Настольные игры и здравый смысл
522,63
рейтинг
19 января 2011 в 12:13

Разное → Как создать и продать настольную игру



Реальная информация о ситуации на отечественном рынке настольных игр из первых рук, описание процесса создания игры, перепись грабель и схема монетизации.

Кому: авторам настольных игр, разработчикам компьютерных и мобильных игр, желающих портировать их в настольный формат, тем, кому интересно как розница работает изнутри. И тем, кто просил подробности в прошлом топике про Старкрафт.

Кратко:
— Ситуация на рынке и оценка его ёмкости
— Почему важно сразу работать с крупным игроком
— Грабли разработчиков
— Расчёт монетизации и установка цены на продукт
— Аутсорсинг в Китай и другие замечательные страны
— Издание игры за рубежом
— Что нужно сделать, чтобы крупная розничная сеть полюбила ваш продукт


Ситуация на рынке


Российский рынок игр развит достаточно интересно: у нас когда-то была культура настольных игр, в каждом доме были шахматы или шашки. Для сравнения: в Германии, например, дома могут оказаться целые десятки игр. У нас же далеко не каждый знает, что есть настольные игры кроме Монополии и шахмат.

На текущий момент ситуация на рынке выглядит так:
  • Покрыто только около 20-30% рынка, то есть ближайшие годы объёмы продаж будут расти.
  • При этом — достаточно высокий уровень конкуренции между отдельными игроками. Например, в Москве и Петербурге сейчас, фактически, идёт война цен. Разумеется для покупателей это выгодно.
  • Игры стоят во многих магазинах от Детского Мира до книжных, причём разница цен может достигать 50%. В неспециализированных магазинах игры продаются очень и очень медленно: отчасти это вызвано тем, что они там никак не представляются покупателям, отчасти — не очень выгодным для конечного клиента предложением.
  • Реальные продажи показывают только сетевые игроки. К примеру, до того, как мы развили сеть, было сложно представить, что большая часть неспециализированных магазинов обладает действительно малой конверсией по сегменту.

Модель «чем больше, тем больше»


Очень важным фактором является то количество игр, которые вы продаёте для последующего увеличения продаж. Каждая проданная игра — это реклама для всех ознакомившихся игроков, а значит — ещё одна-две продажи. Человек берёт коробку домой, играет с друзьями — и они быстро приходят за уже знакомой штукой в магазин.

Это значит, что если вы хотите издать настольную игру, вам сразу же нужно работать с одним из крупных игроков, способным обеспечить максимальные продажи по количеству коробок.

Печатать партии до 500 штук (для средней игры), как правило, нерентабельно: цена экземпляра становится слишком высока. При этом далеко не каждая сеть может продать игру в таком количестве в разумные сроки.

Предположим, вы выпустили среднюю игру по средней цене, которая не будет пользоваться бешеным спросом: это либо игра на «четвёрку», либо хорошая нишевая игра на любителя. По статистике, она будет уходить у нас со скоростью около 2-3 тысяч коробок в год, причём процентов 90 из этого числа будет продано не нашими партнёрами типа Союза и других сетей, а именно специализированными магазинами, где игру смогут показать и рассказать про неё. И где она не будет конкурировать, скажем, с походом в кафе, книгой или новой рубашкой.

Ещё одной интересной особенностью рынка является завышенность прогнозов по играм на момент издания. Наша практика показывает, что продажи даже хитовых играх в прогнозах (на переговорах) существенно завышаются.

Позиционирование игры


Для начала нужно сфокусироваться на аудитории своей игры. Вам нужно ответить на два вопроса: для какого возраста и пола игра (причём с точностью до года, например, для мальчиков 12 лет) и к какому жанру её отнести. Первое важно для формирования кейса продажи у продавца (кому конкретно и для чего продавать вашу игру), второе — для понимания, в какой стеллаж её поставят в магазине. Если стеллаж будет сложно определить, вашу игру поставят на склад.

С точки зрения цены важно, попадёт игра в категорию «спонтанная покупка» или нет. Для Москвы спонтанная покупка — это всё ниже 1000 рублей. Для Санкт-Петербурга — это примерно 700 рублей и ниже. Для, скажем, Нижнего Новгорода в эту категорию попадают только самые дешевые игры магазина стоимостью от 300 до 500 рублей. Если ваша игра не идёт как спонтанная покупка, она должна быть ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ хороша, чтобы за ней пришли в магазин.

На какие грабли можно наступить

  1. Высокая когнитивная сопротивляемость или, говоря проще, непонятные правила. Это недостаток только в том случае, если игра рассчитана на людей «с улицы»: к примеру, стратегия со сложными правилами может быть объяснена на примере нескольких важных отличий: всё и сразу показывать не нужно. Среднее количество партий, которые будут сыграны в вашу игру — около 6-8. Дальше она будет заменена другой или же просто отложена на полку. Рассчитывайте именно на нормальный уровень игроков.
  2. Обязательно проводите тесты. Сначала на друзьях и знакомых, потом отдайте игру в незнакомую компанию и посмотрите, а потом соберите фокус-группу на 30 человек. Если тесты не очень удачные — меняйте игру: это больно, но нужно.
  3. Переложите риски на издателя. Именно он должен отвечать за качество коробок, правильность количества компонентов в них и так далее. Самостоятельно издавать сложно и недешево. Правда, убедить издателя ввязаться в проект – непросто.
  4. Сравните свою коробку с коробками других игр: не будет ли путаться? Убедитесь, что игра термоусажена (в плёнке): иначе коробки будут восприниматься как открытые. Не продавайте игру в дорожной упаковке (мешочке), сделайте отдельную коробку: продукт должен выглядеть как подарок. При проектировании коробки убедитесь, что она ровно стоит на краю полки и не качается, иначе она быстро переедет в самые плохие места выкладки.
  5. Может ли человек с улицы, глядя на вашу коробку, ответить на вопросы: «Для меня ли эта игра? Про что она? Почему я должен её выбрать?»

Как считается цена


Обычные условия поставок игр в крупные сети — скидка 45-50% от розничной цены. Это значит, что если ваша игра стоит 2000 рублей, то её оптовая цена составляет около 1000 рублей, а себестоимость — где-то в районе 600-700.

Что получаете вы лично

  1. Фиксированную сумму за продажу прав на игру. Обычно это стоимость доли расчётных тиражей за два года.
  2. Выкуп лицензии на год с правом продления: обычно это стоимость доли от тиража за год.
  3. Процент от каждого тиража в момент его печати. Как правило — это 10% от оптовой цены при предоставлении издательству полного прототипа (с дизайном) или около 3-5% за идею с описанными правилами и механиками. Главное учтите – «голые» идеи никому не нужны: без прототипа они никому не интересны в принципе.


К примеру, автор Манчкина получает около доллара за коробку. Это много, учитывая его тираж, но это очень мало, учитывая тираж вашей новой игры.

Наши партнёры — издатель «Магеллан» — предлагают 10% авторских отчислений от оптовой цены тиража при том, что игра проходит тесты и соответствует критериям качества. Критериев много, но главный — игра должна быть чем-то новым и очень интересным в своей категории. Отчисления идут по факту выпуска тиража, а не выполненных продаж: то есть даже если всю игру после выхода из цеха разом сожрёт колорадский жук, вы всё равно получите деньги.

Выбор производителя


Как правило, каждый производитель работает с одной «своей» или несколькими партнёрскими сетями. Разумеется, чем важнее товар для сети, тем лучше он будет продвигаться в ней: соответственно, выбирая производителя, вы выбираете и сеть. Если вашу игру издаёт «Магеллан», вы получаете приоритетные условия у нас (а наша сеть — первая среди специализированных магазинов по объёму розничных продаж в РФ).

Второй вопрос выбора производителя — это качество печати. Просто посмотрите линейку игр конкретного издателя и ответьте на вопрос: вас устраивает всё в исполнении игр? Взгляните на коробку, проверьте, были ли проблемы с вёрсткой и так далее. Неверное оформление коробки или слабый дизайн — это существенный минус в продажах.

Печать в Финляндии и заказ в Китае


Отечественные типографии практически никогда не могут обеспечить нужный уровень качества. Проблемы бывают самые разные: от неправильной вырубки или биговки до классического «плывущего» цвета. Часть отечественных журналов, к примеру, решает проблему просто: печатается в Финляндии или в других странах.

Кроме того, у нас почти нигде не делают фигурки, каунтеры и серьёзные игровые поля. На практике это означает три возможных варианта издания:
  • Заказ «под ключ» в Китае. Это хороший вариант, если вы умеете формулировать точное техническое задание и знаете, как проходить таможню. При тиражах меньше 3000 (для игры средней ценовой категории) заморачиваться просто нет смысла. Нужен человек «на той стороне», способный контролировать качество. Это путь крупных игроков.
  • Заказ части компонентов в Китае. Аналогичная ситуация, но уже проще в плане доставки. С некоторой попытки вы найдёте правильных поставщиков.
  • Изготовление в РФ, но с чётким контролем качества. При подписании договора внимательно обозначайте критерии приёмки и очень тщательно проверяйте весь тираж от начала до конца (да-да, верх, низ и середину стопки). Основные проблемы – техническая невозможность изготовления чего-либо, проблемы со сроками, дорогие небольшие тиражи.

Интересно, что отечественные коробки могут иметь очень большие люфты между корпусом и крышкой: если у вас есть мелкие фишки, нужно либо класть их в пакеты или на ложементы, либо думать об альтернативных способах изготовления коробок.

Выход на мировой уровень или локализация


Локализация иностранной игры у нас — это всегда выгодный шаг, так как популярность продукта уже доказана в другой стране. Другое дело, что качественная локализация требует достаточно серьёзных усилий, сопоставимых с затратами на выпуск новой игры. Локализация обычно выполняется по лицензии аналогично схеме, описанной выше в разделе про авторские отчисления.

Если вы хотите самостоятельно издать свою игру на Западе, то учтите, что ситуация несколько жестче, чем кажется авторам. Идея игры (правила + прототип без дизайна) стоит от 300 до 1000 долларов максимум. Прототип с дизайном — раза в два-три дороже. Покупка готовой игры осложняется необходимостью доказывать её популярность: в результате при любых вариантах издатель получает все сливки в случае успеха, а вы — нет. Единственное исключение — если ваша цель — сыграть на раскрутку имени, а не на прибыль. Автор крайне редко получает прибыль с первой игры.

Как поставиться в крупные сети. Переговоры и особенности.


Презентация игры выполняется не по принципу «вот, посмотрите, какая она классная», а должна отвечать на следующие вопросы:
  • Чем игра лучше других игр категории;
  • Почему она будет хорошо продаваться;
  • Чем она понравится конечному клиенту;
  • В какой конкретно категории она будет лежать;
  • Почему за этой игрой в магазин поедут люди (и какие).

Сеть хочет получить от игры прибыль и, что важнее, сделать так, чтобы игра понравилась клиентам, которые всегда связывают положительные ощущения от покупки с самим магазином.

Второе что интересно сети — это то, как игра будет объясняться. Обычно на это есть 25 секунд: если там что-то замудрёное, то лучше заранее продумать мини-презентацию. Для примера предлагаю объяснить игры «За бортом», «Кухандель» или «Замок на все времена» за 25 секунд каждую. Медленно и спокойно, чтобы клиент понял.

После постановки игры в сеть вам нужно предоставить демонстрационные образцы (открытые коробки) на каждую точку, а также обучить всех продавцов играть в вашу игру. Так вы сильно повысите шансы продаж.

v 1.0b


Первая неделя продаж — это покупки для критики. Первые 10 коробок будут куплены исключительно для того, чтобы успеть первым написать критический обзор (причём обзоров будет раза в три больше, чем по факту купленных коробок), поэтому просто не обращайте внимания. Реальные отзывы пойдут через неделю-две, на них уже реагируйте в полную силу.

Если в игре есть проблема — стоит немедленно сообщить всем, в чём она, как определить, есть она или нет в конкретном издании, отозвать тираж и объяснить, как заменять игры тем, кому они уже проданы.

Todo:

  1. Придумать идею
  2. Определить чёткое позиционирование (цена, сегмент, отстройка от конкурентов)
  3. Сделать прототип «на салфетках»
  4. Протестировать его с друзьями
  5. Выбрать издателя
  6. Показать прототип без арта издателю и на той же встрече — представителям партнёрской сети
  7. Уточнить позиционирование, решить вопрос оформления игры
  8. Подписать договор, регулирующий управление правами и отчислениями с тиражей
  9. Пройти финальные тесты на большом количестве различных игроков (в частности, по балансу)
  10. Показать игру продавцам сети и пережить первую неделю критики

Если есть вопросы или вы уже хотите предложить игру для издания и продаж – пишите мне в личку или на info@mosigra.ru (туда вот так: «Здравствуйте, я автор игры, хотел бы встретиться с вашим руководством, вот мой телефон»).

Вот тут в обзоре можно посмотреть некоторые нишевые игры.
Автор: @Milfgard
Мосигра
рейтинг 522,63
Настольные игры и здравый смысл

Комментарии (76)

  • +1
    Спасибо, за статью.
    Озвучены некоторые пункты, проработать которые еще не пришло в голову.
    Как только пройдем 4-й пункт, свяжемся с вами.
  • –9
    Статья-то может и хорошая, но мне кажется что ей место не на хабре.
    • +2
      Исторически лучшие игры делают IT-специалисты и «чистые» математики.
      • –8
        Т.е. если вдруг IT-специалисты начнут считаться лучшими в сексе, то превратим Хабр в порносайт?
        • +18
          Судя, по вашему нику и юзерпику, вы это вряд ли одобрите )
          • –1
            Ну почему же :)
        • +1
          Пожалуйста, внимательнее. Многие компьютерные и мобильные игры портируются в настольный формат как дополнительный способ монетизации. А дальше есть стрелочки.
        • +2
          В прошлой топике про настольные игры многие просили продолжения с подробностями, так что это ожидаемая статья.
          • 0
            прошлом*
  • +3
    Отличная статья, большое спасибо.
  • +2
    А что насчет согласований с гос органами?

    Как я понимаю, эти игры в основном для детей. Наверное, должен кто-то контролировать качество материалов (пластик, краски, клей и т.д.) и формы изделий (например, игральная фишка может быть очень острой и поэтому опасной для детей). Очень интересно про это узнать.
    • 0
      В типичном кейсе эти проблемы лежат на производителе. Если интересно сделать игру самим — отпишите в личку.
      • +1
        Кстати, игры далеко не только для детей. В основном, они для взрослых. И — да — не могу не поделиться квинтэссенцией этого понимания, нашим огромным перетягом в Екатеринбурге.
    • –3
      достаточно написать «от 18 лет» и проблем с законом возникнуть не должно ;) а надписи эти все равно никто не читает.
  • +2
    Хорошая статья по организации производства настольных игр.

    Пожелание автору:
    — В лист todo желательно добавить пункт «Разработать и протестировать правила игры». Я раньше (очень давно) занимался настольными играми и самая главная проблема была — это «дыры» в правилах.
    • 0
      Это бета-тесты на большой аудитории. Просто им даётся игра без вас. Вы не поверите, сколько всего люди могут придумать по правилам сами :)
      • +1
        В некоторых редакциях Манчкина оговорён особый пункт: «все спорные вопросы в правилах решаются громкими спорами между игроками, окончательное решение остаётся за владельцем игры».
        • +1
          Хоть в других играх это в правилах и не указано, но происходит все точно так же ))
    • +1
      дыры в правилах (не в механике), хорошо выявляются на 9-м пункте, так как куча тестеров их очень быстро находит, потому что тут уже не ты им лично подробно объясняешь как играть (как это было на этапе тестирования прототипа), а просто суешь игру в руки и ждешь отзывов, возможно, наблюдая за игровым процессом.
  • 0
    Выгодно ли издавать игры рассчитанные на узкий круг потребителей? Т.е. сложную стратегию с мудрёными правилами, мир которой интересен только фанатам, в большинстве своём.
    • 0
      Общее правило: чем уже аудитория — тем больше её вовлечение. Чем шире аудитория — тем больше потенциальных клиентов и тем меньше вовлечение.

      На практике всё зависит от того, насколько качественно и правильно сделана игра. Общих случаев тут почти нет.

      Да, я ранее обещал обзор интересных игр по рынку, думаю, он частично ответит на ваши вопросы.
      • 0
        Я в прошлом топике комментил, но на 2ой комментарий так и не получил ответа: почему у вас так плохо с интернет-магазином?

        Детство я провёл за тонной настольных игр и сейчас бы хотел заказать по коробке, так сказать вспомнить всё :-): на подарок на д.р. человеку в марте и себе, а у вас с топовыми — совсем всё плохо :-(
        • 0
          Потому что оттуда очень быстро всё разбирают, запасы держатся почти на пределе возможностей поставщиков. Через неделю вы сможете заказать пачки по 50 одинаковых игр сразу, но пока — нет.
          • 0
            Поставьте игры на предзаказ. Позвоните и перечислите или сделайте то же самое через корзину. Появятся — вы узнаете об этом первым.
            • 0
              А, т.е. предзаказы там есть. Ну тогда значит надо будет на днях подробнее зарыться в магазин. Мерси :-)
    • 0
      думаю, это зависит от количества фанатов )
  • –1
    Интересная статья, а не кто не может подсказать хорошую контору для прототипирования и изготовления изделий в небольших маштабах, например те же фигурки для игры
    • 0
      Есть мнение что для таких вещей можно купить и 3д принтер, где-то на хабре озвучивалась цена около $1000.
  • 0
    Продаются ли где-нибудь у нас нелокализованные версии?
    • 0
      Да, если поставщик-производитель разрешает это делать при наличии локализации. Равенсбургер, например, поставляется нелокализованным (там обычно переводятся только правила). Есть и другие линейки.
  • +10
    Предлагаю сделать настольный Facebook :)

    Идея такая: Собирается за столом человек 5-10, и задача для победителя передружиться со всеми остальными.
    Перед игрой каждый тянет карточку «Мои увлечения», у кого они совпали — сразу добавляет друг друга в друзья.

    Потом все кидают кубики, каждый ход это месяц в жизни в который можно покупать вещи или учавствовать в экшенах.
    Покупки скрыты, пока кто-нить не захочет потратить свой месяц на создание группы «Любители BMW», тогда все,
    кто купил BMW становятся его друзьями, а если так нет — то игрок просто теряет группу.

    Каждый 12-й ход — это отпуск. Кубиками выбиратся место в котором игрок провел отпуск и соответственно выкладывается
    фотка этого места, у кого фотки совпадают — те тоже добавляют друг друга в друзья.

    ну конечно идею ещё можно допилить, но пока как-то так :)
    • +5
      Выигрывает тот, у кого нет почты на гмейле?
    • +1
      В русском варианте надо назвать это Вконтакте, тогда русская аудитория будет гораздо шире )
      • –5
        хаха… а еще можно назвать «Face-ом об table» тоже по-русски звучит
  • 0
    Нда… Вот я из настольных игр только в монополию лет 15 назад играл.
    И мои знакомые — тоже. Сейчас попробовали активити и твистер.
    Но настольные… Неужели есть прослойка людей, которые играют в настольные игры? Когда они успевают это делать? В каких ситуациях? Совершенно не представляю.
    • +2
      Ну почему же, есть такие люди. Просто собирается компания друзей у кого-нибудь дома, общаются, выпивают (опционально), и играют в настольные игры. Да в ту же мафию живьем можно поиграть, пусть это и не настольная игра.
      Потом прибавления в семье и другие факторы отнимают эту возможность, а потом уже прибавление подрастает и можно играть всей семьей :)
      • 0
        У меня часто гости собираются, но нам не хватает время обсудить новости и важные вопросы :) На игру просто времени не остается.
        Возможно, есть спаянные компании, которые уже давно друг друга знают — тогда действительно, им вместе может быть скучно и проще поиграть во что-то.

        Ну и дети — да, с ними можно играть.
        • +1
          Процесс игры не исключает общение на отвлеченные темы, ну, в большинстве игр, по крайней мере.
    • +3
      Да, и ещё как :)
      eRaider, скажите, вам будет интересен обзор лучших игр с пояснением, что и кому обычно нужно?
      • +1
        Да, продайте мне концепцию времяпрепровождения за игрой :)
        Может быть, мимо целый кусок жизни проходит, а я не в курсе.
  • 0
    Хорошая, интересная статья. Только вот в начале ее упоминается что будет интересно разработчиком портов для мобильных платформ и т.д., а сама эта тема раскрыта мягко говоря не до конца, тем не менее вопросы по этому поводу есть.

    Вот, к примеру, я наткнулся на эту ссылку. В кратце, там речь идет об играх, в т.ч. настольных. Утверждается что правила игры никаким копирайтом защитить нельзя, а вот изображения, тексты, торговую марку, название и т.п. — можно (все это справедливо для США). Если верить этой ссылке, я могу делать свой собственный клон монополии, например, только мне придется придумать новый, отличный от оригинала дизайн, переписать все тексты, чтобы не совпадали с оригиналом (полностью перефразировать те же самые правила), поменять все имена собственные, придумать другие игровые фишки, валюту, и, наверное, использовать другую терминологию. Понятно, что это будет уже не та монополия, но это только пример.

    А вопрос собственно вот в чем, как это конкретное правило переносится на программные версии настольных игр? Захочу я сделать вышеописанный клон монополии под, скажем, iOS. Стоит ли мне ожидать в последствии писем от издателя монополии о нарушении копирайта или нет?

    Вопрос вроде по адресу, в статье есть упоминание программных версий.
    В любом случае буду благодарен за любую информацию.

    • 0
      Эта Монополия уже существует и продаётся в Детском Мире. До кучи там заменена механика игры (поле), что тоже подпадает под защиту.

      Google попробовал сделать Монополию 2.0. Hasbro выиграли суд.

      В любом случае, нужно договариваться с правообладателем, если нет публичного патента (как, например, на Мафию).
      • 0
        *название клона Монополии, к сожалению, не помню.
        • 0
          Не City Streets, случаем?
        • 0
          «Миллионер», видимо. Стоит в 2-3 раза дешевле «Монополии».
      • 0
        Может «Менеджер»? Помню еще в детстве в нее играли с удовольствием.

        А в чем именно заключается защита механики игры (поля)?
        Можно ли сохранить те же правила для клеток (отправиться в тюрьму, пропустить ход, получить 200 тыс), только переобозвать все эти клетки на иной лад? Строить не дома и отели, а ларьки и торговые павильоны.
        Правила сами по себе вроде не попадают под защиту, но я не знаю как с этим дело в России обстоит.
        Или все таки можно защитить, например, такой параметр как общее число игровых полей, и тем кто будет клонировать придется менять их число.

        Просто хочется выяснить где та самая грань, которую нельзя переступить. Чтобы обратить на игру внимание поклонников оригинальной версии и при этом не вызвать претензий со стороны ее издателя.
        • +1
          Конкретно по Монополии достаточно сложно сказать, там Hasbro перестраховалось и повесило много-много разных документов. По другим играм — нужна автороведческая экспертиза для РФ.

          Вот, к примеру, какова разница между Doom и Half-Life? Примеры в магазине — Румми и Руммикуб, Дженга и Башня.
    • 0
      Подозреваю, что весь вопрос в том, насколько клон будет клоном. Стоит только иметь в виду, что для той же монополии, скрэббла, life game есть уже официальные приложения от компаний-издателей игр и придется:

      — доказывать не только «неклонированное происхождение» от бумажной версии, но и от компьютерной.
      — делать приложение в чем-то интереснее официального или имеющее какие-то ощутимые преимущества перед оным

      Возможно, кстати, имеет смысл не делать «клона», а договориться с кем-нибудь из издателей о лицензировании на взаимовыгодных условиях.
  • 0
    в детстве не было игровых приставок, а Ну погоди стоило оч.дорого и было дефицитом. Приходилось самому рисовать :)
    А вообще шедевром была игра Пираты, которую напечатали когда то в журнале Пионер. И ещё Вот тебе бабушка и Юрьев день того же автора.
    • 0
      А можете описать примерно, что это были за «Пираты»? Я просто в детстве играл в какую-то настолку с кораблями и торговлей, похожую по идее на «Пиратов» Сида Мейера, но в упор не могу её найти.
      • +1
        На рутрекере есть Пираты.
        Там в комплекте
        Две страницы правил — сканы с журнала
        Две части карты — также сканы
        Плюс файл .doc, также с правилами игры.
        Не знаю можно ли сюда добавлять ссылки с рутрекера.

        А ещё там есть очень много игр, которые можно скачать, распеваться, вырезать и поиграть бесплатно.
        • 0
          Спасибо, ниже уже нашли.

          Игр «на печать» много везде :) Для меня, например, процесс игры не отделим от арта, атмосферы и тактильных ощущений, поэтому я всё же выбираю именно изданные. Но при этом мне ничего не мешало довольно долго вести AD&D.
          • 0
            Согласен. Арт больше дело. Если в игре присутствует атмосфера, это очень многое.
  • 0
    А ещё несколько лет назад, я думал что в настольные игры ушли в прошлое. И думал их уже не будут продавать. Но сейчас наблюдаю другую тенденцию и очень это рад. Игр стало больше и они стали разнообразней. Была в детстве игра на подобии «Монополии», но по мне намного её интересней, называлась «Бизнесмен». Там была 2 круга. Россия и Америка. Бали так же Биржа и Банк — где так же можно было неплохо заработать. Не понимаю почему она не стала популярной. И сейчас она у меня где то лежит. А недавно купил себе Цивилизацию, чему был несказанно рад. Правда играть мне не с кем. Жена как то скептически относиться к играм вообще.
    • 0
      Подарите ей «Дженгу».
    • 0
      Цивилизаций много, какая именно)
      • 0
        Цивилизация Сержа Лаже
  • +1
    • 0
      Огромное спасибо за воспоминания :)
      Это всё же не та игра, но я её тоже, оказывается, помню.
  • –5
    я одного не могу понять: какое это имеет отношение к хабру?
  • 0
    А есть адреса сайтов финских типографий? Хотелось бы сравнить…
  • 0
    А я один тихо офигел от 100% наценки розничной сети?
    • +3
      Покажите мне любую непродовольственную сеть, где наценка ниже. Для справки, в косметике, например, нормальная — 300% (о чём многие предпочитают не догадываться). Это реклама, логистика, аренда-продавцы и так далее. Если вы начнёте считать, то быстро увидите, что иначе никак.

      А теперь, внимание, фокус. При всём этом мы держим самые низкие цены почти по всему прайсу.
      • +1
        Понятно, что претензии не к вам, дорогая аренда — конские налоги — и т.п., но все равно это ппц.
        • +1
          На всякий, ещё раз поясню: это минимальные условия для большей части непродовольственных сетей в РФ. Добро пожаловать в реальность.
      • 0
        Ну, самые низкие цены держат те кто торгуют на вынос из дому)
  • +1
    Давно ваш сайт у меня в закладках. Когда нашел, обрадовался. Думал вообще единственный на весь интернет.
    Не знаю к вам ли вопрос, я не заметил игр про биржу (не монополия). А вообще они есть.
    • 0
      Посмотрите, пожалуйста, здесь, в частности, «Сделку» и «Денежный поток». Если это не то, то, пожалуйста, уточните, что вам интересно, мы попробуем найти у поставщиков.
      • 0
        Я о Биржевые игры. И что то подобное.
  • 0
    Есть сайт: www.thegamecrafter.com в котором можно создавать свои настольные игры и продавать другим.
    • 0
      Прикольно. Посмотрю, что к чему там. А почему минус, я не понял?!
      • 0
        Возможно, за продублированный комментарий из соседнего топика.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное