company_banner

Стартап дня (май 2017-го)


    Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за май. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в Facebook, ICQ и Телеграм.


    1. WayUp


    Американская вариация на тему поиска работы для миллениалов — стартап WayUp. Принципиально всё как в старом добром Хедхантере: есть профили соискателей, есть объявления о вакансиях, обе стороны могут искать друг друга по фильтрам, деньги берутся с работодателей, для кандидатов всё бесплатно.


    image


    Первое отличие от классики — специализация на студентах и выпускниках. Существенного опыта работы ни у кого нет, что, конечно, существенно ограничивает круг потенциальных вакансий, но зато подбор по формальным критериям работает лучше: подходящие вузы и средний балл можно поставить в фильтр, а больше в резюме ничего и нет, никакого поля для субъективного «не нравится». Да, во многом это преимущество выбранной категории, а не сервиса, но кто ж будет разбираться — процент подходящих кандидатов среди предложенных у WayUp высокое, HR-ы довольны, стартап хвастается.


    Второй момент — хипстерский интерфейс. Стандартные фильтры есть, но припрятаны, главный элемент UI — подобранные умными алгоритмами вакансии «специально для меня», искать ничего не надо, надо сразу кликать. Это же ещё раз уменьшает процент отказов, алгоритм не так оптимистичен, как человек, и выбирает то, где больше шансов устроиться, а не то, где лучше всего платят.


    Деньги WayUp берет за подписку, раньше пробовали брать за кандидата, но в итоге сменили модель на более привычную. Инвестиций проект поднял $27,5 млн, из них 18,5 — на днях. Любопытно, что за неизвестную часть «старых» девяти он успел купить клона-конкурента.


    2. MasterClass


    image


    Хотите ли вы поучиться актерскому мастерству? Скорее нет. Хотите ли вы поучиться актерскому мастерству через интернет? Очевидно нет. А если через интернет, но у Дастина Хоффмана? И всего за $90? Кажется, это предложение звучит уже куда интереснее.


    Так MasterClass и работает. Он находит звезд первой величины в каких-то не жизненно необходимых, но приятно-интересных почти любому человеку дисциплинах: кроме Хоффмана это Сирена Вильямс в теннисе, Кристина Агилера в пении, Гордон Рамзи в готовке, и записывает с ними серии видео-уроков о секретах мастерства. Доступ к урокам продается за те самые $90 (часть из них, естественно, достается преподавателю), кроме видео студент получает домашние задания и кросс-проверки их другими учениками. Да, в 2017-ом году можно задавать и проверять домашние задания даже по теннису — надо просто свои движения на видео записывать, а потом в систему загружать.


    Некоторым везунчикам задания проверяет звезда, их ошибки освещаются публично для всех обучающихся — это и количество контента в курсе увеличивает, и некую лотерейную мотивацию при покупке создает, «вдруг и на меня сама Сирена посмотрит!»


    Курсы в систему добавляются медленно, сейчас их всего четырнадцать, год назад было семь, два года назад — пять. Исходя из динамики предыдущих инвестиций, выходит, что стоимость производства роликов и разовый гонорар звезде — где-то миллиона полтора долларов за курс, а последнего раунда в $35 миллионов хватит ещё на 25 новых тем.


    3. Tagged


    image


    Стартап Tagged сам по себе совершенно неинтересен. Это старый дейтинговый сервис, нечто типа нашей дамочки.ру из начала нулевых (или конца девяностых?..). Мамбоподобная механика сочетается с нехитрыми играми, сейчас ещё что-то типа Тиндера рядом добавили, все обвешано-перевешано рекламой и платными функциями, но свои пользователи находятся и свои деньги оставляют, проект уже десять лет как прибыльный. Таких в сети много, знакомства — тема вечная, а существование лидера не убивает возможности для выживания аутсайдеров. Впрочем, всем бы быть такими аутсайдерами — выручка у них порядка 50 миллионов долларов в год, тема не только вечная, но и богатая.


    Интересно же то, что Tagged провел эксперимент, который хоть раз хотела провести, наверное, любая большая компания. Рассуждали они просто: раз в несколько лет какой-нибудь студент придумывают какую-то офигенную социальную штуку и выходит новый Facebook-не Facebook, но хотя бы Foursquare, стоящий сотни миллионов, и приносящий славы куда больше, чем наш клон дамочки.


    Мы умнее любого студента, у нас больше ресурсов, у нас опыт привлечения траффика, у нас лояльные пользователи, которых можно опрашивать или использовать для тестирования. Давайте сами начнем делать новые и интересные штуки, у нас будет получаться лучше, чем у студентов, и хоть раз-то мы и угадаем, ну а этот раз любые усилия окупит.


    И они это действительно сделали, только до публичного использования дошло два собственных продукта с оригинальной механикой (соцсеть для соседей и няшный мессенджер) и ещё один мультимессенджер купили на ранней стадии. Ничего не взлетело, конечно… Но ведь попробовали! Все остальные останавливаются на том, что студентов пробует миллион, получается у одного, а они не в миллион раз умнее и эффективнее каждого отдельного экспериментатора.


    Сейчас запал кончился, основатели компанию продали, дальше она будет просто деньги новым хозяевам приносить, мир остался не перевернутым.


    4. Upskill


    image


    В массовом сознании дополненная реальность — это часто что-то вроде прикольных стикеров в ICQ или Snapchat. Стартап Upskill использует технологию в куда более серьезных вопросах, он пытается повысить эффективность рабочих. Основных сценариев его использования не так много, но каждый из них очевидно полезен целым индустриям:


    • Онлайн-инструкции: при наведении на какой-нибудь штрих-код Google Glasses или аналогичное устройство могут рассказать, что с ним делать и как быть.
    • Онлайн-консультации: если кто-то менее опытный находится на выезде, он может стримить видео кому-то более компетентному, но сидящему в этот момент в уютном кабинете.
    • Онлайн-таск-мененджер: следующая задача может в буквальном смысле мелькать перед глазами, а место её исполнения или нужные для неё детали как-то подсвечиваться.

    Формально всё это можно сделать и с помощью мобильного телефона, но, во-первых, это не так стильно выглядит, а во-вторых, рабочим часто нужны обе руки. Поэтому — очки, необязательно именно Google, но любые подобные. Понятно, что реальные требования любого заказчика к таким продуктам абсолютно уникальны, Upskill сделал что-то типа фреймворка, позволяющего эти требования быстро реализовать. И это работает. Среди довольных клиентов, например, Boeing, у которого очки получилось внедрить настолько хорошо, что он даже проинвестировал в стартап в последнем раунде. В общем, будущее приближается.


    5. Carvana


    image


    И в почти чистом оффлайне есть жизнь — стартап Carvana вышел на миллиардное IPO. Результат не самый громкий в мировой истории, но в любом случае отличный для компании возрастом в четыре года.


    Чтобы понять причины этого успеха, нужно для начала съездить в большой салон к любому крупному автодилеру. Это почти всегда огромный стеклянный дворец, стоящий на какой-то хорошей земле, в городе или недалеко от города, и стоящий приблизительно целое состояние. Особенно дорого такое хранение обходится для подержанных автомобилей: ведь их надо держать там все, нельзя, как с новыми, показывать десяткам покупателей один и тот же образец, а продавать с дальнего склада другие идентичные экземпляры.


    Бизнес-модель Carvana состоит в том, чтобы конкурировать с обычными дилерами (по сути — быть дилером), но отказаться от традиционных гигантских салонов и продавать подержанные автомобили через интернет. Часть сэкономленных денег при этом кладется в карман для будущих прибылей и счастья инвесторов, а частью стартап делится с пользователями, предоставляя дополнительные преимущества взамен потерянной возможности побродить среди продаваемых машин.


    Всё начинается с безграничного выбора. Сейчас на сайте выставлено 7000 автомобилей, доступных каждому жителю зоны доставки. Это, конечно, немного по сравнению с любой доской объявлений, но куда больше, чем может предложить дилер в своем салоне. В каждую машину можно залезть внутрь с помощью красивой 3D-модели на Flash. 2017-ый год, стартап, Flash — сочетание выглядит несколько странно, но ни на каком auto.ru никогда не будет и такого.


    Когда автомобиль выбран, приходит время удобной доставки, она не должна быть хуже, чем у обычного дилера. Самый обыденный, но эффективный вариант — машину могут просто привезти к дому. Вторая возможность более экзотическая — Carvana оплачивает иногороднему покупателю билет на самолет, чтобы он сам добрался до склада, сел и уехал. Ну и, наконец, визитная карточка стартапа — вендинговые аппараты по выдаче автомобилей: оплаченную машину доставляют в эту башню, новому владельцу высылают код, он приезжает с другом или на такси, вводит код и уезжает уже за рулем своего нового авто.


    Таких вендингов пока всего два в стране, это явно не слишком значимый по объёмам способ доставки — но как красиво-то! И в прессе всегда их фотографии прикладывают, вот и я тоже не удержался.


    Человек выбирал автомобиль через интернет, получил его, скажем, в вендинге, не пообщавшись ни с одной живой душой — естественно это страшно, вдруг машина убитая, хоть и было написано, что в идеальном состоянии. Чтобы страшно не было, Carvana дает гарантии. Во-первых, семидневный moneyback без каких-либо условий, не понравилось — можешь вернуть. Во-вторых, стодневная гарантия на какие-то всплывшие недостатки: если вдруг сам по себе забарахлил двигатель, то это будет проблема Carvana, а не покупателя.


    Через интернет авто можно и продать, но цены будут не самыми лучшими, и это не слишком популярная возможность. Основной источник автомобилей для Carvana — дилерские B2B-аукционы и подобные олдскульные инструменты. Экономика стартапа пока не сходится, он уже научился извлекать прибыль из каждого проданного автомобиля, но общие расходы это не окупает. Впрочем, ежегодный рост продаж около 300 %, эффект от каждой продажи тоже улучшается, ещё пара лет — и компания в целом должна стать прибыльной. За 2016-й год через Carvana прошло около двадцати тысяч автомобилей, капитализация стартапа сейчас $1,7 млрд, до IPO в компанию вложили $300 млн инвестиций.

    Mail.Ru Group 766,64
    Строим Интернет
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 12
    • 0
      Поправьте картинку для WayUp, а то это скрин с одноименного сайта, но в зоне .in и занимающегося онлайн-курсами.
      • +1
        Какой конфуз, спасибо!
      • 0
        MasterClass выглядит свежо и интересно.
        • 0
          Неужели карвана хотя бы не выглядит свежо???
          • 0
            когда ты на свои кровные 1млн+ выбираешь тачку, тебе важна каждая мелочь. конечно, за бугром с этим проще, но у нас на сайте дилера то полной информации о комплектации, акциях и прочем не найти, не то чтобы вообще верить им. идея поверхностная — продаем тачки через интернет, нет новации. в США можно и кровать купить через amazon — тебе привезут её на следующий или день в день. у нас даже кровать из икеа за 20к вы будете выбирать в салоне, чтобы удостовериться в своем выборе, не то чтобы автомобиль. аналогично можно недвижимость продавать — абсолютно та же технология. но готовы ли были вы купить квартиру по виртуальному туру? я — нет. это наша ментальность или просто боязнь прогадать. деньги для них(на те же авто) и для нас — разные. немногие на годовую зп в россии купят отечественный-то автомобиль(не то что иномарку), там проще
            • 0
              Квартиры в России спокойно по виду на котлован покупаются, даже без всяких виртуальных туров :-)
            • 0
              Чтобы это выглядело свежо нужен не flash, а VR.
              Машина загоняется на эстакаду для осмотра, рука манипулятор обучается открывать двери, багажники, капот она же с 360-градусной камерой проходится по салону, лазером снимаются размеры и параллельно считается толщина краски на автомобиле. По лазерной съемке строится 3D модель, на нее вешается результат съемки камеры, по нему же считается искривление кузова, объем ржавчины, да хоть рентгеном можно пройтись и посчитать износ деталей. Машинное обучение дополнительно по введенным параметрам считает реальную цену и возможные издержки на замену деталей со сроком службы :)
              • 0
                Это при продаже человек-->дилер нужно, обратно-то какой прок? У покупателя и VR-очков то нет, чтобы моделью воспользоваться.
          • 0
            carvana — просто бомба для американского рынка. Ибо дилеры здесь — просто ппц. Люди которые с тобой взаимодействуют все на комиссии а не на фиксированной ЗП и процесс покупки машины превращается в «попробуй угадай где тебя обманули»

            Американцы конечно к этому привыкли и знают как «играть» с этой системой. Но вот прозрачная цена и 7 дней на возврат, это конечно меняет все в корне.
            • 0
              А что значит «прозрачная цена»? 7 дней на возврат — это, конечно, здорово. Но с учетом того, что машину нельзя посмотреть перед покупкой и прочими ограничениями на возврат уже начинаешь задумываться, стоит ли овчинка свеч. Кроме того, не очень понятно, что там с регистрацией, инспекцией и т.п — на сайте этот вопрос не упоминается совсем. В этом смысле купить машину у местного дилера может оказаться намного проще, чем везти из другого штата, даже с учетом возможности отвезти ее потом обратно. Короче говоря, пока я не вижу таких уж принципиальных плюсов по сравнению с обычными дилерами.
            • 0
              В массовом сознании дополненная реальность — это часто что-то вроде прикольных стикеров в ICQ или Snapchat.


              А какая связь стикеров и дополненной реальности?
              • 0
                Все модные стикеры делаются прямо в видеочатах. Вот прямо на втором скриншоте кошечку видно https://icq.com/windows/ru

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

              Самое читаемое