Как от маленького сайта дойти до розничной сети и что для этого нужно

    В 2008 году будущая команда «Мосигры» начала воплощать свою давнюю мечту по изданию качественной отечественной настольной игры. С продажи первой партии «Шакала» началась история розничной сети. Сначала мы открыли интернет-магазин, потом магазин в реале, а затем за два года построили сеть, покрывающую крупнейшие города России, Украины, Беларуси и Казахстана.

    Для начала, как белые люди, мы начали изучать рынок под продажу своей игры. Когда стало понятно, что на нём сидят компании, которые настолько привыкли к отсутствию конкуренции и настолько феерично относились к клиентам, захотелось исправить ситуацию хотя бы из принципа.

    Осенью 2008-го года у нас на руках уже была большая партия игры «Шакал» (в премиум-версии), стоящая немалых денег, масса энтузиазма, глобальные планы и некоторое количество денег на сайт и первый маленький магазин.

    А теперь медленно и по порядку.



    Выбор ниши на рынке


    На момент анализа рынка мы не очень рассчитывали продавать игру через чужие сети, но, тем не менее, проверили такую возможность: разумеется, наш товар не подходил для отечественных распространителей настольных игр: дороже в два раза самой дорогой их позиции и не очень известен. Сувенирные сети тоже не подошли из-за малой перспективности.

    Поэтому мы запустили первый интернет-магазин, где продавали 19 лучших игр рынка и Шакала. Осознав силу SEO и контекстной рекламы, мы быстро сняли магазин для самовывоза (сейчас это наша точка на Белорусской: она не очень соответствует методике выбора, но тогда была идеальным вариантом).

    Примерно каждый третий клиент, покупая игру, спрашивал что-то ещё, чего не было в ассортименте. Оказалось, что чтобы продавать 20 лучших игр, надо иметь ещё сотню. Каждая из «длинного хвоста» будет спрашиваться раз в неделю, но приводить людей, которые будут делать дополнительные покупки. Так мы поняли силу ассортимента в качестве конкурентного преимущества.

    Магазин в реале запускали 25 ноября. Точку «отбили» чуть больше чем за месяц, уже к Новому Году, распродав дорогих «Шакалов» на подарки (в частности, оптом — на корпоративные).

    Второй магазин


    Через несколько месяцев стало видно, что дела идут в гору, и хотелось попробовать чего-то большего. Понадобился склад, офис и большой магазин, в который физически влезли бы все товары. Так мы открыли вторую точку (попутно собрав ещё ряд грабель уже не с выбором места, а с вопросами аренды и договорённостей).

    Появилось три инстанса: склад, магазин на Белорусской и новый магазин. Если раньше такие вещи как инвентаризация, анализ запасов, скорость поставок и другие вещи казались сами собой разумеющимися, то теперь наступило настоящее веселье. Операторы «жонглировали» играми как могли: пока мы доходили до работающей как часы логистики, прошло, наверное полгода. Понадобилось продумать CRM, которая позже постоянно докручивалась.

    Самый напряженный момент был в сентябре-октябре, когда оказалось, что на наш склад физически не помещается весь необходимый товар. До кучи случился феерический ночной переезд, когда прорвало трубу: мы изначально решили, что не существует такого обстоятельства, которое бы вынудило нас пропускать целый день торговли. Соответственно, после ЧП перевезли весь склад за 8 ночных часов. Это был самый настоящий адский ад, но, тем не менее, получилось весело.

    Открывая пятый магазин в Москве, мы уже не чувствовали того жуткого напряга как в начале. Как выяснилось, самое страшное — это вторая и третья точки, дальше всё идёт по более-менее масштабируемой модели.

    Вместе со вторым магазином вошла в строй вторая версия сайта, где было уже около 150 игр. Сменили разработчиков с фрилансеров на студию в Москве, которая обеспечивала сопровождение проекта.

    К осени (у нас сезонный пик продаж под Новый Год) мы впервые поняли, что такое нагрузка на сайт. К счастью, до праздников мы переехали в дата-центр, где под сайт работало 5 машин. Ещё позже мы последовательно упирались в каналы и переезжали несколько раз. Сейчас планируем поставиться в облако. К счастью, мы всегда успевали думать о нагрузке заранее и решать вопрос либо увеличением количества железа, либо оптимизацией.

    Первый магазин в другом городе


    Пока мы решали все эти задачи в Москве, к нам пришел будущий директор киевского филиала и предложил открыть представительство. Преодолев целую кучу новых сложностей и отработав схему с Киевом, мы получили опыт, который позже смогли перенести на другие представительства. Киев начинал, как и мы, «почти в подворотне», но позже переехал в торговый центр.

    В силу того, что граждане Украины менее активно пользуются Яндексом, пришлось делать упор на контекстную рекламу Гугла и несколько менять схему продвижения. На этот момент мы начали уверенно обрастать 5-6 естественными ссылками в день, что очень облегчало ситуацию.

    Рынок и наше воздействие на него


    Первое время мы стремились догнать и перегнать псевдоконкурента. Вопрос заключался банально в том, чтобы набрать клиентскую базу: делая всё правильно, мы могли рассчитывать не просто на предсказуемость роста, а на его неизбежность. Потом, после «обгона», наступило самое интересное: наши возможности стали ограничиваться не конкурентными преимуществами, а ёмкостью рынка. Учитывая достаточную узость ниши и малоизвестность (тогда) настольных игр, мы понимали, что самое важное — это информирование людей о том, что такие штуки вообще есть.

    В этот момент было решено запустить программу игротек — бесплатных мероприятий в разных кафе города, куда можно прийти и поиграть в одну из сотен игр магазина. Компанией съездили на Нашествие и ещё ряд крупных мероприятий, поучаствовали в выставках: всё это вело к повышению узнаваемости и спроса.

    Когда ты лидер в рознице, любое увеличение рынка играет тебе на руку больше, чем конкурентам.

    Основой всех действий был открытый эффект волны. Сейчас я бы назвал его вирусной моделью распространения, но тогда мы знали только то, что один купленный «Манчкин» ведёт к тому, что в течение недели в магазине появится половина тех, с кем наш клиент успел поиграть. Он «заряжает» их, они приходят к нам, берут игры, идут в свои компании… важно было поддерживать этот процесс и приводить новых и новых клиентов.

    Так мы научились не просто продавать игры, а расширять рынок и создавать на нём лидеров.

    Почему мы так быстро росли?


    Потому что удалось собрать в одном месте сразу кучу всего хорошего и правильного — и делать всё сразу как надо, а не по модели «запустим, а там посмотрим». Если говорить более конкретно, то в учитывать стоит вот что:

    1. Нужно учиться каждый день. Остановился — замёрз.


    Год назад мы впервые задумались про выкладку товаров. Взяли лучшие книги, крепко подумали, внедрили, и результат оказался очень неплохим. Когда один из серьёзных мерчендайзеров посмотрел на выкладки, он сказал, что Детский Мир шел до понимания некоторых вещей несколько лет. После посещения Starbucks и осознания, что именно сделал профессиональный бариста, зацепив нас разговором, мы улучшили сервис. В каждом городе мы стараемся прогуляться по супермаркетам и посмотреть, какие решения можем перенять. Каждый новый игрок на рынке (независимо от размеров) тщательно анализируется: мы ищем то в его модели, что может пригодиться нам. Каждый день каждый из наших сотрудников, делая обычные вещи, может наткнуться на идею, отправить её и знать, что она дойдёт до директора в течение пары минут.

    Любая сфера нашей деятельности постоянно развивается. Если мы видим косяк или просто чувствуем какое-то неудобство, если у кого-то есть идея или в голову приходит какая-то мысль, это нужно реализовывать и смотреть на результат. Не факт, что это случается сразу — но это обязательно происходит в процессе развития.

    Один из моих любимых примеров разруливания подобных «неудобств» — это когда мы сделали красивые таблички «открыто-закрыто» на двери магазинов. Таких табличек в городе тысячи, и у всех на обратной стороне от «открыто» написано «закрыто». Когда выходишь, выглядит откровенно глупо, но все привыкли. Когда это заметили, то в тот же день заменили таблички на две разных. Конечно, можно спросить, что это нам дало в коммерческом плане: возможно, ничего, но мы получили глубокое моральное удовлетворение.

    Пожалуй, важнейшие слова, которые описывают то, как мы доходим до нужных вещей — это ответственность и открытость. Команда готова учиться, признавать свои ошибки и видеть проблемы там, где они уже привычны всем.

    В этом плане есть ещё одна интересная иллюстрация: буквально недавно мы ехали ночью по трассе Москва-Киев и чуть не влетели в россыпь белых кирпичей, лежащих на спуске с небольшой горки. Их просто уронил грузовик. Сказав всё положенное про водителя и его родственников по женской линии, и разглядев двух «мигающих» пострадавших, которым кирпич влетел в дорожный просвет и что-то снёс, мы проехали мимо. Через километров десять мы слегка отошли от шока, развернулись на трассе, вернулись и повыкидывали все кирпичи и обломки на обочину. Хочется думать, что в тех сферах, которые касаются нашего бизнеса, мы можем поступать аналогично ответственно.

    2. Искать правильных людей и давать им правильные места


    Команда – основа эффективности проекта.

    Во-первых, стоит воспитывать будущие ключевые кадры из своего же персонала. Во-вторых, нанимать специалистов со стороны, подходящих по духу. В-третьих, искать людей, а не вакансии. Например, в магазинах продавцы перед Новым Годом имели листовки «Приходи работать к нам», которые клались в пакет тем, у кого был характерный блеск в глазах. Одна из таких листовок попала нашему будущему event-менеджеру: она пришла на собеседование просто так, потому что мы искали позитивного и работоспособного человека. Никто не думал, что нам нужен такой человек, но место тут же появилось.

    Ещё у нас есть одно простое правило: даже если ты руководитель, ты всё равно должен бывать в магазинах и видеть реальных клиентов. На Новый год, например, в магазинах стоял весь президиум компании без исключения.

    3. Всегда делать сложное первым


    Важной вещью было понимание того, что сначала нужно делать сложные, непонятные или неприятные вещи, а уже потом — хорошо знакомые и простые. Если с утра разобраться со сложным звонком, он не будет угнетать весь день. Если сегодня сделать сложнейшую часть работы, завтрашняя часть покажется отдыхом. Если делать то, что ещё никто не делает, потом не придётся догонять конкурентов.

    4. Понимать, что создаёт успех и не начинать без этого


    На мой взгляд, есть три вещи, которые легли в основу успешности проекта в целом ещё до его старта:
    — Талантливейший руководитель, соответствующий 5-му уровню по Good to Great.
    — Команда, которая с самого начала понимала, что бизнес должен приносить удовольствие, что нужно делать хорошо или вообще не делать и что наша задача — не продать N коробок, а сделать людей счастливее.
    — И модель T.O.T.E. Мы проверяем все теории, которые у нас появляются относительно любых аспектов бизнеса, анализируем результаты (не только провалов, но и внезапных успехов тоже) и строим из этого механики, которые последовательно внедряем в сети.

    Подход «я ничего не знаю, но сейчас протестирую» в сочетании с отсутствием страха принять неверное решение позволил найти много чего очень интересного.

    5. Продумывать стратегию и не бояться менять её


    Сейчас мы очень чётко понимаем, что все наши действия должны основываться на факте того, что мы строим глобальную социальную сеть в реале, выступая в роли технической платформы для небольших групп людей. Это значит, что мы должны создавать условия, а не прикладывать силу для достижения целей. Мыслить с категории социальной платформы тяжело, но именно это приносит нам успех. Думаю, именно так должен выглядеть бизнес 2.0.

    И ещё одно: не бывает «серебряной пули» или «волшебной таблетки», которая внезапно делает компанию успешной. Бывает только цепочка последовательных шагов, каждый из которых чуть-чуть ускоряет развитие и приближает к цели. Когда таких шагов много — они имеют кумулятивный эффект.

    Напоследок


    Если бы у меня был опыт, который я получил за последние два года, в более ранних проектах, они бы шли на порядок лучше. Но, пожалуй, всё, что нужно знать, уже описано в книгах. Другое дело, что каждый из найденных тезисов нужно проверять на практике — и тогда он начинает выглядеть совершенно иначе. Правда, если заниматься тем, что вы искренне любите — и тогда любые сложности будут не проблемами, а ситуациями.

    Именно со страстной любви и стоит начинать любое дело.

    P.S. Если вам интересно поглубже узнать про безумный опыт такого быстрого масштабирования проекта и всё то, через что мы прошли, спрашивайте в комментариях: будет или развёрнутый ответ или обещание отдельного топика. Только сначала посмотрите в нашем блоге на Хабре: там кейс открытия точки, информация для авторов игр и много другого интересного.
    Метки:
    Мосигра 497,10
    Настольные игры и здравый смысл
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 96
    • +1
      Эээ… всё хорошо, отлично сработали, а ссылку на сайт я должен был получить через libastral?
      • +4
        Получите, распишитесь: mosigra.ru.
        • 0
          Во, я так и думал :) Пасиба.
        • 0
          Я не специалист, но мне кажется что на сайте не хватает контрастности. Ссылки в шапке читаются с трудом.
          • 0
            Сайт сейчас примерно в шестой версии, следующая версия закроет все известные недостатки этой (благо багрепортов от хабраюзеров с прошлых топиков пришло много). Ну и сам топик не про сайт, а про проект в целом.
            • 0
              Надеюсь, в новом сайте будет более удобный поиск? Когда искали подарок, очень не хватало поиска по условиям вроде «семейная игра, для 3-4 человек, 9-14 лет»
              • 0
                Думаем об этом. Скорее всего, поколдуем с фильтрами в разделах, а не с поиском (хотя, технически, суть одно и то же).

                А вообще, вам достаточно было заглянуть сюда — 90% про вас.
                • 0
                  Да, спасибо, мы так и искали :) Однако нехватка фильтров всё же ощущалась.
                  • 0
                    Привет из будущего: нехватка внятных хлебных крошек/тегов ощущается намного больше. Например, со страницы, кубика Рубика в раздел «Головоломки» я могу попасть только через простынищу разделов слева (такой длины, что я нужный пункт нашёл только поиском по странице). При этом, прямо под заголовком есть слова «игра головоломка», но это (сюрприз!) не ссылки.
                    Зачем в меню сайта «Мосигры» нужен пункт «Мосигра» — ещё большая загадка. Пояснительный текст «Игры для дома от Мосигры» то ли передаёт привет от Капитана Очевидность (на сайте Мосигры продаёт игры… кто бы вы думали? Мосигра!), то ли означает, что раздел «Мосигра» означает «игры для дома» (ЛОЛШТО?)
                    Поиск на главной отдельно шикарен: для начала, он предлагает выбор из вкладок «Настольная игра», «Игрушка» и «Подарок». Интересно, в которой из них я должен искать настольную игру «За рулём», покупаемую в подарок?
                    Правильный ответ
                    в игрушках
                    Попробую в первой, а дальше пощёлкаю… а, нет — потом категории уже (ВНЕЗАПНО!) другие, и не три, а четыре: «Настольная игра», «Игрушка», «Штука» и «Плюшзверь».
                    Ладно, предположим, Ванга мне шепнула, что она в «игрушках». Что же там дальше? Есть выпадашка «Свойства». В которой «безумно очевидные» пункты вроде «для вашей безопасности». Если выбрать который, вывалятся вместе и «Свинтус», и «Эрудит», и «Ёрш» с «Дженгой». И нет — названия не соответствуют дереву меню, в котором игрушки расписаны по-нормальному и не нужно угадывать, что «управлять» — это не про стратегии, а про радиоуправляемые аппараты, зато есть непонятные «любить» и «ямочки».
                    Я понимаю, что для вас это, наверное «наши суб-бренды, которые несут ценности бла-бла-бла и предлагают бла-бла-бла», но с точки зрения нормального покупателя со стороны это не навигация, а шизофазия. Не говоря уж о том, что меню в виде простыни на 4 экрана — это странно. Видимо, для того, чтобы можно было пользоваться им через поиск по странице, да?

                    Ведь такие хорошие вещи пишете, а сайт — из разряда «открыл — увидел — закрыл и постарался забыть».
            • +1
              Не контрастности, а белого цвета не хватает, и не в шапке, а на всем сайте. И черных букв на белом фоне, чтобы можно было читать, а не страдать от такого контраста.

              Не верите — читайте Огилви «О рекламе». Белое на черном читать сложнее в сто раз.
              • 0
                Спасибо, я в курсе. Медленное «отбеливание» сайта в проекте. А то что звучало про контраст — это использование линотипных шрифтов на выворотке. Симультантный контраст заставляет глаза уставать.
            • +1
              Сугубо личное впечатление:
              — Название компании не очень удачное, «игра» — хорошо, «мос» — плохо. Это и привязка к определенному городу (default city в регионах воспринимается иначе), и в связке с «игрой» больше похоже на совдеповский бренд, выход в Украину тоже затруднен :)
              — Логотип аналогично не соответствует содержанию
              — Про сайт говорить не буду сами наверное знаете — единственное мини картинки можно сделать качественнее, должно быть видно что на коробке

              Статься хорошая, только возникли вопросы — каким вы видите объем рынка, какова ваша доля от объема, соответственно когда наступит перенасыщение? :)
              • +4
                Название отлично работает в регионах. В каждом топике спрашивают про Украину — так вот, проблем нет. Аллюзии на советский бренд очень помогают почти везде.
              • 0
                Не забудьте на сайте в копирайте даты поменять :) 2008 — 2010 намекает, что в 2011 вы уже не работаете… лично для меня…
                • 0
                  Вообще, в копирайте пишутся даты публикации защищаемых материалов, это не всегда период по настоящее. Однако вас понял, поправим.
                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
              • +2
                Как раз сегодня решил делать свою игру. Спасибо за «знак свыше».
                Подскажите, пожалуйста, возможно ли её будет распространять через вашу сеть при средней рыночной стоимости, или даже низкой. Если да, то на каких условиях? Возможно ли продать её вам с правами распространения единократным платежём и на какую вилку в данном случае можно ориентироваться?
              • 0
                Возможно.
                Если ещё не видели, то вот. Порядок такой: оценка интересности (игра должна быть хорошей), фокус-группа, возможные доработки, подписание бумаг и проценты от оптовой стоимости каждого напечатанного тиража. Это если производиться через нас. Если производить самим и ставить в сеть, то это уже отдельный разговор по факту наличия первой партии. Отпишите в личку, если есть ещё вопросы.
                • 0
                  Спасибо, ссылка у меня давно в закладках. )
                  По поводу конкретных предложений, думаю, лучше вопросы адресовать имея на руках проект.
                • +1
                  Очень хороший текст, я уже торчу на сайте и выбираю себе игру по вкусу.
                  • +2
                    Возможно, это вам поможет.
                    • 0
                      Спасибо, уже изучаю.
                      • +2
                        У вас на сайте блог не отдаёт РСС, плюс невозможно зарегистрироваться, если в фамилии присутствует буква Ё.
                  • +1
                    Как отец, могу сказать что такой продукции реально не хватает, а та что есть не выдерживает никакой критики.
                    Хорошее дело.
                    • 0
                      А можно подробнее сюда или в личку, как бы вы хотели видеть рынок и какой продукции нужно прямо конкретно больше? Очень интересно мнение с «передовой».
                      • +13
                        Подавляющая масса настольных игр на рынке это поле с кружками на неадекватном фоне с фишками и кубиком. Дальше я думаю уже понятно.
                        Недавно даже нашел скрин старого доброго «Путешествия» из «Веселых картинок», распечатал и склеил. Подобного уровня детализации и продуманности на прилавках не найти, только буквально на днях увидел нечто подобное от «технолога».
                        Хотелось бы видеть игры в которые бы вкладывался смысл, фан и душа а не желание продать лист дешевой полиграфии по цене золотой фольги.
                        Существует множество различных систем а ля PnP, коллекционные карточные игры, но это все для взрослых, не хватает адаптаций понятных детям в возрасте 5-8 лет.
                        Главное что ждет родитель от настольной игры это интерес который свяжет родителя(ей) и ребенка а в линейном прохождении клеточек интереса не много. Взрослые — эгоисты для себя придумали много интересных настольных развлечений забыв про детей.

                        Пускай я смутно представляю себе настольную игру которую хочу купить но примерно ее можно было бы описать как сильно упрощенная RPG c максимально возможной визуализацией.
                        К примеру берем стандартное поле с пойнтами берем кубик и бросаем передвигая фишки.
                        Зная страсть детей к одеванию кукол, можно представлять героев в виде картонной матрицы с вкладываемыми доспехами.
                        Деньги представлять золотыми дублонами.
                        Дошел до магазина одежды, открываешь коробку, покупаешь одежду, броню с нарисованной степенью защиты, причем даже не цифрами а картинкой стороны кубика для аутентичности.
                        То же с оружием. Нарвался на монстра, открываешь хорошо иллюстрированную книгу, читаешь о нем изучаешь, выкидываешь кубик сообразно его атаке, снимаешь свою броню если атака ее превысила. Прямо на странице описания монстра может находится таблица в ячейку которой можно положить кубик. То есть бросил кубик, даже если есть проблемы с подсчетом точек на его гране, берешь и кладешь его в соответствующую ячейку таблицы, где на выходе показано что там монстр выбил. Или это могут быть не страницы книги а достаточно большие карты с подобными таблицами, иллюстрациями и описаниями.

                        Необходимо чтобы все было относительно просто. Подсчеты заменяются натуральным сниманием одеванием. За пойнтами карты открываются страницы сказки которая становится интерактивной.
                        Ну и естественно что понятия «монстр»,«броня» очень условны и мини ролевую систему можно одеть на пчел с процессом медосбора.
                        Интересна мультивариантность и многомерность игры, развивая фантазию ребенка можно показать что за нарисованной елкой на плоском поле могут прятаться злые волки или благородные разбойники, добрые феи или злые ведьмы в зависимости от того как распорядится кубик.
                        Попадая на пойнт ты не просто съезжаешь на пол поля назад только по факту прибытия в пойнт а разыгрываешь историю по результату которой можешь рвануть вперед или откатиться назад.
                        В общем фантазировать можно много, понятно что в подобные игры надо вкладывать очень много именно поэтому к сожалению на данный момент имеем то что имеем.
                        • +1
                          Ух, как подробно! :) Спасибо.

                          Сейчас ситуация с играми для детей выправляется. Посмотрите на серию Простые Правила (игры типа Головоногов, например), те же вещи вроде «Тик-Так-Бума», «Медведа», даже «Диксита». Из сложного — «Замок на все времена» и подобные. Вообще, где-то лет с 8 дети вполне играют во «взрослые» игры и даже вполне уверенно выигрывают.
                          • 0
                            Подавляющая масса настольных игр на рынке это поле с кружками на неадекватном фоне с фишками и кубиком. Дальше я думаю уже понятно.


                            Вы мягко сказать неправы. Я не знаю на каком рынке игры с механикой «кинь, двинь» являются подавляющим большинством. Под ваше описание игры сходу могу назвать например «Talisman», вот он даже есть на сайте «Мосигры» www.mosigra.ru/Face/Show/talisman/ и это практически один в один то, что вы описали. Но поверьте есть масса гораздо более интересных игр чем продвинутые клоны «Змей и лестниц», не надо недооценивать детей.

                            В общем фантазировать можно много, понятно что в подобные игры надо вкладывать очень много именно поэтому к сожалению на данный момент имеем то что имеем.


                            Огромное количество превосходных настольных игр boardgamegeek.com/browse/boardgame
                            Большинство из них языконезависимые, масса локализована на русский яык и множество содержит ничтожное количество английского языка знание которого пригодится вашим детям.
                            • +1
                              Спасибо за информацию под рынком я понимаю магазины своего города и подобных игр я не видел ни разу.
                              • 0
                                Ну расцвет настольных игр в Европе пришелся на конец 90х, в США это 2004-2006 годы, а в России я думаю он еще впереди.
                      • +1
                        А можно чуть статистики. Сколько у вас в среднем заказов в день?
                        • 0
                          Это не совсем открытая информация. По Москве — несколько сотен в день. Конкретный порядок зависит ещё и от сезона.
                          • 0
                            Неплохо. У меня друзья собираются открывать он-лайн магазин продажи настолок, на основе клуба, думаю, эта статья им будет интересна :)
                        • +1
                          Деньги на развитие и старт вкладывали свои или искали инвестиции?
                          • 0
                            Внешнего инвестора не было.
                            • 0
                              А насколько активно приходится кредитоваться при таком быстром росте? Простите, если вопрос интимный.
                              • 0
                                Прелесть в том, что почти не приходится. Нужно чётко понимать, какие средства и во что вложны, простраивать модели cashflow. Разрушает стереотипы некоторых стартаперов, не так ли?

                                Да, кстати, если интересно, в Силе Ума есть пример таких расчётов с готовой формой.
                                • 0
                                  Еще как. Спасибо за ответ!
                          • +3
                            На каких машинах сейчас ездят ген.дир. и его первые замы?
                            • +1
                              Не, лучше так: определились ди уже со страной иммиграции ген.дир и его первые замы? )
                              • 0
                                Ну, мы в сотни раз меньше «Евросети» :)
                            • +1
                              Друг просил спросить: почему в Киеве игры дороже чем в Москве?
                              • +1
                                Основная причина — таможня. Поставки-то из Москвы.
                              • 0
                                Не хватает списка рекомендуемой литературы.
                                • 0
                                  Вы не поверите, но он есть :)
                                  • +2
                                    Спасибо :)
                                    Кстати, хочу порекомендовать Вам еще одну мотивирующую книгу, которую не заметила в списке — Эйн Рэнд «Атлант расправил плечи»
                                    Надеюсь понравится.
                                • 0
                                  История очень интересная. Пример того, как надо работать, чтобы преуспеть.

                                  По сайту полазил-красиво, но человек, отвечающий на комментарии пользователей — неуч, много школьных ошибок.

                                  И экранированные кавычки в комментариях виде \" глаз режут в большом количестве.
                                  • +1
                                    История просто отличная! Манчкин пару недель назад купили именно в Мосигре. Было очень интересно прочитать как всё зародилось.
                                    • +1
                                      Крутые вы. Такое стремительное развитие. Мы с женой у вас иногда покупаем игры и всегда оставляем отзыв — настолько слаженно вы работаете.

                                      Мы начинали примерно в то же время, но динамика у нас, конечно, значительно скромнее. Видимо, дело в крутой крепкой команде и смелости! ;)
                                      • +1
                                        Возможно, нас просто больше.
                                        Читали «Игру Эндера»? Там описывается модель, когда каждый тактический командующий максимально эффективно действовал на своём участке. У нас что-то подобное.
                                      • +2
                                        где под сайт работало 5 машин

                                        Это ж какая у вас статистика посещаемости, что под обычный интернет-магазин требуется 5 отдельных машин (как я понимаю имеются ввиду выделенные сервера, дедики)? Тем более вы говорите ниша у вас узкая.
                                        • 0
                                          Посещаемость «в попугаях» за последние полгода — по хабраэффекту в день. Ну и там ещё CRM внутри.
                                          • +2
                                            Ну ваш счётчика рейтинга@mail.ru говорит, что у вас за сегодня например 5 тысяч хостов. Не такая большая цифра по-моему, у меня даже не полноценный дедик, а VDS выдержал такую нагрузку тоже при хабраэффекте на ура и не поперхнулся.
                                            Неужели всё дело в чудо-CRM?
                                            • 0
                                              Это вы сейчас посчитали один проект и один город. А их несколько больше — там ещё Мосигрушка, Любить, Ямочки и т.п. Плюс один дедик стоит в резерве с аварийной HTML-версией на случай падения основного. Плюс риалтайм-синхронизация базы.

                                              Не спорю, можно было бы и оптимизированнее сделать, но наиболее оптимальным по сочетанию цена/эффект стало именно такое сочетание кода и железа.
                                              • 0
                                                Видел я аварийную версию сайта, сначала подумал что не подгрузился файл стилей. Я бы сказал что эта версия рассчитана на жителей Москвы, т.к. телефоны и адреса московские, ну и цены в рублях.
                                                1. Все ссылки, кроме ссылок на карты, указывают на страницу, на которой я сейчас нахожусь. В моём случае это поисковый запрос игры "Активити". Например нажав на игру «За бортом!» на аварийной версии, я всё-равно перехожу по ссылке поиска игры «Активити».
                                                2. Файл с изображением логотипа подгружается с основного сайта(который лежит), и невиден на аварийной версии.
                                                • +1
                                                  Спасибо за репорт, возможно, вы видели бету (потому что города всё же на боевой версии есть). В любом случае, сейчас отпишу разработчикам.
                                              • 0
                                                Ну ваш счётчика рейтинга@mail.ru говорит, что у вас за сегодня например 5 тысяч хостов

                                                Если точнее — то порядка 8 тыс. в сутки. Многое зависит от оптимизации сайта, но, например, известные движки типа WP или Joomla большинство российский VPN с такой посещаемостью не потянет.
                                                • 0
                                                  Сорри, не зачитался про VPN в соседнем топике. VDS/VPS, конечно же.
                                                  • 0
                                                    Сейчас не сезон. В сезон нагрузки вырастают вот примерно по такому красивому графику. На пик мы и затачиваемся.
                                                    • 0
                                                      На момент написания коммента было чуть больше 4 800 по счётчику рейтинга мэйл.ру (а не liveinternet.ru, который вы привели). Неудивительно, что за прошедшее время ещё 3 с лишним тысячи набежали.
                                                      • 0
                                                        Я привел среднесуточную цифру.
                                              • 0
                                                Хотел у вас «Манчик» купить но 800р за доставку в регионы это много.
                                                • 0
                                                  Это EMS. Они его не разобьют и не потеряют, и не станцуют на нём джигу. Скорее всего.
                                                  Если регион близкий, стоимость ниже.
                                                  Попробуйте ещё заказать не из Москвы, а из ближайшего регионального представительства.
                                                  • 0
                                                    По поводу не разобьют и не потеряют, ой ли? Мы с EMS уже цапались, и жестяные коробки с карандашами нам мяли и в Наро-Фоминск из Москвы две недели везли. В общем, не всегда сахар. Да и 800 руб. за доставку Манчкина это действительно дороговато. Даже если в Сахалин, рублей в 300-400 можно уложиться.
                                                    • 0
                                                      На сайте написано «до 800». Если можно уложиться — уложатся и выставят счёт меньше, это уже как EMS скажет. Насчёт потерь — поверьте, они портят доставку заметно меньше, чем при выборе стандартного отправления. Единственное что, самый красивый косяк я описал вот здесь (внизу, «доставка»).
                                                      • 0
                                                        Мы автоматически считаем стоимость EMS. А косяков у них по России хватает. Но, согласен, фактически это единственная альтернатива.
                                                • 0
                                                  Статья очень вдохновляет! Пишите еще:)
                                                  Третий пункт нужно понимать почерпнут из " съешьте лягушку":)
                                                  Несколько вопросов.
                                                  Как все начиналось? Как придумывали идею и дальнейшее движение? Сколько людей начинало проект? Ведь начать и удержаться сложнее всего. И далее: как поддерживаете благоприятную обстановку в коллективе? Проводите семинары, собрания? Я полагаю в вашей команде люди работают с энтузиазмом и их ненужно постоянно контролировать по методу «кнута и пряника».
                                                  • +1
                                                    Началось с того, что появилась возможность издать «Шакал» — а именно, нашелся дизайнер в теме (Татьяна Майфат, если интересно). На начало проекта было два человека, потом команда стала расти.

                                                    У нас есть общая библиотека, общие занятия английским, куча мероприятий с играми, регулярные координационные «летучки» и много всего другого. Плюс мы отбираем только людей, подходящих по духу.
                                                    • 0
                                                      Подходящих по духу? То есть пришел человек на собеседование, загорелся работой и т.д. и вы понимаете сразу или спустя месяц, что данный человек идеально впишется в работу? А как вы стимулируете все вышеописанное? Ну вот к примеру, человек устал и не захотел посетить мероприятие. Статья пронизана правильным климатом в команде, что важно для успешного проекта, потому все аспекты по созданию такой команды очень интересны и полезны:)
                                                      P.S. Вашу подборку книг уже вдумчиво читаю:)
                                                      • 0
                                                        Собеседование + 3 дня тест-драйва. Дальше понятно.
                                                        Про климат в команде и вообще модель построения, пожалуй, расскажу отдельным топиком позже.
                                                • 0
                                                  Жаль в Краснодаре вас нет.
                                                  • 0
                                                    Точка с нашими играми есть :)
                                                    • 0
                                                      а где?
                                                      • +1
                                                        ул. Уральская, 104А, СБС Мегамолл, (961) 521-999-2
                                                  • +1
                                                    Буквально вчера делал свой первый заказ.
                                                    Небольшая скидка студенту, дисконтная карта — все приятно удивило.
                                                    В следующий раз сначала буду искать товар на мосигре, потом — яндексом.
                                                    • +1
                                                      Можете и в обратном порядке, всё равно найдёте нас — не на первом месте, так в десятке и по цене :)
                                                    • +1
                                                      не понравилось на сайте, что много опечаток:( закрыл после третьей.
                                                      • +2
                                                        Когда в очередной раз перееду из своей провинции куда-нибудь в Екб (Пермь/Питер/МСК/Индия) — первым делом к вам в магазин надо зайти. Все эти сервера, бухгалтера, 1С и прочая уже надоели, хочу работать ночным сторожем на складе игр :)
                                                        • 0
                                                          Лучше продавцом. В ваши обязанности будет входить не только изучение ассортимента эмпирическим путём, но и общение с кучей позитивных людей. Или аниматором — это вообще романтика дальнего космоса, особнно, если ехать на какое-нибудь удалённое мероприятие :)
                                                          • +1
                                                            А аниматором так даже опыт есть — когда-то давно в детстве был командором на коммунарских сборах. Оранжевая пионерия в сегодняшней России — было реально круто :)
                                                        • 0
                                                          1. Вам не кажется что ссылки на странице с описанием игры «Купить в Киеве», «Купить в Екатеринбурге», «Купить в Санкт-Петербурге» и т. д. выглядят странно. Во-первых, такое ощущение, что меня пытаются зомбировать «купить, купить, купить», а, во-вторых, как мне город искать? Фактически эти ссылки — это просто абзац текста, причём может случится разрыв строки посреди ссылки, города никак не осортированы. Хотя, наверно, они отсортированы по продажам или как-то ещё, но явно не в удобство пользователям.
                                                          2. Стоит отделять секции на странице как-то друг от друга. Трудно выцепить конкретную информацию.
                                                          3. Кнопка «Добавить». Куда? Если вы хотели кратко обозначить процесс добавления, то уж гораздо понятнее звучит «в корзину». После «руб» надо точку ставить.
                                                          4. «В интернет магазине: в наличии», «На Тёплом Стане: в наличии», «На Парке Культуры: в наличии»… Это что? Опять наличие? Так оно уж было вроде выше. Наверно, это стоит показывать при выборе конкретного города.
                                                          5. «С этой настольной игрой покупают» — это вообще вниз убрать без раздумий.
                                                          6. А описание соответственно сделать пошире, а не на полстраницы.

                                                          Ну вообще у вас на сайте таких багов достаточно много.
                                                          • 0
                                                            Разумеется, всё это в ближайшем плане. Волшебник отличается от разработчика тем, что у волшебника всё сразу, а у разработчика — сначала самое важное.
                                                          • 0
                                                            А можно имена отцов основателей? и если есть профиль на хабре :).
                                                            • +2
                                                              Сергей, спасибо и… напишите пожалуйста книгу. Серьезно.
                                                              • –1
                                                                «Пожалуй, важнейшие слова, которое описывает то, как мы доходим до нужных вещей — это ответственность и открытость.»

                                                                Простите за занудство, но «которые описывают» ;-)

                                                                P.S.: сайт не понравился ваш (исключительно субъективно). Ожидал чего-то более яркого, интересного и удобного после прочтения статьи.
                                                                • 0
                                                                  Спасибо, но сейчас ваш коммент стал замечательным оффтопиком. Можно было и в личку )
                                                                • 0
                                                                  С какой суммы стартовали? Без этого история успеха является не полной
                                                                  • 0
                                                                    Сейчас сложно точно сказать: партия игр (сколько они тогда были в себестоимости уже не скажу) + сайт + магазин. Магазин был маленький, арендовался поначалу вообще на пару с другой компанией. Сайт заказывали у фрилансеров.

                                                                    Ничего сверхестественного.
                                                                  • 0
                                                                    Я про кредиты, складчину, инвесторов, папины деньги и т.п. Про как и кто делал первую игру. Про начальный импульс
                                                                    • –1
                                                                      Интересная статья, тем не менее не сочтите за занудство, но «www» в адресе «www.spb.mosigra.ru» явно лишнее, неуместное и просто коробит. Приклеивание этих букв к доменам второго уровня еще можно понять — традиция, привычка и все такое, но к доменам третьего уровня — только портит их внешний вид и запоминаемость.

                                                                      А так хорошее дело делаете! Всегда приятно, когда к делу относятся ответственно и с душой, это располагает :)
                                                                      • +1
                                                                        Отличный пост, спасибо. А за историю с белыми кирпичами большой человеческий респект. Зацепило.

                                                                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                                        Самое читаемое