Настольные игры и здравый смысл
522,66
рейтинг
19 февраля 2013 в 10:05

Разработка → Из чего складывается цена физического товара, и зачем нужно локализовывать игры без слов


Локализованная игра. Слов тут нет.

Экономика — очень прикольная штука, которая часто заставляет делать странные вещи. Например, есть игра «7 на 9», в которой нет ни одного английского слова, только цифры. И всё же мы занялись её локализацией для того, чтобы иметь возможность продавать почти в два раза дешевле.

Вообще, в каждой сфере начиная от продажи железа и заканчивая косметикой, есть огромное количество мифов про настоящую цену товара. Например, многим вспоминается фраза, что себестоимость кроссовок Адидас — 2 бакса, а остальное они добавляют за логотип. Ещё некоторые не верят, что обычные налоги в нашей стране составляют больше 50%, потому что привыкли к «разрекламированным» 13%.

Вот про эти мифы я и поговорю на примере точного образования цены настольной игры.

У нас на рынке есть три типа товара:
  • Производитель в России (отечественные игры отечественных авторов с отечественных заводов);
  • Продажа в России по лицензии (локализации, которые печатаются у нас);
  • Импорт (всё иностранное и отечественные игры, производимые в Китае).

Сначала посмотрим на импорт. Предположим, у нас есть некая игра с сотней карт, кубиком, полем, правилами, коробкой и ещё парой компонентов. Производиться она может в Германии (там очень много специализированных заводов и хорошие типографии), США или Китае. Ну или где-либо ещё, но немцы, китайцы и американцы — самый частый случай.

Цепочка формирования цены


Себестоимость при тираже 5.000 штук этой игры составит, скажем, 3 доллара предполагаемого противника, из которых на коробку приходится 1 доллар, на карты — ещё один, а на всё остальное — третий. Эти три бакса легко превращаются в 5 при тираже в 500 экземпляров и так же легко — в два при тираже в 20.000 штук. При этом есть масштабируемые стоимости (печать, привязанная к офсету) и фиксированные (стоимость кубика с увеличением тиража падает незначительно). Но пока будем считать для упрощения, что стоит игра именно 3 доллара.

Эти три доллара не включают отчисления за авторство, а также лицензионные отчисления. Патенты, роялти и другие штуки считаются строго с оптовой цены игры (потому что только её контролирует производитель) и составляют не более 12%. Исключение — мировые лицензии типа Бэтмена, когда отчисления будут около 14% за имя.

Теперь производитель должен назначить оптовую цену за игру, которая стоит 3 бакса. Предположим, что это немцы, и они продают игру нам в Россию. Соответственно, себестоимость в России будет в 1,5 — 1,7 раза выше чем себестоимость производства минимум (этот коэффициент определяется таможней и логистикой) для большой партии. Скажем, получается пять баксов. При этом производитель хочет зарабатывать на коробке, то есть это уже 5+X, где X — это зарплата персонала производителя, аренда складов и прибыль и так далее. Сверху накладываются те самые отчисления от оптовой цены, которые платятся автору или обладателю лицензии. Получается (5+X)/0.9.

Предположим, игра продаётся в количестве 10.000 штук в год. Это норма для мегаконкурентного рынка Германии и круто для России. Производитель должен заложить в это количество штук стоимость не только производства, но и первичной разработки, то есть, например, оплату художника и так далее. Всё это ложится в ту стоимость, с которой таможня берёт сбор: множитель уже получается нехилый. То есть если предположить, что офис + персонал в Москве условно требуют 3.000.000 рублей в год, то затрат на одну коробку будет 300 рублей. Плюс производитель заложит прибыль, он же не в ноль работает. Итого сейчас X уже 13 долларов, если проект у производителя один (но обычно одна компания ведёт 5-10 проектов: людей становится больше, но всё же затраты на коробку снижаются).

К этому моменту игра, которая стоила на выходе с производства всего 3 доллара, уже стоит все 15-20. Заметьте, в промежутке не было крупного дистрибьютора, который наценил бы ещё. При этом сама игра лежит на складе у производителя в России, и её ещё нужно забрать и довезти до магазина.

Поставщик чаще всего отдаёт только крупными партиями, поэтому забирают её либо дистрибьюторы (и позже продают небольшим магазинам), либо розничные сети напрямую. Дистрибьютор, в свою очередь, делает дополнительную наценку за свои услуги и продаёт мелким оптовикам, которые делают свою наценку потом. Сеть делает стандартную наценку от 80% до 300%. Это самое интересное место: чаще всего его не понимают те, кто не знает точно, как устроена наша экономика.

Наша наценка — от 80% до 100%, поскольку мы специализированный игрок рынка. Если бы речь пошла о подарочно-сувенирном магазине, наценка была бы от 250% до 300%. То есть игра на полке стоит у нас уже 30-40 долларов, а у магазина подарков — 50-60 баксов и выше.

Внимание, главный вопрос: откуда такое резкое повышение цены? Ответ очень прост: это налоги и затраты сети. В эту наценку входит стоимость аренды магазинов, оплата персонала, маркетинг (его всего пара процентов) и другие меньшие затраты вроде телефонии, IT, транспорта, оборудования и так далее. Но основное — аренда и зарплата. При этом можно разобрать структуру налогов на примере зарплаты: мало кто понимает, что чтобы человек получил на руки 100 рублей, работодатель должен заплатить примерно 150 — это с учётом всех отчислений:

НДФЛ – 13%. Если человек на руки получил 100 рублей, то работодатель заплатил ему 100/0,87 = 115 рублей. ЕСН для годовой зарплаты менее 537 тысяч – 30%. То есть 115*1,3= 149,5. Если за год получается больше – ещё 10%.


Как чётко отметили в одной дискуссии, если бы люди получали на руки полную зарплату, а потом относили бы сами деньги в налоговую и пенсионный, автомат Калашникова резко стал бы бестселлером.

Отмечу, что по другим сферам наценка разнится довольно сильно: в продуктовых наценивают в общем случае около 20% (там безумные обороты, и это работает), в косметике вполне могут наценить 300-500% без особого стестнения и так далее.

Оптимизация цены


Теперь вернёмся к цене игры. Итак, она стоит у нас на полке примерно за 30-40 долларов. Себестоимость — 3 доллара, по дороге — пара небольших фиксированных отчислений и куча множителей. Очевидно, что можно попробовать оптимизировать весь путь (чем выше шаг в цепочке — тем меньше эффекта) — или же поработать с ценой издания. Если удастся снизить её до 2,5 долларов, то на полке она будет уже 20-25 долларов, а если до 2 — 18-20. Разница в один бакс даёт разницу в 10 для покупателя в рознице.

Что можно сделать? Нужно уменьшать цену производства. Так получается, что оптимизация по тиражу даёт мало: чаще всего производитель печатает то количество игр, которое позволяет не сильно ужаться при повышении тиража, и если игра «выстреливает», просто зарабатывает разницу. Переназначать цену в такой цепочке довольно сложно, поэтому производителю остаётся только терять на малопродаваемых играх и зарабатывать на хитах. Исключение составляет несколько игр-мегахитов. Например, «Уно» продаётся в Европе чуть ли не на каждой заправке за пару евро: здесь речь именно об огромном тираже.

Очевидный вариант существенного уменьшения цены — производство в России, когда из самого начала уходит множитель логистики и таможни (а он у нас от 1,5 до 1,7). При этом стоимость производства в России выше, чем в Китае или в Германии, плюс добавляется стоимость самой работы по локализации (а это 2-3 месяца труда команды, правда, распределённого между разными проектами — там не всё просто) — но всё же удаётся сохранить около трети стоимости на момент доставки на склад поставщика. Это разница между 20 и 30 долларами на полке. Именно для этого нужно локализовывать игры без языка: локализация кроме всего прочего даёт право на производство у себя в стране, что прямо сказывается на цене.

Теперь самый крутой вопрос года: почему, например, локализованная игра в России стоит дороже на 20-30%, чем такая же в США? Ответ достаточно прост: потому что при небольшом розничном заказе с Амазона или Ebay не платятся таможенные отчисления. И некоторые привыкают к тому, что можно покупать английские игры дешевле, чем русские. При этом если везти их через таможню оптом для своего магазина — действует сценарий выше с логистикой и таможней.

И ещё интересный фокус: чаще всего продавать игру без локализации производитель просто не разрешает. Поэтому та же «7 на 9» не имела шансов стать популярной в России без локализации: её просто не было бы на полках. Чтобы игра стала популярной, она должна появиться в магазинах по всей стране. Чтобы она появилась в магазинах, надо иметь право её продавать. Чтобы иметь такое право, нужна локализация.

Думаю, к этому моменту уже понятно про целые квесты по оптимизации таких цепочек. Ещё раз пара примеров:
  • Себестоимость умножается на кучу множителей. Научились делать коробку на 1 рубль дешевле — снизили цену на полке на 10-15 рублей.
  • Таможня и логистика — первая серьёзная затрата. Производим у себя по лицензии — минус 30% к цене.
  • Договорились про отчисления по лицензии ниже на 2% — минус 5% к цене на полке.

Отмечу, что наш рынок настольных игр считается далеко не самым высокомаржинальным: я встречал и 1000% наценки на китайское производство (пример — футболки), и ещё более весёлые случаи.

И да — добро пожаловать в суровую реальность.
Автор: @Milfgard
Мосигра
рейтинг 522,66
Настольные игры и здравый смысл

Комментарии (100)

  • +7
    Уже давно все в курсе, что приобретая товар в тамошних сетях, оплатив аренду, зарплаты продавцов, американские налоги, а потом ещё доставку в Россию, можно неплохо сэкономить.
    • +6
      Верно. Как я упоминал — если не платить за таможню, то есть если делать заказ на не очень крупную сумму и только для личного использования.
      • +5
        Я вот этого не очень понимаю — я покупаю товар в сети, потом пересылаю на посредника, потом почтой в РФ, на логистику уходит чуть-ли не 100% стоимости товара там, и, всё равно, получается процентов на 30 дешевле, чем здесь. Т.е. цепочка Китай — сеть в США — посредник — почта — клиент получается гораздо эффективней, чем Китай — сеть в России — клиент. У нас такая лютая таможня?
        • +1
          В общем случае таможня добавляет треть стоимости к цене товара с доставкой. Этот коэффициент может меняться. Нюанс в том, что большинство фиксированных на коробку наценок идут ещё до этого множителя в случае западной сети, а все российские — после, то есть итоговая цена получается выше не на треть.
        • +4
          Там не только таможня. Там налоговое законодательство иное и все посредники вне России платят меньше налогов (больше могут отнести к затратам). В результате у них значительно меньше наценка. У нас наценка на каждом звене в разы больше получается. А если ещё учесть НДС с которым для импорта полный зад (и вообще с ним зад), то и получаем то двукратное удорожание даже без учёта прибыли продавца, которые мы видим.
          • +1
            А можно поподробнее про двукратное подорожание?

            Возьмём для примера «INTEL Core i5 3330 BOX»

            У нас он на полке лежит начиная по крайней мере с 5750 руб = $190.38 (http://www.citilink.ru/catalog/parts/cpu/708064/)

            Реалии США я не так хорошо знаю, но гугл сходу цифры меньше $187.98 не предложил.
            • +2
              Я к тому, что у нас НДС с импорта берётся. И ещё таможенная пошлина берётся. В результате суммарный налог больше, чем в США.
              • 0
                Я и не вижу, чтоб он был больше в расчете на товар. Я вижу погрешность в пределах 1.5% по многим позициям. Но точно не в 2 раза без учета прибыли продавца.

                То ли люди научились не платить НДС и пошлину, то ли одно из двух. В любом случае не вижу причин не делать как они.
                • +1
                  При расширении рынка и экспорте в другие страны, крупные компании часто снижают стоимость оптовых закупок в разы (мы пытались заняться год назад DDR3 из кореи, и именно на таких условиях и не получилось), т.е. американский производитель для американского дистрибьютера поставляет 10 товаров по цене в 10 у.е, и тот продает по цене в 15 у.е, а в зимбабве продают 5 единицы товара по цене 9 у.е. и дистрибьютер запросит с покупателя те же 15 у.е., но заработает с учетом расходов не 5, а 3 у.е.

                  Хотя бывают и обратные случаи. Вообще очень много нюансов про дистрибьюцию, представительства и т.п. Это не рынок игр.
                  • 0
                    Посту уже 4 месяца, но всё равно спасибо, очень интересный пример.
                  • +1
                    Тезис был «двукратное удорожание даже без учёта прибыли продавца», а не «можно ли размазать 30%»

                    Скажем сейчас в розницу в Москве цена на Intel Core i5-4430 — от 6060 рублей. Официальная цена (по 1000 штук) $175. Разница 8%,

                    Процессор вышел 2 недели назад — везти его по сниженным ценам сюда, пока его и на родине как горячие пирожки разбирают, спешки нет, наш рынок за месяц никуда не денется.

                    Сколько ж надо купить, чтоб intel в 2 раза скинул с первого дня продаж?

                    Ладно б такая арифметика работала только у Intel и DDR, Intel один чип с разной маркировкой и по $100 и по $1000 может продавать. Материнские платы начального уровня нельзя в 2 раза дешевле отдавать (а дорогие можно, но тоже не понятно зачем) — там себестоимость близко. А разница в ценах всё равно в 10% укладывается.

                    PS. А как цены на DDR3 в США и Зимбабве коррелируют c DRAMeXchange, например? Если я правильно понимаю, сейчас чип на 4 гигабайта стоит 3.780$*8, а планка с ними 980 руб. Либо я промахнулся в 8 раз и наценка 6-8 раз, либо наценка минимальна, но, по вашей схеме, чипы в Зимбабве продаются в 2 раза дешевле рынка. Или вы говорите про какие то геймерские планки, где цены назначаются из головы?
            • 0
              Это всего лишь значит что процессор идет не по маршруту Производитель > США > Россия, а скорее Производитель > Россия. В этом случае конечная цена будет сопоставимой на обоих рынках. Во всяком случае этого можно добиться при желании производителя, при помощи того же зонирования.
              • 0
                Давайте материнские платы возьмем (Производителей процессоров мало — не так интересно). По ценам — аналогично, почти как в США. Производителей с десяток. Цены ни у кого в 2 раза не скачут. Все зонированием занимаются? Там маржа то не большая, в 2 раза ценами не поиграешь.
        • 0
          У некоторых производителей ещё играет роль зональность. США — один из самых дешевых рынков. В Европе любят ставить те же цены, но в евро, а значит дороже. И Россию традиционно относят к европейскому рынку, предлагая товары по европейской закупочной цене. Про игры не скажу, а вот на шмотках или айпэдах очень легко показать такой пример.
        • 0
          А вы привезите. У меня таможня обходится +50% к закупке. А уже потом идут все остальные наценки. Этот множитель в самом начале.
          Вот я купил за доллар товар. Привез в Россию и он стоит 1.5 доллара. Накинул 50%, что бы сделать скидку в 30% оптовику и вот он уже 2.25 и я еще ничего не заработал. Вы купите товар в Китае за 2-2,5 доллара в розницу (нормальная наценка в Китае — 2-2.5 конца) и не заплатите ни копейки на таможне — в итоге мы вышли на одну цену, а я еще не заплатил аренды, зарплаты, я уж молчу о стоимости денег (ну зачем мне бизнес, приносящий меньше вклада в банке?), последующей логистики (доставки до розницы или дистрибьюторов), бонусах и тд. ну и себе бы заработать что-нить.
  • +2
    Спасибо, было интересно. Приходилось встречать наценки в 14 раз на китайские чехлы к планшетам.
    • +2
      Это ещё повезло, на аксессуарах бывает и выше.
  • +93
    Вспомнил анекдот, хоть и не совсем по теме:
    Старик продаёт на базаре арбузы под табличкой «Один арбуз — 3 рубля. Три арбуза — 10 рублей».

    Подходит мужик и покупает арбуз за три рубля, потом ещё один арбуз по три рубля, потом ещё один арбуз по три рубля — и на прощанье радостно говорит:
    —Смотри, я купил три арбуза, а заплатил только 9 рублей! Не умеешь торговать!

    Старик смотрит ему вслед:
    —И вот так всегда — берут по три арбуза вместо одного, а потом учат меня коммерции...
  • +25
    Бесят эти 30%(+10%) + 13% + 18% + акцизы. А еще пошлины, сборы. И непонятно куда все. Ненависть.
    • +10
      Как это непонятно куда?
      На олимпиаду в Сочи.
      • +1
        Увы, нет.
        На олимпиаду (и прочие проекты такого плана) идут крохи.
        Основные потоки устремляются в Лондон, в Швейцарию, в Австрии есть несколько очень-очень старых банков. Еще хороший такой ручей ответвляется в сторону оффшоров, а оттуда — «невиданный приток иностранных инвестиций в экономику России».
        • +5
          Да вы что! О.О
          Кто бы мог подумать!
          • +2
            Осторожно, у вас красный курсив не видно )
          • +7
            Был безумно удивлен, когда случайно столкнулся с персоналом того самого австрийского банка. Раньше там русских тупо не пускали внутрь. не о чем разговаривать. а теперь в смене обязательно есть как минимум один клерк с родным русским.
  • +5
    Себестоимость — 3 доллара, по дороге — пара небольших фиксированных отчислений и куча множителей. Очевидно, что можно попробовать оптимизировать весь путь (чем выше шаг в цепочке — тем меньше эффекта) — или же поработать с ценой издания. Если удастся снизить её до 2,5 долларов, то на полке она будет уже 20-25 долларов, а если до 2 — 18-20. Разница в один бакс даёт разницу в 10 для покупателя в рознице.

    Этот момент не понятен.
    Как от себестоимости производства зависит стоимость логистики, офиса + персонала, локализации, заложенной прибыли?
    Это же, по идее, тоже фиксированные значения.
    • +1
      От себестоимости производства стоимость персонала, конечно же, никак не зависит. Но все эти косты входят в оптовую цену для России. И вот на этой цепочке важно уменьшить фиксированные части, которые лежат как можно раньше в формуле, до всех других множителей.
  • +2
    А мне вот непонятно упоминание 300% наценки как само собой разумеющееся. Зарплата, аренда… Производитель своим сотрудникам зарплату не платит? Или он склады и производственные помещения не арендует? А сотрудники перевозчика бесплатно работают? Или может у них склады бесплатные? Почему на всех этапах нет наценки в 300%, а при поступлении в розницу — есть?
    • 0
      Внимательнее:
      При этом производитель хочет зарабатывать на коробке, то есть это уже 5+X, где X — это зарплата персонала производителя, аренда складов и прибыль и так далее.
      В данном случае речь идёт о фиксированном на коробку отчислении, а не наценке в процентах. Поэтому этот момент вы пропустили, а при переходе к розничной сети вас зацепило. И да, величина X часто достаточно крупная.
      • 0
        Кто-то из нас неправильно понимает значение слова себестоимость. Себестоимость — это понесенные производителем издержки на производство и реализацию. Туда уже включены затраты на производство, транспорт, зарплату, различные отчисления и т.п. Так что я не понимаю зарплата какого персонала включается в Х, если изначально сказано что себестоимость составляет 3 доллара.
        • +1
          Понял. Я говорю о себестоимости производства. Вы — просто о себестоимости. Мы редко оперируем этим понятием, потому что на следующем этапе удобнее смотреть на оптовую цену в РФ.
    • +4
      Потому что производитель произвел 100000 коробок и заработав по доллару получил 100000. А магазин продал 1000 и чтобы получить столько-же должен заложиться по 100. Грубо говоря. Объемы разные. Например знакомый мне рынок велосипедов. В маленькой Словении великов продают больше чем в Украине и России вместе взятых. Как вы думаете какие наценти там и там чтобы получить разумные деньги?
    • –2
      Это еще автор не упомянул распространенную практику российских торговых сетей «стоимость входа на полку»-завуалированная взятка за разрешение чтобы ваш товар просто появился на полке магазина.
      Но с другой стороны, если есть желание кардинально снизить стоимость товара в рознице всегда есть вариант с интернет торговлей. И о чудо, становится так же дешево как с ebay, казалось бы с чего это? И почему этим малок кто пользуется? витрин- нет, магазина с большим персоналом -нет итд итп. Ах откатов и секретарши тоже нет. Ну тогда вся ясно.</сарказм> Нельзя от всех вокруг требовать жить по совести, а самому при этом её игнорировать. Это из моих реальных воспоминаний взаимоотношений с одной компанией- производителем игр.
      Конечно я понимаю, что в России слишком много покупателей-вуайеристов, которые никогда не купят товар пока не пощупают его руками. И при выборе интернет-магазин дешево или реальный магазин дешевоX2 всегда выберут последний вариант.


  • +1
    Все с локализацией круто и приятно до тех пор, пока от переноса производства в Россию не страдает качество компонентов. А такое, к сожалению, встречается очень часто
    • +1
      Печатать карты в России уже умеют. А заказывать сложные компоненты можно в Германии или Китае — это куда дешевле и удобнее, чем везти готовую игру. Правда, добавляется лаг логистики в 2-3 месяца, это уже вопрос просчёта цепочки поставок.
      • +3
        Печатать-то умеют, но только рубашки у всех карт разные получаются :) и по факту в такие локализации невозможно играть.
        • +1
          Когда делали Стартап, столкнулись с этой проблемой на первом тираже. Перевели все карты в пантон-палитру, выставили жесткие стандарты, выбрали хорошую типографию — и даже разные тиражи попадают цвет-в-цвет очень точно. Вопрос в том, что, например, карты с картинками с обилием оттенков и градиентов так не сделать.
          • +1
            Часто плывёт по яркости просто серая рубашка (каркассон например) тут уж обилием цветов ничего не объяснишь. С другой стороны западные издатели и с цветными рубашками хорошо спарвляются. Их карты приятно взять в руки.
            Здорово что у вас получилось сохранить рубашки в разных тиражах это для русской игрушки действительно достижение и почти не встречается.
      • 0
        А правда, что Fantasy Flight Games запрещает печатать свои игры в России, и локализованные игры все равно печатаются в там же, где и оригинальные?
        • 0
          Так делают многие производители. Классический пример — Wizards of the Coast (Hasbro), коллекционная игра MTG, где есть вторичный рынок карт. Они, грубо говоря, доверяют только одной типографии в мире.
          • +1
            Есть мнение, что это потому, что локализация по-русски — это удешевление производства за счет качества. Ни разу не видел локализованную в России игру, которая была бы сравнима по качеству с оригинальной.
            На играх FFG косячат только в переводе :-)
  • –2
    А как так может получиться, что некоторые игры в локализации стоят дороже, чем оригинальные? (например «Fury of Dracula»)
    • 0
      Есть же целый абзац про это в конце топика. И два коммента выше про разные структуры цепочки образования цены.
      • 0
        Абзац про то, что производитель не разрешает продавать игру без локализации? Или про ebay и amazon? Ни тот ни другой вариант не подходят, так как русская и английская версия игры продаются в одном и том же магазине, но русская дороже. И дело тут не в марже магазина, а в цене, по которой магазин эту игру покупает
        • 0
          Простите, теперь понял. Если они стоят в одном и том же магазине в РФ, если обе завезены «в белую» по налогам, таможне и политике правообладателя, если обе одинаковые по составу компонентов и их качеству — вопрос к производителю локализации.
          • 0
            Понятно, спасибо
  • +6
    Вот, заметьте, бабах происходит в оптовых и розничных сетях.

    А теперь такая ситуация: Я придумал игру, купил себе 3D принтер и заказываю печать не в типографии, а на принт-он-деманд. Раскручиваю свой сайт, и не связываюсь с оптовыми и розничными сетями. Получаю деньги, отправляю игру покупателю.

    Себестоимость у меня, конечно, выше. Но мне не надо печатать 10 000, хватит сотни, а то и меньше. Предположим, мне обходится игра не в 3 бакса, а в 10 баксов. Я накручиваю 10 баксов себе, за изобретение и за хлопоты. Плюс почтовая доставка, если не большая бандероль с ценностью, то баксов 5.

    Итого, клиенту игра обходится дешевле, мне выгоднее. И, кстати, если я честно работаю как ИП, то налоги у меня не такие уж и большие, не 50%.

    Да, я не автор, который просто придумал, и сидит и получает роялти, небольшой процент от тысячных продаж. Да, я и автор и производитель, у меня больше забот и хлопот. Ну и что, в наше время это не такая уж большая проблема.

    Да, я сам должен раскручивать свой продукт в сетях и пытаться его продавать. Ну да, зато я не завишу от маркетологов корпораций, которые мне скажут, что без лимузина на коробке мою игру никто не купит.

    Это, конечно, все фантастика. Но, как мне кажется, не так уж и далеко до осуществления.
    • +6
      Верно для разовых случаев. Если говорить о постоянных продажах, то, очевидно, в какой-то момент образуется стартап, который будет помогать продавать игры таким как вы — и он превратится в аналог розничной сети или Аппстора с соответствующими отчислениями.
      • 0
        Согласен. Но в апсторе не будет бабах в 300%.
        • +3
          Когда дело начнет касаться всего того, что состоит из атомов — начнет.
          • 0
            Если честно, не врубился.
            • +5
              Физический товар создает кучу сложностей, которых лишены копии виртуального товара. Например, Аппстору не нужны склады для готовой продукции.
              • 0
                Но всё равно в этой экономике присутствует чисто научное понятие «жадность». Вот я не совсем понимаю, почему магазин тупо умножает цену коробки на некий коэффициент и тем самым получает розничную цену. Магазину не всё равно, сколько стоит коробка, которая лежит у него на полке? Я бы гибче подходил, что ли. Скажем, коробку в метр шириной, которую продают за 100 рублей, я бы облагал на все 500%, т.к. она место без толку занимает. Ну или хотя бы ввёл логарифмическую шкалу — чем дороже товар, тем меньше наценка в процентах.
                • +1
                  Так и есть по факту, только принципы другие, не от размера. Вообще, если закапываться и делать умную аналитику — деталей очень много, но я рассказываю про упрощённую модель.
                • 0
                  Насколько я помню, в бухгалтерии есть только одна возможность оценить что-то — перевести в денежный эквивалент. В торговой организации, где торгуют относительно однородным товаром с широким ассортиментом просто нет возможности оценить каждый товар в отдельности. К тому же, коробка в метр шириной либо будет стоить в разы дороже, либо будет принадлежать к другой группе товаров.
                  И да, если Вас это порадует, в Германии наценка розничной сети (например на одежду) легко достигает 230-250%
                  • 0
                    Да я, честно говоря, вообще не понимаю, почему торговая сеть работает за процент. Скажем, почта же не работает за процент. Или фирма, которая занимается упаковкой коробки.
                    • 0
                      потому что торговая сеть инвестирует свои деньги и рискует именно стоимостью. Почте пофиг какие письма везти, а если бы почта должна была например оплатить отправителю всю стоимость письма, а потом взять с получателя стоимость + тариф то представьте сколько бы она брала за свою работу.
                      • 0
                        Ну вообще существуют такие вещи как страховка и наложенный платёж.
                        • +1
                          Которые, конечно же, не зависят от стоимости посылки? :)
                          • 0
                            Зависят, но составляют крайне малый процент. В случае почты России страховка достаточно дорогая (мы помним, как эта контора работает), но, например, финской почтой я не так давно пользовался — так там можно застраховать даже международное отправление на большую сумму за крайне низкую ставку. Ну я финнов упоминаю, потому что мне тут пример немецкой сети торговой предлагают.
                        • 0
                          Страховка это совсем не то. Ну это как водителю грузовика нужно было бы _купить_ весь товар за свои деньги а потом _продать_, то есть, хочешь развести хлеб по магазинам — потрать сначала пару тысяч своих долларов. Многие бы согласись бы стать водителем?)
                    • +1
                      Наверное потому, что почте всё равно(в определённых приделах) что перевоизть — ржавые гвозди, иди айфоны. Затратная сторона будет одинакова при одинаковом весе (точнее сказать при одинаковом весе в границах определённого удельного веса). Кроме того в стоимость пересылки входит и минимальная страховка от утери отправления. Желает отправитель дополнительную страховку — добро пожаловать, есть услуга, которая уже зависит от стоимости вложения.
                      При оплате наложным платежём тоже нет прямой зависимости от стоимости, ведь по сути услуга будет одна и та же «возьми деньги у получателя и отправь их отправителю». Конечно же, затратная сторона этой услуги зависит от суммы платежа, но на фоне общих затрат эта зависимость не слишком велика и ёё можно усреднить.
                      Что касается «фирмы, которая занимается упковкой коробок» — здесь тоже есть свои ньюантсы. Стоимость упаковки зависит в определённой мере от стоимости товара, который должен быть упакован. Можете поверить на слово — стоимость хранение/упаковки гвоздей будет немного другой, чем стоимость хранения/упаковки айфонов. Но пока вы находитесь в одной категории товара «гвозди» большой разницы вы не увидите.
                      Тут была одна забавная история, где я с одним в дисскусси с одним бухгалтером из логистики в шутку сказал — «не нужно сравнивать яблоки с грушами», на что бухгалтер ответил мне «отнюдь — условия хранения, срок годности и условия транспортировки одни и те же, так что сравнение вполне уместно».
                      Одним словом — определите, какой параметр в значительной степени влияет на вашу расходную часть и Вы сможете соствлять усреднённую калькуляцию просто помножив базовую величину на какой-то коэффициент.
                      • 0
                        Гм, ну а вывод-то какой? Вы же как раз пишете примерно то, что и я выше — почте всё равно, что перевозить, цена одинаковая. Я не понимаю, почему магазину не всё равно, что продавать, и почему магазин берёт именно процент от цены коробки, в отличие от почты.
                        • +3
                          Потому что если бы магазин брал фиксированную стоимость, он бы никогда не взялся продавать например настольный старкрафт за 70 баксов если за эти деньги можно привести и продать полсотни уно. И в итоге в ассортименте был бы только самый дешевый товар.
              • 0
                Сергей, я выступаю оппонентом в споре, при чем отстаиваю точку зрения, которая противоречит самой модели вашего бизнеса. Но, на всякий случай, предупреждаю, что на самом деле «Мосигра» мне нравится, и как сайт с качественным контентом, и как бизнес компания и как бизнес-модель тоже. На всякий случай изъясняюсь в любви к вашей фирме, чтобы вы не подумали, будто я какой-то левацкий ненавистник буржуев.

                Так вот. Модель моя строится на том, что изобретатель игры и автор начинает выступать не только как человек, получающий авторские вознаграждения, но и как производитель и прямой продавец своего товара. Его продажи ниже, чем те, которые могли бы быть, но его доход выше.

                Склад товара в этом случае − его дом. Если его товары производятся не тысячами, а явно до сотни, то это не такая уж и проблема. Что касается некоего апстора, некоего сервиса, который помогает продавать, в новой модели, которую описываю, этому апстору не потребуются свои площади. Он просто помогает пользователям найти ваш сайт и ваш товар.

                Либо, если мои товары продаются уже тысячами, мне становится проще связываться с неким логистическим складом, который собирает товар и распределяет по почте. В этом случае, опять-таки, здесь нет 250-300 процентов. Логистический центр берет на себя мои временные затраты, связанные с производством и отгрузкой.

                Но, опять повторюсь, я отдаю себе отчет, что это пока все только планы на будущее, может утопия, может фантастика. А вам я честно желаю процветания и развития. Мне, кстати, очень жаль, что в Твери «Мосигра» закрылась. Впрочем, рынок, как гравитация, «бессердечная сука».
                • +2
                  Ну, это предположения на уровне «если бы все собирали свои компьютеры в гаражах». Ниже есть ветка. И в Твери магазин продолжает работать, только уже не по франшизе, а как наш оптовик, поэтому гравитация тут ни при чём.
                  • 0
                    Так оно оно и есть. А где ваши представители теперь торгуют? Не на Вагжанова 21?
    • +6
      А кроме того, что написал выше Milfgard, в определённый момент роста, вы наймёте себе помощника, потом больше. Их нужно будет устроить официально, вот тут появятся расходы на бухгалтерию и дополнительные налоги, ну и покатилось.
    • +3
      ну раз вы решили работать честно, то зарегистрировавшись как ип, вы должны за 2013 год заплатить как минимум 36 тысяч рублей взносов в фонды, это не считая ещё и отчислений в зависимости от выбранного режима налогообложения.

      то есть, продав 100 копий игры, с наценкой в 300 рублей (30000 руб), вы всё ещё в минусе :)
      • +2
        А продав 2000 копий (не обязательно одной игры) с той же наценкой, заработав 600 000 руб., вы выплатите 36 000 р. налогов (по упрощенке 6%), которые целиком покроют взносы в фонды…
        • 0
          Вы выплатите взносы в фонд, и эти взносы вычтут из налогов. Т.е. вам не придётся оплачивать налог.
          • 0
            Нет, немного не правильно. Взносы в пенсионный фонд могут быть вычтены из единого налога, или правильнее, единый налог может быть уменьшен на сумму взносов в пенсионный фонд. Но при некоторых условиях:
            − взносы должны быть реально внесены при чем именно на этот год,
            − налог не может быть уменьшен больше чем на 50%.

            Оптимально надо насчитать налога на 72 тысячи рублей в год, чтобы сумма налога была минимальной. Это или 1 :200 :000 рублей дохода в год при 6% (если расходы не уменьшают базу), или 480 :000 в : год, при 15% (доходы минус расходы).
            • +1
              − налог не может быть уменьшен больше чем на 50%.
              Этот пункт устарел, с 2013 можно вычитать 100%. Поэтому, достаточно зарабатывать 600 000 рублей, чтобы взносы в фонды полностью вычитались из налогов.
              • 0
                Да? Спасибо, не знал, надо почитать.
                • +1
                  Даже с 2012.
      • 0
        Ну да, если я сейчас работаю как ИП один, без нанятых работников, я плачу фиксированно, не зависимо от объемов, 36 тысяч рублей в пенсионный. Будучи на упрещенке, могу выбирать, либо:
        − 6% от всех доходов, не зависимо от расходов,
        − 15% от доходов минус расходы.

        При моделе бизнеса, когда затраты на одну игру 450 р. (300 р. изготовление, 150 р. пересылка), а доход 300 р, совершенно все равно, какой способ налогообложения, все равно 45 р. с каждой игры единый налог. Правда, можно в расходы закладывать покупку 3D принтера, и даже лизинг оборудования, тогда чаша весов перевешивает в пользу налогообложения, когда доход минус расход. Но это отдельная тема.

        Итак, я зарабатываю по 255 рублей с игры. Мне нужно продать 150 игр, чтобы окупить выплаты в пенсионный фонд. То есть больше 12 в месяц. А чтобы чувствовать, что вообще не зря занимаюсь этим, нужно продавать больше 100 игр в месяц. То есть больше 1000 в год. Это не тиражи в 10 000, и даже не 5 000, как описано в статье. При чем, вы можете менять что-то на ходу, потому что у вас есть быстрая обратная связь. Вы мобильны и легки на подъем.

        Остается только оценить, насколько это реально. Например, запостить на кистартере. Или сделать пробный сайт, запустить рекламу в гугле, и посмотреть, готовы ли люди покупать. Заметьте, все это делается без больших вложений денег, то есть почти без риска.

        Что касается замечания Грокса, что рано или поздно я найму людей, и опять будет куча налогов − да не без этого. И ИП уже не столь привлекательны, как это было 10 лет назад, когда обязательные выплаты в пенсионный составляли 1 800 рублей в год. А если связываться с полным налогообложением, то и правда кричи караул. Но и здесь есть выход:

        − Не нанимай работников. Сотрудничай с такими же как ты, кто автоматизирует процесс и зарабатывает сам. Не иди в стандартную экономику, строй новую экономику.

        Хотя, должен признать, что пока все это выглядит весьма утопично. Остается надеяться, что перемены произойдут не через пару веков, а немного быстрее.
        • +1
          1000 комлектов игры в месяц самому произвести в одиночку дома на одном принтере ( да еще и 3д принтере)? Допустим 20 дней в месяц по 50 комплектов в день только изготовить. Далее это все нужно активно продвигать в интернетах и при помощи личных контактов, тратить время на отправку посылок и написания-поддержания сайтов. Плюс начальные вложения тоже нужно успеть отбить, прежде чем прибыль пойдет.
          В общем опыт кикстартера куда более реалистичен, согласитесь. И схема там от вашей весьма и весьма отличается.
          • 0
            Я писал по 100 игр в месяц. Если продажи переваливают за 1000 в месяц можно легка начать заказывать промышленные партии.
    • +4
      Так оно и будет.

      Останется лишь вопрос — как достучаться до игроков, когда таких создателей с принтерами будет 100 000 или миллионы?

      Нечто подобное сейчас происходит в AppStore.
      • +1
        Ну да, это издержки легкого старта. Если раньше, чтобы запустить тираж, надо печатать 5 000, и нужны минимальные вложения в 15 000 баксов только в производство того, что может и не будет продаваться, то и желающих рискнуть единицы. Поэтому раньше все настольные игры были бродилки к кубиком, одинаковые как одна и та же.

        Теперь старт дешевле, желающих куча. Да, будет куча принтеров у сотен тысяч, да будет куча предложений. Зато большая конкуренция привет к большему разнообразию, к интересным решениям, к новинкам, кто-то на этом поднимется и разбогатеет.

        Ну да, будет много лузеров. Но это же не разорение и не смерть. Проба сил. Опыт. Можно будет занять некую другую нишу.

        И самое главное − мы все еще мыслим категориями эпохи массового производства. То есть я придумаю что-то и буду продавать всему миру миллионами. Зачем? Можно найти свою маленькую нишу, продавать не миллионы, а тысячи, но быть лучшим в своем узком сегменте. Этих ниш кучи, и здесь у тебя будет не много конкурентов.

        Если тебе сильно повезет, ты станешь новым Гуглом. Если не повезет, то 37-синглс, что тоже очень не плохо, поверь мне.
    • 0
      В сеть с тиражом 100 экземпляров? Там с вами разговаривать даже не станут. Вообще немного касался темы розничных сетей, правда не с играми. Войти туда с любым товаром как правило можно только за хороший откат.
      • +3
        К нам в Мосигру можно войти и сотней экземпляров в тестовом режиме. И часто входят, есть примеры очень удачных историй. Если по результатам теста в интернет-магазине и одном розничном игра идёт хорошо — берём в сеть. Требования — соответствие законам по требованиям к изданию (например, многие забывают про адрес производства), нормальный внешний вид, не безумная цена. Такая программа тест-флайтов, в частности, очень важная вещь для поддержки отечественных разработчиков.

        А вот когда мы 3 года назад пробовали поставить «Шакал» в подарочные сети, тогда да, столкнулись с тем, что плата за вход (официальная, всё-таки дикие времена кончились) высока.
  • –1
    Поток сознания. В целом вы конечно верно начали, но когда от прямых чисел перешли к процентам — это выглядело лишь как оправдание.
    Если хотите чтобы вас поняли, то приведите примеры более-менее реальных рассчетов, без указания 300% «потому что нужно содержать торговую сеть и персонал». Я не поверю что в 300% не заложены ваши сверх-прибыли.
    • +4
      Мы нацениваем не 300%, а 80%-100%. Такова модель работы любой розничной сети: делается не фиксированная наценка, а именно повышение на процент. Бизнес-план, естественно, я вам показать не могу. Можете не верить, разумеется, это ваше право — но просто учтите, что если бы у нас там были заложены дикие сверхприбыли, это сразу бы сказалось на повышении активности конкурентов. Напоминаю, наш рынок считается не очень маржинальным.

      Это экономика. Она саморегулируется.
      • 0
        Я понимаю вас, и имею примерное представление о том, как это происходит. И мой комментарий — это скорее провокация к тексту вашей статьи:
        Вы начали очень подробно и доступно с конкреных чисел, и быстро ушли в неконкретные. Статья могла бы быть более информативной, если бы вы привели более детальный рассчет.
        А сейчас первая часть статьи по факту сворачивается в «мы вынуждены наценивать 500%, потому что 100% — это наценка производителя, еще 100% съедает транспорт и таможня и последние 100% — расходы на содержание торговой сети и наша прибыль»
        • +4
          Попытка провокации не засчитана :)
          Повторяю — я не буду показывать бизнес-план. Но если вы возьмёте цену за аренду, примерно прикинте зарплату персонала и соберете ещё данных для открытия даже одного магазина — быстро придёте к выводу, что такая наценка не оставляет вам достаточно прибыли, пока вы не станете получать эффект от масштаба сети.
      • 0
        И главный ваш конкурент — почта России.

        А её активность вы заметите только уменьшением продаж.
        Вы, конечно, будете отвечать понижением цен? )
  • +1
    А может тогда проще продавать цифровые исходники. А покупатель сам распечатывает в соседней типографии. Пусть стоимость печати в 10 раз больше, но это получится 10 долларов в не 50 )).

    Продолжая мысль, вместо специализированных магазинов нужно ставить специализированные типографии, заточенные на печать именно игр.

    Конечно встает о пиратстве, но как-то ведь продают аудио-книги, mp3, игры и т.д.

    Знаю, что звучит утопично, так, прикола ради ))
    • 0
      Ну кучу игр можете так напечатать)
  • 0
    Немножечко оффтоп конечно, но в корне любого товара, услуги, сервиса всегда стоит энергия. Это если докапываться до самого конца. Поэтому любая цена, в первую очередь складывается из стоимости энергии. К сожалению мы привыкли этого не замечать.
  • +1
    Все хорошо и правильно расписано. Есть только еще один забавный момент (я так понимаю, что именно из-за этого момента свою розничную сеть открыли).
    Допустим, мы — российские производители некоего товара (собственно, это так и есть). Скажем, себестоимость товара — 100 рублей. Мы готовы отдавать товар оптом по 120 рублей. И розничная цена, например, в 150 рублей нас вполне бы устроила. Однако сети закладывают маржу не меньше 100% (в нашей отрасли). Т.е. если мы им оптом отдаем по 120, то их цена на полке — 240 без вариантов. И теперь у нас есть два выхода: либо делать нашу розничную цену тоже 240 рублей (иначе сеть не будет у нас брать товар — дураков нет продавать по 240 то, что рядом продается по 150), либо плюнуть на оптовые продажи и торговать только в розницу по 150 рублей (понятно, что при этом объемы снижаются драматически)…

    Самое интересное, что маржу в 100% хотят не только сети (что более-менее понятно — издержки у них серьезные), но и интернет-магазины. Типичный разговор на выставке с хозяином интернет-магазина:
    — Почем у вас опт?
    — А опт для вас — это сколько единиц товара?
    — Товар новый, поэтому для начала закупим одну штуку.
    — А почему вы считаете, что одна штука — это опт?
    — Так мы же не себе берем, а на продажу!
    — Ну ладно, и сколько же вы хотите скидку от рекомендованной розничной цены при опте в одну единицу товара?
    — 50%!
    Т.е. те же 100% маржи. Вот так вот…
    • +1
      Ну, сеть не с потолка эти коэффициенты берёт. Скорее всего, если вы начнёте торговать своим товаром по 150 рублей, то сначала всё пойдёт хорошо (один общий склад, одна точка выдачи, те же курьеры, простая логистика, почти тот же офис что и у производства, почти нулевая аренда), а при желании масштабироваться вы быстро поймёте, что что-то конкретно не так в вашей модели ценообразования. И да, видимо, речь в себестоимости. По крайней мере, у нас при таких условиях постановка в сеть сразу означает большой тираж, который позволит существенно оптимизировать себестоимость производства.
      • +1
        Ясен пень, не с потолка.
        Но мы же с Вами понимаем, что в наценке сети есть не только издержки, но и нефиговая норма прибыли (не случайно сейчас в России ритейлеры растут как грибы после дождя, на одну только X5 посмотрите).
        С другой стороны, как известно, «кто придумал — тому доллар, кто сделал — тому 10, кто продал — тому 100»(с). Я не пытаюсь спорить со сложившимся порядком вещей — ситуация вполне объективна.
        Что касается собственной розницы vs сетей, то тут еще один фактор есть. Конечно, сети дают объемы и если туда получилось удачно зайти, то денежный поток впечатляет. Но сама возможность туда зайти появляется только при наличии доступа к хорошим оборотным средствам, ибо тиражи для сетей большие, а отсрочка платежей — до полугода. Если есть где взять кучу денег задешево на полгода — конечно, имеет смысл бороться за сети. Но на хлеб с маслом можно и на собственной небольшой рознице заработать, при этом потребность в оборотке радикально ниже.
        • 0
          Да, верно. Большой тираж — это одна из проблем входа. Я уже писал выше, у нас есть специальная тестовая программа для отечественных разработчиков-издателей, которые заходят с одним-двумя продуктами, это очень приятная для них «ступенька» в большую сеть.
      • 0
        > при желании масштабироваться вы быстро поймёте, что что-то конкретно не так в вашей модели ценообразования.

        То есть вы утверждаете, что с ростом объема себестоимость за штуку растёт?
        Мне кажется вы что-то сильно не так делаете.
        • 0
          Внимательнее. Я написал, что проблема выше в себестоимости. С объёмом продаж себестоимость падает. Dzhe не учитывает этого эффекта когда считает модель постановки в сеть.
          • 0
            Я не учитываю? Себестоимость падает, но относительно незначительно (на примере нашего товара — при тираже в 10000 штук себестоимость упадет процентов на 10 за единицу относительно тиража в 1000 штук). «Девять женщин не родят ребенка за один месяц»(с) :-)))

            Маржинальность при поставке товара в сети — крохотная. Обороты — гигантские (значит, оборотные средства нужны — фантастические).
            Итого: в абсолюте денег дофига, в процентах от оборотки — крохи. Т.е. если есть доступ к дешевым оборотным средствам, то работа на сети — это мечта. Если такого доступа нет — про сети можно просто забыть.
            • 0
              А вот теперь вы считаете себестоимость производства, а не общую, видимо. У вас есть фиксы (аренда вашего офиса, зарплаты и т.п.), которые «размажутся» по всему тиражу. Плюс вы сможете получить большие продажи за счёт меньшей маржи (сеть). В общем, надо смотреть по конкретике, но в общем случае — да, вы правы, нужен доступ к оборотным средствам.
              • 0
                Наши «накладные расходы» настолько незаметны на фоне себестоимости продукции, что увы. :-)
  • 0
    Просто любопытства ради, а почему, например, «small world» (маленький мир) продается без перевода? Ведь там, по сути, перевод нужен только правилам — на игровых компонентах ничего нет.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка