Компания
72,61
рейтинг
10 октября 2013 в 10:49

Разное → Как устроено оповещение о чрезвычайных ситуациях



Масштабное наводнение на Дальнем Востоке стало темой №1 начала осени. Это уже второе катастрофическое наводнение за два года, если вспомнить Крымск. И как всегда в таких ситуациях возникает вопрос оповещения населения. «МегаФон» порой упрекают, что его тревожные SMS доходят не всем и не всегда — однако «есть нюанс», который заключается в том, что «МегаФон» — единственный оператор сотовой связи, занимающийся точечным оповещением населения в сотрудничестве с МЧС. Как устроено это сотрудничество, по какому принципу рассылаются сообщения, можно ли получить SMS о чрезвычайной ситуации с отрицательным балансом на счету, о каких происшествиях приходится оповещать чаще всего — я отправился выяснять в Федеральный центр управления и мониторинга (ФЦУМ) ОАО «МегаФон».

Федеральный центр управления и мониторинга был образован в 2010 году, объединив на федеральном уровне контрольные функции, которые до этого выполняли региональные центры. Сфера ответственности ФЦУМ — контроль качества связи, оценка работоспособности сети, контроль работ на линии, сбор и консолидация единой технической статистики «МегаФон», а также оповещение абонентов об авариях и чрезвычайных ситуациях. Последнее направление является результатом сотрудничества «МегаФон» и МЧС.

SMS и прочие варианты мобильных уведомлений никогда не рассматривались спецслужбами как основные инструменты оповещения населения. Таковыми по-прежнему остаются телевидение, радио и уличные громкоговорители.

Тем не менее, МЧС всегда было заинтересовано в расширении своего инструментария, поэтому в том же 2010 году, когда появился ФЦУМ, было заключено соглашение о сотрудничестве с министерством.

CBC и SMS


Для оповещения по мобильной сети ФЦУМ и МЧС прибегают к двум способам: Cell Broadcast (CBC) и SMS-рассылка. В обоих случаях система автоматически выбирает всех абонентов, находящихся в сети в пределах указанного МЧС радиуса.

CBC представляет собой пассивную технологию оповещения: на экране телефона появляется сообщение «МЧС Инфо! 0030». Таких выделенных коротких номеров у «МегаФона» три – еще 0031 и 0032. Позвонив по этому номеру, абонент прослушивает полный текст сообщения о происходящем, предоставленный МЧС (описание произошедшей ситуации, необходимые действия и т.д.). Количеством оповещённых считается число позвонивших и прослушавших автоответчик с информацией.

Может вещать на огромную территорию, CBC просто обеспечить, позволяет не перегружать оборудование, не вызывает раздражения при частом использовании при небольших ЧС.

Не все мобильные телефоны поддерживают эту технологию. Она работает только в 2G-сети, простые аппараты с ней справляются хорошо, в смартфонах поддержку этой функции владелец должен выставить в настройках самостоятельно. iPhone, например, CBC не поддерживает вообще. Задумайтесь, яблоководы.

Требует дополнительного действия – набрать короткий номер для прослушивания сообщения.

Так как используется довольно часто (в силу частоты природных катаклизмов в этом районе), люди привыкают и не уделяют должного внимания этим сообщениям.

Принцип SMS-рассылки объяснять не нужно. Но у такого способа оповещения свои резоны:

Есть звуковой сигнал, SMS принимают все телефоны.

SMS-рассылка информативнее.

Процесс рассылки занимает какое-то время, так как оборудование рассылает SMS в порядке очереди. Как правило, это не занимает более 15-20 минут, но и они могут быть в таких случаях критичны.

Исходя из этого, CBC применяют при необходимости охватить большое количество зарегистрированных в сети номеров, а SMS эффективнее на относительно небольшом радиусе охвата. Граница пролегает по числу в сто тысяч абонентов.

Платформа рассылающая SMS о чрезвычайных ситуациях никак не связана с биллингом, поэтому абонент получает сообщение при любом балансе, если его SIM-карта зарегистрирована в сети в радиусе оповещения, телефон включен и доступен.




С 2010 года количество отправленных сообщений постоянно растёт — в 2010 году было оповещено около 50 тысяч абонентов «МегаФона», в 2011 — уже более полумиллиона, в 2012 — 15 миллионов, а по за полные 9 месяцев 2013 года отправлено более 25 миллионов уведомлений.



Это особенно впечатляет с учётом того факта, что при Cell Broadcast-оповещении считаются именно звонки получивших уведомление абонентов. При этом сотрудничество «МегаФона» с МЧС абсолютно некоммерческое — оператор рассматривает этот проект, по сути, как дополнительный информационный сервис для своих абонентов.





Хьюстон, у нас проблемы!


ФЦУМ расположен в том же бизнес-центре в районе метро «Савёловская», что и столичный филиал ОАО «МегаФон». Больше всего меня интересовало насколько он окажется похож на всем знакомую картинку из фильмов — большой зал кучей сотрудников, мониторов и обязательными гигантскими экранами во всю стену.

Святая святых скрыта за неприметной дверью с номером 402:



Как оказалось — да, похож, хотя атмосфера совсем другая: никакой нервозности, тревожных звонков и беготни. Средних размеров open space; всё буднично и тихо как в офисе провинциального рекламного агентства. Впрочем, учитывая специфику Центра — это, скорее, хорошая новость: в Багдаде всё спокойно.





Что изображено на этих экранах стороннему наблюдателю понять невозможно, но для операторов Центра там содержится масса информации.



Операционная система — старый добрый Windows XP, некоторые данные выводятся в браузере IE7.







Изнанка этой стены данных — система проекторов, упрятанных в шкафы.





Следят за другими операторами:







Как это работает


Когда МЧС необходимо разослать оповещение, они присылают во ФЦУМ координаты точки, радиус, в пределах которого необходимо оповестить население, текст оповещения и звуковой информатор для перезвонивших на короткий номер.


(для любопытных — выложил на Яндекс-диск файл с реальным запросом оповещения по Хабаровскому краю).

Способ доставки — обычный email:



Впрочем, пранкеры не пройдут: перед рассылкой оповещения ФЦУМовцы запрашивают подтверждение отправки по телефону. Время реагирования — от получения письма до отправки сообщений — в пределах 40 минут для CBC-рассылок и 10 минут для SMS.





Хабаровское наводнение




Последняя большая ситуация была, разумеется, в связи с наводнением на Дальнем Востоке. За взаимодействие Дальневосточного филиала с МЧС тоже отвечает ФЦУМ. Первое CBC-оповещение состоялось 20 июля по селу Ивановка. С 28 июля 2013 оповещения по Амурской области стали практически ежедневными. Еврейский АО начали оповещать с 8 августа, с 9 — Хабаровский край. Всего по запросам МЧС было произведено 129 рассылок по абонентам «МегаФона» с охватом в 53428 человек.



Только этим участие «МегаФона» в защите людей от стихии не ограничилось. Пресс-служба рапортует:

  1. Пункты временного размещения в ЕАО, Амурской обл, Хабаровском кр — обеспечены мобильными телефонами, по которым возможно совершать бесплатные звонки на телефоны любых операторов по всей территории РФ на время действия ЧС.
  2. Две группы детей из ЕАО (250 человек), находящихся в оздоровительных центрах Приморского края обеспечены мобильными телефонами, по которым можно бесплатно звонить на телефоны любых операторов по всей территории РФ на время действия ЧС.
  3. Волонтерам в Амурской области и Хабаровском крае предоставлены SIM-карты с возможностью совершать бесплатные звонки на телефоны любых операторов по всей территории РФ на время работы в зоне ЧС
  4. Организован сбор средств через SMS на счёт Хабаровского отделения благотворительного фонда «Российский детский фонд». Чтобы сделать перевод, достаточно отправить SMS на бесплатный номер 9400. Если отправить пустое сообщение — на счет фонда перечислится 50 руб., если указать сумму — например, отправить SMS «200», то спишется 200 руб. Размер пожертвования может составлять любую сумму от 50 до 15000 рублей без комиссии за перевод
  5. Проведено SMS-информирование населения, находящегося в зоне ЧС о возможности пользоваться голосовой мобильной связью при отрицательном балансе
  6. Подготовлена информация для информационной кампании о возможности связи при нулевом балансе.
  7. В круглосуточном режиме «МегаФон» работает над обеспечением мобильной связи в регионе ЧС. Компания предоставила мобильную связь местному Управлению МЧС и волонтерам группы «АМУР 13», усилила мощность сигнала, контролирует состояние базовых и мобильных станций.

Кстати, базовые станции оснащены источниками бесперебойного питания, так что даже в случае обрыва коммуникаций — в т.ч. электричества — они могут работать ещё сутки-двое. Полезная информация на случай зомби-апокалипсиса, например: сотовая связь продержится явно дольше, чем батарейка моей Xperia.



А вскоре SMS и CBC-уведомления перестанут быть эксклюзивной привилегией абонентов «МегаФона»: опыт сотрудничества ФЦУМ и МЧС не остался незамеченным, и с конца 2013 года вступает в силу президентский указ, по которому все мобильные операторы страны уже по закону будут обязаны сотрудничать с чрезвычайными службами в оповещении граждан. Так что даже если вы не смотрите телевизор и не слушаете радио — не отчаивайтесь, новость о Судном дне мимо вас не пройдёт. Впрочем, оповещения оповещениями, но главное — чтобы плохих новостей было поменьше.
Автор: @andorro
«МегаФон»
рейтинг 72,61

Комментарии (46)

  • 0
    Спасибо за статью. Только не понятно, как система определяет что отправить SMS или СBC.
    iPhone, например, CBC не поддерживает вообще. Задумайтесь, яблоководы.

    Выходит, если у меня iphone, и система решит мне отправить CBC, то я не буду знать о ЧП? Или же, в таком случае система мне продублирует мне сообщение через SMS?
    • +3
      если у тебя айфон — так откопаешься :)
    • +1
      Если внимательно посмотреть на картинки — там есть фото заявки и указан способ оповещения.
    • 0
      МЧС сами указывают предпочтительный способ оповещения в каждой заявке на оповещение.
    • 0
      Определяет не система, а люди. В доке от МЧС на фото с экрана компа прописан способ оповещения.
    • +1
      Не рассмотрел сразу. Спасибо!
    • 0
      меня больше интересует, что именно нужно сделать с телефоном (например android), чтобы получать оповещения CBC?
      p.s. примет ли информацию 3G-модем? например работающий в 2G сети?
  • +5
    С МЧС сотрудничают все операторы, тут вы блефуете.
    • +2
      Сформулировал просто некорректно; поправил. Речь не о сотрудничестве в принципе, а именно об оповещении населения.
      • 0
        принято.
      • 0
        В оповещении населения участвуют все операторы. Точность оповещения — до конкретной соты. Про CBC сказано выше, а скорость SMS-оповещения упирается в пропускную способность SMS-центра.
        Самое поразительное: МЧС почему-то считает, что оповещение _только_ через сотовых операторов даст 100% результат. Трагедия в Крымске показала, что это далеко не так.
        • –1
          Это кто сказал, что МЧС считает, что такое оповещение дает 100% результат? В Крымске было такое оповещение? Ну то есть на самом деле, а не как сказали по телевизору?
          • 0
            Да, было. Прокуратура 4 раза запрашивала логи по рассылке с точностью до секунды — не могла поверить, что действительно оповещали.
        • 0
          SMS и прочие варианты мобильных уведомлений никогда не рассматривались спецслужбами как основные инструменты оповещения населения. Таковыми по-прежнему остаются телевидение, радио и уличные громкоговорители.
          • 0
            > телевидение, радио и уличные громкоговорители.

            А что делать, если телевизора и радио у меня нет, а уличные громкоговорители в квартире не слышно по причине хорошей звукоизоляции? И подобная ситуация у многих моих знакомых.
            • 0
              Sms поможет с теми, кто как вы или я. Если и sms не настигнет тех, кто ушел от радио и громкоговорителей, и друзья/родственники не позвонят, и волна в соц. сетях пройдет мимо, и в окно не заметите (хотя когда в окно, может быть поздно) — что поделать, значит такая судьба, надо готовиться стать цифрой в отчетах.
  • 0
    А что у других операторов?
    • –2
      У других операторов нет возможности такой точной географической привязки
      • 0
        С чего бы это вдруг?
        • 0
          были бы представители других операторов их бы и спросили.

          возможно само направление точечного оповещения не так развито как у Мегафона, а может мегафон единственный кто заявил об этом.

          • 0
            Система оповещения работает и у 'op_name' и вполне успешно
          • 0
            Повторю пост выше: точность оповещения в любом из способов оповещения — до конкретной соты. Оператор может рассылать сообщения всем абонентам, зарегистрированным на определённой базовой станции в данный момент. Более того, рассылка может быть сделана каждому _новому_абоненту БС, т.е. дублирования сообщений не будет. Однако это естественным образом увеличивает нагрузку на оборудование, поэтому чаще рассылают сообщения всем активным абонентам определённого региона.
            • +1
              чаще рассылают сообщения всем активным абонентам определённого региона

              Да, именно так поступает один из операторов большой тройки, я слышал об этом. Но это несерьёзно: чтобы оповестить жителей Подольска — рассылать SMS по всей Московской области.
      • 0
        системы позиционирования у всех операторов большой тройки сейчас работают по одному алгоритму. Так что точность у всех одинаковая.
  • 0
    Мне кажется, что подобные СМСки совершенно бесполезны как система раннего оповещения, т.к. будут приняты за очередной спам.
  • +2
    Почему бы не использовать всегда оба вида оповещения — СВС и SMS для каждого абонента? Таким образом бОльшая часть населения будет узнавать о прошествии сразу, а для остальных (и для тех, кому лень позвонить на короткий номер), через 15 минут придёт смс с детальным описанием.
    • +1
      Причина есть в посте — CBC используется для незначительных объявлений в основном, если так же часто использовать SMS — то люди перестанут их воспринимать, как спам.
      • +1
        Наоборот: CBC используется для массовых оповещений, когда абонентов более 100 000. А SMS — для локальных. Потому с помощью этого сервиса владельцы айфонов в небольшом поселке о наводнении узнают, а жители крупного города с айфонами о приближающемся землетрясении — нет.
        • +1
          Массовость это другой вопрос, который тоже имеет значение, но мы сейчас о частоте рассылок. Каждый конкретный раз, когда вам приходит оповещение, вам всё равно, скольким людям ещё оно придёт. CBC менее навязчив, чем SMS, поэтому чаще используется при не очень серьёзных поводах.
  • +2
    Государство финансово поддерживает ваш центр?
    • 0
      Об этом есть в посте: ФЦУМ — проект сугубо частный; его основная задача вообще не рассылка SMS, а мониторинг состояния сетей Мегафона. Что касается оповещений, то компания рассматривает их как один из дополнительных бесплатных сервисов для своих абонентов.
      • 0
        Насколько я знаю, все операторы большой тройки подписали соглашения о сотрудничестве с МЧС в оповещении населения о ЧС, так что про «бесплатный сервис» — это чистый PR :)
        • 0
          Формат корпоративного блога не предполагает обсуждение других компаний, поэтому скажу только за Мегафон: регулярные точечные оповещения населения о ЧС сейчас делает только он один.
          • 0
            Я бы не был столь категоричен в таком утверждении. Другие операторы, в том числе и мы, точно так же помогаем МЧС предупредить людей о приближении ЧС. На этом предлагаю закрыть тему «только компания А и никто больше делает это».
  • 0
    SMS и прочие варианты мобильных уведомлений никогда не рассматривались спецслужбами как основные инструменты оповещения населения. Таковыми по-прежнему остаются телевидение, радио и уличные громкоговорители.


    Сколько помню всяких учений и ежегодных тестов систем оповещения, никогда не по телику ни по радио ни по уличным клонкам ничо нету.

    Есть конечно один громкоговоритель, гдето в километре от моего дома, и даже с открытыми окнами его практически не слышно…
    • 0
      Ну, а кто говорил, что всё работает) Но это уже другая история.
  • 0
    Что-то в статье не увидел ни одного упоминания про технический роуминг, особенно в Хабаровском крае и Амурской области. Он был введён?
  • +3
    Я могу ошибаться, но подскажите — а разве google по лиц. соглашению разрешает использование своих карт в закрытых корпоративных системах?
    • +1
      Не в бровь, а в глаз.
    • 0
      Да-да, switch2osm же! Тем более у человека с пятью мониторами (у остальных по четыре)) на центральном дисплее именно ОСМ… Одобряю!
  • 0
    А что делать, например, слабовидящим или слепым пользователям без адаптированных телефонов, которые они используют лишь в режиме голосовой связи? Или об этом никто не думал?

    В том же Крымске как раз накрыла в том числе и пансионат для инвалидов по зрению, так что проблема отнюдь не высосана из пальца. Да и вообще многие пожилые в принципе используют мобильный лишь в режиме звонков.
    • 0
      А вы пост читали?
      SMS и прочие варианты мобильных уведомлений никогда не рассматривались спецслужбами как основные инструменты оповещения населения. Таковыми по-прежнему остаются телевидение, радио и уличные громкоговорители.

  • +1
    Парадокс в том что смс-спам приходит на телефоны любых операторов, а оповещения от МЧС только для мегафона и то не всегда.
  • 0
    Что то я не понял. Это фотки из одного ФЦУМ или нескольких?
    Просто я меня работа связана с видеостенами — сразу виден какой-то подвох.
    На первых фото идет стена из 8 LCD мониторов.
    Потом вдруг всплывает стена из 12 проекционных кубов, которые почему то названы проекторами в шкафах. :-)
    Над мониторами часов нет. Над кубами — часы.
    Это в одном месте или в разных?
    • 0
      В помещении четыре стены, если что. Три из них — с экранами. На первом фото помещения видно как минимум две видеостены, например.
      • 0
        Да. Слона то я не и приметил. Теперь вижу, что 3 видеостены. Первая и вторая фотки сделаны из противоположных концов комнаты. Точнее вторая не из конца, а где то из середины.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное