WI-FI в метро: архитектура сети и подземные камни


    Всего за пару лет поездка москвича в метро перестала быть ежедневной рутиной. Если раньше единственным развлечением в подземке были чтение книг, прессы и MP3-плеер, то теперь к ним добавились онлайн-шоппинг, просмотр сериалов, деловая переписка, даже знакомства в Tinder и квесты. А все благодаря появлению в метро бесплатной сети Wi-Fi. Порядка 80% москвичей регулярно подключаются к сети MT_FREE в метро, не задумываясь, как это работает и чьими силами это сделано. Бытует мнение, что Wi-Fi в метро “провел” сам метрополитен, но это не совсем верно. Беспроводная сеть — это проект “МаксимаТелеком”. Для компании это был первый опыт строительства высокоскоростной сети Wi-Fi с уникальными в мировой практике инженерными и техническими решениями. В этом посте мы расскажем, как организована сеть Wi-Fi в метро Москвы.
     

    На самом деле у нас две сети...


    Радиосеть внутри вагонов

    Вы входите в вагон, видите стикер с названием сети или уже по привычке включаете Wi-Fi на своем телефоне. В это же время устройство подключается к сети с SSID MT_FREE. Она организована высокоплотными точками доступа, которые находятся в каждом вагоне, работают в двух диапазонах 2,4 ГГц и 5 ГГц и поддерживают стандарты 802.11a/b/g/n. Управляет ими контроллер в головном вагоне. В составе таких вагонов два, а значит, и контроллера тоже два. Все оборудование в подвижном составе, в том числе и между вагонами, соединяют кабели — витая пара.
     
    Дело техники
    Для организации сети Wi-Fi и сетевой инфраструктуры в подвижном составе мы использовали оборудование Cisco: в частности, точки доступа air-cap2602i, контроллеры air-ct2504, коммутаторы 29хх серии и маршрутизаторы 8хх серии. Для повышения отказоустойчивости между вагонами мы проложили две кабельные трассы. Если углубляться в сетевую архитектуру, то Layer2 для пользовательского трафика терминируется на маршрутизаторе в подвижном составе, а NAT (network address translation) осуществляется на пограничных маршрутизаторах сети точно так же, как это организовано у большинства операторов проводного доступа.

    Радиосеть поезд-тоннель

    После прохождения внутренней поездной сети данные передаются на стационарную сетевую инфраструктуру с использованием радиоканала поезд-тоннель. Он устанавливается между базовой станцией, находящейся в каждом головном вагоне, и базовыми станциями, расположенными вдоль пути следования подвижного состава в тоннеле, а также на открытых участках путей. Расположение базовых станций вдоль путей таково, что поезд движется в сплошном радиополе. Благодаря этому перерывы в связи минимальны. Базовые станции на поезде размещаются так же, как и контроллеры точек доступа на каждом головном вагоне, при этом во время движения состава активна только одна из станций. Радиоканал работает в том же частотном диапазоне, что и Wi-Fi – 5 ГГц, но использует проприетарный протокол передачи данных. В отличие от оборудования внутри поезда, оборудование радиоканала поезд-тоннель можно увидеть снаружи подвижного состава и в тоннелях/на открытых участках путей.
     
    Дело техники
    Для организации канала связи используется оборудование производства компании Radwin серии 5000. Оно использует чипы Wi-Fi, соответствующие стандарту 802.11n, при этом данные передаются по проприетарному протоколу, основанному на TDM (Time Division Multiplexing), который формируется дополнительной микросхемой. Синхронизация базовых станций осуществляется по протоколу, схожему с PTP 1588v2.

    Разрешенный частотный спектр 5150 – 5350 МГц разбит на пять непересекающихся каналов по 40 МГц каждый. На каждой линии используются все пять каналов, обычно в последовательности 1-3-5-2-4, чтобы максимально избежать влияния помех при работе соседних устройств в одном частотном диапазоне.

    Сетевая архитектура



     
    Каждая базовая станция на пути следования поезда подключена к расположенным в служебных помещениях метрополитена коммутационным узлам с помощью выделенной волоконно-оптической сети. Бесперебойное электроснабжение базовых станций также организовано с помощью оборудования, установленного в этих коммутационных узлах.

    Архитектура стационарной сети передачи данных не отличается от типовой архитектуры операторов связи. Это “двойная звезда” с географическим резервированием каналов связи и ключевого оборудования. В сети есть несколько каналов связи с магистральными операторами связи, общей пропускной способностью более 60 Гбит/с. 

    Дело техники
    Сетевое оборудование на уровне доступа (коммутаторы, в которые непосредственно включаются базовые станции), агрегации, а также ядра представлено коммутаторами и маршрутизаторами Cisco.

    Базовые станции подключаются в коммутаторы с использованием WDM-технологии для экономии волокон (то есть по одному волокну на разных длинах волн одновременно происходит прием и передача данных). Коммутаторы доступа имеют по два аплинка с георезервированием (кабели ВОЛС физически расположены в разных тоннелях) в коммутаторы агрегации по 1 Гбит/с каждый. Те, в свою очередь, подключены по георезервированным линиям связи в коммутаторы ядра, но уже интерфейсами 10 Гбит/с.

    Хьюстон, у нас проблемы...


    Технологические сложности
     
    Для работы в метрополитене нужно оборудование:

    • выдерживающее тяжелые условия эксплуатации в тоннеле (взвешенная металлическая пыль и машинное масло) и на подвижном составе (резкие перепады температур и вибрация);
    • удовлетворяющее требованиям метрополитена (использовать негорючие материалы, соответствовать требованиям по электромагнитной совместимости, работать от нестандартных источников питания);
    • имеющее необходимую для работы сети функциональность.

    В метрополитене в подвижном составе используется постоянный ток с номинальным напряжением 80В. Однако в зависимости от состояния аккумуляторных батарей и количества разрывов в контактном рельсе реальное напряжение “скачет” от 30В до 150В.

    Найти приемлемый по цене блок питания с такими параметрами нам не удалось, а стоимость подходящих вариантов делала проект нецелесообразным.

    Здесь нас очень выручила компания из Новосибирска «Сибконтакт». Под наши требования коллеги изготовили блок питания, который мы успешно протестировали и в дальнейшем использовали во всех составах. Устройства оказались очень надежными, стоили недорого, а производить необходимое количество поставщик успевал за несколько недель, а не месяцев, как это происходит обычно.

    Также мы столкнулись с нестандартным электропитанием в тоннеле — двухфазной сетью с напряжением 127В. Запитать оборудование, работающее от однофазной сети 220В от нее невозможно, и мы протягивали новые кабели от собственных источников питания, установленных в технических помещениях станций. Это повысило надежность сети, поскольку мы применили источники бесперебойного питания и автоматы ввода резерва.



    Большие трудности вызвало и многообразие типов поездов. Это повлияло на работу по проектированию размещения оборудования локальных сетей составов — она была колоссальной. Во-вторых, при строительстве выяснилось, что почти все составы, даже одной серии и года выпуска – разные. Это связано с тем, что их постоянно модернизировали и устанавливали дополнительное оборудование. Такие работы проводились отдельно по каждому составу, а мы каждый раз оснащали поезд уникальным образом.

    Серьезные вопросы возникли при радиопланировании сети. Они были связаны как с разнообразием материалов, из которых выполнены тоннели, так и с нехваткой исходной информации по их конструкции, геометрии, а также ответвлениям и препятствиям.

    Мы сами полностью обследовали все тоннели — в московском метро их более 330 км, а в двухпутном исчислении более 660 км. Мы применяли определенные метрики и правила размещения базовых станций, а уже после установки и запуска оборудования в ходе эксплуатации проводили измерения радиопокрытия и уточняли оптимальные точки размещения оборудования. Некоторые базовые станции нам пришлось перенести уже после установки.

    Эти трудности заставили нас вместе с коллегами из нижегородской компании «Радио Гигабит» провести научно-исследовательские работы и разработать уникальную методику радиопланирования в тоннелях, которая базируется на симуляции (математическом моделировании) канального и системного уровня транспортной радиосети в тоннелях и на открытых участках. В новых проектах мы уже не гадаем, а точно знаем, как именно расставлять оборудование для получения заданных характеристики канала.

    Архитектурные сложности
     
    Основное оборудование, формирующее радиоканал между составом и тоннелем располагается в “голове” (помним, что их две), при этом вагоны при заезде в депо в подвижных составах постоянно меняются. Сеть работает в постоянном движении, в результате которого все время меняются сетевые порты и физические устройства, через которые идет трафик одних и тех же сессий из одного состава. В связи с этим мы решали целый ряд архитектурных проблем:

    • полностью автоматическая настройка сети состава при замене или изменении порядка вагонов
    • распределение внутривагонных точек доступа между двумя контроллерами W-Fi в поезде
    • корректное получение пользователями и оборудованием в составе IP-адресов
    • “выход” трафика пользователя через правильную базовую станцию, активную в данный момент времени
    • перескакивание MAC-адресов с одного порта стационарного коммутатора на другой при движении поезда (в стационарной сети такое не происходит или случается крайне редко), требующее постоянного “переобучения” сетевых портов на MAC-уровне

    Отдельную проблему представлял мониторинг нашей сети. Обычные системы мониторинга сетевого оборудования неспособны отличить ситуацию, при которой состав уходит из зоны радиопокрытия от поломки оборудования состава. Это приводит к большому количеству ложных срабатываний системы предупреждений о неисправностях. Кроме того, единицей мониторинга и технического обслуживания является именно поезд (поскольку всегда надо понимать, где находится в данный момент та или иная единица оборудования и как она соединена с другими элементами сети), а на практике составы в метро — сущность динамическая, состав вагонов в которой может меняться ежедневно, а то и по два раза в день. Мы создали собственные средства мониторинга, которые автоматически детектируют появление поезда в зоне покрытия, “обходят” его, определяя состав и порядок следования вагонов и установленного в них оборудования и представляют операторам центра управления сетью данные уже в разрезе фактически действующих на линии поездов.

    Это ключевые технические задачи, которые «МаксимаТелеком» решала при планировании и создании сети. Причем процесс этот продолжается до сих пор, поскольку нагрузки на сеть растут и появляются новые станции метро. Многие уроки, полученные в ходе московского проекта, мы применили при строительстве сети Wi-Fi в метро Петербурга, благодаря этому её удалось сделать гораздо более производительной и быстрой. Но об этом мы расскажем в следующих постах.

    Метки:
    MaximaTelecom 31,07
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 291
    • 0

      За кота в метро отдельное спасибо.


      А вот почему у вас такие драконовские ToS в части фильтрации трафика на оборудовании клиента?

      • 0
        Если речь о фильтрации портов, то мы фильтруем стандартные порты из соображений безопасности. Если про фильтрацию ресурсов в сети Интернет, то мы, как и все операторы связи, выполняем требования регулятора. Если имеется ввиду что-то ещё, то уточните о чём речь в вопросе)
        • +7

          ToS пункт 23 "п". Это моё дело, как отображать присланный HTML и как парсить его джаваскрипты. В конце концов, у меня может не быть технической возможности показывать HTML5/Flash объекты (привет Links). А вы такие "запрещено".


          Про порты претензий нет, по крайней мере пока. Все равно, Интернет это не только HTTP/S, это много разных каналов передачи данных, и негоже блокировать какие-то из них. (QoS — норма, так как сеть публичная)

          • –1
            Этот пункт касается блокировщиков рекламы, а это наш основной источник дохода.
            • +6

              К сожалению без блокировщиков весь интернет через вас — сплошной порносайт только без раскрытия темы сисек.

      • 0

        Увы, с доступностью ресурсов у вас проблема. Например, theins.ru с некоторых пор напрочь не открывается, хотя достаточно включить Яндекс.Браузер с Турбо, чтобы он открылся. В некоторые моменты, кажется, что интернет не работает, хотя подключение есть. И таких моменты появляются всё чаще.

        • 0
          Это скорее вопрос к Роскомнадзору, theins.ru попал в реестр запрещенных ресурсов…
          • 0
            а yota.ru?
            • +1

              Нет, не попал. Иначе бы он везде блокировался.

              • +1
                104.24.112.154 — их IP-адресс (можно посмотреть через nslookup), вот он как раз и попал в список запрещенных ресурсов
                • +2

                  Ну, вы же понимаете что блокируют все IP без разбора только самые говнопровайдеры? Так легко можно полинтернета заблокировать по адресам популярных CDN и хостингов. По факту, услуга доступа в интернет не оказана.

                  • 0

                    А остальные платят штрафы и не блокируют? Это например какие, я что-то не встречал.

                    • 0

                      Вру, мегафон вот не блокирует. А три проводных блокируют.

                    • +1
                      Мы обязаны выполнять требования регулятора. Как я говорил выше: вопрос к Роскомнадзору…
                      • –2

                        Только не надо скатываться до откровенного вранья, это не ресурс для домохозяек, здесь ложь не пройдёт. Регулятор нигде не обязывает ограничивать доступ к сайтам, не находящимся в реестре, и вы это прекрасно знаете. Наоборот, по лицензии вы обязаны оказывать услуги доступа в интернет, и, фактически, вы нарушаете лицензию. Услуга не оказана.


                        Забавно, как вы целым постом пытались рассказать о своей технологической навороченности, и перечеркнули весь эффект одним наиглупейшим комментарием. Здесь каждый второй может рассказать о том, как настроить squid для доступа к ресурсам, не говоря уж о специализированных решениях. Создали целую радиоинфраструктуру, но не осилили squid? Серьёзно? Это на каких же костылях, получается, всё сделано!


                        Например, у меня на айфоне вообще не выходит подключится к интернету. Застревает намертво на этапе «отправьте смс» (которая, конечно уже отправлена). Или подписка — «отличная» штука: поменял девайс, отправил деньги за подписку на ветер!


                        Лучше бы сказали, что единственная цель всего проекта — впарить рекламу обладателям смартфонов. Это было бы хоть честно. Потому что, судя по отзывам, цели создать качественный доступ интернет не стоит. Сделали кое-как и давай стричь рекламные деньги. Чего стоит один пиар-портал мэрии wi-fi.ru. Одно то, как вы обходите молчанием неудобные вопросы (например: кто ваши инвесторы?), говорит само за себя.

                        • 0
                          Что касается подписки: любую подписку в любой момент можно перенести на любой другой девайс. Достаточно написать нам на premium@maximatelecom.ru. Позже и в приложении MT Cabinet должна появится такая возможность.

                          Теперь про качество. SLA, который мы даем – сильно выше того, который требуется в документации. Конечно, не все идеально – знаем, работаем. И планируем полную модернизацию сети, но не в текущем году. Где-нибудь через год, наверное.

                          Заключение про неудобные вопросы прекрасно. Мы раскрываем своих инвесторов (двух), но не всех. Мы не являемся публичной компанией, поэтому нет никакой необходимости раскрывать полный список. Как и любой другой публичной компании. Молчание и нераскрытие – разные вещи.
                          • 0
                            Регулятор предусматривает три вида блокировок: по IP, по доменному имени и по URL. В данном случае заблокирован IP.
                            • 0

                              Не увиливайте, блокировок только запрещённых ресурсов. Блокировка иных законом не предусмотрена.

                              • 0
                                Вот тут я что-то не понял. А что, рядом с ip в реестре есть какое-то еще обозначение запрещенного ресурса? Разве там не просто ip, который надо блокировать? Вроде, именно это и создает дополнительную кучу проблем, которую «решили» белыми списками?
                      • –3

                        Вот, кстати, про полинтернета — это не преувеличение. Сегодня обнаружил, что не открывается популярная сокращалка ссылок bit.ly.

                        • 0

                          Странно, что вас минусуют, я бы плюс поставил.
                          Хабр удобно не почитать, так как в канале телеграмма хабр использует bit.ly

                    • 0
                      Т.е. вы блокируете по IP а не по URL? Планируете использовать URL фильтрацию в будущем?
                      Используете ли оборудование DPI?
                      Были ли у вас DDOS атаки? Было бы интересно про такое послушать.
                      WDM — вы просто используете цветные оптические модули в коммутаторах или у вас там полноценная сеть построена на DWM оборудовании? Может Cisco 15454?
                      Планируете ли вы становиться оператором, предоставляющим аренду каналов в будущем?
                      • 0
                        Регулятор предусматривает три вида блокировок: по IP, по доменному имени и по URL. В данном случае заблокирован IP.
                        WDM используем что-то аналогичное CWDM, такого уплотнения как DWDM пока не требуется.
                        Мы уже являемся оператором.
                  • 0
                    Однако в зависимости от состояния аккумуляторных батарей и количества разрывов в контактном рельсе реальное напряжение “скачет” от 30В до 150В.

                    Да, частенько замечал что инет «провисает» при простое вагона (пауза, дальше начало движения)

                    Интересная статья.
                    • 0

                      Так вроде, судя по статье, проблемы быть не должно из за специально разработанных БП.

                      • 0
                        Ну тут видимо как с сусликом… он есть (правда крайне редко)
                    • 0

                      В Питере я только в 4 линии увидел wifi, на второй линии нет
                      какие приблизительные сроки покрытия всех линий?

                      • –1
                        В Питере необходимости в вайфае в метро никогда особо и не было, интернет у мегафона и ёты работает в 90% перегонов.
                        • 0

                          Согласен. Я так понимаю открытый wifi это не безопасно.
                          Всегда удивляло отсутствие 3g в московском метрополитене.

                          • 0

                            3G в московском метрополитене у Билайн есть уже много лет как. Правда, не везде.

                            • 0
                              да и у остальных тоже — теле2 вообще связку 3G+LTE800 использует
                              • 0

                                Теле2 появился недавно, а речь про времена ДО появления Wi-Fi в московском метро.

                            • 0
                              зато теперь есть 4g от МТС прямо в вагонах, ибо поставили свои БС рядом с wifi от Максимателеком
                              • 0
                                так это ж старая история.
                                once upon a time… метро решило вбахать у себя интернет по вайфаю, но платить за это не хотело, и хитрое метро поставило ультиматум опсосам — ставьте бесплатно нам вай-вай. Некоторые из опсосов от такой наглости офигели и послали метро в известное место. С тех пор этих опсосов в метро даже на позвонить не ловит…

                                п.с. правда уже несколько месяцев как красный опсос каким то образом договорился — и снова появился в метро, и надо заметить его 4ж работает иногда лучше чем обозначенный ТС вай-вай
                                • 0

                                  Ну, по слухам, "красные" ещё во времена Лужкова имели преференции со стороны московских властей в части метро.

                                  • 0
                                    странные какие-то преференции если честно — когда я ими еще пользовался, покрытие у них было реально «станция + 10 метров в тоннель», после чего резкий обрыв. можно было 2-3 станции проехать в попытке отправить смс таким образом.
                                    • 0

                                      Чисто по слухам (!): Преференции касались допуска внутрь для установки оборудования.
                                      Делать связь только на станциях или и в туннеле тоже — это уже стратегия каждой из компаний. Одни, возможно, сочли, что в вагонах слишком шумно и говорить не будут. У других было иное мнение.
                                      Неспроста же "красные" сейчас потратились и сделали связь и в вагонах.
                                      Я думаю, что поняли или узнали от переходящих между компаниями сотрудников, что люди и в вагонах во время движения разговаривают или пользуются Интернетом.
                                      Я неоднократно видел, как человеку поступаз звонок на станции, а пока он доставал телефон, поезд уезжал в туннель и связь рвалась до того, как он успевал хоть что-то сообщить вызывающему. Скорее всего, это были абоненты красных, а такой сервис явно не лучшим образом влияет на имидж.
                                      Связь в туннелях у полосатых позволяет хотя бы ответить и договориться, когда можно будет нормально поговорить.

                                      • 0
                                        именно, чисто красное поведение — то есть вплоть до того, что телефон в сети регистрировался к тому моменту как ты опять въезжал в тоннель.

                                        ну и да, я на полосатых перешел еще в синие времена за нормальную связь в тоннелях, особенно на родной КРЛ вниз от октябрьской.

                                        PS: еще б знать куда спрашивать за низкую скорость LTE у полосатых, бо я не верю в адекватный ответ любой публично доступной поддержки
                                        • 0

                                          Я в Билайне уже более 2-х лет не работаю, так что помочь едва ли смогу.
                                          Но по опыту работы могу сказать, что для получения конкретного результата нужно не жаловаться на связь вообще, а указывать конкретные данные проблемы. Собрать их может помочь приложение, позволяющее указать номера БС. Я пользуюсь G-NetTrack.
                                          Ну и, конечно же, указывать время события, и подробно описать, как проявляется проблема, и как её воспроизвести — последовательность действий.
                                          Писать лучше на почту, указанную на сайте, с подробностями, скриншотом и другими деталями.
                                          Без таких подробностей и деталей инженеры могут или не угадать, что не так, или не дойти до проявления проблемы в своих поисках.

                            • 0
                              До конца ноября 2017, вроде как
                              • 0
                                На пятой еще появился недавно. Прямо сейчас ехал и ловил.
                                • 0
                                  Уже и на 5 линии работает
                                  • 0

                                    В планах называли только пятую (уже готово, с начала июля запустили) и третью (в конце августа).
                                    По остальным назывались сроки "конец 2017 года" или "конец осени 2017 года". Первый вариант более реалистичен.

                                    • +2
                                      На Линии 4 сеть MT_FREE заработала 30 мая, на Линии 5 – 4 июля. Дальше план такой: Линия 3 – август, Линия 2 – сентябрь, Линия 1 – ноябрь-декабрь. Соответственно, до конца года будет на всех.
                                      • 0

                                        А насколько безопасно для конечных пользователей подключение к открытой сети?
                                        Я так понимаю никакой защиты?

                                        • –1
                                          https вполне достаточно, чтобы не переживать о безопасности.
                                          • 0
                                            Вот только есть он не у всех :(
                                    • +6
                                      Статья интересная, в теории всё здорово… На практике же, вай-фай в метро отвратительный. Ну, зато это стимулирует читать книги)
                                      • 0
                                        Практику мы постоянно совершенствуем, в том числе принимая во внимание ваши замечания. В следующем году планируем полную модернизацию сети, увеличим пропускную способность радиосети между составами и тоннелями. На стороне клиентского опыта тоже улучшаем сервис. Так что конструктивную обратную связь всегда приветствуем.

                                        А читать книги тоже здорово, но функционал нашей инфраструктуры все же гораздо шире, чем просто доступ к информационным ресурсам.
                                        • 0

                                          Пользуюсь wifi в метро, оплатил — в метро стало очень удобно.
                                          А вот на улице теперь стало очень плохо:
                                          В автобусах ваша сеть назвается так же, но оплаты требует отдельной.
                                          И теперь когда мимо меня проезжают автобусы у меня отрубается интернет — тедефон видит знакомую сеть и автоматом подключается, а так как для автобусов я премиум не оплачивал — интернет только почле рекламы.


                                          Переименуйте сеть в автобусах, ПОЖАЛУЙСТА!

                                          • 0
                                            Думаю, это вряд ли. Это «фишка» такая — единая сеть WiFi по всей Москве.
                                            • 0
                                              Была бы она единая и в оплате — вопросов бы не возникло.
                                              А так сети разные, а название одно
                                      • 0

                                        А почему в некоторых местах подъезд к кольцевой линии сбрасывает текущие соединения?

                                        • +6
                                          Потому что за работу сети отвечают косорылые рукожопы. Особенно на Таганско-Краснопресненской линии. Кстати, если Вас заколебали их постоянные midsession-ы, то советую сразу после долгого-долгого подключения к сети активировать VPN — тогда об этой гадости можно будет забыть.
                                          • 0
                                            А можно поподробнее, как VPN решает проблему midsession-ов? Разве они не весь траффик блочат, пока все этапы рекламы не посмотрел?
                                            • 0
                                              midsession — это когда Вы авторизовались, зашли на нужный сайт, решили перейти на другой — и тут ОПА! опять wi-fi.ru со своей рекламой. И в адресной строке в адресе midsession. Вот от этого говна включённый VPN хорошо помогает.
                                            • +2

                                              На данный момент такое мне не слишком часто попадается, хотя я щас больше через МЦК езжу. Руки оторвал бы тем чувакам, что делают флешовые баннеры на главной странице, которые никак не реагируют на нажатия. Хотя раньше работало

                                              • 0

                                                midsession у них вызывается при переходе на сайт из какого-то заданного списка. У меня midsession вылезает ВСЕГДА на bash.im и stackoverflow.com. Я в браузере жму back, потом перехожу ещё раз — тогда пускает.

                                            • 0
                                              И какой процент потерь в радиоканале поезд-база в среднем по больнице метро?
                                              • 0
                                                Это зависит от класса траффика, наиболее приоритетный передается практически без потерь, для самого деприоритезированного траффика этот параметр не превышает 2%
                                                • 0
                                                  И какой же трафик приоритетный? DPI используете?
                                                  p2p и медиаконтент деприоритезирован?
                                                  • 0
                                                    Конечно же в приоритете трафик, который чувствителен к джиттеру и задержке. Думаю в плане DPI и приоритетов мы не отличаемся от «обычного» оператора связи.
                                                    • 0
                                                      Как правило, обычные интернет-провайдеры не режут p2p и не шейпят медиаконтент. Так делают только мобильные операторы, при чем весьма вероломно порой влезая в трафик (как Yota, у которой DPI содержит и огромное число стоп-листов, и эвристику).
                                                      • 0

                                                        Да, мы тут схожи скорее с мобильным оператором.

                                                        • 0
                                                          Применяете ли TCP PEP в каком-либо виде?
                                              • +2
                                                Когда будет роуминг? Перейдя на другую ветку снова смотреть рекламу — это единственное, что действительно бесит…
                                                P.S. Классная статья, спасибо!
                                                • –6
                                                  Роуминг тут крайне затруднителен, так как покрытия сети между линиями нет. Лучший способ избежать повторного просмотра рекламы (и в принципе просмотра рекламы) — это купить пакет «Как дома»)
                                                  • +1
                                                    Или поставить приложение для автоподключения
                                              • +23
                                                А кому пришла в голову идея сделать название сети единой для метро и наземного транспорта?
                                                В метро понятно, альтернатив нет. А на улице?
                                                В результате, единожды запомнив сеть в метро, наверху телефон постоянно цепляется за все, что движется. Едешь в машине, навигатор перестал работать, музыка встала. Оказывается, телефон зацепился за троллейбус, авторизации нет, интернета нет. Лезешь удалять сеть или дергать Wi-Fi.
                                                То же и в МЦК. LTE в любом случае работает лучше, особенно в полном вагоне и если не с краев.
                                                Я понимаю, надо показать больше рекламы хомячкам, но люди мучаются.
                                                • +5
                                                  Присоединяюсь. В метро заходишь — удобно, что вай-фай сразу цепляется. А вот потом забываешь его выключить, и проезжающий мимо троллейбус или автобус прерывает тебе просмотр видосиков. Вот оно будущее: вайфай сам едет к тебе и показывает рекламу)
                                                  • –8
                                                    В настоящее время мы тестируем приложение, которое позволит отказываться от автоматического подключения к SSID MT_FREE в отдельных локациях или видах транспорта. Мы развиваемся и прислушиваемся к таким отзывам пользователей, ждите обновлений.
                                                    • +7

                                                      Приложение?
                                                      Может, просто сделать другое имя для наземной сети?

                                                      • –7
                                                        Конечная цель — бесшовный доступ к сети во всех локациях города.
                                                        • +3
                                                          Для «бесшовности» нужно убрать авторизацию с рекламой.
                                                          • 0
                                                            И чтобы рекламу все смотрели даже через HTTPS, да?
                                                            • 0

                                                              Во всех локациях города ваша сеть не нужна.
                                                              Вы не ответили на вопрос — почему имя сети для надземки и подземки совпадают?

                                                              • +1
                                                                Полагаю, это продавили свыше, с целью раскрутки бренда «Московский Транспорт»
                                                              • 0

                                                                А нахрена один SSID, если подписка отдельная, сеть отдельная?

                                                                • 0

                                                                  Может, требование "Заказчика" — московских властей?

                                                                  • 0

                                                                    А им зачем? Я бы понял, если бы была одна подписка и работала везде. Но ведь не работает же, а наоборот мешает. Опять же, такое требование после всех жалоб? Сомневаюсь.

                                                                    • 0

                                                                      Мотивы у властей могут быть разные, в том числе нам непонятные и нелогичные с точки зрения технарей. Я лишь предположил это.
                                                                      Требования могли быть выдвинуты и реализованы, а проблемы, являющиеся их следствием, всплыли потом. Устранение — это не щелчок пальцами, требует согласований и времени на реализацию.
                                                                      Вопрос то был подброшен с прицелом на автора материала, а не людям не в теме.

                                                                    • 0
                                                                      Да, это именно их требование.
                                                                      И проблемы индейцев Шерифа, как обычно, мало волнуют.
                                                                      • 0

                                                                        Вчера увидел, что сегмент наземного транспорта называется при авторизации netbynet.
                                                                        Сразу воспоминания об ужасной организации netbynet нахлынули, хорошо, что кроме метро я не буду пользоваться wifi.
                                                                        Надеюсь у МаксимаТелеком нет связей с НетБайНет?

                                                                        • 0
                                                                          К сожалению, есть.
                                                                          Практически вся наземная сеть делается руками их или их подрядчиков.
                                                                          МТ предоставляет только идентификацию\авторизацию.
                                                                          • 0

                                                                            Главное не пускать их в метро.

                                                                      • 0
                                                                        Дело в том, что «Заказчик» — мэрия Москвы, хочет в каждом магазине и каждом кафе сделать доступ в интернет, через свои точки wi-fi. К примеру вот новость намекающая на это https://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2016/12/01/maximatelecom-wi-fi-mt-free/
                                                                        • 0

                                                                          О том и речь.
                                                                          Мэрия хочет так, как считает "будет хорошо", а негативные последствия не осознаёт или надеется, что технари выкрутятся.
                                                                          А пока имеем то, что имеем...

                                                                • +2
                                                                  Отдельное приложение?
                                                                  Да, вы знаете толк в извращениях…
                                                                  • –3

                                                                    Предложите другие варианты, мы открыты к общению

                                                                    • +6
                                                                      увидели мой MAC, который подключен к «будь как дома» в метро — не подключайте к сети в наземном транспорте! Настройку этого предпочтения можно сделать в личном кабинете.
                                                                      • 0

                                                                        Но если не подключать совсем, то тоже плохо, вдруг потребуется подключится посмотрев рекламу, а другого способа зайти в личный кабинет не будет.
                                                                        Лучше бы сменить ssid.

                                                                        • +2

                                                                          Зачем мне wi-for наземном транспорте, если есть сотовое покрытие? Это в метро нужен wi-if, а на поверхности — нет. Если только для приезжих, но это не мой случай.

                                                                          • –1
                                                                            Очень интересное замечание! Из него вытекает логичный вопрос: А зачем вообще в метро этот WIFI, если он работает через базовые станции LTE? Не проще ли было бы просто позвать операторов и сделать там нормальное покрытие LTE?
                                                                            Wifi — это ущербная технология для дома и частных сетей. Строить ее в масштабах города при сегодняшних ценах на операторскую связь — это даже не идиотизм, это вредительство и засирание радио эфира.
                                                                            Оправдания я только 2 могу увидеть:
                                                                            1. Распилить бабло на проекте.
                                                                            2. Впаривать хомячкам рекламу.

                                                                            PS
                                                                            Вот очень интересен вопрос: Если хитрые приложения, хакающие систему авторизации и обходящие рекламу вдруг перестанут работать — кто то вообще будит пользоваться этим «интернетом»?
                                                                            • +1
                                                                              Во-первых, предлагаю сначала все-таки прочитать статью. Краткое содержание: Wi-Fi там работает не через БС LTE. Сами операторы имели возможность построить инфраструктуру LTE в метро, но по понятным причинам не стали – затраты в размере 5-10 млрд даже обосновать малореально, про возврат и говорить не приходится. На практике, им гораздо проще развивать свои сервисы на базе нашей инфраструктуры, как делает, например, МТС.

                                                                              Во-вторых, «распиливать бабло», которое свое собственное, достаточно сложно, неудобно, глупо (нужное можно подчеркнуть). Проект реализуется только на собственные средства «МаксимаТелеком», там нет бюджетного финансирования ни в каком виде.

                                                                              Хитрые приложения занимают долю молекулы в капле в океане в общем трафике. Под полтора миллиона уникальных пользователей подключается без них ;)
                                                                            • 0

                                                                              Пока у нас нет безлимитных тарифов, безлимитный дешёвый wi-fi может быть интересен. А так да, сомнительная затея.

                                                                              • +2
                                                                                Формулировка не совсем такая: не «пока нет безлимитных тарифом», а т.к. «уже нет безлимитных тарифов» :)
                                                                        • +1
                                                                          Тут уже написали что сделать. Можно же для каждого типа транспорта своё имя.
                                                                          • 0

                                                                            Уже было — "MosMetro_Free" и "MosGorTrans_Free". Зачем поменяли везде на одинаковый "MT_Free" — загадка.

                                                                        • 0
                                                                          Еще можно алиасы добавить, в том числе скрытые.
                                                                      • +3

                                                                        Присоединюсь. Раздражает постоянное уведомление. Сидишь на работе, проезжает мимо троллейбус или автобус, и уведомление…
                                                                        И новое приложение — не решение. И так этих приложений уже море. Каждый миниресурс делает свое приложение, и в результате зоопарк приложений на телефоне.
                                                                        Выход — другое имя сети. При смене транспорта достаточно будет разово настроить подключение к сети каждого транспорта, и всё.

                                                                        • +1
                                                                          Зашел сюда специально, чтобы почитать про данную проблему с совпадением имен сети под землей и на поверхности. Может, кто знает какой workaround? Первое, что приходит в голову, написать приложение, которое будет препятствовать автоподключению к MT_FREE при наличии сигнала от спутников GPS, но насколько это может помочь, не знаю, а самому написать знаний не хватает.
                                                                          • –2
                                                                            Вот именно в этом направлении и работаем, понимая, что текущая ситуация далеко не всем комфортна.
                                                                            • +1
                                                                              Да чего тут работать? Разные SSID и дело с концом!
                                                                              • 0
                                                                                А может, немножко подкрутить мощность и направленность антенн в автобусах? Из общих соображений кажется, что антенна должна быть горизонтальна, перпендикулярна курсу и находиться где-то под центром крыши автобуса.
                                                                              • 0

                                                                                Чуть выше человек жалуется на подключение к проезжающим мимо троллейбусам во время пребывания в офисе.
                                                                                Как тут поможет контроль спутников GPS?

                                                                                • 0

                                                                                  В здании GPS-сигнал будет недоступен, что будет являться триггером/условием.

                                                                                  • 0

                                                                                    Так сигнал GPS будет недоступен, как в метро, так и в зданиях. Только в вагоне метро нужно работать с сетью MT_Free, а в здании работать с сетью MT_Free НЕ НУЖНО. И куда предлагаете засунуть Ваш триггер? :)

                                                                              • 0
                                                                                А зачем вы включаете Wi-Fi на улице?
                                                                                • +1
                                                                                  его скорее забывают выключить, выходя на улицу.
                                                                              • +8
                                                                                В статье все это красиво описано, а на практике меня не покидает ощущение, что интернет в вагоне метро работает через 3g модем мегафона: как только мегафоновская симка не ловит — так и странички в интернетиках не грузятся. При этом билайновская симка сигнал показывает, но наличие интернета коррелирует с сетью мегафона.
                                                                                Отдельное спасибо за дисконнекты каждые 15 минут и необходимость просмотра очередных презервативов для продолжения работы.
                                                                                • 0
                                                                                  Никакой корреляции с покрытием сети Мегафон нет. Хотя как современная конспирологическая теория очень даже ;)
                                                                                  • 0
                                                                                    «Не верь глазам своим, верь словам моим» ©перто
                                                                                  • 0
                                                                                    > дисконнекты каждые 15 минут и необходимость просмотра
                                                                                    этот интернет стоит 60/99рублей в месяц… это 1 чашка кофе, дешевле чем бигмак в макдаке, и явно меньше, чем вы платите за домашний интернет. Представьте, что ваш домашний оператор предлагает такую услугу: доплачивай за свой 100мбитный домашний интернет +100рублей, и получишь еще интерент в метро. Короче, я не вижу проблемы доплачивать 100р, чтобы не мучаться с рекламой.
                                                                                    • 0
                                                                                      вот и мы так думаем)
                                                                                      • 0
                                                                                        Я вам больше скажу — некоторые провайдеры такую услугу и предоставляют :-)
                                                                                        image
                                                                                        • 0
                                                                                          Э… У них постоянные обрывы связи через каждые 5-6 станций. И за эту говносвязь ещё и платить????
                                                                                          • 0
                                                                                            с «как дома» у меня обрывов нет.
                                                                                            • 0
                                                                                              В любом случае они своей постоянной рекламой, midsession-ами и обрывами связи создали себе в моих глазах определённую репутацию, так что моё мнение — «ни денег фирме, ни рабочих мест её криворуким сотрудникам».
                                                                                      • +3
                                                                                        Айфон постоянно ругался на то что «невозможно проверить подлинность сертификата» это когда устройство лезет проверять почту, а пользователь ещё не авторизовался. Нет внятной доходчивой инструкции с картинками для гумманитариев. На страницу авторизации автоматом не перекидывает, надо заходить в браузер и пытаться открыть любой сайт (во всяком случае так было полгода назад) и это так же с айфона, коих у пассажиров 80%. Навязчивая реклама, останавливающая музыкальный плеер, необходимость её повторного просмотра если связь оборвалась, не говоря уже про переходы на другие ветки. Вобщем в топку все ваши героические потуги с таким подходом! Пользуюсь 3G интернетом от группы МТС, которая сейчас в каждом вагоне. За свою абонентскую плату получаю нормальный инет без всякой рекламы и авторизаций. Да и кстати если продвигаете платные услуги, позаботьтесь чтобы можно было в кассе оплатить и купить билет с интернетом например.
                                                                                        • 0
                                                                                          Спасибо за отзыв, учтем комментарии. Кстати, МТС оказывает услуги 3G через нашу сеть с помощью технологии фемтосот.
                                                                                          • 0
                                                                                            Ну я так и подумал что корни общие, у МТС настолько оперативно появилась технология.
                                                                                            Когда ещё у вас развивалось, я помню даже на желтой ветке торренты качал и пару раз ТВ смотрел.
                                                                                            • 0

                                                                                              Как только МТС обьявил о покрытии в метро (пару месяцев назад кажется, поправьте, если знаете точнее), попробовал отказаться от MT_FREE в их пользу. Все конечно субъективно, но обратно на wifi меня сейчас не затащить. Все разрывы и переподключенич реально бесшовны и не надо браузер открывать если почта не отправляется. Проблема именно в бесшовности.

                                                                                            • 0

                                                                                              Даже если вдруг браузер затеял открыть не http://google.com, а https://google.com, точно так же вылезает ошибка "неверный сертификат". Что обидно, именно HTTPS не дает прокси отдать вменяемый редирект 302 на страницу авторизации. Лучше бы, наверно, дропали или спуфили DNS через CNAME-ответ на auth.wi-fi.ru, чтобы редиректить HTTPS.

                                                                                          • +1

                                                                                            Вопрос по межвагонным соединениям :) как я понял между вагонами в составе бежит витая пара, вполне вероятно, что резервированная. Как решается вопрос с перестановкой вагонов, есть подозрение, что изначально межвагонные соединения никакого Ethernet не предполагали? Обучали персонал депо не забывать при стыковке вагонов ещё и ваши соединители корректно подключать (там же наверное весьма промышленного вида должен быть разъём) или штатные сотрудники МТ дежурят и обслуживают? Спасибо за интересный материал.

                                                                                            • +1
                                                                                              Да, действительно, существующие межрайонные соединения не предусматривают использования витой пары. Нам пришлось устанавливать собственные, дополнительные, с учетом всех железнодорожных стандартов. Перестыковка вагонов в составах это вообще отдельная тема, до сих пор частенько обнаруживаем порванные кабели…
                                                                                            • 0
                                                                                              Спасибо. Интересно.
                                                                                              • 0

                                                                                                За статью спасибо! Интересно узнать технические детали.
                                                                                                Но справедливости ради хотел бы заметить, что у Билайн связь и Интернет в туннелях работает уже много лет, задолго до появления Wi-Fi, и позволяла не только проверять почту, но и читать новости на сайтах.
                                                                                                В последнее время всё чаще стал попадать в вагоны, где Wi-Fi вообще нет, проверяю приожением WiFi Analyser.

                                                                                                • 0
                                                                                                  Обращайтесь в нашу службу технической поддержки (support@maximatelecom.ru). Как написано в статье, мониторинг такой сети крайне нетривиален, поэтому мы обрабатываем запросы пользователей и постоянно ищем способы улучшить качество сервиса.
                                                                                                  • +2
                                                                                                    не работает
                                                                                                    • 0

                                                                                                      Не надо обобщать свой ограниченный опыт. В других местах работает, я в четверг пользовался на люблинской и сокольнической линиях.

                                                                                                    • 0
                                                                                                      странно, но на зеленой ветке в туннелях билайн у меня не работает. СМС отправить можно только при стоянке на станции.
                                                                                                      • 0

                                                                                                        "Зелёная ветка" длинная, допускаю, что есть места с проблемами. Но не нужно обобщать эти результаты на всю ветку.
                                                                                                        Если что, я в Билайне уже более 2-х лет не работаю, и в оправдании недостатков их работы не заинтересован. Я за справедливость критики.

                                                                                                        • 0

                                                                                                          На синей ветке, по крайней мере северо-западнее Киевской — отвратительное покрытие. Хотя у остальных операторов (до запуска фемтосотовой сети) вообще покрытия не было...

                                                                                                          • 0

                                                                                                            Вполне возможно. Когда я работал в Билайне, технари-сетевики жаловались на организационные трудности доступа к работам в туннелях и на станциях. Не только по времени (лишь ночной перерыв), но и на субъективные причины.

                                                                                                            • 0
                                                                                                              Окно для работы в тоннелях примерно 2-2,5 часа. Когда разворачивали свою систему для двух пилотных проектов, пришлось еще разрабатывать и изготавливать разные крепления для разных типов тоннелей.
                                                                                                    • +8
                                                                                                      Я конечно люблю метро. Московское больше, чем Питерское. И статья интересная. Но вот ваши методы монетизации, т.е. запредельного отображения рекламы просто выбешивают. Как постоянные реконнекты сессий (ну или как это правильно), когда через пару станций опять реклама, так и количество ее (по два, а то и три ролика) так и продолжительность ее. Два года назад было желание оплачивать подписку… А сейчас я ваш вайфай тупо игнорирую.
                                                                                                      • –4
                                                                                                        За два года многое изменилось, возвращайтесь к нам и ещё раз рассмотрите вариант с подпиской
                                                                                                        • +2
                                                                                                          Может быть… Но, как выше писали, почитать книгу — лучшее времяпровождение в метро, чем залипание в сети. Благодаря, а не вопреки, рекламе я вновь читаю больше. Т.ч. спасибо за стимул)
                                                                                                          • +2
                                                                                                            Реально бесит сброс авторизации по несколько раза за одну поездку.
                                                                                                            По зеленой ветке авторизация сбрасывается на Динамо, на Тверской, на Автозаводской. Это буквально 10 минут езды и снова смотри несколько минут рекламы. А поездка часто занимает меньше, чем авторизация.
                                                                                                            Далее, http сайты часто криво открываются из-за midsession-страниц. Я так понял, должно потом редиректить назад, но этого не происходит и сбрасывает на wi-fi.ru.
                                                                                                            Ну и куча разных проблем с отсутствием сети в отдельных вагонах или неоткрывающейся страницей авторизации. Думаю, это проблемы связи на участке состав-тоннель.
                                                                                                            • +1
                                                                                                              P.S. Общий SSID для метро и наземного бесит тоже. Телефон не позволяет выбрать ручное подключение к сохраненным сетям.
                                                                                                          • –2
                                                                                                            с подпиской работает быстрее и стабильнее на порядок
                                                                                                            • +1
                                                                                                              Я и не утверждал обратного. Было бы странно, если бы оплаченная услуга была по качеству, как минимум, не лучше ее бесплатного аналога. Я пользовался триальным предложением и затем еще один месяц оплатил. Но решил зажилить. Но хотелось бы, чтобы реклама, как неизбежное зло, была бы в разумных пределах, а не вынуждала оплачивать ее отсутсвие (и да, качество сети при оплате лучше, это логично).
                                                                                                          • +1
                                                                                                            Для организации сети Wi-Fi и сетевой инфраструктуры в подвижном составе мы использовали оборудование Cisco: в частности, точки доступа air-cap2602i, контроллеры air-ct2504, коммутаторы 29хх серии и маршрутизаторы 8хх серии

                                                                                                            Информация разнится с данными полиции. Когда взяли чела. монтировавшего точки в вагонах. он их воровал, зная где они установлены. Так вот там были однодиапазонные ТП-линк. Сейчас в поездах дальнего следования и экспрессах так же начали устанавливать вай фай и ставят оборудование от ТП-линк. Откуда у вас циски? :)

                                                                                                            • +1
                                                                                                              Впервые слышу про TP-Link, возможно это недостоверная информация. Чтобы убедиться, что в вагоне действительно установлено оборудование Cisco достаточно запустить Wi-Fi Analyzer