19 первых шагов для оффлайнового магазина в сети


    Чеклист того, что нужно сделать сразу после открытия магазина в реальном мире для его полноценного «обживания» в сети. Просто напоминалка, которую я нарыл во внутренних документах. Возможно, эта штука кому-то будет полезна. И, возможно, кто-то вспомнит ещё пару пунктов.

    Внутри — сам чеклист и примеры из нашей практики.

    1. Сайт с телефоном и подробной картой проезда. В какой-то момент при наличии реального магазина вас обязательно начнут искать в сети — и лучше, если найдётся именно ваш сайт, причём с детально описанным добираловом до точки. Важно описывать её достаточно наглядно (в виде 2-3 фотографий), но в то же время не очень подробно. 5 картинок на 10 метров — это перебор, который создаст впечатление, что до вас далеко.

    Наш первый магазин, в отличие от почти всех последующих, находился в месте, которое достаточно далеко от метро, поэтому мы очень остро почувствовали необходимость таких штук. Ряд других магазинов, например, на Таганской, очень любим автомобилистами, поэтому мы всегда пишем словами, как добраться на машине, и, если рядом есть удобная неочевидная парковка, описываем её.

    2. Явные контакты.На сайте обязательно должна быть контактная почта на случай, если кому-то захочется связаться с вами ночью, например. Многие банально забывают указывать полный список контактов или крепко его ныкают. Клиенты не готовы играть с вами в сложные квесты.

    У нас на всех проектах — телефоны по два раза на каждой странице + форма заказа звонка и мессенджеры.

    3. Регистрация в сервисах карт. В первую очередь это Яндекс-Карты и Гугл-карты. Яндекс-справочник связан с «Желтыми страницами», что тоже не помешает. Если есть возможность – лучше начинать не в момент фактического открытия точки, а раньше, когда уже ясно, что она будет на этом месте.

    Наш магазин в здании метро на Курской попал в базу за две недели.

    4. ВК: группа и стенгазета. Нужно завести группу Вконтакте со ссылкой на сайт и кратким описанием добиралова. Если вдруг ваш магазин продаёт достаточно редкий в регионе товар, то группу нужно посвящать не самим себе, а именно товару. Например, в регионах, где мы — первый магазин настольных игр, группа называется не «Мосигра», а «Настольные игры в N-ске». Общий принцип — вы сами по себе никому не интересны. Интересны явления и социальные тренды.

    Соцсети сейчас выводятся в выдаче Яндекса допссылками, поэтому не забудьте поставить линки на свои страницы с главной.

    5. Привет, FB! Заведите страницу в Facebook: многие крупные компании с американским руководством сейчас воспринимают страницу в FB как сайт-визитку. Плюс вы покроете тех, кого нет Вконтакте. Аналогично можно пройтись и по другим сетям, но, как правило, особого смысла иметь не будет.

    В нашем случае страница на FB появилась тогда, когда мы начали общаться с крупными сетевыми компаниями, у которых головные офисы в Европе.

    6. Начать вести Твиттер. Как показывает практика, это и безумно хорошая обратная связь (если что не так, вам сразу напишут), и сборник отзывов, и просто отслеживание трендов. Ещё Твиттер — это страховка на случай падения сайта: например, нас это очень здорово выручило после молнии в дата-центр Амазона, где мы размещались.

    Плохой вариант Твиттера — это отправка туда заголовков новостей. Хороший — постоянный диалог с клиентами. Плохая практика – масс-фолловинг. Хорошая – фолловинг тех, кто с вами общается.

    В Оренбурге мы сейчас попробуем порисовать хэштег на заборах и посмотреть, как это увеличит трафик.

    Твиттер даёт нам классную обратную связь: например, когда руководитель челябинского филиала поехал в Москву, кто-то из продавцов расслабился. Твит – и ему прилетает по шапке прямо из столицы.

    7. Идём на городской сайт. Обязательно дать объявление на региональных ресурсах: в регионах, как правило, есть крупный городской сайт или форум, где все тусуют. В крупных городах аналогом может выступать система дайджестов мероприятий типа The Village или Lookatme. Можно рассказывать о новых товарах, но делать это надо очень вкусно.

    С нас пытались брать деньги за такие материалы в крупных городах. В небольших, где открытие первого магазина настольных игр – событие – темы в форумах проходили на «ура».

    8. Геосети Альтергео и 4SQ. Альтергео имеет более широкое покрытие по России и быстрее делает регистрацию, 4sq имеет потенциал роста и чуть более активную аудиторию в плане фидбека. Тема с геосетями не даст вам много клиентов, но даже один заказ в месяц окупит полчаса работы.

    Я вижу примерно по чекину в день в Москве.

    9. Интересные сайты. Найдите сайты по вашей теме и агрегаторы новостей. Разошлите что-то типа пресс-релиза о магазине с интересным рассказом о нём. Кто-то будет лупить с вас деньги, кто-то порадуется и сделает интересный материал. Главное, не пишите официальщину.

    С энной попытки мы примерно так вышли на «Комсомольскую правду».

    10. Блог или сообщество в ЖЖ. Во-первых, надо вести. Во-вторых, оттуда можно попробовать входить в тематические сообщества (главное — аккуратно, без спама). Реально интересные посты будут репоститься топовыми блогерами региона. Не забывайте, что блог живого человека в разы интереснее блога компании. На этой же стадии полезно использовать для аналогичных целей личный Google+ аккаунт. В это же время — очень аккуратно пройдитесь по форумам свой темы и смежных тем в городе.

    Лучший посыл — детальный рассказ о том, как использовать ваш товар (обучение, не реклама). Полезные советы и лайфхаки всегда рулят.

    11. Каталоги. Стоит найти тематические каталоги и сайты, пробежаться по ним (без фанатизма). Результата мало, но небольшой SEO-бонус будет.

    У нас менее 0,02% заходов с каталогов.

    12. Целенаправленно звать людей на хорошие мероприятия. Если у вас намечается что-то интересное — пригласить блогеров посмотреть и пощупать, дать им какой-нибудь бонус. Главное, чтобы это не было тупым подкупом: не прокатит. Суть: вы делаете что-то классное, они рассказывают и критикуют.

    Например, можно приглашать людей на мероприятия, давать посмотреть новый товар, устраивать совместные тесты и так далее. У нас была интересная тема с краш-тестами новых моделей вертолётов.

    13. Следите за собой и конкурентами. Настройте алерты Google и Яндекс-подписки на поиск по ключевым словам с вашими основными товарами и названием магазина или бренда. Реагируйте на каждое вхождение ценным (реально ценным) советом или просто позитивным отзывом.

    14. Видео. Снимите ролик для Youtube: поиск по видео (первая лента в котором часто попадает на страницу общего поиска текстом) тоже должен приводить к вам.

    У нас это стихийно: к сожалению, в России снять что-то хорошее про настольные игры невероятно сложно. Почти все без исключения виденные мной ролики «не цепляют».

    15. Вики. Напишите о себе и своём товаре в Википедию. Опять же, без фанатизма. Лучшая ссылка с Вики — например, на подробную инструкцию, официального поставщика в РФ или детальную аналитическую статью.

    Вот пример про игру Улей, которую мы локализовали. Она попала на вики-портал настолок как образцовый материал.

    16. Магазины в соцсетях. Если нарастите присутствие в соцсетях, попробуйте открыть интернет-магазины прямо там в приложениях. Сейчас так делают крупные игроки, но, в принципе, затраты при более-менее прямых руках не очень крупные. Есть платформенные решения типа ECWID для сборки магазина на чём угодно, которые многие «заворачивают» в приложения. Я встречал бесплатные предложения для каталогов до 100 товаров, то есть из затрат — по сути, только день вашей работы.

    Разместитесь на торговых платформах типа Авито и Молотка (нужно получить письмо по почте для авторизации магазина, это бесплатно, но долго).

    17. YML-файл для Яндекс.Маркета. Даже если вы не встанете в сам Маркет (а это важно для контекста, но это отдельная тема), этот файл сможет взять почти любой ваш партнёр. YML будет работать как своеобразное «товарное API» магазина, что очень и очень удобно.

    18. Купим вместе? Разместитесь на сайтах коллективных закупок и соответствующих форумах/сообществах. Это когда много людей договариваются между собой об оптовой закупке. Прелесть в том, что они обучают друг друга, как лучше покупать. Так к вам придёт флешмоб.

    19. Что-то волшебное, о чём захочется говорить в своих дневниках и статусах.
    Например, это может быть что-то интересное за пределами привычного, «тихая» акция (о которой захочется рассказать из-за её неизвестности и интересности), социальная акция (о которых активисты рассказывают просто так) и так далее. Вот пример такой акции, которая действует до сих пор. Можно делать и пасхалки: к примеру, некоторая часть трафика с Лепры искала у нас по запросу «35см», и мы пошли навстречу.

    И, да — есть что-то, что я забыл? Если есть, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
    Метки:
    Мосигра 497,10
    Настольные игры и здравый смысл
    Поделиться публикацией
    Комментарии 18
    • +6
      Заведите блог на хабре и пишите хорошие статьи в нем на профильные темы, как вы делали/продвигали ваш интернет магазин :)
      • +2
        А в каком, по-вашему, блоге находится этот пост? :)
        • +1
          Мне кажется Borro просто продолжил список советов :-). </captain_mode>
          • 0
            Да, да, спустя какое-то время до меня дошло это :)
        • 0
          Такой блог будет еще и защитой от неправомерных действий: если у вас большая аудитория, всегда можно поднять шум. Огласка — это сильная контрмера.
          • 0
            Вы о чём?
            • +1
              Если вы пишете про то, как работает ваш магазин в деталях, то становитесь достаточно известными в регионе, в частности, для журналистов. Начинают возникать проблемы за гранью закона — всегда есть возможность детально их описать и приложить заявления в контролирующие органы. После этого все будут действовать более корректно, так как поймут, что их действия освещаются и вызывают резонанс в блогосфере и СМИ.
              • 0
                Круто!
                • 0
                  Со второго раза понял, что имелось ввиду: «Если начинают возникать проблемы за гранью закона».
          • 0
            Спасибо, полезно!
            От себя добавлю необходимость (все возрастающую) мобильного сайта.
            Хотя бы основные позиции ассортимента плюс контакты и подробная карта проезда — с телефона могут залезать уже по дороге к вам.
            • 0
              Спасибо. Тогда в перспективе — и мобильное приложение. Кстати, если интересно, амазоновское приложение — одно из лучших в классе, там много чему можно поучиться.
              • 0
                Для столь нишевого рынка? Нахрена? Я вот ром люблю, но мне в голову не придет поставить себе приложение, которое будет показывать наличие сортов рома в сети Азбука Вкуса.
                Достаточно просто мобильной версии сайта.
                • 0
                  Это Амазон-то — нишевой рынок?

                  Мобильная версия дешева в запуске, но почти не приносит пользы именно маленькому магазину. Адрес и телефон всё равно доступны из десктопной почти без потерь, а покупать через мобильную версию никто, по факту, не будет. Точнее, судя по моей статистике, таких людей исчезающе мало.

                  Разница между мобильной и десктопной версией на топовых смартфонах уже почти стёрлась. Разница между мобильной версией и приложением в том, что приложение работает на лояльность. Если воткнуть в приложение какой-то полезный сервис (а не тупо дублировать мобильную версию), оно будет несравненно лучше. Но и дороже в десятки раз, понятное дело.
                  • +1
                    Не, я про вас как нишевый рынок говорю, Амазон изначально бил по крупному сектору книг.

                    Могу даже подсказать идею такого полезного функционала — универсальный счетчик очков. Где-то в половине игр прогресс по победным очкам сделан очень неудобно (ну хотя бы зельеварение из популярных), гораздо проще было бы на телефоне соответствующую виртуальную кнопку несколько раз нажать и увеличить счетчик конкретного игрока.
                    Это приложение на которое все будут зырить по ходу партии, то есть от часа и больше.

                    Вот Литовченко под преферанс сделал — не могу нарадоваться (хотя и глючит, зараза):
                    trellis-club.com/ru/forum/blog/346/

                    Штука вроде «я иду» на Афише только с привязкой к играм тоже бы пригодилось. Иногда хочется пощупать с живыми людьми что-то эксклюзивное, чего нет у тебя или пополнить компанию для игр 6+ правда тут уже возникнет дополнительная сущность — мероприятия, привязанные к игре.
            • 0
              Насчет видео — снимайте видео с показом партии и объяснением правил, так как ко многим играм вроде smallworld они написаны паскудно и туманно.
              Ну и не все любят превращать в своей голове объем текста в сложные вилки действий.

              Ну и удачи в борьбе с конкурентами, во всяком случае могу сказать, что люди с далеко не первым десятком коробок игр дома в таковой очень заинтересованы :)
              • 0
                Спасибо. Во-первых, с конкурентами проблем никаких нет в принципе уже пару лет, как мы стали крупнейшей по объёму розницы сетью. Во-вторых, нет практического смысла воевать на рынке, который расширяется.

                Про видео — тот уровень, который есть сейчас в сети, категорически не устраивает. Если делать, то делать надо хорошо, но это пока, поворюсь, у разных студий попросту не получается.
                • 0
                  У вас ставка на достаточно раскрученные в России игры. За Dust Tactics или аддоном к Dominion я к вам заведомо не буду заглядывать. Мне кажется есть все-таки некоторый смысл формировать лояльную аудиторию из продвинутых игроков, гиков, так сказать, воспитывать. Они и вики пополнят и ревью напишут и онлайн-движуху вокруг создадут. Семейная пара, которая купила у вас монополию или alias вряд ли проявит такую активность.

                  По видео: попробуйте устроить конкурс с не очень символическим призом. Всплывут люди, у которых хватит энтузиазма сделать достойно за счет того, что они будут передавать его другим. Tom Vasel не лучший диктор и не лучший рассказчик но у его роликов десятки тысяч просмотров, нечто вроде from gamers to gamers. Зачем морочиться неким гипотетическим уровнем?
                  • 0
                    Я к тому, что подобная аудитория у нас достаточно небольшая (просто судя по тому, как в магазинах в т.ч. ваших конкурентов залеживаются эксклюзивы, которые завозят в объеме буквально одной-двух коробок) и ее в долгосрочной перспективе выгодно выращивать. Хотя удовлетворение ее вкусов по прямым показателям продаж сейчас скорее всего не выгодно.

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

              Самое читаемое