Компания
67,50
рейтинг
19 ноября 2015 в 16:48

Разное → Как мы делали музыкальный фестиваль «MegaFonLive»

Среди читателей Хабра есть много любителей музыки, и поэтому мы хотим рассказать об опыте организации (технической его части) уникального музыкального фестиваля «MegaFonLive» «Близкие города. Близкие люди», который состоялся в августе-сентябре этого года в десяти городах-миллионниках России. Мероприятие проходило в поддержку нового позиционирования компании «По-настоящему рядом». Этим проектом мы хотели показать, что у каждого из нас намного больше по-настоящему близких людей, чем мы думаем, и наглядно продемонстрировать, как сотовая связь помогает сближать не только отдельных людей, но и целые города.

В этом посте команда организаторов рассказала о подготовке и проведении фестиваля, а Андрей Басиков, руководитель федерального центра реализации проектов «МегаФона», о том, как была устроена техническая реализация проекта.



Новая большая идея


Предыстория. Как все помнят, долгое время основным слоганом «МегаФона» была фраза «Будущее зависит от тебя». В этом году мы изменили глобальную стратегию позиционирования на «По-настоящему рядом». Почему мы выбрали такое позиционирование? Задача современных технологий – сближать людей и постоянно поддерживать их эмоциональную связь с близкими: написать, позвонить, отправить фотографию или показать видео.

Исходя из новой бренд-платформы и была придумана серия концертов «Близкие города. Близкие люди», раскрывающих суть новой ключевой идеи. Нам понравился формат музыкального фестиваля, потому что он массовый, и мы, как и наши абоненты, любим качественную музыку. Так же, как связь «МегаФона» соединяет людей по всей России, так и концерты «MegaFonLive» сближают людей из разных городов.

Основная фишка проекта — это идея финальной песни: ее единовременное исполнение двумя артистами, двумя городами. Да, можно было сделать обычную серию концертов в разных городах, но все это уже было. Но нам важно было донести наше новое позиционирование, и поэтому нам понравилась идея объединять города, объединять людей. Когда ты находишься на концерте в Санкт-Петербурге, а твой друг – в Москве (или наоборот), вы получаете невероятные эмоции, ощущение того, что вы рядом, вы вместе прямо сейчас, даже находясь в разных городах. Благодаря прямой трансляции вы можете видеть друг друга и взаимодействовать между собой: даже отправить собственный селфи-привет на экран рядом со сценой. Кульминация же проекта — когда одну песню одновременно поют, например, «Чайф» и Гарик Сукачев в разных городах!

Сложность в организации подобного проекта заключалась в том, чтобы наладить единовременное бесперебойное, стабильное включение и параллельное исполнение одной песни между двумя городами и двумя музыкальными коллективами соответственно. Для участия в мероприятии мы собрали самых известных российских рок-музыкантов (среди них Земфира, «Сплин», «Чайф», Вячеслав Бутусов, «Смысловые Галлюцинации», Гарик Сукачев, Ольга Кормухина, Чичерина и группа «Звери»). У каждого из них очень высокие требования не только к качеству звука, но и к качеству шоу. Было непросто уговорить их на эксперимент, с каждым приходилось отдельно выбирать песню, репетировать очередность выступления, как до старта проекта, так и уже во время саунд-чека. Юрий Донцов, концертный директор проекта работал с музыкантами, репертуаром, в том числе организовывал репетиции. В результате получилось очень эффектно.

Два города, две песни и двухсторонний интернет


Андрей Басиков, руководитель федерального центра реализации проектов «МегаФон»: С технической точки зрения нашей основной задачей была организация прямой трансляции между городами. Важно, чтобы трансляция шла с минимальной временной задержкой и не прерывалась.


Как выглядит стандартная технология организация телемоста во время музыкального фестиваля? Сигнал отправляется из одного города в другой, принимается и затем по очереди отправляется обратно. А такого, чтобы сигнал работал на две стороны одновременно, еще не было.

Так, к примеру, 13 июля 1985 года в двух разных концах света — Лондоне и Филадельфии — состоялся благотворительный фестиваль «Live Aid», организованный Бобом Гелдофом для сбора средств голодающим Африки. В те годы было множество проблем с трансатлантическим телевещанием и техникой. Так во время исполнения группой «The Who» песни «My Generation», сразу после того, как Роджер Долтри пропел «Why don’t you all fade…», взорвался генератор.

В завершении фестиваля артисты Мик Джагер и Дэвид Боуи должны были петь вместе, находясь в разных городах — Лондоне и Филадельфии. Но реализовать эту смелую идею не получилось из-за несовершенства технологий того времени.

Спустя 30 лет мы решились повторить этот масштабный технический эксперимент. И у нас это получилось — не только благодаря тому, что технологии эволюционировали, но и потому, что наши технические специалисты проделали огромную работу.

Каналы для видеотрансляции


По сути, организация канала – задача достаточно стандартная. Основная наша проблема была в сжатых сроках реализации: в некоторых городах площадки, на которых мы должны были смонтировать оборудование, определялись за несколько дней до начала мероприятия. Заканчивали строительство площадки, то есть проведение кабеля и соответствующей инфраструктуры, непосредственно в пультовой, где располагалась режиссерская группа мероприятия.

Мы должны были не только организовать и протестировать канал, но и сдать его режиссерской группе, чтобы они могли протестировать его уже на живом оборудовании, оценить, как картинка будет смотреться со стороны, соответствует ли она тем параметрам качества, которые предъявлялись к каналам.

В пультовой трудились звукорежиссеры, режиссеры трансляции и технические специалисты:


Изначально мы, как и планировали, организовали их с географически разнесенным резервированием. То есть каналы, например, от Нижнего Новгорода до Казани, были физически разнесены на протяжении всей трассы, что исключало деградацию сервиса в случае единичного обрыва. На одном из таких мероприятий у нас произошла аварийная ситуация, когда одна трасса вышла из строя, но, тем не менее, в связи с тем, что технические решения были разработаны и реализованы корректно, для конечных пользователей (зрителей «MegaFonLive») инцидент прошел незаметно.

В нашей зоне ответственности находилась организация канала L2VPN между городами для обеспечения видеотрансляции. Для этого мы, как уже говорилось, сделали каналы с резервированием, географически разнесенным по сети. Плюс также был организован дополнительный сервис — онлайн-трансляция в «YouTube».

Нашими основными партнерами по кабель-каналам, каналам связи и сетям настройки интернета была непосредственно компания «МегаФон» и компания «NetByNet». За 2-3 недели мы отправляли техническую схему площадки с места проведения мероприятия, компания анализировала технические возможности (прокладка кабеля, инсталляция оборудования, установка мобильных базовых станций и т. д.) для того, чтобы интернет работал стабильно и, главное, не в одну сторону, а в две, так как мероприятие было рассчитано на два города. В некоторых городах пришлось проводить значительные строительные работы по организации кабельной инфраструктуры, и компания «МегаФон» занималась глобальной организацией связи. Также нам помогали компании «NetByNet» и «Синтерра-Медия».

Киловатты звука, километры кабеля и рок-звёзды первой величины



Екатерина Соколова, руководитель проекта «MegaFonLive» на стороне «Brandnew»:
Чтобы соорудить концертную площадку, понадобилось 1000 световых приборов, 600 тонн сценического оборудования, 20 км кабеля, 18 машин по 20 тонн, 1200 киловатт звука.




Про трудности. Для технического директора проекта основная трудность – разобраться в звуковой задержке, сделать так, чтобы звук был безупречным и чистым. Для подрядчика и компании, которая занималась организацией трансляции на «YouTube» и телемостом-интернетом, главной задачей была качественная и быстрая связь – интернет должен был «летать», а канал между городами максимально надежным. Для музыкального продюсера основная цель — договориться с артистами, убедить артиста спеть то, что нам нужно, спеть финальную песню, спеть её вместе с определенным артистом.

Здесь было очень много нюансов: кому-то нужно было готовить аранжировки заранее, поскольку не совпадала тональность. Логист и логистическая компания должны были найти нужное количество машин, в случае необходимости экстренно привезти необходимые детали и элементы инфраструктуры. Перед режиссером трансляции (например, в Москве мы работали с немецким режиссером) стояла задача обеспечить трансляцию именно с этим артистом, отвечая его дедлайнам и видению.
Все это было очень непросто, но в итоге у нас всё получилось.

Уровень звука на концерте


image

В финале концерта Москва-Питер все участники — а это почти 100 000 человек в Северной столице и более 150 000 человек в Москве — вместе спели песню Вячеслава Бутусова «Гудбай, Америка!». С помощью шумомера мы замерили звук: оказалось, что эта песня исполнялась громче всего!

Гаджет для замерения шума


А вот та самая совместная песня глазами наших зрителей в единовременном исполнении «Ю-Питер» & «Чайф», Гарик и Земфира — Гудбай, Америка («MegaFonLIVE»):



Мы объехали 10 городов в разных уголках России (Красноярск и Новосибирск, Екатеринбург и Челябинск, Казань и Нижний Новгород, Москва и Санкт-Петербург, Самара и Ростов-на-Дону), объединив более 420 000 гостей и около 590 000 зрителей, которые смотрели видео и трансляции в интернете. Суммарно это больше, чем все население Кипра или Черногории! Мы заполнили Интернет: в разных социальных сетях было опубликовано более 200 000 фотографий с концертов.

Посмотрите наш фильм «Backstage MegafonLive» о том, как это было:


Как мы работали с высокой нагрузкой на сеть



Андрей Басиков, руководитель федерального центра реализации проектов «МегаФон»:
Поскольку наша компания — крупнейший оператор связи, мы также должны были улучшить качество покрытия в местах проведения фестиваля. Этим занимались наши коллеги непосредственно в филиалах, так как они лучше всего знают состояние сети на определенной территории. Специалисты компании из наших региональных офисов проводили драйв-тесты на площадках, анализировали результаты, вырабатывали и применяли на сети решения, которые позволяли сети устойчиво работать во время пиковых нагрузок.


Мы зафиксировали, что максимальная нагрузка на сеть в пиковые моменты концертов превышала обычную в среднем в 5 раз. Мы работали над качеством связи, сеть выдержала, и дали возможность сотням тысяч людей почувствовать, что все они были близко, несмотря на расстояния, — по-настоящему рядом.



Драйв-тесты – это исследование площадки непосредственно «на месте». Специальной измерительной аппаратурой оценивается качество покрытия, максимальные и минимальные нагрузки, которые может выдержать сеть. На основании этих данных проводились либо модернизации текущих базовых станций, которые находятся на этой территории, либо, если этого было недостаточно, устанавливались дополнительные мобильные базовые станции именно на время проведения мероприятия.

Идёт установка мобильной базовой станции



С точки зрения функционала была задействована фактически вся инфраструктура «МегаФона»: коллеги из развития сети разрабатывали технические решения; строители, которые проводили модернизацию и строительство ВОЛС (волоконно-оптических линий связи) до точек; сотрудники, которые занимались оптимизацией радиосети, проводили измерения и параметрическую оптимизацию; коллеги из эксплуатации, которые устанавливали, настраивали оборудование, занимались организацией и тестированием каналов. Также был задействован Единый центр управления сетью, который обеспечивал в том числе мониторинг как транспортной сети (организованных каналов), так и радиосети для качественного функционирования мобильных услуг. На время проведения самого мероприятия было организовано дежурство оперативного персонала на случай непредвиденных проблем. В каждом городе проведения мероприятия привлекалось не менее 7-10 сотрудников инфраструктуры «МегаФона». А всего над проектом работали 90 технических специалистов компании «Мегафон».

Выводы


В ходе подготовки к фестивалю наши технические специалисты провели все необходимые работы для того, чтобы каждый зритель концерта мог с легкостью дозвониться до близких, поделиться впечатлениями и выложить яркие фото и видео в социальные сети.

Мы в очередной раз убедились, что для подобных мероприятий качественная и надежная связь является такой же неотъемлемой частью, как и сам концерт. Поэтому все наши работы, направленные на увеличение емкости, на организацию резервирования, были оправданы результатом и оценкой, которую мы получили от организаторов и зрителей, как посетивших фестиваль «в живую», так и о тех, кто наблюдал с экранов своих гаджетов.

Благодарности


Спасибо нашим информационным партнерам! Фестиваль «MegaFonLive» поддержали: «Наше радио», группа компаний «Rambler&Co», культурно-развлекательный портал Geometria.ru. В следующем году повторим!

А вы были на наших концертах? Поделитесь впечатлениями!
Автор: @MegaFon
«МегаФон»
рейтинг 67,50

Комментарии (3)

  • –4
    У меня вот какой вопрос. Можно ли мне уменьшить абонентскую плату на сумму, которая тратится на рекламу услуг мегафона мне же самому, вот эти вот концерты и т.п.?
  • 0
    На концерте было классно. Отличная организация с мелкимим помарками. Еще стоя перед сценой хотелось технических подробностей реализации проекта
  • +1
    Ждал такую статью с концерта. Поразился, что удалось сделать исполнение одной песни артистами в разных городах без задержек. Это вам не в скайпе песни петь :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное