1 сентября 2014 в 09:22

Как мы выслеживали брак в реальном мире и отлаживали производство настольных игр



У нас на каждой физической игре есть отладочные коды, «зашитые» в разные компоненты. Я помню, что обещал топик про дебаг нашего производства в реальном мире. Вот он. Заодно может пригодиться интернет-магазинам.

Сначала о производстве. Обычная настольная игра собирается из десятков компонент, и много чего делается вручную. Идеи автоматизации сборки начинают становиться реалистичными либо при очень больших объёмах производства, либо при очень дорогой рабочей силе в стране. Оба этих условия выполняются для Германии – и то, автоматизировано у них там далеко не всё. Как проверять автоматизированные линии, мы все знаем – повесить датчиков, сравнивать показания в системе учёта и контролировать каждый параметр линии. Что делать в случае ручного производства – хороший вопрос. И решать мы его начали брекпоинтами. И довели уровень брака до менее чем сотой процента. Это очень круто, и причём большая часть возвратов и замен – спасибо перевозчикам, кантующим коробки меткими пинками.

Но начну, опять же, с самого начала.

Сборка



Сборочная линия Данеток

Первый уровень контроля – это проверка того, насколько вообще адекватные сами компоненты. Вот, например, песочные часы, которые используются во многих играх:



Конкретно эта партия пришла из Китая (поскольку сделать такую простую вещь как песочные часы на 30 секунд в России красиво не может никто). Зимой перевозчик может накосячить, и внутри часов из-за перепада температур может образоваться конденсат. От этого песок перестанет сыпаться. Бывают просто коцанные часы (как правило, их можно узнать по коробке со следами падений), бывают разные нестандартные варианты. Всё это проверяется на момент, когда компоненты попадают на склад.

У каждой промышленной партии есть допустимый уровень брака. Например, в случае c заказом 5000 часов, добрые китайцы кладут сразу ещё сотню сверху на всякий случай, чтобы не делать вторую поставку. Если брака наберётся больше этой сотни, мы его опишем, сфотографируем и потребуем прислать ещё часов, либо вычтем стоимость из финальных 20-30% оплаты.

На эту тему, кстати, есть замечательный анекдот.
Вот он
IBM заказывает производство процессоров нового поколения в Японии. На переговорах директор сообщает, что у них очень строгий контроль качества, и на всю партию должно быть ровно два сбойных процессора. Через несколько месяцев приходит поставка, несколько контейнеров. Её сопровождает вежливый японец с кейсом. Подходит к директору, вручает документы на партию, открывает кейс:
— Мы не совсем понимаем политику качества наших уважаемых западных коллег, но сделали точно, как вы просили, и изготовили отдельно два сбойных процессора. Вот они.

Следующий этап производства – группировка компонентов. Помните фишки, которые лежат в зиплоках или термоусаженных пакетиках? Так вот, нужно собрать их по N штук в пакет. При этом ошибки здесь неравнозначны: если фишек будет N+1, это не страшно, а вот если N-1 — придётся отзывать партию.

На каждый пакетик наносится специальный цветной кружок, он означает номер партии. По его цвету можно установить конкретного сборщика, отвечающего за данный тираж.

Вот эти пакетики на складе:



А вот похожий в игре:



Если вдруг приходит информация о том, что в такой-то игре неправильный состав, мы узнаём цвет метки и понимаем источник брака. Но это только малая часть решения задачи.

Сборка колоды – нетривиальная задача. Нужно собрать, скажем, ровно 150 карт. По нашим поставщикам мы заметили ещё много лет назад, что колоды с картинками собираются легко, а вот всё, что с буквами, может и будет перепутано. Потому что слишком похожие карты.



Ещё интересная особенность – почти не бывает брака «не доложили», потому что процесс сборки предполагает запихивание определённого количества карт в колоду. Мы пробовали, кстати, проверять это на тензометрических весах, но особого смысла именно для бумаги нет (зато удобно для пластика). Выяснилось, что сборщик, проработавший неделю, способен взять любую из сотен колод в руки и сказать, все ли там карты по массе и толщине пачки. Как в анекдоте: «Давно не играл. Ну-ка, перемешаем… да, шестёрки пик не хватает».

Зато вполне бывает брак по «положили те же карты дважды, а часть не вошла». Это случается, например, когда по какой-то причине в середине коробки внезапно начинается другая карта. Так быть не должно (это условие печати), но редко бывает. Мы стараемся избегать этого ещё на производстве карт. Поэтому вообще каждая карта также нумеруется:



Эти номера – порядковое число в колоде. Например, здесь на нас смотрят 98 и 16.

Когда макет карты меняется, мы можем добавить сотню к номеру (или тысячу, если карт больше 100 в колоде). Карты 159 и 59 не должны встречаться в одной колоде на 80 единиц — это явно разные макеты. Но мы так делали всего пару раз: оказалось куда более простым, дешёвым и надёжным утилизировать остатки первого тиража и работать только с новым.

Ниже фото того, как маркируются колоды: в каждую добавляется карта с номером сборщика. Поскольку мы не хотим тратить карту просто так, там ещё и немного рекламы. Вот игра с несколькими колодами, в каждой – своя карта. Как видно, большую колоду и одну из маленьких собирал один и тот же сборщик.



Дальше собранные компоненты могут отлежаться на складе ещё некоторое время и только по прошествии пары недель попасть на сборку тиража. Финал сборки тиража – маркировка коробки специальным отладочным кодом. Тоже зашитым в цвет, вот так (кружок на внутренней стороне крышки):



Контроль на выходе


На выходе из сборочной зоны от 1% до 10% продукции выборочно вскрывается и проверяется от начала до конца. Если всё нормально – даётся отмашка на отправку на склад.

Транспортировка


Когда мы уменьшили брак производства, количество возвратов упало, но не настолько, насколько мы хотели бы. Напоминаю, мы сократили количество брака ориентировочно до 0,01% (подсчёт по обнаруженным: ещё некоторая доля может не возвращаться, когда в единичных случаях кто-то решает не возвращать коробку).

При этом большая часть возвратов была связана с транспортировкой. Вот пример недавнего возврата в магазин (коробка не нашего производства):



Это мог бы быть чей-то подарок, но не стал – спасибо грузчикам. Поэтому мы пошли чуть дальше для своего производства и решили, что с грузчиками ругаться бесполезно (точнее, этим занимаются другие люди). А для конкретного склада суровая Россия – это просто окружающая реальность, которую нужно принять со всеми особенностями.

Поэтому следующий шаг после получения готовых игр – это сборка специальных транспортных коробок. Каждая игра ещё до печати тщательно замеряется и под неё делается коробка ровно миллиметр-в-миллиметр под партию. Обычно это 8-10 игр на транспортную гофротару для стандартных коробок, 12 – для кубических, 24 – для маленьких, 5 – для сверхкрупных. Результат — возвратов уже меньше, но есть куда расти в этом плане – и много.

Общая процедура


Если у человека на руках бракованный экземпляр, он может назвать цвет кружка из-под крышки – это нужно не для производства, а для нас, розницы. Мы можем отследить, куда ушла эта партия, и вскрыть ещё штук 10 коробок, чтобы понять, разовый это брак или серийный. Не все способны распознать цвет точно, поэтому мы просим прислать фото или ориентируемся на принесённую коробку. При этом похожие цвета лежат далеко друг от друга в тиражах (розовый и фиолетовый пойдут в тираж с разницей полгода минимум), поэтому обычно получается всё решить и по телефону.

Производство отправляет замену через нас (розницу Мосигры) или само. Где-то пару раз в месяц делается доотправка карт в заказных письмах, пару раз – отправляются целые коробки.

Параллельно, когда у нас есть отладочный код коробки, номер сборщика и данные о партии, из которой делалась сборка, мы можем понять, в чём конкретно была ошибка. Дополнительный плюс системы — каждый сборщик имеет бонус за отсутствие брака. Если его коды не возвращаются на производство, он зарабатывает больше.

Похожая система в упрощённом виде применяется на рекламных материалах розницы:



Вся эта система вводилась и дотачивалась пару месяцев. Занимались этим вплотную сначала Тихон – руководитель Магеллана (от него – теория), затем к делу подключился Серёга, руководитель непосредственно производства (и сборочной линии), поставивший всё это на практике.

Всё. Вот здесь есть ещё старый топик про косяки типографий, а тут – разборы конкретных случаев багов в наших продажах.
Автор: @Milfgard
Мосигра
рейтинг 586,17
Настольные игры и здравый смысл

Комментарии (65)

  • +2
    Какой процент брака для сборщика считается условно приемлемым?
    • +2
      Брак бывает трех видов. Битые компоненты не попадают на сборщика. Неправильная сборка — проблема его и старшего смены. Битая при доставке коробка — проблема сети доставки (и наша как розницы). Приемлемый уровень брака — 0%. Это не очень реально, поэтому мы говорим про одну ошибку на тираж.
      • +4
        Сурово. Но именно такой контроль позволяет не испортить вечер с друзьями из-за одной недостающей детали/фишки/карты. Вспомнились «Прозрачные витражи» Лукьяненко и сцена с паззлом без одного кусочка.
        • +5
          Мы тоже закладываем пасхалки в каждую игру, но тоньше и позитивнее.
          • +4
            Какой тонкий вызов… купи все наши игры и найди пасхалки…
            • +3
              Они не настолько коллекционные. Просто забавные мелочи.
              • +3
                Пример в студию!
          • 0
            Ого. Я не могу сообразить какая квалификация в математике позволила создать пазл, решаемый двумя вариантами, при том, что цвет губ сложно спрятать где-то в другом месте картинки.

            Значит ваш уровень в математике даже выше? o_0
            • 0
              Нет. Мы не используем аналитическую геометрию, чтобы издеваться над людьми. Ну, почти.
  • +8
    Как всегда, очень приятно читать ваши посты.

    А почему цветные кружочки, а не циферки?
    • +3
      А вдруг позвонит ребёнок, а цифр он не знает?)
      • 0
        А тогда почему не цифра в кружочке? Или не цифра, нарисованная цветом?
        • +2
          Или слоники, жирафики?
      • +32
        -«Назовите цвет кружочка»
        -"#9d67c2"
        • +39
          Вот вы смеётесь, а один раз было.
          • +3
            Расскажите, интересно же.
            • +22
              Далёкий город в Сибири, отправка почтой РФ. Человек сфотографировал метку вместе с эталонной серой картой, выправил баланс, ткнул пипеткой и сообщил цвет по почте.
              • +3
                Ничего такого. Я как дальтоник тоже мог бы сделать подобное. Может у человека проблемы именно в этой цветовой области были)
                • +4
                  Вот, кстати, да. У нас предпечатный мастер на 20-м тираже узнал, что не видит зелёный. Ориентировался он на числа, прямо по Маргулису. Сейчас работает концепт-художником и отвечает на комментарии.
                  • +2
                    У Маргулиса много теоретических нестыковок и ошибок, а благодаря популярности его книг, многие специалисты имеют неправильное представление о некоторых аспектах цветокоррекции. Если интересно, здесь разбор некоторых моментов книг упомянутого автора.
                  • +1
                    У меня тёмные оттенки коричневого и зелёного с низкой сатурацией сливаются в один цвет. Самый идиотский вопрос к дальтонику: «А какой цвет ты видишь?». Это примерно как объяснить как выглядит мир в ультрафиолете. Как-то выглядит)
                    Я бы вам вообще сотрудников посоветовал тестировать. Около 12% мужчин с кривой цветопередачей)
                    • +1
                      А зачем? Если результат отличный — какая разница, как он достигнут?
                      • 0
                        Чтобы не нарваться на брак при приемке типографии немного оттенка неожиданно
                        • 0
                          Так он не один увидит. Но у нас га тираже рекламы так и было. Как в «Дне выборов».
                          • +3
                            Согласен, что вероятность минимальная. Ты прав, наверное) Но вообще сам тест достаточно интересен. Мало кто подозревает эти нюансы в себе до проверки. Могу посоветовать этот тест. Достаточно прост и показывает конкретные участки спектра.
                            • +1
                              Глазоломный у вас тест однако. А ещё не написано, какой результат считается хорошим. У меня вот троечка образовалась (всё в зеленой части спектра), это нормально, хорошо или очень хорошо?:) Я попадаю в 11 из 12 мужчин без проблем с цветовосприятием, или уже нет?
                              • 0
                                А, понял кажись. Всё, что меньше 100 норма получается?
                                • 0
                                  Нет. Качество цветопередачи это не дискретная величина. В идеале 0. 100 — это совсем все плохо. 3 это норма абсолютная, можете в типографию идти) у меня 34, например.
                                  • 0
                                    у меня 38, но понимать бы сколько процентов людей набрали больше этого значения, а сколько меньше, а то дейсвтительно не понятно
                                    • 0
                                      Они вроде в результатах теста дают усредненную статистику, разве нет? Я давно проходил.
                                      • 0
                                        Они написали, что лучший результат в моей возрастной группе — 0 и что самый высокий — несколько десятков тысяч, точное число не помню. Я так понял, либо ошибка, либо речь о какой-то другой шкале измерения результата. По количеству людей нет, не говорили :(
                                  • +2
                                    У меня 0.

                                    i.imgur.com/J3wFL6z.png

                                    :D

                                    Правда потратил минут пятнадцать, ещё и головой водил по кругу — с разных углов на моник смотрел. Всё же далеко не IPS.
                                  • 0
                                    У меня 79 получилось. Даже странно. Мне казалось, у меня получилось почти идеально :(

                                    PS В моей возрастной группе (с учётом пола) худший показатель 1520 (наверняка кто-то троллил), но я явно заметно ближе к «худшей» границе от середины — нахожусь в начале худшей четверти рейтинга.

                                    Но есть шанс, что ещё монитор нетбука подыграл «сопернику».
                              • +1
                                У меня 0, как-то без проблем (макбук).
                                Hint: попробуйте переставлять соседние цвета: если единичная разница не очень видна, то непоследовательность в ряде видна очень хорошо. И, да, хороший монитор важен.
                                • 0
                                  Тут идеальна классическая сортировка пузырьком.
                            • 0
                              Интересный тест, спасибо!
                              Толи на некоторых участках провалы у меня, толи терпения не хватило,
                              обязательно попробую позже еще раз :)
                              yourscr.com/7a6db56d8e5d58cbd95fd828fd1a0628.png
                    • +1
                      Уже давно установлены причины разных видов цветовой слепоты, и можно установить КАК видят люди, которые имеют такие особенности зрения. Даже Фотошоп умеет это имитировать: View — Proof Setup — Color Blindness
                      Кроме того, некоторые аспекты теорий цветового зрения проходят проверку экспериментами на людях с такими особенностями.
                      • 0
                        Нельзя. Я вижу не такой цвет как вы. Когда вы смотрите инфракрасные или ультрафиолетовые фотографии — вы видите лишь их интерпретацию в обычных цветах, а не реальный ультрафиолет.
                        • 0
                          Можно
                          Нужно попросить Вас стать участником опыта Гилда или Райта (которые легли в основу современной науке о цвете), рассчитать кривые сложения для «Наблюдателя Meklon», и на их основе делать довольно точные предположения об особенностях Вашего цветовосприятия.
                          • 0
                            Почитаю, спасибо.
    • +5
      Спасибо. Слишком мелкие для двузначных чисел, плюс метка не должна увеличивать стоимость игры: печать поверх с точными полями вырубки — не самая тривиальная вещь.
      • 0
        А использование штампов или этикет-пистолетов получается дороже чем поклейка кружков?
        • 0
          Штамп на термоусадку не поставить. Этикет-пистолеты удобнее в рознице, здесь же кружки практичнее. Немцы вон могут и в серийник всю информацию писать на коробке ещё в типографии, но там процесс другой.
  • +1
    Извините за оффтопик, но все же про качество товара. Купил недавно в вашем магазине на тверской Resistance. До этого играли в нее с друзьями. Так вот в вашей версии все игровые карточки (карточки выборов, оружия, голосования) одинакового размера и фактуры. Для сравнения, в оригинальном издании карточки оружия меньше, толще и на каждой уникальный рисунок. Полиграфия хромает, поля у карточек едут, и как мне показалось гораздо тоньше картон. Про игровое поле даже не говорю — оно какое-то блеклое, неконтрастное. Почему нельзя было точно скопировать элементы исходного издания? Или если они закопирайчены, то хотя бы поменять картинки.
    Для меня все вышеперечисленное — хороший повод больше не покупать игры с отметкой «локализовано мосигрой».
    • 0
      Макеты (в т.ч. размеры) от создателя. Единственный вопрос — это поле, у нас оно без ультрафиолетовой лакировки.
      • +3
        Производство подсказывает, что наше издание полностью аналогично оригинальному. А у вас — новое дорогое. В нашем случае не вопрос сделать так же, только игра станет куда дороже.
        • +3
          В таком случае извините за необоснованную нападку. Мы играли в Resistance купленный в штатах, видимо это было переиздание. Дело в том, что открыв коробку и перебрав карты я испытал чувство разочарования, подумал что «вот наши отечественные ребята опять сэкономили».
          • +4
            Я бы тоже себя так чувствовал. Всё штатно )
  • +13
    Так вот что означает чудесный кружочек.
    Купил у вас недавно Galaxy Trucker. Там много фишек, которые нужно выковыривать из поля. Насколько я понимаю, после печати они вырубаются штампом. И судя по всему — одним и тем же. Было не очень приятно узнать, что на нескольких фишках в крайнем ряду по длинной стороне штамп поизносился и вырубал фишки не до конца. И так во всех листах. Вам бы еще такие моменты тестировать. Это ведь самое главное в подобных играх: чтобы фишку нельзя было запомнить по рубашке. А когда она очень плохо выходит, то в лучшем случае отрывает кусочек листа рядом с собой и её приходится дорабатывать ножницами.
    Да, у меня кружочек синий :)
    • +26
      Спасибо, мы их действительно не выколупываем на проверке. Теперь будем.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +3
      Мы так в «За бортом!» сделали. Вопросов было море.
      • +1
        А в описании комплектации игры было написано, что в комплект входят запасные фишки? :)
        • 0
          Их можно и в отдельный зиплок. Когда покупаешь наушники — дополнительные амбушюры кладут именно туда.
  • 0
    А мне в «Стартапе» один маркер попался совершенно высохший.
    • +1
      Случается, это никак не проконтролировать. Поэтому они резервируются по схеме 2N.
  • 0
    Один раз покупал у вас игру 500 злобных карт, качество печати было плохое, бесплатно поменяли всю игру на новую с другой полиграфией. Спаисбо!
    • 0
      Надо отметить, что это была не наша печать. Потом создатель сменил производство на наше как раз из-за «пушистых» краёв карт.
    • +3
      Купил ее позавчера.
      Не могу удержаться от рекламной паузы — на пятом часу игры щеки начали болеть)
  • 0
    А где и как ее приобрести то?
    • +3
      Кого?
      • 0
        Вероятно, речь про игру «стартап» :) Т.к. именно она изображена на фото
  • +1
    Играем с друзьями в стартап,
    брака нет, всё на уровне,
    чувствуется продуманность деталей,
    спасибо!
    • 0
      Вам спасибо.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное