company_banner

Удалённая работа в цифрах и диаграммах

    image

    На «Моём круге» ежемесячно размещается 35% вакансий, предлагающих удалённую работу в сфере ИТ. При этом, если изучить базу резюме сервиса, то увидим, что к удалённой работе готовы 67% специалистов. Налицо явный разрыв между спросом работодателей на удалённую работу и предложением со стороны соискателей на неё. Как следствие, откликов на вакансии с удалённой работой в среднем в 3-4 раза больше, чем на вакансии с офисной работой. В условиях растущего недостатка в ИТ-специалистах очевидно, что в более выигрышном положении оказываются те работодатели, которые готовы переходить на удалённую работу.

    Мы решили разобраться, что сейчас собой представляет рынок удалённой работы в России. Для этого мы провели опрос среди пользователей «Моего круга» и «Хабрахабра», собрали почти 3000 ответов, все их обработали, визуализировали и прокомментировали.

    Надеемся, наше скромное исследование поможет работодателям побыстрее понять, как работать удалённо, чтобы получить очевидные конкурентные преимущества в кадрах. Также оно может пригодиться и соискателям, которые пока не успели поработать удалённо, чтобы получить представление о достоинствах и недостатках подобной работы и в результате иметь больший выбор в предлагаемых на рынке ИТ-вакансиях.



    Сколько сейчас работают удалённо и где


    В данный момент удалённо работает каждый третий. Удалёнщиков можно поделить на три категории. Большинство удалёнщиков — это сотрудники компаний, каждый четвёртый — фрилансер, каждый десятый — самозанятый. Каждый четвёртый из удалёнщиков работает на иностранную компанию.

    image



    Только 20% опрошенных не имеют опыта удалённой работы. При этом, подавляющее большинство из них рассматривают возможности такой работы. То есть со стороны соискателей не видно никаких препятствий для перехода на удалёнку.

    image



    Доля удалённых сотрудников по отношению к офисным заметно ниже в Москве и Петербурге, и заметно выше — в небольших городах. Также их доля в разы ниже в крупных компаниях по сравнению со средними и мелкими. Скорее всего, такая ситуация связана не только со сложившимися традициями офисной работы, но и с тем, что управлять удалёнными сотрудниками значительно сложнее, с ростом штата сложность управления возрастает экспоненциально.

    image



    Доля удалённых сотрудников по отношению к офисным чуть выше в возрасте от 30 до 40 и заметно ниже в самых взрослых возрастах. Интересно, почему в более ранних возрастах доля удалёнщиков ниже, хотя эти люди погрузились в современные технологии в более раннем возрасте, чем предыдущие поколения? Наверное, это связано с тем, что человеку по-прежнему всё же нужно пройти некоторую изначальную социализацию, получить опыт очного рабочего взаимодействия с другими.

    Если смотреть по сферам деятельности, то доля удалёнщиков выше среди контентщиков, маркетологов и дизайнеров, и ниже среди эйчаров, аналитиков, тестировщиков и администраторов.

    image



    Если смотреть по зарплате, то относительная доля удалёнщиков заметно выше в когортах как с самой низкой, так и с самой высокой зарплатой. Первое объясняется тем, что на расстоянии гораздо проще доверять более простую и дешёвую работу. А второе тем, что многие удалёнщики выбирают работу в иностранной компании, зарплата в которой выше, чем в отечественной. Так, если в среднем на иностранные компании работает четверть от всех удалёнщиков, то среди указавших большие зарплаты таких оказывается уже до трёх четвертей.

    image



    Три мифа об удалённой работе


    Удалённая работа окружена большим количеством мифов. Один из них мы уже затронули чуть выше и увидели, что далеко не все удалёнщики работают на иностранные компании и зарабатывают больше других. Теперь давай рассмотрим ещё несколько мифов.

    image

    image

    Как видим, только незначительное меньшинство удалёнщиков используют удалённый формат работы, чтобы переехать туда, где им комфортней жить, или чтобы путешествовать. Большинство при этом тратит на работу столько же или даже больше времени, чем работая в офисе, но зато распоряжается своим временем более свободно.



    Преимущества и недостатки удалённой работы


    Подавляющее большинство удалёнщиков предпочитают работать из дома. При этом почти каждый пятый работает в компании, которая расположена в его городе.

    image



    Общение с коллегами у удалёнщиков мало чем отличается от общения офисных сотрудников. Половина из них общаются с коллегами по нескольку раз в день. При этом большинство вообще не бывает в офисе работодателя.

    image



    Мы задали один и тот же вопрос о преимуществах и недостатках удалённой работы как тем, у кого уже был опыт такой работы, так и тем, у кого такого опыта никогда не было, и получили следующий результат. Сразу видно, что люди без опыта склонны преуменьшать достоинства (диаграмма слева) и преувеличивать недостатки (диаграмма справа), как это свойственно людям вообще, тут нет ничего странного.

    Среди самых часто указываемых преимуществ удалённой работы — экономия времени на дорогу и гибкий рабочий график. Еще многим нравится потенциальная возможность путешествовать и работать в комфортных привычных условиях.

    Среди самых часто указываемых недостатков — нехватка очного общения с коллегами и много отвлекающих бытовых факторов. Также чаще всего указывают среди недостатков на нехватку неформального общения с коллегами и на отсутствие понимания процессов, которые протекают в компании, потерю вовлеченности.

    image



    Большинство считают, что удовлетворённость работой и эффективность в ней никак не связаны с удалённостью этой работы. При этом в три раза чаще говорят, что удовлетворённость от удалённой работы выше, чем от офисной, и в два раза чаще — что выше эффективность.

    image



    Инструменты удалённой работы


    Напоследок, мы решили выяснить, с помощью каких инструментов взаимодействуют люди, работающие удалённо, получился своеобразный топ-лист.

    Фаворитом дистанционного корпоративного общения по-прежнему остаётся дедушка Skype (его указали 77% опрошенных) и прадедушка Email (64%). На вторых местах такие новички как Slack (40%) и Telegram (38%). И телефон, как ни крути, по прежнему популярен (38%).

    image



    Среди сервисов ведения задач нет безусловных лидеров. Первые места принадлежат Jira (37% опрошенных указали этот сервис для ведения задач) и всё тому же Email (36%). Вторые места занимают Trello (24%) и Redmine (18%).

    image



    Как выясняется, за учётом времени с помощью специальных средств почти никто не следит: 56% сказали об этом. 21% пользуются возможностями Jira и 11% — Redmine.

    image



    Все диаграммы подготовлены с помощью сервиса infogr.am
    Мой круг 164,51
    Сервис вакансий в IT-индустрии
    Поделиться публикацией
    Комментарии 35
    • +2
      То что соискатели утверждают, что готовы к удаленной работе не значит, что они действительно готовы.

      Мифы №1 и №2 можно воплотить в жизнь, если ты сисадмин =).
      • 0
        Мифы №1 и №2 можно воплотить в жизнь, если ты сисадмин =).

        Некоторые умудряются их работая в офисе воплотить, ну разве что пляжа нет =)
      • +5
        Есть пока еще некоторая стереотипность в том, что касается удаленной работы, но постепенно становится лучше.
        Я думаю еще на нашем веку количество удаленных работников превысит количество офисных.
        • 0

          Из тех профессий, что физически реально работать удаленно, да мб будет 50%, но проблема тут не только техническая, а еще психологическая и она решится не за 1 поколение, людям просто нравится быть в коллективе, а так же людям нравится участвовать во "второй жизни", которая мало пересекается с семьей друзьями, и можно чуть по лицемерить.

          • 0
            Я думаю желание «второй жизни» и вот этого всего частенько удовлетворяется как раз виртуальным. Когда ты большой сильно воЕн, который сокрушает все на своем пути.
            А дальше, имхо, будет только хуже в этом смысле. Виртуальные достижения даются проще, но ЧСВ тешат не меньше.
        • 0
          Миф 1) живу где и раньше: а где жили раньше? А в офис ходили? На такую же должность?

          Миф 3) есть часы, когда нужно быть онлайн:
          Сколько таких часов? Быть онлайн это иметь мобильник с скайпом в кармане или сидеть перед камерой?
          • +1
            Быть онлайн это

            Для меня это значит иметь возможность поймать багу/фичу/таску, обсудить её с коллегами, и, если приоритет того требует — немедленно приступить.
            • +3
              «8 часов в день иметь возможность...»
              «8 часов в день быть в офисе и...»
              Это неравнозначно

              Я к тому, что в статье утверждается, что разницы почти нет.
              А это не так.
              • +1

                Не вижу, где в статье утверждается что-то подобное. И вообще не вижу никаких утверждений, только ответы на конкретные вопросы ;)
                К тому же подозреваю, что в некоторых случаях респондентам пришлось выбирать не точный вариант ответа, а наиболее близкий.
                Например, если я не в офисе, то есть конкретные дни и часы, когда занят другими вещами. О них известно заранее, и все знают, что никакой аврал не оторвёт от них. Но это никак не отменяет ни сказанного в предыдущем комменте, ни того, что в среднем удалённо и в офисе получается работать одинаковое время. А преимущество именно в более гибком распределении времени.

            • +1
              Я перевез семью в пригород, когда работал удалённо. Жизнь была очень дешёвой, иногда скучаю по той квартирке ️
              • 0
                Не сказал бы, что в моей деревеньке всё дёшево :) Но город так задрал, пока возвращаться не планирую.
                • 0
                  На тот момент мы жили в городе Строитель. Это красивый развивающийся маленький городок. Аренда неплохой квартиры там будет составлять 8-10 тысяч. С таким раскладом сеньёр может сосредоточить финансы на собственных целях.
            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
              • +2
                Фрилансер продаёт свой труд, а самозанятый продаёт свой продукт или услугу.
              • 0
                А откуда эти мифы взялись? Бред какой-то
                Все удаленные разработчики лежат с ноутбуком в шезлонге на пляже, потягивая мартини

                Тут не сказано, работают они при этом, или просто отдыхают.
                А то что в других странах живут и работают удаленно это не миф, это факт!
                Если ты хочешь жить в другой стране, то ничего не мешает воплотить свое желание, конечно же если ты не офисный планктон, который не может себя заставить работать, без подзатыльника от начальника. А если устраивает жизнь, в своей стране и своем городе, зачем переезжать?
                • +4
                  Мой круг, было бы очень интнересно увидеть опрос руководителей, какие у них причины пользоваться или не пользоваться услугами удалёнщиков, какие были (или предполагаются) проблемы и преимущества и т.п.
                  • +4
                    Да, интересная мысль, думаю, мы продолжим исследование уже со стороны работодателей зайдём (=
                  • 0
                    Часть удаленщиков с зарплатой менее 20 000 рублей — это те кто не стали отвечать на этот вопрос. Например я :)
                    • +1

                      Зря не включили страты >300к и >400к, думаю тут процент удаленщиков бы оказался уже выше офисных

                    • 0
                      Все прекрасно, но зачем же делать круговые диаграммы полукруглыми?)
                      • +1
                        На мой взгляд, полукруглые диаграммы очень удобно использовать вместо круглых, когда представлен разброс некоторого однотипного параметра, например «Сколько времени тратите», или «Насколько это вам близко», или «Работаете удалённо или нет». Получается своеобразное голосование, когда видно наглядно, в какую строну смотрит большинство: налево или направо (=

                        Плюс, для некоторых случаев их лучше использовать для компактности. В отдельных случаях можно даже не на дуговой, а вообще на линейной диаграмме показать. Как, например, на первой картинке в этой публикации. Чтоб совсем компактно получилось.
                        • 0
                          Круглые диаграммы вообще зло, а полукруглые — вдвойне. Да, конечно, это 100% чего-то, которое можно поделить на доли. Но всегда ли нам важно показать именно то, что это 100%, а не то, что эти доли стоят в разном ретинге? Если вы словами напишете «из чего складывается время» и сделаете рейтинг, то получится полезнее. Не надо будет сравнивать сегменты.
                      • +1
                        Интересно, если случится массовый переход (60%+) сотрудников на удаленную работу, то это сильно понизит ценность житья крупных городах?
                        • +2
                          В нашей фирме уже давно сотрудники работают несколько дней дома. Причем некоторые вообще годами не появляются в офисе. Я как раз делал веб-систему для этой цели, чтобы они могли работать удалённо и теперь иногда чувствую ответственность за развал дружного коллектива :) зато население страны с удаленки увеличивается- многие сотрудницы ушли в декрет, ктото даже потом по второму разу.

                          Для владельца бизнеса удаленка это плюс: не нужны компьютеры, большой офис, на электричестве и Интернет опять же экономия. С другой стороны решение простейших вопросов превращается в вязкое болотце. Это модель удобна для стабильно работающего бизнеса, где все отлажено. Но какието новые свершения даются с колоссальным трудом. Имея в штате дизайнера за день-два можно получить готовую листовку, с фрилансером на это уходит месяц-полтора изматывающих согласований, не говоря о каталоге.

                          Если бы не изнурительная дорога, я бы каждый день ходил в офис. Вузы и школа: они в первую очередь организуют время, и только потом учат, также и работа позволяет отключиться от бытовых дел. И атмосфера труда над общим делом, общение — не пустые слова. Удаленная работа — смертный приговор для коллектива и по-моему и бизнес мало-помалу затухает. Матрос должен быть на корабле, а не на берегу или в порту гдето там. Когда это поймут владельцы бизнеса, погнавшиеся за экономией увлечение удаленкой пройдет. «Свой админ, хоть карман трет, зато душу греет.» :)

                          • +3
                            С другой стороны решение простейших вопросов превращается в вязкое болотце.

                            Это что за вопросы такие, которые нельзя решить удаленно? Поменять картридж в принтере?

                            Имея в штате дизайнера за день-два можно получить готовую листовку, с фрилансером на это уходит месяц-полтора изматывающих согласований, не говоря о каталоге.

                            По моему, это проблема не удаленного работника, а того кто организует рабочий процесс. Для удаленного работника точно так же устанавливаются сроки, в которые он должен уложиться, все согласования можно делать в прямом эфире по скайпу.

                            • 0
                              Такого организатора удаленной работы очень не хватает, а еще психолога или психотерапевта.

                              Неожиданный момент с которым я столкнулся — это психологические проблемы у техн.сотрудников на сделке. Систему я начал делать с верстальщиков-наборщиков, а это такие в основном немолодые тетеньки, весьма опытные в своем деле, зарплата их зависит от обьема и он конечен. Когда они перешли на удаленку у них началось просто сумасшествие в виде фобий, что у другого заказов и соответственно зп больше. Что они только не выдумывали для борьбы с системой и другими сотрудниками, какие скандалы и истерики ни закатывали-можно кандидатскую по психотерапии написать.
                              • 0
                                началось просто сумасшествие в виде фобий, что у другого заказов и соответственно зп больше
                                Какое отношение это имеет к удалёнке? Типа в офисе они следили друг за другом, а потом главное занятие в рабочее время исчезло?
                                • 0
                                  Да! В офисе они все находились в одном отделе, заказы получали в виде бумажных наряд-заказов и естественно видели примерно сколько у кого работы и примерно прикидывали зарплату. В случае удаленки их начало волновать что зарплата у другого больше, а у него и заказы мелкие и их меньше. А так как это сделка-это для них вопрос жизни и смерти, у них и в офисе были стычки изза крупных заказов, а тут вообще перешло в разряд фобий.
                            • 0
                              > С другой стороны решение простейших вопросов превращается в вязкое болотце. Это модель удобна для стабильно работающего бизнеса, где все отлажено. Но какието новые свершения даются с колоссальным трудом. Имея в штате дизайнера за день-два можно получить готовую листовку, с фрилансером на это уходит месяц-полтора изматывающих согласований, не говоря о каталоге.

                              Это специфика или конкретных задач, или людей. Или просто лень.

                              На двух из моих работ повторилось одно и то же: когда мы по разным причинам сидели на нескольких разбросанных по городу точках, общаясь в основном в рассылках или через тикетницы, работа шла очень хорошо и быстро — при том, что это был типичный период полуначального построения, когда уже понятно, куда идти, но ничего не отлажено, и каждый день что-то меняется на ходу. Когда же всех свели в один офис — люди буквально за год отучились нормально решать вопросы удалённо.

                              И для дизайнера не вижу причины, почему нельзя всё показать удалённо. Разве что нужно трёхмерную модель крутить с нужным темпом в нужную сторону :) но это редко.

                              Судя по Вашему рассказу, удалёнка у Вас таки работает. Тогда, значит, не настолько «вязкое болотце»?
                              • –1
                                Да, работает, и в принципе неплохо, если фирма так существует несколько лет и сотрудники разбросаны не только по Москве, но и прилегающим областям. Но иногда бывают ньюансы, как с дизайнером-на пальцах я ему за 15 минут объясню что делать, а так надо распечатать что он наделал, пометить, исправить- отослать, он чтото не поймет, объяснить: короче времени отнимает вагон.

                                Чисто мое мнение, что тактически удаленка отличная штука, но стратегически скорее вредна: размывает коллектив, компания лишается командного духа и в переспективе зарабатывает меньше. Верными матросами корабля остаются лишь работники склада, курьеры и сотрудники на производстве, но они не развивают бизнес.
                            • 0
                              На самом деле удаленка это решение куда большего количества проблем, чем кажется на первый взгляд. Особенно если взять не только удаленную работу но и удаленную учебу. В городах производство до половины валового регионального продукта полностью или частично связано с информацией. Услуги, НИОКР, госуправление и т.д. и т.п. А это значит, что можно не людей возить на работу, а работу доставлять на дом. Попробуйте в Москве убрать из утреннего или вечернего трафика половину пассажиров. В метро или автобусах будет пусто. А пустой автобус или метро это улучшение экологической обстановки, это повышение безопасности, потому что переполненный автобус это лучшая цель для террориста. Ускорение оборота экономической и юридической информации это снижение издержек, ускорение оборота капитала, и как итог повышение конкурентоспособности. Не говоря уже о том, что содержать коммуникации намного дешевле чем дороги.
                              У нас много говорят об энергоэффективности как важном направлении развития общества, а почему ни кто не говорит о транспортной эффективности, то есть снижение удельных затрат на перевозки на единицу ВРП? Это было бы куда полезнее.
                              • 0

                                Ваш комментарий напомнил мне про Лавину (Snow Crash) Нила Стивенсона. Там IT-ки подключаются к местной вирт. реальности нейрошунтами (как и в любом другом кибер-панке). Но при этом Нил наглядно описал "конуру", в которой жили подобные субъекты. Самая дешёвая дыра из доступных, человек "спит" чуть ли не на бетонном полу, лишь бы был доступ к сети. Сгодятся даже старые заводские помещения, вагоны, контейнера, что угодно. Полагаю, что если мы к чему-то такому и правда придём, то все ныне тяжело решаемые проблемы с пробками исчезнут сами по себе :)

                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                            Самое читаемое