопросам администрирования Linux. Сначала вы узнаете, как управлять параметрами ядра ОС. Затем рассматриваются модули ядра, как ими управлять. Обсуждается выделение ресурсов приложения. Далее рассказывается о планировщике задач, об алгоритмах шедулинга, о приоритетах процессов. Разбирается шедулер CFS, политики шедулинга. Вы узнаете, что такое NUMA и как с ней работать. Познакомитесь с планировщиками ввода/вывода. Далее рассказывается о контрольных группах, об управляемых ресурсах, об управлении контрольными группами и лимитами ввода/вывода.




Плейлист всех лекций находится по ссылке. Напомним, что актуальные лекции и мастер-классы о программировании от наших IT-специалистов в проектах Технопарк, Техносфера и Технотрек по-прежнему публикуются на канале Технострим.


Другие курсы Технотрека на Хабре:



Информацию обо всех наших образовательных проектах вы можете найти в недавней статье.

Автор: @Olga_ol
Mail.Ru Group
рейтинг 583,66
Строим Интернет
Похожие публикации

Комментарии (6)

  • +1
    Ссылки в «Список лекций» относительные, они не работают, если переходить по ним не заходя в статью, из главной ленты постов Хабра
    • 0
      Пришлось убрать под кат, в ином случае лимит на кол-во символов до ката :)
  • +4
    А есть тоже самое, но в виде текста, а не кино?
    • –3

      Очень хороший вопрос. Почему-то разным неумным лекторам нравится блудодействовать с видео — вместо того, чтобы изложить то же самое текстом.
      Приведу пару основных аргументов в пользу текста:


      • В тексте можно искать. В видео искать невозможно, надо просматривать всё подряд.
      • Текст можно копировать/цитировать в дискуссии; фрагменты кода/конфигов можно утягивать для использования. Из видео надо перепечатывать текст рукам.
      • Текст я могу читать с нужной мне скоростью. Скорость подачи информации в видео — задана в момент записи видео.

      Короче говоря, даже смотреть не буду, сразу выдам вердикт: "КГ/АМ". Просто за формат подачи материала.


      PS: Живые лекции имеют то преимущество, что живой лектор может подстраиваться под аудиторию. Живой лектор может отвечать на вопросы, возникающие по ходу дела.
      Видеозапись имитирует живую лекцию — как резиновая женщина имитирует настоящую.

  • +1
    Нет субтитров, не годные материалы для изучения. (Инвалид по слуху, не понимаю что говорит преподаватель.)
    Или хотя бы подобные лекции: https://goo.gl/Vg948k, было бы отлично. Если субтитры в видео делать\встраивать тяжело.
    С уважением,
    Иван.
    • 0
      Там еще и ответы от слушателей присутствуют. Их разобрать проблематично и без проблем со слухом.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Администрирование