Настольные игры и здравый смысл
1 119,43
рейтинг
27 ноября 2013 в 16:01

Разное → Объектно-ориентированный бизнес: как работает франшиза

Если сравнивать свой бизнес и франшизу — разница будет примерно как между использованием сторонней библиотеки или написанием собственной. Своя приносит глубокое моральное удовлетворение, сторонняя – работает.

Пример: По данным президента Российской Ассоциации развития франчайзинга из новых бизнесов течение первых 5 лет работы только 14% компаний, открытых по франшизам, закрываются по различным причинам — против 85% закрытых самостоятельных компаний. UPD: тут был пример из детального исследования в США, но в комментариях мы ковыряем источник, не всё так радужно. В России нормальной независимой статистики пока нет, но, как говорят профильные издания, ситуация близка к тому, что франчайзинг переживает второй год в восемь раз чаще. И это, кстати, отлично понимают банки: например, предлагают специальные льготные кредиты для бизнеса, открытого по франшизе.

image
Кусочки из нашего франчбука: полностью готовый «код», который просто надо воплотить.

Но вернёмся к этой объектно-ориентированной модели бизнеса и трём её главным качествам: наследовании, инкапсуляции и полиморфизму. Ну и заодно рассмотрим грабли, по которым мы ходили. В целом, франчайзинг для бизнеса — это примерно то же, что WEB 2.0 для Интернета. Ниже ликбез, почему.

Определение


Итак, франчайзи — это такой тип бизнеса, когда вам передаётся бизнес-модель, право на использование логотипа и различные материалы и инструкции (всё вместе – класс), а вы начинаете всё это воплощать и следовать стандартам (создаёте экземпляр). Самый простой случай — товарные франшизы, когда вам просто отдают товар со скидкой, недоступной другим. Затем – франшиза, которая даёт логотип и марку. И, наконец, чаще всего хорошая франшиза даёт ещё и протестированную заточенную модель, которая содержит все действия, которые ведут к успеху. Модель, разумеется, наиболее ценна.

Наследование


Франшиза получает от франчайзера «ДНК бизнеса», то есть уже действующую пошаговую схему. Со стороны кажется, что основная ценность в передаче узнаваемой марки, обеспечении поставок товара и совместном маркетинге, но на практике больше половины успеха зависит от того, какая используется бизнес-модель, и насколько она адаптируется к региону. В России франчайзинг только делает первые шаги, так как на текущий момент мало кто понимает ценность всего этого.

Грубо говоря, франшиза — это алгоритм ваших действий, позволяющий получить в результате успешный бизнес. Достаточно просто следовать ему — и успех обеспечен, если вы делаете всё правильно. Конечно, если с одной стороны, модель выверена, а с другой — у вас руки растут из нужного места.

Инкапсуляция


С другой стороны, для головной организации франшиза — это «чёрный ящик», который берёт товар и обеспечивает прибыль. Это означает, что туда не нужно ставить управляющего (ведь лучший и безумно замотивированный управляющий — тот, кто ведёт своё собственное дело), туда не нужно распределять какие-то управленческие ресурсы и не нужно думать обо всех нюансах локализации. Сокращается управленческая цепочка — это очень важно для эффективности крупной организации. В итоге образуется децентрализованная сеть узлов, где каждый узел действует самостоятельно в рамках общей стратегии. Это очень удобно: всего несколько человек могут управлять большой компанией, работая не с конкретными ситуациями, а «модифицируя код», то есть «ДНК» компании. Это похоже на действия отрядов в «Игре Эндера» — командующий даёт общую стратегию, независимые командиры подразделений воплощают на своё усмотрение.

Полиморфизм


При всём этом франшиза должна выживать в любом климате и в любых условиях. «Интерфейс» торговой точки может меняться, но общая суть остаётся прежней. В некоторых странах, например, Макдональдсы имеют совершенно другое меню — но при этом остаются собой, используют те же принципы выбора места, ту же политику персонала, те же логистические цепочки и так далее.

Почему франчайзинг — такая популярная штука?


  • Есть работающая модель бизнеса, не нужно долго и тщательно выбирать идею. Ниша проверена, туда можно заходить. Плата за такую проверку – развитие в рамках правил франшизы.
  • Нет проблем с обучением. Головная компания обычно даёт готовую модель и учит, как по ней работать. Правда, есть ограничения: от этой модели вряд ли получится далеко отступить. Что не всегда плохо.
  • Всегда можно посмотреть на ошибки других франчайзеров и воспользоваться их совместным опытом. Обучение пойдёт быстрее, чем при ведении своего дела. Это как хороший опенсорс.
  • Не надо думать о многих вещах в работе с поставщиками: у вас нет проблем с внешнеэкономической деятельностью, нет вопроса консолидации грузов, очень простая логистика и очень простая организация заказов. При этом головная организация умеет «продавливать» поставщиков, что открывает перед вами более широкие возможности, чем просто отличные цены. Это как фреймворк.
  • Вы пользуетесь известностью сети: это открывает двери торговых центров и даёт оптимальные возможности на переговорах по рекламе, промо и другими вещам. Вам не нужно доказывать, что вы известны и солидны. Плюс реклама сети работает на вас. Сила франчайзи в едином бренде: у вас будет этот бренд, и вас будут узнавать сразу же, без дополнительной идентификации.
  • Вы защищаете себя от конкуренции: мастер-франшиза на регион будет означать, что как минимум одна федеральная сеть к вам не придёт (а приход такой сети — настоящий кошмар многих представителей малого бизнеса). Чтобы вы понимали масштаб, приведу пример: приход федсети в регион — это как если бы Гугл вдруг начал делать такой же софтверный продукт, как у вас. Можно либо успеть вовремя продаться, либо пойти и тихо сдохнуть.

3 «против»


  • Это не полностью ваш бизнес: многие отказываются от франшизы только потому, что хотят что-то своё.
  • Вы должны будете соответствовать стандартам франшизы и поддерживать её процессы. На практике это означает достаточно жесткий комплекс требований, который, скорее, помогает бизнесу, чем вредит — но всё же часто воспринимается негативно. Похоже на общие стандарты написания кода, принятые в команде.
  • Скорее всего, не получится расслабиться: план обычно предполагает непрерывное расширение на протяжении 2-3 лет минимум.

И ещё. Надо помнить, что если вы вдруг решите уйти из франчайзи-системы, то вас будут ждать довольно серьёзные траты. Например:
  • Придётся отказаться от товарного знака и пытаться развивать свой бренд.
  • Нужно будет сразу переделать всю наружку, все макеты в магазине, листовки, футболки продавцов и всё-всё-всё, права на что принадлежат владельцу франшизы – иначе в гости придут уже с официальными бумагами и нехилыми штрафами.
  • Нужен будет свой сайт, то есть к нему – заново все фото товара, все тексты, SEO и так далее.

С другой стороны — зачем всё это франчайзеру?


  • Есть постоянный спрос: фактически, каждая франшиза — это клиент.
  • Большая сеть — лучше условия у поставщиков и больше возможностей продавить нужные решения.
  • Появляется канал распространения собственной продукции.
  • Полностью решается вопрос кадров на местах.
  • Очень важно: появляется дисперсионное управление. Центры находятся не на вершине пирамиды, а непосредственно там, где нужны решения. Каждый из руководителей представительства знает, какая стратегия для чего необходима, и способен умно адаптировать модель под регион. Компания получает больше гибкости и больше скорости.
  • Бизнес-модель постоянно улучшается благодаря умной и обратной связи.
  • Можно делать большие вещи вместе со всеми другими участниками сети.

При этом — основная проблема — в том, что если вы даёте кому-то свой бренд, а он создаёт антирекламу, например, плохим сервисом, это мешает всей сети.

Какие есть моменты в «большом» франчайзинге


Если подняться на уровень выше от схемы Москва-регион, и посмотреть на модель Европа-Россия, то открывается ещё ряд волшебных тем. Во-первых, есть франшизы с представительством в стране и без. Опытные бойцы этого фронта советуют работать с теми, что без представительства – потому что когда «головняк» приходит к вам в гости, вы можете найти много различий в своём мироощущении и мироощущении владельца марки.

Многие современные модели включают высокую автоматизацию. Например, часто в одежде встречается автоснабжение товаром. Представьте, вы магазин нижнего белья, например – и вы не делаете заказ, а просто платите за него. И узнаёте, чем вам торговать, когда открываете коробки, пришедшие на склад. Опять же, не факт, что это минус, но непривычно – точно.

Россия – довольно привлекательный рынок для США сейчас, к нам идёт много западных франшиз. Почему? Потому что их рынки ещё не исчерпаны, и они «доят» их с одной стороны. А с другой – совсем не их менталитет, нужны люди, которые собаку съели на местной работе. Прелесть в том, что можно быстро войти в рынок с моделью, отработать 10 лет… и рисковать вылететь из бизнеса, когда компания откроется сама.

В Москве сейчас построены почти все ТЦ, поэтому основной вектор развития франчайзинга в регионах.

Как это делали мы


Может показаться, что достаточно просто написать основные принципы работы франшизы в документе – и всё закрутится. Но нет, на самом деле работы куда больше – и ранняя раздача франшиз может быть не самой хорошей идеей.

Первое, что нужно – это проверить жизнеспособность модели. Мы, например, развиваем собственную эффективную розничную сеть, и совершенно точно знаем, как решаются все мелочи в магазинах настольных игр. Это знание профессионала: мы предлагаем только то, в чём уже ощупали вообще все грабли. Предельная конкретика очень важна – ведь именно её нужно будет повторять франшизам.

Второе – это обеспечить сервисы центра, ядро системы. В нашем случае это организация закупок у сотен поставщиков (в том числе – импортёров, то есть работа с таможней), консолидация всего этого дела на огромном складе, оформление всех документов, работа с продвижением по всей стране и так далее. Самое сложное – получать хорошие условия у крупных поставщиков: они тем лучше, чем выше ваш опыт и больше сеть.

Третье – сделать полностью понятное пошаговое руководство. Два года назад мы написали 100-страничный документ, где детально описывалось, как искать людей, выбирать игры для полок, рекламировать точку и так далее. Но через некоторое время оказалось, что каждый делает всё по-своему. Просуммировав опыт, мы написали уже 300-страничный документ, где описывается каждый шаг. И к нему сделали очень много приложений – например, все документы на оформление сотрудника, образцы точных смет на ремонт магазина, образцы писем для приглашения и отказа по вакансии, примеры успешных и ошибочных звонков в колл-центр, схемы размещения наружной рекламы. Даже схему подключения колонок для музыки в магазинах – тоже нарисовали. Всё это заняло почти полгода, но было крайне нужно.

Сложности


Понятное дело, по дороге возникали разного рода интересные задачи. Часть мы решили, часть – ещё нет. Вот примеры реальных проблем:
  • Товара нет у поставщика, но наш франчайзи-партнёр недоволен нами. Принцип очень простой: отечественные поставщики могут выкидывать любые сюрпризы с наличием, и даже обеспечение запаса товара на складе не гарантирует, что не будет ситуации с тем, что игра банально кончится везде по стране. При этом её будут спрашивать в магазинах. Мы-то сделаем всё что сможем (от иностранного поставщика – даже сами встретим первый контейнер с таможни чаще всего) – но франшизе всё равно. Кто-то решает это автоматизацией поставки (как я писал выше, когда владелец франшизы даже не думает про товар), кто-то уходит от единого центра консолидации грузов и так далее. Мы сейчас прорабатываем ещё один вариант, пока в бете.
  • Не смогли решить с одновременным запуском товара в продажу. Идея классная – в один и тот же день делать старт продаж с красивой и шумной акцией по всей сети. Как в премьеру фильма. Проблема, конечно же, в логистике. У нас есть и Владивосток, куда ехать поездом две недели, и Южно-Сахалинск, куда даже самолётом не всегда получается забросить за трое суток, и так далее. С однотипными мероприятиями тоже не всё гладко: чтобы вы понимали масштаб сети, в этому году, когда в Астрахани проводилась игротека на зелёной траве, как раз на Сахалине не могли открыть дверь магазина, потому что её завалило снегом. Но в целом, если не считать одновременного запуска, всё решаемо.
  • Есть актуальная проблема со взаиморасчётом франшиз по акциям. Если совсем коротко – человек может сделать N покупок в одном городе, а плюшки с них реализовать в другом соседнем. Если при этом акция будет такой, что ему дают бесплатную игру – очевидно, первый город будет должен её второму.

Решение каждого вопроса — это как хорошая задача для разработчика. Где-то нужно менять архитектуру, где-то есть красивое математическое решение, где-то нужно использовать разные хаки, где-то делаются костыли… и всё это выкатывается в релиз на хайлоад-систему из десятков магазинов.

За уже почти 5 лет случалось всякое. Мы закрывали магазины (например, в одном из топиков кто-то написал, что наша франшиза в Волгограде использует не очень этичную рекламу краской прямо по стенам домов – мы проверили всю работу и закрыли контракт). Некоторые сходили с сети в свой бизнес, решив вести дело сами – и с удивлением понимали, как это сложно (кстати, кое-кто потом вернулся обратно). Магазины переходили из рук в руки между главами франчайзи, перепродавались и так далее. Правда, пока ни разу не наследовались. Сейчас вот продаётся магазин в Кирове, например, там владелец Антон понял, что вести бизнес в другом городе, физически находясь в Москве, не очень весело – а ездить туда-сюда ему уже порядочно осточертело.

Вот. Если раньше мы набирали энтузиастов с блеском в глазах, готовых открывать новый бизнес, и были, фактически, товарной франшизой, то сейчас мы ищем людей, понимающих, как работает розница, и имеющих деловой опыт. Но блеск в глазах всё ещё остаётся критически важным критерием.

P.S. В комментариях могу детально рассказать про разные истории с франшизами, которые знаю, и заодно детально обсудить плюсы и минусы (что на практике полезнее) разных подходов.
Автор: @Milfgard
Мосигра
рейтинг 1 119,43
Настольные игры и здравый смысл

Комментарии (59)

  • +9
    А вот как это выглядит со стороны покупателя. Приходишь в бигмачную, покупаешь что-то, смотришь на чек — а там «ИП Пупкин, город Луга». Когнитивно-диссонансненько выходит!
    Особенно, если возникнут претензии.
    Репутационные риски ложатся на брендообладателя (Бигмачная Интернешенал) — «в этих бигмачных жрать решительно нельзя: сплошная сальмонелла», а судиться придётся с франчайзи — «что вы к нам пришли? — езжайте в Лугу и ловите там Пупкина, а мы здесь — Петербург, ООО Вектор».
    • +1
      Ну да. Один партнёр, который нарушает стандарт, сразу вредит всей сети. Поэтому один из главных пунктов договора — расторжение со всеми вытекающими при выявлении таких косяков. Я уже писал, у нас так пару раз было, один раз — по проверке после личного сообщения на Хабре.

      В целом же человек должен понимать, что нормально вести бизнес — это путь к прибыли. Но, увы, это в идеальном мире.
      • 0
        Я даже не про последствия свершившейся проблемы говорю, а про предпосылку.
        В России с её богатой историей киданий такие чеки мягко говоря настораживают.
        Была бы форма подписи «ИП Пупкин по поручительству Бигмачная Интернешенал», из которой следовало бы ясно, кто за что отвечает…

        Та же фигня с платёжными терминалами: платёж прошёл — киви (условно говоря) — молодцы; не прошёл или зарядил бешеную комиссию — виноват пупкин — владелец терминала, или киви по всей России выставила комиссию и сломала процессинг?

        Это я подвожу к тому, что франшиза должна (могла бы) как-то и правовую сторону охватывать.
        Франчайзи внутри сети пусть будет отдельным юрлицом, но для конечных пользователей такое деление могло бы быть как-то менее заметно.
        • +1
          Думаю, проблему поиска виновного решил бы отлаженный механизм единой «службы качества», контакты которой указывались, допустим, на чеке, сайте. При жалобе уже франчайзер бы решал кому «отвесить».
          • 0
            Обычно указывается почта, но мало кто этим по факту пользуется.
            • +1
              Мы у себя в клубах (франчайзинговая сеть фитнес-клубов для женщин) вещаем ящик для пожеланий, куда любой может написать записку, и на нем прямой мобильный номер представителя УК, на который можно позвонить и нажаловаться на франчайзи.

              Звонят, жалуются, решаем проблемы.
              • +1
                У нас телефон управляющего в каждом магазине. Но тут очевидная прелесть в том, что человек уносит чек с собой.
                • 0
                  Управляющего магазином (т.е. франчайзи) или куратора от управляющей компании (УК)?

                  У нас именно куратора от УК, потому что в изначальном вопросе как раз рассматривалась ситуация когда франчайзи намеренно или случайно нарушает стандарты УК, соответственно помочь в данной ситуации может только представитель УК
                  • +1
                    У нас задача немного другая: чтобы был прямой контакт по телефону на главного в регионе.
                    Про стандарты — мы проверяем бета-покупателями, «мистери-шопперами».
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      Обычно название организации составное. Для тех кто работает по 1с: Франчайзи все просто: к названию плюсуем 1с и норм. Я как-то обратил внимание на чеки из DNS в одном случае был «ДНС+», в другом магазине «ДНС Гамма».
  • +1
    Да, просто составление договора коммерческой концессии — уже нетривиальная задача.
    Тема франчайзинга очень интересна. Хорошая статья!
  • +2
    1) Берем франшизу.
    2) Если бизнес пошел закрываем франшизу и открываем свой бизнес.
    В конце концов какая разница как работать на «дядю» по франшизе или просто.
    • +5
      1) Берем библиотеку.
      2) Если программа с этой библиотекой работает, отключаем библиотеку и пишем свою.

      В конце концов, какая разница, с чьей библиотекой работает программа…
      • +1
        Да, точно…
        Если эта библиотека постоянно требует от тебя постоянных денежных выплат и любое ее использование регламентируется согласованием «сверху».
        Если я могу написать такую же… напишу, что бы не зависеть от посторонних.
        • 0
          Ну, усложним аналогию. Она для работы использует много процессорного времени и места в СХД, но при этом крутится не у вас.
          • 0
            Может и не допоняли друг друга.
            Я использую другие ресурсы (сервера, сервисы), плачу за них но это не франшиза.
            В моем понимании франшиза это работать под чужой маркой:
            Если продаете пирожки по франшизе от бренда Пирог&Ko вам запрещается вносить какие либо изменения в состав продуктов, их как то модифицировать. Дизайн вашей закусочной должен полностью соответствовать нормам Пирог&Ko.

            То есть открывая «свой» бизнес вы попадаете под стандарты компании. Да… это ваша закусочная, вы управленец, но заменить сосиску на колбасу в пирожке номер N вы не имеете права.
            Если я не прав пусть меня поправят кроеведы.
            • 0
              Верно.
              Но плата за франшизу может быть, фактически, представлена как плата за сервисы. Бренд, сайт, федреклама, инструкция, модель, документы, готовые макеты и так далее. Если вам выгоднее без них — очевидно, вы перейдёте к своему бизнесу. Вопрос в том, чтобы правильно посчитать деньги.
              • 0
                Согласитесь, что работая по франшизе — вы работаете на «дяду»
                Завод по выпуску скажем авто марки «Opel» в России работает можно сказать по франшизе… запчасти ихние, контроль качества ихней… и т.д.
                Если что пойдет не так — директора завода уволят в обычном режиме (ну не совсем в обычном, он свои деньги тоже вкладывал)… или завод расформируют.
                Я веду разговор к тому, что это все НЕсамостоятельный бизнес. Вы пляшите под дудку только в другом ракурсе.
                • 0
                  Хочу уточнить свою мысль.
                  Рассмотрим 2 модели:
                  1) Вы решили создать свой бизнес. Задумываетесь открыть булочную, кондитерскую, пирожковую или пиццерию… не принципиально для вас. Вы рассматриваете спрос, рынок, прибыль, риски.
                  Вам попадает на глаза предложение о франшизе… заманчиво… вложения не большие, каналы налажены.

                  2) Вы делаете пиццу в 3-ем поклонении. Изобрели свой фирменный соус, свой рецепт теста. Клиенты в восторге. Вы знаете чем хотите заниматься дальше… делать пиццу. Вступаете по франшизе в какую нибуть сеть пиццерий, где вас заставляют класть не тот сыр, поменьше грибов и оливок.
                  Вы поняли о чем я…

        • 0
          > Если я могу написать такую же… напишу, что бы не зависеть от посторонних.
          Ключевой вопрос: будет ли это выгодно? Далеко не всегда.
          • +1
            Владельцы франшизы — в целом, как правило, не дураки. И делают это выгодным.
            Тут надо задуматься о другом. Достаточно опасна ситуация, где аналогия с библиотекой даёт сбой. Это когда иностранный владелец марки узнаёт, что в России «прогрет» рынок, и приходит сам.
        • 0
          Берем платную среду разработки и пишем в ней программу. Программа работает, зачем платить за среду? Дебажим в блокноте.
  • –1
    >В России франчайзинг только делает первые шаги, так как на текущий момент мало кто понимает ценность всего этого.

    Вы опоздали с таким заявлением лет этак на 20. Погуглите хотя бы «дока пицца» или «довгань».
    • 0
      Спасибо, но я как раз вовремя.
      • 0
        Тогда расскажите, как франчайзинг может «только-только делать первые шаги в России», если российские франшизы уже вполне себе существовали в середине-конце девяностых прошлого века?
        • +1
          Товарные франшизы — да. Но у нас на текущий момент даже нет законодательства нормального под модель франчайзинга. Имеющиеся лицензионные договоры и договоры коммерческой концессии вопрос не решают. Плюс идти сейчас со франчайзи-планом к инвестору почти нереально. Ну и плюс общая ситуация, когда мало кто может навскидку провести отличия между своим бизнесом и франшизой.

          Ну и если я вас не убежу, то скажу, что примерно эта фраза повторялась на последних конференциях по франчайзингу в начале каждого третьего выступления.
          • 0
            >Товарные франшизы — да

            Извините, вы изначально не уточняли, какие именно. А текст статьи полностью подходит и для товарных франшиз, ибо это тоже вполне себе бизнес.

            >Ну и если я вас не убежу, то скажу, что примерно эта фраза повторялась на последних конференциях по франчайзингу в начале каждого третьего выступления.

            Вы, возможно, удивитесь, но меня не убеждает даже многократное повторение утверждения, если оно противоречит фактам. А существование франшиз «Дока Пицца» и «Довгань» в 90-х — это факт.

            Поэтому господам, выступающим на конференциях с такими заявлениями, лучше бы скорректировать тексты своих выступлений дабы избежать недоразумений, а то ведь продемонстрированный экземпляр книги «Франчайзинг: путь к расширению бизнеса», изданной в 1994-м году, может слегка пошатнуть авторитет выступающего.
            • 0
              Существование отдельных нормальных игроков (и вы назвали, кстати, не самых развитых в сфере, но громких) — это факт. Но это как с овцами в Австралии — «Тут есть как минимум одна чёрная сверху».
              • –3
                Я навскидку назвал одни из самых старых и известных, чтобы убедительнее продемонстрировать, что говорить о «первых шагах франчайзинга в России» в 2013 году — это как-то не очень правильно. Франчайзинг в России уже не один десяток лет, уже пережил несколько взлетов и падений, а тут на тебе — «первые шаги»…
                • +2
                  Хорошо, вы правы. Давайте так: франчайзинг развивается давно, но медленно, и далеко от модели 90-х не ушел. Когда как в США и Европе мы наблюдаем просто взрывную эволюцию. Так ок? )
                  • +3
                    Так совсем другое дело :)
                  • +1
                    Не только товарные, тот же Сбарро вышел на этот рынок в 1997 году. В том же году начала активную работу ГК Спортмастер, которые вытащили в Россию именитые зарубежные спортивные и одежные бренды (Kettler, Columbia, o'Neil), и начали развивать собственные мультибрендовые магазины (Footerra, Спортландия). Активно развивалась и франшиза VKO — туроператора, который позже объединился с TUI.

                    В том же году Мераб Бен-Эл (Елашвили) создал Российскую Ассоциацию Франчайзинга, в которую вошли имеющиеся на тот момент игроки этого рынка.

                    На мой взгляд, это можно считать «первыми шагами франчайзинга в России».

                    В 2004 году в Россию пришли Sela и SubWay — компании, обладающие в данный момент очень сильными франчайзинговыми сетями в нашей стране, хотя Sela в последнее время сдает позиции.

                    За 5-6-7-8 год очень много зарубежных компаний пришло на рынок России (что послужило толчком к созданию каталога франшиз бибосс в 2006 году) — это время я бы назвал временем «активного роста» франчайзинга в России. В это же время появились первые известные псевдофраншизы от Алексея Маковеева — тоже показатель развития рынка.

                    Кризис 8 года больно ударил по многим франчайзинговым компаниям, но году так к 10 в принципе все оклемались и сейчас снова идет активное развитие этого рынка.

                    Ваше заявление про выступающих на конференциях меня не убедило, потому что я лично организовывал 3 конференции по франчайзингу (Казань лето 2011 год, Ставрополь весной и Грозный осенью 2012) — ничего подобного я там не слышал, и работаю в компании, которая как раз стояла у «истоков» франчайзинга в России в 2004-2006 годах, когда многие зарубежные игроки все-таки решили войти на рынок России, а мы для них разрабатывали франчайзинговые проекты.

                    В данный момент есть проблемы с законодательством, безусловно, и еще масса разных проблем, вроде отсутствия нормального регулирующего органа, стандартной формы отчетности (UFOC/FDD) и т.д., но это не говорит о том, что франчайзинг только делает первые шаги.

                    Система франчайзинга в России вполне себе сформирована, имеются сильные консультанты (fransh/deloshop/francon), имеются грамотные юристы, множество написанных книг и т.д.

                    К сожалению, как и всегда, когда рынок находится на пике своей популярности, на нем появляется множество различных мошенников, новичков, т.н. «диванных экспертов», которые пытаются урвать свой кусок пирога. Я лично знаю нескольких таких «консультантов от франчайзинга». От них и не такое можно услышать.

                    На мой взгляд, основная проблема франчайзинга в том, что единственная структура, которая выступает с законодательными инициативами — РАФ, полностью подконтрольна ГМР, и как следствие в первую очередь лоббирует интересы самой ГМР. В условиях, когда эту компанию все устраивает, ожидать каких-то кардинальных изменений в законодательстве — не стоит.
                • 0
                  Живу в регионе ни про первую, ни про вторую не слышал даже в детстве. Существовать франшиза может, а вот быть повсеместно известной за пределами Москвы это, наверное, задача посложнее будет.
                  • 0
                    >Существовать франшиза может, а вот быть повсеместно известной за пределами Москвы это, наверное, задача посложнее будет.

                    Я жил в Казахстане, и помню, как по телеку шла реклама «Дока Пицца — нельзя не соблазниться!» И у нас в городе была как минимум одна пиццерия под этой франшизой (может и больше, я просто других не видел).
                  • 0
                    Фрайдейс, Сбарро, Сабвей довольно распространены по всей стране.
  • 0
    А можно попродробнее, сколько и как ваши франчи отчисляют вам.
    • 0
      Вот здесь есть детали, это карточка франшизы.
      • 0
        Спасибо. А какая вилка прибылей у ваших франчей? Отбросив убыточных и сверхуспешных.
        • +2
          Прибыль — понятие широкое. Есть те, кто вложил деньги и смотрит со стороны, либо нанимает управляющего. Есть те, кто самостоятельно управляет бизнесом, то есть тратит на него достаточно много времени.

          Возьмём тех, кто управляет сам. Для таких людей вилка будет по моей примерной оценке от 1,2 миллиона рублей (после налогов) до 2,5 в год. Зависит, понятное дело, от города, количества магазинов, самого человека. У самых крупных этот показатель существенно выше, у небольших в небольших же городах — ниже или на уровне нижней грани. Точнее сказать не смогу — чужих денег мы не считаем.
  • +1
    Коллега, я с удовольствием читаю все ваши посты о играх и интернет магазине, но здесь вы попросту перегнули палкку. Ваши данные по выживанию компаний неверны. Кто-то эту цифру запостил много лет назад в интернет и все ее копируют кому не лень.

    Смотрите первоисточники:
    http://www.sba.gov/sites/default/files/FAQ_Sept_2012.pdf
    http://www.sba.gov/sites/default/files/sbfaq.pdf

    Там говорится что 50% новых компаний выживают в первые пять лет. Так же там говорится, что значительной разницы между независимыми компаниями и работающими по франшизе нет.

    • 0
      Спасибо. Ознакомился, обновил топик. Я действительно пользовался русским источником.
    • +1
      www.sba.gov/advocacy/7540/40341 — ещё стоит посмотреть сюда. «The study challenged the presumption that the franchise form of business ownership offers a better chance at success than does an independent startup.»
  • 0
    P.S. В комментариях могу детально рассказать про разные истории с франшизами, которые знаю, и заодно детально обсудить плюсы и минусы (что на практике полезнее) разных подходов.

    так рассказывайте, чего томить :-)
    • 0
      Ну, начните с вопросов.

      Пока могу рассказать, что с интересом наблюдаю в одном из регионов лайфхак по франшизе сети кафе. Локальный франчайзи-партнёр открывает новые точки под известным брендом в крупных помещениях. Вторую половину помещения занимает аналогичная сеть его (предположительно) собственного бренда — это не сильно затратно, фактически, оборудование то же, только нужен ещё кассир в другой форме. В итоге получается сеть двух неразрывно связанных брендов. Я так понимаю, это страховка на случай ухудшений отношений с франчайзи-партнёром или планы на развитие своего отдельного.
      • 0
        ХМ, мне кажется, первая же проверка от франчайзера должна пресечь такую деятельность.

        Неужели франчайзер не выезжает лично на открытие точек, чтобы просто не дать открыться такому заведению?
        • 0
          Рассказываю что вижу. В теории, кроме моего предположения, эти два бренда могут быть связаны только совпадениями по подбору помещений.
      • 0
        Была интересная история про Ростикс в России. Они договорились о франшизе в 90-х с KFC, получили все документы изучили и т.д. и с полученным багажем знаний тупо открыли свою сеть, послав KFC в лес. А лет несколько назад успешно им продались.
        • 0
          Да, я помню этот замечательный заголовок желтых журналистов: «Терпила — первый кандидат на скупку краденого».
  • +4
    Спасибо, узнал много нового. Хотел вас плюсануть, но в вас уже не лезет :)
  • +1
    Интересная у вас тема бизнеса, хорошая. И рассказ о франшизе замечательный — даже в некотором роде самому захотелось. Но потом внимательно посмотрел на название и логотип и понял что у нас в Украине это будет очень сомнительная ценность бренда. Вы не думали о международных франшизах с альтернативными названиями и логотипами, с национальным колоритом, так сказать?
    • +1
      Кажется, я уже это писал. Жители Украины задают нам три вопроса: где Роборалли, почему Старкрафт такой дорогой, и не бьют ли нас за название. Отвечу сразу. Роборалли — уже раритет, надо искать на руках. Старкрафт снят с производства, но раньше ездил через две таможни со всеми вытекающими. Название очень удачное, потому что пробуждает в людях ассоциации со старым СССР и всем тёплым-ламповым оттуда. Ну и Киев, Донецк и Маруполь передают привет.

      И — спасибо.
  • +1
    Ваша франшиза расчитана только на русскоговорящую аудиторию? Есть ли какие-либо схемы открытия филиала, например, в Европе?
    • 0
      Пока нет, думаем.
      • 0
        Буду оч. благодарен если сообщите когда надумаете что-нибудь в этом плане.
  • 0
    А в мире франшиз обе стороны платят налоги отдельно, да? То есть в стоимости товаров заложено двойное налогообложение?
  • 0
    Никто не написал про вариант кидалова от франчайзера, кстати, не такой уж редкий. Сначала всё хорошо и ты пару лет рвёшь анус на британский флаг и раскручиваешь бренд франчайзера не местном рынке, а потом приходит франчайзер, открывает собственный филиал, а у тебя франшизу отбирает. Всё.
    • +1
      Так в топике такой риск упоминается

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное