Настольные игры и здравый смысл
1 119,43
рейтинг
1 сентября 2011 в 12:31

Разное → Почему фрилансер и заказчик часто считают друг друга идиотами

Мне повезло: я побывал по обе стороны баррикад и теперь знаю, что и как делает заказчик на проектах разного уровня и что делает фрилансер, чтобы получить или провалить такой проект. В итоге я уверен, что 95% фрилансеров говорят с заказчиком на разных языках.

Осторожно, butthurt.

Например, в типовом случае исполнитель старается показать качество своей работы, выиграть за счёт стоимости или же как-то иначе продемонстрировать то, что он является лучшим в своей сфере за своё вознаграждение. Заказчику вовсе не нужен лучший: ему нужен человек, который решит задачу грамотно и точно, так, как он хочет. И так, чтобы с первого раза. Без косяков. Без напоминаний.

Даже безумно вкусная вчерашняя пицца никому не нужна.

Понятие профессионализма


С точки зрения фрилансера, профессионализм — это невероятные способности, подтверждённые портфолио. С точки зрения заказчика, профессионализм — это стабильный повторяемый предсказуемый результат в стабильные же сроки. Поскольку речь о бизнесе, а не о балете, то каждая задача имеет чёткую привязку к сроку и встроена в более крупные процессы. Она не самостоятельна и не самодостаточна. Часто случается так, что даже если решение будет в разы круче, чем планировалось, но с задержкой на день — его можно просто аккуратно опускать в мусорную корзину.

Заказчик в идеале хочет знать, что:
  • Всё будет вовремя и не секундой позже.
  • Исполнитель имеет достаточную компетенцию, чтобы сделать всё как надо (вопрос худших работ в портфолио — да-да, оценка идёт по средним и плохим работам как примерам разности уровня с хорошими).
  • Исполнитель подумает о задаче, а не об особенностях реализации.
  • Результат не нужно будет проверять(!).
Лучшая характеристика фрилансера, которую я слышал от крупного заказчика была очень конкретной: «Звонишь ему в 11, говоришь, нужно сверстать. Он говорит — ок, в 17.25 будет готово. В 17.20 проверяешь почту — там лежит всё полностью готовое в идеальном виде». Заказчику было всё равно, как конкретно решается проблема совместимости с браузерами, насколько документ валиден и так далее: ему было достаточно знания, что человек делает всё более-менее правильно — и, главное, что вечером он сможет показать сайт на переговорах. Даже если исполнитель вдруг накосячит, это будет исправлено позже и не повлияет на проект.

С другой стороны, нередки ситуации вот такого рода: «У нас есть два дизайнера на примете: один гениален, но всегда срывает сроки, а второй просто делает задачу качественно и с первого раза: конечно, работаем со вторым, иначе тираж задержится».

Выбор исполнителя


У фрилансеров (и, кстати, у тех, кто подаёт резюме на конкретную вакансию или пытается выиграть тендер) есть страшный смертный грех, а именно — нежелание составить предложение под задачу. Стоит рассказать заказчику, как будет идти работа над его проектом. Пояснить, почему именно вы подходите для решения именно этой задачи. Приложить портфолио, демонстрирующее те навыки, которые нужны на проекте (но не всё сразу).

У заказчиков есть другой косяк — «а покажите портфолио на данную тему». Например, вопрос типа «вы делали другие строительные сайты?» задаётся либо от неуверенности в качестве результата, либо от непонимания специфики работы. Это как спросить у строителя с 20-летним стажем, сколько проектов из зелёного кирпича он закончил. Ни одного? Обидно, но мы ищем исполнителя со опытом в сфере укладки именно зелёного кирпича.

Ещё один аттракцион при выборе исполнителя на биржах — это проверка на робота. Есть фраза-индикатор — «Пожалуйста, прямо в ответе на тендер укажите оценочный срок исполнения» — 60% не дочитывают до этой фразы или не понимают, что нужно указать срок или хотя бы факторы, от которых он зависит. Чаще всего, это люди, которые скопипастили своё предложение.

Интересно выглядит ситуация с размещением запроса на форуме и чёткой просьбой писать только на мыло. Ниже в топике нередко образуется так называемая «перепись идиотов».

С другой стороны, я не раз становился свидетелем того, как даже самые компетентные исполнители часто не понимают, что от них нужно, чтобы получить проект. «Вот он я, сделаю без проблем» — это даже не мало, а просто словесный мусор, спам, даже если вы супер-мега-гуру. В ответе нужно сразу показывать, что вы читали задачу и поняли её, возможно, задавать вопросы, показывать будущий процесс работ или хотя бы указывать на следующий шаг от заказчика в работе.

Отправка работы


Сервис, удобство и юзабельность часто кончаются в момент отправки работы. Приведу пример: я как-то уехал без ноутбука — и получил в дороге на телефон результаты работы двух дизайнеров. Один отправил PSD, запакованный в RAR, а второй отправил *.ai с JPEG-картинкой рядом. Угадайте, какой вариант вызвал желание выругаться? Позже я узнал, что второй дизайнер всегда отправлял результаты «завёрнутыми» именно так, потому что понимал пару вещей. Во-первых, JPG сразу видно в письме, его легко напечатать в один клик и показать шефу, и, во-вторых, сделать его ничего не стоит, если вкрутить автоматическую генерацию прямо в макрос сохранения.

От райтеров я регулярно получаю неподписанные файлы, по которым непонятно сразу, например, что за товар описывается. С точки зрения исполнителя его материал — единственный и неповторимый, а с точки зрения компании — один из тысячи, и требует классификации.

Корректировки


Есть одно простое правило: если заказчик что-то принимает, дальше никаких переделок в уже утверждённой части.

Речь вот о чём: предположим, вы разработали сайт. Заказчик говорит, что нормально, но нужно указать второй телефон и добавить ещё один блок на главную. Вы правите, после чего он говорит, что надо бы переделать дизайн, а то он не нравится его жене и боссу. Это — его косяк. Нормальные люди понимают (и вы как фрилансер должны об этом где-то предупредить) что от любой модификации можно откатываться только до предыдущего принятого варианта, но не дальше. Или — дополнительная оплата за мнение жены и босса.

Все корректировки должны быть по возможности измеримы и содержать конкретное действие. Например, «добавьте изюминку» — неизмеримо, а «клиенты не замечают форму поиска» не содержит действия. Заказчик должен понимать, что фрилансер — это не проект-менеджер, и часто не должен и не будет решать пограничные проблемы. Но хороший спец по второму симптому про форму сможет понять, в чём дело. Когда я знаю, что исполнитель компетентнее меня, я описываю симптом, предлагаю своё решение и объясняю, что его можно смело игнорировать, если есть идея лучше. Если я не спец, я должен доверять спецу.

Со стороны фрилансера с корректировками тоже часто бывает ахтунг. Тут очень интересный пример подают военные: предположим, вы приносите какой-то документ на проверку руководителю. Руководитель вносит на нём исправления, и после этого вы должны принести следующую версию вместе с той, где он почеркал. Товарищ военный пристально посмотрит на обе и сможет сравнить «было-стало» без лишнего геморроя. Непониманием подобных вещей часто грешат корректоры, райтеры и предпечатники — например, никто не будет читать второй и третий раз 20-страничный документ, если изменения явно не выделить. Кроме всего прочего такое выделение — это элементарная вежливость по отношению к заказчику.

Чрезвычайные ситуации


Мы все люди, и у всех бывают косяки. Страшнее косяка «задерживаю проект» есть только один: «задерживаю проект и не предупреждаю». Фрилансер может копать, может не копать — он теряет только вознаграждение и клиента. Заказчик теряет более крупный проект, куда была вписана задача. Поэтому при любой непонятке, задержке или проблеме нужно сразу ставить в известность заказчика. Причём думать на шаг вперёд, как то так: «Прошу прощения, заболел, задерживаю проект на 2 дня. Во вложении все готовые на данный момент материалы, чтобы вы могли передать их другому исполнителю, если срок критичен. Если задержка допустима, то я продолжу работу. В качестве извинения предоставляю вам скидку 10% на все свои услуги, включая оплату текущего проекта.» Заказчик в такой ситуации не будет инициировать повторный контакт для получения дополнительной информации: у него есть всё для принятия решения — и, скорее всего, он продолжит работать с вами, либо с высокой вероятностью вновь вернётся.

Со стороны заказчика тоже нередки косяки. Например, при заказе дизайна я получаю макет в точном соответствии с прототипом и показываю фокус-группе, чтобы с удивлением выяснить, что они по каким-то причинам не вкуривают целый блок. После исследования понимаю, что нужно изменить, но это явно выходит за пределы техзадания. Если изменение маленькое («такой же, только красный»), обычно оно идёт в общем порядке. Если трудоёмкое, то договариваюсь за дополнительную плату и отправляю дополнение к ТЗ. Во фрилансе у меня был опыт такого рода: сначала «всё хорошо» — и на следующий день «знаете, шефу и уборщице не понравилось, надо переделать вот это и вот это». Если немного или это действительно ценное указание — не вопрос. Если же это явно противоречит предыдущей договорённости, то за дополнительную плату.

Кстати, чтобы избежать ситуации «моему боссу не понравилось», нужно обязательно спросить как будет проходить приёмка. «Уточните, пожалуйста, кто ещё кроме вас будет принимать решение по проекту» — это хороший вопрос для индикации того, что вы работаете с посредником.

Конфликт


Если возникает конфликт, то всегда неправы обе стороны. Заказчик — потому что неверно оценил исполнителя и неточно донёс задачу, фрилансер — потому что связался с неадекватом и не выяснил сам все подробности.

Как фрилансер я поначалу иногда злился на совершенно марсианские правки, но быстро успокаивался и старался обдумать ситуацию со всех сторон. Ставя себя на место заказчика, я понимал, что половина из них действительно логично вытекает из его картины мира. На этих ситуациях нужно учиться: повышать профессиональные навыки, переговорные, организацию (любая правка — это непонятка при постановке задачи) и так далее. Но никаких негативных эмоций. Плюс в перспективе учиться понимать, с кем точно не стоит работать.

Сроки


Они всё равно регулярно срываются, поэтому заказчику лучше:
  1. Страховать сроки дополнительным «авральным» запасом на 15-20% от времени. Этого должно хватить на срочное исполнение другим фрилансером, если первый облажается.
  2. Выбирать исполнителей, у кого в отзывах нет ничего про опоздания.
  3. Требовать промежуточные результаты. Фрилансеры слишком часто работают в последние дни как студенты перед сессией — а промежуточные чекпойнты и переписка помогает понять, что всё идёт. Тут важно ни в коем случае не реагировать на промежуточные вырвиглазные штуки, потому что «дураку полработы не показывают».
  4. Устанавливать бонусы и границы оплаты на случай, если условия не соблюдены или проект выполнен раньше. Фрилансер должен быть замотивирован сделать проект вовремя морковкой спереди и морковкой сзади.

Исполнителю тоже кое-что стоит сделать:
  1. Расписать график работ в заявке на проект. Это реально круто как из-за сроков, так и из-за того, что заказчик видит, что и как вы будете делать. Очень важно понимать протокол рабочего процесса с обеих сторон.
  2. Выражать готовность финансово гарантировать сроки — например, «всё вовремя или я верну деньги».
  3. Подтверждать каждое письмо заказчика. Самое плохое с его стороны — это когда вы что-то получили и пропали: непонятно, работаете вы, заболели или просто свалили с проекта.

Приёмка как основа


Техническое задание — это, грубо говоря, как исполнители должны делать работу. Кроме всего прочего оно должно содержать раздел с критериями приёмки, которые во фрилансе становятся самым важным. В принципе, любое техзадание во фрилансе (я не имею в виду многомесячные проекты) можно свести именно к описанию критериев приёмки.

Для этого нужно описать конкретную процедуру того, как будет приниматься заказ. Например, перечислить тесты (ваша вёрстка нормально проходит валидацию), или объяснить, что вам нужно в измеримых же показателях.

Когда что-то нельзя измерить, во фрилансе вы можете либо разместить тестовое задание, либо дать принципиальную схему продукта. Например, на все работы по визуальному дизайну мы даём конкретные чёткие прототипы, включающие расположение каждого блока, его функциональное назначение и описание его работы. Да, вам придётся сделать много действий и потратить много времени для составления такого прототипа — но вы точно будете знать, что исполнитель вас поймёт. Да, при этом вы не дизайнер — но именно вы знаете свой проект лучше других, и это важнее. Если вы совсем-совсем «плаваете», то в любом случае сделайте такой прототип предложите его к обсуждению, пояснив задачу.

Приёмка задачи


В момент публикации задачи заказчик полагает, что ему предложат решение. Объясню на пальцах: решение — это когда заказчик пояснил потребность, а ему её закрыли. Решение проблемы вешания полочки на стену — это не дрель, не перфоратор, не гвозди и не дырки. Это возможность положить на неё книги.

Предположим, как это часто бывает, первичной информации после получения заказа исполнителем недостаточно. Дальше варианты:
  • Фрилансер без вопросов приступает. Либо он уже провёл дополнительные исследования и понял, что вам как заказчику нужно, либо, что вероятнее, он решил, что это конвейер и тупо косячит. Особенно меня в этом плане поражают райтеры, которые почти всегда думают, что нужно писать SEO-тексты и без вопросов фигачат страшное мясо, хотя в том же тендере на бирже фриланса стоит фраза «Опыт текстов для SEO считается необратимо травмирующим мозг».
  • Второй вариант в заказе без полного ТЗ — фрилансер ждёт. Учитывая, что заказчик часто не понимает, что от него нужно, вместо строгого формального ТЗ получится фигня в духе «желтое и чтобы цепляло». Тут нужно, чтобы фрилансер задал все полагающиеся вопросы сам, формируя такое задание для себя сам же. Каждый заказчик с удовольствием объяснит всё в деталях, если понимает, что от этого улучшится результат работы. Если вдруг не объясняет — лучше прервать отношения на этом этапе.
  • Заказчик сам понимает, что не смог всё донести и ждёт вопросов. Как минимум нужно отправить бриф, где можно чётко зафиксировать требования.

Ещё один весёлый косяк в ТЗ — это включение пунктов без понимания их сути. Я, например, пару лет назад видел тендеры на олимпийские сайты, где было требование типа: «Сайт одинаково отображается в браузерах Mozilla, Opera, Internet Explorer всех версий». Формально, это даже волшебный не IE 6.0, а самый настоящий мифический IE 1.0. Плюс слово «одинаково» тоже заставляет насторожиться даже при условии работы под современные браузеры.

Кросс-услуги


Надо понимать, что заказчику нужна полностью завершенная работа. Например, если речь идёт о заказе дизайна, нужно иметь на подхвате верстальщика, который сможет его грамотно реализовать на сайте. Не факт, что он понадобится, но если клиент спросит, что делать дальше, вы должны продолжить кейс. Знание, что вы решаете задачу от начала до конца и можете посоветовать что-то дальше, возвращает клиентов.

Переписка со стороны фрилансера

  • Делайте как Амазон — письмо на любые движения со стороны клиента
  • После звонка оправляйте резюме по нему.
  • Не надо инфы в духе «Здравствуй, дневничок». Даже если вам очень хочется рассказать в чате по Скайпу, как у вас там круто или плохо, воздержитесь. Сначала работа.
  • В конце каждого письма фиксируйте следующий шаг. Вы должны чётко обозначить, у кого сейчас инициатива и чем она должна кончиться. Например: «Сейчас я жду утверждения» или «Данных достаточно, завтра вышлю вариант».

Переписка со стороны заказчика

  • При получении работы хочется сосредоточиться на недоделках и ошибках и оставить за кадром остальное. В принципе, понятно — процесс-то как раз заключается в закрытии найденных проблем. Чтобы ваше письмо не превратилось в «похоронку», не забудьте сказать о работе в целом, отметить все позитивные моменты, которые вам понравились или просто сделаны на совесть. Позитив все забывают, хотя он наиболее важен.
  • Многие вещи лучше превращать в вопросы. Например, не «передвиньте кнопку налево», а «Мне кажется, что по другим формам на сайте человек привык, что кнопка подтверждения всегда слева: может, и в этой тоже стоит сделать так же, или вы считаете, что есть причина оставить её на месте?» Причин две: во-первых, это конструктивнее и доступнее для исполнителя. Во-вторых, вы можете быть не правы и предпосылка так сделать действительно может существовать.
  • Не учите профессионала его работе. Вы ставите критерии приёмки, а не методы реализации. Если вы идёте к стоматологу, вы не выбираете инструменты и не даёте советы — вы принимаете залеченный зуб. Если нужно учить врача его же работе — то зачем вы доверили ему свой зуб?
  • Если работа сделана хорошо, не забудьте отзыв. Даже если речь идёт не о бирже или спецсервисе, вы всё равно можете сделать благодарственное письмо от компании.

Профессионал в итоге обходится дешевле новичка:

  1. Он работает быстрее.
  2. Он не создаёт риски, которые просто гарантируют новички.
  3. Профессионал лучше, детальнее понимает задачу и имеет спектр вариантов решения.
  4. Скорее всего, он понимает и подоплёку задачи, и с первого раза сделает лучше, чем вы думали.
  5. За ним не нужны переделки.
  6. За ним не нужна тщательная проверка.
  7. Он в разы сокращает управленческие издержки.
  8. Он предоставляет предсказуемый результат, который хорошо вписывается в бизнес-планы.
  9. Он умеет передавать проект коллегам, если болеет. Да, у него есть нужные связи.
  10. Профессионал думает о перспективе и потому не ставит костыли. Его работа масштабируется и может быть передана другими исполнителями того же профиля.

P.S. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, косяками и удачами.
Автор: @Milfgard
Мосигра
рейтинг 1 119,43
Настольные игры и здравый смысл

Комментарии (87)

  • +15
    Люблю я ваши статьи, сразу столько информации для размышления! :)
  • +3
    Пилю сейчас jabber-клиент (с++ + Qt), дали мне этот проект потому, что отсутствовал кого-то еще на том сайте)), портфолио у меня тоже отсутствовало. Я знал о существовании QXMPP и был уверен, что быстро все запилю, ошибся.
    В ходе разработки Т.З. были добавлены (ICQ, AIM, facebook...) и куча мелких фич. Я по глупости и молодости, под влиянием гордыни, сказал, что все это не проблема, в чем сильно заблуждался). В итоге срок провален на 3 месяца, даже jabber не готов. Но, главное, мы с заказчиком не считаем друг друга идиотами, и продолжаем работу. И вскоре уже появится альфа-версия.

    P. S. информацию о всех задержках и промежуточных результатх — передавал по мере поступления.

    P. P. S так медленно все пилю потому, что есть основная работа.
    • +3
      Вам повезло с клиентом, а ему, судя по первому постскриптуму — с вами.
      • 0
        Да, очень умный, добрый, вечный… клиент)
    • 0
      Ох, как напоминает мою ситуацию))
      • +1
        > P.S. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, косяками и удачами.
    • +4
      Не фрилансер и не собирался брать никаких заданий, но друг предложил работу: знакомому нужен был мобильный клиент для выпускаемого им устройства слежения за автомобилем (GSM-модем + GPS). Я подумал и согласился. Ради опыта, которого очень мало, и какой-никакой дополнительной денюжки за относительно непыльную работу.
      Созвонились. Оказалось, что приложение заказчику нужно не под Андроид, с которым я хотя бы сталкивался, а под j2me, которого я не знал вообще. Тем не менее, я согласился. Заказчик прислал ТЗ и дал время подумать. Я попробовал реализовать основные элементы и согласился. Так как не имел абсолютно никакого опыта (как и заказчик), договорились на срок 2 месяца (так как есть ещё основная работа) и очень умеренную плату.
      Далее понеслось: со стороны клиента «а нельзя ли сделать вот так-то, а нельзя ли добавить то-то» и с моей стороны столкновение с проблемами, которых я не ожидал, как, например, абсолютно разная работа на телефонах разных производителей. В общем, сроки сдвигались, хотя заказчик не торопил и все подвижки согласовывались с ним плюс плотно обсуждались проблемы и пожелания. Сейчас всё практически доделано, остаются только маленькие дополнительные пожелания клиента. Но прошло уже 5 месяцев.
      В итоге, вынес для себя два вывода: во-первых, нужно заранее обсуждать каждую даже самую незначительную деталь; во-вторых, делать большой запас по срокам, даже если великолепно разбираешься в области задачи, если нет — делать запас ещё больше.
    • 0
      А что за клиент (я про jabber)? :) Чем лучше других?
      • 0
        Jabber = XMPP, просто децентрализированный XML-based протокол, хорошие доки, популярный в европе.
        Вики ответит лучше меня…
        • 0
          Вы не правильно поняли. Зачем нужен еще один jabber-клиент, если их и так полно?
          • 0
            Просто тонна всяких полезных вкусняшек.
            • 0
              Ну вот о том же и спрашиваю. Каких вкусняшек понапихаете :)
              • +1
                Не уверен, но кажется, заказчик видит определенного рода инновационность, следовательно, рассчитывает на то, что я не буду разглашать.
                • 0
                  Если выпустите, дайте потестить вкусняшки!
                  • +1
                    Может даже напилю статью о том, как он устроен
  • +3
    Спасибо вам за ваши статьи! Очень много полезной информации
  • +1
    А как себя вести если «пропал и не отвечает» клиент, когда он обещал предоставить важную информацию для завершения проекта еще вчера, но не предоставил, а дедлайн уже завтра?
    Вопрос не в том кинет клиент или нет, а в том, стоит ли быть назойливым и интересоваться куда он пропал? :)
    • 0
      Я обычно оговариваю сроки с указанием по приёмке «реакция не более чем за 4 часа в рабочее время или продление общего срока на день».
    • +1
      я обычно, как только чувствую, что реакция отсутствует, шлю крайне вежливый мейл с напоминанием. что-то вроде «пожалуйста, обратите внимание, что если вы вышлете мне материалы с опозданием на несколько дней, то срок окончания проекта так же сдвинется.»
      особым опоздунам еще говорю, что я планировала этот проект на сейчас, и не могу обещать, что через месяц у меня будет на него время.
  • +11
    Отличная статья. Ее бы на фрилансерские сайты выложить и заставить всех заказчиков прочитать, а потом заставить пересказать, чтобы уж точно материал усвоили.
    Я просто беситься начинаю от проектов а-ля «Дизайн интернет-магазина за 1500р.
    Предоплаты нет, если сделаете за 1000 то это только в плюс. Уже делали 4 человека и все сделали плохо, но больше чем 1500 дизайн не стоит.»
    Невольно думаешь, не имбецил ли заказчик? Лучше ведь один раз заплатить хотя-бы 7500 более менее рукастому дизайнеру, чем покупать гавешку 4 раза подряд.
    Я был фрилансером чуть более полутора лет, и понял, что с каждым месяцем, заказчики деградируют и мельчают. А исполнители готовы работать в буквальном смысле за булку хлеба. Из 20 проектов только один более менее интересный с адекватным, рациональным заказчиком. И нужно еще умудриться выйграть этот тендер, т.к. твое предложение может остаться незамеченным среды выкриков «Сделаю за батон колбасы», «Обращайтесь я профессиАнал» и тд. Остальные заказчики — «супер-пупер студии», которые делают сайты на коленке за 10000 рублей, но т.к. сами делать ничего не умеют, то перезаказывают эти сайты на фрилансе за 1500.

    Спасибо за статью! Реально butthurt :-D

    • +4
      С первым фрилансером заказчик обжигается на новичке. Со вторым — на неверной формулировкой ТЗ. К третьему подходу он готов платить профессионалу. Правдо, часто всё заканчивается на первом подходе.
      • +2
        *формулировке
        • +2
          *правда
      • 0
        Верно сказано. Но если подумать, неужели нельзя спроецировать свой жизненный опыт на выбор исполнителя? Понятно, что это все в новинку, когда заказываешь работу на фрилансе первый раз, но блин, в магазине ведь не будешь покупать вместо «HP» какой-нибудь «HuldnilleElectroluxesSon»y от рук китайского мастера, хотя и стоит оно дешевле HP в 4 раза. Все ведь элементарно! Почему заказчики совершают такие глупые ошибки?
        • +2
          Потому что нет понимания рынка. Обувь в магазине можно помять и погнуть, фрилансера «пощупать» не получается. Отсюда, кстати, и желание личной встречи у начинающих заказчиков. Нет понимания как сравнивать исполнителей — и поэтому нужно давать как можно больше инфы о будущем ходе проекта и взаимодействиях ещё в предложении.

          Кстати, это же касается B2B сегмента. Если интересно, могу написать подробнее отдельным топиком, как это работает там.
          • +1
            С удовольствием прочитаю про B2B. Тем более, что сейчас именно в этом сегменте и тружусь. Спсибо.
            • +1
              Ок. Не обещаю, что быстро, но будет.
      • 0
        > Правдо, часто всё заканчивается на первом подходе.

        Такое может быть и с фрилансером. Плохо пошел диалог в первый раз, взаимодействие не наладилось, отсутствие результата или переоценка собственных сил — и вряд ли уже так же будет хотеться биться за дорогого клиента. Спасибо за статью!
    • +2
      > Я просто беситься начинаю от проектов а-ля «Дизайн интернет-магазина за 1500р.

      Предложение рождает спрос… Такие проекты будет всегда, покуда будут толпы готовых заняться такой «работой» еще дешевле, за батон колбасы или за отзыв. Заказчику, особенно по неопытности, еще позволительно мыслить однобоко и искать где дешевле, к тому же часто отталкиваются от предыдущего бюджета. Скажем, если первый сайт человеку сделали за 3000, ему сложно понять, что один только новый дизайн может стоить в 100500 раз дороже. И он предпочтет заказать еще одну гавешку за 3000.
      А вот исполнители, работающие за отзыв, действительно вызывают сочувствие.
      • 0
        Китайские айфоны тоже кто-то покупает :)
      • 0
        Если нужны отзывы на первых порах, почему бы не поработать за отзыв?
    • 0
      Да и фрилансерам бы прочитать не помешало.
  • +2
    Отличная статья, спасибо. Очень четко и информативно расписано, есть над чем подумать — многое не так очевидно как кажется. Добавил в закладки.
  • +4
    Блин столько текста, а как зацепило, до конца дочитал. Плюсую.
    А теперь фиксирую следующий шаг.
    Буду вникать и использовать на практике, считаю советы дельными и не с потолка.
  • +3
    Стоит признать, что данные правила распространяются не только на фриланс, но и на обычную работу с заказчиком. Так что эту статью можно распространять в любые, сколь угодно большие компании.
  • 0
    Дя, заказчик и фрилансер говорят на разных языках, для этого и нужна прослойка «Переводчиков»
  • 0
    А при чем тут Мосигра? или намечается создание новой игры «Фрилансер vs Заказчик»? )
    • 0
      Вообще, в нашем блоге я рассказываю об особенностях построения бизнеса, а не только о настольных играх. Да, я часто работаю с фрилансерами, и мои коллеги тоже.
      • –1
        Просто это обыденные темы, которые не раз и разных сторон описывались на хабре. Думаю про ваш бизнес можно много чего другого интересного написать.
        • 0
          Задавайте вопросы :)
      • 0
        А вот игра, наверно, могла бы получится прикольной ;)
  • +2
    Могу поделиться своим опытом как копирайтер (которого вы называете райтером).

    1) В написании текстов диктатура профессионализма часто не срабатывает. Дизайн или верстку может сделать только тот, кто как минимум умеет работать в фотошопе или среде разработки, а тексты априори может написать каждый. С этим тяжеловато бороться, но приходится.
    2) Переделать хороший текст для людей не так легко как кажется — он часто выверяется очень тонко по структуре. Обычно когда просят «немного изменить» приходится переписывать почти все.
    3) Лично мне трудно бороться с, как я его назвал, синдромом Пигмалиона — первый вариант нравится и исправлять его не хочется. В таких случаях помогает вера в то что творчество это борьба с первоначальной идеей и некоторое время на то чтобы текст «отстоялся».
    • 0
      Для меня копирайтер — это «a writer of advertising or publicity copy». Если вы не пишете реально конкретно цепляющий продающий текст или не занимаетесь пропагандой — вы либо технический писатель, либо райтер. Да, я понимаю, что сейчас домохозяйка с интернетом — тоже копирайтер.
      • 0
        Так кто такой «райтер» — просто «генератор словесного поноса»?
        (просто уточняю значение термина, без подколок)
        • 0
          Общий термин для всех, кто пишет те или иные тексты. Как разработчик — можно не уточнять про мобильную платформу, например.
    • +3
      Как копирайтер, райтер, психотеропевт для обеспокоенных клиентов, менеджер и еще черт-знает-что хочу заметить:

      1) Диктатура профессионализма — что-то очень эфемерное. В любой сфере есть клиенты, которые «имеют мнение» и желают участвовать, а потому стоят над душой у сантехника, полностью уродуют текст копирайтера и просят дизайнера «сделать оттенок желтого немного более божественным». Да, на фрилансе копирайтинга они отрываются от души, имея установленный Microsoft Word. Но настоящие энтузиасты, найдут как себя проявить в любом сотрудничестве. Лучше не бороться с клиентами, а просто их фильтровать. Но ежели все-таки вляпались, надо без лишних споров как можно быстрее сворачивать проект и никогда не соглашаться на следующий.

      2) Я начала жить лучше с тех пор как перестала реагировать на просьбы «немного изменить», «что-то добавить» и искать что же «здесь чувствуется лишнее». То, что не нравится должно быть выделено маркером и прокомментировано почему.

      3) Прекрасно вас понимаю, страдая данным синдромом в особо тяжкой форме. Иногда правки кажутся сделанными ножом мясника, а текст — щеночком с ампутированными конечностями. Научилась с этим либо справляться, откладывая текст, либо аутсорсить правки.
    • +1
      Люто плюсую. Я не копирайтер, но писал текст для рекламы своего проекта в журнал. Душу вложил, и ничего не добавить не изъять. Всем понравилось, но редактор предложил «немножко дописать». Убил два вечера, попытки вставить что-то в текст рушили всю выверенную логическую схему. В итоге опубликовали первоначальный вариант.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +3
    Профессионал в итоге обходится дешевле новичка.
    Вот бы ещё заказчики это сразу понимали :-)
    • 0
      А как тогда новички станут профессионалами?
      • 0
        Профессионал модет быть тимлидом новичков.
      • +1
        Набраться опыта, работая на дядю. Во фриланс идут зачастую без должного опыта, отсюда все и косяки.
  • 0
    «Как фрилансер я поначалу иногда злился на совершенно марсианские правки, но быстро успокаивался и старался обдумать ситуацию со всех сторон. Ставя себя на место заказчика, я понимал, что половина из них действительно логично вытекает из его картины мира. На этих ситуациях нужно учиться: повышать профессиональные навыки, переговорные, организацию (любая правка — это непонятка при постановке задачи) и так далее. Но никаких негативных эмоций. Плюс в перспективе учиться понимать, с кем точно не стоит работать.»

    Как фрилансер я тоже на это иногда напарываюсь, но, к счастью все меньше и меньше. Конечно, советы поставить себя на место заказчика, не испытывать лишнего негатива хороши и в будущем не нарываться — разумны, но все мы знаем, что следовать советам, особенно хорошим, сложно, а ситуация уже сложилась и требует решения.

    У меня как раз на этой почве сложился счастливый симбиоз с коллегой. Оказалось, что быстрее и удобнее просто отдать внесение корректировок коллеге. Даже с учетом потраченного времени на ввод в курс дела, результат будет достигнут быстрее и скорее будет соответствовать желанию клиента.

    В большинстве случаев, конечно, можно немного помедитировать, абстрагироваться и спокойно все сделать. Но в некоторых случаях, самое эффективное — вместо борьбы с возникшими негативными эмоциями отдать хирургию профессионалу с холодным сердцем и сухими руками.

    Можно на бартерной основе, можно специально нанять, особенно, если это быстрое простое дело, которое мешает сделать только излишняя чувствительность.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Вы что-то делаете не так. Замечательных понимающих людей очень много.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      я работаю над проектом с дизайнером с той же проблемой (ребенок). сроки проекта на сегодняшний день сорваны на 6 месяцев, и там еще довольно далеко до конца, хотя основные вещи уже сделаны.
      однако, никто никого не убил и не собирается:)
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Спасибо за статью, помогла осознать некоторые косяки в процессе работы.
  • +1
    Сам фрилансер. Приятно осознавать, что 99% рекомендаций вашей статьи интуитивно использовались мною все время ^_^
    • +1
      … и не менее приятно сознавать, что есть правильные советы про оставшийся процент;)
  • 0
    Отличная статья и читается здорово. Подпишусь под каждым словом разве что кроме «портфолио на тему». Ваш пример с зеленым кирпичом не совсем корректен. На мой взгляд аналогия другая. Если попросить строителя, который всю жизнь строил сараи, построить жилой дом, он сделает это не очень хорошо, времени потратит больше и форс-мажоры будут всплывать чаще. И напротив тот, кто занимался строительством жилых домов, сделает сарай излишне комфортным и соответственно дорогим.

    Так что лично я предпочитаю работать с людьми, которые хотя бы отдаленно занимались подобными вещами. Если мне нужна социальная сеть, а человек делал сайты-визитки или интернет-магазины, то это слишком большой риск.
    • 0
      Полностью согласен. Речь о более явных перекосах, например, в вашем случае, «соцсеть для женщин 30-35»: у вас же в портфолио есть такие?
      • +1
        Это да, уже шиза. Надо отвечать: «Я делал абсолютно такой же сайт как у вас, но он провалился» :)
  • +2
    Из относительно недавнего — постучался знакомый знакомого, описал задание: сделать хитрый сайт с большой посещаемостью, реалтаймовым функционалом и прочими прелестями вебдваноля. Прикинул, что меньше чем в пять нулей в конце суммы разработка никак не впишется, плюс свое железо, плюс его настройка. Пообщались, он сказал — ок, решу с заказчиком.
    Через некоторое время узнаю, что проект делается за 20 тысяч деревянных, на хостинге за 50 рублей в месяц :) Конечно, ничего и до сих пор не сделано, а я, пожалуй, и рад, что не пришлось тогда с этим заказчиком работать.
  • +2
    Очень хорошая статья, на практике действительно почти все так и есть, особенно полезен для меня стал момент про уточнение кто будет принимать решения по проекту, я как-то упускала его из вида, работая с новыми заказчиками. Еще мне понравился момент с правками, я его тут же применила в свежем задании на разработку, отмечая новые предложения и правки, чтоб заказчику все не нужно было перечитывать.

    Однако в статье есть несколько нюансов. Например, про прототипирование. Я не думаю, что делать прототип заказчику — это хорошая мысль. Очень многие воспринимают дизайнера как оформителя: вот тебе прототип, придумай как это оформить. Тогда как хороший дизайнер — это тот кто смотрит в корень проекта, в его суть. Именно в том как подать контент, как упорядочить месиво информации, как сделать сложное простым и состоит искусство дизайнера. И чем сложнее проект, тем меньше надо дизайнеру говорить как и что делать в самых базовых вещах.

    Я обычно прошу заказчика своими словами рассказать о проекте и на основе этого уже делаю все прототипы, уточняю непонятные моменты, пишу для себя задание, решаю сложные и головоломные моменты, это не проблемы клиента — это задача для меня и моя прямая обязанность, как исполнителя. Даже мне с многолетним стажем иногда приходится думать над навигацией и структурой несколько дней, а что надумает заказчик, специальность которого далека от веб-разработок? Все это приходится переделывать и убеждать заказчика, что надо делать по-другому, а это, между прочим, иногда тяжело, ведь он думал и потратил свое время, для него это уже все родное.

    Второй момент, с которым я категорически не согласна, это контроль за версиями эскизов. Дураку пол работы не кажут — верно, тысяча чертей. Тут нет обиды к заказчику, действительно вне своей области мы все дураки. И я никогда не соглашусь работать с человеком, который попросит меня высылать ему промежуточные варианты. И никто не убедит меня, что он на что-то там будет закрывать глаза. Первое впечатление, помните? Оно невероятно важно. Мне легче не работать с заказчиком вообще, чем защищать каждые день-два промежуточные работы или отчитываться о проделанной работе. А вот разбить на этапы — это можно, но работает, увы, лишь на больших проектах, маленькие проекты имеют часто лишь один этап.

    А вообще статья очень хорошая, спасибо автору.
    • 0
      Про прототип — он нужен, даже если не пойдёт в работу. Пока заказчик будет его делать, систематизирует и решит очень многое. Это средство постановки вопросов и получения ответов на них.

      Про промежуточные версии — достаточно просто напоминания раз в два дня, что всё идёт и вы на этом этапе. Это цель, а не показ неготового варианта.
      • 0
        Я всетаки считаю, что систематизация и прототипирование — это работа для специалиста. Его работа выуживать информацию из заказчика, рисовать прототипы, описывать систему — это экономит массу времени, а в большинстве проектов — это ключевой фактор.

        Можно, конечно, описать и систематизировать все самому, но для меня это выглядит как акт недоверия, как если бы я рисовала выкройку и шла с ней к портному. Да я вообще выкройки рисовать не умею, зачем мне тратить свое драгоценное время на то, что он сделает в разы быстрее? Описал в общих чертах что нужно и вперед.

        А про «требовать промежуточные результаты» и «вырвиглазные штуки» я видимо вас не правильно поняла.
  • 0
    Сколько я не находил фрилансеров, они все просирали время и делали только 30%, я не удачник((
    место все еще вакантно.
    • 0
      Где искали, каких выбирали, почему 30%? А то отдает подходом "… один я Д`Артаньян".
      • 0
        на фри-лансе конечно.
        За квартал уже второму закрываю доступ к сайт и пишу пока, не ответа не привета. При этом я до этого писал и писал и писал и тоже молчали. Хотя человек и в ICQ Выходит и на фри-ланс входит…
        30% сугубо примерно…
        • 0
          Поделитесь деталями, если не секрет. Кого нанимали, за какой бюджет и ради чего?
          У наемников были хорошие отзывы до этого? Были ли постоянные проблемы с коммуникацией или только под «конец»? На основании чего выбираете наемников на фриланс-биржах?

          От себя скажу: мои клиенты получают поддержку 24/7 (долгосрочники), право позвонить посреди ночи, если что-то случилось экстраординарное или смснуть в любой момент. Как правило, в течение 2х часов получают развернутый ответ/фикс/апдейт о статусе любой части проекта по смс/электронной почте/скайп-митингу. Почасовая ставка соответствующая, но обе стороны довольны. Потому что за надежность, предсказуемость и возможность получать консультации в любой момент нужно платить. Чем дешевле наемная удаленная сила, тем больше рисков и тем дороже обходится проект.
        • 0
          Хороших фрилансеров лучше искать по рекомендациям. Как правило, они редко работают с заказчиками с каких-либо сайтов, а вот рекомендуют их частенько и передают из рук в руки, так сказать. Так что поспрашивайте своих коллег, коллег своих коллег, друзей и так далее и в конце концов наткнетесь на хорошего специалиста.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +1
        Спасибо, отлично :)
        У меня так про Китай уже было — написал, а потом пошла цепочка топиков, где люди делились своим опытом :)
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    «Работа над этим проектом займет от 1 до 24 месяцев, и для того, чтобы спрогнозировать точнее — нужно детализировать постановку задачи. По вашим формулировкам вариантов дохера и больше»


    Это потому что человек — гуманитарий, и решил, что над ним издеваются. Надо было писать «1 месяц, если нужно X, 4 месяца, если вы имели в виду Y и до 24 месяцев, если речь шла о Z».
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Насчет вывода №1, хочу уточнить, что эти и пользуются «индусы» (тут не национальный признак, а подход), которые в начальных стадиях проекта вываливают некие результаты гораздо быстрее профессионалов.
    Элементарно: работают по фтп наживую по файлам. На это ведутся большинство клиентов, потому что видят, что синица, вроде как, в руке, дело осталось за журавлем, а финансовая составляющая сводит на нет все доводы разума.

    Свой личный опыт: неоднократно(!) возвращались ко мне клиенты, с которыми срывались сделки из-за таких вот «индусов». Возвращались со словами «помогите, все пропало», «ужас, ничего не работает, падает и так далее». Сверхнаглостью обладали половина из них; мол, проект не закончен, мы видим, что эти «товарищи» его не сделают, но, раз мы вбухали в них кучу денег: «у нас в бюджете дыра, можешь скидку в 50% сделать?»
    Два раза, для наиболее вменяемых я проекты подымал. Теперь вижу, что это было ошибкой, а именно: если клиент был предупрежден обо всех возможных проблемах и пошел на все эти риски, то это человек, который играет в русскую рулетку и относится к нему нужно соответствующее, а именно — либо не работать с ним вообще, либо ценник задирать раза эдак в четыре. Надо людей учить.

    Собственно, это я к тому, что выигрыш от найма профессионала будет виден только в долгосрочной перспективе, куда большинство (как заказчиков, так и исполнителей) не заглядывают вообще. Весь негатив описанный выше касается и исполнителей, которые считают, что лучше тут как-нибудь левой задней ногой сделать, потом разберемся, а в итоге, спустя некоторое время, не может и сам разобраться.
  • +1
    «Фрилансер должен быть замотивирован сделать проект вовремя морковкой спереди и морковкой сзади.»

    You made my day!
  • 0
    Бывает такое, ещё как… например когда шеф заказчиков закончил художественную школу 30 лет назад, и лезет со своим вкусом в каждую дырку. После первой стадии работы, всячески отпадает сотрудничать с ними дальше…
    • 0
      30 лет, говорите? Прислушайтесь, вдруг он действительно прав? :)
      • 0
        да он действительно прав, текст лучше всего делать не темным а белым, и располагать его на фоне светлой картинки и в черном блоке

        ну и что, что он не читается, ведь в сайтах это не главное, а то что после перехода на светлый сайт в глазах ещё долгое время полоски — это пустяки :-)
  • 0
    Спасибо за статью. Ради обобщения, выделил следующие причины проблем:

    у фрилансера:
    1) непонимание профессионализма как заказчик;
    2) неправильное составление предложения (без прочтения задания, без описания выполнения);
    3) неудобное для заказчика оформление готовой работы;
    4) нет предупреждения о срывающихся сроках;
    5) непонимание своей вины в случае конфликта;
    6) непонятное невыясненное ТЗ;

    у закачика:
    1) выбор исполнителя по несущественным признакам;
    2) трудоёмкие неоплачиваемые корректировки после окончания работы;
    3) непонимание своей вины в случае конфликта;
    4) задание не решает проблемы;
    5) неполное ТЗ.
  • 0
    У меня не самый большой опыт работы с фрилансерами в качестве работодателя, но что я хотел бы добавить к вышесказанному.

    1. Любой, даже самый надежный фрилансер с кучей отзывов перестает быть таким после того, как вы поручили ему важный проект. Пример — работал с фрилансером, у него более 100 положительных отзывов, раньше уже заказывал у него. И вдруг — срывы по работе по срокам, стал гнать откровенную туфту. Посмотрел, а там есть один отрицательный отзыв, как раз на прошлой неделе. Тоже что у меня. Т.ч. — никогда не ленитесь смотреть свежие отзывы по фрилансерам. Люди меняются и часто не в лучшую сторону.

    2. Берите большой запас по срокам. А лучше — ОГРОМНЫЙ. Если проект нужно сдавать в среду днем, ставьте дедлайн фрилансерам как минимум утро вторника. И при этом тормошите постоянно фрилансеров вежливыми напоминаниями, чтобы они воспринимали этот дедлайн как реальный, а не ориентировочный. Обычная ситуация, когда фрилансер набрал заказов и делает их 2-3 одновременно. Кто его не дергает — автоматически переносится в конец очереди ожидания.

    3. Очень внимательно отслеживайте работу каждого фрилансера, его наличие на связи. Если он пропал и не появляется на связи длительное время — аврал, смски, телефон (все эти данные заранее выясняйте). Лучше перестраховаться, чем потом в авральном порядке искать нового фрилансера.

    4. Если есть возможность, разбивайте работу на отдельные независимые куски и требуйте их высылке по мере готовности. Это безопаснее и удобнее. Лучше на втором неполученном файле через 6 часов понять, что с фрилансером какие-то проблемы, чем через сутки узнать, что у фрилансера какие-то проблемы и он даже не брался за работу, а время ушло.

    5. Будьте корректны, даже с откровенно несимпатичными людьми. Проще вычеркнуть человека из контактов и заняться делом, чем рассказывать ему, как он вас подвел.

    6. Если вы берете какой-то объем работ, который вы можете выполнить с помощью постоянно наемных фрилансеров, никогда не берите объем в обрез, лучше на 20-30% меньше среднестатистического. Лучше потерять заказ, чем потерять клиента.

    В качестве дополнения…

    Отмазки фрилансеров (при срыве сроков)
    1. Переустанавливал систему (в среднем, чуть ли ни раз в неделю).
    2. Полетел винт, бекапов никто не делал (тоже очень часто)
    3. Пропал инет (а фрилансер живет в степи, где интернет-кафе нет в 20 км вокруг).
    4. Поломался монитор (одна девушка, довольно сообразительная и оригинальная)

    Бывают уникумы, которые «уже отправил емейл, ждите», а потом 1-2 часа доделывает проект бегом-бегом, обычно очень плохо, параллельно рассказывая, что у него письма на вас не проходят, аська файлы не отправляет и все плохо.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное