Безопасность покупателя в рознице: что надо знать лично вам



    Ценник должен быть с печатью или подписью. Он является документом и обязательно должен быть на товаре. Если вы видите что-то с ценником (неважно, где и как оно стоит), вы имеете право купить его по цене на нём.

    Пример: вам говорят, что товар по акции кончился. Вы видите один в витрине в герметичном ящике под потолком, но с ценником. Вам не имеют права отказать в его продаже.

    Второй пример: когда обновляются цены, в торговом зале может остаться ценник со старой ценой ниже. Цена в базе другая? Ну и что, вот ваш же документ. Если же вдруг ценник без печати-подписи, и на таком товаре нет правильного ценника — регистрируйте нарушение. Ценники обязательно должны быть хотя бы на одном товаре из пачки.

    Атака по ценнику


    Будьте внимательны. Одна из схем развода предполагает, что на кассе вам могут сообщить, что «ой, ценник старый, цена изменилась» — и пробить вам цену чуть повыше. Повелись? С высокой вероятностью, вас обсчитали, либо вы только что поучаствовали в той или иной форме воровства у магазина. Самый простой пример — так кое-кем делалось для выполнения плана: вместе с ноутбуками в чек добивался антивирус, 100 штук которого надо было продать в день.

    Обыски и необходимость заворачивать вещи


    В крупных магазинах типа Ашана, Ленты или Карусели выносят товары только в путь. Я общался как-то с безопасником одной из сетей — он просто бился головой об стену и говорил: ты понимаешь, они видят камеру. Знают, что она там есть. И всё равно несут, потому что «вдруг пронесёт». Так вот, уносят в карманах одежды, пакетах, в коробках от других товаров дешевле, заменяют упаковку (только на неделе прямо передо мной мужик пытался пронести зубную пасту за 300 рублей в коробке из-под пасты за 28 рублей). Всё это делает безопасников нервными и склонными делать стойку на любую подозрительную активность. Вам надо знать три вещи:
    — Вы можете брать с собой любые сумки и не паковать их.
    — Вы можете не показывать свою сумку и чек на выходе.
    — Охранник не может ничего вам сделать, кроме вызова полиции.

    Можно не оставлять сумки на входе


    Магазин не несёт ответственности за ваши вещи в камере хранения. И не имеет права не пустить вас в торговый зал с ними, несмотря на заверения охранника. Процедура простая — если упирается, говорите: «а я не хочу». Обычно этим и кончается, но если совсем жёстко — зовёте администратора и регистрируете нарушение. Это — 426 ГК РФ, поскольку магазин не имеет права отказывать вам при наличии возможности продать товар (сумка в руках — не повод). Аналогично – про необходимость паковать в герметичный пакет. Моя практика показала, что в момент начала объяснений надо начинать писать видео (не забудьте сказать «внимание, идёт видеозапись») — это существенно ускоряет процедуру.

    Также на выходе работники не должны смотреть чек и проверять ваши вещи на входе-выходе, это закон. Для одарённых это дополнительно разъяснено в пункте 34 письма Комитета РФ по торговле «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» №1-314/32-9 от 17.03.94. Дока устарела, теперь смотрим прямо на права охраны. Если вам что-то не нравится — пишите в Роспотребнадзор, магазину вынесут мозги, и прилетит ощутимый штраф.

    Фотографировать можно


    Кроме обычных норм про фото и видео в магазинах (общественных местах), по закону о торговле вы имеете право фиксировать информацию о ценах, а магазин не имеет права их скрывать. Соответственно, если в кадре есть хоть один ценник — вы в своём праве, и при попытке вам помешать можно смело регистрировать нарушение. Информация о ценах, кстати, не может быть коммерческой тайной. Практика суровее: чем дальше от Москвы, тем сильнее могут и люлей навешать.

    Продажа без выдачи чека


    В целом, вам лично это мало чем грозит, обычно это атака продавца на магазин. Тем не менее, это может означать, что вам продают что-то по завышенной цене или проводят ещё как-то с трудом. Чек является документом, подтверждающим покупку, поэтому он пригодится вам в случае возврата, гарантийного ремонта и так далее. Если магазин работает по ЕНВД, кассовый чек не нужен, учитывайте. Но документ о продаже всё равно вам должны дать по первому требованию.

    Обратите внимание, что чек иногда не выдаётся художественно: сотрудник может пробить по кассе цену (чтобы она высветилась на экране покупателю), но не напечатать чек. В кафе действует ещё красивый метод: могут выдать пречек, но не принести настоящий (с фискальной отметкой — должны быть буквы ФП внизу или вот такой символ).

    Мой коллега как-то покупал бутерброд в Сабвее, где висело объявление «Если вам не дали чек – бутерброд бесплатно». Продавец ночной смены сказал: «Я тебе чек давать не буду, ладно?». «Да, не давай». И финал: «А деньги?» — «Так ты ж сам предложил — угощаешь!»

    Атака по комплектации


    Часто с товаром идёт в комплекте батарейка, карта памяти, наушники и другая мелочь. В магазине или доставке злоумышленные курьеры или продавцы часто любят оставлять такие сувениры себе. При приёмке товара из интернет-магазина или в магазине в оффлайне со снятой термоплёнкой сверяйте комплектацию с тем, что у вас в руках. Неполная комплектация — повод не покупать вообще или требовать замены.

    Неприёмка нормального товара


    Продавец-злоумышленник может не принять товар со снятой упаковой (в нашей сфере — часто явление у мелких региональных магазинов при возврате игры со снятой плёнкой — они не хотят заморачиваться с возвратами). Есть чёткий критерий возврата — сохранённая комплектация (она указана в инструкции) и отсутствие следов эксплуатации. Снятие плёнки — это не след эксплуатации. Кстати, в гарантию можно вообще приносить товар без упаковки, несмотря на то, что в условиях гарантии вас могут просить её сохранить.

    Разновидность атаки на неприёмку товара — отказ в возврате чего-то под предлогом «технически сложного устройства». Так вот, всё то, что нельзя возвращать, чётко перечислено в нормативе. Если вы не видите прямого указания на своё устройство или другой товар — возвращать можно.

    Атака лишнего товара


    Товар может продаваться мимо кассы. Наиболее распространённый пример — продавец-злоумышленник может принести свой и продавать его без чека. Отсюда и берутся китайские подделки в дорогих магазинах нижнего белья, например. Либо, как вариант, продавец может купить ваш товар по акции, а потом постепенно продавать его мимо кассы в магазине. В общем случае, при реализации такой атаки вы имеете все шансы получить подделку даже в официальном магазине.

    Атаки взвешивания


    Думаю, основная известна всем — банальное обвешивание. Вариантов море — от полупрозрачного пакета на весах (от которого тянется скотч) до хитрых инженерных систем с педалями. Можно просто пробить не ту сумму за килограмм. На рынке — всегда контрольные весы, в магазине — всегда смотреть что вам пробивают и как (можно спокойно класть товар ещё раз на весы и радоваться вытянувшимся лицам продавцов-злоумышленников). С точки зрения владельца, приятный подарок в том, что даже в простых электронных весах часто есть логи, которые можно сравнивать с фактическим движением товара и временем чеков.

    Любимая фраза с рынка: «Ну чего ты сразу-то не сказал, что к контрольным пойдёшь?».

    Продажа промо-товаров (деривативов, REF-товаров)


    Многим магазинам дают промо-товары, которые нужно раздавать или дарить. Понятное дело, офигенный план — заработать на них и продать. Часто встречается на всяких энергетиках, шоколадках и сигаретах с меткой «промо» или «не для продажи». В целом, как покупателю разницы нет. Однако чуть хуже становится, если в продажу идут специальные деривативные партии (типа телевизоров со сниженным разрешением — для амортизации в витринах), либо REF-техники (отозванного и отремонтированного брака под видом нового). Кстати, магазин обязан чётко обозначать любой брак уценки, когда вы покупаете с ним (не «может не очень корректно работать», а именно чётко обозначать) — и если вам отказывают в возврате, регистрируйте нарушение.

    Поднятие цены до распродажи


    Чисто русский способ сделать скидку побольше. За сутки до распродажи поднимаем цену, потом пишем скидку 50%. Отлично работает для купонных сервисов (у них есть требования по минимальному размеру скидки) и используется на чёрную пятницу. Помощь — сверка логов и поиск того же товара в вебархиве. Либо у конкурентов. Топик на Хабре про поведение русской розницы на «чёрную пятницу» точно был.

    Частичные сертификаты


    «Дарим 1000 рублей на счёт за регистрацию» — знакомая картина? Внизу мелко-мелко написано про условия использования, а ещё ниже и ещё мельче — что оплатить можно только до 15-20% от суммы чека. То есть вам дают 3-4 скидки 20% за регистрацию. Всё. Ещё замечательная тема — «1 рубль = 1 балл», а потом где-то далеко написать, что за каждый потраченный рубль даётся 1 балл, а 30 баллов равны пяти рублям. Предполагается, что пользователь не читает дальше заголовка, а если и читает — считать ему сложно.

    Переклейка этикеток


    Жёсткая атака, которая используется для самых разных целей. Чаще всего — для изменения срока годности товара. Переклейка этикетки, очевидно, стоит дешевле покупки нового товара с непонятным сроком годности типа бутылки минералки. Самый неприятный пример, который я видел — это когда продавцы в другом городе выставляли всю сеть экологичных свежих товаров одного моего знакомого, просто меняя этикетки на просроченном молоке.

    P.S. Да, есть ещё два момента про сдачу. Во-первых, в кафе могут её зажимать очень долго, рассчитывая, что вы уйдёте. В этом случае минут через 5-7 достаточно позвать администратора и записать «не дали сдачу» в книгу жалоб и предложений. Второй момент — фокус «а у меня нет размена» в магазинах не канает. Вам должны дать сдачу с любой суммы, это норматив.

    Я уверен, что у вас есть пара-тройка фееричных историй из практики по описанным вопросам — и есть что добавить. Поделитесь, пожалуйста.

    UPD. В комментариях много историй, но стоит обратить особое внимание вот на эту запись от IkaR49.
    Мосигра 199,10
    Настольные игры и здравый смысл
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 494
    • +3
      Спасибо, узнал много нового. А можно поподробнее про «технически сложные устройства», например наушники ими являются?

      • 0
        Вот здесь, например, найти не получается. Обратите внимание на ссылки [i] сбоку от абзацев — там судебная практика по каждому пункту.
        • 0
          А как быть с таким случаем?
          Пришли в торговый центр двухэтажный.
          Есть эскалатор вверх-вниз.
          Я с двумя детьми и с коляской.
          Поднимаюсь всегда на эскалаторе с коляской.

          Через какое-то время по громкой связи (как в аэропортах) приходит объявление, что мол уважаемые посетители, нельзя пользоваться эскалатором с колясками, пользуйтесь лестницей. И так несколько раз периодически.

          Это законно?

          P.S. Естественно я после каждого объявления вслух говорил «сами пользуйтесь лестницей».
          • +2
            Я не знаю. Меня только один раз пытались отчитать за то, что я пробежал эскалатор на спуск в обратную сторону во время тестов одной из игр.
            Вполне возможно, что вы с коляской нарушаете правила безопасности объекта.
            • 0
              Соглашусь с тем, что лично видел 2 разных эскалатора:
              на одном эскалаторе была куча наклеек что можно, а что нельзя делать, и подниматься с колясками нельзя было (однако для таких случаев в торговом центре существовал лифт)
              на другом эскалаторе не было ни одной наклейки для запрещения (и естественно лифта не было).
              • 0
                А что за игра такая, заинттриговали? Фанты? :)
              • 0
                Это про доступ маломобильных групп населения: СНиП 35-01-2001
                • +4
                  На эскалаторах правда нельзя коляски возить. По технике безопасности. Вот, например, инструкция от Kone (производитель лифтов и эскалаторов).
                  imageimage
                  Скриншот
                  А для инвалидов ставят специальные подъёмники.
            • 0
              Про технически сложные товары довольно запутанная ситуация, например, ноутбук вернуть нельзя, телефон можно. Просто нюансы законов. (две статьи на юр. сайте в подтверждение — ноут и сотовые).
              Про наушники, из статьи по ссылке перечень технически сложных товаров определяется по Постановлению Правительства от 10.11.2011 № 924, а там наушников нет. (постановление)
              • 0
                В поставлении есть интересный пункт:
                Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
                По нему телефон является технически сложным устройством. Только непонятно обязательно наличие сенсорного экрана или нет.
                • 0
                  это уже к юристам, наверное можно спросить на том сайте, хорошо бы на Хабр юриста пригласить для таких вопросов
                  • 0
                    Слова сенсорный экран и функции соотносятся с перечисленным оборудованием. Поэтому смартфон подходит.
                    • +1
                      Тут всё просто супер-просто. Просите у продавца сертификат на устройство. Что там написано — тем устройство и является. Написано «оборудование навигации и беспроводной связи» — ну ок, нельзя менять. Только я вас уверяю, там не это будет написано :)
                    • 0
                      Опять же не совсем понятно: телефон и смартфон по нашим нормам одно и тоже?
                      В основном в магазинах не пишут телефон, а пишут «смартфон», или «коммуникатор».
                      • 0
                        Не забывайте, что законодатель под словами «телефон» подразумевает обычный проводной аппарат.
                        А «мобильник» идёт как «рация мобильная переносная» (неточная цитата).
                        • 0
                          Пофиг, что пишут в магазинах, главное что написано в сертификате соответствия. Несколько лет назад товарищ судился по поводу айфона, юрист продавца притаскивал сертификат в суд, так вот айфон по нему «портативный персональный компьютер с радиомодулем». Точно формулировку не помню, но смысл, думаю, понятен :)
                        • 0
                          Мне один раз магазин отказал в возврате наушников (они играли ужасно, как твитер тетриса) — сославшись на такой момент, что наушники это прибор, которые контактирует с человеком (наушники были типа затычки) и мол, негигиенично их возращать.
                          • +3
                            Просите в ответ гигиенический сертификат. Я бы посмотрел на это :)
                      • +1
                        [Промах, удалено.]
                        • +16
                          — А8!
                          — Попал!
                        • +2
                          документ «О примерных правилах работы ...» утратил силу ещё в 2012 году. Было бы хорошо сослаться на действующий сейчас НПА (я не нашёл).
                          • +3
                            Тогда закон 2487 о ЧОПах, там нет фичи обыска (а не осмотра). Не касается ведомственной охраны, но это другой коленкор.
                            Есть важный момент — грань между «предложили добровольно показать» и «потребовали» очень размыта.
                            • +1
                              В случае, если имеются чёткие признаки правонарушения (загудела рамка, картника с камеры как вы с витрины что-то кладёте в сумку)
                              сотрудник магазина может принять меры по недопущению Вашего ухода до приезда сотрудников полиции.
                              Естесственно, без применения силы и т.д. Охранники ЧОПов, кстати, прекрасно знают, что они имеют право делать,
                              а за что могут лишиться лицензии.
                              Приехавшие сотрудники полиции уже в полном праве проверят Вас с ног до головы.
                              • +3
                                «Принять меры» — это как, поподробнее?
                            • 0
                              Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 05.05.2014) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
                              Раздел II. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
                              Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива
                              Частным детективам запрещается:
                              5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
                              6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
                          • +12
                            Практика суровее: чем дальше от Москвы, тем сильнее могут и люлей навешать.

                            Актуально почти по всем пунктам про оффлайновые магазины.
                          • +1
                            Спасибо за пост. Спрошу не совсем по теме:
                            Можно не оставлять сумки на входе

                            Сейчас на входе во многие магазины и ТЦ стоят арочные металлодетекторы и частная охрана (не сотрудники полиции) с ручными устройствами подобного типа. Требуют проходить сквозь них, иногда просят демонстрировать содержимое сумок, при отказе это сделать или оставить вещи в камере хранения не пропускают на территорию, обосновывая нахождением её в «частной собственности». Насколько это правомочно, что лучше говорить вызванным сотрудникам и писать в заявлении?
                            • 0
                              Демонстрировать содержимое сумок и требовать класть в камеру хранения — точно нет. Про металлодетекторы непонятно, надо смотреть по месту. Скорее всего, требовать не имеют права, но могут быть и хитрые лайфхаки с их стороны. Про «частную собственность» — не довод, идут лесом сразу. Писать как минимум тот же 426-й ГК РФ.

                              Вообще, при любом конфликте с охраной, когда вы правы, надо начинать со включения записи и просьбы позвать администратора.
                              • 0
                                А еще у охраны в крупных магазинах есть своя жалобная книга. Точно она присутствует, например, в супермаркетах «Лента», про маленькие магазины — не уверен.

                                Так что, если охранник «бычит», можно потребовать жалобную книгу охранного агенства. За записи в этой книге их *censored* жестче, чем в магазинной.
                              • +1
                                попросите у чуваков в черных робах удостоверение сотрудника ЧОП, которое выдает не их директор, а МВД, там печати ихние должны быть.
                                99% от вас отстанут сразу
                                • +4
                                  Магазин хоть и частная собственность, но заведомо публичное место. Нельзя просто так отказать в посещении или отказать в заключении сделки (то есть, что-то не продавать из того, что есть на витрине) «потому что ты мне не нравишься».

                                  То есть, «сумку можно не сдавать ВСЕГДА, входить при этом всё равно можно ВСЕГДА».
                                  • +1
                                    А в метро? В Питере на всех станциях где-нибудь у стеночки стоит рамка металлодетектора. Изборочно, сотрудники метро просят «пройти сквозь рамочку». По громкоговорителю при этом говорится, что те, кто отказался, идут пешком (не хочешь в рамку, не попадешь в метро).
                                    Насколько это правомощно? У них же тоже «договор публичной оферты» вроде…
                                    • +1
                                      Вообще говоря, я готов через три рамки подряд проходить, если б знал, что в результате этих мер больше не будет ни одного теракта…
                                      Однако, на том же ж/д вокзале идешь через эту рамку она попискивывает, а охранник рядом на стуле сидит зевает… И в чем смысл? А в метро эти рамки как-то совсем не замечал(Новосиб)…
                                      • 0
                                        В Новосибе в метро рамки есть, но работают не всегда.

                                        Что в метро, что на вокзале, кроме звуковой индикации на рамке есть шкала. В метро, после определённого уровня вас попросят пройти, вместе с транспортной полицией, и просветить сумку (а может и себя), как в аэропорту. На вокзале попросят показать содержимое сумки.
                                        • 0
                                          Про Новосибирск: позавчера ездил на метро, прошел через рамку, рамка пискнула, сотрудница полиции попросила пройти в отдельную комнатку, «прокатить» сумку через рентген вроде тех, что стоят в аэропортах. После чего попросила сказать, что я везу металлического, кроме планшета. Ответом «кошелек, ключи и запасной аккумулятор» вполне удовлетворилась и пожелала счастливого пути. Открывать сумку просить не стала, хотя до появления рентгена периодически с такой просьбой сталкивался, когда приходилось таскать уж очень много железяк (видимо, что-то у рамки зашкаливало от моей сумки :-) Кстати, все это всегда было предельно вежливо.

                                          Но парадокс ситуации в том, что рамки стоят далеко не на всех станциях, что делает их пользу нулевой. Если злодей захочет пронести что-то плохое, он просто пойдет через самую загруженную станцию, на которой рамок нет. Вероятно потому, что проверить весь поток людей на этих станциях без создания диких пробок невозможно.
                                        • 0
                                          метро, на сколько помню еще с советских времен — не только публичное место, но и стратегический объект. С ним немного по другому.
                                    • +13
                                      Хороший пост.
                                      Вы забыли упомянуть об ещё одном золотом правиле при посещении супермаркетов.
                                      Все прекрасно знают, что на входе в супермаркет стоят турникеты со стрелкой, дескать «вход здесь», а на выходе из него турникеты с красным кирпичом, мол «входа тут нет».
                                      Так вот. По закону вы имеете полное право войти в супермаркет там, где вам удобно.
                                      Мне в данный момент неудобно переться до «официального» входа, чтобы потом пройти весь магазин насквозь, купить сигарет и выйти. Мне, к примеру, проще войти сразу к кассам, купить мелочёвку и выйти.
                                      Но в реальности картина такова, что охранники грубо не пускают людей, входящих «не правильно».
                                      Это не законно!
                                      Повторюсь. Вы имеете полное право войти в супермаркет там где вам удобно.
                                      • –12
                                        Повторюсь. Вы имеете полное право войти в супермаркет там где вам удобно.

                                        А через потолок можно?
                                        • +8
                                          Если есть предусмотренные конструкцией отверстия, то да. Если вам для этого придется разрушать потолок — то решайте сами, что вам приятнее- порча чужого имущества или вход через потолок.
                                          • +3
                                            Я немного другое хотел узнать. Выразился явно неудачно. Действительно ли арендатор или собственник помещения не имеют права устанавливать запрещающие знаки на вход/выход там где им хочется. И в каких нормативных актах это прописано.
                                            • +3
                                              Да никто никому ничего не запрещает. Хозяину магазина никто не запрещает ставить ограждения и турникеты. Вам никто не запрещает их обходить.
                                              Врядли на это есть чёткий нормативный акт. Но все права и свободы покупателя должны быть так или иначе обозначены в ЗОПП.
                                            • +2
                                              Мне кажется, можно сослаться на безопасность, в том числе и на пожарную. Всё-таки желательно не сталкивать потоки людей, и, например, в метро это никого не смущает.
                                              • +1
                                                По правилам пожарной безопасности все входы и выходы (в том числе запасные) должны быть легко доступны, разве нет?
                                                • 0
                                                  Я имел в виду, что если даже выход «доступен» (вот дверь), но через него внутрь ломится поток людей, то пользоваться таким выходом проблематично.
                                          • 0
                                            А ссылки на законы можно? Просто если уж ругаться с ЧОП, о хотелось бы аргументировано.
                                            • +3
                                              Сотрудники ЧОП, как правило, неадекватно реагируют на упоминание ГК РФ (если вообще слышали о таком). С ЧОПавцами вообще не надо разговаривать. Вызывайте сразу администратора и решайте вопрос с ним, это, как правило, гораздо более адекватные люди, которые в курсе того, что «вон там написано, что с сумками не входить» не имеет никакой реальной силы.
                                              • +23
                                                Почему? Имеет. Вам потом убедительно расскажут, что это объявление для персонала магазина.
                                                • +3
                                                  Ооо, вот с такой фантазией мне не приходилось сталкиваться :)
                                                  • 0
                                                    И обращение к персоналу было в объявлении?
                                                    • +6
                                                      Понимаете, вы ничего не подписываетесь и ни с чем не соглашаетесь. Фраза «фотосъемка запрещена, штраф 1000 руб» это не оферта. Подобные местные правила могут действовать только на местный персонал ибо противоречат законодательству. Но если же вы добровольно под это подпишитесь, то действительно для вас будет и штраф и запрет.
                                                      • 0
                                                        Оставлю ещё тут статью уголовного кодекса «Самоуправство»:
                                                        Статья 330. Самоуправство
                                                        1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
                                                        2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

                                                        Так что триста тридцать. Каждому.
                                                        Каждому, кто считает, что правила магазина выше законов.
                                              • +2
                                                " Вы имеете полное право войти в супермаркет там где вам удобно." — Не знал, спасибо за информацию.
                                                А как насчет «выйти»? Можно ли выйти не через кассу, если я ничего не купил (не взял товаров с полок и тп)?
                                                • +1
                                                  Я так иногда делаю.
                                                  • +1
                                                    В некоторых гипермаркетах видел специальные ворота с табличкой «Выход без покупок».
                                                    • +1
                                                      Конечно. Я практически всегда, если ничего не купил, то выхожу не через кассу (либо через специальный выход «без покупок», либо просто через вход) — потому что либо стоять в очереди, либо пропихиваться мимо других людей как-то не очень хочется. Вопросов _ни разу_ не было.
                                                      • +2
                                                        меня как-то в ашане завернули пройти без покупок через пустую кассу. я тогда был ОЧЕНЬ нервный и торопился, так что обошел, но запомнил и обиду затаил.
                                                    • 0
                                                      не знаю насчет всех сетей, но в Эльдорадо там как раз стоят счетчики посетителей.
                                                    • +6
                                                      Магазин заключает публичный договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей со своими посетителями и если посетители сдают свои вещи добровольно на хранение, то на основании глава 47 ГК РФ в обязанность хранителя будет обеспечение возврата вещи с полной ее сохранностью во время ее хранения.
                                                      • 0
                                                        Главное — при обнаружении пропажи оставить ключик с номерком у себя.
                                                        • 0
                                                          И как потом с этим ключиком доказывать, что вы туда что-то клали (и не забирали)?
                                                          • 0
                                                            Я читал в статьях на (кажется) ozpp.ru, что ключ — это единственное доказательство акцепта оферты на хранение вещей. На практике доказывать не приходилось.
                                                            • 0
                                                              То есть, можно положить пустой пакет, а потом заявить, что в нём лежал бумажник со 100500 рублей?
                                                              • 0
                                                                Обычно стоят камеры и на них все будет хорошо видно. Брал ли кто-то ваши вещи
                                                                • +2
                                                                  Да, можете. После оперативно-розыскных действий пойдёте по статье мошенничество, но ведь это ваш выбор.
                                                                  • +1
                                                                    Как это вскроется, если камер не было?
                                                                    • 0
                                                                      Камеры, мне кажется, сейчас в любом супермаркете есть.
                                                                      • 0
                                                                        Есть, но они не каждый см² снимают. Часто вообще только торговый зал до линии касс.
                                                        • +18
                                                          Насчет охраны супермаркетов. Никогда нельзя идти в помещение охраны, даже если охранники очень вежливо приглашают. Чтобы сверить перечень покупок в пакете и т.д. У нас была серия скандалов не так давно. В помещении охраны в пакет подкидывался какой-нибудь дорогой товар, а потом вымогали деньги под угрозой вызова милиции и обвинения в краже. Даже если вызовут милицию, отбиться в суде можно будет, но времени и нервов на это будет потрачено много.
                                                          Второй момент — обязательно проверять чек на кассе. Были случаи, когда кассиры специально не пробивали один из товаров. Последствия те же — охрана проверяла чек, видела отсутствующий в нем товар и обвиняла в воровстве.
                                                          Насчет ценников — стандартная практика, когда на полке с товаром 100500 мелких ценников, перепутанных между собой. Надо внимательно искать свой. И вообще надо внимательно изучать ценник. Часто под товаром ставят ценник на другой, более дешевый, товар (бутылка пива 0.5, а ценник на 0.33).
                                                          • 0
                                                            А это как раз повод забрать по более низкой цене. Обязанность магазина правильно размещать ценники.
                                                            • +6
                                                              Нет, на ценнике же конкретно товар указан. Это один из видов не очень-то честных действий розницы, я его описывал ранее.
                                                              • 0
                                                                Они хитро делают. Был случай около полугода назад. У нас есть пиво «бад» в бутылках 0.5 и 0.7. Пробегая, взял две бутылки. Когда пробили, оплатил и начал изучать чек — заметил, что одна бутылка 0.5, а другая — 0.7. Но брал я их из одного ряда (стоят одна за другой на полке). Получается, даже если начнешь выдвигать претензии по поводу ценника, никак не докажешь, что в ряду бутылок 0.5 «случайно» оказалась одна 0.7. Там же за ней стоят 0.5 над правильным ценником. Маркетологи тоже не зря свой хлеб едят ))
                                                                • +1
                                                                  Меня больше прикалывает, когда у одного артикула возникает ситуация: «А по акции с 40% скидкой — только розовые».
                                                                  • +2
                                                                    У нас с таким еще не сталкивался ))
                                                                    • 0
                                                                      такого не должно быть, т.к. у одного артикула одна цена в базе.
                                                                    • 0
                                                                      Это могут и покупатели делать.
                                                                      • 0
                                                                        Да, могут. Но и маркетологи делают. Кстати, если замечали — «случайно» выложенные «покупателем» пакеты с чипсами на полках с пивом, бутылка водки в холодильнике рядом запакованным мясом/селедкой и т.д. тоже маркетинговые ходы. Сначала тоже думал, что это кто-то из покупателей выложил на первую попавшуюся полку. Потом начал замечать, что такие «случайные» товары очень хорошо друг к другу подходят (пиво-рыбка). Потом прочитал где-то, что это маркетинговый ход. Покупатель берет пиво, а рядом лежит подходящая закуска, которая должна быть в другом ряду — рука сама тянется ))
                                                                        • +1
                                                                          Под кросс-селлы обычно закупается специальное размещение рядом кучей товара. По одному-два товара никто таскать не будет. Разве что реально ушлые мерчанты поставят ради приключения, но и всё.
                                                                          • +1
                                                                            У нас ставят еще как. В средних и крупных супермаркетах постоянная картина. Примерно одни и те же «забытые» товары на примерно одних и тех же местах. Кстати, еще любят положить бутылочку пива в ящик-холодильник с колой/энергетиками возле кассы.
                                                                            • +3
                                                                              Я вчера видел сцену, и, кажется, понял.
                                                                              Мужик несёт обычное пиво А к вобле. Там стойка с промо-пивом Б. Он думает, чешет голову, достаёт своё пиво А, кладёт в воблу, берёт пиво Б.
                                                                              • 0
                                                                                Или жарким летом идёшь по магазину и видишь, что твоё любимое пиво не в холодильнике. И чтобы исправить это недоразумение относишь пиво в отдел с замороженной рыбой и направляешься подбирать закуску. Когда пора идти к кассе — забираешь своё холодное пиво и идёшь наслаждаться.
                                                                      • +1
                                                                        Совсем недавно был в гипермаркете, пукупал банку консервированных ананасов.
                                                                        Со стороны главного прохода ценник: ананасы колечками — 60 рублей 40 рублей
                                                                        С другой стороны ценник: ананасы кусочками — 60 рублей
                                                                        И банки одной кучей, отличающиеся небольшой надписью на этикетке: либо колечки либо кусочки.
                                                                    • +5
                                                                      Вы всегда проверяете чек на наличие в нём всех товаров? Да ещё и не отходя от кассы.
                                                                      Прошу предложить более простой способ защиты.
                                                                      • +3
                                                                        Всегда. Лучше проверить, чем потом попасть в неприятную ситуацию. Кстати, раньше часто в магазине обсчитывали — пробивали товар 2 раза или в чеке указан был другой товар (дороже). Сейчас кассиры уже знают, что чеки проверяю — обсчитывать перестали.
                                                                        • +1
                                                                          Подтверждаю, я тоже так делаю, но не из паранойи, а просто потому, что интересна структура расходов. За год раза два ловлю ситуацию, когда мне бьют на один йогурт больше.
                                                                          • +1
                                                                            Ой, а какой юридически-грамотный способ подействовать на такую кассиршу, что обсчитала тебя?
                                                                            Ты ей чеком в лицо — а она из себя дурочку будет строить, мол не туда нажала, давайте чек обратно, отменим и перепробьем.

                                                                            В таких ситуациях у этих дам есть какая-то ответственность?
                                                                            • 0
                                                                              Вряд ли возможно будет добиться какой-нибудь ответственности. Все спишут на случайность. Разве что оставить запись в книге жалоб.
                                                                            • 0
                                                                              А я после обеда в столовой проверил чек. Выяснилось, что пельмени я ел по цене зелени — 3 рубля. Возмущаться не стал :D
                                                                              • +7
                                                                                А вот и зря. Мы кричим везде, что обманывать негоже, а сами всегда рады, когда кто-то в нашу сторону ошибается на 50 рублей. Это как минимум нечестно.

                                                                                Я один раз покупал салаты в магазине. Два салата в контейнерах сложили в один пакетик и наклеили два штрих-кода, а на кассе пробили только один (второй был с другой стороны). Мне так некомфортно стало от этого, и я указал кассирше, что нужно второй тоже пробить.
                                                                                • 0
                                                                                  А я подумал, что «ошибка» только в чеке…
                                                                                • 0
                                                                                  У нас в универе в столовой два моих друга играли в такую игру: набирают одно и то же, идут с разницей в несколько человек. Кому насчитали меньше, тот платит за обоих ) В среднем, платили по ровну :D
                                                                                  • +1
                                                                                    А вы в котлетный кварк в универе не играли?
                                                                                    • 0
                                                                                      Ух ты, какое название интересное. Не гуглится. Что это?
                                                                                      • +5
                                                                                        Берёте котлету и двух голодных студентов. Один ест половину котлеты, второй делит оставшуюся часть пополам и ест её половину. Остаётся четверть, половину от которой ест второй студент. И так далее. В какой-то момент в результате опыта получается принципиально неделимая часть котлеты. Котлетный кварк тщательно изучается визуально, запоминается, а затем утилизируется в одного из студентов.
                                                                                        • +4
                                                                                          Сколько раз можно согнуть пополам лист а4?
                                                                                          Ответ: один. Потом это будет уже не лист А4.
                                                                                          Вспомнилось )
                                                                                          • +2
                                                                                            — Простите, каков срок годности вот этого презерватива?
                                                                                            — Адын раз.
                                                                                          • 0
                                                                                            Это надо, как минимум, половиной группы играть. Думаю, котлета раз 10 поделится напополам, нет?

                                                                                            А, сорри, не сразу понял, что можно же вдвоем играть.
                                                                                            • 0
                                                                                              Примерно так играется «жадина». Берётся еда, далее игрок 1 съедает половину, игрок 2 – половину от оставшегося и тд, пока игрок N не сможет поделить оставшееся пополам и доест — он жадина.
                                                                                    • 0
                                                                                      Всегда интересовало, какой профит кассиру от этого? Ведь по сути это нарушает учёт товаров.
                                                                                      • 0
                                                                                        Навскидку, лишний товар потом могут пустить налево.
                                                                                        • 0
                                                                                          Обычно всё прозаичнее. На сотрудниках магазина висит штраф за пропавший товар, и они его таким образом уменьшают.
                                                                                          Либо да, сговор и махинации с «лишним» товаром.
                                                                                          • 0
                                                                                            Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью.

                                                                                            Это я к тому, что чаще всего это просто ошибка.
                                                                                    • 0
                                                                                      Проверяю. Заодно и проверяю что нет там ничего «лишнего»… А то разок кассирша «ошиблась» на большой тортик…
                                                                                    • +7
                                                                                      > Были случаи, когда кассиры специально не пробивали один из товаров
                                                                                      В таком случае просто говоришь, что «забыл оплатить» и возвращаешься на кассу пробиваешь. Пока ты не покинул территорию магазина, а не касс, ничего не украдено.
                                                                                      • +1
                                                                                        Разве? Торговый зал ограничивается линией касс, вынос товара из торгового зала без оплаты — кража. Тут правда есть один немаловажный нюанс — кража это умышленное действие, и имхо, тут все упирается в это, а не перемещение по территории магазина.
                                                                                        • 0
                                                                                          Вы же находитесь на территории магазина, как вы могли что-то украсть? Просто не оплатили еще. Точно так же в топике описано про вход в магазин в любом месте.
                                                                                          • 0
                                                                                            А еще из страны не вывезли. И что? Для этого достаточно что бы владелец товара прекратил им обладать. С того момента, как вы вынесли его из торгового зала, не думаю что можно сказать, что магазин по прежнему им обладает. Он же в вашей сумке.
                                                                                        • 0
                                                                                          Как-то я читал определение кражи и там фигурировал момент когда у вора появляется возможность воспользоваться украденным. И комментарий юриста, был о том, что таки эта возможность появляется за линией касс, но это было давно и предлагаю погуглить это тому, кого это интересует.
                                                                                        • +9
                                                                                          > Никогда нельзя идти в помещение охраны
                                                                                          [черный_юмор]Иначе вас потом могут обвинить в том, что вы их застрелили. У нас пару лет назад был случай в Караване...[/черный_юмор]
                                                                                          • 0
                                                                                            У меня был один раз случай — кассир забыл пробить товар, охранник проверил. В итоге меня вежливо и без очереди попросили оплатить не оплаченный товар, а кассиру, видимо, надавали по шапке.
                                                                                            • 0
                                                                                              однозначно!!! не ходить ни в какие помещения к охране!
                                                                                              Моего знакомого (правда не в супермаркете) двое охранников завели на лестницу, где они знали, что нет видеокамер, избили и скинули с лестничного пролета. Результат — прелом ключицы. А охрана сказала в один голос — он оступился и упал.
                                                                                              Так что для любителей качать права — вы подумайте, вам что важно, доказать, что вы правы или получить черепно-моговую травму?
                                                                                              Я обычно просто не хожу в места, где мне не нравится, как обслуживают, а игра в демократию… Ну разве не в нашей стране мы живем?
                                                                                              при этом знание своих прав — вещь явно полезная
                                                                                            • +1
                                                                                              Хотелось бы больше подкреплений того, что можно и нельзя — нормативными актами и законами. А что думаете на счет обязательного указания ценников на товары? Очень напрягает, когда их нет на товаре. Есть п.3 ст 10 закона о защите прав потребителей — но я затрудняюсь его как-то трактовать…
                                                                                              • +1
                                                                                                ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ — 19. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
                                                                                              • 0
                                                                                                > фокус «а у меня нет размена» в магазинах не канает. Вам должны дать сдачу с любой суммы, это норматив.

                                                                                                А нельзя ли ссылку, на чем это баируется?
                                                                                                • +2
                                                                                                  Вот здесь показательная история иска, есть отсылки к документам по шагам.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Самое забавное, что по закону предприниматель не прав, но банк мелочь не выдает и где ее брать никто не знает. Банк за это наказывать никто не собирается.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Банк мелочь не выдаёт? Странно.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Я прочитал приведенную ссылку.
                                                                                                        Ответчица Р. в судебном заседании признала факт отсутствия разменной монеты в кассе магазина, считая, что в этом нет её вины, поскольку в Сбербанке монеты не выдают. Она сама обеспечивает магазин разменными деньгами, привозя их из Иркутска, однако бывают периоды, когда разменная монета закончилась, а новая еще не поступила.
                                                                                                      • +2
                                                                                                        В банках где обслуживаются юр. лица обычно есть разменная касса, где за небольшие деньги можно получить мелочь любого номинала.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Мелочь, вернее много мелочи — частая причина отказа в обслуживанит. Не в курсе как с этим в России, но некоторых/большинстве евро-стран можно максимум 20 евро мелочью давать, хотя по законам должны принимать любые суммы любого номинала.
                                                                                                    Ещё встречал разводы, это минимальная сумма при оплате кредитной/дебетной картой. Если сумма товара меньше 20-30 евро — то могут не продать.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Ни разу такого не видел. Оплатить кофе за €2? Без проблем. У меня рекорд по оплате, кажется, что-то порядка €1.5.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Я что-то на 9 рублей купил как-то, уже не помню, что это было.
                                                                                                        • 0
                                                                                                          У меня так девушка на кассе купила по карте только пакет за 3 рубля. Получилось из-за путаницы с товарами, всё кроме пакета пробили другому покупателю, а он ещё и часть продуктов утащил. В конечном итоге разобрались и рассчитались с ним наличными
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Стокгольм, Брюссель, Париж. В некоторых лавках табличка, что если сумма ниже некоего значение (12-15 евро), то при покупке картой берут еще полевро.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Наша налоговая была бы очень рада. А вот в ЕС такое действительно встречается, интересно что думает их законодательство на эту тему. Понятно что есть комиссия платежной системы, но мне вешать эту проблему на покупателя…
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Странно. На сколько помню в правилах визы строго указано, что оплата по терминалу не может облагаться никакими дополнительными сборами. Может самодеятельность?
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Не знаю. Но сомнительно. Одна из лавочек — какойто известный магазин шоколада в Брюсселе.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Ох, я как то в дороге по Германии остановился водички на заправке купить — 20 евроцентов по карте отлично приняли без всяких дополнительных комиссий.
                                                                                                            • +1
                                                                                                              Про Европу — "по законам должны принимать любые суммы любого номинала" — в том-то и дело, что нет такого закона в большинстве стран евро-зоны.
                                                                                                              Оплата картой — это не развод. К тому же хорошо, если отказываются, еще с прошлого года они могут просто перенести затраты на платёж на покупателя (предупреждение должно висеть).
                                                                                                              • +2
                                                                                                                Да, я напутал.
                                                                                                                Например во Франции лимит налички 3 KEUR для резидентов, для нерезиков — 15 KEUR.
                                                                                                                В финляндии (тоже и в Эстонии) продавец не обязан принимать более 50 монет за раз, если он предупредил покупателя перед покупкой. Так же с крупными купюрами 200 и 500 евро — если есть предупреждение, то оно действует.
                                                                                                                В Испании лимит для резидентов 2500 евро. Всё что больше — через банк. При нарушении штраф до 25% от суммы.
                                                                                                                В Бельгии тоже лимиты на большую наличку и штрафы за не соблюбение.

                                                                                                              • +2
                                                                                                                В России покупал в магазине жвачку за 19 рублей по карточке =)
                                                                                                                • +1
                                                                                                                  Я в аптеке покупал маску на лицо за несколько рублей) А какой выход, ни у меня, ни у них мелочи не было… утро.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  С картами в Европе странная ситуация. Например, в Нидерландах VISA и MasterCard принимаются далеко не везде. А если принимаются, то с покупателя берётся комиссия за оплату. При этом, Maestro (даже эмитированные в России) принимаются к оплате и без всяких комиссий.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    В Германии тоже почти нигде не принимаются обычные банковские карты, у них в ходу какая-то левая своя система.
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Странно, в Рождественские каникулы был в Берлине и Дрездене — никаких проблем с Мастеркардом не было.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Осенью был в Лейпциге, Дрездене и Берлине. Карточка VISA с чипом. Не принимают в продуктовых магазинах (в т.ч. крупных), музеях, зоопарках, ресторанах. Принимают в автопрокате, заправках, макдаках.

                                                                                                                        Потерял переписку с товарищем, который уехал туда на ПМЖ, где он объяснял мне эту ситуацию. У них в ходу своя система, если не ошибаюсь — Girocard.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        В Германии тоже почти нигде не принимаются обычные банковские карты
                                                                                                                        Вы имеете в виду VISA?

                                                                                                                        у них в ходу какая-то левая своя система.
                                                                                                                        Вы имеете в виду MasterCard/Maestro?
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          В Германии, да и в Нидерландах тоже, VISA и MC карты принимаются при крупных платежах (отели, более-менее дорогие магазины). Но в супермаркете — почти всегда кэш или Maestro (кстати, эмитированные в России проходят отлично, но нужно чтобы был чип в карте).

                                                                                                                          Вообще, я бы разделил MasterCard и Maestro. Пусть владелец и один, но тем не менее, платёжные системы разные.

                                                                                                                          Кстати, у VISA есть симметричный ответ — система V PAY, возможно её kefirr имел в виду.
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            В Гамбурге в паре мест у нас отказались принимать оплату картами, в наличии были и Visa и MasterCard выпущенные разными банками, в том числе банками стран ЕС. Пришлось искать банкомат :)
                                                                                                                            • +1
                                                                                                                              Ну «в паре мест не принимают совсем никакие карты» — это одно, а «почти нигде не принимают обычные карты, только какие-то левые свои» — это совсем другое.
                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                У меня именно сложилось впечатление, что принятие карточки Visa — это исключение, а не правило. Карточка с чипом и работала в куче стран по всему миру, а в Германии было много неприятных моментов. Наличку всегда беру с собой, но как запасной вариант, а там пришлось везде ей пользоваться.
                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                Так суть не в названии банка, а в типе карточки.
                                                                                                                            • +1
                                                                                                                              Левая — V PAY? В Европе она в ходу в ряде стран.
                                                                                                                            • 0
                                                                                                                              В сентябре в Германии пользовался VISA. Без проблем.
                                                                                                                            • 0
                                                                                                                              В нидерландах была проблема только с нечипованной картой. Билеты на трейн фиг купишь =(
                                                                                                                            • +6
                                                                                                                              Я, приходя домой, всю мелочь из кошелька сразу выкладываю в специальную мисочку, потому что она в кошельке/карманах мешается. Когда в мисочке монет становится много, я отсчитываю, скажем, 100 рублей одинаковыми монетками, кладу в пакетик и в магазин, где расплачиваюсь им. Реагируют либо нейтрально, тупо ссыпая содержимое пакета в лоточек с мелочью, либо агрессивно, говоря что-то вроде «И что, я должнf вот это всё считать?». В таких случаях я говорю что-то вроде «Я не настаиваю, можете не считать» и спокойно ухожу.
                                                                                                                              Если Вы мирный человек и боитесь конфликтов, можете в любую соседнюю аптеку свои залежи монет отнести, там только рады будут, так как из за цен вроде 27 рублей 58 копеек там всегда недостаток мелочи.
                                                                                                                              • +16
                                                                                                                                Видел продуктовый, где кассирши договорились с маршрутчиками (у них там конечная напротив), что они им скидывают мелочь. Мужики, пока ждут очереди на выезд, относят мешки с монетами в магазин, получают пару бумажек. Сами радуются, и кассиршам хорошо. Симбиоз.
                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                  Я отнёс 2 тысячи мелочью из копилки в сбербанк, мне без всяких комиссий обменяли на купюры. Правда нужно уточнить предварительно, есть ли в отделении аппарат для счёта монет и прийти, когда там не много людей (иначе очередь в кассу вас проклянёт).
                                                                                                                                  • +1
                                                                                                                                    Я так делал в Райффайзене, только у меня было 13 тысяч мелочью :). Кассир конечно удвилась, но даже ни разу не расстроилась.
                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                      Все остальные банки просили у меня комиссию, причем на мой вопрос «а если я открою счёт, положу через кассу на него деньги, а завтра закрою» никто ничего внятного не ответил.
                                                                                                                                      • 0
                                                                                                                                        А, ну я на карточку клал, потому может иначе бы и комиссия была бы. А Сбер не берет комиссию за размен? А то я когда смотрел, как же мне избавиться от такого количества мелочи где-то читал, что Сбер берет комиссию за такое.
                                                                                                                                        • 0
                                                                                                                                          Нет, не берёт.
                                                                                                                                          В ВТБ на карточку можно класть от 10 тыс. без комиссии, и мелочью они принимают до 300 руб без комиссии по какой-то внутренней установке.
                                                                                                                                          Был план DOS атаки: кладёт 10299, снимаем 10 тыс в банкомате тут же. Повторять до победного )
                                                                                                                                          Это я всё к тому, что все эти планы по комиссии на счёт мелочи они довольно глупые и в них полно дырок. То есть этакое желание поиметь халяву на случайных посетителях с такой проблемой.
                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                            Так ограничения по движению по счету же есть еще.
                                                                                                                                            • 0
                                                                                                                                              Сбер берет комиссию за обмен металла на бумажки. Сколько-то процентов, но не меньше 50%. Поэтому, когда у вас «карман мелочи», то менять его в сбере невыгодно. Это обычная услуга населению, она может облагаться комиссией.
                                                                                                                                              Класть деньги на счет — это стандартная банковская услуга. Предоставляется по договору публичной оферты. В подавляющем большинстве случаев не облагается комиссией.
                                                                                                                                              Я не раз клал на карту монеты. Один раз был очень показательный.:
                                                                                                                                              У меня был полный рюкзак мелочи по 10 копеек. И немного монетами по 10 рублей. Всего 10 000 рублей. Счетную машинку в тот день увезли в другой филиал…
                                                                                                                                              Кассир при подсчете 10-копеечных монет сбилась на последней горсти. На всё про всё ушло около 20 минут наверное. На выходе из отделения вставил карточку в банкомат и получил две рыжие бумажки.
                                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                                В сбере менял без комиссии 2 тысячи мелочью на купюры.
                                                                                                                                  • 0
                                                                                                                                    Агрессивным кассиршам можно отвечать, что монета является официальной денежной единицей и обязательна к приему на всей территории страны. Правда, главная опасность — не кассирша, а очередь за Вами. Кассирши этим умело пользуются. Начнет специально медленно пересчитывать мелочь, чтобы разозлить стоящих в очереди. И «переведет стрелки» на Вас. А если в очереди стоят пенсионерки или мужики, которым не терпится купить и открыть бутылку…