company_banner

Стартап дня (август и сентябрь 2017-го)

    image


    Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за август и сентябрь. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в Facebook, ICQ и Телеграме.


    Curve


    Одна из Важных Проблем современного человека — слишком большое количество банковских карточек в кошельке: одна дебетовая, куда зарплата падает, одна кредитная, чтобы в грейс-периоде жить, а ещё бонусные карты, с которых нужно платить в разных случаях ради подарков от банка. Английский Curve предлагает решить эту беду еще одной специальной картой, «one ring to rule them all».



    Карта совершенно обычная, пластиковая, а не виртуальная, и приходит по почте, а не накликивается на сайте. Зато в мобильном приложении к ней можно подключить все свои старые кредитки и указать, с какой из них нужно платить в будущем. С этого момента с собой достаточно таскать только новую карту, а оплаты с неё будут транслироваться на ту, которая указана в приложении, своего счета у Curve нет. Естественно, выбор активного способа платежа можно менять через приложение в любой момент.


    Более того, есть возможность изменить карту уже после транзакции, на это дается целых две недели. Если пользователь вдруг заметил, что бонусные мили не пришли, он делает несколько кликов по выписке, на старой карте происходит возврат, на новой совершается транзакция.


    Curve запущен два года назад, получил тогда 3 миллиона долларов посевных инвестиций. Кроме разработки продукта, на эти деньги найдены 50 тысяч пользователей (очень неплохо, 60 долларов за человека, даже если не учитывать всё, кроме маркетинга): сейчас это в основном мелкие предприниматели, им Curve помогает сочетать личные и корпоративные траты. На днях стартап получил первый большой раунд — 10 миллионов долларов, обещает поддержку всех европейских стран и валют, активный маркетинг и больше внимания для обычных хипстеров, а не бизнес-пользователей.


    Brandless



    Представляете себе магазин, в котором нет Tide, Ariel и дюжины других наименований, а есть только «стиральный порошок»? А рядом с ним — «средство для мытья посуды», «чай» и «золотой рис»? Если сделать такой магазин в интернете, то получится Brandless.


    Главное преимущество безымянных товаров — они дешевле. Бытовая химия — это, конечно, не дизайнерская одежда, и наценка за бренд не составляет в этом сегменте тысячи процентов от себестоимости, но реклама — штука дорогая, а платит за нее в итоге все равно потребитель. Что касается качества, то стартап верит, что сможет обеспечить его сам, а миллениалы достаточно рациональны, чтобы в это поверить. По факту выходит, что Brandless выступает в роли бренда-лоукостера и несет все издержки развития своего имени, но они гармонично распределены среди множества товаров. У традиционного бренда так не получается, стиральный порошок «Coca-Cola» в рынок не зайдет.


    Цены у безымянных товаров действительно низкие, если сравнивать с аналогами из Instacart — разница раза в полтора. Чтобы подчеркнуть дешевизну, Brandless использует подход FixPrice: всё стоит 3 доллара, иногда это упаковка, иногда две, иногда три, но в любом случае психологически 3 доллара — это же дешево.


    Компания основана полтора года назад, этим летом к ней пришли первые большие инвестиции — 50 миллионов долларов. Для такого возраста — очень много, Facebook в таком же «возрасте» получил 27,5.


    Booster



    Если стартап хочет изменить традиционную доинтернетную отрасль, вот два важных фактора успеха: популярность ниши и стандартизованность услуги. С этой точки зрения заправка автомобиля — один из идеальных кандидатов на трансформацию: она и сверхпопулярна, и очень проста.


    Поэтому неудивительно, что много проектов пытается заменить традиционную бензоколонку. Но беда в том, что старое решение очень эффективно и переиграть его легко не получается. В «обычном стартапе» пользователь кликает в мобильном приложении, к нему приезжает бензовоз и заправляет припаркованную машину, надо только бак заранее открыть.
    Единственная проблема — цена. Специальный грузовик с водителем тратят существенное время на каждый автомобиль, а платит за это в итоге клиент. Получается дороже, чем на заправке у дороги, ну и кому такое надо?


    Booster делает то же самое, но с одной маленькой оговоркой: он выезжает только на парковки крупных работодателей из списка тех, с которыми договорился. Разумеется, это драматически снижает стоимость доставки: если бензин заказали десять сотрудников, то бензовоз обслужит их за одну поездку в удобное для себя время, все равно в рабочий день никто никуда не денется. В результате цены у Booster такие же, как на заправках, без наценок. И это, конечно, кардинально меняет восприятие пользователя, удобство и экономия времени становятся бесплатными. Кроме того, HR-отдел корпорации — канал бесплатной рекламы, им нужно показывать заботу о сотрудниках, эйчары обязательно разошлют письмо «мы договорились с крутым сервисом».


    Стартапу скоро исполнится три года, пока он работает только в Долине и одном районе Техаса, инвестиций поднял чуть больше 30 миллионов долларов, из них две трети — в последнем раунде этим летом. Будет расширяться на новые территории.


    Dataminr



    Если бы Первая Мировая война начиналась сейчас, то самым ранним ее признаком был бы твит типа «Ого, какие-то выстрелы около Латинского моста! Интересно, что там с эрцгерцогом?» Сообщение о ранении прошло бы по основным информагентствам минут через пятнадцать, а то и все полчаса. Это запаздывание не имеет почти никакого значения для большей части человечества, но есть одно важное исключение — биржа. Немедленно после публикации такой новости котировки рухнут, а тот, кто прочтет и правильно поймет твит, получит время для распродажи своего портфеля по старым, еще докризисным ценам или даже зашортит все и вся.


    Dataminr продает доступ к ранней информации. Глубокая интеграция с Твиттером и (на этот раз без шуток) умные алгоритмы помогают ему находить твиты свидетелей чего-то необычного, группировать их по событиям реального мира и отдавать подписчикам в относительно компактном виде. Ну а пользователи получают преимущество во времени и узнают, какие акции упадут или поднимутся через полчаса. В промоматериалах Dataminr рассказывает о своих успехах в раннем обнаружении нескольких известных терактов — и, в принципе, для большого фонда достаточно даже одного случая, чтобы окупить любую цену подписки. Увы, никто не знает количество ложных тревог — а они-то могут стоить очень дорого.


    Кроме трейдеров, услуги Dataminr покупают СМИ и государство. Со спецслужбами в прошлом году был большой скандал, Твиттер возмутился использованием его данных для перепродажи в разведку и заблокировал доступ. Потом, видимо, без лишнего шума обо всем договорились, сейчас на сайте Dataminr предложение для госорганов есть. Компания за свою историю привлекла 180 миллионов долларов инвестиций, последний раунд был по оценке 700 миллионов. Среди интересных акционеров проекта — сам Твиттер и венчурный фонд ЦРУ.


    Duolingo



    Давно уже не стартап, reCAPTCHA была проектом с двойным дном. На поверхности веб-мастера защищали сайты сложными картинками, а пользователи вводили буковки, чтобы доказать, что они все-таки люди, а не роботы. Под капотом — распознанные людьми слова использовались для уточнения результатов автоматического сканирования старых книг в библиотеке. После продажи reCAPTCHA Гуглу ее основатель Луис Фон Ан решил повторить тот же фокус в другой области и создал Duolingo.


    Для пользователя Duolingo — самоучитель иностранного языка, нечто вроде нашего LinguaLeo. «Девочка по-английски будет a girl; выбери картинку, где нарисована a girl; переведи фразу „I am a girl“...», и так 10—15—20 минут. В теории через годик ежедневных упражнений результаты будут заметны. Вторым дном планировалось использование результатов переводов в коммерческих целях. Всё как с капчей и книжками: берем большой документ, разрезаем на 200 предложений, каждое предложение включаем в упражнение для десятка пользователей, если хотя бы семь результатов совпадут — это и есть верный перевод.


    Приложение — бесплатный тренажер быстро стало популярным: обычно за иностранный язык берут деньги, а тут бесплатно: как такому не взлететь. В последний раз Duolingo хвастался 150 миллионами пользователей, в Google Play у него больше 100 миллионов загрузок — всё действительно хорошо. Беда пришла со стороны коммерческой: продавать результаты пользовательских переводов не получилось. С книгами у reCAPTCHA было проще: заказчик у проекта был изначально, его процесс устраивал, альтернатив он не искал. А Duolingo вышел с переводами на открытый и сверхконкурентный рынок с бесконечным количеством других поставщиков на любой вкус и кошелек. Кроме того, у reCAPTCHA КПД равнялся почти 100 %, пользователь всегда помогал стартапу сканировать библиотеку, а с переводами всё по-другому: сложную фразу можно предложить только самым продвинутым ученикам, да и то далеко не в каждом упражнении.


    В итоге одно из самых популярных или даже самое популярное приложение по изучению иностранных языков уже шесть лет проедает инвесторские деньги, где-то по 15—20 миллионов долларов в год, и почти ничего не зарабатывает. После провала идеи с переводами Duolingo включил рекламу, потом запустил платные тесты с сертификатами, теперь внедряет внутриигровую валюту. А так как обучающий продукт принципиально остается бесплатным, то за алмазы продаются только довольно странные вещи: например, за 60 рублей приложение «забудет» о пропуске одного занятия и продолжит хвалить пользователя за дни без перерыва. Покупают такое, естественно, ничтожно мало, тесты не очень популярны: всем нужен TOEFL, а не Duolingo. Но, повторюсь, новые инвесторы пока регулярно находятся, аудитория-то огромная. Очередной раунд был этим летом, подняли 25 миллионов долларов при оценке в 700.


    Acorns



    Каждый американец знает, что для обеспеченной старости нужно смолоду покупать акции. Но когда дело доходит до практики, силы воли часто не хватает, и вместо ценных бумаг деньги уходят на развлечения. Acorns помогает людям перехитрить свою темную сторону и поработать над достойной пенсией.


    Чтобы начать инвестировать, достаточно просто скачать мобильное приложение и авторизовать в нем основную банковскую карту. Acorns анализирует оплаты с нее и автоматически вкладывает в индексные фонды разницу между реальной ценой и круглыми долларами. Купили что-нибудь за 14 долларов и 1 цент — отложили 99 центов, и так каждый раз, при любой операции. Психологически это не чувствуется, пользователь себя не ущемляет, подумаешь — какая-то мелочь. Но при двух безналичных оплатах в день за год на инвестиционном счету накапливается 350 баксов — сумма уже осязаемая.


    Конечно, Acorns готов взять и обычные переводы, можно просто отправить ему любую сумму или настроить регулярное пополнение, но основа его позиционирования — именно инвестирование сдачи, всё остальное еще с полсотни сервисов могут предложить. Стартапу доверили свои карты два миллиона человек, за 2017-й год они должны сделать миллиард оплат, а значит, миллиард микроинвестиций. За услуги Acorns берет 1 доллар в месяц (удивительно, что не 1,01), или 0,25 % от счета в год, если на нем лежит больше 5 тысяч долларов; годовая выручка, соответственно, получается около 25 миллионов долларов. Инвестиций за свою историю компания подняла почти 100 миллионов.


    Если подумать о локализации, то на акции россиянин деньги тратить не будет, но механика интересная, для благотворительности зайдет и у нас.

    Mail.Ru Group 791,93
    Строим Интернет
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 11
    • 0
      Надо побыстрее закончить курс на Duolingo пока бесплатный :)
      • 0
        По поводу Brandless — такое же уже есть, большинство сетей супермаркетов в UK продают кучу всего под своим лейблом, от банки майонеза до надувной кровати, только вот качество удержать получается далеко не у всех.
        • 0
          а у японцев есть Muji с той же самой идеей. Насколько я помню, они даже не под своим лейблом продают. На всех товарах отсутствует какой-либо лейбл. Просто баночка с наклейкой типа «Шампунь для волос» без каких-либо опознавательных знаков
          • 0
            у Ашана в России есть марка «Каждый день». Тоже дешевле аналогов с брендом сделанных на тех же заводах
          • 0
            А в России есть аналоги Curve?
            • 0
              Я не встречал.
              • 0
                Могу ошибаться, но есть смысл посмотреть в сторону Яндекс.Денег. они вроде как умеют снимать деньги с основной карты, и сами выпускают тоже.
                Механику и тарифы надо проверять, конечно.
              • 0
                Не очень понял суть сервиса Curve.
                Ведь есть Apple Wallet и альтернативы для Android. Заводи туда сколько хочешь платежных карт и выбирай с какой ты хочешь оплатить покупку.
                Понятно, что не везде еще есть Paypass или Paywave, но таких терминалов становится все больше.
                • 0
                  Их становится больше, но их далеко не 100% и 100% будет очень нескоро (оплаты через сайт, например).
                  И главная киллер-фича Curve — возможность перенести на другую карту уже совершенную транзакцию.
                  • 0
                    простейший пример: хотите вы иметь карту с английским бином. например, магазин может не принимать карты из РФ — и таких навалом по всему миру.

                    К тому же, лично меня от использования mobileWallets отталкивает риск потери телефона.
                    Не говорю, что Curve — это панацея, там полно вопросов, жалко, что ни в РФ, ни в штатах не работает пока 8-) но потестил я бы с удовольствием.
                  • 0
                    Хотел ближе познакомиться с Acorns. Но пока облом — стартап работает на данный момент только с Америкой и Австралией
                    www.acorns.com/support/signing-up/is-acorns-available-to-people-outside-of-the-us

                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                    Самое читаемое