Компания
230,13
рейтинг
5 сентября 2013 в 15:12

Разное → История развития связи. Почта

Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией — без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.



Со временем менялись средства и формы связи — те, кто поумней, чуть позже придумали письменность и стали передавать информацию в письменном виде. С тех пор информация стала передаваться в более долгоиграющем виде и особенно интенсивно, а первую её пересылку можно смело считать днём рождения почты.


Кстати, слово «почта» происходит от польского «poczta» и итальянского «posta». Последнее, в свою очередь, возникло от «posta» и позднелатинского «posita», которое вероятнее всего является сокращением от «statio posita in…» — остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово «post» в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке.
Сегодня под словом «Почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции (письма, посылки).

Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).

Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика


Историки придерживаются того мнения, что устройство почтовой службы русские переняли у завоевателей — монголов. Тогда на основных дорогах появились почтовые станции (на расстоянии от 30 до 100 вёрст друг от друга) — «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. В свою очередь, слова «ям» и «ямчи» происходят от двух татарских слов — «дзям» (дорога) и «ям-чи» (проводник). Отсюда пошло и слово «ямщик», которым называли людей, занимающихся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте. Ямщииик, не гониии лошадей…

Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.


Макет почтовой станции 17-18 века

Слово «почтальон» (кстати, тоже позаимствованное слово) в дореволюционной России в почтовом деле стало использоваться с 1716 года, а до этого служащих, доставлявших почту, называли «почтарями». При этом были разновидности в зависимости от вида разносимой почты: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма — письмоносцы.

Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I — именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.

Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой — почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.



К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).

Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.



Куверты и штемпеля


Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.

Письма в то время писались на бумаге, которую потом складывали текстом внутрь. Снаружи на чистой стороне указывался адрес, а место сложения нередко запечатывали сургучом. Затем письмо относили в почтовую контору, где служащий (после взвешивания отправления и получения денег за его пересылку) ставил оттиск специального штемпеля. Получавшаяся в результате манипуляций штука носила название «куверт» (предположительно от английского «to cover» — закрывать) и являлась прообразом современных конвертов.



Штемпель же — устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.


Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).
Это интересно: считается, что штемпель изобрёл откупщик королевской почты Генри Бишоп (H.Bishop), назначенный в 1660 году первым генеральным почтмейстером Соединенного королевства. Изначально изобретение было предназначено для контроля времени прохождения почты, и в оттиске содержалась лишь информация о месяце и дне доставки письма. А так как делать штемпеля со сменяемой датой тогда ещё не умели, то набор для почтовых станций состоял из 366 штемпелей.
Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых — введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты — те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.


С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.

Марки


На смену штемпельной системе пришли почтовые марки — специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.


Моя скромная коллекция )

Считается, что их изобретателем в 1837 году стал англичанин Роуленд Хилл, мать которого работала на почте и неоднократно рассказывала о трудностях работы, недостатках почтовой системы и дороговизне оплаты. На это Хилл однажды выдвинул идею единообразного почтового тарифа (оплачиваемого отправителем), выпустив памфлет «Реформа почты, её значение и целесообразность». Там-то появление марочек и предусматривалось: «Perhaps this difficulty (of using stamped envelopes in certain cases) might be obviated by using a bit of paper just large enough to bear the stamp and covered at the back with a glutinous wash, which the bringer might, by the application of a little moisture, attach to the back of the letter, so as to avoid the necessity of re-directing it» («Возможно, эта сложность (использования маркированных конвертов в определённых случаях) может быть устранена посредством бумажки, достаточно большой по размеру, чтобы нести на себе марку, и покрытой на обратной стороне тонким клеевым слоем, которую отправитель может, с помощью небольшого увлажнения, приложить на обороте письма, с тем чтобы избежать необходимости перенаправлять его.»). Чуть позже он стал автором первой марки («Чёрный пенни»), ну а дальше понеслось…


                  Первая в мире почтовая марка

В России марки появились немногим позже — в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.

Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер — почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы — из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? ;)

Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок — форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.

Почтовые ящики


Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.



Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество — и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок — во многих музеях, как правило, их целые коллекции.

Военные годы


Одно дело — гражданские письма, а совсем другое — необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать — перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов — в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.


Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.

Интересный факт: в домарочный период письма часто писали с использованием свободного пространства листа как вдоль, так и поперёк. Это делалось в целях экономии бумаги и денег на оплату одного почтового послания.

Кстати, письма и почтовые карточки, адресованные на фронт, пересылались бесплатно.

Наше время


В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.

Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) — ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик — достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка — да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.



А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.

// Ссылки по теме (Wikipedia): Всё о почте

Только что вы дочитали первую статью об истории развития связи, все остальные будут опубликованы на страницах спец-проекта с МегаФоном.

!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.
Автор: @Boomburum
«МегаФон»
рейтинг 230,13

Комментарии (32)

  • –3
    Пост очень интересный и даже то, что всё сводится к модему от мегафона не раздражает. Но зачем такая «достоверность» у коня на первой фотке? Пост могут читать и дети!
    • +26
      Это кусок оглобли, скорее всего.

      А вот почему вам лошадиные придатки везде мерещатся, это, батенька, вопрос…

      • 0
        Никак не мог предположить, что буду сегодня писать на хабре про оглобли, но тем не менее, оглобли, идут под «противоположным» углом так-то.

        image
        • +5
          Ну, может, для двух лошадей там добавочный поперечник какой.
          • +5
            У быка, кстати, на второй картинке, если приглядеться, то тоже видно «поперечник».
            • 0
              Плавки всей скотине, объявляется фотожаба
    • 0
      Восьмая фотография представляет еще больший интерес своим содержанием.
      • 0
        Что на 8-ой фотке не так?
    • +20
      А что будет, если дети вдруг увидят коня живьем, даже и представить страшно.
    • +14
      Мизулина, перелогиньтесь!
    • 0
      На 100-рублёвой купюре тоже есть «достоверность». И что? Оставить детей без карманных денег?
    • +1
      Вы так пишите, как будто дети от рождения слепые и не догадываются о наличии «поперечников» у самцов животных.
  • 0
    Простите. Не туда.
  • 0
    Бумбурум! давно в Мегафоне работаешь? Если не секрет кем и как туда попал? =)
    Эээ может стоит в личку…
    • 0
      Не-не, я не работаю в Мегафоне :) Просто мне понравилась идея спец-проекта и я решил в нём поучаствовать. А так я уже не первый год работаю в ТМ и уходить пока никуда не планирую :)
    • –1
      Что, не понятно? Мегафон платит хабру, сотрудники хабра работают :)
  • +3
    Куверт — от фр. couvert, покрытый.
  • +2
    В Питере есть отличный музей истории телефона. Очень хорошая коллекция у них. Стоит сходить обязательно если кто не был.
    • +1
      Музей Попова или нет? Если нет, то можно в личку контакты — я сейчас как раз в Питере, может загляну
  • +4
    В дополнение к этой замечательной статье, допишу еще несколько занимательных фактов о почте.

    1. Еще один очень интересный музей, связанный с почтой — Дом станционного смотрителя (из Пушкинских «повестей Белкина»). Всем питерцам настоятельно рекомендую!

    2. В старину, почтовые лошади всегда двигались с приоритетом, им должны были уступать дорогу и давать преимущество на станциях. Для оповещения о приближении «почтовых», их оснащали колокольчиками (всем остальным лошадям колокольчики были запрещены) — так на Руси появились бубенчики, которые тоже издают звук, но явно отличный от колокольчиков.

    3. Традиционно, эмблемой почтовой службы являются именно почтовые рожки, о которых написал автор.
  • +2
    Как-то пропущена история насчет индексов почтовых и всякой такой автоматизации типа оптического распознавания на конвертах…
    • +1
      К сожалению, сложно уместить всё в одной статье — я когда эту писал, у меня было открыто штук 30 «исторических» вкладок в браузере, где я взахлёб поглощал интересную информацию :) Позже будут опубликованы (на странице спец-проекта) сводные фотоотчёты со всех музеев, где я побывал.
  • +1
    Здесь история только передачи информации в конвертах и лошадьми. Были и другие методы. Военные сигнальные огни позволяли в те времена передавать информацию быстрее. А чуть позже, при Наполеоне, тогдашние телеграфные сообщения по Европе проходили за день.
    • +3
      Следующие посты будут про азбуку Морзе и телеграфы, это лишь первый :)
      • +1
        Да-да, и про Ротшильда с Ватерлоо не забудьте ;-)
  • 0
    Периодически приходится пользоваться услугами Почты России. Как мне кажется, заголовок статьи должен быть- «история деградации связи. Почта».

    У меня до сих пор по непонятному мне маршруту катается посылка по всей России! Месяц назад вышла в Москве с таможни и- вперед, покорять просторы родины.
  • 0
    Жаль, что про открытки ни слова. Совсем недавно решил возобновить теплую традицию и начал рассылать близким открытки из путешествий, но при этом понял, что довольно мало знаю о том, как они появились и как ими принято пользоваться в наши дни (википедия конечно выручила).
    • 0
      Я, кстати, из разных городов отправлял друзьям открытки :) В Уфе был музей почты — там купил открытку и клёвые марки, отправил — до Москвы пришло за 13 дней.
    • 0
      Я собираю открытки от знакомых из разных мест. И вот мне в начале августа двоюродная сестра отправляла с берега Иссык-Куля, так там на почте местные нацкадры (т-щ майор, никакой 282-ой, просто констатация факта!) вообще долго понять не могли, чего она от них хочет, какая такая открытка! :)

      А вы говорите…
  • 0
    Интересно как решался вопрос вымораживания работников почты зимой? Сидеть в санях, даже если делать остановки каждый час (что вряд ли позволялось) то еще удовольствие. Впрочем вероятно кроме неактуальных карты в навигаторе еще и кондиционер барахлил. Да, тяжело было работникам почты.
    • +2
      Тулуп же. Причем были не только тулупы для ямщиков, но и «переходящие» для пассажиров :)

      В более близкие времена (уже в наши дни, практически) в них же (тулупах) стояли караульные по 2 часа на любом морозе. Караульный тулуп надевался прямо поверх шинели и был способен стоять самостоятельно — только руки просунь в рукава :) А постовые валенки обувались прямо поверх кирзовых сапог.

      Вот на девушке как раз тулуп ямщика.

      image
      • +1
        Во, Вещь! :-)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное